Меню

как определить ударение существительном



1.2.2. Ударение в именах существительных

1. Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняет ударение на последнем слоге:

2. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков (финалью):

  • -а́л (в иноязычных словах): пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л, кварта́л (на произношение этого слова обратите особое внимание: ударение на последнем слоге ставится независимо от того, в каком значении употреблено слово: жить на шестом кварта́ле; сдача дома намечена на второй кварта́л);
  • -а́тай (-а́тайство; -а́тайствовать) : глаша́тай, завсегда́тай, согляда́тай, хода́тай, хода́тайство, хода́тайствовать (существительное хода́тай и производные от него очень часто произносятся неправильно);
  • -прово́д (в сложных словах): газопрово́д, мусоропрово́д, нефтепрово́д, но: электропро́вод;
  • -ле́ние (в отглагольных существительных с основой на согласный): дробле́ние, мышле́ние (мы́шление – устаревшее), уведомле́ние, усугубле́ние;
  • -ме́н (в заимствованиях из английского языка, где -мен дословно переводится как «человек»): полисме́н, джентльме́н. Исключение:ба́рмен.

    Слово фено́мен (редкое, необычное, исключительное явление) – греческого происхождения и не подчиняется данной модели. По отношению к человеку оно может произноситься и с ударением на последнем слоге (феноме́н), но такое произношение всё же не является правильным.

    3. Ударение производного слова может определяться по производящему слову, то есть тому, от которого образовано существительное:

      -ие (ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе): сосредото́чить → сосредото́чение; обеспе́чить → обеспе́чение; упро́чить → упро́чение; ве́дать → испове́дать, испове́даться → испове́дание, вероиспове́дание, воспроизвести́ → воспроизведе́ние;

    Иногда постановка ударения может определяться значением и стилем повествования.

    Так, в литературной речи встречается произношение воздви́жение и воздвиже́ние: первое – при использовании слова в значении «церковный праздник» (торжественная служба на воздви́жение), второе – в значениие «действие по значению глагола воздвигать» (воздвиже́ние колонн).

    4. Ударение в словах с одинаковой финалью (сочетанием конечных звуков) может зависеть от значения слова:

    • -ло́г (неодушевлённые объекты): катало́г, некроло́г, моноло́г, диало́г (исключениеана́лог);
    • -́лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог;
    • -ме́тр (единицы измерения): киломе́тр, сантиме́тр, дециме́тр;
    • -́метр (измерительные приборы): баро́метр, гальвано́метр, хроно́метр.
      Исключения: амперме́тр, вольтме́тр.

    5. Иногда на постановку ударения в слове влияет целая система факторов. Наибольшие колебания наблюдаются в существительных с финалями -анин (-ане) и -ия .

    Так, в словах на -анин (-ане) , обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог:

    горожа́нин, углича́нин, волжа́нин, земля́нин, марсиа́нин, египтя́нин, миря́нин.

    В словах, заимствованных из старославянского языка (как правило, это книжные слова с более абстрактным значением или слова религиозной тематики), ударение обычно падает на последний слог:

    Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими событиями и сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы:

    Афи́ны → афи́нянин, афи́няне; Рим → ри́млянин; Карфаге́н → карфаге́нянин; лати́нянин, лати́няне; филисти́млянин, филисти́мляне.

    Слова на -ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова.

    Так, несколько десятилетий назад нормативным было ударение инду́стрия, металлу́ргия, полигра́фия. Однако сейчас нормативным является произношение индустри́я, металлурги́я, полиграфи́я. Подобное колебание наблюдается и в произношении существительного кулина́ри́я. Необходимо помнить, что в официальной обстановке следует произносить это слово с безударной финалью – кулина́рия. Варианты апопле́ксия и апоплекси́я равноправные.

    Постановка ударения в словах на -ия может зависеть от количества слогов.

    Трёхсложные слова чаще имеют ударение на первом слоге:

    а́рия, ма́ния, ма́фия.

    Но возможны и исключения (обычно это слова не латинского, а греческого происхождения):

    месси́я, вити́я, стихи́я.

    В многосложных словах наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова:

    фотогра́фия, гастроно́мия, гомеопа́тия, наркома́ния, психопа́тия, эпиле́псия.

    Большинство многосложных слов на -ия относится к специальной лексике, к терминологии. Как уже отмечалось в п. 1.2.1, далеко не все варианты произношения, распространённые в профессиональной среде, являются нормативными.

    При затруднении следует обращать внимание на финали. Так, ударение на конце слова обычно имеют существительные с такими финалями: -атри́я, -карди́я, -пси́я, -стени́я, -тези́я, -терапи́я, -терми́я, -урги́я, -фили́я, -хрони́я :

    психиатри́я, тахикарди́я, биопси́я, астени́я, анестези́я, трудотерапи́я, металлотерми́я, литурги́я, некрофили́я, синхрони́я.

    Напротив, ударение в середине слова обычно имеют слова с финалями -фо́бия, -ло́гия, -га́мия, -но́мия, -ма́ния, -го́ния, -мо́ния, -тро́пия, -на́рия, -гра́фия, -то́рия, -ме́трия, -ре́ссия, -па́тия, -кра́тия, — ́ция:

    русофо́бия, аполо́гия, монога́мия, гастроно́мия, наркома́ния, аго́ния, филантро́пия, ветерина́рия, орато́рия, геоме́трия, агре́ссия, гомеопа́тия, плутокра́тия, кинематогра́фия, девальва́ция, конфирма́ция.

    Однако возможны колебания и в словах с одинаковыми финалями.

    Ср.: фее́рия, фанабе́рия, мисте́рия – истери́я, дифтери́я; какофо́ния, симфо́ния – телефони́я, стереофони́я.

    Иногда такие колебания захватывают и однокоренные слова. Так, существительное симметрия имеет два равноправных варианта произношения – симме́трия и симметри́я, но существительное асимметри́я уже имеет только один литературный вариант (произношение асимме́трия не рекомендуется).

    Подобное явление можно наблюдать в словах договор, приговор, заговор. Существительные заговор и приговор имеют один литературный вариант произношения: за́говор – с ударением в начале слова; пригово́р – с ударением на конце слова. До недавнего времени единственно правильным считалось произношение догово́р. Сейчас допустимой признаётся и очень частотная в речи форма до́говор, однако употреблять её всё же не следует.

    6. Определённые колебания в постановке ударения наблюдаются и в отдельных формах имён существительных.

    Так, в косвенных падежах единственного числа существительных мужского рода второго склонения в ряде слов ударение остается неподвижным (постоянным):

    аэропорт – аэропо́рта (но: в аэропорту́), Бальзак – Бальза́ка, бунт – бу́нта, верблю́д – верблю́да, воз – во́за (но: на возу́), воя́ж – воя́жа, ко́готь – ко́гтя, ло́коть – ло́ктя, марш – ма́рша, но́готь – но́гтя, сте́бель – сте́бля, торт – то́рта, фаза́н – фаза́на, фарш – фа́рша, шаг – ша́га (но в сочетании с числительными: два шага́; с предлогом в : в шагу́; в сочетании: на каждом шагу́), шарф – ша́рфа, шёлк – шёлка.

    В других случаях наблюдается передвижение ударения с основы слова на окончание:

    бинт – бинта́, блин – блина́, герб – герба́, кисель – киселя́, прут – прута́, серп – серпа́, столяр – столяра́.

    В ряде случаев в литературном языке сосуществуют несколько вариантов произношения:

    гусь – гу́ся (допустимо – гуся́); пруд – пру́да (допустимо – пруда́; в предложном падеже – на пруду́); мост – обе формы (моста́ и мо́ста) равноправны.

    Подобные явления наблюдаются и в форме именительного падежа множественного числа.

    Ударение передвигается на окончание в словах:

    школьный бал – школьные балы́, бинт – бинты́, воз – возы́, герб – гербы́, маляр – маляры́, мост – мосты́, пруд – пруды́, серп – серпы́, столяр – столяры́, шкаф – шкафы́.

    Ударение не передвигается на окончание:

    арбу́з – арбу́зы, проходной балл – проходные ба́ллы, вор – во́ры, догово́р – догово́ры, ко́зырь – ко́зыри, кран – кра́ны, торт – то́рты, тост – то́сты, шарф – ша́рфы, шприц – шпри́цы (в речи медиков – шприцы́).

    Два литературных варианта фиксируются у существительных: равноправные варианты – по́рты и порты́, детские хо́ры и хоры́, шрифты́ и шри́фты, штабы́ и шта́бы; основной и допустимый, но менее желательный варианты: фло́ты (допустимо – флоты́), ходы́ (допустимо – хо́ды).

    Аналогичные явления есть и при склонении существительных других родов.

    Например, во множественном числе существительных среднего рода ударение может перемещаться на окончание (войска́, дела́, зеркала́), а может оставаться неподвижным (ко́льца, кры́льца, пя́тна).

    Достаточно много колебаний можно отметить и при образовании родительного и других падежей множественного числа существительных всех родов.

    Остаётся неподвижным ударение в следующих формах:

    бо́ли – бо́лей (у медиков – боле́й), бу́дни – бу́дней (допустимо – бу́ден), вёрсты – о вёрстах, воло́кна – воло́кон, ве́рфи – ве́рфей, гра́бли – гра́бель и гра́блей, гу́сли – гу́слей, о́кна – о́кон, ру́жья – ру́жей, стёкла – стёкол, ту́фли – ту́фель, ша́рфы – ша́рфов, я́сли – я́слей.

    Равноправными являются формы косвенных падежей во множественном числе:

    бу́бны – бубён, бубна́м и бу́бен, бу́бнам.

    Упражнения к теме «1.2.2. Ударение в именах существительных»

    Читайте также другие темы раздела 1 «Орфоэпические нормы»:

    Источник

    ошибки.ru

    Вы здесь

    Ударение в существительных. Основные моменты и сложности

    Обратиться к данной теме меня подвиг определённый факт пренебрежения русскоговорящей части населения к ударению в словах вообще. Поскольку тема объёмная, предлагаю пока остановиться на существительных, оставив в стороне прилагательные и глаголы, о которых поговорим в другой раз.

    На первый взгляд может показаться, что все слова, в которых мы не знаем, где поставить ударение, требуют запоминания. Отчасти это так, но, если копнуть чуть глубже стандартной школьной программы, мы сможем увидеть: ударение в русском языке в большинстве случаев последовательно и логично. Опираясь на исследовательские обобщения лингвистов, давайте разберём основные моменты.

    Место ударения напрямую зависит от языка-первоисточника, из которого пришло слово. В качестве примера обратимся к лексическим единицам из французского языка. Лингвистическая логика подсказывает, что ударение в таких словах будет на том же слоге, что и в «языковом источнике». Так, ударение в словах, пришедших в русский из французского, всегда ставится на последний слог. Примеры, где часто встречаются ошибки в речи: жалюзИ, канапЕ, диспансЕр.

    2.
    2.1. Иноязычные слова, оканчивающиеся на «-а́л», имеют ударение на последнем слоге. Этому правилу подчиняется, например, слово «квартаАл», пришедшее к нам из немецкого языка, а туда — из латинского. Ударение в приведённом примере падает на последний слог. Хотя… лет пять назад лингвисты указывали на вероятность разграничения значений: «временной» вариант имел тенденцию к ударному слогу в первой части слова («квАртал»), в то время как «территориальное» обозначение соответствовало стандартному, принятому и по сей день за норму варианту «квартАл».

    Однако данный подход не прижился и до сих пор идеальным литературным вариантом остаётся ударение на втором «а», то есть «квартАл». Есть версия, что неграмотный «квАртал» возник в сленге бухгалтеров под влиянием «кварта», распространившись затем в бытовой среде. Считается, что в скором времени место грамотного варианта всё же займёт «квАртал» ввиду повсеместной распространённости, но пока говорить об этом рано: всё остаётся на своих местах.

    2.2. Слова с частью «-а́тай» в середине лексической единицы. Примеры: ходАтай, ходАтайство, ходАтайствовать; завсегдАтай, завсегдАтайствовать.

    2.3. Внимания в обсуждении заслуживают сложные слова с частью «прово́д», где ударение падает на последнее «о», за исключением слова «электропрОвод». Такие варианты легче запомнить, прибегая к аналогии с глаголом «провОдит что-то». Примеры: мусоропровОд, нефтепровОд.

    2.4. Отглагольные существительные, оканчивающиеся на «-ле́ние». Примером может служить слово «мышлЕние» (произношение с ударной «ы» в первом слоге является устаревшим). Ещё пример: «усугублЕние».

    2.5. Англоязычные заимствования, оканчивающиеся на «-ме́н». Пример: джентльмЕн. Но при этом следует помнить об исключении: «бАрмен». Слово «фенОмен» имеет по происхождению греческую основу, поэтому под правило не подходит.

    3.
    3.1. Есть случаи, когда слог, на который падает ударение, можно запомнить по производящему слову. Прежде всего это касается отглагольных существительных на «-ие», ударение в которых, как правило, совпадает с его постановкой в однокоренном глаголе. Примерами, иллюстрирующими это, могут служить следующие пары: «сосредотОчение» от «сосредотОчить», «исповЕдание» от «исповЕдаться».

    3.2. Имена существительные, оканчивающиеся на «-ота́», с ударением на окончание: немотА.

    4. Сочетания конечных звуков, такие как «-ло́г» («катало́г» и другие исключительно неодушевлённые предметы), «-ме́тр» («киломе́тр» и иные единицы измерения). Но по отношению к приборам измерения ударение действует обратно. Пример: хронОметр.

    Исключениями являются слова узкой направленности, в которых ударение падает на конечный слог: «вольтмЕтр», «ампермЕтр».

    5. Книжные слова — выходцы из старославянского языка, часто представляющие религиозную тематику и обозначающие абстрактные явления, имеют в своем произношении ударный последний слог: «гражданИн»,

    «христианИн». Однако в словах с более «приземлённым» значением, таких как «крестьЯнин», «горожАнин», ударение смещено ближе к центру.

    6. Если мы говорим о территориальной принадлежности, имея в виду Древний Рим или Грецию, то помним, что ударение ставится в полном соответствии с упоминаемым географическим названием: рИмлянин (от «Рим»), афИнянин (АфИны).

    7. Некоторое время назад в словах на «-ия» («индустрия») было грамотно ставить ударение на «у», то есть ударным был корень, сейчас норма поменялась, и нормативным считается вариант «индустрИя»: ударным стал слог, близкий к окончанию слова. Аналогичную историю пережили лексические единицы «металлургИя», «полиграфИя». В сложных вариантах, когда слово имеет множество слогов, ударение, как правило, закрепляется в середине: «гастронОмия», «эпилЕпсия».

    В данном случае мы не рассматриваем слова, относящиеся к узкоспециальной лексике. Это широкая тема, которой можно посвятить отдельную статью.

    8. Особого внимания заслуживает равноправная по произносительным нормам пара «симмЕтрия» и «симметрИя», но их антоним имеет только один вариант грамотного литературного произношения: «асимметрИя». Для пущей важности следует отметить, что всё же ударение на «е»«симмЕтрия» — является предпочтительным.

    9. Слово «договор» по аналогии с «приговором» следует произносить с ударением на последний слог: «договОр». Хотя современное лингвистическое сообщество так и норовит сделать допущение: ненормативный вариант слишком часто употребляется во многих сферах.

    10. В русском языке ударение подвижно. В отличие от французского или чешского языка, где место ударения заведомо закреплено за определённым слогом, в нашем языке ударение может перемещаться от слога к слогу, в зависимости от формы слова, его числа и падежа. Обратимся к случаям, которые требуют запоминания.

    10.1. Существительные мужского рода в косвенных падежах (единственное число) имеют в большинстве случаев неподвижное ударение. Пример: аэропОрт, аэропОрта (но: в аэропортУ); воЯж, воЯжа; шарф, шАрфа.

    10.2. Но в случаях типа «бинт», «бинтА»; «блин», «блинА»; «столЯр», «столярА» ударение не стоит на месте, перемещается. Такие случаи просто нужно запомнить.

    10.3. Куда в русском языке без равноправных вариантов: «гУся» = «гусЯ»; «прУда» = «прудА», «мостА» = «мОста».

    10.4. Существительные мужского рода в косвенных падежах (множественное число) тоже имеют варианты неподвижного и постоянного ударения: «крАн» и «крАны», «тОрт» и «тОрты», «шАрф» и «шАрфы», «шприц» и «шпрИцы». Ударение передвигается на окончание в следующих случаях: «бал» и «балЫ» (выпускные), «бинт» и «бинтЫ», «шкаф» и «шкафЫ».

    10.6. Ударение в существительных среднего рода в косвенных падежах множественного числа может быть постоянным, а может перемещаться. Примеры: «дело» и «делА», «войско» и «войскА»; но «блАго» и «блАга», «блЮдо» и «блЮда», «срЕдство» и «срЕдства».

    Источник

Читайте также:  морфологический разбор существительного гриб