Меню

Как распределить глаголы неопределенной формы



Неопределённая форма (инфинитив) глагола

У каждого глагола есть инфинитив. Неопределённая форма глагола или инфинитив — это начальная форма глагола. Неопределённая форма оканчивается на -ть, -ться, -ти, -тись, -чь, -чься и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

целовать — целоваться

нести — нестись

беречь — беречься

! Обрати внимание, что суффиксы неопределённой формы в основу слова не входят: реш а ть .

Если глагол имеет приставку, то при подборе неопределённой формы ее нельзя отбрасывать.

по ставит (что сделает?)н.ф. по ставить (что сделать?). Сравни: ставит — ставить

у бережет (что сделает?)н.ф. у беречь (что сделать?). Сравни: бережет — беречь

Запомни, что неопределённая форма глагола — это неизменяемая форма, т.е. она не имеет категорий времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие ( страдать — это н.ф. мы понимаем, что действие — это страдание, но кто и когда страдал по инфинитиву мы понять не можем).

Однако глаголы в неопределённой форме имеют спряжение и вид.

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется именно по неопределённой форме.

► Неопределённая форма глагола может быть любым членом предложения.

1. Подлежащим: Читать рассказ — ваша задача .

2. Частью сложной формы будущего времени простого глагольного сказуемого: Ты будешь играть на скрипке.

3. Основной частью составного глагольного сказуемого: Я так хочу радоваться жизни! Гражданин обязан выполнять законы своего государства.

4.1. Несогласованным определением: Нам дано задание (какое?) решить задачу.

4.2. Обстоятельством: Он вернулся в дом (с какой целью?) переодеться .

4.3. Дополнением: Сосед мечтает (о чём?) уехать в Москву на постоянное место жительства.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Урок русского языка в 4-м классе «Неопределенная форма глагола»

Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола.

Развивать орфографическую зоркость, умение выделять глагол неопределённой формы, образовывать от него глаголы настоящего, будущего, и прошедшего времени.

Воспитывать аккуратность при работе в тетради, умение работать в паре, группе.

Ход работы

I. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,
Пригласил нас на урок.
Урок русского языка.

(В тетради записывается число, классная работа, слово Тема.)

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

– Где мы можем встретить данные сочетания?

Сегодня эти сочетания нам пригодятся на уроке, с ними мы ещё встретимся.

– Ребята! Нам пришла телеграмма.

Странно. На ней нет подписи отправителя, но есть адрес: Остров Глаголов.

Срочно приезжайте! Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного!

– Кто бы это мог нас пригласить туда?

– Вы готовы отправиться в путешествие?

Тогда в путь! Нас ждёт остров Глаголов. (Открывается доска, на которой изображён остров Глаголов. На этом острове 4 дома: Н.В., Б.В., П.В., Инфинитив. Ниже домов располагаются в хаотичном порядке глаголы)

Читайте также:  Простая форма глагола прийти в себя

– Вот мы и на острове. Но что это? Все дома пусты. Что происходит?

Мне кажется, здесь от нас ждут помощи!

– Чем мы можем помочь жителям острова?

(вернуть их в дома)

2. Повторение сведений о глаголах настоящего, будущего и прошедшего времени.

Глаголы: теплеет, прилетят, оденется, плывём, посеяли, подняла, думать, везти.

(По 1 человеку ученики выбегают к доске и расселяют глаголы в дома по временам ).

– Как доказать, что жильцы попали в свои дома? (вспомнить вопросы)

– Что вы знаете о глаголах настоящего, будущего и прошедшего времени? (изменяются по числам, имеют лицо, время, изменяются по родам только в прошедшем времени).

3. Выход на тему урока.

– А это что за странный дом? Кто в нём живёт? Давайте вместе прочитаем табличку.

Уж не он ли пригласил нас в гости? Какие странные часы на доме?! Можно ими воспользоваться? (нет, т.к. на них нет стрелок)

– А о чём нам говорит эта маска, изображённая на доме? (нет лица)

Давайте посмотрим на глаголы, которые мы не смогли заселить.

– На какие вопросы они отвечают?

Везти (что делать?)

Посмотреть (что сделать?)

– Как вы думаете, куда мы можем поселить эти глаголы? (в домик под названием ИНФИНИТИВ)

– Но если мы не можем определить ни времени, ни лица, то как они будут называться?

(Неопределённая форма глагола)

– Попробуйте определить тему нашего урока:

(Вместе с учителем ученики записывают тему в тетрадь и на доску.)

– Что бы вам хотелось узнать на уроке? (Учитель выслушивает предложения учеников.)

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое о глаголах, которые называются ИНФИНИТИВ, поговорим о его особенностях, поучимся различать глаголы по вопросам, попробуем образовать от этих глаголов все времена.

IV. Работа по теме урока.

– Давайте ещё раз вернёмся к хозяину домика.

– Что ещё вы видите? О чём он вам хочет рассказать?

( окончания ТИ ТЬ – ЧЬ)

– Что же такое ЧЬ? Перед нами встала проблема, чем является ЧЬ в глаголах неопределённой формы?

– Есть ли у вас какие-то предположения?

Выдвинем гипотезу (ученики пробуют самостоятельно выдвинуть предположение)

Предположим, что ЧЬ – это тоже окончание.

Для решения этой проблемы предлагаю разделиться на 2 группы.

1 группа 5 человек будут работать самостоятельно по предложенному плану. После чего, сделав вывод, докажут или опровергнут наши предложения.

Задание 1 группе.

1. Рассмотреть глагол СТРИЧЬ.

2. Выяснить, чем является ЧЬ в глаголах неопределённой формы?

3. Доказать на примере, разобрать слово по составу.

  • Подберите к глаголу однокоренные слова.
  • Найдите общую часть.
  • Выделите её.
  • Что интересного вы заметили в корне?
  • Чем является ЧЬ в глаголе? Сделайте вывод.
Читайте также:  Плакат спряжение глаголов для начальных классов

2 группа работает под руководством учителя.

– Прочитайте слова, написанные на доске.

стричь обруч печь стеречь

– Что между ними общего? Чем слова различаются?

– На какие группы их можно разделить?

Печь, обруч – имена существительные. (вспомнить правило правописания существительных с шипящей буквой на конце)

Стричь, стеречь, печь – это глаголы. Почему на конце этих глаголов после Ч пишется Ь знак?

(отвечают на вопрос что делать? в вопросе есть ь знак)

(обратить внимание на слово ПЕЧЬ)

3. Проверка выполненного задания 1 группы. (Выступление руководителя группы)

– Так чем же является ЧЬ в глаголах не определённой формы? (частью корня)

– Подтвердилось ли наше предположение?

4. Наблюдение за изменением глагола.

– Попробуем образовать настоящее, будущее и прошедшее время от глагола неопределённой формы

Собирать – собираю – соберу – собирал.

– Что вы заметили?

От глагола неопределённой формы можно образовать времена глагола, используя определённые вопросы.

– Какую форму имел глагол вначале? (собирать)

Попробуйте определить второе название глагола неопределённой формы.

(Начальная форма глагола)

Итак, у ИНФИНИТИВА есть несколько названий: глагол неопределённой формы, он же является начальной формой глагола.

5. Работа с учебником. Чтение определения и сравнение с выводом, к которому пришли ученики 1 и 2 группы.

V. Физкультминутка. (выполнение действий, соответствующих глаголам)

В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл,
В пятницу я бегал, прыгал,
Очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.

– Какие глаголы вы услышали? Чем они похожи? (глаголы прошедшего времени)

VI. Закрепление.

Мы продолжаем путешествие по острову Глаголов.

1. Выборочное списывание.

– Я предлагаю вам прочитать стихотворение С.Я. Маршака

В лесу, в бору зелёном.

Грибы, цветы и травы.

И слышать мерное “ку-ку”

И заходить под кров любой,

Из сумрака лесного.

И быть везде, как дом.

Как будто заводного,

Родной, но незнакомый,

Набраться сил и отдохнуть

И в свежих чащах собирать

Счастливый час и добрый путь

То бороздить речную гладь,

Увидеть дятла на суку,

И видеть край перед собой,

Шагающим колоннам, –

То в синем море плавать.

– Найдите глаголы неопределённой формы.

– Выпишите эти глаголы в два столбика: в 1 столбик глаголы, отвечающие на вопрос Что делать? во 2 – Что сделать?

2. Проверка выполненной работы.

– Зачитайте глаголы каждого столбика.

Что делать? Что сделать?

набраться

Бороздить

отдохнуть

Собирать

Заходить

– Какое окончание имеют эти слова? (ТЬ)

Читайте также:  Как определить винительный падеж глагола

VII. Самостоятельная работа.

I вариант. Восстановите фразеологический оборот, замените, где можно, фразеологизм глаголом неопределённой формы.

…………….. пыль в глаза

…………….. палки в колёса

II вариант. стр.182 упр. 417.

VIII. Проверка и оценка выполненной работы.

IX. Итог урока.

Наше путешествие по острову Глаголов подошло к концу, пора возвращаться в класс.

– Что же нового вы узнали на этом острове?

– Какую особенность имеет Инфинитив?

X. Реффлексия.

Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Закончите предложения.

Мне интересно было…..

Я затруднялся (лась) …….

Я смогу различить ……..

Я смогу помочь товарищу в …….

XI. Домашнее задание. (дифференцированное)

1. Стр. 183 упр. 420
2. Записать 5 полезных советов для своего друга на любой случай, используя глагол неопределённой формы.
3. Выписать из Словаря фразеологизмов 6 фразеологических оборотов, в которых встречается глагол неопределённой формы.
4. Узнать в словаре, что обозначает слово ИНФИНИТИВ.

Источник

Неопределенная форма глагола

Что такое неопределенной формой глагола (инфинитив)

Инфинитив – это начальная форма глагола, от которой образуются остальные формы глаголов (спрягаемые глаголы, причастия, деепричастия). Именно в инфинитиве представлены глаголы в словарях (например: лежать, отдыхать, трудиться, видеть, учиться).

Инфинитив также называют неопределенной формой глагола. Правило русского языка объясняет это тем, что данная форма называет действие, процесс или состояние не зависимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.

В предложении глаголы в форме инфинитива могут выступать частью составного сказуемого, сказуемым и подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.

Морфологические признаки инфинитива

Инфинитив является неизменяемой, неспрягаемой формой глагола. Ему присущи только постоянные грамматические признаки глаголов:

  • Вид – совершенный (переписать, помыть), несовершенный (готовить, отдавать);
  • Возвратность – возвратные (заслушаться, укутаться), невозвратные (сложить, закрыть);
  • Переходность – переходные (прочесть книгу, увидеть картину), непереходные (веселиться, жить).
  • Спряжение – I спряжение (делать, смешать) и II спряжение (любить, чертить).

Также инфинитиву глагола присущ словоизменительный признак залога:

  • действительный залог (Мама решила приготовить лазанью);
  • страдательный залог (Лазанья должна скоро приготовиться).

Как образуется форма инфинитива

Неопределенная форма глагола образуется от основы инфинитива (основы глагола, от которой также образуются личные формы) при помощи словоизменительных суффиксов:

  • -ть, -сть (бороться, веселить, украсть);
  • -ти, -сти (нести, зайти, грести);
  • -чь (жечь, мочь, достичь) – суффикс совмещает в себе часть основы глагола, которая оканчивается на к, г (выраженные при чередовании буквой «ч») и нулевой суффикс инфинитива (выраженный мягким знаком).
  • Спрягаемая форма глагола, изменяемая по лицам, наклонениям, родам и числам.
  • Неизменяемая форма глагола, совмещающая в себе качества наречий и глаголов.
  • Особая форма глагола, совмещающая в себе качества прилагательных и глаголов.
  • Неопределенная (начальная) форма глагола, от которой образуются остальные формы глаголов.

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 623.

Источник