Меню

Как различить причастие и глагол



Как различить причастие и глагол

ПРИЧАСТИЕ. 7 класс.
Раньше причастия, как и деепричастия, о которых речь впереди, не считали отдельной частью речь, а называли «особой формой глагола». Некоторые лингвисты до сих пор придерживаются этой точки зрения.
Итак, ПРИЧАСТИЕ — это самостоятельная часть речи (или особая форма глагола)), которая обозначает ПРОЯВЛЯЮЩИЙСЯ ВО ВРЕМЕНИ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ. Признак — как прилагательное.)) Но по действию — это роднит причастие с глаголом.
Прилагательное обозначает просто признак. Признак, названный причастием, связан с действием — с тем, которое совершает сам предмет ( ЧИТАЮЩИЙ книгу мальчик — мальчик САМ читает книгу), или с тем, которое направляет на данный предмет кто-то другой (ЧИТАЕМАЯ мальчиком книга — книга испытывает на себе действие со стороны мальчика)).
Вот эта СВЯЗЬ С ДЕЙСТВИЕМ и является основным отличительным признаком причастия и помогает не перепутать его с прилагательным. Более того, когда причастие утрачивает эту связь, оно превращается в прилагательное (часто имеющее переносное значение): блестящее выступление, взволнованное лицо, образованный человек. (Блестящее выступление на самом деле не блестит, взволнованное лицо вовсе не покрыто волнами, образованный человек не состоит из чего-то, сравните: лестница, образованная естественными неровностями склона.))В этом случае мы говорим об образовании нового слова — прилагательного — переходом одной части речи в другую (причастия в прилагательное). Этот способ словообразования вам хорошо известен.)
ВСЕ ПРИЧАСТИЯ ОБРАЗУЮТСЯ СУФФИКСАЛЬНЫМ СПОСОБОМ ОТ ГЛАГОЛОВ. В отличие от прилагательных, образованных от имён существительных (отымённых прилагательных). Есть ещё близкие «родственники» причастий — отглагольные прилагательные, о них мы поговорим попозже.
Читающий — тот, кто ЧИТАет + -ЮЩ- (+ий)
Прочитанная — та, которую ПРОЧИТАли + -НН- (+ая)
Улетевший — тот, который УЛЕТЕл + -ВШ- (+ий)
Хранимый — тот, которого ХРАНят + -ИМ- (+ий)
(Окончание не участвует в словообразовании.)

Причастия делятся на ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ и СТРАДАТЕЛЬНЫЕ. Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам совершает действие (сам действует)). Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета (страдает он при этом не обязательно, но и так случается)).
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ: СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ:
читающий, читавший, прочитавший, читаемый, прочитанный
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ причастия отвечают на вопрос КАКОЙ? Но к ним ТЕОРЕТИЧЕСКИ)) можно задать вопрос и так: ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО ДЕЛАВШИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?
СТРАДАТЕЛЬНЫЕ причастия отвечают на вопрос КАКОЙ? И другие вопросы корректно задать к ним нельзя. (Согласитесь, «что делаемый?» или «что сделанный?» звучит кошмарно! Не задавайте таких вопросов. )

ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА У ПРИЧАСТИЙ:
1. Причастия обозначают не просто признак, а признак ПО ДЕЙСТВИЮ!))
2. Причастия имеют КАТЕГОРИЮ ВИДА:
читать — несов. вид, читавший (ЧТО ДЕЛАВШИЙ?)— тоже несов. вид; прочитать — сов. вид, прочитавший (ЧТО СДЕЛАВШИЙ?) — сов. вид.
3. Причастия бывают ВОЗВРАТНЫМИ, как и глаголы, они обозначают признак предмета по действию, направленному на сам этот предмет:
одевающийСЯ, закрывавшийСЯ.
4. Причастия имеют КАТЕГОРИЮ ВРЕМЕНИ:
читающий, читаемый — настоящ.вр.; читавший, прочитавший, прочитанный — прош.вр..

ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО У ПРИЧАСТИЙ:
1. Причастия обозначают ПРИЗНАК, хоть и признак по действию.
2.Причастия изменяются по родам, падежам и числам, как прилагательные и отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и производные от них и СОГЛАСУЮТСЯ с существительными, к которым относятся.
3. Причастия в предложении бывают ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ. Некоторые причастия имеют КРАТКУЮ ФОРМУ. Причастия в краткой форме, как и прилагательные в краткой форме, в предложении являются СКАЗУЕМЫМИ.

Источник

Основные признаки причастия

У при­ча­стия име­ют­ся при­зна­ки гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го. В послед­нее вре­мя при­ча­стие интер­пре­ти­ру­ет­ся по-разному: само­сто­я­тель­ная часть речи и осо­бая фор­ма гла­го­ла.

Дадим опре­де­ле­ние, что такое при­ча­стие.

Причастие явля­ет­ся ребен­ком гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го, что сле­ду­ет из его опре­де­ле­ния. Ведь оно обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, как и при­ла­га­тель­ное, но в то же вре­мя это при­знак дей­ствия, а дей­ствие свя­за­но с гла­го­лом, напри­мер:

  • (какая?) зре­ю­щая пше­ни­ца — пше­ни­ца, кото­рая ( что дела­ет?) зре­ет;
  • (какие?) гони­мые вет­ром листья — листья, кото­рые ветер (что дела­ет?) гонит;
  • маль­чик, (какой?) кле­ив­ший само­ле­тик — маль­чик, кото­рый (что делал?) кле­ил само­ле­тик;
  • (какое?) запа­ян­ное отвер­стие — отвер­стие, кото­рое (что сде­ла­ли?) запа­я­ли.

Признаки прилагательного у причастия

Как и при­ла­га­тель­ное, при­ча­стие

1. обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие?

  • маль­чик (какой?) бегу­щий;
  • листва(какая?) опав­шая;
  • поле (какое?) сжи­га­е­мое солн­цем;
  • рас­сказ (какой?) услы­шан­ный впер­вые.

Отличие при­ча­стия от при­ла­га­тель­но­го состо­ит в том, что при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак, при­уро­чен­ный ко вре­ме­ни, и име­ет соот­но­си­тель­ные вре­мен­ные фор­мы:

Прилагательное «ходя­чий» обо­зна­ча­ет посто­ян­ный при­знак пред­ме­та, не огра­ни­чен­ный вре­мен­ны­ми рам­ка­ми.

2. Причастие изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам , то есть скло­ня­ет­ся:

  • и.п.кош­ка какая? мурлычущ-ая ;
  • р.п. нет кош­ки какой? мурлычущ- ей ;
  • д.п.подой­ду к какой кош­ке? к мурлычащ- ей ;
  • в.п.возь­му на руки кош­ку какую? мурлычущ- ую ;
  • т.п.любу­юсь кош­кой какой? мурлычущ- ей ;
  • п.п.напи­шу о какой кош­ке? о мурлычущ- ей .

3. Эта гла­голь­ная фор­ма изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам , как и при­ла­га­тель­ное.

Сравним:

  • син- ий цвет, син -яя лен­та, син -ее море, син -ие небе­са;
  • увидевш- ий ежи­ка маль­чик, увидевш- ая ежи­ка девоч­ка, увидевш- ее ежи­ка дитя, увидевш- ие ёжи­ка дети.

Синтаксическая роль при­ча­стия обыч­но такая же, как и у при­ла­га­тель­но­го — согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние (сов­па­да­ет в роде, чис­ле и паде­же с суще­стви­тель­ным), напри­мер:

Приятно смот­реть на голу­бой ковер раз­рос­ших­ся неза­бу­док.

Незабудок каких? раз­рос­ших­ся — согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние, выра­жен­ное при­ча­сти­ем в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Признаки глагола у причастия

Причастие, как и гла­гол,

1. свя­за­но с дей­стви­ем. Оно обо­зна­ча­ет при­знак по дей­ствию, напри­мер:

  • гро­хо­чу­щий состав = состав, кото­рый гро­хо­чет;
  • види­мый изда­ли = тот, кого видят изда­ли;
  • гром­ко лаяв­шая соба­ка = соба­ка, кото­рая гром­ко лая­ла;
  • заме­шен­ное тесто = тесто, кото­рое заме­си­ли.

2. име­ет возвратность/невозвратность:

  • оза­ря­ю­щий свет — оза­ря­ю­щий ся мол­нией;
  • собрав­ший вещи — собрав­ший ся в поход.

3. вид совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный:

  • (что делать?) спе­шить — спе­ша­щий, спе­шив­ший;
  • (что сде­лать?) поспе­шить — поспе­шив­ший.

4. вре­мя (насто­я­щее и про­шед­шее)

5. Причастия име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию зало­га . Причастия быва­ют дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные.

Видеоурок «Причастие и его грамматические признаки»

Источник

Русский язык

Причастие

Обложка урока взята с источника .

Читайте также:  Какие грамматические формы есть только у глагола

План урока:

Причастия и его признаки

Существует две особые глагольные формы, в них характеристики глагола совмещаются с характеристиками иных слов. Такой частью речи выступает причастие. Название «причастие» происходит от латинского participium (pars«часть» — сопричастие).

Называя описание предмета по признаку, причастие имеет признаки прилагательного и глагола одновременно. Но если прилагательное подразумевает собой постоянное качество (пример: холодный), то причастие – признак, развивающийся в определенный момент времени (холодеющий, охлажденный).

Опишите собаку, назовите ее внешние качества.

Пушистая, рыжая, большая, лохматая.

Какую часть речи вы применили для описания собаки?

Прилагательное. Это характеристики собаки, по которым мы выделяем именно эту собаку. Это постоянные признаки собаки, она с рождения обладала этими признаками. Но, если её постричь и покрасить, она станет постриженная и покрашенная.


Источник

Это тоже характеристики собаки, но не постоянные, а временные и по действию. Над собакой совершены действия, после этого она стала постриженной и покрашенной.

собака (какая?) покрашенная (та, которую покрасили);

собака (какая?) постриженная (та, которую подстригли).

Вопросы к причастию и его роль в предложении

Можно сделать вывод, что причастие является специальной глагольной формой, характеризующей предметный признак по действию в его динамике, в развитии. Поэтому причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Отдельно выделим вопросы кратких причастий: каков? какова? каково?

Возможно задать и глагольные вопросы:

Давайте разберемся, каким же членом предложения причастие выступает в русском синтаксисе. Если стоит в полной форме и сочетается с именами существительными или местоимениями, то причастие является определением.

Краткие причастия всегда входят в состав сложного сказуемого. В роли сказуемого причастие выступает тогда, когда сочетается с глагольными формами.

Попробуйте определить, каким членом предложения являются причастия:

  • Выглянувший солнечный луч.
  • Серебристые сверкающие звезды.
  • Холодное бушующее море.
  • Освещенная уютная комната.


Источник

Изучение истории причастия

Изучение причастия в лингвистике берет начало в трудах Михаила Васильевича Ломоносова, который дал определение слову причастие, впервые описал и изучил это слово и роль в речи. Ученый писал, что «причастие — это слова, заключающие в себе имени и глагола силу». Он уже тогда выделял признаки глагола и прилагательного у причастия. Их он относил к служебным словам.

Ломоносов объяснял причину распространенности причастия в текстах книг, они заимствованы из старославянского языка, поэтому у них сохранились особенные фонемы. Он также выделял грамматические характеристики этих слов, единственное и множественное число причастий.


Портрет Д.Х.Востокова Источник

В русском языке историю причастий продолжил изучать в 1831 году известный исследователь церковнославянского языка Александр Христофорович Востоков.

В своем труде «Русская грамматика» изучал спорные вопросы причастия и деепричастия,описал причастия не как самостоятельные слова, но как специальную глагольную форму. Также в его труде причастия рассматривались в качестве разновидности прилагательных.


Источник

Правила образования причастий от глагола

Рассмотрите примеры образования причастий от глаголов в таблице, акцентируя внимание на характеристиках глаголов:


Источник

В таблице представлены все варианты образования причастий и деепричастий от глаголов разных видов. Основные закономерности образования причастий:

  • Действительные и страдательные причастия от глаголов несовершенного вида можно создать тогда, когда глагол будет настоящего времени.
  • Слова страдательные причастия формируются исключительно от переходных глаголов.
  • Действительные и страдательные причастия настоящего времени формируются с помощью глаголов настоящего времени.

Действительные причастия называют качество предмета, который сам выступает источником действия, а страдательные причастия обозначают характеристику предмета, который подвергается воздействию кого-то или чего-то (засохший (сам засох) – засушенный (кто-то засушил).

  • Страдательные и действительные причастия прошедшего времени можно сформировать, используя основу начальной глагольной формы.
  • С помощью глагольных основ совершенного вида преимущественно создаются краткая и полная форма страдательного причастия прошедшего времени.

Особенности суффиксов причастий

Формирование новых причастий всегда происходит исключительно от глагольных форм. Временные характеристики выражаются грамматически с применением суффиксов, образующих причастие.


Источник

Данные суффиксы всегда помогут нам в определении причастия в предложении, потому что у остальных частей речи таких нет.

Помогите Гарри Поттеру и его друзьям придумать причастия от глаголов и найти суффиксы причастий в словах: говорить, петь, одевать, заклеить, застрелить, распилить.

Для успешной сдачи экзаменов нужно знать и некоторые правила правописания гласных в суффиксах причастий действительных и страдательных.

Чтобы определить, какую гласную поставить в суффиксе настоящего времени, необходимо выяснить спряжение исходного глагола.

Выясним глагольное спряжение, поставив глагол в начальную форму. Когда глагол заканчивается на – ить, это II спряжение (кроме слов стелить, брить). Кроме того, сюда причисляют слова: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, слышать, дышать. Глаголы с иными вариантами букв на конце относят к I спряжению.

Стреляют – нач. ф. стрелять, заканчивается на –ять, значит это 1 спр. Купишь – нач.ф. купить, заканчивается на – ить, значит это 2 спр.

Перед суффиксом причастия прошедшего времени гласная остается та же, что стоит в основе инфинитива.


Источник

Для правильного подбора гласной в причастном суффиксе настоящего времени рассмотрите такие примеры:

  • они умеют – уметь (I спр.) — умеющий быстро читать;
  • он рисует – рисовать (I спр.) — рисующий художник;
  • она смотрит – смотреть (исключ., II спр.) — смотрящая вдаль женщина.

Для причастий прошедшего времени обращаем внимание на букву перед –ти, -ть. у инфинитива:

  • пришил – пришить – пришивший пуговицу;
  • завязал – завязать – завязавший шнурки;
  • унес – унести – унесший дрова.

Грамматические признаки прилагательного у причастия

Правильное написание и разбор причастий вызывает обычно больше трудностей, чем глагола или существительного. Для умения делать письменный разбор причастий важно знать все характеристики прилагательного у них. Выделим эти признаки:

  • согласуется с существительным, иными словами, причастие изменяется по родам и числам (выращенная картошка, выращенное дерево, выращенный дуб, выращенные культуры);
  • полные причастия изменяются по падежам (разлитым (твор. п.) молоком, разлитого (род.п.) молока;
  • играет роль определения или сказуемого в тексте;
  • окончания причастий соответствуют окончаниям прилагательных (милый – светящий, милого — светящего);
  • выделяют краткую и полную формы причастия (обученный — обучен).
Читайте также:  В каком глаголе на месте пропуска пишется буква е

Исторически краткая форма причастий, как и у прилагательных, формируется от основы полных причастий. Сохраняется написание суффиксов причастий и добавляется окончание. Нулевое окончание формирует форму причастия мужского рода, а — женского, о — среднего, ы — множественного числа.

Рассмотри пример: загруженная (полн. ф.) программа – программа (какова?) загружена (крат. ф.,ж.род); посаженное (полн. ф.) дерево – дерево (каково?) посажено (крат. ф.,ср. род); закрытые (полн. ф.) двери – двери (каковы?) закрыты (крат. ф., мн. ч.).

Так происходит образование с применением суффикса краткой формы причастия в русском языке:


Источник

Краткие причастия изменяются исключительно по числам. В единственном числе причастие изменяется по родам. Склонения по падежам кратких форм не происходит. С точки зрения синтаксиса в речи краткие причастия выступают в роли составного именного сказуемого.

Чтобы определить, каким членом предложения краткое причастие является, нужно задать вопрос от определяемого слова и определить его форму.

Найдите сокращенную форму и подчеркните причастия как члены предложения:

  • Ружье забыто охотником в лесу.
  • Периодический закон в химии открыт Д.И. Менделеевым.

Ружье забыто охотником в лесу. (ружье (каково?) забыто)

Периодический закон в химии открыт Д.И. Менделеевым. (закон (каков?) открыт)

Традиционно принято задавать вопрос к краткому причастию каков? какова? каково? В академических учебниках используется такой вариант вопросов. Однако никто не мешает задать вопросы: что сделано? что сделан?

Способы для разграничения причастия от имени прилагательного:

  • Вместо прилагательного возможно использовать сходное по смыслу слово. Причастие заменяемо только словосочетанием изначального глагола и местоимения который(в наст.вр. или прош. вр.).Сравни: усталый (прилаг.) ребенок – бессильный ребенок (прилаг. синоним); уставший (прич.) ребенок – ребенок, который устал (мест.который +глаг.)
  • Отличить причастие возможно изучением морфем,для этого выделить суффиксы причастий: у прилагательных есть морфемы–уч-, -юч-,у причастия –ащ-, -ящ-. Гремучий – гремящий.

Важно также понять, от какого слова получено причастие. Формирование причастия возможно от глаголов. Образование прилагательных происходит от имен существительных.

Сравните: весенний — весна, веселящий — веселить.

Попробуйте найти причастия полной формы в тексте из книги Григория Остера «Гадания по рукам, ногам, спине и шее». Постарайтесь запомнить употребление гласных в суффиксах причастий:

Проверь себя: обутые,промокшие, распахнувшая, ожидающих присутствующих, дрожащих, измазанная, идущих, бегущие.

Правописание окончаний причастий

Безударные окончания причастий проверяются аналогично окончаниям имен прилагательных. Нужно задать правильный вопрос к причастию, тогда окончание вопроса и падеж причастия подскажет, какую гласную писать в конце: волнующимся синим морем (морем каким?)

Падеж и род прилагательных и причастий легко определить с помощью заданного вопроса.

Сопоставьте окончания двух частей речи в данной схеме:


Источник

Определите, в каком причастии пишется окончание –ИЙ:

с замолчавш. посетительницей, тающ. сугроб, на затвердевш. корочке, к поющ. блогеру.

Для определения окончания зададим вопрос от существительного или осуществим замену прилагательным в таком же падеже: тающий (какой?) сугроб – глубокий(какой?) сугроб, к поющему (какому?) блогеру – к популярному (какому?) блогеру.

Глагольные признаки: вид и время причастий

Для разграничения причастия от других слов необходимо также хорошо знать основные глагольные характеристики у причастия. Они влияют на правописание окончаний и суффиксов причастий:

  • действительный и страдательный залог причастия (засученные доктором рукава – доктор, засучивший рукава);
  • вид совершенный и несовершенный (пустеющий (несов.в.) сад (пустеть) — опустевший (сов.в.) сад (опустеть);
  • возвратность и невозвратность (умывающийся (возвр.) – бегающий (невозвр.);
  • время причастия — прошедшее и настоящее (знающий, наст.вр. – знавший, прош. вр.);
  • непереходность и переходность причастия по действию (убирающий (что?) мусор–говорящий).

Рассмотри на общие признаки глагола и причастия в таблице:

Чтобы определить вид причастия, нужно выяснить вид глагола по вопросу, заданному к причастию. Закономерно, что от глагола несовершенного вида возможно сформировать причастия несовершенного вида.

Сравни: болтать (что делать? – несов. в.) – болтающий, прыгать(что делать? – несов. в.) – прыгавший, носить (что делать? – несов. в.) – ношеный.

Глагол совершенного вида участвует в образовании причастия с использованием суффиксов причастия совершенного вида: спилить (что сделать? – сов.в.) – спиленный, обнять (что сделать? – сов.в.) – обнявший.


Источник

Образуй причастия от глаголов совершенного вида: полить, лить, помнить, запомнить, тратить, потратить, мерзнуть, замерзнуть.

Проверь себя: политый, запомнивший, потраченный, замерзший.

В данном примере политый, потраченный являются полными страдательными причастиями совершенного вида.

Возвратные причастия, как и глаголы, легко найти, обратив внимание на постфикс –ся или –сь в конце слова. При отсутствии этих постфиксов причастие будет невозвратным. Сравни: загорающий (невозвр.) мальчик – загорающийся (возвр.) костер, разваливший (невозвр.) план – развалившийся (возвр.) шкаф.

Переходность причастия определяется так: если возможно к нему добавить зависимое слово, имя существительное либо местоимение, в винительном падеже без предлога, то это будет переходное причастие: (жующий (что?) хлеб, яблоко; любящий (что/кого?) маму, тетю, кошку).

К непереходным причастиям такое слово подобрать невозможно: бегающий щенок – непереходное, так как нельзя бегать кого-то или что-то.

Ответ: знающий (кого?) человека, мешающий (что?) суп, смотревший (что?) фильм, мотающий (что?) клубок, пачкающий (кого?) меня.

Образование действительных и страдательных причастий

Качество или характеристика предмета во временном промежутке является результатом собственных действий предмета (говорящий человек, окрепший малыш). Когда на предмет воздействует кто-то или что-то, в результате возникает иной признак (пролистанный журнал, забытая газета). Результат действия содержится в глагольной основе причастия.

Сравни: мычащий (действительное причастие несовершенного вида) – который мычит.

Причастия, называющие качество предмета, который выступает источником действия, называют действительными причастиями. Причастия, обозначающие характеристику предмета, который подвергается воздействию, называют страдательными.

Важно знать, что страдательные причастия как члены предложения иногда выступают в роли сказуемых, если используются их укороченная форма.

Настоящее и прошедшее время страдательных причастий и действительных причастий оформляется с использованием особых суффиксов. Зная эти суффиксы, можно выяснить время или залог.

Изучи суффиксы страдательных причастий полных и кратких форм в схеме.

Читайте также:  Как определить глаголы в форме настоящего времени


Источник


Источник

Глядя на схему,образуйте действительные причастия настоящего времени от этих слов: запустить, идти, получать, получить, нести, мыть.

Проверьте: идущий, получающий, несущий, моющий. Почему не от всех глаголов получилось образовать нужные причастия?Исключительно от глагола несовершенного вида возможно создание настоящего времени действительных причастий.

Виды словосочетания с причастием

Причастия в тексте могут сочетаться с разными частями речи. Если в тексте имеется словосочетание причастия и существительного, то тогда причастие относится к существительному и зависит от него. Член предложения, от которого зависит причастие, называют определяемым или главным. Важно определить связи слов в словосочетании.

Пример: Растущие на поле сорняки нужно выполоть. Задаем вопрос от существительного: растущие (какие?) сорняки. Можно определить вид связи слов в словосочетании – согласование. Это словосочетание типа «прич. + сущ.», где существительное – главное слово, а причастие – зависимое.

Помоги роботу R2-D2 решить задачу, укажи словосочетание с причастием и суффиксы:поющий блогер, заслуженный лайк, чёрная стена, чернеющая пропасть, необитаемый Марс, модный дизайнер, спелая клубника, приземлившийся марсоход, современный гаджет, скрытые комментарии.

В таких словосочетаниях причастие согласуется с определяемым словом полностью в роде, числе и падеже:поющий блогер (им.п.), поющего блогера (род.п.), поющим блогером (твор.п.).

Причастие как определяемое слово в словосочетании

Бывает так, что у причастия есть зависимые слова. В этом случае от причастия можно задать вопрос к одному слову или нескольким словам, причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Причастный оборот может включать одно зависимое от причастия слово или несколько.

Посмотрите на пример разбора словосочетания с причастием и зависимым словом:


Источник

На письме употребление причастного оборота может вызвать трудности при оформлении знаками препинания. Расположение причастия после определяемого слова, при наличии хоть одного зависимого слова у причастия, требует обязательного выделения оборота запятыми.


Источник

Кроме того, наличие зависимых слов влияет на правописание частицы не с причастием. К примеру, причастие с зависимым словом пишется сне раздельно, а без зависимых слов – слитно.


Источник

Другой вариант — словосочетание причастия с глаголом. При этом причастие также выступает в роли главного слова, а глагол в начальной форме бывает зависимым словом: вынужденный уйти, мечтающий выиграть, закончивший петь.Синтаксическая роль причастия в словосочетании с глаголом – составное именное сказуемое.

Волшебник Гендальф добавил причастия в известные цитаты из фильмов. Из данных предложений выпишите причастия с определяемыми словами:

Правильный ответ: забытое предложение, тренированный джедай, с потерянными данными, испачканные хоббиты, закрытый перелом.

Использование причастий в речи

Причастия с давних времен используются в славянских языках. Рассмотрим, какова роль причастий в предложении.

Я увидел знакомую девушку, которая приехала из города,который находится на границе двух Республик.

Я увидел знакомую девушку, которая приехала из города, находящегося на границе двух Республик.

Из этого примера видно, что употребление определения, выраженного причастием, помогает избегать тавтологии. Речь при этом приобретает большую выразительность.

Наличие постоянных признаков глагола у причастия позволяет образно характеризовать предмет и представлять его признак в динамике, развитии.

Например: Мы видим бегущих по дорожке спортсменов, старающихся прийти к финишу первыми, делающих последний решающий рывок к заветной ленте. Что вы увидели в своем воображении?

Словосочетания с причастиями, а также обороты с ними помогают более ёмко и точно изобразить действие, описать предметы, чем предложения с однородными членами или сложноподчинёнными предложениями.

Сравните два варианта предложений:

Рыбак, разложивший свои удочки на берегу, думал только о пойманной им рыбе и стремительно восходящем солнце.

Рыбак, который разложил свои удочки на берегу, думал только о рыбе, которую он поймал, думал о солнце, которое стремительно всходило.

В этом примере втрое предложение перегружено повторами сложноподчиненных предложений с союзным словом который, что значительно усложняет восприятие смысла текста. Кроме того, такие предложения со сложными конструкциями требуют правильной постановки всех запятых.

При замене глаголов и союзов причастиями мы можем более конкретно сформулировать мысль без лишних повторов.

Рассмотри картину И.К. Айвазовского «Девятый вал» и прочитай ее описание. Найди в тексте описания все причастия.

Проверь себя: поднимающееся, грядущий,скрыто,ревущие, спасающихся.

Слово «скрыто» бывает прилагательным, когда обозначает постоянное качество и не употребляется с зависимыми словами. Здесь его возможно заменить глаголом (Ночной мрак скрыл все). Имеются и зависимые слова (скрыто (чем?) ночным мраком). Обозначает непостоянный признак. В данном случае это краткое причастие.

Причастие имеет признаки глагола, это позволяет заменять глагол с местоимением в тексте и речи. Такая замена придает выражению особую динамику, способствует экономной и сжатой формулировке основного смысла. Наиболее часто используются в художественных текстах и книжной речи.

Сравните отрывки из художественной речи:

Деревня меня манит своими просторами, зеленеющими вокруг полями, манящими запахами земли, щебечущими с утра птицами…

Деревня меня манит своими просторами, полями, которые зеленеют вокруг,запахом земли, который манит, птицами, которые щебечут с утра…

В первом примере автор описал картину природы с использованием всего трех причастий, характеризующих притягательную деревенскую красоту в динамике довольно емко. В одном слове удалось описать красоту целого лета, а не статичную картину: поля зеленеют весь год, птицы щебечут весь день.

Кроме синтаксической роли причастия и деепричастия позволяют добиться краткости и точности языка. Поэтому их часто используют в научном и деловом стилях, в публицистике, где смысл должен отличаться краткостью и четкостью.

Пример из текста делового стиля: Ответ на письмо контрагента по замене отправленного днем товара получено в пятницу.

Данное предложение будет длиннее, если не использовать причастия: Ответ на письмо контрагента по замене товара, который отправили днем, получено в пятницу.

Морфологический разбор причастия

В школьной программе ученикам часто приходится делать морфологический разбор причастий. Такой разбор дает возможность лучше понять роль причастий в речи и запомнить их признаки.

В таблице представлен план разбора причастия:


Источник

Используя план, попробуйте выполнить письменный морфологический разбор причастия — вылетевшее слово.


Источник

Итак, еще раз вслух назовите признаки прилагательного у причастия и попробуйте выполнить тесты.

Источник