Меню

как проверить правописание безударных падежных окончаний существительных



Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е, –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.

2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж. Затем определить склонение. Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере, значит это предложный падеж.

Озеро (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е. Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере.

Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере.

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу .

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?). Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с.

1-е склонение: -и, -ы.

2-е склонение: -а, -я.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть. → Шерсть (у кого?) у овцы – 1-е склонение.

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?). Используемые предлоги: к, по.

2-е склонение: -у, -ю.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру. → Бежал (куда? к чему?) к озеру – 2-е склонение.

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и, в дательном – окончание –е.

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и.

Винительный падеж

1-е склонение: -у, -ю.

Читайте также:  слабое спряжение существительных в немецком языке

2-е склонение: -а, -я.

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю. → Встретить (кого?) цаплю – 1-е склонение.

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?). Используемые предлоги: с, за, под, над, между.

1-е склонение: -ой(-ей).

2-е склонение: -ом(-ем).

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой. → Ловят (чем?) удочкой – 1-е склонение.

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?). Используемые предлоги: о (об), в, на, при.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени. → Говорили (о чем?) об осени – 3-е склонение.

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Правописание безударных падежных окончаний

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе

Падежные окончания имён существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения

Падежи 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
И. п. -а, -я , -о, -е, -ё (нулевое)
Р. п. -ы, -и -а, -я
Д. п. -у, -ю
В. п. -у, -ю одуш. – как в Р. п. неодуш. – как в И. п. (нулевое)
Т. п. -ой (-ою)
-ей (-ею)
-ом, -ем, -ём
П. п.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

1-й способ 2-й способ
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание имени существительного этого склонения в нужном падеже
Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже
письмо (кому?) бабушк[е] (1-е скл., Д.п., ед.ч., [-е]);
поступать (по чему?) по совест[и] (3-е скл., Д.п., ед.ч., [-и])
Думал о Родин[е] (о земл[é]);
деревья в ине[е] (в серебр[é]);
увидел в проруб[и] (в степ[и])

Безударное падежное окончание имени существительного – это орфограмма.

Обратите внимание! Как следует рассуждать при обосновании написания безударного падежного окончания имени существительного осина, употреблённого в творительном падеже?

1. Определяю падеж имени существительного осиной; для этого ставлю к нему вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной – творительный падеж; определяю склонение: осина – существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание [-а] 1-го склонения; вспоминаю: существительное 1 -го склонения в творительном падеже имеет окончание [-ой ] или [-ей ], значит, в слове осиной надо писать окончание [-ой ].

2. Определяю падеж имени существительного осиной; для этого ставлю к нему вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной – творительный падеж; определяю склонение: осина – существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание [-а] — 1-го склонения; подбираю существительное 1-го склонения в творительном падеже с ударным окончанием (под сосной), значит, в слове осиной надо писать окончание [-ой].

Именительный и винительный падежи

И. п. кто? что? Нет предлогов Подлежащее
В. п. кого? что? Предлоги: о, в, на, про, под, за, сквозь Второстепенный член
Есть: девочка, земля, небо, брат, дом, тень
Вижу: девочку, землю, небо, брата, дом, тень
Вопросы Предлоги Окончания
кого? чего?
откуда?
где?
от, до, с
из, без, у
для, около
1-е скл.: -и, -ы
2-е скл.: -а, -я
3-е скл.:
Роль в предложении: второстепенный член. Ударные и безударные окончания пишутся одинаково:
нет (кого? чего?) земл[и], пустын[и|; кон[я], олен[я]; дрозд[а], дятл[а]; рж[и], нефт[и]

Обратите внимание! В родительном падеже в единственном числе некоторые имена существительные мужского рода могут иметь наряду с окончанием -а (-я) окончание -у(-ю). Обычно эти имена существительные обозначают часть какого-либо вещества (стакан сахару, охапка хворосту, кисть винограду) и употребляются в разговорной речи.

Вопросы Предлоги Окончания
кому? чему?
где? куда?
к, по 1-е скл.:
2-е скл.: -у, -ю
3-е скл.:
Роль в предложении: второстепенный член. Ударные и безударные окончания пишутся одинаково:
рад (кому? чему?) сестр[е], дедушк[е]; кольц[у], друг[у], корабл[ю], приятел[ю]; любв[и], помощ[и]
Вопросы Предлоги Окончания
кем? чем?
где? куда?
с, за, под,
над,
1-е скл.: -ой(-ою), -ей (-ею)
2-е скл.: -ом, -ем, -ём
3-е скл.:
Роль в предложении: второстепенный член.
Ударные и безударные окончания пишутся одинаково:
доволен (кем? чем?) игр[ой] (игр[ою], книг[ой] (книг[ою]), зерн[ом], зеркал[ом], мебель[ю];
любовался (кем? чем?) зар[ёй] (зар[ёю]), рощ[ей] (рощ[ею]), журавл[ём], мор[ем]; облак[ом], сирень[ю]

После шипящих и ц под ударением в окончаниях имён существительных в творительном падеже пишется буква о, а без ударения – буква е: врач[ом] — задач[ей], птенц[ом] — птиц[ей].

Вопросы Предлоги Окончания
о ком?
о чём?
где?
о (об), в,
на, при
1-е скл.:
2-е скл.:
3-е скл.:
Роль в предложении: второстепенный член.
Ударные и безударные окончания пишутся одинаково:
думаю (о чём?) о земл[е], о Родин[е]; о сел[е]; о дом[е];
быть (где? в (на) чём?) в степ[и], на ладон[и]
Всегда употребляется с предлогом

Обратите внимание! Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются с букв а, о, у, э, и: об арене, об отце .

Обратите внимание! У некоторых имён существительных с предлогами в и на допускаются две формы предложного падежа с двумя разными ударениями:
дуб — на ду́бе и на дубу́
отпуск — в о́тпуске и в отпуску́
чай — в ча́е и в чаю́

Источник