Меню

Как проверить личные окончания глаголов настоящего и будущего времени



Личные окончания глаголов настоящего и будущего времени

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (это называется спряжением).

По своим личным окончаниям глаголы делятся на два типа:
I спряжения: -у ( -ю ), -ешь , -ет , -ем , -ете , -ут ( -ют )
II спряжения: -у ( -ю ), -ишь , -ит , -им , -ите , -ат ( -ят )

Пример 1. Проспрягаем глагол I спряжения «гулять».

1 лицо → я гуля ю , мы гуля ем
2 лицо → ты гуля ешь , вы гуля ете
3 лицо → он гуля ет , они гуля ют

1 лицо → я вож у , мы воз им
2 лицо → ты воз ишь , вы воз ите
3 лицо → он воз ит , они воз ят

Ко II спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на -ить
(пилить, носить, дежурить)
и глаголы-исключения : гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.

К I спряжению относятся все остальные глаголы:
на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь
(писать, сеять, прыгнуть)
и глаголы-исключения : брить, стелить, зиждиться.

Примечание.
Глаголы-исключения с приставками также являются исключениями:
пригнать, задержать, надышаться, услышать, подсмотреть, свидеться, разобидеться, повертеть, перетерпеть, расстелить и другие.

Чтобы определить, какую гласную писать в безударном окончании, нужно:

Шаг 1. Поставить глагол в неопределенную форму.
он кол .. т → кол о ть
ты леч .. шь → леч и ть

Шаг 2. Определить, какая гласная стоит перед -ть .

Шаг 3. Решить, к какому спряжению относится глагол и какое личное окончание должно быть написано.
кол о ть → — о ть → I спр → кол е т
леч и ть → — и ть → II спр → леч и шь

Примечание.
Под ударением пишется то, что слышится:
гляди́т, сиди́т, молчи́т, спи́т, кричи́т.

Примеры

Он тащ .. т → н.ф. – тащ и ть → на — и ть → II спряжение → он тащ и т

Ты скач .. шь → н.ф. – скак а ть → на — а ть → I спр → ты скач е шь

Мы догон .. м → н.ф. – догн а ть → на — а ть → II спр, исключение → мы догон и м

Источник

интернет проект BeginnerSchool.ru

Сайт для детей и их родителей

Окончания глаголов в настоящем и будущем времени

В предыдущей статье мы говорили о спряжении глаголов, где разобрали окончания глаголов I и II спряжения. Теперь разберём правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Итак, как написать правильно безударное личное окончание глагола?

Например: Я зябну, ты зябн..шь, он зябн..т .

Для начала надо определить его спряжение. Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме. Глаголы в неопределенной форме оканчивающиеся на –ть , относятся ко II спряжению: люби ть , спроси ть . Большинство глаголов оканчивающихся: -ать , -ять , — ыть , -еть , -уть , -оть – I спряжения . Затем по спряжению определить окончания глаголов.

Вспомним окончания глаголов I и II спряжения (см. статью Спряжение глаголов):

Эту таблицу надо запомнить.

Пример: Гасн..т вечер . → Глагол отвечает на вопрос Что делает? то есть он употреблен в настоящем времени, в третьем лице и единственном числе . В неопределенной форме ( что делать? – гасн уть ) перед суффиксом –т ь стоит буква у – это глагол I спряжения , значит окончание, которое мы ищем –ет : гасн ет .

Написание следующих глаголов – исключений надо запомнить :

смотреть , видеть , обидеть , ненавидеть , терпеть , зависеть , вертеть ,

Все эти глаголы относятся ко второму спряжению .

Пример: Смотр етьсмотр ишь , смотр ит , смотр им , смотр ите , смотр ят . – II спряжение .

Если вы хотите получать анонсы наших статей подпишитесь на рассылку “Новости сайта“.

  1. Спряжение глаголовПродолжим изучение такой части речи, как глагол, и разберем спряжение.
  2. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола.Продолжим изучение такой части речи, как глагол и в этой.
  3. Множественное число имен существительныхПродолжаем изучать имена существительные и тема этой статьи имена существительные.
  4. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3-х склоненийПродолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали.
  5. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательныхБезударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и.
Читайте также:  Чередующие глаголы в корне слова

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

Источник

Личные окончания глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы, кото­рые выра­жа­ют кате­го­рию лица и чис­ла. Личные окон­ча­ния гла­го­лов зави­сят от того, к како­му спря­же­нию при­над­ле­жит гла­гол.

Узнаем, какие окон­ча­ния име­ют гла­го­лы 1 и 2 спря­же­ния, какой алго­ритм при­ме­нить, что­бы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов.

Грамматический тер­мин «окон­ча­ние» по отно­ше­нию к гла­го­лам ука­зы­ва­ет, что сло­ва этой само­сто­я­тель­ной части речи изме­ня­ют­ся. В рус­ском язы­ке гла­го­лы изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам в фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни. Что это зна­чит? Разберемся, что такое лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов.

Лицо и окончания глаголов

Глагол как само­сто­я­тель­ная часть речи обо­зна­ча­ет дей­ствие или про­цесс по отно­ше­нию к дей­ству­ю­ще­му лицу или пред­ме­ту. Каждый гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни мож­но соот­не­сти с опре­де­лен­ным лицом, выпол­ня­ю­щим то или иное дей­ствие, или с участ­ни­ком речи:

Грамматическая кате­го­рия лица выра­жа­ет­ся с помо­щью окон­ча­ний гла­го­лов, кото­рые назы­ва­ют­ся лич­ны­ми. Личные окон­ча­ния гла­го­лов сопря­же­ны с место­име­ни­я­ми, с помо­щью кото­рых мож­но обо­зна­чить лицо, выпол­ня­ю­щее дей­ствие или участ­ву­ю­щее в нём.

В рус­ской грам­ма­ти­ке раз­ли­ча­ют три фор­мы лица гла­го­ла в един­ствен­ном и мно­же­ствен­ном чис­ле:

1. Первое лицо обо­зна­ча­ет непо­сред­ствен­но­го субъ­ек­та дей­ствия

2. Второе лицо обо­зна­ча­ет дей­ствие собе­сед­ни­ка

3. Третье лицо ука­зы­ва­ет на того, о ком идет речь

  • он, она, оно пла­ва­ет — они пла­ва­ют;
  • он, она, оно кра­сит — они кра­сят.

Спряжение и личные окончания глаголов

Форма лица, соот­не­сен­ная с дея­те­лем, выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся у раз­ных гла­го­лов.

Способность гла­го­лов изме­нять­ся по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем.

В зави­си­мо­сти от систе­мы лич­ных окон­ча­ний боль­шин­ство гла­го­лов рус­ско­го язы­ка отно­сят к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию.

Таблица

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спря­же­ния

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узна­ем 2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узна­ешь иде­те, узна­е­те 3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узна­ет идут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спря­же­ния

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им слав­лю, научу сла­вим, научим 2-е -ишь -ите сла­вишь, научишь сла­ви­те, научи­те 3-е -ит -ат (-ят) сла­вит, научит сла­вят, научат

Личные окончания глаголов 1 спряжения

Спряжение гла­го­ла мож­но опре­де­лить по лич­ным удар­ным окон­ча­ни­ям. Первое спря­же­ние объ­еди­ня­ет гла­го­лы, кото­рые име­ют лич­ные окон­ча­ния:

  • 1 лицо -у/ю (ед.ч.) — -ем/ём (мн. ч.)
  • 2 лицо -ешь/-ёшь (ед.ч.) — -ете/-ёте (мн. ч.)
  • 3 лицо -ет/-ёт (ед.ч.) — -ут/-ют (мн. ч.)

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол «беречь»:

  • 1 лицо я берег у́ — мы береж ём
  • 2 лицо ты береж ёшь — вы береж ёте
  • 3 лицо он береж ёт — они берег у́т

Глаголы пер­во­го спря­же­ния в лич­ных окон­ча­ни­ях име­ют удар­ные глас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «ё», «у», «ю».

Личные окончания глаголов второго спряжения

Ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся гла­го­лы, име­ю­щие удар­ные лич­ные окон­ча­ния:

  • 1 лицо -у/-ю (ед.ч.) — -им (мн. ч.)
  • 2 лицо -ишь (ед.ч.) — -ите (мн. ч.)
  • 3 лицо -ит (ед.ч.) — -ат/-ят (мн. ч.)

Посмотрим, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол «кро­ить»

  • 1 лицо я кро ю́ — мы кро и́м
  • 2 лицо ты кро и́шь — вы кро и́те
  • 3 лицо он кро и́т — они кро я́т

Итак, гла­го­лы вто­ро­го спря­же­ния име­ют лич­ные окон­ча­ния с глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «и», «а», «я».

Безударные личные окончания глаголов

У мно­гих гла­го­лов лич­ные окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ют сомне­ния в выбо­ре букв «и» или «е», «у» или «а», «ю» или «я».

Как пра­виль­но пишут­ся лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов:

  • ты пля́ш е шь или пля́ш и шь;
  • снег сы́пл е т или сы́пл и т;
  • мы гуля́ е м или гуля́ и м;
  • муравьи тащ а т или тащ у т;
  • зер­но се́ ю т или се́ я т?

Если у гла­го­ла без­удар­ное лич­ное окон­ча­ние, сле­ду­ет опре­де­лить его спря­же­ние. Спряжение гла­го­ла с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми выяс­ня­ют по неопре­де­лен­ной фор­ме.

Ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся все гла­го­лы с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ить, кро­ме слов «брить» и «сте­лить»:

В эту груп­пу доба­вим семь гла­го­лов с конеч­ным -еть (смот­реть, видеть, нена­ви­деть, вер­теть, зави­сеть, тер­петь, оби­деть) и 4 гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать (гнать, дер­жать, дышать, слы­шать). Их мож­но запом­нить с помо­щью стишка-подсказки:

Читайте также:  Все формы глаголов на иврите

К пер­во­му спря­же­нию, невзи­рая на конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ить, отне­сем глаголы-исключения «брить» и «сте­лить» и все сло­ва, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся соче­та­ни­я­ми -ать, -ять, -еть, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь, напри­мер:

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов, вос­поль­зу­ем­ся без­оши­боч­ным алго­рит­мом.

Алгоритм написания безударных личных окончаний

В опре­де­ле­нии без­удар­но­го лич­но­го окон­ча­ния гла­го­ла дей­ству­ем поша­го­во:

  1. ста­вим гла­гол в неопре­де­лен­ную фор­му;
  2. выяс­ним, какая глас­ная бук­ва обо­зна­ча­ет суф­фикс гла­го­ла перед окон­ча­ни­ем -ть ( а ть, о ть, у ть, и ть и пр.);
  3. по этой глас­ной опре­де­ля­ем I или II спря­же­ние, учи­ты­вая глаголы-исключения;
  4. выби­ра­ем глас­ную бук­ву «е» или «и», «а»/»я» или «у»/»ю» в без­удар­ном окон­ча­нии.

Образец рассуждения

Неопределенная фор­ма гла­го­ла «мол о ть» име­ет суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­вой «о». По конеч­но­му бук­во­со­че­та­нию -оть отне­сем этот гла­гол к I спря­же­нию. Следовательно выбе­рем бук­ву «е» в напи­са­нии без­удар­но­го окон­ча­ния гла­го­ла 3 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни:

Ты как сле­ду­ет разгон…шься и быст­ро спуст…шься с горы.

Слово «раз­го­нишь­ся» (что сде­ла­ешь?) име­ет началь­ную фор­му «разо­гнать­ся». В этом при­ста­воч­ном гла­го­ле сле­ду­ет уви­деть про­из­во­дя­щее сло­во «гнать»:

гнать → разо гнать → разо­гнать ся .

Значит, это глагол-исключение, кото­рый окру­жен сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми: при­став­кой и пост­фик­сом. Наличие этих мор­фем не меня­ет спря­же­ния гла­го­ла.«Разогнаться» — это гла­гол II спря­же­ния, как и про­из­во­дя­щее сло­во «гнать».

Напишем бук­ву «и» в окон­ча­нии фор­мы 2 лица един­ствен­но­го чис­ла гла­го­ла буду­ще­го вре­ме­ни «разго́н и шь ся».

Слово «спу­стишь­ся» (что сде­ла­ешь?) име­ет началь­ную фор­му «спу­стить­ся». Наличие воз­врат­но­го пост­фик­са -ся не вли­я­ет на спря­же­ние гла­го­ла. В неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла «спуст и ться» выявим суф­фикс -и- перед окон­ча­ни­ем -ть. Слово закан­чи­ва­ет­ся на -ить. Значит, это гла­гол II спря­же­ния.

Выберем бук­ву «и» в без­удар­ном окон­ча­нии фор­мы 2 лица един­ствен­но­го чис­ла буду­ще­го вре­ме­ни — спу́ст и шь ся.

Презентация «Правописание личных окончаний глаголов»

Видеоурок

Источник

Открытый урок русского языка в 4-м классе. Тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Цели:

  1. Познакомить с распознаванием спряжения глагола по неопределённой форме.
  2. Развивать умение правильно писать личные окончания глаголов и обосновывать их написания.
  3. Формировать умение различать окончания глаголов первого и второго спряжения.

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

“Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь”.

– Посмотрите на доску.

– Кому принадлежат эти слова? (Владимиру Мономаху “Поучение детям”)

– Выпишите все глаголы. )

– Что вы можете сказать об этих глаголах? (Время, число, лицо, спряжение.)

– Как вы определяете спряжение? (По ударному окончанию.)

– В каком слове мы можем определять спряжение? (Примите, так как ударное окончание.)

III. Работа над новым материалом.

1. Сегодня мы продолжим с вами разговор о глаголе.

– Посмотрите на доску: Мечта_шь, помеша_те, кле_шь.

– В какой части пропущена буква? (В окончании.)

– Можем ли мы с уверенностью сказать какую букву надо вставить? (Нет.)

– Почему? (Потому что на окончание не падает ударение.)

Так чему же мы будем учиться сегодня на уроке? ( Писать личные безударные окончания глаголов.)

– Какие буквы мы можем вставить? (Е или И)

– Что для этого надо знать? (Спряжение.)

– А как мы до сих пор узнавали спряжение? ( По ударному окончанию.)

– Какие ударные окончания мы знаем у первого и второго спряжения?

1 спряжение 2 спряжение
-ешь, -ёшь,-ет, -ёт,ем,-ём,-ете,-ёте, -ут,-ют. –ишь, -ит, -им, -ите,-ат, -ят.

– Значит какую гласную в окончании в первом спряжении под ударением мы пишем? (Гласную Е и окончания –ут, -ют.)

– А во втором спряжении? (Гласную И и окончания -ат, -ят.)

– Но мы же знаем, что ударные и безударные окончания у одного и того же спряжения одинаковые. Значит, чтобы нам вставить гласную букву в безударном окончании, надо определить спряжение.

– Как же это сделать у глаголов с безударным окончанием? (Поставить слово в неопределённую форму.)

– Поставьте эти слова в неопределённую форму. (Мечтать, помешать, клеить.)

– Если глаголы в неопределённой форме оканчивается на: -ать, -оть, -еть, -ыть, -ять, -уть, то этот глагол относится к первому спряжению; а если глагол оканчивается на – ить, то он относится ко второму спряжению.

Читайте также:  Глагол устал в неопределенной форме

– Значит в слове мечтаешь вставляем букву Е, в слове помешаете тоже вставляем букву Е, так как эти слова относятся к первому спряжению; а в слове клеишь вставляем букву И, так как это слово относится ко второму спряжению.

2. – Давайте попробуем поучиться определять какое безударное окончание мы должны писать?

– Посмотрите на доску. На доске: стро_т, пил_м, чита_те. (Образец рассуждения: Для того чтобы определить спряжение, надо поставить глагол в неопределённую форму, строить – глагол оканчивается на –ить, следовательно это глагол 2 спряжения, следовательно в окончании будем писать гласную букву И или –АТ, -ЯТ в 3 лице. Строит – окончание –ит показывает нам, что это глагол 3 лица, множественного числа. )

– А сейчас вы мне объясните у доски написание остальных слов.

3. – А сейчас мы поработаем с учебником.

– Откройте учебник на с.35 , найдите упр.№454.

– Прочитайте задание. Прочитайте сначала глаголы с ударным окончанием. Скажите, как у них определить спряжение? (По ударному окончанию.)

– В тетрадях записали №454, поделили лист пополам на несколько строчек. В первую половину мы запишем слова с ударным окончанием и будем определять спряжение, сразу выделяя окончания, а во второй столбик – с безударным окончанием.

Говорит-2 клеишь-2
Молчишь-2 спешишь-2
Долетят-2 построят-2
Отвезут-1 посеют-1
Сберегут-1 думаешь-1
Живёшь-1 отвечаешь-1

– Как же будем определять спряжение у глаголов с безударным окончанием?

– Помните: В глаголах с ударным окончанием спряжение определяем по ударному окончанию.

IV. Закрепление пройденного.

– А сейчас вы поработаете самостоятельно, но у каждого из вас будет своё задание. А затем мы с вами проверим.

1. Уровневая дифференциация.

Из двух глаголов укажи глагол 1 спряжения. Докажи правильность ответа.

  1. Победить, побеждать.
  2. Отправлять, отправить.
  3. Потерять, находить.
  4. Разрушать, разрушить.
  5. Гореть, говорить.

Образец: Пилить, строгать -1 спряжение.

Узнай спряжение глагола. Напиши глагол во 2 лице единственного числа. Обозначь ударение.

  1. Писать – _______________________
  2. Рисовать – _____________________
  3. Ходить – _______________________
  4. Готовить – ______________________
  5. Стрелять – ______________________

Определи спряжение глагола. Напиши глаголы в 3 лице единственного и множественного числа. Обозначь ударение.

  1. Помнить.
  2. Работать.
  3. Верить.
  4. Краснеть.
  5. Играть.

(Проверка на экране через мультимедийный проектор)

2. Работа в парах.

– А сейчас ребята вы выполните задание в парах.

Перед вами карточка №2 с предложениями. Внимательно послушайте задание.

1 вариант – вы должны будете выписать глаголы 1 спряжения, вставив и выделив окончания. Прежде чем писать личное безударное окончание, нужно определить спряжение.

2 вариант – вы должны будете выписать глаголы 2 спряжения, вставив и выделив окончания. Прежде чем писать личное безударное окончание, нужно определить спряжение.

Выполнив работу, поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

  1. Кто поздно се_т, тот редко ве_т.
  2. Скромность украша_т человека.
  3. Правда и реку останов_.
  4. Труд корм_ , а лень порт_.
  5. ОТ гнева старее_ , от смеха молоде_.
  6. Словами поля не засе_.
  7. Где стро_ , там и ро_.

А сейчас проверьте, глядя на экран. ( Через мультимедийный проектор проецируются на экран правильные ответы).

3. Самостоятельная работа.

Следующий вид работы – традиционный для вас. Мы с вами часто проверяем, как же вы усвоили новый материал. И, как обычно, на следующем уроке русского языка я сообщу вам результаты самостоятельной работы. Мы обязательно разберём допущенные ошибки.

Перед вами лежит карточка №3. Поставьте глагол в неопределённую форму, определите спряжение и вставьте окончание.

Глагол Неопределённая форма Спряжение
М_роз_т
Б_седу_м
Б_гате_шь
Д_жур_т
Ж_ла_м

V. Итог урока.

– Наш урок подошёл к концу.

– Понравился ли урок?

– Оцените, как вы работали сами. Как работали ваши одноклассники?

– Чему вы научились?

– Что необходимо знать, чтобы написать личное безударное окончание глагола? (Спряжение.)

– Как правильно написать безударное личное окончание глагола?

– Молодцы! Вы очень хорошо потрудились, и я надеюсь, что полученные знания на уроке сегодня, вы будете правильно применять в дальнейшем.

Источник