Блок уроков русского языка с элементами развивающего обучения в 4-м классе по теме: «Родовые и личные окончания глаголов»
Цель: тренировать в определении формы глагола и определять грамматические признаки, на которые указывает окончание: в прошедшем времени — число и род (в ед.ч.), в настоящем и будущем – число и лицо.
(Почему одни окончания называют родовыми, а другие – личными?)
1) Записать в тетрадь “число, классная работа”. 2) 1 ученик у доски – лесоруб – разбор по составу.
II. Проверка д/з. У.№371, стр.20.
— Назовите 2 выделенных слова из последней части текста. — Какой они части речи? — Докажите (считается как? издавна – нареч.; ходит кто? лесоруб – сущ., сложное)
— Назовите 3 глагола, которые выписали, с их неопр.ф. — Назовите суффиксы: (встретишь – встретить, ходит – ходить, слушает – слушать). — Где опасное место? (встретить). — Как узнали, какой суффикс писать? (Т. с. 80, словарь).
— Вывод какой? — Как узнаем суффикс у глагола? (по неопр.ф.). — А как писать неопр.ф.? (по словарю, спросить, запомнить)
III. Словарная работа по карточкам.
— Поэтому занимаемся на уроках словарно-орф. работой.
IV. Повторение. Работа по теме.
— Карточку положите перед собой, она нам ещё пригодится в определении темы урока, которую вы сами и скажете.
Поэтому будьте внимательны.
— Продолжаем наше путешествие. — Вспомним то, что вы знаете. — Со словами какой части речи работаем?
— Расскажите о глаголе. — Засеять – Докажите, что это глагол. — В какой форме? (неопр.) Почему? – ть, вопрос — В какой части слова опасные места? — Как узнаете, какой суффикс пишем?
3) — Образуйте глагол прошедшего времени:
I ряд – ж.р. II ряд – м.р. III ряд – ср.р.
— Оставьте 2 строчки для темы. — Запишем некоторые глаголы. — Какой суффикс будем писать?
— Выделите суффикс — Как узнали, что писать? — Назовите показатель прош.вр.? (-л-)
— О суффиксах всё сказали. На что теперь надо обратить внимание? — Запишем тему на II LANG=»ES-MODERN»> cтроке “Окончания глаголов”.
— Выделите окончания глаголов пр.вр. — Почему оно разное? (по родам). — Как ещё изменяются глаголы прошедшего времени (по числам) (записать: красили).
— Назовите главные слова, чаще всех употребляемые сегодня. Карточки на доску.
Глагол
По числам
Ед.ч.
По родам
Пр.вр.
Окончания родовые
— Вернёмся к глаголам сл.раб. — В какой форме записаны? (неопр.ф.) — Какую форму гл. уже записали? (пр.вр.) — Какие ещё есть формы времени? — Запишем: в настоящее вр., исп. таблицу “Лица местоимений”. — На какой вопрос отвеч.?
(Учитель наз. Глагол, указ. на местоимение – дети говорят форму наст.вр.).
1 ученик у доски.
Клеишь, строим, красите.
— Где опасное место? — Что изменилось в глаголе наст.вр.? (окончание). — Почему? (Изменялось число и лицо).
— Запишем в форме будущего времени. — Назовите вопросы. — Что особенного в вопросах и глаголах буд.вр.? Измените глаголы по табл. “Местоимения”.
Таблица
что сделаю? (я) что буду делать?
Мн.ч.
(мы) что сделаем? что будем делать?
— Есть простая форма и сложная.
(1 слово с) (2 слова: быть + н.ф.)
Запись:
Запомнишь
Погладим
Сов.в.
Будешь помнить
Будем гладить
Несов.в.
— Что изменилось в глаголах буд.вр.? (окончание). — Почему? (изменялось число и лицо). — Значит, гл. наст.вр. и буд. вр. изменяются по числам и лицам.
— Какие главные слова? (карточки вразброс на доске) кроме “личные” и “родовые”.
— Посмотрите на глаголы прошедшего, настоящего, будущего времени. — Где опасное место? (в окончании) — Как будут называться окончания у этих глаголов? (личн. и род.)
— Из карточек сост. таблицу на доске. — Написать таблицу в тетрадь. Дополнить тему урока: “Родовые и личные…”. — Мы будем учиться определять правильную букву в окончаниях глаголов. Это будет на следующих уроках. Но для этого надо хорошо подготовиться: уметь различать эти окончания родовые личные (сообщают о лице).
V. Закрепление.
— Как считаете, кто произносит слова и к кому они обращены?
Учитель читает текст с.22. У. 372.
1 мин. – опасные места карандашом.
3) Найдите гл. неопр. формы. Какие ещё?
Неопр.ф.
Пр.вр.
Буд.вр.
Вставать
Не научились
Не научимся
Садиться
Оконч. мн. ч.
Не дадим
Вести
Не научилась
Будем мешать
Учиться
Не научился
— Назовите окончания. Какие они? (личные в буд.вр.) — Глаголов в какой форме нет? (наст.вр.) — Измените гл. прош.вр. так, чтобы было род.окончание.
— Назовите глагол, который употреблён в разных формах. — В каких? — ТПО с.20 №373. — Попробуем гл. прош.вр. употребить с другими местоимениями. — Укажите время вверху. — У гл. буд.вр. – окошки, где опасное место. — Сравните – где глагол “увидел”, что местоимение поменялось, и изменил форму лица, а где глагол – в прежней форме. — Что изменилось в глаголе?
Вспомним тему урока и скажем грамотно.
(Изменилось личное окончание у гл. буд.вр.. Изменилось оконч. у гл. прош.вр., но это не родовое, т.к. мн.ч., только в ед.ч.)
— Мы сделаем одно уточнение по теме.
5) Физминутка. Повт. по таблице.
— Личные окончания – присели. — Родовые – руками круг.движения.
— Просмотрите кл.раб., таблицу — Какие есть окончания? (род.личн.) — У глаголов, в какой форме они бывают? — Оцените свои знания 10-бал. шкале. — Посмотрите, что умеете.
Работа по карточке “Мои успехи” (5-7 мин.)
— Проверим ещё раз себя.
— Читает учитель. — Кто выполняет эти действия? — Определить время гл. — По какой примете? Выделите -л-. — Что можно предположить: действия делал кто-то один, он или она?
— А если это будет рыба, что изменится?
— А если существо среднего рода?
— Что изменилось? — Почему окончания называются родовыми? — Докажите, что о лице не сообщают. — Ниже – в начал.форме.
— Кто же на самом деле выполнял перечисленные действия?
Повернулся, Улыбнулся, Засмеялся Крокодил И злодея Бармалея, Словно муху Проглотил.
— Кто знает автора этой сказки?
VI. Итог.
— На какие группы делятся окончания глаголов? (род, личн.) — Какие ещё бывают? — Зачем нам это знать?
VII. Оценка ответов.
VIII. Д/з: с.22, У. упр. 376 – разбор.
Источник
Как узнать личное или родовое окончание у глагола?
Глаголы, знаете ли, имеют свойство изменяться по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, и все! Это изменение по лицам и числам называется спряжением, которое в зависимости от личных окончаний различают первое и второе.
Ты будешь а он ненавидит, мы рисуем, а они пляшут.
В форме повелительного наклонения глагол имеет форму второго лица единственного или множественного числа:
ты повесь, вы отрежь-те.
Если у глагола имеется лицо, то нет рода, и наоборот.
Категорией рода обладают глаголы в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и в форме условного наклонения, например:
артист пел_, девушка пел-а, море пел-о, волны пел-и;
он успел_ бы, она успел-а бы, оно успел-о бы, они успел-и.
Родовое окончание бывает только у глаголов прошедшего времени в единственном числе. Например, пришёл — мужской род, пришла — женский род, пришло — средний род. А личное окончание бывает у глаголов настоящего и будущего времени. Например, плаваю, плаваем -1 лицо, плаваешь, плаваете — 2 лицо, плавает, плавают — 3 лицо. Теперь немного понятно?
В русском языке есть такая частица «ба», которая обозначает удивление, изумление.
Синонимами к этой частице будут такие слова, как «ух ты», «да ладно» (разговорное).
А вот глагол «баять» обозначает говорить, данный глагол многие авторы в литературе применяют как укоризну.
Верный ответ под буквой «а» — баять.
Любой глагол отвечает на какой-нибудь вопрос. В нём обязательно присутствует другой, универсальный глагол — «делать». По тому, как он ведёт себя в вопросе, можно судить и о том, какие процессы произойдут в ответе.
В 3-м лице возможно единственное и множественное число, поэтому спросить можно «что делает?» или «что делают?» Ни в одном из них на конце нет мягкого согласного, для записи не требуется буква Ь. Поэтому в возвратных глаголах она тоже не должна появиться.
Мягкий знак появляется лишь в инфинитиве.
Да, эти словоформы часто произносятся одинаково, но поверхностное внешнее сходство некоторых признаков — не повод думать, что они идентичны. Давайте не будем уподобляться котёнку из известного демотиватора:
Часто у глагольных форм 3-го лица ударение стоит не так, как у инфинитива:
Дебет с кредитом не сходится, но людям нужно сходиться.
Здесь водится лишь мелкая рыбёшка, но для пропитания акулы должны водиться крупные.
Вася щурится, на солнце нельзя не щуриться.
Источник
Личные окончания глаголов
Личные окончания глаголов — это словоизменительные морфемы, которые выражают категорию лица и числа. Личные окончания глаголов зависят от того, к какому спряжению принадлежит глагол.
Узнаем, какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения, какой алгоритм применить, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов.
Грамматический термин «окончание» по отношению к глаголам указывает, что слова этой самостоятельной части речи изменяются. В русском языке глаголы изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. Что это значит? Разберемся, что такое личные окончания глаголов.
Лицо и окончания глаголов
Глагол как самостоятельная часть речи обозначает действие или процесс по отношению к действующему лицу или предмету. Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом, выполняющим то или иное действие, или с участником речи:
Грамматическая категория лица выражается с помощью окончаний глаголов, которые называются личными. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, выполняющее действие или участвующее в нём.
В русской грамматике различают три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо обозначает непосредственного субъекта действия
2. Второе лицо обозначает действие собеседника
3. Третье лицо указывает на того, о ком идет речь
он, она, оно плавает — они плавают;
он, она, оно красит — они красят.
Спряжение и личные окончания глаголов
Форма лица, соотнесенная с деятелем, выражается с помощью личных окончаний, которые различаются у разных глаголов.
Способность глаголов изменяться по лицам и числам называется спряжением.
В зависимости от системы личных окончаний большинство глаголов русского языка относят к первому или второму спряжению.
Таблица
Личные окончания глаголов I спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
1-е
-у (-ю)
-ем (-ём)
иду, узнаю
идем, узнаем
2-е
-ешь (-ёшь)
-ете (-ёте)
идешь, узнаешь
идете, узнаете
3-е
-ет (-ёт)
-ут (-ют)
идет, узнает
идут, узнают
Личные окончания глаголов II спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
1-е
-у (-ю)
-им
славлю, научу
славим, научим
2-е
-ишь
-ите
славишь, научишь
славите, научите
3-е
-ит
-ат (-ят)
славит, научит
славят, научат
Личные окончания глаголов 1 спряжения
Спряжение глагола можно определить по личным ударным окончаниям. Первое спряжение объединяет глаголы, которые имеют личные окончания:
1 лицо -у/ю (ед.ч.) — -ем/ём (мн. ч.)
2 лицо -ешь/-ёшь (ед.ч.) — -ете/-ёте (мн. ч.)
3 лицо -ет/-ёт (ед.ч.) — -ут/-ют (мн. ч.)
Понаблюдаем, как изменяется по лицам и числам глагол «беречь»:
У многих глаголов личные окончания являются безударными, из-за чего возникают сомнения в выборе букв «и» или «е», «у» или «а», «ю» или «я».
Как правильно пишутся личные окончания глаголов:
ты пля́ш е шь или пля́ш и шь;
снег сы́пл е т или сы́пл и т;
мы гуля́ е м или гуля́ и м;
муравьи тащ а т или тащ у т;
зерно се́ ю т или се́ я т?
Если у глагола безударное личное окончание, следует определить его спряжение. Спряжение глагола с безударными личными окончаниями выясняют по неопределенной форме.
Ко второму спряжению относятся все глаголы с конечным буквосочетанием -ить, кроме слов «брить» и «стелить»:
В эту группу добавим семь глаголов с конечным -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть, обидеть) и 4 глагола, заканчивающихся на -ать (гнать, держать, дышать, слышать). Их можно запомнить с помощью стишка-подсказки:
К первому спряжению, невзирая на конечное буквосочетание -ить, отнесем глаголы-исключения «брить» и «стелить» и все слова, которые заканчиваются сочетаниями -ать, -ять, -еть, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь, например:
Чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов, воспользуемся безошибочным алгоритмом.
Алгоритм написания безударных личных окончаний
В определении безударного личного окончания глагола действуем пошагово:
ставим глагол в неопределенную форму;
выясним, какая гласная буква обозначает суффикс глагола перед окончанием -ть ( а ть, о ть, у ть, и ть и пр.);
по этой гласной определяем I или II спряжение, учитывая глаголы-исключения;
выбираем гласную букву «е» или «и», «а»/»я» или «у»/»ю» в безударном окончании.
Образец рассуждения
Неопределенная форма глагола «мол о ть» имеет суффикс, обозначенный буквой «о». По конечному буквосочетанию -оть отнесем этот глагол к I спряжению. Следовательно выберем букву «е» в написании безударного окончания глагола 3 лица единственного числа настоящего времени:
Ты как следует разгон…шься и быстро спуст…шься с горы.
Слово «разгонишься» (что сделаешь?) имеет начальную форму «разогнаться». В этом приставочном глаголе следует увидеть производящее слово «гнать»:
гнать → разо гнать → разогнать ся .
Значит, это глагол-исключение, который окружен словообразовательными морфемами: приставкой и постфиксом. Наличие этих морфем не меняет спряжения глагола.«Разогнаться» — это глагол II спряжения, как и производящее слово «гнать».
Напишем букву «и» в окончании формы 2 лица единственного числа глагола будущего времени «разго́н и шь ся».
Слово «спустишься» (что сделаешь?) имеет начальную форму «спуститься». Наличие возвратного постфикса -ся не влияет на спряжение глагола. В неопределенной форме глагола «спуст и ться» выявим суффикс -и- перед окончанием -ть. Слово заканчивается на -ить. Значит, это глагол II спряжения.
Выберем букву «и» в безударном окончании формы 2 лица единственного числа будущего времени — спу́ст и шь ся.