Меню

как определить число и род имен существительных и прилагательных



Род, число, падеж прилагательных

Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.

Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:

Мужской род — вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий

Женский род — вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая

Средний род — вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее. Например, море (какое?) глубокое

Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:

Мужской род, единственное число: Женский род, единственное число Средний род, единственное число
И. п. (какой?) вкусный апельсин И. п. (какая?) вкусная ягодка И. п. (какое?) вкусное мороженое
Р. п. (какого?) вкусного апельсина Р. п. (какой?) вкусной ягодки Р. п. (какого?) вкусного мороженого
Д. п. (какому?) вкусному апельсину Д. п. (какой?) вкусной ягодке Д. п. (какому?) вкусному мороженому
В. п. (какой?) вкусный апельсин В. п. (какую?) вкусную ягодку В. п. (какое?) вкусное мороженое
Т. п. (каким?) вкусным апельсином Т. п. (какой?) вкусной ягодкой Т. п. (каким?) вкусным мороженым
П. п. (о каком?) о вкусном апельсине П. п. (о какой?) о вкусной ягодке П. п. (о каком?) о вкусном мороженом

! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос какого? — вижу младшего брата .

! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою , -юю . Они используются в книжной речи, в стихотворениях:

Берёзы жёлт ою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.

ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:

И. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Р. п. (каких?) жёлт ых , весенн их (цветов)

Д. п. (каким?) жёлт ым , весенн им (цветам)

В. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Т. п. (какими?) жёлт ыми , весенн ими (цветами)

П. п. (о каких?) о жёлт ых , о весенн их (цветах)

Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:

  1. Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
  2. Определить род, падеж, число этого существительного.
  3. Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.

На болотах поспела душистая клюква.

клюква (какая?) душистая

клюква — ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая — ед. ч., Ж. р. И. п.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Род имен прилагательных

Прилагательное может быть мужского, женского или среднего рода. Что же необходимо знать, чтобы правильно определять род этой части речи?

Определение рода прилагательного по роду связанного с ним местоимения или существительного

Для начала необходимо вспомнить, с какими частями речи обычно употребляются прилагательные. Примеры:

  • В соседнем переулке живет очень милая девочка. Здесь прилагательное «милая» зависит от существительного «девочка».
  • Олег съел большой вкусный торт. Слово «вкусный» относится к существительныму «торт».
  • Оно желтое, как солнце. Прилагательное «желтое» зависит от местоимения «оно».
  • Красные яблоки лежали на столе, рядом с вазой. Слово «красные» относится к существительному «яблоки».

По приведенным примерам легко понять, что род прилагательного аналогичен роду существительного или местоимения, с которым оно употребляется:

  • девочка (моЯ) – красивая – женский род;
  • торт (моЙ) – вкусный – мужской род;
  • оно (моЕ) — желтое – средний род.
  • яблоки (моИ) – красные – множественное число.

Любое прилагательное, в зависимости от существительного (местоимения), с которым оно используется, может быть разного рода. Если же эта часть речи используется с существительным или местоимением множественного числа, рода у нее не будет. Пример: вкусный (м. р.) торт, вкусная (ж. р.) конфета, вкусное (с. р.) пирожное, вкусные (мн.ч.) ягоды.

Запомните! У прилагательных множественного числа род не определяется.

Как выяснить род имени прилагательного по вопросу?

Если задавать вопросы к одним и тем же прилагательным, однако относящимся к разным существительным (местоимениям), можно заметить такую закономерность: все прилагательные мужского рода отвечают на вопрос «какой?», женского – «какая?», среднего — «какое?» То есть род прилагательного можно узнать по вопросу, который задается от главного слова. Примеры:

У мамы сегодня получился пышный пирог. Пирог (какой?) пышный – мужской род.

У Василисы одета пышная юбка. Юбка (какая?) пышная – женский род.

Оля надела пышное платье. Платье (какое?) пышное – средний род.

Нельзя забывать, что прилагательные склоняются по падежам. «Какой? Какая? Какое?» — вопросы к ним в именительном падеже. Если прилагательные используются в других падежах, то и вопросы к ним будут другие. Примеры:

  • На Елене был одет серый пиджак. Пиджак (какой?) серый – именительный падеж.
  • На Елене не было серого пиджака. Пиджака (какого?) серого – родительный падеж.
  • Елена была рада серому пиджаку, купленному по скидке. Пиджаку (какому?) серому – дательный падеж.
  • Елена купила себе серый пиджак. Пиджак (какой?) серый – винительный падеж.
  • Елена была восхищена серым пиджаком подруги. Пиджаком (каким?) серым – творительный падеж.
  • Елена и забыла о сером пиджаке, купленном прошлой осенью. Пиджаке (каком?) сером – предложный падеж.

Во всех приведенных предложениях прилагательное «серый» мужского рода, хотя вопросы к нему в зависимости от падежа различаются. Аналогично можно привести примеры вопросов к прилагательным женского и среднего рода в разных падежах.

Однако нужно ли тратить время на заучивание всех вопросительных слов? Тем более, они совпадают в большинстве падежей мужского и среднего рода. Это еще больше усложняет процесс определения рода. Пример: подойти к окрашенному (какому?) забору – м.р., д.п.; подойти к большому (какому?) дереву – ср.р., д.п.

Чтобы упростить себе задачу, нужно научиться переводить любые прилагательные из других падежей в именительный падеж. После этого станет намного легче узнать род прилагательного, а выучить при этом придется всего 3 основных вопроса (Какой? Какая? Какое?). Примеры:

  • У Пети не было двухколесного велосипеда. (Чего?) велосипеда (какого?) двухколесного – родительный падеж. Если привести словосочетание «двухколесного велосипеда» к именительному падежу (чтобы можно было задать к существительному вопрос «что?»), то получится «двухколесный велосипед». Далее по вопросу, который задается к слову «красивый» (какой?) определяется мужской род прилагательного.
  • Оля давно мечтала о красивом платье. (О чем?) О платье (каком?) красивом – предложный падеж. Сначала нужно словосочетание «о красивом платье» привести к именительному падежу – тогда получится «красивое платье». После этого от существительного «платье» к слову «красивое» можно задать вопрос «какое?» — значит, в предложении используется прилагательное среднего рода.

Как выяснить род прилагательного по окончанию.

Существует еще один способ определения рода прилагательного – по его окончанию:

  • мужской — окончания –ый, -ий или –ой;
  • женский — окончания -ая, -яя;
  • средний — окончания -ое, -ее.
  • Зелен(-ый) огурец, син(-ий) свитер, волев(-ой) командир – м. р.;
  • Зелен(-ая) лужайка, син(-яя) штора, волев(-ая) женщина – ж. р.;
  • Зелен(-ое) полотенце, син(-ее) пальто, волев(-ое) руководство – с. р.

Окончания имен прилагательных в правиле указаны для именительного падежа. Для других падежей и окончания будут иными: на каждый падеж они свои – вообще их достаточно много. Поэтому, если прилагательное используется в другом падеже, приведите его опять же к именительному, а затем по окончанию определите род. Так Вам для применения правила придется запоминать значительно меньше окончаний. Примеры:

  • У меня никогда не было синего свитера. Словосочетание «синего свитера» использовано в предложении в родительном падеже. Переведите его в именительный падеж, тогда получите «синий свитер» — у слова «синий» окончание –ий, значит, перед Вами прилагательное мужского рода.
  • Алексей долго не мог забыть эту волевую женщину. Словосочетание «волевую женщину» использовано в предложении в винительном падеже. Если его перевести в именительный падеж, то получится «волевая женщина» — у слова «волевая» окончание –ая, значит, перед Вами прилагательное женского рода.

Вот и все правила, которые нужно знать, чтобы без труда выяснить род прилагательного.

Источник

Число и род имен прилагательных
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Учимся определять число имён прилагательных.

Повторяем род имён прилагательных

Скачать:

Вложение Размер
chislo_i_rod_imen_prilagatelnyh.pptx 1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Упражнение 1. Составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков. Как вы думаете, почему у прилагательных разные окончания? Запиши словосочетания в тетрадь. Выдели окончания имен прилагательных, укажи число прилагательных и существительных. белый белые гриб грибы

Проверь себя Белый(ед.ч.) гриб(ед.ч.). Белые (мн.ч.) грибы (мн.ч.).

Имя прилагательное всегда согласуется с именем существительным. Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное, от которого прилагательное зависит.

Упражнение 2. Найди в стихотворном отрывке имена прилагательные. Выпиши их вместе с именами существительными. Определи число имён прилагательных . Живут в зоопарке гривастые львы. Им стыдно косматой большой головы. Что ж делать, когда парикмахер От них убегает в страхе? Ведь нету зверей в целом мире Страшнее, чем эти четыре. И. Токмакова

Проверь себя Гривастые (мн. ч.) львы, косматой (ед.ч.) большой (ед. ч.) головы, в целом (ед.ч.) мире.

Важно. Определение рода во мн. ч. У существительного можно определить род во мн. ч. , Если возможно! Грибы (мн. ч., м.р.) – потому что «гриб» м.р. Парты (мн.ч., ж.р.) – потому что «парта» ж.р. Невозможно определить род у существительных, которые употребляются только во мн.ч. Брюки (мн.ч.), ворота (мн.ч.) У прилагательных нельзя определить род во мн. ч. Зелёные (мн.ч.) листья (мн.ч., м.р.). Зелёные (мн.ч.) травы ( мн.ч.,ж.р .). Зелёные (мн.ч.)поля (мн.ч., ср.р.).

Упражнение 3. Самостоятельная работа с. 112 упр. 201 Измените текст и запишите его в тетрадь. Помните, что во мн.ч. у прилагательных нельзя определить род. Определите число имён прилагательных в исправленном тексте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ.

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно.

Цели:-учить определять и формулировать тему и цели урока;-формировать умение действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить знания об имени прилагательн.

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по учебнику Рамзаевой — 2 класс, часть 2. Конспект составлен по программе- Школа России. Конспект содержит так же раздаточный материал. Раб.

Конспект урока русского языка в 3 классе УМК «Начальная шкорла 21 века&quot.

Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих.

Источник

Морфологический разбор слова «онлайн-проверки»

Морфологический разбор «онлайн-проверки»:

«Онлайн-Проверки»

Грамматический разбор

Смотрите также:

Морфологический разбор слова «онлайн-проверки»

Фонетический разбор слова «онлайн-проверки»

Карточка «онлайн-проверки»

ГДЗ по Русскому языку

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Источник

Читайте также:  склонение бывает только у существительных

Как определить число и род имен существительных и прилагательных



Урок русского языка во 2-м классе по теме «Определение рода и числа имён прилагательных»

Цели:

  • формировать умения учащихся изменять имёна прилагательные по родам и числам;
  • развивать умения ставить вопросы к именам прилагательным, составлять словосочетания из имён прилагательных и существительных, определять род и число прилагательных;
  • развивать речь учащихся;
  • расширять кругозор учащихся, воспитывать уважительное отношение ко всем народам, живущим на Земле.

Оборудование: мультимедиапроектор, слайды для проведения словарно-орфографической работы, слова на карточках для дидактической игры (развешены по классу); карточки трёх уровней для индивидуальной работы, учебник русского языка для 2 класса, автор А.В.Полякова.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания: упр. 296

– Назовите имена прилагательные ж.р., ср. р., м.р.
– Как вы определили род прилагательного?

III. Введение в тему

ой ий ый ая яя ое ее

– Что скажете? (Это окончания имён прилагательных)
– Что вы знаете об именах прилагательных? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
– Как изменяются имена прилагательные? (По родам и числам)
– Какие окончания имеют прилагательные м.р.? ср.р.? ж.р.? (М.р. – —ой,ий,ый; ж.р. – —ая, —яя; ср.р. – —ое, —ее).
– Какое соединение букв в окончаниях прилагательных ж.р.?
– Запишите строчку чистописания в свои тетради.

2. Объявление темы урока.

– Назовите тему урока. (Определение рода и числа имён прилагательных)

– Прочитайте слова на экране (Слайд 2)

Дев.ч.ка, м.л.ко, н.род, б.жать, эск.мо, ф.нарь.

– Какое задание можно предложить? (Поделить на слоги, поставить ударение, назвать орфограммы, т.е. определить СУО)
– Какое слово лишнее? Почему? (Исключение из группы слов)
– Какие орфограммы заметили в словах?
– Какое слово непонятно? Что такое «Эскимо»? Почему его так назвали?

Учитель. Чуть-чуть истории… В своё время американские индейцы так назвали северные племена за обычай есть сырое мясо. Эскимосы значило «сыромясоеды», то есть «люди, поедающие сырое мясо». Ну а мороженое к мясу не имеет никакого отношения. Просто это мороженое – такое же холодное, как и погода за Полярным кругом, где живут эти народности. Другие сорта мороженого названы по-другому не потому, что они менее холодные, а для разнообразия, для различия.

(Воспитательный момент: много народов живут на нашей Земле, в нашем крае. Дети разных национальностей учатся в нашей школе. И все мы должны дружить между собой, уважать и по-доброму относиться друг к другу).

– Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение. (Слайд 3)

Дев.ч.ка, м.л.ко, н.род, эск.мо, ф.нарь

– Проверьте правильность написания словарных слов в словосочетаниях. (Самопроверка: см. на экран. Слайд 4)

Девочка, молоко, народ, эскимо, фонарь

– Какие орфограммы встретились в словах?
– К данным существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные, укажите род (Устно дети приводят свои примеры)

IV. Работа над темой

1. Постановка проблемы

– Выясним, как могут изменяться имена прилагательные.

Дидактическая «Игра в слова»

– Прочитайте группу слов на доске:

привет
строка
эскимо

– Определите часть речи. (имена существительные)
– Подберите к записанным существительным подходящие по смыслу прилагательные (они развешаны по классу). Задайте к ним вопросы.

привет (какой?) горячий, большой
строка (какая?) красная, узкая, широкая
эскимо (какое?) вкусное, холодное

– Почему выбрали именно эти прилагательные? (они связаны с существительными)

– Сделайте вывод: как определить род имён прилагательных? (Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное.)

– Поставьте данные существительные в форму множественного числа. (Привет – приветы, строка – строки, эскимо – ?)
– Как вы считаете, изменятся ли прилагательные после изменения числа имён существительных?
– Давайте понаблюдаем. (Приветы (какие?) горячие, большие, строки (какие?) красные, узкие, широкие)
– Какой можно сделать вывод? (Имена прилагательные изменяются по числам)
– От чего это зависит? (От числа существительного)

Физкультминутка

Читайте также:  включите записанные вами существительные

1) Для улучшения мозгового кровообращения: и.п. – стоя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.

2) Для снятия утомления с плечевого пояса и рук: и.п. – стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 – 2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд; 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6 – 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3) Для мобилизации внимания: и.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7 – 8 – хлопки руками над головами; 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13 – левую руку вдоль туловища, 14 – правую руку вдоль туловища, 15 – 16 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 2-6 раз. Темп ускорять.

3. Работа с учебником

а) упражнение 299, с.30.

– чтение задания про себя, вслух;
– примеры выполнения задания детьми;
– самостоятельная работа учащихся: подобрать по одному прилагательному к каждому существительному; указать род имен прилагательных;
– проверка.

– Как изменяются прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по родам и числам)

4. Работа на карточках (закрепление материала, задания трёх уровней)

К данным именам существительным подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. Указать их род.

_________________ помидор,
_________________ дорога,
________________ окно.

Дописать окончания имён прилагательных. Указать род прилагательных.

Свеж____ хлеб, высок____ небо, русск _____ речь, тёпл ____ молоко.

Из предложений выписать словосочетания прил. + сущ. Указать род прилагательных.

Пришла тёплая весна.
___________________________________
Ласково светит весеннее солнышко.
___________________________________
Тает последний снег.
___________________________________ (Проверка)

VI. Итог урока

– Чему учились сегодня на уроке?
– Как определить род и число имён прилагательных?

VII. Домашнее задание: упражнение 301, с.30 (подобрать по одному прилагательному к каждому существительному)

Источник

Род имен прилагательных

Прилагательное может быть мужского, женского или среднего рода. Что же необходимо знать, чтобы правильно определять род этой части речи?

Определение рода прилагательного по роду связанного с ним местоимения или существительного

Для начала необходимо вспомнить, с какими частями речи обычно употребляются прилагательные. Примеры:

  • В соседнем переулке живет очень милая девочка. Здесь прилагательное «милая» зависит от существительного «девочка».
  • Олег съел большой вкусный торт. Слово «вкусный» относится к существительныму «торт».
  • Оно желтое, как солнце. Прилагательное «желтое» зависит от местоимения «оно».
  • Красные яблоки лежали на столе, рядом с вазой. Слово «красные» относится к существительному «яблоки».

По приведенным примерам легко понять, что род прилагательного аналогичен роду существительного или местоимения, с которым оно употребляется:

  • девочка (моЯ) – красивая – женский род;
  • торт (моЙ) – вкусный – мужской род;
  • оно (моЕ) — желтое – средний род.
  • яблоки (моИ) – красные – множественное число.

Любое прилагательное, в зависимости от существительного (местоимения), с которым оно используется, может быть разного рода. Если же эта часть речи используется с существительным или местоимением множественного числа, рода у нее не будет. Пример: вкусный (м. р.) торт, вкусная (ж. р.) конфета, вкусное (с. р.) пирожное, вкусные (мн.ч.) ягоды.

Запомните! У прилагательных множественного числа род не определяется.

Как выяснить род имени прилагательного по вопросу?

Если задавать вопросы к одним и тем же прилагательным, однако относящимся к разным существительным (местоимениям), можно заметить такую закономерность: все прилагательные мужского рода отвечают на вопрос «какой?», женского – «какая?», среднего — «какое?» То есть род прилагательного можно узнать по вопросу, который задается от главного слова. Примеры:

Читайте также:  грубый как будет существительное

У мамы сегодня получился пышный пирог. Пирог (какой?) пышный – мужской род.

У Василисы одета пышная юбка. Юбка (какая?) пышная – женский род.

Оля надела пышное платье. Платье (какое?) пышное – средний род.

Нельзя забывать, что прилагательные склоняются по падежам. «Какой? Какая? Какое?» — вопросы к ним в именительном падеже. Если прилагательные используются в других падежах, то и вопросы к ним будут другие. Примеры:

  • На Елене был одет серый пиджак. Пиджак (какой?) серый – именительный падеж.
  • На Елене не было серого пиджака. Пиджака (какого?) серого – родительный падеж.
  • Елена была рада серому пиджаку, купленному по скидке. Пиджаку (какому?) серому – дательный падеж.
  • Елена купила себе серый пиджак. Пиджак (какой?) серый – винительный падеж.
  • Елена была восхищена серым пиджаком подруги. Пиджаком (каким?) серым – творительный падеж.
  • Елена и забыла о сером пиджаке, купленном прошлой осенью. Пиджаке (каком?) сером – предложный падеж.

Во всех приведенных предложениях прилагательное «серый» мужского рода, хотя вопросы к нему в зависимости от падежа различаются. Аналогично можно привести примеры вопросов к прилагательным женского и среднего рода в разных падежах.

Однако нужно ли тратить время на заучивание всех вопросительных слов? Тем более, они совпадают в большинстве падежей мужского и среднего рода. Это еще больше усложняет процесс определения рода. Пример: подойти к окрашенному (какому?) забору – м.р., д.п.; подойти к большому (какому?) дереву – ср.р., д.п.

Чтобы упростить себе задачу, нужно научиться переводить любые прилагательные из других падежей в именительный падеж. После этого станет намного легче узнать род прилагательного, а выучить при этом придется всего 3 основных вопроса (Какой? Какая? Какое?). Примеры:

  • У Пети не было двухколесного велосипеда. (Чего?) велосипеда (какого?) двухколесного – родительный падеж. Если привести словосочетание «двухколесного велосипеда» к именительному падежу (чтобы можно было задать к существительному вопрос «что?»), то получится «двухколесный велосипед». Далее по вопросу, который задается к слову «красивый» (какой?) определяется мужской род прилагательного.
  • Оля давно мечтала о красивом платье. (О чем?) О платье (каком?) красивом – предложный падеж. Сначала нужно словосочетание «о красивом платье» привести к именительному падежу – тогда получится «красивое платье». После этого от существительного «платье» к слову «красивое» можно задать вопрос «какое?» — значит, в предложении используется прилагательное среднего рода.

Как выяснить род прилагательного по окончанию.

Существует еще один способ определения рода прилагательного – по его окончанию:

  • мужской — окончания –ый, -ий или –ой;
  • женский — окончания -ая, -яя;
  • средний — окончания -ое, -ее.
  • Зелен(-ый) огурец, син(-ий) свитер, волев(-ой) командир – м. р.;
  • Зелен(-ая) лужайка, син(-яя) штора, волев(-ая) женщина – ж. р.;
  • Зелен(-ое) полотенце, син(-ее) пальто, волев(-ое) руководство – с. р.

Окончания имен прилагательных в правиле указаны для именительного падежа. Для других падежей и окончания будут иными: на каждый падеж они свои – вообще их достаточно много. Поэтому, если прилагательное используется в другом падеже, приведите его опять же к именительному, а затем по окончанию определите род. Так Вам для применения правила придется запоминать значительно меньше окончаний. Примеры:

  • У меня никогда не было синего свитера. Словосочетание «синего свитера» использовано в предложении в родительном падеже. Переведите его в именительный падеж, тогда получите «синий свитер» — у слова «синий» окончание –ий, значит, перед Вами прилагательное мужского рода.
  • Алексей долго не мог забыть эту волевую женщину. Словосочетание «волевую женщину» использовано в предложении в винительном падеже. Если его перевести в именительный падеж, то получится «волевая женщина» — у слова «волевая» окончание –ая, значит, перед Вами прилагательное женского рода.
Читайте также:  как определить ударение существительном

Вот и все правила, которые нужно знать, чтобы без труда выяснить род прилагательного.

Источник

Род, число, падеж прилагательных

Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.

Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:

Мужской род — вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий

Женский род — вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая

Средний род — вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее. Например, море (какое?) глубокое

Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:

Мужской род, единственное число: Женский род, единственное число Средний род, единственное число
И. п. (какой?) вкусный апельсин И. п. (какая?) вкусная ягодка И. п. (какое?) вкусное мороженое
Р. п. (какого?) вкусного апельсина Р. п. (какой?) вкусной ягодки Р. п. (какого?) вкусного мороженого
Д. п. (какому?) вкусному апельсину Д. п. (какой?) вкусной ягодке Д. п. (какому?) вкусному мороженому
В. п. (какой?) вкусный апельсин В. п. (какую?) вкусную ягодку В. п. (какое?) вкусное мороженое
Т. п. (каким?) вкусным апельсином Т. п. (какой?) вкусной ягодкой Т. п. (каким?) вкусным мороженым
П. п. (о каком?) о вкусном апельсине П. п. (о какой?) о вкусной ягодке П. п. (о каком?) о вкусном мороженом

! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос какого? — вижу младшего брата .

! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою , -юю . Они используются в книжной речи, в стихотворениях:

Берёзы жёлт ою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.

ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:

И. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Р. п. (каких?) жёлт ых , весенн их (цветов)

Д. п. (каким?) жёлт ым , весенн им (цветам)

В. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Т. п. (какими?) жёлт ыми , весенн ими (цветами)

П. п. (о каких?) о жёлт ых , о весенн их (цветах)

Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:

  1. Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
  2. Определить род, падеж, число этого существительного.
  3. Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.

На болотах поспела душистая клюква.

клюква (какая?) душистая

клюква — ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая — ед. ч., Ж. р. И. п.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник