Спряжение глагола «метать»
Настоящее время
(изъявительное наклонение)
я что делаю? | меч у́ |
ты что делаешь? | м е́ чешь |
он она оно что делает? | м е́ чет |
мы что делаем? | м е́ чем |
вы что делаете? | м е́ чете |
они что делают? | м е́ чут |
Прошедшее время
(изъявительное наклонение)
я (он) ты (он) что делал? | мет а́ л |
я (она) ты (она) что делала? | мет а́ ла |
оно что делало? | мет а́ ло |
мы вы они что делали? | мет а́ ли |
Повелительное наклонение
ты что делай? | меч и́ |
вы что делайте? | меч и́ те |
Деепричастие
настоящее время что делая? | меч а́ |
прошедшее время что делав? | мет а́ в, мет а́ вши |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: юношески — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «метать»
Синонимы к слову «метать»
Предложения со словом «метать»
- Немного красуясь, выхожу из невидимости у него за спиной, и тут же получаю удар рукоятью меча в подбородок.
Цитаты из русской классики со словом «метать»
- Вы, князья Мстислав и буй Роман! // Мчит ваш ум на подвиг мысль живая, // И несетесь вы на вражий стан, // Соколом ширяясь сквозь туман, // Птицу в буйстве одолеть желая. // Вся в железе княжеская грудь, // Золотом шелом латинский блещет, // И повсюду, где лежит ваш путь, // Вся земля от тяжести трепещет. // Хинову вы били и Литву; // Деремела, половцы, ятвяги, // Бросив копья, пали на траву // И склонили буйную главу // Под мечи булатные и стяги.
Сочетаемость слова «метать»
Значение слова «метать»
МЕТА́ТЬ 1 , мечу́, ме́чешь; прич. наст. ме́чущий; деепр. меча́; несов., перех. 1. Кидать, бросать.
МЕТА́ТЬ 2 , —а́ю, —а́ешь; прич. наст. мета́ющий; деепр. мета́я; несов., перех. (сов. наметать 3 ). Прошивать крупными стежками, намечая линию шва. Метать шов. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «метать»
МЕТА́ТЬ 1 , мечу́, ме́чешь; прич. наст. ме́чущий; деепр. меча́; несов., перех. 1. Кидать, бросать.
МЕТА́ТЬ 2 , —а́ю, —а́ешь; прич. наст. мета́ющий; деепр. мета́я; несов., перех. (сов. наметать 3 ). Прошивать крупными стежками, намечая линию шва. Метать шов.
Предложения со словом «метать»
Немного красуясь, выхожу из невидимости у него за спиной, и тут же получаю удар рукоятью меча в подбородок.
Пока могучий телохранитель бестолково дёргался, пытаясь сообразить, кто или что его держит, враги окружили его со всех сторон и тяжёлым ударом меча по затылку повергли в беспамятство.
Алый бархатный камзол и ток того же цвета сообщали его смуглому лицу ещё большую выразительность, а орлиный взор чёрных глаз метал молнии и оживлял его физиономию.
Источник
Викторина по русскому языку «Великий и могучий русский язык» для 5 класса.
материал по русскому языку (5 класс) на тему
Викторина по русскому языку «Великий и могучий русский язык» для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_russkomu_gotovaya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по русскому языку
для учащихся 5-х классов
«Могучий и великий русский язык»
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
И сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка.
Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.
Для начала необходимо разделиться на три команды. Итак мы разделились на команды и сейчас команды пусть придумают себе названия, которые имели бы отношение к русскому языку.
Также следует выбрать капитанов команд, ими станет тот, кто ответит правильно на вопросы:
- Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)
- Первый слог – личное местоимение, второй –сининим слова «несчастье», вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)
- В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)
Ведущий: Перейдём к заданиям. За каждое задание команда будет получать жетоны. В итоге победит та команда, которая наберёт большее количество жетонов.
Объявляем 1 тур.
Александр Иванович Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» Докажите это. Итак, задание 1 тура для команд: Мудрость языка заключена в пословицах и поговорках. Надеемся, вы часто их используете в своей речи.
1.Красна птица перьем, …(а человек ученьем).
2.Кто хочет много знать,…(тому надо мало спать).
3.Повторенье… (мать ученья).
4. Ученье –свет … ( а неученье –тьма).
5. Худой мир лучше (доброй ссоры).
7. Без труда…( не вытащить и рыбки из пруда.)
8. Терпенье и труд… (все перетрут)
9. Кто много читает, (тот много и знает).
10. Корень учения горек, (да плод его сладок).
11. Век живи — век учись.
Из предложенных пар слов составьте пословицы:
- Коса – камень (Нашла коса на камень)
- Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)
Язык – доведёт (Язык до Киева доведёт)
- Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)
- Дело – потеха (Делу – время, потехе – час)
- Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело)
- Омут – черти (В тихом омуте черти водятся)
2 тур. Ведущий: Объявляем 2 тур нашей викторины, который имеет такое название «Живой и настоящий»
Лев Николаевич Толстой говорил: «Русский язык- настоящий, сильный, где нужно- строгий, серьёзный, где нужно бойкий, живой»
Бойкость ума вам предстоит продемонстрировать в этом туре. Команда отвечает живо и бойко на вопросы.
1. 1.Как написать слово глаз 3 буквами? (око)
2.Как написать сухая трава 4 буквами? (сено)
3. В каком глаголе содержится 100 отрицаний? (стонет)
4.С какого звука начинается слово Ереван? (Й)
5. Назовите слово, начинающееся с 4 согласных (взгляд)
6. Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число).
2. Следующее задание: Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.
Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Выиграет та команда, которая сможет придумать больше пословиц. Победившим – 3 балла .
- Следующее задание для команд: придумайте, как можно больше словосочетаний, в которых бы прилагательное употреблялось в переносном значении, например: золотые руки, ледяной взгляд, хрустальное сердце.
Выиграет та команда, которая сможет придумать больше словосочетаний.
Победившим – 3 балла .
Ведущий: Мы подошли к 3 туру нашего состязания, который называется «Краток и точен», потому что для всего в русском языке есть своё название, порой данное с такой меткостью, что только диву даёшься. Н.В.Гоголь как-то подметил, что «иное название ещё драгоценней самой вещи» Итак, ваша задача назвать словом то, что оно обозначает.
1. Словарный состав языка (лексика)
2. Устное народное творчество.
3.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения (синтаксис).
4. Раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки 9 пунктуация).
5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению.
6. Раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах (орфоэпия).
А теперь перейдем к туру (4), который будет называться «Загадки русского языка». Как вы понимаете, загадки будут совсем не простые, вам надо будет не только отгадать загадку, но посчитать сколько букв и звуков в словах-отгадках. Ответ засчитывается только при условии, что вы правильно посчитаете количество звуков и букв.
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет — вскачь пройдет немножко,
Захочет — ляжет на бочок.
Юла. В этом слове 3 буквы, 4 звука.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета
Заяц. В слове 4буквы, 5 звуков.
Это коньки. В слове 6 букв, 5 звуков.
Ее всегда в лесу найдешь —
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем
Это ель. В слове 3 буквы, 3 звука
Следующий тур (5) для капитанов команд. Посмотрим, кто из капитанов лучше остальных знает русский язык. Отвечает тот, кто первый поднимет руку.
- Слово «белый» по отношению к слову «черный». (Антоним.)
- Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова «дерево», написанного на бумаге? (корень)
- В каком слове 4 звука:
а)шьёт б)лён в)поют г)ядро
4. В каком слове нет мягкого звука «с» (мягкого):
а)сон б) в)удивиться г)улыбайся ( на доске )
5 . Записать без ошибок предложения и расставить и объяснить все знаки препинания, (3 балла):
Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! «
В парке снег лежал всюду: на лавочках, на ветках деревьев, на земле.
Источник
Урок русского языка в 3-м классе по программе образовательной системы «Школы 2100» по теме «Глагол как часть речи»
Цель:
- познакомить с глаголом как частью речи;
- формировать умение употреблять глаголы в речи;
- развивать мышление, самостоятельность, познавательный интерес.
1. Организационный момент – самооценка
(посмотрите на доску, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и объясните свой выбор)
- Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
- Спокойное — я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!
- Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
У –ль: Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.
2. Открытие новых знаний.
Определение ведущего полушария.
Сейчас выполним тестовое задание.
1. Переплетение пальцев рук.(быстро, не думая, переплети пальцы обеих рук, какой палец сверху запомни)
2. Поза Наполеона.( ведущая та рука, кисть которой первой направляется на предплечье, запомни)
3. Аплодирование(покажи как ты аплодируешь, руки сверху вниз, запомни)
— Поднимите руки те, у которых правая рука была ведущей – ведущее левое полушарие.
— У кого левая рука – ведущее правое полушарие.
У –ль продолжим работу, но работать будем в группах.
Ученики с ведущим левым полушарием берут желтые карточки.
Ученики с ведущим правым полушарием берут голубые карточки.
У –ль У вас на парте лежат карточки, запишите слова, кто как голос подает?
Жел.карт(картинка). | Кот ———— | Ворона ——— |
Гол.карт(картинка). | Собака ——— | Лягушка —— |
Жел.карт(картинка). | Мышка —— | Кукушка —— |
Гол.карт(картинка). | Корова ——— | Утка ———— |
— какие слова вы вставили?
— что общего у всех этих слов? (они обозначают действия)
1 группа. Вставить нужные слова в текст.
Карточка 1 Федор Петрович ______________ нам____________ свои вещи в чемоданы, потому что после обеда________________ машина и _____________ нас в город. Слова для справок:
велел, складывать, прибудет, отвезет.
Поставь вопрос к вставленным в текст словам.
Карточка 2 Вставь в текст слова, отвечающие на вопросы. Весь день сова(что делала?)_______________ в своем дупле, а вечером (что делала?) ___________________ на поле мышей (что делать?) ________________.
Слова для справок:
спала, летала, ловить.
— какие слова вы вставили в текст? (велел, складывать, прибудет, отвечает)
-какие вопросы вы поставили к этим словам?
— прочитайте слова, которые вставили в предложение? (спала, летала, ловить)
— на какие вопросы отвечают эти слова?
У-ль -Что общего у всех этих слов? (все эти слова обозначают действие)
— Скажите, какие слова мы будем изучать сегодня на уроке?
(мы будем изучать слова, обозначающие действия, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?)
— Совершенно верно, мы познакомимся еще с одной частью речи.
— Какой же? (глагол)
— Тема нашего урока.
— Что мы должны узнать о глаголе?
Должны знать Должны уметь 1. На какие вопросы отвечает? 1. Уметь находить в тексте глаголы. 2. Что обозначает? 2. Уметь использовать глаголы в речи. 3. Глагол – часть речи.
3. Изучение нового материала.
У-ль Сейчас каждая группа получит план работы и разрезной материал, вы должны составить определение глагола из разрезного материала.
(1 и 2 группа) сделать две
План работы группы