Меню

Как определить спряжение глагола шить



Морфологический разбор «шить»

В данной статье мы рассмотрим слово «шить», являющееся глаголом. Ниже мы дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.

Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.

«Шить» (глагол)

Значение слова «шить» по словарю С. И. Ожегова

  • См. вышивать
  • Скреплять, соединять нитью или другим материалом сшивать
  • Изготовлять, скрепляя нитью края выкроенной ткани, мягкого материала
  • См. пришивать

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • II Начальная форма: шить — инфинитив;
  • III Морфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • несовершенный вид
      • невозвратный
      • переходный/непереходный глагол
      • II спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
      • изъявительное наклонение
  • IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:

Наклонения

Изъявительное наклонение Сослагательное наклонение Повелительное наклонение
шить шил бы, шила бы, шило бы, шили бы шей, шейте

Несовершенный вид

Род / Число 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
Мужской род (ед. число) Что делал? шил
Что делаю? шью
Что буду делать? буду шить
Что делал? шил
Что делаешь? шьешь
Что будешь делать? будешь шить
Что делал? шил
Что делает? шьет
Что будет делать? будет шить
Женский род (ед. число) Что делала? шила
Что делаю? шью
Что буду делать? буду шить
Что делала? шила
Что делаешь? шьешь
Что будешь делать? будешь шить
Что делала? шила
Что делает? шьет
Что будет делать? будет шить
Средний род (ед. число) Что делало? шило
Что делаю? шью
Что буду делать? буду шить
Что делало? шило
Что делаешь? шьешь
Что будешь делать? будешь шить
Что делало? шило
Что делает? шьет
Что будет делать? будет шить
Множественное число Что делали? шили
Что делаем? шьем
Что будем делать? будем шить
Что делали? шили
Что делаете? шьете
Что будете делать? будете шить
Что делали? шили
Что делают? шьют
Что будут делать? будут шить

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора: Найти

Ко II спряжению относятся:

  • все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
  • 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Источник

Морфологический разбор слова «шить»

Разбор слова

Слово шить является Глаголом (это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»). У глагола шить есть постоянные признаки:

  • Возвратный/Невозвратный — слово ‘шить’ является невозвратный;
  • Переходный/Непереходный — слово ‘шить’ это непереходный глагол. ; Глагол ‘шить’ относится к несовершенному виду.
  • Первое лицо: Я — шью́/ Мы — шьём;
  • Второе лицо: Ты — шьёшь/ Вы — шьёте;
  • Третье лицо: Он/Она/Оно — шьёт/ Они — шью́т.

Непостоянные признаки слова шить:

  • Пример изъявительного наклонения: По вечерам она обычно что-нибудь шила.;
  • Пример cослагательного наклонения: Сшила бы ты себе платье.;
  • Пример повелительного наклонения: Не шей ты мне дело.;
  • Род слова определить не возможно потому, что глагол является Инфинитивом.
  • Лицо — не определяется в инфинитиве;
  • У данного слово время не определяется потому, что слово шить является Инфинитивом;

Значение слова :

Слово «шить» значит:

  • Изготовлять, скрепляя нитью края выкроенной ткани, мягкого материала.
  • Скреплять, соединять нитью или другим материалом, сшивать.
  • Вышивать, создавая узор.
  • Обвинять кого-то без должного основания, приписывать преступление.

Часть речи

«ШИТЬ» — это Глагол. Обозначающая действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать?» или «Что сделать?». В предложении обычно выполняет роль сказуемого.

Ударение в слове:

ш И ть
Ударение падает на слог с буквой И. На вторую букву в слове.

Род слова

Слово «шить» — род не определяется в инфинитиве

Вид глагола:

Глагол ‘шить’ является несовершенным видом.

Переходность:

Переходность глагола «шить» — непереходный

Лицо глагола :

Лицо у глагола «шить» — не определяется в инфинитиве

Возвратность:

«ШИТЬ» — это невозвратный глагол

Источник

Урок то теме «Спряжение глагола». 5-й класс

Класс: 5

Цели: Восстановить в памяти учащихся знания о личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; углубить эти знания; ознакомить учащихся с различными способами определения спряжения глаголов.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Распределительный диктант

Буквы Е и И в корнях с чередованием.

Определить вид глаголов.

Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают глаголы в столбики.

Замереть от страха

Расстилаться на лугу

Заблистать на солнце

Умираешь от скуки

Собираться в дорогу

3. Синтаксический разбор предложения

Работает ученик у доски.

Бледная тень набегает на рощу и тает.

Найти в предложении слово по строению (приставка, корень, суффикс, окончание).

Слово какой части речи? (Глагол).

Кто может определить спряжение глагола? (определяют спряжение, вспоминают
материал 4 класса.)

4. Объяснение нового материала

В русском языке глаголы бывают 1 и 2 спряжения.

Чтобы определить спряжение глагола, нужно поставить его в любую личную форму, кроме формы 1 лица и посмотреть ударное окончание или нет.

  • глагол сидишь, сидит, сидят – 2 спряжения.
  • глагол шьёшь, шьёт, шьём, шьют — 1 спряжения.

Если окончание безударное, то спряжение определяется по инфинитиву (Н.Ф).

  • читать – 1 спряжения.
  • варить – 2 спряжения.

Чтобы по начальной форме правильно определить спряжение, вы должны помнить, что ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ИТЬ, кроме брить, стелить + 11 глаголов исключения (4 на -АТЬ. 7 на -ЕТЬ).

Назовите эти глаголы (дети читают стихотворение)

Ко второму же спряжению
Отнесём мы без сомненья.
Все глаголы, что на -ИТЬ,
Исключая брить, стелить
И ещё смотреть, обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть и терпеть.
Вы запомните, друзья.
Их на -е спрягать нельзя.

Все остальные глаголы на -ЫТЬ, -УТЬ, -ОТЬ, -АТЬ, — ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению.

Вид глагола сохраняется.

Во время объяснения нового материала дети обращаются к таблице (алгоритму- инструкции), которая находится на партах и на доске.

5. Объяснение алгоритма-инструкции

Как определить спряжение глагола.

1. Укажи ударение, если окончание ударное, то

  1. -ЕШЬ, -ЕТ; -УТ, -ЮТ – 1 спряжение;
  2. — ИШЬ, -ИТ; -АТ, -ЯТ – 2 спряжение.

2. Если окончание безударное, определи вид глагола.

3. Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!).

4. Посмотри на суффиксы: если глагол на -ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

5. Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения).

6. Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

6. Распределительный диктант

Как сказать иначе? Учитель читает лексическое значение слова, ученики записывают слова по столбикам (1 спряжение, 2 спряжение).

Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить)
Переместить снизу вверх (поднять)
Становиться зелёным (зеленеть)
Сделать чистым (чистить)
Отдавать деньги за покупку (платить)
Бояться опоздать куда-либо (спешить)
Убрать сорняки на грядке (полоть)
Набрать воздух в воздушный шарик(надуть)

Проверяем по столбикам с объяснением.

7. Устная минутка

Найдите конец пословиц. (Пословицы записаны на доске).

1) Кто умеет веселиться,

1) тот должен много трудиться.

2) Не плюй в колодец —

2) который ничего не боится.

3) Не надо хвалиться,

3) коли не знаешь, как рожь родится.

4) Кто любит трудиться,

4) тому без дела не сидится.

5) Кто хочет от жизни толку добиться,

5) того горе боится.

6) Нечего тому страшиться,

6) пригодится воды напиться.

Дополнительное задание: Найти в пословицах глаголы 1 спряжения.

8. Работаем письменно

Учитель читает стихотворение, в котором ребятам самим нужно будет подобрать глаголы.

Имена, употребляемые в тексте, по звучанию схожи с глаголами.

Например, Маша – машет.

Ребятам записывают глаголы вместе с именами и определяют спряжение этих глаголов. Работаем вместе.

9. Устная минутка

Выберите правильный ответ.

Задание записано на доске.

  • Учиться – 1 спр., буд.вр., сов. вид.
  • Строю – 2 спр., наст. вр., несов. вид.
  • Летел – 2 спр.(искл.),прош. вр., несов. вид.
  • Думает – 1 спр., наст. вр.,несов. вид.

10. Физминутка. Упражнения для рук

Рыбки плавали, ныряли
В чистой, светленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.

11. Работа по группам

1 группа работает со стихотворением Иосифа Уткина.

Выписывает глаголы, вставляет пропущенные буквы, определяет спряжение.

Листы со стихотворением находятся на партах.

Что люб…тся, чем дыш…тся,
Душа чем ваша полн…тся,
То в песенке припомн…тся,
То в голосе услыш…тся,
Тяжёлое – забуд…тся,
Хорошее – остан…тся,
Что с Родиною сбуд…тся,
То и с народом стан…тся.

2 группа работает с учебником, выполняет упражнение.

3 группа работает по карточкам.

12. Самостоятельная работа

Учитель читает глаголы, ребята определяют спряжение и ставят цифру 1 или 2, т.е. 1 спр. или 2 спр.

Задание выполняется на листочках.

13. Вывод, итоги

  • Что повторили на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Как правильно написать личное окончание глаголов?
  • Назовите глаголы-исключения.

Оценки.

Домашнее задание.

14. Рефлексия

Сегодня на уроке…

  • я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось…
  • я смог…

Источник

Как правильно пишется слово шьешь?

Правильный вариант написания слова: шьешь

Правило

Мягкий знак

Начнем с мягкого знака:

  • после первой буквы «ш» мягкий знак несет разделительную функцию,
  • в конце слова: в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова шьешь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: шить (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

А ты, накося, от себя рвешь, да на мир заплаты шьешь. Колокольцов. Да; ведь именно прежде всего все мы, друг мой, мы общественные люди…

Источник

Читайте также:  Как разобрать глагол морфемный разбор