Меню

Как распечатать все о глаголе



Памятка для учащихся по теме «Глагол» (4 класс)

Материал содержит всю теорию, которую должны освоить дети при изучении темы «Глагол». Поможет детям освоить тему и окажет помощь при морфологическом разборе глагола.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для учащихся по теме «Глагол» (4 класс)»

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и в предложении является сказуемым.

Глагол отвечает на вопросы: что делать? что сделать? И др.

Глагол имеет неопределённую форму (быть, иметь).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

1. Часть речи (на какой вопрос отвечает).

2. Начальная форма (неопределённая форма глагола).

6. Лицо (в настоящем и в будущем времени).

7. Род (в прошедшем времени).

8. Член предложения.

Пример: На берегу чуть слышно шумит камыш.

Шумит – (что делает?) – глагол, н. ф. – шуметь, Ι спр., наст. время, ед.ч., 3-е лицо, шумит – сказуемое

В неопределённой форме глагола

Во 2 лице ед.числа глаголов настоящего и будущего времени

В 3 лице глаголов настоящего времени

ОН учится

учатся

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Неопределённая форма не определяет

время, лицо, род и число глагола.

Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

стоят в неопределённой форме.

Эти глаголы оканчиваются на ть, ти, чь.

что делать? что сделать?

действие, которое происходит сейчас.

действие, которое произойдёт в будущем

действие, которое произошло в прошлом

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

Для того, чтобы правильно написать окончание глагола в

настоящем и будущем времени нужно:

1. определить спряжение глагола.

2. по спряжению определить окончание.

Лицо Ι спряжение Ι Ι спряжение

1 -у, -ю, -ем, -ём -у, -ю, -им

2 — ешь, -ёшь, -ете, ёте -ишь, -ите

3 -ет, -ёт, -ут, -ют -ит, -ат, -ят

Окончание глаголов в прошедшем времени

Источник

3.7.4. Морфологический разбор глаголов

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).
Читайте также:  Глаголы которые не употребляются в первом лице единственном числе

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Источник

Памятка по русскому языку «Глагол»

Интересная часть речи в русском языке живет.

Кто что делает – расскажет: чертит, пишет иль поёт, вышивает, или пашет, или забивает гол, варит, жарит, моет, чистит – все вам назовет ГЛАГОЛ.

Читайте также:  Не с глаголами слова исключения 4 класс

— это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, что делает?, что будет делать?, что сделает? что делал?, что сделал?.

В предложении обычно является СКАЗУЕМЫМ.

Совершенный вид (сов. вид) Несовершенный вид (несов. вид)

что сделать? что делать?

образуют простую форму глагола образуют составную форму глагола

НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА – НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ( ИНФИНИТИВ)

это начальная форма глагола, отвечает на вопросы что делать?, что сделать?; имеет суффиксы -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ.

Не указывает на время, число, лицо.

СУФФИКСЫ -ТЬ, — ТИ, -ЧЬ (начальная форма), -Л- (прошедшее время) В ОСНОВУ ГЛАГОЛА НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Напишем те глаголы слитно с «НЕ», которые без «НЕ» не существуют.

1.По числам: играет (ед.ч) – играют (мн.ч.)

2.По временам: прошедшее (что делал? что сделал. )

настоящее(что делаю? что делает? что делают. )

будущее (что сделаю? что буду делать. )

3 лицо – он, она, оно ( по родам ),они

Спряжение – это изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам.

Все глаголы на -ЕТЬ, -АТЬ, -ЯТЬ,-ЫТЬ,

Исключения: (11 глаголов)

Гнать, держать, дышать, обидеть,

Видеть, слышать и смотреть,

Ненавидеть и зависеть,

Да еще терпеть, вертеть.

Брить, стелить, зиждиться.

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ

Глагол оканчивается на -ТСЯ , когда отвечает на вопрос Что делаеТ?

Глагол оканчивается на –Т Ь СЯ, когда отвечает на вопрос Что делаТЬ?

Ь на конце глаголов после шипящих пишется во всех глагольных формах.

Как определить спряжение глагола

Если личное окончание ударное, спряжение глагола определяется по окончанию.

Если личное окончание безударное, спряжение глагола определяется по начальной форме.

Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме глаголов брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.

Если в начальной форме глагол оканчивается не на –ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.

Разноспрягаемые глаголы- хотеть, бежать.

Они так называются потому, что имеют личные окончания и 1 и 2 спряжения. Вот как они спрягаются: Хоч у , хоч ешь , хоч ет , хот им , хот ите , хот ят .

Читайте также:  Не учась какое время глагола

Бег у , беж ишь , беж ит , беж им , беж ите , бег ут .

Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё . Например: стриж ё м, печ ё м. Буква о в окончаниях глаголов не пишется.

Порядок морфологического разбора глагола

Укажи часть речи.

Запиши глагол в начальной форме.

Укажи постоянные признаки – вид и спряжение глагола.

Укажи непостоянные признаки – наклонение, время, лицо, число, род.

Определи, каким членом предложения является глагол.

Пример: В конце февраля сильнее пригревает солнышко.

Пост . призн. – несов. в., 1 спр.

Непост. призн.: изъявит.накл., наст. вр., 3 л., ед.ч.

Сказуемое: солнышко (что делает?) пригревает.

Памятка «Глагол» создана для детей и родителей в помощь успешного обучения по всей теме «Глагол».

Методический материал прост и понятен детям. В пособии собран о систематизирован материал по теме «Глагол» за весь курс русского языка начальной школы.

Дети с удовольствием используют данное пособие на уроках.

Номер материала: ДБ-573161

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник