Меню

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного ответ



Как отличить отглагольное прилагательное от причастия

Отглагольные прилагательные и причастия – две части речи, имеющие общего родственника, глагол. Обе они обозначают отличительные признаки предмета, но имеют существенные различия, даже если образованы от одного корня.

Сложности в определении части речи

Определить, с какой частью речи вы имеете дело, бывает достаточно сложно по следующим причинам:

  • схожее звучание и написание;
  • обе части речи отвечают на вопрос «какой?»;
  • имеют общие грамматические признаки, одинаково склоняются и в составе предложения выполняют роль определения;
  • образуются от глаголов с помощью суффиксов, из-за чего сложно определить значения слов без контекста.

Почему важно правильно определить часть речи

Главная причина, по которой стоит окончательно разобраться с этим вопросом, – понять, сколько букв «н» писать в причастии или прилагательном.

Правило! В отглагольных прилагательных пишется «Н»; в страдательных причастиях – «НН».

Пример: Жареная картошка (прилаг.) – пожаренная в сметане картошка (прич.)

Отличие «жареной картошки» от «пожаренной» заключается в том, что первый случай описывает самостоятельный, постоянный признак предмета (картошки). Второй вариант указывает на активное действие, длящееся во времени. То есть, во втором случае становится ясно, что картошку УЖЕ пожарили, и в процессе к ней еще добавили сметаны.

Теперь можно немного усложнить и вспомнить о кратких формах. Здесь все наоборот:

В кратких страдательных причастиях пишется «Н», в кратких прилагательных – столько «Н», сколько их было в полной форме.

Пример: девушка хорошо воспитанна (кр. прил.) – девушка воспитана хорошими педагогами (прич.)

К сведению: Существуют также отпричастные прилагательные, которые образованы от причастных форм, утративших связь с глаголом-основой: определенный, воспитанный, допустимый, прошедший и т.д.

Слова, которые придется просто запомнить

Чем отличается отглагольное прилагательное от причастия

  • образуются от разных видов глаголов: причастие – от глагольной основы совершенного вида (что сделать?), прилагательные – от несовершенного вида (что делать?);
  • причастие указывает на признак активного действия, а признак отглагольного прилагательного – пассивный и самостоятельный, с самим действием не связанный;
  • признак действия причастий разворачивается во времени, а отглагольные прилагательные несут постоянное значение;
  • часто причастие в предложении управляет зависимым обстоятельством или дополнением, у прилагательных таких зависимых слов нет.

Особенности правописания Н и НН

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия

  1. Обратить внимание на приставки и зависимые слова – их присутствие сразу же выдает причастие: по-краше нн ый желтой краской; с-коше нн ая в августе трава.
    Исключением для прилагательного является только приставка «не»: некоше н ые луга, непромокаемый плащ.
  2. Определить вид исходного глагола – совершенный или несовершенный: построенный (что сделать? – построить); вареный (что делать? – варить).
  3. Причастие можно заменить словосочетанием с глаголом, и смысл выражения от этого не изменится: изысканные средства – изыскать средства (средства, которые изыскали). Отглагольное прилагательное заменяется синонимами: блестящее выступление – превосходное выступление.
  4. Подобрать подходящее по смыслу зависимое слово – с глагольным прилагательным составить такое сочетание не удастся.

Полезно знать! Если в слове есть суффиксы -ованн- и -еванн- , не раздумывая пишем «нн» – перед вами отглагольное прилагательное.

Пример: фаршированный, рискованный, образованный.

Сводная таблица отличий

Причастие Отглагольное прилагательное
Происходит от глагола совершенного вида (что сделать?): уехавший – уехать; смазанный — смазать Происходит от глагола несовершенного вида (что делать?): вареная – варить: мороженый — морозить
Обозначает действие, протяженное во времени: срезанные цветы; скошенный луг Обозначает постоянный признак: резаная бумага; кошеная трава
Может иметь любые приставки: покрасневший, состарившийся, заброшенный Не имеет приставок, кроме «не»: невидимый, невоспитанный
Управляет зависимыми словами: замороженные на зиму ягоды; решенная наспех задача Зависимых слов нет, кроме наречий, обозначающих степень (очень, слишком): очень изысканный; чрезмерно груженая
Можно заменить исходным глаголом: потрясшее всех происшествие – происшествие, которое всех потрясло Заменяется только синонимом: потрясающее выступление — невероятное, великолепное выступление

Досадные ошибки в правописании данных частей речи – не редкость, потому что это одно из самых сложных правил русского языка. С помощью перечисленных выше способов можно раз и навсегда научиться их различать и грамотно употреблять в устной и письменной речи.

Источник

Урок русского языка «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных»

Урок «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных» проводится в 7 классе с применением интерактивной доски. Данный урок прививает интерес к предмету, устанавливает уровень овладения учащихся теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формированию навыков работы с интерактивной доской.

Если у учителя нет возможности просмотреть этот урок в программе Smart Board (Приложение 1), то можно обратиться к Приложению 2 (презентация).

Тема: «Причастие как часть речи».

Тема урока: «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных».

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков, ориентирован на общеобразовательный класс.

Цели урока:

  • повторение и проверка знаний учащихся по данной теме;
  • выявление глубины понимания темы и степени прочности всего изученного на предыдущих уроках;
  • развитие орфографических умений и навыков сравнивать, обобщать, конкретизировать.
  • развитие речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему;
  • работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях; знаки препинания при причастном обороте.

Задачи урока: установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формировать навыки работы со Smart Board.

Структура урока:

I. Оргмомент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
ІІІ. Сообщение темы и целей урока.
ІV. Активизация пройденного материала.
V. Обобщение теоретического материала.
VІ. Тренировочные упражнения на умение различать причастия и отглагольные прилагательные.
VІІ. Контроль полученных знаний.
VIІІ. Домашнее задание.
ІX. Рефлексия.

Оборудование: интерактивная доска Smart Board.

I. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Проверяется готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания

От данных глаголов образуйте и запишите действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Выделите в причастиях суффиксы и обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Проп. тать, запр. тить, опл. тить, выр. стить, и. ти, полить, перес. дить, взрыхлить, до. стрелить, ог. родить, ск. сить, засеять, вовлеч(?), и. топить, понять, поднять, начать.

У доски работают три ученика.
Первый выписывает слова с пропусками, графически объясняя вставленные орфограммы.
Второй – записывает действительные причастия прошедшего времени, образованные от данных глаголов.
Третий – записывает страдательные причастия прошедшего времени, образованные от этих же глаголов.
Класс в это время работает устно, отвечая на вопросы:

– Какие орфограммы встретились в данном упражнении?
– При помощи каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия? (-ущ-(-ющ), -ащ-(-ящ), -вш-,-ш-, -ем- (-ом-), -им-, -нн-, -енн-(ённ),-т)
– От какого глагола вы не образовали страдательное причастие? Почему? (От глагола идти несов. вида).

Затем проверяется задание, которое было выполнено на доске.
Внимание на произношение следующих причастий. (Рис. 1)

III. Сообщение темы и целей урока

Тема сегодняшнего урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных». (Рис. 2)
Сообщение целей урока.

IV. Активизация пройденного материала

1. Синтаксическая пятиминутка. (Рис. 3)

Повторение знаков препинания при причастном обороте; умение употреблять причастия в устной речи, составлять схемы.
Задание: переделайте предложение, вставив в каждую его часть причастный
оборот; затем запишите предложение, составьте его схему, графически объясните знаки препинания.
Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.
Один ученик, используя электронное перо, записывает предложение, составленное им, на интерактивной доске.
С помощью пера выделяет грамматическую основу предложения, составляет его схему. Все остальные ученики выполняют задание на местах.
Затем следует проверка.

2. Орфографическая работа. (Рис. 4)

Повторение орфограммы «Гласные перед одной и двумя н в страдательных причастиях». Работа с орфоэпическими нормами.

Задание: вставь пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.

Просмотр. нный альбом, задерж. нный на работе, наполн. нный доверху, взвеш. нный товар, запачк. нный грязью, усе. нное поле, запломбиров. нный зуб, раскро. нный материал, изобрет. нный прибор, прослуш. нный курс лекций, слыш. нная когда-то сказка.

В объектах-буквах красного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик, работающий у доски, выбирает нужную букву и вставляет её в слова; делает вывод.
Орфоэпическая работа со словом запломбиро?ванный. Выясняется лексическое значение слова, составляется с ним словосочетание.
Другие ученики на местах выполняют разбор слов по составу:
1 вариант – размешанный,
2 вариант – продуманный.
Затем слова записываются на интерактивной доске другими учениками. Используя разные цвета электронного пера, ученики выделяют морфемы в словах.

V. Повторение теоретических знаний, необходимых для формирования умений и навыков по данной теме

– Назовите признаки прилагательного у причастия.
– Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
– Какие причастия не образуются от глаголов совершенного вида? (Действительные причастия настоящего времени; страдательные причастия настоящего времени.)
– От каких глаголов нельзя образовать страдательные причастия?
– Расскажите о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных.
– Как отличить причастие от отглагольного прилагательного? (Рис. 5)
– В каких случаях пишется одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных? Вспомните слова – исключения. (Рис. 6)

Ученики должны дать ответ на каждый из вопросов в форме рассказа на лингвистическую тему. Слова – исключения записываются в тетрадь, берутся в рамку.
По мере ответов учащихся учитель опускает шторку «Сдвинь шторку-увидишь ответ», которая закрывает таблицы по данной теме. (Рис.5, 6. Таблицы заранее подготовлены учителем.)

VI. Следующая группа упражнений направлена на выявление учащимися степени усвоения данной темы, уровня сформированнности навыков правописания одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных; умения различать эти части речи.

1. (Рис. 7). Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн); исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).

Ране. ый боец – изране. ый солдат, посея. ое зерно – сея. ая мука, стриже. ый мальчик – стриже. ые под ноль волосы – остриже. ая голова, дистиллирова. ая вода, линова. ая тетрадь, жжё. ый кофе – сожжё. ое письмо.

Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. (Рис. 8). Далее делаются выводы.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. (Рис. 9)

Найдите словосочетания: прич.+ сущ., прил.+ сущ., в которых главное слово существительное.

Напуга. ая лошадь, гашё. ая известь, непогаше. ый костёр, вытка. ый ковёр, копчё. ая колбаса, тка. ая скатерть, асфальтирова. ая дорога, кова. ый меч, подмоче. ая репутация.

Ученику, работающему у интерактивной доски, необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор; определить части речи.
В объектах красного цвета (части речи) и в объектах – буквах зелёного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик выбирает нужную часть речи и букву (н и нн) и вносит в текст. Делается вывод о строении словосочетаний, определяется их вид (подчинительные словосочетания). Учитель следит за работой класса.
Проводится орфоэпическая работа со словом асфальти?рованный. Выясняется его лексическое значение, составляется с ним словосочетание.

3. Упражнения на развитие речи:

3.1. «Восстанови пословицу». (Рис. 10)

Задание: закончите предложение и напишите, о чём говорят:

– Не ладно скроен. (, но ладно сшит).
– Стреляного воробья. (на мякине не проведёшь).
– Пуганая ворона… (куста боится).
– Повинную голову… (меч не сечёт).
Используется приём скрытого текста, правильные ответы спрятаны за шторкой.
Затем следует самопроверка. (Рис. 11). «Сдвинь шторку – увидишь ответ». Озвучивается смысл пословиц. Ученики рассказывают, в каких ситуациях можно употребить эти пословицы; объясняют подчёркнутые орфограммы и пунктограммы.

3.2. Определите значение метафоры. (Рис.12).

Составьте предложение с данным словосочетанием (подмоченная репутация).
Используется приём скрытого текста. Ученики работают на местах. Задание проверяется устно. Выясняется значение метафоры подмоченная репутация (испорченная репутация). Рис.13. Один из учеников опускает шторку для того, чтобы узнать правильный ответ. Ученики зачитывают составленные ими предложения.

5. Гимнастика для глаз.

Цель: снятие зрительного утомления.

1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.
2. Горизонтальное вправо – влево.
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.
4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

VII. Самостоятельное применение знаний и умений (Рис. 14)

1. Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой. Записи делаются на доске с помощью маркеров. Отработка умения образовывать от данных глаголов прилагательные и причастия.
– Почему от глагола купить образуются только причастия? (Это глагол совершенного вида).

2. Тест по теме «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.
Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных».
Этот тест дает возможность проанализировать сформированность знаний учащихся по данной теме и отработать навыки правописания н и нн в причастиях и прилагательных, умение различать эти части речи. Учащиеся должны выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Затем работы
сдаются на проверку. (Рис. 15)

3. После сдачи работ проводится проверка теста с целью акцентировать внимание учащихся на орфограммах, связанных с данной темой. Проверка «по цепочке» с объяснением своего выбора.
Используется затемнение экрана.
Ученики комментируют, а учитель работает с интерактивной доской, последовательно открывая шторку.

VIII. Творческое домашнее задание. (Рис. 17)

Проверка – на следующем уроке.
Упражнение 124.
Задание:
при списывании вставьте пропущенные запятые и замените неопределённую форму глагола полными или краткими страдательными причастиями. Объясните употребление н и нн в суффиксах.
Напишите продолжение в публицистическом стиле, используя причастия и отглагольные прилагательные, объясняя, как надо себя вести в общественных местах.

Есть немало ребят, которые сч…тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк… или шапк… с (ра…пустить) болта…щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не) хватает, ботинки не (чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(…)ся и такие, которые сч…тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и троллейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

IХ. Рефлексия

Цель: способствовать формированию и развитию умения анализировать собственную деятельность
Учитель предлагает оценить степень достижения поставленной цели в начале урока каждым учеником, проанализировав психологическое состояние по трём уровням.
На интерактивную доску проецируется слайд. (Рис. 18)

Дети осуществляют итоговую самооценку.
Задаются вопросы, побуждающие учащихся к анализу своей деятельности на уроке:
– Чем данный урок был полезен для вас?
– Какие пробелы в знаниях помог восполнить?
– Чем хотели бы заняться на следующем уроке?
– Как хотели бы работать?
– Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели?
Дети отвечают на вопросы, тем самым, подводя итог работы на уроке, анализируя свою деятельность на этом уроке.
Учитель благодарит учеников за работу, выставляет оценки.
На интерактивную доску проецируется слайд. (Рис. 19).

Источник

Читайте также:  Составить предложение с именем прилагательным добрый