Меню

как по прилагательному определить число существительного почему



Род, число, падеж прилагательных

Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.

Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:

Мужской род — вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий

Женский род — вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая

Средний род — вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее. Например, море (какое?) глубокое

Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:

Мужской род, единственное число: Женский род, единственное число Средний род, единственное число
И. п. (какой?) вкусный апельсин И. п. (какая?) вкусная ягодка И. п. (какое?) вкусное мороженое
Р. п. (какого?) вкусного апельсина Р. п. (какой?) вкусной ягодки Р. п. (какого?) вкусного мороженого
Д. п. (какому?) вкусному апельсину Д. п. (какой?) вкусной ягодке Д. п. (какому?) вкусному мороженому
В. п. (какой?) вкусный апельсин В. п. (какую?) вкусную ягодку В. п. (какое?) вкусное мороженое
Т. п. (каким?) вкусным апельсином Т. п. (какой?) вкусной ягодкой Т. п. (каким?) вкусным мороженым
П. п. (о каком?) о вкусном апельсине П. п. (о какой?) о вкусной ягодке П. п. (о каком?) о вкусном мороженом

! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос какого? — вижу младшего брата .

! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою , -юю . Они используются в книжной речи, в стихотворениях:

Берёзы жёлт ою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.

ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:

И. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Р. п. (каких?) жёлт ых , весенн их (цветов)

Д. п. (каким?) жёлт ым , весенн им (цветам)

В. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Т. п. (какими?) жёлт ыми , весенн ими (цветами)

П. п. (о каких?) о жёлт ых , о весенн их (цветах)

Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:

  1. Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
  2. Определить род, падеж, число этого существительного.
  3. Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.

На болотах поспела душистая клюква.

клюква (какая?) душистая

клюква — ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая — ед. ч., Ж. р. И. п.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных.

Скачать:

Вложение Размер
imya_prilagatelnoe.svyaz_imeni_prilagatelnogo_simenem_sushchestvitelnym.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 2класс

«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным

— учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных ;

— показать связь имени прилагательного с именем существительным;

— учить определять число и род прилагательных по имени существительному, с которым оно связано;

— развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и делать выводы;

— развивать речь и расширять кругозор обучающихся;

— формировать умение взаимодействовать в парах;

— воспитывать бережное отношение к животным

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, таблица «Имя прилагательное», индивидуальные карточки, картинка сказочного героя Колобка, картинки животных (медведь, заяц, лисица, волк).

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5.

  1. Целеполагание. Актуализация знаний.

— Дети вы любите сказки?

— У нас сегодня в гостях сказочный герой. А кто вы узнаете, отгадав его по описанию. Слушайте внимательно.

— Круглый, румяный, ароматный, непослушный. Кто же это? (Колобок)

Круглый, румяный, ароматный, непослушный Колобок

— Как вы догадались, что это Колобок?

— Из какой сказки он к нам пришёл?

Картинка из сказки «Колобок»

-Давайте поиграем, друзья! Я буду называть прилагательные, а вы подбирать подходящее по смыслу существительное.

Серый, хищный, жадный . (Волк.)

Рыжая, хитрая, ловкая . (Лиса.)

Косой, слабый, трусливый . (Заяц.)

Сухое, свежее, душистое . (Сено.)

Солнечный, веселый . (День.)

— Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)

— Назовите тему урока. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)

— Послушайте стихотворение. О какой части речи в нём говорится? Приведите примеры слов этой части речи. Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Имя прилагательное знает весь свет,

Раскрасит, как художник, разный предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

— Какую часть речи я употребила, описав Колобка?

— Как вы определили, что это имя прилагательное?

— Значит, над какой частью речи продолжаем работу на уроке?

— Что вы знаете о прилагательном?

— А какой частью речи является слово «Колобок»?

— Кто поможет сформулировать тему урока?

— Тема нашего урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным»

— Назовите цели урока.

— Колобок укатился по дорожке в лес, оставляя за собой след.

— На какую букву начинается слово «Колобок»?

— Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква «Ка».

— Разомнём наши пальчики пред письмом.

Вот помощники мои.

Их как хочешь поверни.

И работать захотели.

— Пропишите буквы, слоги и слова.

Кк / Кк / Кк / ка ко ке ки ку кв кл кн

коржик кормушка кривая

— Поставьте ударение в словах.

— Что общего в словах?

— Какое слово лишнее? Докажите.

— Назовите опасные места в словах, орфограммы.

— Подберите существительное, подходящее по смыслу к прилагательному кривая.

— Кривая дорожка, по которой катился Колобок.

— Запишите это словосочетание. Назовите орфограммы.

— С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

— Как определить число и род имени прилагательного?

— Определите число и род имени прилагательного.

Кривая дорожка (ед. ч., ж. р.)

1) Записать названия зверей, которых встретил Колобок с именами прилагательными, подходящими по смыслу.

— Назовите, кого встретил Колобок в лесу?

Вывесить картинки зайца, медведя, волка и лисицы.

— Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

(Волк – нет орфограммы. Все остальные слова из орфографического словаря)

— Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

— Колобок предлагает вам выполнить следующее задание. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Запишите получившиеся словосочетания и определите число и род прилагательных. Записывать будем вместе с вопросом.

Не забывайте называть встретившиеся орфограммы.

Заяц (какой?) косой (ед. ч., м. р.).

Медведь (какой?) косолапый (ед. ч., м. р.)

Волк (какой?) серый (ед. ч., м. р.).

Лисица (какая?) хитрая (ед. ч., ж. р.)

— Молодцы. Правильно справились с заданием.

— В какой форме числа стоят существительные?

— А прилагательные? Почему?

— На какие вопросы отвечают прилагательные в единственном числе?

— Давайте изменим число существительных и устно назовём новые словосочетания.

— На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

Зайцы (какие?) косые и т. д.

— Как изменили существительные и прилагательные?

— Можем ли определить род у прилагательных во множественном числе?

— Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном?

— Так с какой частью речи связано имя прилагательное?

2) Работа с учебником.

а) «Страничка для любознательных»

— Прочитаем информацию в учебнике.

— Почему имя прилагательное так называется?

— Какие признаки может обозначать имя прилагательное?

— Наш Колобок очень любит… А вот что, вы сейчас назовёте, посмотрев на рисунки упражнения

— Какой частью речи являются изображённые слова?

— На какие группы можно разбить данные предметы? (Фрукты, ягоды, овощ)

— Назовите разные признаки этих предметов

— Составьте предложение с любым словосочетание.

Запись предложения на доске с проговариванием. Подчеркнуть имена прилагательные.

— Что учились делать, выполняя это упражнение?

3) Списать предложения. Подчеркнуть прилагательные и указать их число и род.

— Мы с Колобком сейчас проверим, как вы умеете самостоятельно находить имена прилагательные и определять их число и род.

Славная песенка, ещё бы послушала! Сядь-ка, миленький, на мой язычок да пропой в последний разок.

— Прочитайте шёпотом предложения.

— Как их надо читать? Почему?

— Кто сам прочитает, показав характер лисицы? (Чтение 2-3 учеников)

— Что вы должны сделать?

— Спишите предложения, подчеркните имена прилагательные, укажите их число и род.

— Проверьте в парах, как вы выполнили задание. (Взаимопроверка)

— Что нужно сделать, чтобы найти прилагательное?

— Назовите имена прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

(Дети выходят к доске и подчёркивают прилагательные волнистой линией. Указывают над словом род, число)

— Измените число имён прилагательных. Назовите вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

4) Индивидуальная работа на карточках. Дифференцированные задания.

— Ребята, представляете, а мы можем спасти Колобка.

— Лисица предлагает вам выполнить её задание. Если вы справитесь, то она его отпустит и не съест.

— Вам надо вписать вопросы, на которые отвечают прилагательные, и определить их число и род, там, где это возможно.

Источник

Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам

Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания.

Оборудование: интерактивное оборудование (персональный компьютер, доска, проектор), презентация к уроку (Приложение 1).

1. Организационный момент, (психологический настрой), (Слайд 1 .

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое вам больше нравится? Ответы детей.

Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

2. Актуализация полученных знаний.

Учитель: Ребята, сегодня необычный урок мы будем с вами путешествовать по острову имени прилагательных. Но для того, что – бы до него доплыть, нам необходимо остановиться на острове существительных и вспомнить, что мы о них знаем. (Слайд 2).

Молодцы я вижу, что вы готовы покинуть Остров существительные, чтобы посетить другой, не менее загадочный остров – Остров прилагательных. Выясним, какую роль имена прилагательные выполняют в нашем языке, поупражняемся в определении рода и числа прилагательных, чтобы уметь правильно и красиво говорить. С собой в путешествие возьмем три существительные василек, облачко, речка. Но чтобы попасть на остров Прилагательного, нам необходимо вспомнить, на какие вопросы отвечают имена прилагательные.

Дети: Это вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? (Слайд 3).

Лодочка бумажная,
Зато мы – отважные!
Дорогие части речи,
Приготовьтесь: снова встреча!

Учитель: Мы с вами на Острове прилагательных. Чтобы свободно по нему перемещаться, ответьте на вопрос: что обозначают имена прилагательные?

Дети: Признак предмета.

Учитель: Посмотрите, нас вышли встречать прилагательные. Прочитайте их. (Дети, глядя на слайд, читают.)

Дети: Свирепый, маленький, дерзкий, кривой, воробьиный, голубой, черный, смелый, грустный, волшебный, старый, сильный.

Учитель: Что общего у всех этих прилагательных?

Дети: Все прилагательные отвечают на вопрос какой? Они стоят в единственном числе, мужском роде – это начальная форма имени прилагательного.

Учитель: Верно. Но мы совсем забыли про существительные, которые прибыли с нами на этот остров. Вспомним их…

Дети: Василек, речка, облачко

Учитель: Чтобы предметы, которые обозначают эти слова, приобрели определенный цвет, размер, необходимо назвать их признаки, используя прилагательные, которые вышли нам навстречу. К какому из трех имен существительных мы можем подобрать имена прилагательные из данной группы?

Дети: К слову василек.

Дети: Существительное василек стоит в единственном числе, он мужского рода, как и прилагательные, стоящие в начальной форме.

Учитель: Запишите существительное василек в тетрадь и самостоятельно припишите к нему подходящие по смыслу имена прилагательные. У прилагательных выделите окончания, укажите род.

В тетрадях появляется запись: (Слайд 5).

При проверке заполняется таблица родовых окончаний имен прилагательных (Слайд 6), разбросанные по острову окончания, появляются в соответствующих окошках замка (Слайд 7).

Учитель: Посмотрите, наш василек стал не никакой, а очень даже какой? Он голубой, маленький, волшебный! Так кто же скажет, какую роль выполняют в нашем языке имена прилагательные?

Дети: Мы называем признаки предметов, чтобы точно описать сам предмет: его цвет, величину, форму (Слайд 8).

Учитель: Что надо сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительному речка (облачко)!

Дети: Надо у имен прилагательных изменить окончания.

Подобная работа со словами речка и облачко (Слайды 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16).

К данным существительным приписываются те же имена прилагательные, что приписывали к слову василек, изменяя соответственно окончания.

Дети выделяют окончания прилагательных, указывают род.

Учитель: Почему прилагательные, которые относятся к существительному речка, женского рода, а прилагательные, которые относятся к существительному облачко, среднего рода?

Учитель: Послушайте, что о себе говорят жители этого острова.

При чтении стихотворения (Слайд 17) слова, выведенные на доску, дети прочитают хором.

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если к нам им приложить,
То веселее станут жить:
Вот громкий стук,
Вот синий шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий мяч,
Вот острый меч,
Весенний сад, родная речь.

Учитель: Кто из вас был очень внимательным и заметил, с какой частью речи связаны имена прилагательные.

Дети: С именами существительными.

Учитель: В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что слово должно к чему-то “прилагаться”, присоединяться. Имена прилагательные “прилагаются” к именам существительным. Во всем с ними согласуясь: в роде, числе, падеже, отображают их самые важные признаки, такие, как цвет, вкус, качество. Продолжите этот список (Слайд 18).

Учитель: Встаньте из-за парт, руки на пояс. Я буду называть признаки данного предмета. Если я назову прилагательные, которые указывают на внешний вид, приседают девочки, на настроение – мальчики. Руки перед собой.

Произносятся слова: веселый, ушастый, печальный, грустный, хвостатый, радостный, пятнистый, задумчивый.

4. Работа с предложением.

Учитель: Послушайте, сколько предложений я прочитаю.

Чудесно в лесу зимой! Деревья стоят в серебристом инее.

Дети записывают предложения с комментированием. Второе предложение разбирают по членам предложения, указывают части речи под словами.

Учитель: Есть ли в предложении имена прилагательные?

Учитель: Какую роль выполняет прилагательное в данном предложении?

Дети: Это прилагательное украшает предложение.

Учитель: Каким членам предложения является прилагательное?

Учитель: С каким существительным это прилагательное связанно в предложении?

Дети: Со словом иней.

Учитель: Определите род и число прилагательного.

Дети: Это прилагательное мужского рода единственного числа.

Учитель: Как вы это определили?

Дети: Поставили существительное в начальную форму (ед.ч., И.п.), у существительного определили род и число.

Иней – м.р., ед.ч. Значит, прилагательное, которое согласуется с данным существительным будет м.р., ед.ч.

Учитель: Итак, чтобы определить род и число прилагательного, надо…

Дети читают хором памятку (Слайд 21).

Определение родовых окончаний имен прилагательных.

На столах лежат карточки желтого и зеленого цветов. Дети работают в парах по вариантам. (Приложение 3)

Учитель: Укажите род имен прилагательных.
Ученик читает словосочетания, четко выделяя голосом пропущенные окончания.

6. Развитие наблюдательности, логического мышления.

Учитель: Правители Острова прилагательных Род и Число просят вас выполнить два задания:

Задание 1. Прочитать слова в столбиках. Какая это часть речи? Определите, какое слово в каждом столбике “лишнее” объясните, почему? (Слайд 22).

Дети: Слова морозные и холодные близки по смыслу. Это слова – синонимы. Слово вьюжные имеет другое значение.

Учитель: Запишите синонимы в тетрадь. Можно ли у них определить род?

Дети: Нет, потому что прилагательные стоят во множественном числе.

Задание 2. На доске вы видите пословицы, в которых пропущены слова большой, маленький. Какие это по смыслу слова?

Дети: Это слова, противоположные по смыслу – антонимы.

Учитель: Спишите пословицы, вставьте вместо точек подходящие по смыслу прилагательные. Определите род имен прилагательных. (Слайд 23).

Дети выполняют задание самостоятельно, после чего проверяют. К доске выходит ученик вставляет слова подходящие по смыслу, указывает род прилагательных.

7. Игра “Узнай предмет по его признаку”.

Учитель: А сейчас поиграем. Возьмите каждый со стола карточки зеленого цвета, прочитайте про себя слова, которые в них записаны. (Приложение 4.)

Учитель: Какие это части речи?

Дети: Это существительные.

Учитель: Внимание! Игра заключается в следующем. Я называю прилагательное. Каждый из вас должен правильно выбрать имя существительное, которое к нему подходит, составить словосочетание и записать его в тетрадь, указывая род прилагательного. Итак, прилагательное теплый.

Далее учитель называет прилагательные глубокий, низкий.

Сегодня вы побывали на Острове прилагательных, многое узнали о его жителях. А сейчас я хочу проверить, кто был на уроке особенно внимательным. Что нового каждый из вас узнал об имени прилагательном?

9. Домашнее задание

Детям заранее раздаются карточки на которых записаны словосочетания и задания. Дома составьте небольшой рассказ на тему “Зимний денек”, используя словосочетания, записанные на карточках. (Приложение 5.)

Источник

Читайте также:  подчеркни устаревшие слова имена существительные а также

Как по прилагательному определить число существительного почему



Имя существительное в русском языке: классы, род, число, падежи и склонение

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Кто? Человек, кот, птица, мама, друг, девушка, учитель.

Что? Дом, дерево, лес, вода, комедия, вселенная, счастье, здоровье.

В предложении существительное обычно выступает в роли подлежащего или дополнения, может также быть обстоятельством или сказуемым.

Существительные могут обозначать:

Конкретные вещи: стол, телевизор, топор, лампочка.

Части предметов: экран, дно, рукоятка.

Людей: человек, рабочий, врач, малыш.

Живых существ: заяц, белка, тигр, бактерия, дятел, лебедь

Растения: клен, гвоздика, роза, укроп.

Вещества: вода, песок, кислота, мука.

Явления природы: снег, дождь, радуга.

Признаки: глубина, чернота.

Действия: сражение, бег, плавание.

Факты и события: представление, пожар, отпуск.

Состояния и чувства: сон, страх, радость.

Географические названия: Россия, Москва, Европа, Антарктика.

Имена: Анна, Владимир, Джон, Александр Сергеевич Пушкин.

Морфологические признаки существительного в русском языке включают в себя:

Нарицательность: имя нарицательное или имя собственное.

Одушевленность: одушевленное или неодушевленное.

Склонение: I, II, III, адъективное, несклоняемое, разносклоняемое, склоняемое по местоименному типу.

Род: мужской, женский, средний, общий, неустойчивый.

Число: единственное или множественное

Падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Одушевленные и неодушевленные существительные

Одушевленность или неодушевленность — постоянный грамматический признак существительного,

Одушевленные существительные обозначают нечто живое, отвечают на вопрос кто? Например: школьник, пешеход, профессор .

Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления, совокупности живых существ, отвечают на вопрос что? Например: школа, дорога, толпа, полиция .

Это деление не всегда совпадает с делением на живое и неживое в реальном мире.

Имена собственные и нарицательные

Существительные делятся на имена собственные и нарицательные.

Имена собственные — это наименования отдельных, уникальных предметов. К ним относятся имена, отчества, фамилии, географические и астрономические названия, имена литературных и музыкальных произведений, картин, газет и журналов, организаций, исторических событий.

Например: Николай Васильевич Гоголь, Сталинград, Эверест, Сатурн, «Отцы и дети», «Огонек».

Имена нарицательные обозначают целые классы однородных предметов или живых существ.

Например: компьютер, автомобиль, город, младенец.

Превращение имени собственного в нарицательное называется антономазией — это частный случай метонимии. Например, когда о хорошем адвокате говорят, что «он настоящий Плевако», то фамилия знаменитого юриста используется в значении «талантливый судебный защитник».

Род имен существительных

В большинстве языков мира понятие рода отсутствует. В русском языке род — постоянный признак существительного, он определяет формы согласуемых с ним слов. Например, женский род — моя сестра , мужской род — мой брат .

Мужской род . Ветер, конь, солдат, дедушка, друг, молоток, пес .

Женский род. Река, дама, речь, собака, песня, секретарша .

Средний род. Солнце, поле, мыло, здание, племя, дитя.

Общий род . Слово, которое может использоваться и в мужском, и в женском роде. Например: сирота, сластена, коллега, плакса.

Парный род, pluralia tantum . У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется. Например: ножницы, щипцы, чернила, сливки .

Читайте также:  падеж имени существительного можно определить по ответ

У несклоняемых существительных иностранного происхождения род может колебаться: литературная норма предписывает слову кофе мужской род ( крепкий кофе ), в разговорной речи возможен средний род ( вкусное кофе ).

Единственное и множественное число имен существительных

Число — непостоянный морфологический признак существительных. Большинство существительных изменяются по числам: песня — песни, конь — кони, слово — слова, имя — имена.

Некоторые существительные употребляются только в единственном ( злость, отчаяние ) или только во множественном числе ( дебаты , деньги, каникулы ).

Согласовательные классы существительных

В русском языке выделяют семь согласовательных классов существительных:

Мужского рода одушевленные: зверь

Мужского рода неодушевленные: трактор

Женского рода одушевленные: мама

Женского рода неодушевленные: буква

Среднего рода одушевленные: животное

Среднего рода неодушевленные: окно

Только множественное число, парный род: ножницы

Все семь по-разному меняют окончания, даже если у них один и тот же род. Например, оба слова среднего рода, но одно одушевленное, а другое — неодушевленное: «Красивые окн а », но «Красивые животн ые ».

Группы имен существительных

Конкретные существительные называют определенные предметы и явления. Например: дом, лопата, дверь, собака . Они сочетаются с количественными числительными: две двери, три лопаты .

Абстрактные существительные обозначают действия, явления или признаки. Например: любовь, дружба, уныние, красота, болезнь, воодушевление .

Вещественные существительные обозначают вещества, химические элементы и соединения, материалы, пищевые продукты. Например: кислород, бетон, шелк, аспирин .

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое. Например: зелень, мебель, крестьянство, духовенство, молодежь .

Склонение имен существительных

Склонение — это изменение существительных по падежам.

Склонениями также называют группы существительных — типы склонения. Типа склонения — постоянных признак имен существительных. Падеж — непостоянный признак.

I склонение — существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).

II склонение — существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)

III склонение — существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).

Таблица окончаний в словах первого, второго и третьего склонения

К разносклоняемым словам относятся 10 существительных на -мя — имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя — а также слова путь и дитя .

Отдельные типы склонения имеют существительные множественного числа ( весы, перила, проводы ) и существительные, образованные из прилагательных и причастий ( набережная, сказуемое, слагаемое ).

Не склоняются некоторые заимствованные слова — кафе, колибри, торнадо .

Морфологический разбор — морфологические признаки существительных

Начальная форма: именительный падеж единственного числа.

I. Постоянные признаки

Собственное или нарицательное

Одушевленное или неодушевленное

Конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное

Источник

Урок русского языка во 2-м классе по теме «Определение рода и числа имён прилагательных»

Цели:

  • формировать умения учащихся изменять имёна прилагательные по родам и числам;
  • развивать умения ставить вопросы к именам прилагательным, составлять словосочетания из имён прилагательных и существительных, определять род и число прилагательных;
  • развивать речь учащихся;
  • расширять кругозор учащихся, воспитывать уважительное отношение ко всем народам, живущим на Земле.
Читайте также:  открытый урок 3 класс изменение имен существительных по числам

Оборудование: мультимедиапроектор, слайды для проведения словарно-орфографической работы, слова на карточках для дидактической игры (развешены по классу); карточки трёх уровней для индивидуальной работы, учебник русского языка для 2 класса, автор А.В.Полякова.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания: упр. 296

– Назовите имена прилагательные ж.р., ср. р., м.р.
– Как вы определили род прилагательного?

III. Введение в тему

ой ий ый ая яя ое ее

– Что скажете? (Это окончания имён прилагательных)
– Что вы знаете об именах прилагательных? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
– Как изменяются имена прилагательные? (По родам и числам)
– Какие окончания имеют прилагательные м.р.? ср.р.? ж.р.? (М.р. – —ой,ий,ый; ж.р. – —ая, —яя; ср.р. – —ое, —ее).
– Какое соединение букв в окончаниях прилагательных ж.р.?
– Запишите строчку чистописания в свои тетради.

2. Объявление темы урока.

– Назовите тему урока. (Определение рода и числа имён прилагательных)

– Прочитайте слова на экране (Слайд 2)

Дев.ч.ка, м.л.ко, н.род, б.жать, эск.мо, ф.нарь.

– Какое задание можно предложить? (Поделить на слоги, поставить ударение, назвать орфограммы, т.е. определить СУО)
– Какое слово лишнее? Почему? (Исключение из группы слов)
– Какие орфограммы заметили в словах?
– Какое слово непонятно? Что такое «Эскимо»? Почему его так назвали?

Учитель. Чуть-чуть истории… В своё время американские индейцы так назвали северные племена за обычай есть сырое мясо. Эскимосы значило «сыромясоеды», то есть «люди, поедающие сырое мясо». Ну а мороженое к мясу не имеет никакого отношения. Просто это мороженое – такое же холодное, как и погода за Полярным кругом, где живут эти народности. Другие сорта мороженого названы по-другому не потому, что они менее холодные, а для разнообразия, для различия.

(Воспитательный момент: много народов живут на нашей Земле, в нашем крае. Дети разных национальностей учатся в нашей школе. И все мы должны дружить между собой, уважать и по-доброму относиться друг к другу).

– Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение. (Слайд 3)

Дев.ч.ка, м.л.ко, н.род, эск.мо, ф.нарь

– Проверьте правильность написания словарных слов в словосочетаниях. (Самопроверка: см. на экран. Слайд 4)

Девочка, молоко, народ, эскимо, фонарь

– Какие орфограммы встретились в словах?
– К данным существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные, укажите род (Устно дети приводят свои примеры)

IV. Работа над темой

1. Постановка проблемы

– Выясним, как могут изменяться имена прилагательные.

Дидактическая «Игра в слова»

– Прочитайте группу слов на доске:

привет
строка
эскимо

– Определите часть речи. (имена существительные)
– Подберите к записанным существительным подходящие по смыслу прилагательные (они развешаны по классу). Задайте к ним вопросы.

привет (какой?) горячий, большой
строка (какая?) красная, узкая, широкая
эскимо (какое?) вкусное, холодное

– Почему выбрали именно эти прилагательные? (они связаны с существительными)

Читайте также:  превратить существительные в глаголы сталь

– Сделайте вывод: как определить род имён прилагательных? (Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное.)

– Поставьте данные существительные в форму множественного числа. (Привет – приветы, строка – строки, эскимо – ?)
– Как вы считаете, изменятся ли прилагательные после изменения числа имён существительных?
– Давайте понаблюдаем. (Приветы (какие?) горячие, большие, строки (какие?) красные, узкие, широкие)
– Какой можно сделать вывод? (Имена прилагательные изменяются по числам)
– От чего это зависит? (От числа существительного)

Физкультминутка

1) Для улучшения мозгового кровообращения: и.п. – стоя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.

2) Для снятия утомления с плечевого пояса и рук: и.п. – стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 – 2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд; 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6 – 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3) Для мобилизации внимания: и.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7 – 8 – хлопки руками над головами; 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13 – левую руку вдоль туловища, 14 – правую руку вдоль туловища, 15 – 16 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 2-6 раз. Темп ускорять.

3. Работа с учебником

а) упражнение 299, с.30.

– чтение задания про себя, вслух;
– примеры выполнения задания детьми;
– самостоятельная работа учащихся: подобрать по одному прилагательному к каждому существительному; указать род имен прилагательных;
– проверка.

– Как изменяются прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по родам и числам)

4. Работа на карточках (закрепление материала, задания трёх уровней)

К данным именам существительным подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. Указать их род.

_________________ помидор,
_________________ дорога,
________________ окно.

Дописать окончания имён прилагательных. Указать род прилагательных.

Свеж____ хлеб, высок____ небо, русск _____ речь, тёпл ____ молоко.

Из предложений выписать словосочетания прил. + сущ. Указать род прилагательных.

Пришла тёплая весна.
___________________________________
Ласково светит весеннее солнышко.
___________________________________
Тает последний снег.
___________________________________ (Проверка)

VI. Итог урока

– Чему учились сегодня на уроке?
– Как определить род и число имён прилагательных?

VII. Домашнее задание: упражнение 301, с.30 (подобрать по одному прилагательному к каждому существительному)

Источник