Меню

Как определить род и число имени прилагательного надо



Род имен прилагательных

Прилагательное может быть мужского, женского или среднего рода. Что же необходимо знать, чтобы правильно определять род этой части речи?

Определение рода прилагательного по роду связанного с ним местоимения или существительного

Для начала необходимо вспомнить, с какими частями речи обычно употребляются прилагательные. Примеры:

  • В соседнем переулке живет очень милая девочка. Здесь прилагательное «милая» зависит от существительного «девочка».
  • Олег съел большой вкусный торт. Слово «вкусный» относится к существительныму «торт».
  • Оно желтое, как солнце. Прилагательное «желтое» зависит от местоимения «оно».
  • Красные яблоки лежали на столе, рядом с вазой. Слово «красные» относится к существительному «яблоки».

По приведенным примерам легко понять, что род прилагательного аналогичен роду существительного или местоимения, с которым оно употребляется:

  • девочка (моЯ) – красивая – женский род;
  • торт (моЙ) – вкусный – мужской род;
  • оно (моЕ) — желтое – средний род.
  • яблоки (моИ) – красные – множественное число.

Любое прилагательное, в зависимости от существительного (местоимения), с которым оно используется, может быть разного рода. Если же эта часть речи используется с существительным или местоимением множественного числа, рода у нее не будет. Пример: вкусный (м. р.) торт, вкусная (ж. р.) конфета, вкусное (с. р.) пирожное, вкусные (мн.ч.) ягоды.

Запомните! У прилагательных множественного числа род не определяется.

Как выяснить род имени прилагательного по вопросу?

Если задавать вопросы к одним и тем же прилагательным, однако относящимся к разным существительным (местоимениям), можно заметить такую закономерность: все прилагательные мужского рода отвечают на вопрос «какой?», женского – «какая?», среднего — «какое?» То есть род прилагательного можно узнать по вопросу, который задается от главного слова. Примеры:

У мамы сегодня получился пышный пирог. Пирог (какой?) пышный – мужской род.

У Василисы одета пышная юбка. Юбка (какая?) пышная – женский род.

Оля надела пышное платье. Платье (какое?) пышное – средний род.

Нельзя забывать, что прилагательные склоняются по падежам. «Какой? Какая? Какое?» — вопросы к ним в именительном падеже. Если прилагательные используются в других падежах, то и вопросы к ним будут другие. Примеры:

  • На Елене был одет серый пиджак. Пиджак (какой?) серый – именительный падеж.
  • На Елене не было серого пиджака. Пиджака (какого?) серого – родительный падеж.
  • Елена была рада серому пиджаку, купленному по скидке. Пиджаку (какому?) серому – дательный падеж.
  • Елена купила себе серый пиджак. Пиджак (какой?) серый – винительный падеж.
  • Елена была восхищена серым пиджаком подруги. Пиджаком (каким?) серым – творительный падеж.
  • Елена и забыла о сером пиджаке, купленном прошлой осенью. Пиджаке (каком?) сером – предложный падеж.

Во всех приведенных предложениях прилагательное «серый» мужского рода, хотя вопросы к нему в зависимости от падежа различаются. Аналогично можно привести примеры вопросов к прилагательным женского и среднего рода в разных падежах.

Однако нужно ли тратить время на заучивание всех вопросительных слов? Тем более, они совпадают в большинстве падежей мужского и среднего рода. Это еще больше усложняет процесс определения рода. Пример: подойти к окрашенному (какому?) забору – м.р., д.п.; подойти к большому (какому?) дереву – ср.р., д.п.

Чтобы упростить себе задачу, нужно научиться переводить любые прилагательные из других падежей в именительный падеж. После этого станет намного легче узнать род прилагательного, а выучить при этом придется всего 3 основных вопроса (Какой? Какая? Какое?). Примеры:

  • У Пети не было двухколесного велосипеда. (Чего?) велосипеда (какого?) двухколесного – родительный падеж. Если привести словосочетание «двухколесного велосипеда» к именительному падежу (чтобы можно было задать к существительному вопрос «что?»), то получится «двухколесный велосипед». Далее по вопросу, который задается к слову «красивый» (какой?) определяется мужской род прилагательного.
  • Оля давно мечтала о красивом платье. (О чем?) О платье (каком?) красивом – предложный падеж. Сначала нужно словосочетание «о красивом платье» привести к именительному падежу – тогда получится «красивое платье». После этого от существительного «платье» к слову «красивое» можно задать вопрос «какое?» — значит, в предложении используется прилагательное среднего рода.

Как выяснить род прилагательного по окончанию.

Существует еще один способ определения рода прилагательного – по его окончанию:

  • мужской — окончания –ый, -ий или –ой;
  • женский — окончания -ая, -яя;
  • средний — окончания -ое, -ее.
  • Зелен(-ый) огурец, син(-ий) свитер, волев(-ой) командир – м. р.;
  • Зелен(-ая) лужайка, син(-яя) штора, волев(-ая) женщина – ж. р.;
  • Зелен(-ое) полотенце, син(-ее) пальто, волев(-ое) руководство – с. р.
Читайте также:  Как будет прилагательное слово корабль

Окончания имен прилагательных в правиле указаны для именительного падежа. Для других падежей и окончания будут иными: на каждый падеж они свои – вообще их достаточно много. Поэтому, если прилагательное используется в другом падеже, приведите его опять же к именительному, а затем по окончанию определите род. Так Вам для применения правила придется запоминать значительно меньше окончаний. Примеры:

  • У меня никогда не было синего свитера. Словосочетание «синего свитера» использовано в предложении в родительном падеже. Переведите его в именительный падеж, тогда получите «синий свитер» — у слова «синий» окончание –ий, значит, перед Вами прилагательное мужского рода.
  • Алексей долго не мог забыть эту волевую женщину. Словосочетание «волевую женщину» использовано в предложении в винительном падеже. Если его перевести в именительный падеж, то получится «волевая женщина» — у слова «волевая» окончание –ая, значит, перед Вами прилагательное женского рода.

Вот и все правила, которые нужно знать, чтобы без труда выяснить род прилагательного.

Источник

Род, число, падеж прилагательных

Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.

Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:

Мужской род — вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий

Женский род — вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая

Средний род — вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее. Например, море (какое?) глубокое

Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:

Мужской род, единственное число: Женский род, единственное число Средний род, единственное число
И. п. (какой?) вкусный апельсин И. п. (какая?) вкусная ягодка И. п. (какое?) вкусное мороженое
Р. п. (какого?) вкусного апельсина Р. п. (какой?) вкусной ягодки Р. п. (какого?) вкусного мороженого
Д. п. (какому?) вкусному апельсину Д. п. (какой?) вкусной ягодке Д. п. (какому?) вкусному мороженому
В. п. (какой?) вкусный апельсин В. п. (какую?) вкусную ягодку В. п. (какое?) вкусное мороженое
Т. п. (каким?) вкусным апельсином Т. п. (какой?) вкусной ягодкой Т. п. (каким?) вкусным мороженым
П. п. (о каком?) о вкусном апельсине П. п. (о какой?) о вкусной ягодке П. п. (о каком?) о вкусном мороженом

! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос какого? — вижу младшего брата .

! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою , -юю . Они используются в книжной речи, в стихотворениях:

Берёзы жёлт ою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.

ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:

И. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Р. п. (каких?) жёлт ых , весенн их (цветов)

Д. п. (каким?) жёлт ым , весенн им (цветам)

В. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Т. п. (какими?) жёлт ыми , весенн ими (цветами)

П. п. (о каких?) о жёлт ых , о весенн их (цветах)

Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:

  1. Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
  2. Определить род, падеж, число этого существительного.
  3. Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.

На болотах поспела душистая клюква.

клюква (какая?) душистая

клюква — ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая — ед. ч., Ж. р. И. п.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам

Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания.

Оборудование: интерактивное оборудование (персональный компьютер, доска, проектор), презентация к уроку (Приложение 1).

1. Организационный момент, (психологический настрой), (Слайд 1 .

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое вам больше нравится? Ответы детей.

Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

2. Актуализация полученных знаний.

Учитель: Ребята, сегодня необычный урок мы будем с вами путешествовать по острову имени прилагательных. Но для того, что – бы до него доплыть, нам необходимо остановиться на острове существительных и вспомнить, что мы о них знаем. (Слайд 2).

Молодцы я вижу, что вы готовы покинуть Остров существительные, чтобы посетить другой, не менее загадочный остров – Остров прилагательных. Выясним, какую роль имена прилагательные выполняют в нашем языке, поупражняемся в определении рода и числа прилагательных, чтобы уметь правильно и красиво говорить. С собой в путешествие возьмем три существительные василек, облачко, речка. Но чтобы попасть на остров Прилагательного, нам необходимо вспомнить, на какие вопросы отвечают имена прилагательные.

Дети: Это вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? (Слайд 3).

Лодочка бумажная,
Зато мы – отважные!
Дорогие части речи,
Приготовьтесь: снова встреча!

Учитель: Мы с вами на Острове прилагательных. Чтобы свободно по нему перемещаться, ответьте на вопрос: что обозначают имена прилагательные?

Дети: Признак предмета.

Учитель: Посмотрите, нас вышли встречать прилагательные. Прочитайте их. (Дети, глядя на слайд, читают.)

Дети: Свирепый, маленький, дерзкий, кривой, воробьиный, голубой, черный, смелый, грустный, волшебный, старый, сильный.

Учитель: Что общего у всех этих прилагательных?

Дети: Все прилагательные отвечают на вопрос какой? Они стоят в единственном числе, мужском роде – это начальная форма имени прилагательного.

Учитель: Верно. Но мы совсем забыли про существительные, которые прибыли с нами на этот остров. Вспомним их…

Дети: Василек, речка, облачко

Учитель: Чтобы предметы, которые обозначают эти слова, приобрели определенный цвет, размер, необходимо назвать их признаки, используя прилагательные, которые вышли нам навстречу. К какому из трех имен существительных мы можем подобрать имена прилагательные из данной группы?

Дети: К слову василек.

Дети: Существительное василек стоит в единственном числе, он мужского рода, как и прилагательные, стоящие в начальной форме.

Учитель: Запишите существительное василек в тетрадь и самостоятельно припишите к нему подходящие по смыслу имена прилагательные. У прилагательных выделите окончания, укажите род.

В тетрадях появляется запись: (Слайд 5).

При проверке заполняется таблица родовых окончаний имен прилагательных (Слайд 6), разбросанные по острову окончания, появляются в соответствующих окошках замка (Слайд 7).

Учитель: Посмотрите, наш василек стал не никакой, а очень даже какой? Он голубой, маленький, волшебный! Так кто же скажет, какую роль выполняют в нашем языке имена прилагательные?

Дети: Мы называем признаки предметов, чтобы точно описать сам предмет: его цвет, величину, форму (Слайд 8).

Учитель: Что надо сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительному речка (облачко)!

Дети: Надо у имен прилагательных изменить окончания.

Подобная работа со словами речка и облачко (Слайды 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16).

К данным существительным приписываются те же имена прилагательные, что приписывали к слову василек, изменяя соответственно окончания.

Дети выделяют окончания прилагательных, указывают род.

Учитель: Почему прилагательные, которые относятся к существительному речка, женского рода, а прилагательные, которые относятся к существительному облачко, среднего рода?

Учитель: Послушайте, что о себе говорят жители этого острова.

При чтении стихотворения (Слайд 17) слова, выведенные на доску, дети прочитают хором.

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если к нам им приложить,
То веселее станут жить:
Вот громкий стук,
Вот синий шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий мяч,
Вот острый меч,
Весенний сад, родная речь.

Учитель: Кто из вас был очень внимательным и заметил, с какой частью речи связаны имена прилагательные.

Дети: С именами существительными.

Учитель: В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что слово должно к чему-то “прилагаться”, присоединяться. Имена прилагательные “прилагаются” к именам существительным. Во всем с ними согласуясь: в роде, числе, падеже, отображают их самые важные признаки, такие, как цвет, вкус, качество. Продолжите этот список (Слайд 18).

Учитель: Встаньте из-за парт, руки на пояс. Я буду называть признаки данного предмета. Если я назову прилагательные, которые указывают на внешний вид, приседают девочки, на настроение – мальчики. Руки перед собой.

Произносятся слова: веселый, ушастый, печальный, грустный, хвостатый, радостный, пятнистый, задумчивый.

4. Работа с предложением.

Учитель: Послушайте, сколько предложений я прочитаю.

Чудесно в лесу зимой! Деревья стоят в серебристом инее.

Дети записывают предложения с комментированием. Второе предложение разбирают по членам предложения, указывают части речи под словами.

Учитель: Есть ли в предложении имена прилагательные?

Учитель: Какую роль выполняет прилагательное в данном предложении?

Дети: Это прилагательное украшает предложение.

Учитель: Каким членам предложения является прилагательное?

Учитель: С каким существительным это прилагательное связанно в предложении?

Дети: Со словом иней.

Учитель: Определите род и число прилагательного.

Дети: Это прилагательное мужского рода единственного числа.

Учитель: Как вы это определили?

Дети: Поставили существительное в начальную форму (ед.ч., И.п.), у существительного определили род и число.

Иней – м.р., ед.ч. Значит, прилагательное, которое согласуется с данным существительным будет м.р., ед.ч.

Учитель: Итак, чтобы определить род и число прилагательного, надо…

Дети читают хором памятку (Слайд 21).

Определение родовых окончаний имен прилагательных.

На столах лежат карточки желтого и зеленого цветов. Дети работают в парах по вариантам. (Приложение 3)

Учитель: Укажите род имен прилагательных.
Ученик читает словосочетания, четко выделяя голосом пропущенные окончания.

6. Развитие наблюдательности, логического мышления.

Учитель: Правители Острова прилагательных Род и Число просят вас выполнить два задания:

Задание 1. Прочитать слова в столбиках. Какая это часть речи? Определите, какое слово в каждом столбике “лишнее” объясните, почему? (Слайд 22).

Дети: Слова морозные и холодные близки по смыслу. Это слова – синонимы. Слово вьюжные имеет другое значение.

Учитель: Запишите синонимы в тетрадь. Можно ли у них определить род?

Дети: Нет, потому что прилагательные стоят во множественном числе.

Задание 2. На доске вы видите пословицы, в которых пропущены слова большой, маленький. Какие это по смыслу слова?

Дети: Это слова, противоположные по смыслу – антонимы.

Учитель: Спишите пословицы, вставьте вместо точек подходящие по смыслу прилагательные. Определите род имен прилагательных. (Слайд 23).

Дети выполняют задание самостоятельно, после чего проверяют. К доске выходит ученик вставляет слова подходящие по смыслу, указывает род прилагательных.

7. Игра “Узнай предмет по его признаку”.

Учитель: А сейчас поиграем. Возьмите каждый со стола карточки зеленого цвета, прочитайте про себя слова, которые в них записаны. (Приложение 4.)

Учитель: Какие это части речи?

Дети: Это существительные.

Учитель: Внимание! Игра заключается в следующем. Я называю прилагательное. Каждый из вас должен правильно выбрать имя существительное, которое к нему подходит, составить словосочетание и записать его в тетрадь, указывая род прилагательного. Итак, прилагательное теплый.

Далее учитель называет прилагательные глубокий, низкий.

Сегодня вы побывали на Острове прилагательных, многое узнали о его жителях. А сейчас я хочу проверить, кто был на уроке особенно внимательным. Что нового каждый из вас узнал об имени прилагательном?

9. Домашнее задание

Детям заранее раздаются карточки на которых записаны словосочетания и задания. Дома составьте небольшой рассказ на тему “Зимний денек”, используя словосочетания, записанные на карточках. (Приложение 5.)

Источник