Меню

Как определить суффиксы у глаголов 4 класс



Суффиксы в различных частях речи
консультация (4 класс) на тему

Опорная таблица суффиксов для учащихся начальной школы имен существительных, прилагательных, глаголов. С примерами.

Скачать:

Вложение Размер
suffiksy_po_chastyam_rechi.docx 17.71 КБ

Предварительный просмотр:

старикашка, голо-сишко, крылышко,

лежалый, загорелый, устарелый

замочек, ключик, снежок, графинчик

кожаный, глиняный, деревянный, земляной

ох а ть, хихи ка ть, мяу ка ть

волосатый, рогатый, скуластый

стареть, звереть, темнеть, богатеть, хорошеть

сестричка, утречко, звездочка

Рыбачить, боро-нить, сверлить, морозить, румя-нить, веселить, хитрить

мужиковатый, молодцеватый, беловатый

попрошайничать, обезьянничать, садовничать

клюквенный, утренний, медленный, влюбленный

слепнуть, ахнуть, цокнуть

-ова-, -ева-, -ива-, -ыва-, -ствова-

торговать, безмолвствовать, навьючивать, подглядывать

мыться, одеваться кататься, биться, выспаться

-л – суффикс прошедшего времени

ленивый, лживый, красивый, игривый

силач, усач, трубач

Петрович, Петровна, Сергеевич, Сергеевна, Фомич, Ильинична, Никитична

быстрота, доброта, нищета, грохот, топот

братство, начальство, юношество, землячество

Ольгин – ольгинский, сестрин – сестринский

свежесть, бледность, смелость, жалость

серебристый, ветвистый, отрывистый

мудрец, глупец, испанец

именитый, ядовитый, сердитый

ломкий, топкий, липкий

белизна, желтизна, новизна

гнилой, умелый, светлый

химик, чайник, задачник, справочник, ельник, малинник

осетрина, баранина, горошина, глубина, царапина

весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный

сахарница, больница, волчица, львица, лиственница писательница

наблюдательный, желательный, плавательный, подготовительный

певучий, вонючий, висячий

спортсменка, терка, перегородка, записка, вспышка, попытка

узорчатый, дымчатый, репчатый

зубрила, громила, мыло, быль

сеялка, грелка, копилка, гадалка

гладильня, купальня, спальня

учитель, двигатель, глушитель

бегун, крикун, грызун, скакун

бетонщик, переводчик, жестянщик, буфетчик, погрузчик,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие.

план- конспект по русскому языку на тему:»Мягкий знак после шипящих в различных частях речи» .

Конспект урока и презентация.

· Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи: ·.

Памятка «Суффиксы разных частей речи русского языка».

Презентация составлена к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. 3 класс «Школа России&quot.

Проверочная работа по теме «Употребление различных форм частей речи.&quot.

Источник

Русский язык в 4-м классе. Тема: «Правописание суффиксов глаголов»

  • формировать у детей умение различать глагольные суффиксы -ова,-ева,-ива,-ыва, повторить разборы;
  • развивать у учащихся умение выделять главное, мыслить логически, развивать интерес к предмету;
  • воспитывать учебную активность, дружелюбные отношения в ученическом коллективе.
  • карточки со словами: беседовать, горевать, рассказывать, постукивать;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • таблицы.

I. Организационный момент.

У. Проверим готовность к уроку. Все готовы. Хорошо.

Запись на доске:

__ Иы ____ Ое _____

_ ова, ева, ыва, ива _

У. Начинаем урок с минутки чистописания. Работаем с первой строкой. До середины строки прописываем заглавную букву И и строчную ы, 2-ую половину строки заглавную О и строчную е. Обратите внимание на соединение. На второй строке пропишем сочетание ова, ева, ыва, ива по одному разу.

III. Проверка домашнего задания.

У. А сейчас проверим домашнее задание. Поднимите руку, кому легко было выполнить это трудное задание (написано задание за доской).

Ученик работает за доской.

У. Давайте проверим как с этим заданием справился Рома.

Д. Проверяют, ищут ошибки.

У. Какой глагол вызвал затруднение при написании окончания.

Д. Глагол дышишь.

Д. Безударные окончания, а у остальных ударные.

У. К какому спряжению относится этот глагол.

Д. Глагол 2 спряжения, глагол исключение.

У доски работают 3 ученика. Остальные выполняют задание в тетради.

У. А теперь повторим некоторые разборы.

Фонетический разбор

Морфологический разбор глагола

Синтаксический анализ предложения.

У. Давайте проверим фонетический разбор.

Д. Проговаривает. Оценивание учащегося.

У. Проверим морфологический разбор глагола. Какие глаголы относятся к I спр.? II спр.?

У. Правильно. Необходимо знать систему личных окончаний глаголов.

У. Проверим предложение.

Дети проводят физкультминутку.

Сидя, выпрямили спинки
И следите все за мной
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
А теперь разъединили
И опять соединили
Повторяем десять раз:
Раз, два, три…
Ускоряем мой показ.
Молодцы не поленились,
Аплодисменты получились.

V. Работа по основной теме урока.

У. Сегодня продолжаем работать с глаголами. На уроке должны научиться писать глагольные суффиксы.

Показ на запись на доске

Для начала давайте понаблюдаем над глаголами и подумаем в какой форме они записаны.

На доске карточки.

У. Прочитайте глаголы. Ответь на мой вопрос.

Появляется таблица

При помощи каких суффиксах образованы эти глаголы?

Дети говорят, я выделяю на доске

VI. Работа по учебнику.

А теперь откройте учебник на стр. 118.

Прочитайте правило про себя.

У. А сейчас выполняем упр. № 2.

Что нужно знать и помнить, чтобы писать без ошибок?

Д. Выполнить схему к нашему правилу.

У. Прочитайте правило про себя. Как будем выполнять?

Д. Списывать, вставлять буквы в слова, выделять суффиксы.

У. Работаем по цепочке.

Устно объясняем, в тетради записываем, только то слово, в котором пропущена буква или самим нужно образовать слово.

Каждый ученик объясняет.

Д. Поглядывать. Суффикс в форме 1 лица ед. числа сохраняется неизменным.

Выделяю суффикс .

VII. Самостоятельная работа.

Нам нужно с вами образовать

Работать будем по вариантам.

I в. Будет выписывать слова с суффиксами

II в.

У доски работают два ученика по вариантам.

Остальные выполняют задание в тетради.

Дети выполняют вывод, отвечая на проблемный вопрос.

У. Какие слова вы не выписали? Почему?

На доске таблица, опираясь на которую учащиеся самостоятельно подводят итог урока.

VIII. Инструктаж по домашнему заданию.

Найдите на стр. 119 упр.№5.

Это упражнение будет домашним.

Учебники и тетради закрыли.

Вернуться к минутке чистописания.

Итак показываю на запись на доске.

Когда пишется ова, ева, ыва, ива?

У. Кому было трудно на уроке? Кому легко?

Кто запомнил правило? Поднимите руку.

А теперь потренируемся!

А теперь от глагола образуйте глаголы настоящего времени 1 л. ед.ч.

Появляется таблица

У. Давайте изменим форму слова.

Какой будет суффикс?

Какие суффиксы в этих словах?

У. Какую особенность заметили?

Когда будете писать суффиксы ?

Когда будете писать суффиксы ?

Итак, сегодня вы сами составили правило о написании суффиксов

Давайте сравним его с правилом в учебнике. Все ли правильно мы сделали?

Источник

Суффиксы глаголов в русском языке – таблица с примерами

Суффиксы, как и приставки, служат для образования новых слов. Их правописание влияет на смысл того, о чем повествуется в предложении, на связь между подлежащим и сказуемым. Грамматически неправильное отображение морфемы помешает определить характеристики части речи. Поэтому важно разобраться в том, какие бывают суффиксы глаголов, от чего зависит их употребление, какие правила стоит запомнить, чтобы не ошибиться.

В русском языке существует два вида суффиксов: формообразующие и словообразовательные. Правописание суффиксов связано с особенностями глаголов и в каждом случае требует понимания общих принципов спряжения глаголов.

Правописание суффиксов глаголов

К словообразовательным относят те морфемы, которые используются в случае, где необходимо создать новое слово. Грамотное употребление может быть затруднено в виду отсутствия ударения во многих случаях, и здесь поможет спряжение по временам и лицам, наблюдение за окончаниями глаголов.

-ова-, -ева- и -ыва-, -ива-

-Ова-/-ева- используются в инфинитиве и в прошедшем времени тогда, когда 1 л. в ед. ч. настоящего или будущего вр. имеется окончание -ую (-юю). Пример: негодую – негодовать, рисую – рисовать, смакую – смаковать, командую – командовать.

При спряжении здесь выпадает суффикс -ова/ева-, остается окончание -у-/-ю-.

-Ыва-/-ива- используются в инфинитиве и прошедшем времени, если в 1 лице ед. числа настоящего или будущего вр. слово оканчивается на -иваю\-ываю. Пример: осматриваю – осматривать, завываю – завывать, обыгрываю – обыгрывать.

Глагольный суффикс -ва- и гласная перед ним

Старайтесь не путать его с предыдущими морфемами – -ова-/-ева- и др. Суффикс -ва- у глаголов в слове находится под ударением. Определяйте корень слова, а затем аффикс. Если буквы и, ы ,е, о, а сохранились в корне, то перед вами суффикс -ва-.

Пример: Вырыть – вырывать (выРЫтый, выРЫвший). Корень глагола в неопределённой форме и родственных слов включает букву «ы». То же самое демонстрируют конструкции переодеть – одежда, переодевать, узнать – знания, узнавать, в которых гласные сохраняются в составе корня.

Важно помнить исключения! Слова увещевать, намереваться, растлевать, продлевать, застревать, затмевать не относятся к этому правилу.

Правописание гласных перед суффиксом -л-

Глагольный суффикс -л- относится к формообразующим. Он не входит в основу им служит средством образования условного наклонении и глаголов прошедшего времени изъявительного. Часто сомнения вызывает гласная, стоящая перед этой морфемой. Ее легко определить, восстановив заданный глагол до начальной формы, потому что перед сохранится та же гласная, что и в форме инфинитива перед окончанием.

Пример: смотреть – смотрел, видеть – видел, узнать – узнал, написать – написал, понять – понял.

Суффикс я/е/и

Выбор правильного суффикса между е и и зависит от переходности. Переходными являются те глаголы, которые описывают действие, направленное на предмет, присоединяющие дополнение в беспредложном Винительном или Родительном падежах. Пример: я смотрю сериал, он делает уроки, они везут подарки. К такому дополнению можно задать вопрос «что/кого?». Если глагол переходный, смело выбираем -и-. Учить -> учит, копить -> копит.

К непереходным относят все остальные: гордиться успехами, скучать по маме, мечтать о каникулах и т.д. Если к управляемому имени вопросы В.п. задать нельзя, то глагол пишется с -е/ё-. Петь -> поёт, краснеть -> краснеет.

Примечательно, что одинаковые глаголы в зависимости от связи в предложении могут иметь разный суффикс. Изучите разницу и запомните, в каких случаях употребляется «е», а в каких «и».

Обескровить (солдата) – обескроветь (самому), обессилить (что-то забрало силы) – обессилеть (остался без сил) и т.д.

Как и большинство правил русского языка, это имеет исключения, представленные ниже в таблице:

Чтобы определить, в каком глагольном суффиксе употребляется буква «я», ударения недостаточно. В некоторых примерах: ободрять, ускорять, примерять, усмирять и т.д. она находится под ударением. Остальные необходимо запомнить или поставить в форму 3 л. мн.ч. наст.вр. Увидев окончание -ут/ют, мы сразу определим спряжение как первое, значит, суффикса в нем быть не может, если это не одно из 4-х исключений.

Пример: лаять -> лают, сеять -> сеют, затеять – затеют.

Сводная таблица правописания глагольных суффиксов

Разобраться в кратких правилах и запомнить глагольные суффиксы поможет обобщенная таблица:

Источник

Читайте также:  Тест по теме время глагола 4 класс с ответами