Как проверить личные окончания глаголов настоящего и будущего времени
Личные окончания глаголов настоящего и будущего времени
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (это называется спряжением).
По своим личным окончаниям глаголы делятся на два типа: I спряжения: -у ( -ю ), -ешь , -ет , -ем , -ете , -ут ( -ют ) II спряжения: -у ( -ю ), -ишь , -ит , -им , -ите , -ат ( -ят )
Пример 1. Проспрягаем глагол I спряжения «гулять».
1 лицо → я гуля ю , мы гуля ем 2 лицо → ты гуля ешь , вы гуля ете 3 лицо → он гуля ет , они гуля ют
1 лицо → я вож у , мы воз им 2 лицо → ты воз ишь , вы воз ите 3 лицо → он воз ит , они воз ят
Ко II спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на -ить (пилить, носить, дежурить) и глаголы-исключения : гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.
К I спряжению относятся все остальные глаголы: на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь (писать, сеять, прыгнуть) и глаголы-исключения : брить, стелить, зиждиться.
Примечание. Глаголы-исключения с приставками также являются исключениями: пригнать, задержать, надышаться, услышать, подсмотреть, свидеться, разобидеться, повертеть, перетерпеть, расстелить и другие.
Чтобы определить, какую гласную писать в безударном окончании, нужно:
Шаг 1. Поставить глагол в неопределенную форму. он кол .. т → кол о ть ты леч .. шь → леч и ть
Шаг 2. Определить, какая гласная стоит перед -ть .
Шаг 3. Решить, к какому спряжению относится глагол и какое личное окончание должно быть написано. кол о ть → — о ть → I спр → кол е т леч и ть → — и ть → II спр → леч и шь
Примечание. Под ударением пишется то, что слышится: гляди́т, сиди́т, молчи́т, спи́т, кричи́т.
Примеры
Он тащ .. т → н.ф. – тащ и ть → на — и ть → II спряжение → он тащ и т
Ты скач .. шь → н.ф. – скак а ть → на — а ть → I спр → ты скач е шь
Мы догон .. м → н.ф. – догн а ть → на — а ть → II спр, исключение → мы догон и м
Источник
интернет проект BeginnerSchool.ru
Сайт для детей и их родителей
Окончания глаголов в настоящем и будущем времени
В предыдущей статье мы говорили о спряжении глаголов, где разобрали окончания глаголов I и II спряжения. Теперь разберём правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Итак, как написать правильно безударное личное окончание глагола?
Например: Я зябну, ты зябн..шь, он зябн..т .
Для начала надо определить его спряжение. Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме. Глаголы в неопределенной форме оканчивающиеся на –ть , относятся ко II спряжению: люби ть , спроси ть . Большинство глаголов оканчивающихся: -ать , -ять , — ыть , -еть , -уть , -оть – I спряжения . Затем по спряжению определить окончания глаголов.
Вспомним окончания глаголов I и II спряжения (см. статью Спряжение глаголов):
Эту таблицу надо запомнить.
Пример: Гасн..т вечер . → Глагол отвечает на вопрос Что делает? то есть он употреблен в настоящем времени, в третьем лице и единственном числе . В неопределенной форме ( что делать? – гасн уть ) перед суффиксом –т ь стоит буква у – это глагол I спряжения , значит окончание, которое мы ищем –ет : гасн ет .
Написание следующих глаголов – исключений надо запомнить :
Пример: Смотр еть – смотр ишь , смотр ит , смотр им , смотр ите , смотр ят . – II спряжение .
Если вы хотите получать анонсы наших статей подпишитесь на рассылку “Новости сайта“.
Спряжение глаголовПродолжим изучение такой части речи, как глагол, и разберем спряжение.
Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола.Продолжим изучение такой части речи, как глагол и в этой.
Множественное число имен существительныхПродолжаем изучать имена существительные и тема этой статьи имена существительные.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3-х склоненийПродолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали.
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательныхБезударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и.
Личные окончания глаголов — это словоизменительные морфемы, которые выражают категорию лица и числа. Личные окончания глаголов зависят от того, к какому спряжению принадлежит глагол.
Узнаем, какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения, какой алгоритм применить, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов.
Грамматический термин «окончание» по отношению к глаголам указывает, что слова этой самостоятельной части речи изменяются. В русском языке глаголы изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. Что это значит? Разберемся, что такое личные окончания глаголов.
Лицо и окончания глаголов
Глагол как самостоятельная часть речи обозначает действие или процесс по отношению к действующему лицу или предмету. Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом, выполняющим то или иное действие, или с участником речи:
Грамматическая категория лица выражается с помощью окончаний глаголов, которые называются личными. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, выполняющее действие или участвующее в нём.
В русской грамматике различают три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо обозначает непосредственного субъекта действия
2. Второе лицо обозначает действие собеседника
3. Третье лицо указывает на того, о ком идет речь
он, она, оно плавает — они плавают;
он, она, оно красит — они красят.
Спряжение и личные окончания глаголов
Форма лица, соотнесенная с деятелем, выражается с помощью личных окончаний, которые различаются у разных глаголов.
Способность глаголов изменяться по лицам и числам называется спряжением.
В зависимости от системы личных окончаний большинство глаголов русского языка относят к первому или второму спряжению.
Таблица
Личные окончания глаголов I спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
1-е
-у (-ю)
-ем (-ём)
иду, узнаю
идем, узнаем
2-е
-ешь (-ёшь)
-ете (-ёте)
идешь, узнаешь
идете, узнаете
3-е
-ет (-ёт)
-ут (-ют)
идет, узнает
идут, узнают
Личные окончания глаголов II спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
1-е
-у (-ю)
-им
славлю, научу
славим, научим
2-е
-ишь
-ите
славишь, научишь
славите, научите
3-е
-ит
-ат (-ят)
славит, научит
славят, научат
Личные окончания глаголов 1 спряжения
Спряжение глагола можно определить по личным ударным окончаниям. Первое спряжение объединяет глаголы, которые имеют личные окончания:
1 лицо -у/ю (ед.ч.) — -ем/ём (мн. ч.)
2 лицо -ешь/-ёшь (ед.ч.) — -ете/-ёте (мн. ч.)
3 лицо -ет/-ёт (ед.ч.) — -ут/-ют (мн. ч.)
Понаблюдаем, как изменяется по лицам и числам глагол «беречь»:
У многих глаголов личные окончания являются безударными, из-за чего возникают сомнения в выборе букв «и» или «е», «у» или «а», «ю» или «я».
Как правильно пишутся личные окончания глаголов:
ты пля́ш е шь или пля́ш и шь;
снег сы́пл е т или сы́пл и т;
мы гуля́ е м или гуля́ и м;
муравьи тащ а т или тащ у т;
зерно се́ ю т или се́ я т?
Если у глагола безударное личное окончание, следует определить его спряжение. Спряжение глагола с безударными личными окончаниями выясняют по неопределенной форме.
Ко второму спряжению относятся все глаголы с конечным буквосочетанием -ить, кроме слов «брить» и «стелить»:
В эту группу добавим семь глаголов с конечным -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть, обидеть) и 4 глагола, заканчивающихся на -ать (гнать, держать, дышать, слышать). Их можно запомнить с помощью стишка-подсказки:
К первому спряжению, невзирая на конечное буквосочетание -ить, отнесем глаголы-исключения «брить» и «стелить» и все слова, которые заканчиваются сочетаниями -ать, -ять, -еть, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь, например:
Чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов, воспользуемся безошибочным алгоритмом.
Алгоритм написания безударных личных окончаний
В определении безударного личного окончания глагола действуем пошагово:
ставим глагол в неопределенную форму;
выясним, какая гласная буква обозначает суффикс глагола перед окончанием -ть ( а ть, о ть, у ть, и ть и пр.);
по этой гласной определяем I или II спряжение, учитывая глаголы-исключения;
выбираем гласную букву «е» или «и», «а»/»я» или «у»/»ю» в безударном окончании.
Образец рассуждения
Неопределенная форма глагола «мол о ть» имеет суффикс, обозначенный буквой «о». По конечному буквосочетанию -оть отнесем этот глагол к I спряжению. Следовательно выберем букву «е» в написании безударного окончания глагола 3 лица единственного числа настоящего времени:
Ты как следует разгон…шься и быстро спуст…шься с горы.
Слово «разгонишься» (что сделаешь?) имеет начальную форму «разогнаться». В этом приставочном глаголе следует увидеть производящее слово «гнать»:
гнать → разо гнать → разогнать ся .
Значит, это глагол-исключение, который окружен словообразовательными морфемами: приставкой и постфиксом. Наличие этих морфем не меняет спряжения глагола.«Разогнаться» — это глагол II спряжения, как и производящее слово «гнать».
Напишем букву «и» в окончании формы 2 лица единственного числа глагола будущего времени «разго́н и шь ся».
Слово «спустишься» (что сделаешь?) имеет начальную форму «спуститься». Наличие возвратного постфикса -ся не влияет на спряжение глагола. В неопределенной форме глагола «спуст и ться» выявим суффикс -и- перед окончанием -ть. Слово заканчивается на -ить. Значит, это глагол II спряжения.
Выберем букву «и» в безударном окончании формы 2 лица единственного числа будущего времени — спу́ст и шь ся.
Открытый урок русского языка в 4-м классе. Тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Цели:
Познакомить с распознаванием спряжения глагола по неопределённой форме.
Развивать умение правильно писать личные окончания глаголов и обосновывать их написания.
Формировать умение различать окончания глаголов первого и второго спряжения.
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
“Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь”.
– Посмотрите на доску.
– Кому принадлежат эти слова? (Владимиру Мономаху “Поучение детям”)
– Выпишите все глаголы. )
– Что вы можете сказать об этих глаголах? (Время, число, лицо, спряжение.)
– Как вы определяете спряжение? (По ударному окончанию.)
– В каком слове мы можем определять спряжение? (Примите, так как ударное окончание.)
III. Работа над новым материалом.
1. Сегодня мы продолжим с вами разговор о глаголе.
– Посмотрите на доску: Мечта_шь, помеша_те, кле_шь.
– В какой части пропущена буква? (В окончании.)
– Можем ли мы с уверенностью сказать какую букву надо вставить? (Нет.)
– Почему? (Потому что на окончание не падает ударение.)
Так чему же мы будем учиться сегодня на уроке? ( Писать личные безударные окончания глаголов.)
– Какие буквы мы можем вставить? (Е или И)
– Что для этого надо знать? (Спряжение.)
– А как мы до сих пор узнавали спряжение? ( По ударному окончанию.)
– Какие ударные окончания мы знаем у первого и второго спряжения?
1 спряжение
2 спряжение
-ешь, -ёшь,-ет, -ёт,ем,-ём,-ете,-ёте, -ут,-ют.
–ишь, -ит, -им, -ите,-ат, -ят.
– Значит какую гласную в окончании в первом спряжении под ударением мы пишем? (Гласную Е и окончания –ут, -ют.)
– А во втором спряжении? (Гласную И и окончания -ат, -ят.)
– Но мы же знаем, что ударные и безударные окончания у одного и того же спряжения одинаковые. Значит, чтобы нам вставить гласную букву в безударном окончании, надо определить спряжение.
– Как же это сделать у глаголов с безударным окончанием? (Поставить слово в неопределённую форму.)
– Поставьте эти слова в неопределённую форму. (Мечтать, помешать, клеить.)
– Если глаголы в неопределённой форме оканчивается на: -ать, -оть, -еть, -ыть, -ять, -уть, то этот глагол относится к первому спряжению; а если глагол оканчивается на – ить, то он относится ко второму спряжению.
– Значит в слове мечтаешь вставляем букву Е, в слове помешаете тоже вставляем букву Е, так как эти слова относятся к первому спряжению; а в слове клеишь вставляем букву И, так как это слово относится ко второму спряжению.
2. – Давайте попробуем поучиться определять какое безударное окончание мы должны писать?
– Посмотрите на доску. На доске: стро_т, пил_м, чита_те. (Образец рассуждения: Для того чтобы определить спряжение, надо поставить глагол в неопределённую форму, строить – глагол оканчивается на –ить, следовательно это глагол 2 спряжения, следовательно в окончании будем писать гласную букву И или –АТ, -ЯТ в 3 лице. Строит– окончание –ит показывает нам, что это глагол 3 лица, множественного числа. )
– А сейчас вы мне объясните у доски написание остальных слов.
3. – А сейчас мы поработаем с учебником.
– Откройте учебник на с.35 , найдите упр.№454.
– Прочитайте задание. Прочитайте сначала глаголы с ударным окончанием. Скажите, как у них определить спряжение? (По ударному окончанию.)
– В тетрадях записали №454, поделили лист пополам на несколько строчек. В первую половину мы запишем слова с ударным окончанием и будем определять спряжение, сразу выделяя окончания, а во второй столбик – с безударным окончанием.
Говорит-2
клеишь-2
Молчишь-2
спешишь-2
Долетят-2
построят-2
Отвезут-1
посеют-1
Сберегут-1
думаешь-1
Живёшь-1
отвечаешь-1
– Как же будем определять спряжение у глаголов с безударным окончанием?
– Помните: В глаголах с ударным окончанием спряжение определяем по ударному окончанию.
IV. Закрепление пройденного.
– А сейчас вы поработаете самостоятельно, но у каждого из вас будет своё задание. А затем мы с вами проверим.
1. Уровневая дифференциация.
Из двух глаголов укажи глагол 1 спряжения. Докажи правильность ответа.
Победить, побеждать.
Отправлять, отправить.
Потерять, находить.
Разрушать, разрушить.
Гореть, говорить.
Образец: Пилить, строгать -1 спряжение.
Узнай спряжение глагола. Напиши глагол во 2 лице единственного числа. Обозначь ударение.
Писать – _______________________
Рисовать – _____________________
Ходить – _______________________
Готовить – ______________________
Стрелять – ______________________
Определи спряжение глагола. Напиши глаголы в 3 лице единственного и множественного числа. Обозначь ударение.
Помнить.
Работать.
Верить.
Краснеть.
Играть.
(Проверка на экране через мультимедийный проектор)
2. Работа в парах.
– А сейчас ребята вы выполните задание в парах.
Перед вами карточка №2 с предложениями. Внимательно послушайте задание.
1 вариант – вы должны будете выписать глаголы 1 спряжения, вставив и выделив окончания. Прежде чем писать личное безударное окончание, нужно определить спряжение.
2 вариант – вы должны будете выписать глаголы 2 спряжения, вставив и выделив окончания. Прежде чем писать личное безударное окончание, нужно определить спряжение.
Выполнив работу, поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
Кто поздно се_т, тот редко ве_т.
Скромность украша_т человека.
Правда и реку останов_.
Труд корм_ , а лень порт_.
ОТ гнева старее_ , от смеха молоде_.
Словами поля не засе_.
Где стро_ , там и ро_.
А сейчас проверьте, глядя на экран. ( Через мультимедийный проектор проецируются на экран правильные ответы).
3. Самостоятельная работа.
Следующий вид работы – традиционный для вас. Мы с вами часто проверяем, как же вы усвоили новый материал. И, как обычно, на следующем уроке русского языка я сообщу вам результаты самостоятельной работы. Мы обязательно разберём допущенные ошибки.
Перед вами лежит карточка №3. Поставьте глагол в неопределённую форму, определите спряжение и вставьте окончание.
Глагол
Неопределённая форма
Спряжение
М_роз_т
Б_седу_м
Б_гате_шь
Д_жур_т
Ж_ла_м
V. Итог урока.
– Наш урок подошёл к концу.
– Понравился ли урок?
– Оцените, как вы работали сами. Как работали ваши одноклассники?
– Чему вы научились?
– Что необходимо знать, чтобы написать личное безударное окончание глагола? (Спряжение.)
– Как правильно написать безударное личное окончание глагола?
– Молодцы! Вы очень хорошо потрудились, и я надеюсь, что полученные знания на уроке сегодня, вы будете правильно применять в дальнейшем.