Меню

как определять падежи имен существительных



карточка-памятка: «Определение падежа имени существительного»
учебно-методическое пособие по русскому языку (3, 4 класс) на тему

карточка-памятка может использоваться, как раздаточный материал в помощь детям при изучении данной темы в начальной школе.»

Скачать:

Вложение Размер
opredelenie_padezha_sushchestvitelnyh.docx 94.36 КБ

Предварительный просмотр:

В Ы У Ч И! З А П О М Н И! Н А У Ч И С Ь О П Р Е Д Е Л Я Т Ь!

Склонение имён существительных

Где? Куда? Откуда?

у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после, возле, подле

через, про, на, за, под, во, в

с, со, перед, под, над, за, между

при, о, об, на, в, во

В Ы У Ч И! З А П О М Н И! Н А У Ч И С Ь О П Р Е Д Е Л Я Т Ь!

Склонение имён существительных

Где? Куда? Откуда?

у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после, возле, подле

через, про, на, за, под, во, в

с, со, перед, под, над, за, между

при, о, об, на, в, во

Чтобы правильно определить падеж

имени существительного в предложении нужно:

  1. Найти слово, от которого зависит имя существительное (главное слово × )
  2. Задать от главного слова к имени существительному падежный вопрос (основной или смысловой). Если существительное имеет предлог, то вопрос нужно задавать, используя этот предлог.
  3. Посмотреть на предлог и окончание. Если затрудняешься, вспомни слово-помощник или задай два падежных вопроса.
  4. Определить падеж.

Падежные окончания имён существительных

в единственном числе.

Чтобы правильно определить падеж

имени существительного в предложении нужно:

  1. Найти слово, от которого зависит имя существительное (главное слово × )
  2. Задать от главного слова к имени существительному падежный вопрос (основной или смысловой). Если существительное имеет предлог, то вопрос нужно задавать, используя этот предлог.
  3. Посмотреть на предлог и окончание. Если затрудняешься, вспомни слово-помощник или задай два падежных вопроса.
  4. Определить падеж.

Источник

Падежи существительных

Что такое падеж существительных?

Падеж существительных в русском языке – это морфологический признак, обозначающий грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж выражается системой противопоставляемых друг другу рядов форм существительных и является словоизменительным признаком.

Склонение существительных по падежам изучается в 4 классе.

Склонение существительных по падежам

В русском языке существует шесть падежей – один прямой (именительный) и пять косвенных. Изменение имен существительных по падежам осуществляется с помощью системы падежных окончаний (флексий).

Примеры падежей существительных в таблице:

Падеж Вопросы к падежам Примеры существительных
Ед. число Мн. число
Именительный Кто? Что? Приятель, ветка, озеро Приятели, ветки, озера
Родительный Кого? Чего? Приятеля, ветки, озера Приятелей, веток, озер
Дательный Кому? Чему? Приятелю, ветке, озеру Приятелям, веткам, озерам
Винительный Кого? Что? Приятеля, ветку, озеро Приятелей, ветки, озера
Творительный Кем? Чем? Приятелем, веткой, озером Приятелями, ветками, озерами
Предложный О ком? О чем? О приятеле, о ветке, об озере О приятелях, о ветках, об озерах

Несклоняемые существительные не имеют падежных форм. У таких слов падежная принадлежность выражается не грамматически (через окончания), а синтаксически (через слова, с которыми они согласуются).

Как определить падеж у существительного?

Определить падеж существительного можно несколькими способами:

  • По окончанию слова ( солнца – Р. п., отцу – Д. п., о грозе – П. п.);
  • Поставив к существительному вопросы ( дорога (кто? что?) – И. п.; вареньем (кем? чем?) – Т. п.; о метро (о ком? о чем?) – П. п);
  • Определить падеж по словам, с которыми существительное согласуется в словосочетании или в предложении ( заказать крепкий кофе – В. п., мечтать о новом велосипеде – П. п., белая кошка умывается – И. п.).

Источник

Памятка по определению падежа имени существительного

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Морфологический разбор имени существительного.

Собственное или нарицательное.

Неодушевлённое или одушевлённое.

Пример: В саду поспели груши.

В саду – сущ., н.ф.- сад, нариц., неодуш., м.р., ед.ч., П.п., 2 скл., обст. места.

Как определить падеж имени существительного.

Найти имя существительное.

Найти слово, к которому относится имя существительное.

Поставить от этого слова к существительному оба падежных вопроса.

По вопросам определить падеж.

Пример: В дупле жила белка.

Слово, к которому оно относится – жила.

Задаем оба падежных вопроса – жила ( в ком? в чём?)-

Как отличить И.п, Р.п., В.п.

Вместо слова, стоящего в предложениях, поставить слово 1 склонения с ударным окончанием. Например – ЛИСА.

Как определить склонение имени существительного.

Найти имя существительное.

Поставить в начальную форму.

Пример: Туристы жили в палатке.

Как проверить безударное падежное окончание

Определить падеж существительного.

Поставить существительное в начальную форму.

Определить склонение имени существительного.

Безударное окончание имени существительного можно проверить по существительному того же склонения и падежа, но с ударным окончанием( 1 скл. – трава, семья;

2 скл. – стол, окно; 3 скл. – печь)

Пример: На ветк… черёмух… сидела птичка.

На ветк е (траве) — сидела (на ком? на чём?) на ветке – П.п .,

ветка — 1 склонение, П.п. 1 склонения дает нам

черёмух и (семьи)) – на ветке (кого? чего?) черёмухи- Р.п.,

черёмуха- 1 склонение; Р.п. 1 склонения дает нам

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Номер материала: ДБ-861767

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Падеж имен существительных

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Характеристика падежей:

Вспомогательные слова

Кто? лис а

Что? земл я

Что?

Кого? лис ы

Чего? земл и

Кому? лис е

Чему? земл е

Кого? лис у

Что? земл ю

Кем? лис ой

Чем? земл ей

О ком? о лис е

О чем? о земл е

Падеж Падежные вопросы Смысловые вопросы
Именительный есть
Родительный нет Где? Как?
Винительный вижу Где? Куда?
Творительный доволен Где? Как?
Предложный думаю Где?

Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
  2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки.

Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

Предлоги падежей

Именительный падеж – предлогов нет.

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

  • Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

  • Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ —ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куниц ы — Р.п. / вижу (кого?) куниц у – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медвед я – вижу (кого?) медвед я .

Лапа (кого?) (лис ы ) медвед я – Р. п. – вижу (кого?) (лис у ) медвед я – В. п.

  • Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с» :

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

  • Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. — написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

  • Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

  • Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

  • Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Читайте также:  какие из приведенных существительных являются одушевленными