Меню

как прилагательное может стать существительным



Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология

Переход прилагательных в существительные

Прилагательные могут переходить в разряд существительных. Этот процесс называется субстантивацией (от лат. substantivum).

Субстантивация – процесс, который русский язык знает издавна. Вряд ли неспециалист сможет сейчас догадаться, что такие существительные, как войско, вдова, молебен, рукав, ножны, по происхождению являются прилагательными.

В современном языке процесс субстантивации также происходит очень активно. Можно выделить большие тематические группы существительных, которые произошли от прилагательных. К ним относятся, например, многие слова, которые служат названиями помещений в квартире или жилом доме: передняя, гостиная, столовая, ванная, буфетная, гардеробная, бильярдная. Бывшие прилагательные – это и названия предприятий торговли и общественного питания, которые есть в каждом городе: булочная-кондитерская, шашлычная, пельменная, бутербродная, закусочная, рюмочная и т.д. Названия многих политических объединений, сторонников того или иного общественно-политического направления – это также нередко субстантивированные прилагательные: левые, правые, красные, белые, зеленые, коричневые. Многие наименования представителей отдельных рас тоже прилагательные, перешедшие в разряд существительных: белый, черный, желтый, краснокожий. (Вспомним В. Маяковского: «Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный«.) Названия некоторых пород собак: борзая, гончая, легавая тоже результат субстантивации.

При субстантивации меняются семантические, морфологические и синтаксические свойства бывших прилагательных. Теперь они обозначают предмет, а не признак, приобретают самостоятельный род, изменяются по падежам и числам; причем, как и некоторые существительные, субстантивированные прилагательные употребляются в форме только одного числа: жаркое, горячее, сладкое, заливное (только единственное); родные, близкие (только множественное). Субстантивированные прилагательные могут, в свою очередь, иметь при себе определения: «светлая гостиная«, «кооперативная пельменная«, «первоклассный портной«. В предложении субстантивированные прилагательные являются преимущественно подлежащим или дополнением («Закусочная открывается в 10 часов» – «Открыли прекрасную закусочную«).

Примечание . Необходимо отметить, что процесс субстантивации охватывает не только прилагательные. В существительные переходят и другие части речи, в первую очередь причастия: будущее, минувшее, настоящее, раненый, возлюбленный и др.

Субстантивация, как и адъективация, бывает полная и частичная . При полной субстантивации слова уже не употребляются как прилагательные: былое, мостовая, прачечная, портной, лесничий, парикмахерская. При частичной субстантивации слово может употребляться то как прилагательное, то как существительное: «дарственная надпись» – дарственная, «ванная комната»– ванная, «нищий старец»– нищий, «закусочная икра»– закусочная и т.д.

Существительные, пережившие как полную, так и частичную субстантивацию, являются фактом языка и зафиксированы толковыми словарями.

Кроме того, можно говорить о так называемой контекстуальной субстантивации. Это переход прилагательного (или причастия) в существительное, действительный только в пределах данного контекста.

Множество примеров контекстуальной субстантивации дала поэзия символистов, в первую очередь А. Блока: «Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле»; «И у светлого дома, тревожно, я остался вдвоем с темнотой. Невозможное было возможно, Но возможное – было мечтой»; «И этот лес, сомкнутый Тесно. И эти горные пути Мешали слиться с неизвестным. Твоей лазурью процвести»; «И мгновенно житейское канет, Словно в темную пропасть без дна, И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина».

Очень часто в поэзии А. Блока контекстуально субстантивированные прилагательные встречаются в функции обращения: «Неверная, лукавая, Коварная – пляши! И будь навек отравою Растраченной души»; «О нежная, о тонкая! И быстро Ей мысленно приискиваю имя»; «Эта прядь – такая золотая – Разве не от старого огня? – Страстная, безбожная, пустая. Незабвенная, прости меня!»

Читайте также:  род имен существительных невежда

«Русский язык и культура речи». под редакцией профессора В. И. Максимова. Рекомендовано Министерством.ПРЕДИСЛОВИЕ. Глава I. Речь в межличностных и общественных отношениях.

Русский язык и культура речи. Речь и взаимопонимание. На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают некоторые особенности использования языка в речи.

Русский язык и культура речи. Культура речевого общения. Под культурой речевого общения понимается такой отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых.

Русский язык и культура речи. Три основных типа взаимодействия участников диалога в русском языке.Итак, диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование.

Русский язык и культура речи. Структура речевой коммуникации. Будучи актом коммуникации, речь всегда обращена к кому-либо.

Русский язык и культура речи. Установление (поддержание) деловых контактов.Коммуникативная установкаопределение социального и ролевого статуса участников общения, установление социально-речевого контакта.

Русский язык и культура речи. Речь, ее особенности.К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом.

Значительное место в учебнике занимает материал, связанный с культурой речевого общения и с оформлением служебной документации. Учебник нацелен на представление современных взглядов, касающихся русского языка и культуры речи в начале XXI в.

Русский язык и культура речи. Общая характеристика стилей. Каждый функциональный стиль современного русского литературного языка – это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в.

Русский язык и культура речи.Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функциональные стили и.

Источник

Связь имен прилагательных с существительными

Обучающие: повторить общие сведения об имени прилагательном, уточнить представление учащихся о зависимости прилагательного от существительного, повторить и антонимы.

Развивающие: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу, любовь и интерес к русскому языку.

Орг. момент. Приветствие.

Повторение ранее изученного материала.

Ребята, сейчас мы будем записывать словарные слова словосочетаниями: прил. + сущ.

Гороховый суп, злая собака, красивое растение, прекрасная картина, теплое молоко, новое пальто.

(Один ученик пишет на доске). Проверка записи на доске и в тетрадях.

Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что обозначает имя прилагательное?

Ребята, как вы думаете, связано имя прилагательное с именем существительным? ( Да, связано.)

Сообщение темы урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: связь имен прилагательных с именем существительным. Сегодня мы узнаем, как связаны имена прилагательные с именем существительным?

Формирование новых знаний.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим какое слово является главным, а какое зависимым? (Главными словами в словосочетаниях являются существительные, а зависимыми – прилагательные). Прилагательные поясняют, уточняют существительное.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим род, число и падеж главного слова — имени существительного.

Читайте также:  схемы разбора слова по составу имя существительное

(Первое словосочетание разбирается устно, коллективно, под руководством учителя.)

Гороховый суп — сущ. – суп м.р., ед. ч. в им. п.

А в каком роде, числе и падеже прилагательное гороховый? Как определить?

Зависимое слово – прилагательное будет стоять в том же роде, числе и падеже, что и сущ. к которому оно относится.

(Один — два ученика у доски разбирают другие словосочетания.)

Открыли учебники на с.156, упр.16.

Ученик читает предложения из упр.16.

Ребята, какие это предложения простые или сложные? Почему?

Распространенные или нераспространенные? Почему?

Давайте распространим эти предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными холод, зима, север.

Какие предложения более красивые распространенные или нераспространенные?

Давайте запишем распространенные предложения и укажем род, число и падеж существительных и связанных с ними прилагательных.

(Один ученик у доски записывает два предложения, а третье ученики самостоятельно в тетрадях).

А каким членом предложения является прилагательное?

Чтение правила на с.157. Ученик читает правило.

Ребята, что бы легче запомнить это правило, его можно представить в виде схемы:

род, число, падеж род, число, падеж

Давайте попробуем рассказать правило по этой вспомогательной схеме.

(В словосочетании прил. и сущ. прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное к которому оно относится)

Физминутка на внимание.

А теперь поиграем в игру “Угадай предмет по его признакам”.

Один ученик выходит к доске и получает карточку у учителя с изображением животного. Ученик не показывает эту карточку классу, а описывает предмет при помощи только прилагательных. Дети пытаются отгадать что изображено на карточке.

Лиса – рыжая, пушистая, хитрая и т.п.

Медведь – бурый, косолапый, большой и т.п.

Закрепление изученного материала.

Ребята, а теперь посмотрите на эти словосочетания.

Что у них общего?

В каком роде, числе и падеже стоят эти существительные и прилагательные? (В ед.ч., м.р., им.п.).

Давайте подберем и запишем к данным прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.

Как называются такие слова? (Антонимы).

Старый человек – молодой

Скучный рассказ – интересный

Бесполезный подарок – ценный

А теперь давайте посмотрим. Что у нас получилось по вертикале?

Ребята, давайте вспомним, как называются слова близкие по значению? (Синонимы)

Для чего нужны синонимы?

Умение употреблять синонимы помогает нам избежать повторов, сделать нашу речь разнообразной, выразительной.

Давайте подберем и запишем синонимы к этим прилагательным:

БОЛЬШОЙ — здоровый, громадный, гигантский, огромный, значительный, астрономический и т.д.

СМЕЛЫЙ — храбрый, мужественный, отважный, безбоязненный, бесстрашный, решительный, героический и т.д.

КРАСИВЫЙ — прекрасный, интересный, хорошенький, очаровательный, привлекательный, миловидный.

О какой части речи мы сегодня говорили?

С какой целью употребляются в речи прилагательные?

С какой частью речи связаны прилагательные?

Как прилагательные связаны с существительными?

Сообщение домашнего задания. Упр.17, с.157 правило.

Источник

Переход имен прилагательных в существительные

Прилагательное, употребляясь без существительного, может само приобрести значение существительного и выступать в предложении в его роли. В этом случае прилагательное обозначает уже не свойство предмета, а самый предмет по его свойству, т.е. является таким же существительным, как и обычные существительные. Например, в предложениях Больной выздоровел, Врач навестил больного слово больной обозначает «тот, кто болен», следовательно, обозначает предмет по его свойству, а не свойство предмета. В таком же значении могут употребляться прилагательные бедный, богатый, слепой, хромой, рабочий, столовая, ломовой, дежурный и др., а также некоторые причастия: заведующий, управляющий, трудящийся, раненый, умирающий и др.

Читайте также:  какие слова существительные имеют признаки

Становясь существительным, прилагательное приобретает и грамматические признаки существительных. Род и число у таких прилагательных, как и у существительных, становятся несинтаксическими. Ср., например: Врач навестил больного (можно заменить больную, больных) и Врач навестил больного товарища (такой замены сделать нельзя, так как род и число прилагательного зависят от определяемого им существительного). Их падежные формы перестают быть согласуемыми, а становятся самостоятельными, выражая, как и у существительных, различные отношения предмета, который обозначается этим словом, к другим словам речи. Например: навестил больного, пошел к больному, вышел от больного, пошел от больных и т.д. (ср. падежи у прилагательных, при помощи которых они согласуются с существительными: больной товарищ, пошел к больному товарищу, больного товарища). Соответственно изменяется и синтаксическое употребление прилагательных. В им. пад. они могут выступать в качестве подлежащего: больной выздоровел, пришел заведующий; в косвенных падежах, употребляясь в соединении с предлогами или без предлогов, они выступают в роли второстепенных членов предложения, и именно дополнения, т.е. предметного определяющего слова, как и другие существительные, ср.: навестил больного и навестил товарища, пошел к больному и пошел к товарищу и т.д. Наконец, прилагательное, став существительным, может само определяться прилагательными, например: тифозный больной, спокойный больной и др.

Однако, переходя в существительные, прилагательные все же продолжают сохранять и некоторые свои особенности. Так, например, они могут определяться такими наречиями, которые обычно не употребляются при существительных: врач подошел к тяжело больному или к смертельно раненому. Перешедшие в существительное причастия обычно сохраняют свойственное причастиям как глагольным формам управление падежами существительных: пошел к заведующему складом, командующий армией приказал.

Прилагательные, которые переходят в существительные по своему употреблению, можно разделить на три группы: одни из них употребляются и как существительные, и как прилагательные (например, больной, богатый, бедный, слепой, хромой). При этом, выступая в качестве прилагательного, такие слова могут употребляться с любыми существительными, например: больной ученик, старик, мальчик, животное, собака, растение и т.д.; другие слова в современном языке употребляются только в качестве существительных, например: портной, мостовая, кладовая, пирожное, лесничий, посыльный, двугривенный, главнокомандующий, набережная, насекомое. Наконец, имеется третья группа слов, переходная от первой ко второй. Слова этой группы обычно употребляются как существительные и реже как прилагательные. При этом в последнем случае эти слова могут сочетаться только с несколькими определенными существительными (иногда даже с одним). Таковы, например, слова: ломовой (извозчик), гончая, борзая (собака), Первая конная (армия), мастеровой (человек), прилагательное (имя), существительное (имя).

Процесс перехода прилагательных в существительные происходил в разное время. У одних слов этот процесс уже закончился. Например, портной, жаркое в современном языке выступают только как существительные, хотя когда-то могло быть – портной швец, жаркое блюдо; у других же слов этот процесс только начался, нередко за последние годы, на наших глазах, например: встречный, посевная, уборочная, третий решающий, Первая конная.

Источник

Как прилагательное может стать существительным



Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология

Переход прилагательных в существительные

Прилагательные могут переходить в разряд существительных. Этот процесс называется субстантивацией (от лат. substantivum).

Субстантивация – процесс, который русский язык знает издавна. Вряд ли неспециалист сможет сейчас догадаться, что такие существительные, как войско, вдова, молебен, рукав, ножны, по происхождению являются прилагательными.

В современном языке процесс субстантивации также происходит очень активно. Можно выделить большие тематические группы существительных, которые произошли от прилагательных. К ним относятся, например, многие слова, которые служат названиями помещений в квартире или жилом доме: передняя, гостиная, столовая, ванная, буфетная, гардеробная, бильярдная. Бывшие прилагательные – это и названия предприятий торговли и общественного питания, которые есть в каждом городе: булочная-кондитерская, шашлычная, пельменная, бутербродная, закусочная, рюмочная и т.д. Названия многих политических объединений, сторонников того или иного общественно-политического направления – это также нередко субстантивированные прилагательные: левые, правые, красные, белые, зеленые, коричневые. Многие наименования представителей отдельных рас тоже прилагательные, перешедшие в разряд существительных: белый, черный, желтый, краснокожий. (Вспомним В. Маяковского: «Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный«.) Названия некоторых пород собак: борзая, гончая, легавая тоже результат субстантивации.

При субстантивации меняются семантические, морфологические и синтаксические свойства бывших прилагательных. Теперь они обозначают предмет, а не признак, приобретают самостоятельный род, изменяются по падежам и числам; причем, как и некоторые существительные, субстантивированные прилагательные употребляются в форме только одного числа: жаркое, горячее, сладкое, заливное (только единственное); родные, близкие (только множественное). Субстантивированные прилагательные могут, в свою очередь, иметь при себе определения: «светлая гостиная«, «кооперативная пельменная«, «первоклассный портной«. В предложении субстантивированные прилагательные являются преимущественно подлежащим или дополнением («Закусочная открывается в 10 часов» – «Открыли прекрасную закусочную«).

Примечание . Необходимо отметить, что процесс субстантивации охватывает не только прилагательные. В существительные переходят и другие части речи, в первую очередь причастия: будущее, минувшее, настоящее, раненый, возлюбленный и др.

Субстантивация, как и адъективация, бывает полная и частичная . При полной субстантивации слова уже не употребляются как прилагательные: былое, мостовая, прачечная, портной, лесничий, парикмахерская. При частичной субстантивации слово может употребляться то как прилагательное, то как существительное: «дарственная надпись» – дарственная, «ванная комната»– ванная, «нищий старец»– нищий, «закусочная икра»– закусочная и т.д.

Существительные, пережившие как полную, так и частичную субстантивацию, являются фактом языка и зафиксированы толковыми словарями.

Кроме того, можно говорить о так называемой контекстуальной субстантивации. Это переход прилагательного (или причастия) в существительное, действительный только в пределах данного контекста.

Множество примеров контекстуальной субстантивации дала поэзия символистов, в первую очередь А. Блока: «Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле»; «И у светлого дома, тревожно, я остался вдвоем с темнотой. Невозможное было возможно, Но возможное – было мечтой»; «И этот лес, сомкнутый Тесно. И эти горные пути Мешали слиться с неизвестным. Твоей лазурью процвести»; «И мгновенно житейское канет, Словно в темную пропасть без дна, И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина».

Очень часто в поэзии А. Блока контекстуально субстантивированные прилагательные встречаются в функции обращения: «Неверная, лукавая, Коварная – пляши! И будь навек отравою Растраченной души»; «О нежная, о тонкая! И быстро Ей мысленно приискиваю имя»; «Эта прядь – такая золотая – Разве не от старого огня? – Страстная, безбожная, пустая. Незабвенная, прости меня!»

Читайте также:  от имени существительного школа образуйте прилагательные напишите

«Русский язык и культура речи». под редакцией профессора В. И. Максимова. Рекомендовано Министерством.ПРЕДИСЛОВИЕ. Глава I. Речь в межличностных и общественных отношениях.

Русский язык и культура речи. Речь и взаимопонимание. На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают некоторые особенности использования языка в речи.

Русский язык и культура речи. Культура речевого общения. Под культурой речевого общения понимается такой отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых.

Русский язык и культура речи. Три основных типа взаимодействия участников диалога в русском языке.Итак, диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование.

Русский язык и культура речи. Структура речевой коммуникации. Будучи актом коммуникации, речь всегда обращена к кому-либо.

Русский язык и культура речи. Установление (поддержание) деловых контактов.Коммуникативная установкаопределение социального и ролевого статуса участников общения, установление социально-речевого контакта.

Русский язык и культура речи. Речь, ее особенности.К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом.

Значительное место в учебнике занимает материал, связанный с культурой речевого общения и с оформлением служебной документации. Учебник нацелен на представление современных взглядов, касающихся русского языка и культуры речи в начале XXI в.

Русский язык и культура речи. Общая характеристика стилей. Каждый функциональный стиль современного русского литературного языка – это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в.

Русский язык и культура речи.Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функциональные стили и.

Источник

Связь имен прилагательных с существительными

Обучающие: повторить общие сведения об имени прилагательном, уточнить представление учащихся о зависимости прилагательного от существительного, повторить и антонимы.

Развивающие: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу, любовь и интерес к русскому языку.

Орг. момент. Приветствие.

Повторение ранее изученного материала.

Ребята, сейчас мы будем записывать словарные слова словосочетаниями: прил. + сущ.

Гороховый суп, злая собака, красивое растение, прекрасная картина, теплое молоко, новое пальто.

(Один ученик пишет на доске). Проверка записи на доске и в тетрадях.

Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что обозначает имя прилагательное?

Ребята, как вы думаете, связано имя прилагательное с именем существительным? ( Да, связано.)

Сообщение темы урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: связь имен прилагательных с именем существительным. Сегодня мы узнаем, как связаны имена прилагательные с именем существительным?

Формирование новых знаний.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим какое слово является главным, а какое зависимым? (Главными словами в словосочетаниях являются существительные, а зависимыми – прилагательные). Прилагательные поясняют, уточняют существительное.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим род, число и падеж главного слова — имени существительного.

Читайте также:  определить род существительного манго

(Первое словосочетание разбирается устно, коллективно, под руководством учителя.)

Гороховый суп — сущ. – суп м.р., ед. ч. в им. п.

А в каком роде, числе и падеже прилагательное гороховый? Как определить?

Зависимое слово – прилагательное будет стоять в том же роде, числе и падеже, что и сущ. к которому оно относится.

(Один — два ученика у доски разбирают другие словосочетания.)

Открыли учебники на с.156, упр.16.

Ученик читает предложения из упр.16.

Ребята, какие это предложения простые или сложные? Почему?

Распространенные или нераспространенные? Почему?

Давайте распространим эти предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными холод, зима, север.

Какие предложения более красивые распространенные или нераспространенные?

Давайте запишем распространенные предложения и укажем род, число и падеж существительных и связанных с ними прилагательных.

(Один ученик у доски записывает два предложения, а третье ученики самостоятельно в тетрадях).

А каким членом предложения является прилагательное?

Чтение правила на с.157. Ученик читает правило.

Ребята, что бы легче запомнить это правило, его можно представить в виде схемы:

род, число, падеж род, число, падеж

Давайте попробуем рассказать правило по этой вспомогательной схеме.

(В словосочетании прил. и сущ. прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное к которому оно относится)

Физминутка на внимание.

А теперь поиграем в игру “Угадай предмет по его признакам”.

Один ученик выходит к доске и получает карточку у учителя с изображением животного. Ученик не показывает эту карточку классу, а описывает предмет при помощи только прилагательных. Дети пытаются отгадать что изображено на карточке.

Лиса – рыжая, пушистая, хитрая и т.п.

Медведь – бурый, косолапый, большой и т.п.

Закрепление изученного материала.

Ребята, а теперь посмотрите на эти словосочетания.

Что у них общего?

В каком роде, числе и падеже стоят эти существительные и прилагательные? (В ед.ч., м.р., им.п.).

Давайте подберем и запишем к данным прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.

Как называются такие слова? (Антонимы).

Старый человек – молодой

Скучный рассказ – интересный

Бесполезный подарок – ценный

А теперь давайте посмотрим. Что у нас получилось по вертикале?

Ребята, давайте вспомним, как называются слова близкие по значению? (Синонимы)

Для чего нужны синонимы?

Умение употреблять синонимы помогает нам избежать повторов, сделать нашу речь разнообразной, выразительной.

Давайте подберем и запишем синонимы к этим прилагательным:

БОЛЬШОЙ — здоровый, громадный, гигантский, огромный, значительный, астрономический и т.д.

СМЕЛЫЙ — храбрый, мужественный, отважный, безбоязненный, бесстрашный, решительный, героический и т.д.

КРАСИВЫЙ — прекрасный, интересный, хорошенький, очаровательный, привлекательный, миловидный.

О какой части речи мы сегодня говорили?

С какой целью употребляются в речи прилагательные?

С какой частью речи связаны прилагательные?

Как прилагательные связаны с существительными?

Сообщение домашнего задания. Упр.17, с.157 правило.

Источник

Переход имен прилагательных в существительные

Прилагательное, употребляясь без существительного, может само приобрести значение существительного и выступать в предложении в его роли. В этом случае прилагательное обозначает уже не свойство предмета, а самый предмет по его свойству, т.е. является таким же существительным, как и обычные существительные. Например, в предложениях Больной выздоровел, Врач навестил больного слово больной обозначает «тот, кто болен», следовательно, обозначает предмет по его свойству, а не свойство предмета. В таком же значении могут употребляться прилагательные бедный, богатый, слепой, хромой, рабочий, столовая, ломовой, дежурный и др., а также некоторые причастия: заведующий, управляющий, трудящийся, раненый, умирающий и др.

Читайте также:  какие слова существительные имеют признаки

Становясь существительным, прилагательное приобретает и грамматические признаки существительных. Род и число у таких прилагательных, как и у существительных, становятся несинтаксическими. Ср., например: Врач навестил больного (можно заменить больную, больных) и Врач навестил больного товарища (такой замены сделать нельзя, так как род и число прилагательного зависят от определяемого им существительного). Их падежные формы перестают быть согласуемыми, а становятся самостоятельными, выражая, как и у существительных, различные отношения предмета, который обозначается этим словом, к другим словам речи. Например: навестил больного, пошел к больному, вышел от больного, пошел от больных и т.д. (ср. падежи у прилагательных, при помощи которых они согласуются с существительными: больной товарищ, пошел к больному товарищу, больного товарища). Соответственно изменяется и синтаксическое употребление прилагательных. В им. пад. они могут выступать в качестве подлежащего: больной выздоровел, пришел заведующий; в косвенных падежах, употребляясь в соединении с предлогами или без предлогов, они выступают в роли второстепенных членов предложения, и именно дополнения, т.е. предметного определяющего слова, как и другие существительные, ср.: навестил больного и навестил товарища, пошел к больному и пошел к товарищу и т.д. Наконец, прилагательное, став существительным, может само определяться прилагательными, например: тифозный больной, спокойный больной и др.

Однако, переходя в существительные, прилагательные все же продолжают сохранять и некоторые свои особенности. Так, например, они могут определяться такими наречиями, которые обычно не употребляются при существительных: врач подошел к тяжело больному или к смертельно раненому. Перешедшие в существительное причастия обычно сохраняют свойственное причастиям как глагольным формам управление падежами существительных: пошел к заведующему складом, командующий армией приказал.

Прилагательные, которые переходят в существительные по своему употреблению, можно разделить на три группы: одни из них употребляются и как существительные, и как прилагательные (например, больной, богатый, бедный, слепой, хромой). При этом, выступая в качестве прилагательного, такие слова могут употребляться с любыми существительными, например: больной ученик, старик, мальчик, животное, собака, растение и т.д.; другие слова в современном языке употребляются только в качестве существительных, например: портной, мостовая, кладовая, пирожное, лесничий, посыльный, двугривенный, главнокомандующий, набережная, насекомое. Наконец, имеется третья группа слов, переходная от первой ко второй. Слова этой группы обычно употребляются как существительные и реже как прилагательные. При этом в последнем случае эти слова могут сочетаться только с несколькими определенными существительными (иногда даже с одним). Таковы, например, слова: ломовой (извозчик), гончая, борзая (собака), Первая конная (армия), мастеровой (человек), прилагательное (имя), существительное (имя).

Процесс перехода прилагательных в существительные происходил в разное время. У одних слов этот процесс уже закончился. Например, портной, жаркое в современном языке выступают только как существительные, хотя когда-то могло быть – портной швец, жаркое блюдо; у других же слов этот процесс только начался, нередко за последние годы, на наших глазах, например: встречный, посевная, уборочная, третий решающий, Первая конная.

Источник