Меню

Как понимать глаголом жги сердца людей



Глаголом жечь сердца людей

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое «Глаголом жечь сердца людей» в других словарях:

Глаголом жечь сердца люден — Из стихотворения «Пророк» (1828) А. С. Пушкина (1799 1837): И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Смысл выражения: назначение истинного… … Словарь крылатых слов и выражений

глаголом жечь сердца — (иноск.) поучать, убеждать, распространять свет Ср. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей! А.С. Пушкин. Пророк. Ср. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные. Деян.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Глаголом жечь сердца — Глаголомъ жечь сердца (иноск.) поучать, убѣждать, распространять свѣтъ. Ср. Возстань, пророкъ, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголомъ жги сердца людей! А. С. Пушкинъ. Пророкъ. Ср. И явились имъ раздѣляющіеся… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

жечь — гл. производить сногсшибательное впечатление, делать что л. эффектно (часто выражает восхищение мастерством автора излагать мысли) см. тж. жжош жечь напалмом глаголом жечь сердца людей (с) … Словарь сетевой лексики

ЖЕЧЬ — ЖЕЧЬ, жгу, ёшь [жьжё], жгут, д.н.в. не употр., прош. вр. жёг, жгла, несовер. 1. кого что. Истреблять огнем, предавать огню, подвергать действию огня. Неприятель жег на своем пути города. Жечь бумагу. || что. Заставлять гореть (для отопления,… … Толковый словарь Ушакова

«Пророк» — «ПРОРОК», одно из последних и наиболее значит. стих. Л. (1841), завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорич. изображение поэта гражданина в образе пророка характерно для декабрист. поэзии (Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбекер). Та же метафора… … Лермонтовская энциклопедия

демосфены и Цицероны — (иноск.) ораторы Ср. Можно по пальцам перечесть отечественных демосфенов (из адвокатских знаменитостей), способных глаголом жечь сердца людей , и тронуть удачным повышением голоса, картинным жестом. Импрессионист („Новости 24 окт. 1900). Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

рыцари духа — (иноск.) крестоносцы идеи Ср. Нужны фанатики света и любви. Но кто создаст их, этих новых рыцарей духа: не я ли сам, спрашивал он себя горькой улыбкой, буду этим пророком, буду глаголом жечь сердца людей? . Ср. (Die) Ritter vom Geiste. Karl… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Салтыков, Михаил Евграфович — один из выдающихся писателей той знаменитой плеяды (Тургенев, Гончаров, Достоевский), которая действовала в русской литературе с сороковых годов и до восьмидесятых. Эта плеяда не представляла почти ничего однородного: это были, большею частью,… … Большая биографическая энциклопедия

ЛЕРМОНТОВ — 1. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 41), русский поэт. В 1837 за стихотворение Смерть поэта (о гибели А. С. Пушкина) сослан в армию на Кавказ. Разочарование в действительности, трагедия одинокой личности, мятежность, скептицизм, проблемы жизни… … Русская история

Источник

Значение крылатых выражений — Глаголом жги сердца людей, дворянское гнездо, дела давно минувших дней преданья старины глубокой

«Глаголом жги сердца людей«

Выражение из стихотворения А. С. Пушкина «Пророк», 1828 год.
«Глагол» (устаревшее) — слово.
Употребляется обычно в художественных и публицистических произведениях как призыв к деятелям культуры и, прежде всего, к писателям — писать смело, ярко, вдохновенно, чтобы слово доходило до сердца читателя. Глагол жечь может стоять в различных формах.
Пример из литературы:
Он был писатель по природе, но ничего выдающегося не произвёл и не «жёг глаголом сердца людей» (М. Салтыков-Щедрин, «Имярек»).

«Государство — это мы«

Выражение В. И. Ленина из Политического отчёта Центрального Комитета Коммунистической партии на XI съезде партии 27 марта 1922 года: «…когда мы говорим государство, то государство это — мы, это — пролетариат, это — авангард рабочего класса». В своём выступлении В. И. Ленин употребил это выражение, перефразируя известное изречение «Государство — это я». Ещё в 1917 году В. И. Ленин писал в статье «Удержат ли большевики государственную власть?»: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством.. Но мы, требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато оно было немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту» (Полное собрание сочинений, том 34, страница 315).
Пример из литературы:
…если вы своевременно переплетёте книгу, она прослужит более долгий срок, принесёт людям больше пользы, сохранит государству расход бумаги: небрежное отношение к книге в наши дни при огромных тиражах приносит государству очень крупные убытки, а государство — это мы (М. Горький, «Беседы о ремесле»).

Читайте также:  Вот бабуля жжет глаголом под баян

«Дворянское гнездо«

Название романа И. С. Тургенева, 1859 год.
Употребляется в качестве образного определения дворянской усадьбы — большого дома с садом в сельской местности. Обычно говорится о старых усадьбах дореволюционной России, в которых жило несколько поколений одной семьи.
Пример из литературы:
— Здесь очаровательно, — сказал Смольков. — Мне давно хотелось пожить в старом дворянском гнезде, — очаровательно (А. Н. Толстой, «Чудаки»).

«Дела давно минувших дней, предания старины глубокой«

Выражение из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». 1820 год, песнь 1.
«Предание» — переходящий от поколения к поколению рассказ о прошлом, легенда.
Говорится обычно о событиях, которые произошли очень давно.
Пример из литературы:
1) — Мне было тогда лет двадцать, — начал Н. Н., — дела давно минувших дней, как видите (И. Тургенев, «Ася»);
2) Теперь всё это уже «дела давно минувших дней и предания старины», хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать (Н. Лесков, «Левша»).

Источник

X. О метафоре Глаголом жги сердца людей. 89. 2130

X. О МЕТАФОРЕ «ГЛАГОЛОМ ЖГИ СЕРДЦА ЛЮДЕЙ»

О люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и бурный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведёт в восторг и умиленье! А. С. Пушкин. «Полководец» (1835).

Человек обыденный проживает всю свою жизнь и не подозревает, что он (как духовное существо) фактически не жил. У него нет сожаления по этому поводу, поскольку он никогда и не прикасался к себе-духовному. Те же, кто испытали себя на вершине своего существа, скатившись далее в пропасть обыденности, становились либо искателями прежнего состояния (к сожалению в их число попадают и алкоголики, и наркоманы, и прочие сбившиеся с пути правильного поиска), либо неисправимыми нытиками.
Те же, кто идёт по правльному пути, т.е. к себе-духу, становятся творящими существами, и их творения зовут в небо, т.е. к себе-высшему или к Единству Универсума, которое совпадает с собой-высшим. Прислушаемся к строкам:

Да, был тот вечный миг, когда я ощущал,
что не имею кроме духа ничего.
Я – духом был, над прежним — спящим — я парил,
который в небесах гнезда себе не свил.

Я был правителем над телом и душой
над представлений всех причудливыми снами.
Так высоко там сердцу было, хорошо —
как Аполлону над невидящих толпами.

И всё же жаль мне тех, кто это испытал!
но ещё жальче во сто крат не испытавших.
Входили ль вы в свой бесконечный духа зал?
или остались среди вечно павших-спавших?

Что скажете, о люди мира мне в ответ?
У каждого своя с надзвёздным зреет встреча,
своя крадётся тьма свой близится рассвет,
своя готовится со тьмой иль с светом сеча. (21.1.2004 — 16.4.2017)

Такие строки переполняют меня. Я знаю, что эти стихи идут к моему перу с неба и что моя заслуга в из создании невелика. Стихи будят, пропитанные пушкинской правдой шестикрылого серафима, блоковской предвещающей набатностью, пронизанные Небом и Светом. Дорогу им:

Отвага быть творящим духом –
она в нас подвигом ликует.
Всё слышать в мире высшим слухом
лишь бард предъизбранный рискует.

Долой земных трясин одежды –
бард будет петь друидов тайну!
Прозрейте люди и невежды
от этой вести неслучайной!

Читайте также:  Найдите однокоренные глаголы это было поздней осенью

Услышьте огнь, почуйте пламя,
что вас в надзвёздный мир зовёт.
О встаньте под друидов знамя
и растопите лжи злой лёд.

Пришло сказать святое время
вам всё о звёздах и сердцах.
Да сбросьте ж фальши злое бремя,
все, почитающие прах!

Пришёл он — час — сказать вам правду,
которой бесы не хотят.
Отбросьте ж прочь вы мглы отраву —
примите Света Вечный Стяг! (24.1.2004 — 16.4.2017)

Есть в поэзии сверхтема – сверхтема возвышения человека над обыденностью. Поэт как существо постоянно отрывается от Земли и зовёт за собой остальных. Он – пророк, и в том уже он пророк, что он поэт. Как необыденно звучит поэтова лира! Что может с ней сравниться? Только новая строка поэта! Поэт-Пушкин создал свой Новый Завет для поэта уже только одним этим возглашеньем:

И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей». А. С. Пушкин. «Пророк» (1828).
(А.С.П. — АС Поэзии, Ас Слова Поэта, Ас Света Планеты, Ас Символа Позитивного, — почему бы эти символы на увидеть?).

Стихотворение «Пророк» во времена социалистического строительства было одним из центральных в программе обучения в советской школе. Что это? Тактический просчёт коммунистов? Или? Или указание на то, что сердцевина России – Пушкин – по-прежнему, несмотря на подчёркивание им «руководящей роли Бога», осталась неизменной? Только поверхностный ум мог не увидеть, что под личиной социалистического строительства сохранялись основные универсальные ценности России – ценности поэтического взлёта российского XIX века. Теперь, когда пелена социалистического строительства, выполнившая роль своеобразной завесы, спала, становится ясно, что Россия всегда оставалась Россией и, несмотря на всяческие внешние лозунги и призывы коммунистического характера, была и в социалистические времена всё той же российской державной империей как и раньше. Для России всегда постоянным оставались державное управление и приоритетная роль в мире.
Скорее сейчас, когда некоторые политики пятой колонны России стремятся её продать и разоружить, ясна роль коммунистов, сохранивших духовный костяк России – её поэзию, литературу, живопись, скульптуру, архитектуру и другие искусства. Искра России как целостного неделимиго художественно-исторического организма никогда не погасала в коммунистические времена и никто её не топтал — скорее её прикрывали коммунистическими лозунгами, шокировавшими мир. Однако вернёмся к пушкинскому завещанию. Это завещание написано всем объёмом смысла его поэтического и прозаического творчества. Отдельные его произведения — и это в особенности относится к поэзии — как к информационно-сжатой области высказывания – выступают как «подчёркнутые строки», концентрируя идеи пушкинского завещания-завета. Вот они – строки его сонета «Поэту»:

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Любой истинный гражданский поэт рождает
— 1) СИМВОЛ Счастья Человечества. Этот Символ развёртывается в
— 2) благородную ИДЕЮ Свободы счастливого Человека;
— 3) данная идея облекается в художественный (волшебно-магический) ОБРАЗ (внутреннюю картину),
— 4) который, в свою очередь, оформляется художником в МЫСЛЬ;
— 5) мысль же творит пламенную заклинательную интенсивность СТИХА как канала вселенской связи;
— 6) стих как ключ к информационному полю («вещему лесу») есть ни что иное, как ЗАКЛИНАНИЕ, или Слово (Свет) Поэта (СП);
— 7) слово же (свет) поэта творит саму ЖИЗНЬ (Реальность).
Итак рост семени Символа позитивного (С.п.) идёт по следующей семиступенной магической цепочке: СИМВОЛ-ИДЕЯ-ОБРАЗ-МЫСЛЬ-СТИХ-ЗАКЛИНАНИЕ-ЖИЗНЬ как Счастье.
Так счастья Поэт (сП) творит Счастье на планете и/или Счастье планеты (Сп).

На фото: О.А.Кипренский. Портрет Александра Сергеевича Пушкина. 1827г, холст, масло, 68 x 54 см. Государственная Третьяковская галерея.
Адрес фото открывается при редактировании

Читайте также:  Частичка to с модальными глаголами

Источник

Что означает фраза «глаголом жги сердца людей»?

Это что аналогичное тому, как кто-то кого-то будил. Помните: Герцен разбудил Пушкина, Пушкин разбудил декабристов, декабристы разбудили народ. » (возможно порядок был иной). Имеется в иду, что через слова (которые глаголят нам великие личности) они побуждают нас к тем или иным действиям.

Фраза » глаголом жги сердца людей » означает , то есть высказать свое мнение так , что бы растрогать слушателей , достучатся до них в конце концов , что бы они поняли суть твоего высказывания , донести до них все то , что ты хотел сказать внятным русским языком .

Суть сей пословицы в том, что угождение всем приводит к греху лицемерия, а он одно из зол.

Всем ведь выходит и тем, кто люб, и кто не люб. Это не только грех лицемерия, но и зло против самого же себя.

Лицемерие сестра лукаваства, а лукавый — это лжи отец, то есть дьявол.

Получается, что необходимо быть внимательным даже в том, когда что-то говоришь.

Более того, угождение оно и не от чистого сердца идет, что от сердца то не угождением зовется, оно невидимо для того, кто делает благое. Хорошо, когда человек делает добро не задумываясь об этом, ибо добро — норма. Но, когда человек делает добро осознанно — это новый уровень в его развитии.

Знаменитую фразу произнес Александр Чацкий, главный герой произведения Грибоедова «Горе от ума».

Скрывается за ней его сильное и острое желание немедленно уехать из Москвы, пребывание в которой стало для него жесточайшим разочарованием.

Прямой и честный максималист не смог смириться с нравами, царящими в этом городе, где человека оценивают не по качествам, а по доходу и происхождению; где ложь и подхалимаж является необходимым условием выживания и достижения успеха, а честность и ум считаются недостатками и пороками.

Прежде всего, смысл такого названия пьесы — в тонко подмеченном сходстве между природным явлением и событиями, разворачивающимися в ней (недаром всё даже синхронизировано). Далее желательно указать, что «Гроза» по всему развитию сюжета очень динамична: накапливающееся исподволь и вроде бы незаметно напряжение разражается в конце её трагически — самоубийством главной героини.

Очевидно, что это не было каким-то проявлением слабости или ещё чего-то предосудительного: то положение, которое складывалось в Калинове, имеет своим неизбежным последствием подобные эксцессы, подобно тому, как и возникшая разность электрических потенциалов между облаками и земной поверхностью не может не разражаться молниями.

И ещё о том можно написать, что как и в природе, социальная «гроза» не может не приводить к трагедиям и страданиям людей, и что кажущаяся неподвижность, неизменяемость Калинова — лишь поверхность, под которой сокрыты бурно идущие глубинные сдвиги. Что все потуги консерваторов «остановить мгновение» обречены на провал.

На самом видном месте в моей памяти хранится высказывание, автором которого является Альберт Эйнштейн:

Только представьте, на что способно воображение! Мы можем представить то, что никогда не видели; мысленно побывать там, где никогда не были; создать что-то новое, оригинальное, неповторимое! Воображение делает развитие безграничным: когда нам кажется, что мы достигли цели, оказались у заветной черты, в голове загорается лампочка «а что получится, если. «, из-за которой мы двигаемся дальше.

Если говорить о тематике моих любимых цитат, то это, прежде всего, изречения о человеке и о том, что он из себя представляет.

«Кладовая солнца» притча о сосне и ели, главная мысль.

Волею случая, семечко ели и семечко сосны попало в одну лунку и выросли два больших дерева. Их корни переплелись, толстые стволы толкали друг друга, ветви закрывали солнечный свет. Деревья были вместе, но каждое из ни губило на других. Они не могли объединиться.

Если перенести смысл притчи на человеческую жизнь, то Пришвин хотел показать, что человек должен в любой ситуации идти на компромисс о своим врагом, иначе он погубит себя. Такая ситуация может сложиться и на необитаемом острове и между целыми государствами. Когда нет возможности разойтись и приходится существовать бок о бок, нужно искать компромисс и идти на уступки, иначе выход только один, сильный уничтожит слабого.

Источник