Меню

Как определить постоянные признаки прилагательного 6 класс



Имя прилагательное постоянные признаки

Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой. какая. какое. какие. чей. чья. чьё. чьи. и обозначает признак предмета.
Синтаксическая функция: в предложении является определением и именной частью составного именного сказуемого.

морфологический разбор слова простым

Постоянные:
• разряд по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные;
• степень сравнения: сравнительная и превосходная (у качественных прилагательных);
• полная или краткая форма (у качественных прилагательных).
Непостоянные:
• род;
• число;
• падеж.
Начальная форма — полная форма имени прилагательного в именительном падеже единственного числа мужского рода.

какое имя существительное может быть подлежащим деревом учебник ромашку

Прилагательные по значению могут быть качественными, относительными, притяжательными.
широко часть речи Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие качества предмета:
• по величине (маленький );
• по возрасту (молодой );
• по цвету (яркий );
• по весу (легкий );
• по внешнему виду (милый );
разобрать слово воет по составу • по внутренним качествам (ленивый ) и др.
Качественные прилагательные могут иметь:
• степени сравнения (злой — злее — самый злой );
• краткую форму (зол — зла — злы );
• синонимы, антонимы (сердитый, добрый );
• могут образовывать наречия на -о.

Полные прилагательные
• имеют окончания:
;
• изменяются по падежам, родам и числам:
красивая, красивой, красивый, красивое, красивые ;
• в предложении выполняют роль определения:
часть речи двое Туристы совершили трудный и долгий подъём на вершину.
Краткие прилагательные
• имеют окончания:
;
• изменяются по родам и числам: красив — красива — красиво — красивы ;
• в предложении выполняет роль сказуемого:
Подъём на вершину .

Выделяют сравнительную и превосходную степени сравнения. Сравнительная степень сравнения делится на простую и составную. Прилагательные простой степени сравнения состоят из одного слова, имеют суффиксы -ее (-ей), -е, -ше (). другие основы (хороший — лучше , плохой — хуже , маленький — меньше ). Прилагательные составной степени сравнения состоят из двух слов: более , менее и прилагательного в полной форме (более удобный , менее интересный ).
Превосходная степень сравнения также делится на простую и составную. Прилагательные простой степени сравнения состоят из одного слова, имеют суффиксы -айш- , -ейш — (,
), другие основы (хороший — луч-ший , плохой — худший , маленький — меньший ). Прилагательные составной степени сравнения состоят из двух слов: самый , наиболее , наименее и прилагательное в полной форме (самый заметный , наиболее правильный , наименее заметный ).
мгновение морфемный разбор

В случае твёрдого склонения основа оканчивается на твёрдый согласный:

В случае мягкого склонения основа оканчивается на мягкий согласный:

разбор слова хоккей В случае смешанного склонения основа оканчивается на г, к, х :

1. Часть речи. Общее значение (признак предмета).
Начальная форма (полная форма И. п. ед. ч. муж. р.).
2. Постоянные морфологические признаки:
• качественное;
• относительное;
• притяжательное.
Непостоянные морфологические признаки:
• степень сравнения (у качественного прилагательного);
сотый прилагательное или числительное • число;
искусственный морфемный разбор • полная или краткая форма (у качественного прилагательного);
• падеж (в полной форме);
• род (в единственном числе).
3. Синтаксическая роль.
Утренний воздух тих , прозрачен и свеж.
Утренний (воздух) — прилаг.
1. Воздух (какой?) утренний (обозн. признак предмета). Н. ф. — утренний.
2. Пост. — относит.; непост. — И. п. ед. ч. муж. р.
3. .
Тих (воздух) — прилаг.
1. Воздух (каков?) тих (обозн. признак предмета). Н. ф. — тихий.
2. Пост. — качеств.; непост. — в крат. ф. ед. ч. муж. р.
3. . ?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Морфологические признаки прилагательного

В русском языке есть группа слов, которая просто незаменима. Это имя прилагательное. Оно наполняет окружающий мир сочными, яркими оттенками и делает его понятным для человека. Прилагательные имеют большое значение в передаче информации. Без них рассказ будет скучным и неинтересным.

Читайте также:  Прилагательное к слову говорить

Эта часть речи всегда связана с другой самостоятельной частью речи – именем существительным или местоимением, которое оно дополняет и разносторонне описывает.

Все прилагательные имеют морфологические признаки: постоянные и непостоянные.

Постоянные признаки прилагательного

Это не изменяемая категория, которую изначально имеет имя прилагательное. Она указывает на лексические и грамматические особенности слова. Постоянный признак у этой части речи только один – это разряд.

Качественные – обозначают признаки внешние и, конечно, качественные.

Это самая многочисленная группа и её легко отличить от других. К ней относятся все прилагательные, которые обозначают качества (добротный), форму (круглый), возраст (старый), запах (чудесный), размер (высокий), цвет (синий) и вкус (горький).

Есть несколько критериев, по которым можно легко узнать качественное прилагательное:

  1. Возможность сочетания с приставками «слишком», «чрезвычайно», «очень» (Примеры: высокий – слишком высокий, большой – чрезвычайно большой, плохой – очень плохой).
  2. Возможность организовать с помощью повторов слов сложное прилагательное (хороший-хороший, низкий-низкий, кислый-кислый).
  3. Возможность полностью изменить смысл с помощью приставки «не» (умный – неумный, сильный – несильный, длинный – недлинный).
  4. Возможность наличия слов с противоположным значением – антонимов (широкий – узкий, веселый – грустный, добрый – злой).

Под эти критерии не попадают прилагательные, которые обозначают цвет, но они тоже относятся к качественному разряду.

Качественные прилагательные могут иметь полную форму (черный, храбрый, интересный). Она изменяется по числам, родам и падежам. И краткую форму (черн, храбр, интересен). Они изменяются только по числам и родам.

В зависимости от степени сравнения имеют три формы: положительная (умный), сравнительная (умнее) и превосходная (самый умный).

Относительные – указывают на признак предмета, который нельзя изменить (городская улица, железный столб, немецкая машина).

Притяжательные – обозначают принадлежность предмета (мамино платье, собачья будка, бабушкин диван).

Непостоянные признаки имени прилагательного

Это морфологические признаки, которые изменяются в зависимости от согласующего слова. Это род, число и падеж.

Пример: деревянного стола. Мужской род, единственное число, родительный падеж.

Прилагательное более полноценно передает образы и делает речь поэтичной.

Источник

Урок русского языка в 6-м классе «Морфологические признаки имен прилагательных. Постоянные и непостоянные признаки»

Цели:

  • повторить известное об имени прилагательном; определять морфологические признаки, показать роль имён прилагательных в предложениях;
  • развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы;
  • воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.

Оборудование.

  1. Произведения художественной литературы (отрывки);
  2. Картины о лесе в разное время года.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (упр. 294).

С какими сложностями вы встретились при выполнении д/з?

Над какими орфограммами вы работали, выполняя это упражнение?

  1. Желтенькие, шорты — буквы о-е в корне слова
  2. Мальчонка, ситцевая, рубашонка, холщовые – буквы о-е в суффиксах существительных и прилагательных.
  3. С товарищем, уроженцем, большого – буквы о-е в окончаниях существительных и прилагательных.

III. Языковая разминка.

Записать предложение, назвать грамматическую основу, графически обосновать постановку знаков препинания, начертить схему предложения, объяснить правописание н и нн в именах прилагательных, другие изученные орфограммы.

Осенней, летней, зимней, весенней порой мы по воскресеньям пробираемся в глубину чащи и подходим к небольшой поляне.

  • Определите лексическое значение слова “чаща”
  • Как вы думаете, зачем мы пробираемся в глубину леса? (полюбоваться, понаблюдать)
  • А каким бывает лес осенний, летний, зимний, весенний? (Вывешиваются картинки.1, 2, 3, 4)
  • Составляем табличку “Лес осенний, летний, зимний, весенний”
Осенний, Летний Зимний Весенний
Багряный

Задумчивый Зеленый

Душистый Белый, Голубой

Снежный Изумрудный

Травянистый

— Найдите слова, которые помогают представить лес как живое существо: (задумчивый, немой, молчаливый, сонный). Как называется такое выразительное средство языка? (Олицетворение)

— Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко, красочно и выразительно описывать предмет. (лес)

Золотой, унылый, великолепный, пушистый, прощальный, задумчивый

Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом.

— А что такое эпитет?

(Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа…)

В “Словаре эпитетов русского литературного языка” К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло к слову лес дано более 100 эпитетов, характеризующих лес, например:

Роскошный, пышный, богатый, царственный, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный, золотистый, кудрявый, мохнатый, обнаженный, раздетый, седой, сребристый(уст), безмолвный, задумчивый, завороженный, звенящий, молчаливый, настороженный, немой, печальный, сонный…

Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.

Вывод. Прилагательные, и обычные, и эпитеты украшают нашу речь, конкретизируют ее, делают богатой, насыщенной, яркой, образной, художественно выразительной

IV. Формулирование темы урока.

Что вы можете сказать о словах, содержащих данные морфемы? Какими частями речи они могут быть?

Какими морфологическими признаками обладают?

Какая морфема, по-вашему, является носителем грамматического значения?

Отметьте окончания прилагательных в записанном в тетради предложении. Укажите грамматическое значение этих прилагательных

— Как вы считаете, род, число и падеж — это постоянные признаки прилагательного или непостоянные? Докажите. Сформулируйте и запишите тему урока.

V. Развитие учебно-языковых умений.

1. Читаем теоретический материал на с. 132, повторяем морфологические признаки имени прилагательного.

Имя прилагательное обладает морфологическими признаками, отличающими его от других частей речи. Окончания и суффиксы являются показателями этих морфологических признаков.

Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.

К постоянным относятся те признаки, которые есть у всех форм данного слова. С постоянными признаками имени прилагательного мы ещё не знакомы.

К непостоянным морфологическим признакам относятся род, число и падеж.

2 .Закрепление знаний, развитие умения находить в тексте имена прилагательные.

Обратимся к слову “прилагательное”. Назовите и объясните орфограммы в термине “прилагательное”.

  1. Приставка при-, т.к. значение присоединения.
  2. Корень –лаг- , т.к. есть суффикс -а-

— Как мы можем определить морфологические признаки имени прилагательного? К какой части речи “прилагаются” имена прилагательные? (к имени существительному).

— Правильно. Ведь Прилагательному никак не прожить без друга –Существительного, иначе кому оно будет служить? Кто поймет его душу? Кому понадобятся его признаки, его б огатство?

— Значит, определить морфологические признаки прилагательного можно по имени существительному.

Упражнение 296 (стр.131). Прочитайте текст. По ходу чтения подчеркивай имена прилагательные. Как ты думаешь, какую роль в тексте играют слова этой части речи?

— Выпишем из текста словосочетания прилагательное + существительное.

— Какое слово в них является главным? (имя существительное)

— Как называются такие словосочетания? (именные)

— Итак, определяем род, число, падеж имен прилагательных.

Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой, как радует глаз вторая. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, стрельчатые, фиолетовые, прямые и т.д.

Все это разнообразие передается с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Спросите любого: “Какова трава? Снег? Ночь?” — и он ответит: “Трава зеленая. Снег белый. Ночь темная”. А всегда ли снег белый? Конечно, нет. Он бывает темно-голубой, синий, серебристый, на закате даже красный, а по форме — пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать — он холодный, свежий, колючий, жгучий. Вот сколько прилагательных только для описания снега.

Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его качественную сторону. По частоте употребления прилагательное занимает третье место после имени существительного и глагола

Работа по развитию речи учащихся.

Упр. 298 (выполняется письменно, самостоятельно, с последующей проверкой. Особое внимание обращается на выразительность и разнообразие использованных учащимися прилагательных).

Прочитаем текст. Нравится ли вам текст? Почему? Чего-то в нем не хватает? Как вы думаете, чего? (прилагательных).

То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.

— Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным.

Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И. Чайковский. Цикл “Времена года”).

В . парке были . пруды, через которые переброшены . мостики, были . рощицы и . лужайки. За . парком начинался . сад. Между парком и садом, за рядом . лип и . площадкой, стоял . дом с . террасою в сад. Высокий забор охватывал . двор и . сад, так что с . дороги виден был только фасад . дома с двумя балконами на концах второго этажа и с подъездом посередине.

  • Определи, какой это тип текста.
  • Продолжи текст двумя — тремя предложениям. Выдели окончания прилагательных, определи их род, число, падеж.

Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам! Почему?(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)

Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных? (Описать парк, сад, дом показать его красоту, сказочность ).

В каких ситуациях вам приходилось описывать что-либо или слышать описание от других, читать его? (Когда рассказывали друзья об увиденном; читали в объявлениях о пропаже или продаже чего-то, кого-то; встречали в текстах художественных произведений, в энциклопедиях и др.)

Что может быть объектом нашего описания? (Предметы, животные, человек, природа, помещение, архитектурные сооружения, памятники и др.)

А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.

— Иногда в тексте описанный предмет может быть не назван, но мы, как на фотографии, сделанной искусным мастером, увидим его и сможем точно узнать. Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти — весь тёмно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.

Иллюстрация готова. Открываем глаза.

— Кого вы изобразили? (лося)

Какова структура описания? (Проследите на тексте).

Какого стиля речи описание перед нами?

Какие изобразительно-выразительные средства художественного стиля помогают нам узнать лося?

Эпитеты: стройные ноги, горбоносая морда.

Метафоры: огромные вывороченные корни-рога.

Сравнения: словно белые туго натянутые чулки; нога, точно у скакового коня).

— Значит, прилагательные не только помогают нам описывать природу, но и предметы с разных сторон. С помощью прилагательных описывается внешность человека, они помогают в описании характера.

На сегодняшнем уроке нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны суметь в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зорких глаз, здесь нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто. Поэтому давайте учиться.

Сочинение-описание по заданию упр. 299. Работа проверяется учителем в тетрадях. Лучшие описания можно зачитать в классе на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока.

Вывод. Имя прилагательное – очень значимая, полезная, необходимая часть речи.

— Объясните ключевые слова урока (с. 132). Нужно ли дополнить ряд?

Ключевые слова темы:

Непостоянные морфологические признаки, род, число, падеж

VIII. Домашнее задание. Упр. 300.

Использованная литература.

  1. Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. Л.Ю. Комисарова, И.В. Текучева и др. Русский язык. Учебник для 6 класса.
  2. Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова, И.В. Текучева. Русский язык 6-й класс. Метод.реком. для учителя.-М.: “Баласс”, 2004.
  3. К.С. Горбачевича и Е. П. Хабло “Словарь эпитетов русского литературного языка”.

Источник