Меню

Как превратить существительное меч в глагол



Спряжение глагола «метать»

Настоящее время
(изъявительное наклонение)

я
что делаю?
меч у́
ты
что делаешь?
м е́ чешь
он
она
оно
что делает?
м е́ чет
мы
что делаем?
м е́ чем
вы
что делаете?
м е́ чете
они
что делают?
м е́ чут

Прошедшее время
(изъявительное наклонение)

я (он)
ты (он)
что делал?
мет а́ л
я (она)
ты (она)
что делала?
мет а́ ла
оно
что делало?
мет а́ ло
мы
вы
они
что делали?
мет а́ ли

Повелительное наклонение

ты
что делай?
меч и́
вы
что делайте?
меч и́ те

Деепричастие

настоящее
время
что делая?
меч а́
прошедшее
время
что делав?
мет а́ в, мет а́ вши

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: юношески — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «метать&raquo

Синонимы к слову «метать&raquo

Предложения со словом «метать&raquo

  • Немного красуясь, выхожу из невидимости у него за спиной, и тут же получаю удар рукоятью меча в подбородок.

Цитаты из русской классики со словом «метать»

  • Вы, князья Мстислав и буй Роман! // Мчит ваш ум на подвиг мысль живая, // И несетесь вы на вражий стан, // Соколом ширяясь сквозь туман, // Птицу в буйстве одолеть желая. // Вся в железе княжеская грудь, // Золотом шелом латинский блещет, // И повсюду, где лежит ваш путь, // Вся земля от тяжести трепещет. // Хинову вы били и Литву; // Деремела, половцы, ятвяги, // Бросив копья, пали на траву // И склонили буйную главу // Под мечи булатные и стяги.

Сочетаемость слова «метать&raquo

Значение слова «метать&raquo

МЕТА́ТЬ 1 , мечу́, ме́чешь; прич. наст. ме́чущий; деепр. меча́; несов., перех. 1. Кидать, бросать.

МЕТА́ТЬ 2 , —а́ю, —а́ешь; прич. наст. мета́ющий; деепр. мета́я; несов., перех. (сов. наметать 3 ). Прошивать крупными стежками, намечая линию шва. Метать шов. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «метать&raquo

МЕТА́ТЬ 1 , мечу́, ме́чешь; прич. наст. ме́чущий; деепр. меча́; несов., перех. 1. Кидать, бросать.

МЕТА́ТЬ 2 , —а́ю, —а́ешь; прич. наст. мета́ющий; деепр. мета́я; несов., перех. (сов. наметать 3 ). Прошивать крупными стежками, намечая линию шва. Метать шов.

Предложения со словом «метать&raquo

Немного красуясь, выхожу из невидимости у него за спиной, и тут же получаю удар рукоятью меча в подбородок.

Пока могучий телохранитель бестолково дёргался, пытаясь сообразить, кто или что его держит, враги окружили его со всех сторон и тяжёлым ударом меча по затылку повергли в беспамятство.

Алый бархатный камзол и ток того же цвета сообщали его смуглому лицу ещё большую выразительность, а орлиный взор чёрных глаз метал молнии и оживлял его физиономию.

Источник

Викторина по русскому языку «Великий и могучий русский язык» для 5 класса.
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Викторина по русскому языку «Великий и могучий русский язык» для 5 класса.

Скачать:

Вложение Размер
viktorina_po_russkomu_gotovaya.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по русскому языку

для учащихся 5-х классов

«Могучий и великий русский язык»

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

И сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка.

Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.

Для начала необходимо разделиться на три команды. Итак мы разделились на команды и сейчас команды пусть придумают себе названия, которые имели бы отношение к русскому языку.

Также следует выбрать капитанов команд, ими станет тот, кто ответит правильно на вопросы:

  1. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)
  2. Первый слог – личное местоимение, второй –сининим слова «несчастье», вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)
  3. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)

Ведущий: Перейдём к заданиям. За каждое задание команда будет получать жетоны. В итоге победит та команда, которая наберёт большее количество жетонов.

Объявляем 1 тур.

Александр Иванович Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» Докажите это. Итак, задание 1 тура для команд: Мудрость языка заключена в пословицах и поговорках. Надеемся, вы часто их используете в своей речи.

1.Красна птица перьем, …(а человек ученьем).

2.Кто хочет много знать,…(тому надо мало спать).

3.Повторенье… (мать ученья).

4. Ученье –свет … ( а неученье –тьма).

5. Худой мир лучше (доброй ссоры).

7. Без труда…( не вытащить и рыбки из пруда.)

8. Терпенье и труд… (все перетрут)

9. Кто много читает, (тот много и знает).

10. Корень учения горек, (да плод его сладок).

11. Век живи — век учись.

Из предложенных пар слов составьте пословицы:

  1. Коса – камень (Нашла коса на камень)
  2. Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)

Язык – доведёт (Язык до Киева доведёт)

  1. Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)
  2. Дело – потеха (Делу – время, потехе – час)
  3. Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело)
  4. Омут – черти (В тихом омуте черти водятся)

2 тур. Ведущий: Объявляем 2 тур нашей викторины, который имеет такое название «Живой и настоящий»

Лев Николаевич Толстой говорил: «Русский язык- настоящий, сильный, где нужно- строгий, серьёзный, где нужно бойкий, живой»

Бойкость ума вам предстоит продемонстрировать в этом туре. Команда отвечает живо и бойко на вопросы.

1. 1.Как написать слово глаз 3 буквами? (око)

2.Как написать сухая трава 4 буквами? (сено)

3. В каком глаголе содержится 100 отрицаний? (стонет)

4.С какого звука начинается слово Ереван? (Й)

5. Назовите слово, начинающееся с 4 согласных (взгляд)

6. Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число).

2. Следующее задание: Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.

Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Выиграет та команда, которая сможет придумать больше пословиц. Победившим – 3 балла .

  1. Следующее задание для команд: придумайте, как можно больше словосочетаний, в которых бы прилагательное употреблялось в переносном значении, например: золотые руки, ледяной взгляд, хрустальное сердце.

Выиграет та команда, которая сможет придумать больше словосочетаний.

Победившим – 3 балла .

Ведущий: Мы подошли к 3 туру нашего состязания, который называется «Краток и точен», потому что для всего в русском языке есть своё название, порой данное с такой меткостью, что только диву даёшься. Н.В.Гоголь как-то подметил, что «иное название ещё драгоценней самой вещи» Итак, ваша задача назвать словом то, что оно обозначает.

1. Словарный состав языка (лексика)
2. Устное народное творчество.

3.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения (синтаксис).

4. Раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки 9 пунктуация).

5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению.

6. Раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах (орфоэпия).

А теперь перейдем к туру (4), который будет называться «Загадки русского языка». Как вы понимаете, загадки будут совсем не простые, вам надо будет не только отгадать загадку, но посчитать сколько букв и звуков в словах-отгадках. Ответ засчитывается только при условии, что вы правильно посчитаете количество звуков и букв.

Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет — вскачь пройдет немножко,

Захочет — ляжет на бочок.

Юла. В этом слове 3 буквы, 4 звука.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета

Заяц. В слове 4буквы, 5 звуков.

Это коньки. В слове 6 букв, 5 звуков.

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем

Это ель. В слове 3 буквы, 3 звука

Следующий тур (5) для капитанов команд. Посмотрим, кто из капитанов лучше остальных знает русский язык. Отвечает тот, кто первый поднимет руку.

  1. Слово «белый» по отношению к слову «черный». (Антоним.)
  2. Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова «дерево», написанного на бумаге? (корень)
  3. В каком слове 4 звука:

а)шьёт б)лён в)поют г)ядро

4. В каком слове нет мягкого звука «с» (мягкого):

а)сон б) в)удивиться г)улыбайся ( на доске )

5 . Записать без ошибок предложения и расставить и объяснить все знаки препинания, (3 балла):

Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! «

В парке снег лежал всюду: на лавочках, на ветках деревьев, на земле.

Источник

Урок русского языка в 3-м классе по программе образовательной системы «Школы 2100» по теме «Глагол как часть речи»

Цель:

  • познакомить с глаголом как частью речи;
  • формировать умение употреблять глаголы в речи;
  • развивать мышление, самостоятельность, познавательный интерес.

1. Организационный момент – самооценка

(посмотрите на доску, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и объясните свой выбор)

  • Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
  • Спокойное — я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
  • Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!
  • Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

У –ль: Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

2. Открытие новых знаний.

Определение ведущего полушария.

Сейчас выполним тестовое задание.

1. Переплетение пальцев рук.(быстро, не думая, переплети пальцы обеих рук, какой палец сверху запомни)

2. Поза Наполеона.( ведущая та рука, кисть которой первой направляется на предплечье, запомни)

3. Аплодирование(покажи как ты аплодируешь, руки сверху вниз, запомни)

— Поднимите руки те, у которых правая рука была ведущей – ведущее левое полушарие.

— У кого левая рука – ведущее правое полушарие.

У –ль продолжим работу, но работать будем в группах.

Ученики с ведущим левым полушарием берут желтые карточки.

Ученики с ведущим правым полушарием берут голубые карточки.

У –ль У вас на парте лежат карточки, запишите слова, кто как голос подает?

Жел.карт(картинка). Кот ———— Ворона ———
Гол.карт(картинка). Собака ——— Лягушка ——
Жел.карт(картинка). Мышка —— Кукушка ——
Гол.карт(картинка). Корова ——— Утка ————

— какие слова вы вставили?

— что общего у всех этих слов? (они обозначают действия)

1 группа. Вставить нужные слова в текст.

Карточка 1
Федор Петрович ______________ нам____________ свои вещи в чемоданы, потому что после обеда________________ машина и _____________ нас в город.

Слова для справок:

велел, складывать, прибудет, отвезет.

Поставь вопрос к вставленным в текст словам.

Карточка 2
Вставь в текст слова, отвечающие на вопросы.

Весь день сова(что делала?)_______________ в своем дупле, а вечером (что делала?) ___________________ на поле мышей (что делать?) ________________.

Слова для справок:

спала, летала, ловить.

— какие слова вы вставили в текст? (велел, складывать, прибудет, отвечает)

-какие вопросы вы поставили к этим словам?

— прочитайте слова, которые вставили в предложение? (спала, летала, ловить)

— на какие вопросы отвечают эти слова?

У-ль -Что общего у всех этих слов? (все эти слова обозначают действие)

— Скажите, какие слова мы будем изучать сегодня на уроке?

(мы будем изучать слова, обозначающие действия, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?)

— Совершенно верно, мы познакомимся еще с одной частью речи.

— Какой же? (глагол)

— Тема нашего урока.

— Что мы должны узнать о глаголе?

Должны знать Должны уметь
1. На какие вопросы отвечает? 1. Уметь находить в тексте глаголы.
2. Что обозначает? 2. Уметь использовать глаголы в речи.
3. Глагол – часть речи.

3. Изучение нового материала.

У-ль Сейчас каждая группа получит план работы и разрезной материал, вы должны составить определение глагола из разрезного материала.

(1 и 2 группа) сделать две

План работы группы Этап работы. Порядок действий. 1.Составление определения глагола. 1.Составьте определение глагола. 2.На разрезных листах выберите нужные слова.

Глагол
обозначает действие предмета
отвечает на вопросы
что делает?
часть речи
что делает?
что делал?
где? как?
предмет
часть слова
предложение
подлежащее
сказуемое

— презентация результатов групповой работы.

4. Физминутка.

Покачайтесь, потянитесь, распрямитесь, наклонитесь.

И закончив упражнения

Прекращаем мы движения!

5. Первичное закрепление материала.

Внимание на экран, вопросы задает Магистр наук. (презентация)

1 группа. Замените словосочетания глаголом.(раздать листочки)

  1. Задирать нос(важничать)
  2. Зарубить на носу(запомнить)
  3. Клевать носом(дремать)
  4. Повесить нос(загрустить, опечалиться)
  5. Водить за нос(обманывать)

2 группа. Самостоятельно подобрать все возможные глаголы, объясняющие данный фразеологизм.(на листочке написать и раздать)

Ломать голову – думать, размышлять, разгадывать.

Восстановите пословицы.(раздать каждому листы с текстом и план работы группы) при помощи стрелок

Восстановите пословицы.
После драки не ждут
Лучше недоговорить так худое на ум не пойдет
Кто не работает не будешь знать голоду
Учись добру а из лесу выводит
Наука в лес не ведет годы не уносит
Семеро одного чем переговорить
Учись смолоду кулаками не машут
Грамота не болезнь тот не ест

План работы группы Этап работы. Порядок действий. Работа с пословицами 1.Каждый читает текст самостоятельно, подчеркивая глаголы на листе 2. Сверить результаты работы в группе. 3.Группа представляет, сколько глаголов найдено в тексте.

Проверка(один из групп зачитывает выполненную работу)

Задания для умников и умниц (по выбору) — презентация

Как превратить существительные даль, меч, пень, руль в глаголы?

(поставить их во множественное число)

6. Итог урока.

Подведем итоги нашей работы.

Вспомните, какая цель стояла перед нами?

(мы должны были узнать, что такое глагол и составить его определение)

Внимание на экран. Вопросы вам задает Грамматей. (презентация)

1. Для чего нужны глаголы в речи?

Назови правильный ответ.

а) чтобы называть предметы и явления.

б) чтобы обозначать действия предметов

в) чтобы связывать слова в предложении.

2. Что обозначают глаголы?

б) действия предметов

в) признаки и качества предметов

3. На какие вопросы отвечают глаголы?

а) что делать? что делает? что делают?

в) какой? какая? какие?

И так, сегодня на уроке мы думали, размышляли, работали творчески.

Источник

Читайте также:  Контрольная работа по глаголу 5 класс слабый класс

как превратить существительное меч в глагол



Урок русского языка в 3-м классе по программе образовательной системы «Школы 2100» по теме «Глагол как часть речи»

Цель:

  • познакомить с глаголом как частью речи;
  • формировать умение употреблять глаголы в речи;
  • развивать мышление, самостоятельность, познавательный интерес.

1. Организационный момент – самооценка

(посмотрите на доску, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и объясните свой выбор)

  • Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
  • Спокойное — я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
  • Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!
  • Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

У –ль: Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

2. Открытие новых знаний.

Определение ведущего полушария.

Сейчас выполним тестовое задание.

1. Переплетение пальцев рук.(быстро, не думая, переплети пальцы обеих рук, какой палец сверху запомни)

2. Поза Наполеона.( ведущая та рука, кисть которой первой направляется на предплечье, запомни)

3. Аплодирование(покажи как ты аплодируешь, руки сверху вниз, запомни)

— Поднимите руки те, у которых правая рука была ведущей – ведущее левое полушарие.

— У кого левая рука – ведущее правое полушарие.

У –ль продолжим работу, но работать будем в группах.

Ученики с ведущим левым полушарием берут желтые карточки.

Ученики с ведущим правым полушарием берут голубые карточки.

У –ль У вас на парте лежат карточки, запишите слова, кто как голос подает?

Жел.карт(картинка). Кот ———— Ворона ———
Гол.карт(картинка). Собака ——— Лягушка ——
Жел.карт(картинка). Мышка —— Кукушка ——
Гол.карт(картинка). Корова ——— Утка ————

— какие слова вы вставили?

— что общего у всех этих слов? (они обозначают действия)

1 группа. Вставить нужные слова в текст.

Карточка 1
Федор Петрович ______________ нам____________ свои вещи в чемоданы, потому что после обеда________________ машина и _____________ нас в город.

Слова для справок:

велел, складывать, прибудет, отвезет.

Поставь вопрос к вставленным в текст словам.

Карточка 2
Вставь в текст слова, отвечающие на вопросы.

Весь день сова(что делала?)_______________ в своем дупле, а вечером (что делала?) ___________________ на поле мышей (что делать?) ________________.

Слова для справок:

спала, летала, ловить.

— какие слова вы вставили в текст? (велел, складывать, прибудет, отвечает)

-какие вопросы вы поставили к этим словам?

— прочитайте слова, которые вставили в предложение? (спала, летала, ловить)

— на какие вопросы отвечают эти слова?

У-ль -Что общего у всех этих слов? (все эти слова обозначают действие)

— Скажите, какие слова мы будем изучать сегодня на уроке?

(мы будем изучать слова, обозначающие действия, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?)

— Совершенно верно, мы познакомимся еще с одной частью речи.

— Какой же? (глагол)

— Тема нашего урока.

— Что мы должны узнать о глаголе?

Должны знать Должны уметь
1. На какие вопросы отвечает? 1. Уметь находить в тексте глаголы.
2. Что обозначает? 2. Уметь использовать глаголы в речи.
3. Глагол – часть речи.

3. Изучение нового материала.

У-ль Сейчас каждая группа получит план работы и разрезной материал, вы должны составить определение глагола из разрезного материала.

(1 и 2 группа) сделать две

План работы группы Этап работы. Порядок действий. 1.Составление определения глагола. 1.Составьте определение глагола. 2.На разрезных листах выберите нужные слова.

Глагол
обозначает действие предмета
отвечает на вопросы
что делает?
часть речи
что делает?
что делал?
где? как?
предмет
часть слова
предложение
подлежащее
сказуемое

— презентация результатов групповой работы.

4. Физминутка.

Покачайтесь, потянитесь, распрямитесь, наклонитесь.

И закончив упражнения

Прекращаем мы движения!

5. Первичное закрепление материала.

Внимание на экран, вопросы задает Магистр наук. (презентация)

1 группа. Замените словосочетания глаголом.(раздать листочки)

  1. Задирать нос(важничать)
  2. Зарубить на носу(запомнить)
  3. Клевать носом(дремать)
  4. Повесить нос(загрустить, опечалиться)
  5. Водить за нос(обманывать)

2 группа. Самостоятельно подобрать все возможные глаголы, объясняющие данный фразеологизм.(на листочке написать и раздать)

Ломать голову – думать, размышлять, разгадывать.

Восстановите пословицы.(раздать каждому листы с текстом и план работы группы) при помощи стрелок

Восстановите пословицы.
После драки не ждут
Лучше недоговорить так худое на ум не пойдет
Кто не работает не будешь знать голоду
Учись добру а из лесу выводит
Наука в лес не ведет годы не уносит
Семеро одного чем переговорить
Учись смолоду кулаками не машут
Грамота не болезнь тот не ест

План работы группы Этап работы. Порядок действий. Работа с пословицами 1.Каждый читает текст самостоятельно, подчеркивая глаголы на листе 2. Сверить результаты работы в группе. 3.Группа представляет, сколько глаголов найдено в тексте.

Проверка(один из групп зачитывает выполненную работу)

Задания для умников и умниц (по выбору) — презентация

Как превратить существительные даль, меч, пень, руль в глаголы?

(поставить их во множественное число)

6. Итог урока.

Подведем итоги нашей работы.

Вспомните, какая цель стояла перед нами?

(мы должны были узнать, что такое глагол и составить его определение)

Внимание на экран. Вопросы вам задает Грамматей. (презентация)

1. Для чего нужны глаголы в речи?

Назови правильный ответ.

а) чтобы называть предметы и явления.

б) чтобы обозначать действия предметов

в) чтобы связывать слова в предложении.

2. Что обозначают глаголы?

б) действия предметов

в) признаки и качества предметов

3. На какие вопросы отвечают глаголы?

а) что делать? что делает? что делают?

в) какой? какая? какие?

И так, сегодня на уроке мы думали, размышляли, работали творчески.

Источник

Спряжение глагола «метать»

Настоящее время
(изъявительное наклонение)

я
что делаю?
меч у́
ты
что делаешь?
м е́ чешь
он
она
оно
что делает?
м е́ чет
мы
что делаем?
м е́ чем
вы
что делаете?
м е́ чете
они
что делают?
м е́ чут

Прошедшее время
(изъявительное наклонение)

я (он)
ты (он)
что делал?
мет а́ л
я (она)
ты (она)
что делала?
мет а́ ла
оно
что делало?
мет а́ ло
мы
вы
они
что делали?
мет а́ ли

Повелительное наклонение

ты
что делай?
меч и́
вы
что делайте?
меч и́ те

Деепричастие

настоящее
время
что делая?
меч а́
прошедшее
время
что делав?
мет а́ в, мет а́ вши

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: счесться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «метать&raquo

Синонимы к слову «метать&raquo

Предложения со словом «метать&raquo

Цитаты из русской классики со словом «метать»

Сочетаемость слова «метать&raquo

Значение слова «метать&raquo

МЕТА́ТЬ 1 , мечу́, ме́чешь; прич. наст. ме́чущий; деепр. меча́; несов., перех. 1. Кидать, бросать.

МЕТА́ТЬ 2 , —а́ю, —а́ешь; прич. наст. мета́ющий; деепр. мета́я; несов., перех. (сов. наметать 3 ). Прошивать крупными стежками, намечая линию шва. Метать шов. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «метать&raquo

МЕТА́ТЬ 1 , мечу́, ме́чешь; прич. наст. ме́чущий; деепр. меча́; несов., перех. 1. Кидать, бросать.

МЕТА́ТЬ 2 , —а́ю, —а́ешь; прич. наст. мета́ющий; деепр. мета́я; несов., перех. (сов. наметать 3 ). Прошивать крупными стежками, намечая линию шва. Метать шов.

Предложения со словом «метать&raquo

Немного красуясь, выхожу из невидимости у него за спиной, и тут же получаю удар рукоятью меча в подбородок.

Пока могучий телохранитель бестолково дёргался, пытаясь сообразить, кто или что его держит, враги окружили его со всех сторон и тяжёлым ударом меча по затылку повергли в беспамятство.

Алый бархатный камзол и ток того же цвета сообщали его смуглому лицу ещё большую выразительность, а орлиный взор чёрных глаз метал молнии и оживлял его физиономию.

Источник

Да кто же ее варит без посуды?

Загадки-складки

1. Я от солнца, от огня, Яркий луч несет меня, Но бывает смысл иной: Весь огромный шар земной. (Свет). 3. В тетради я бываю Косая и прямая; В другом своем значении 2. Я – все то, что есть на свете, Все народы на планете, Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины. (Мир). Я – планка для черчения, И, наконец, порою В шеренгу вас построю. (Линейка).

Загадки-шутки

1. Какое государство можно носить на голове? (Панаму).

2. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на реке Сене).

3. Какой город летает? (Орел).

4. Какую реку можно срезать ножом? (Прут).

5. Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

6. Какое крыло никогда не летает? (У автомобиля).

II. 6 класс

Глагол

Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады, И хлеб в полях растет.

Беседа о глаголе.

Глагол – настоящий богач среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид и залог – ни у одной части речи нет столько форм. Глагол и работник хороший: всегда при деле, что-нибудь да делает и всегда с кем-то связан. Но как ему согласовываться с именем сущест-вительным, числительным, местоимением, если у них нет ни лица, ни времени, ни наклонения, ни вида, ни залога? Приходится глаголу брать взаймы род и число у этих частей речи, чтобы с ними согласовываться. Эти части речи охотно делятся с глаголом своим формами, ведь он такой интересный в общении. Глагол – это самая живая часть речи. По частоте употребления глагол занимает второе место после имени су-ществительного. Самыми употребительными являются: мочь, сказать, гово-рить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, взять, сделать, значить, понимать.

Грамматическая сказка

В волшебной стране под названием Речь есть одна область, которая называется Глагол. Слова, которые живут в ней, ужасно разговорчивы. Они очень любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают слова области Имя Существительное. Стоит у них спросить: «Что делает? Что делают? Что будут делать Имена Существительные?», как тут же следует ответ. Но надо помнить один секрет: вопрос нужно задавать со словом «делать», иначе ответа не получишь. Вот какие дельные, вернее, деловые, эти слова – глаголы. Со словами-существительными они боль-шие друзья. Когда же их объединяют общие интересы, то они образуют предложения и могут о многом рассказать и взрослым, и детям.

Вы сами, ребята, попробуйте подружить глаголы с именами существи-тельными. С ними можно отправиться в увлекательное путешествие по огромной стране под названием Речь.

Из истории слов.

Хотелось бы вам узнать, откуда взялось такое странное слово – «гла-гол», без которого не построишь никакого предложения, не передашь со-беседнику никаких сообщений?

Глагол вообще и означал по-старославянски слово, существовало и слово глаголать. Предки наши рассматривали его как слово из слов, важ-нейший вид слов.

Значит, глагол выражает действие? Да, но вот что забавно: бездействие мы выражаем тоже с его помощью: стать, лежать, молчать, стоять и т.п.

В разговорном языке мы это грамматическое понятие – «глагол» (как и существительное) – не употребляем. Мы не говорим: «Что ты мне глаголешь?» Но в произведениях наших великих поэтов и писателей встречается само слово глагол. Например, у А.С. Пушкина:

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Здесь слово «глаголом» означает словом.

У М. Ю. Лермонтова безглагольный означает безмолвный, бессло-весный:

Вот у ног Ерусалима, Богом сожжена, Безглагольна, недвижима Мертвая страна.

У французов слово verb (заимствованное из латинского языка) также одновременно означает и слово, и речь, и глагол.

Судьба слова глаголь (то есть говори) в русском языке в письме довольно причудлива. Оно стало в старорусской азбуке названием буквы Г. Так и читалось: «Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…», то есть А, Б, В, Г, Д.

«Азбука» называлась раньше «Абевега».

Лингвистическое задание «Перепутаница»

1. Дети записывают существительные (каждое на отдельной строчке, «столбиком») и подбирают к ним подходящие глаголы. (Работу можно проводить устно, только слова этого задания заранее записываются на доске).

Собака; хрюкает; гусь; кудахчет;
волк; блеет; кузнечик; мяукает;
овца; лает; кошка; стрекочет;
свинья; гогочет; курица; воет.

2. Задание выполняется по аналогичному принципу.

Ножницами; молотком; топором; пилой; клещами; плугом; бруском; бритвой; удочкой; зубной щеткой; градусником; забивают гвозди; стригут; пилят; тешут доски; ловят рыбу; выдергивают гвозди; бреют; точат; пашут; меряют температуру; чистят зубы.

3. Давайте представим нашу речь без глаголов. Попробуем рассказать друг другу о чем-то, не употребив в речи ни одного глагола.

1) Долгожданное лето, деревня, моя бабушка, река Протва, крутой берег, ласковое солнце.

2) Интересное путешествие, Золотое кольцо России, старинный город Владимир, Успенский собор.

Задание: составить рассказ о путешествии или о своем любимом занятии. Понаблюдайте, какие глаголы вы употребили в своих расска-зах.

Грамматические задания

1. Найдите «четвертое лишнее».

1) Захотеть, запереть, забыть, закричать.

2) Замирать, мирить, мирный, примирить.

3) Улететь, убежать, упрекнуть, уплыть.

2. Почему глаголы дымить, отгреметь, струиться, вымерзнуть, отзвучать, полыхать в прямом значении не имеют форм 1-го и 2-го лица?

3. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова:

1) На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.

2) Снежное покрывало все поле покрывало.

3) Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

4) В углу раздался детский плач

И кто-то вдруг сказал: «Не плачь!»

5)Поддувало снизу, пока не закрыли поддувало.

6) Ведро дало течь, и вода стала течь.

4. Запишите глаголы, которые в неопределенной форме совпадают по написанию с начальной формой существительного.

5.Изменится ли смысл предложения «Берега заросли», если впереди предложения поставить предлог у и почему?

6. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова:

Кто без кисти и белил крыши города белил?

7. Найдите «лишнее» слово, которое отличается по смыслу от остальных.

Таращить, выпучивать, пялить, корчить, щурить.

8.В устойчивых словосочетаниях найдите глаголы-антонимы.

1) Надо так давать, чтобы можно было взять.

2) От страха бледнеют, а от стыда краснеют.

3) По одежке встречают, по уму провожают.

4) Когда пушки говорят, соловьи молчат.

5) Солнце всходит на востоке, а заходит на западе.

Ответы на грамматические задания:

1. «Лишние» слова: забыть, замирать, упрекнуть. У них другое строе-ние, чем у остальных слов.

2. Это глаголы, которые обозначают действия людей.

3. Существительное и глагол.

4. Печь, течь, стать, знать и т. д.

5. Глагол превращается в существительное.

6. Существительное и глагол.

7. «Корчить» рожицу, а не глаза. Остальные слова означают дейст-вия глаз.

8. Давать – взять; бледнеют – краснеют; встречают – провожают; говорят – молчат; всходит – заходит, восход – запад.

Грамматическая сказка

«Корень»

Автор: В глаголе вынуть исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка вы, и суффикс ну, и даже окончание ть, известное своей неустойчивостью, а корень – исчез. Это был древний корень им, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: иметь, снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола выминать. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.

Окончание: Странное усовершенствование! Чувствую, что скоро мне придется работать за всех!

Приставка: Вы не правы! Может быть, с Корнем что-то случилось.

Окончание: Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас, на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.

Суффикс: Ну, ну. Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.

Приставка: Мы должны его заменить. Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.

Суффикс: Я тоже. Отныне я буду обозначать не только мгновен-ность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?

Окончание: А мне что? Я здесь временно.

Автор: Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и Суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова. С первого взгляда даже не скажешь, что в слове вынуть нет корня.

«Веселое стихотворение»

Я учу глаголы

Я пришел из школы, Я учу глаголы… Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод! Применяется он так, Новый метод этот: «Кричать» – кричу, Открываю: наш сосед… (Он живет под нами) Не причесан, не одет – В тапках и в пижаме. Он кричит: – Прошу прощенья! Это что – землетрясенье? «Вертеть» – верчу, «Двигать» – двигаю, «Прыгать» – прыгаю. Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел. Или, может быть, слоны Надо мной поселены?! – Уважаемый сосед, Никого в квартире нет. Я пришел из школы И учу глаголы… В. Воскобойников.

Шуточные вопросы о глаголе:

1. В каком глаголе сто отрицаний?

2. Что получится, если в глаголах повелительного наклонения убрать частицу ка?

3. Что произойдет с глаголами, если переставить ударение?

4. Во что превратятся глаголы, если сменить ё на е в словах: берёт, запрёт, мёл, шлём?

5. Из каких двух приставок можно образовать глаголы? (Или какие две приставки закроют дверь?)

6. У каких глаголов корень состоит из одной буквы?

7. Назовите глагол, в котором нет корня.

8. Как можно существительные жар и ель превратить в глаголы?

9. Почему глаголы толпиться, группироваться, сбежаться, съехаться не употребляются в 1-ом лице единственного числа?

10. Как превратить существительные даль, меч, пень, руль в глаголы?

11.С какими частями речи не употребляются предлоги?

Ответы на шуточные вопросы:

1. Сто-нет.

2. Рас-крой-ка, лей-ка, мой-ка, стой-ка, настрой-ка – глаголы пове-лительного наклонения превращаются в существительные;

4. Берет, запрет, мел, шлем – превращаются в существительные.

5. При-при дверь, за-при, ото-при замок.

6.
7. Корня нет в глаголе

8. Переставить ь из одного слова в другое: жарь, ел.

9.Все эти глаголы обозначают действие нескольких лиц.

10. Поставить существительные во множественное число (дали, ме-чи, пни, рули).

11. С глаголами.

Вопрос-шутка

Говорят, часы стоят.

Говорят, часы спешат,

Говорят, часы идут,

Но немного отстают.

Мы смотрели с

Мишкой вместе.

А они стоят на месте.

Задание: мальчик и девочка понимают выражение «часы стоят», «часы спешат», «часы идут», «часы отстают» в буквальном смысле. Разъясните им, что в действительности означают эти понятия?

К какому языковому явлению относятся эти глаголы?

3. Инфинитив (начальная форма глагола).

Это неизменяемая форма глагола, которая не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет действие. Отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?

Грамматические сказки

Инфинитив-лентяй

Сказал как-то Инфинитив:

– Эх вы, разве так надо спрягаться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени.

– Время мы тебе найдем. Какое тебе, настоящее или прошедшее?

– Лучше будущее, – говорит Инфинитив, – чтоб хоть немного от-тянуть время. – Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!

Спрягается Вспомогательный – только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит.

Зачем ему шевелить, зачем самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет времени. Ф. Кривин.

Задание: на каких свойствах инфинитива построена эта миниатюра? Найдите инфинитивы глаголов.

Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью, Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову! И. Никитин.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Читайте также:  Контрольная работа по глаголу 5 класс слабый класс