Меню

Как разобрать глаголы неопределенной формы по составу



Как делать морфемный разбор глагола?

1 ответ

Морфемный разбор глагола проходит по следующему плану:

  • Определяем окончание, которое указывает на лицо, род, падежи, число.
  • При разборе инфинитива конечное «ть» или «ти» указываем как формообразующий суффикс. Эту морфему относить к основе слова не следует. Помимо суффиксов «ть» и «ти» в инфинитиве выделяются суффиксы –а, -и, -е, -ова, -ну. Также в глаголах неопределенной формы (играться, смеяться, улыбаться) присутствует возвратный суффикс -ся-, которое в основу включается.
  • У глаголов, оканчивающихся на «чь» (лечь, печь, стеречь) «чь» входит в состав корня.
  • Далее, как обычно, выделяем основу глагола, его корень, приставку.

Оценка: 4.1 ( 12 голосов)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Александр ACDC 310
  2. 2. Игорь Проскуренко 254
  3. 3. Ilya ivanov 182
  4. 4. Ирина Еренских 168
  5. 5. gagoc 59438 164
  6. 6. Даниил Селицкий 126
  7. 7. Андрей Юшин 125
  8. 8. Лакрес Розени 124
  9. 9. Юлия Горяйнова 104
  10. 10. Милана Левицкая 96
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Игорь Проскуренко 16,359
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

3.7.4. Морфологический разбор глаголов

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Читайте также:  Почему только у глагола есть спряжение

Началась пахота (Пришвин).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Источник

Разбор глагола по составу. 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (454,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: знакомство с алгоритмом разбора глагола по составу.

Задачи:

  • Научить разбирать глаголы по составу с опорой на алгоритм; показать отличие порядка разбора по составу глагола от других частей речи.
  • Развитие умения выполнять разные виды разборов.
  • Воспитывать внимательное отношение к языку.

Оборудование: учебник, тетрадь, памятка о суффиксах глагола, алгоритм порядка разбора глагола по составу, для рефлексии рисунки цветов яблони розового и белого цвета для каждого ученика, рисунок веточки яблони.

1. Организационный момент (2, 3 слайды)

Показ слайдов с изображением картин весны в сопровождении музыки.

Загадка: “Дева красная пришла, цветов много” (Весна)

2. Языковая разминка (4 – 6 слайды)

На слайде: “ (К) нам в.сна ш.га.т быстрыми шагами и сугробы та.т под её н.гами.” (И. Токмакова)

— Прочитайте, объясните написание слов с пропущенными буквами, постановку знаков препинания. Запишите предложение в тетрадь.

— Выполните синтаксический разбор этого предложения: выделите грамматическую основу, дайте характеристику предложения, составьте схему предложения.

— Сделайте звукобуквенный разбор слова тают и разбор слова шагает как часть речи (два человека работают у доски, остальные в тетради).

3. Чистописание (7 слайд)

— Назовите личные окончания глаголов I спряжения (-ем,-ешь, -ете,-ет,-ут)

— Проверьте на экране. Запишите на первой строчке.

— Назовите личные окончания глаголов II спряжения (-им, -ишь, -ите, -ит, -ат). Проверьте на экране. Запишите на второй строчке.

Читайте также:  Употребите правильную форму глагола в скобках you see

— Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы ( —ть, -ти), как определить глагол прошедшего времени (-л-).

Проверьте на экране. Запишите на третьей строчке.

— Назовите суффиксы глагола I спряжения, II спряжения, возвратных глаголов

Проверьте на экране. Запишите на четвёртой строчке.

4. Формулирование темы и цели урока (8 слайд)

— Посмотрите на экран и определите по схемам к каким частям речи относятся слова. Слов какой части речи больше? (глаголов)

— Озвучьте эти схемы, т. е. приведите примеры слов на тему “Весна”. (Подснежник, весенний, пришла, тает)

— Разбор слов какой части речи вызовет затруднение. (Глаголов) Какова же цель нашего урока? (Научиться разбирать глаголы по составу)

(На экране тема “Разбор глагола по составу” и открывается запись её на доске)

5. Работа с памяткой и алгоритмом (открытие новых знаний)

– Чтобы разобрать глагол по составу, надо знать некоторые правила и порядок разбора глагола. Для этого откроем учебник на стр. 97. Прочитайте правило. Назовите суффиксы, которые не входят в основу. Эти суффиксы записаны на 1, 2, 3 строчках в чистописании. Назовите суффиксы, которые входят в основу. Они записаны на 4-й строчке чистописания. Проверим. (На экране – памятка. На доску она вывешивается под темой урока). Выделите зелёной ручкой эту памятку в чистописании.

– Давайте познакомимся с алгоритмом порядка разбора глагола по составу. Учебник стр. 98 (Дети читают по шагам, которые появляются на экране схематически. Потом алгоритм целиком вывешивается на доске)

— Чем порядок разбора глагола по составу отличается от порядка разбора других частей речи? (Определяем сначала форму глагола)

6. Упражнения в определении формы глаголов и в разборе глаголов по составу (11, 12 слайд)

1) – Выполним упражнение 293 на стр. 98. Прочитайте задание. Чтобы легче было озвучить схемы, Весна вам поможет подсказкой. (Обратить внимание на экран. Дети выполняют задание в тетрадях. По одному называют слово, определяют форму глагола, проверяют по образцу на экране).

2) – Выполним упражнение 295. Разберите глаголы по составу: разучилась, держать, вынес, подскажешь, уколоться.

(Дети самостоятельно работают, 5 человек работают на индивидуальных листах. Затем проводится проверка)

7. Рефлексия. Итог урока (13, 14 слайд)

— Что надо знать, чтобы разобрать глагол по составу (Ещё раз обратиться к памятке и алгоритму на доске.)

— Весна хочет узнать всё ли вам понятно, или возникли какие–либо трудности. Скоро на деревьях распустятся цветы. Давайте и мы украсим нашу веточку яблони цветами. Если вам было на уроке всё понятно, возьмите в руку белый цветок. А если было что–то непонятно, возникали трудности, то розовый. Приклеим ваши цветочки на веточку.

Источник

Как разобрать инфинитив по составу?

Инфинитив считается начальной формой глагола, поэтому кажется естественным, что от него образуются остальные глагольные формы. Но так ли это?

Читайте также:  Кто написал роман без глаголов

У глагола выделяется две основы: основа настоящего времени и основа прошедшего времени, например: чита/л и чита/ет, но: пис/а/л и пиш/ет. Из этих примеров видно, что основы могут совпадать, но могут и различаться. (По соотношению основ глаголы делятся на классы и группы).

Морфемный состав инфинитива должен сравниваться с этими основами. Рассмотрим проблемные глаголы с формантами ЧЬ и СТИ.

1) Глаголы печь, беречь: пёк/берёг, печёт/бережёт. Глаголы с основой на задненёбные К и Г образуют инфинитив от основы без этих согласных посредством суффикса ЧЬ, то есть происходит усечение основы и добавляется суффикс ЧЬ: пе/чь, бере/чь.

2) Глаголы гре/сти, ве/зти, ле/зть, бре/сти, па/сти (основа на Б, С, З): грёб/гребёт, нёс/несёт, вёз/везёт, лез/лезет. Также от основы без конечной согласной образуется инфинитив у глаголов с основой прош. и наст. вр. на согласные Б,С,З. Суффикс инфинитива СТИ/СТЬ (ЗТИ/ЗТЬ).

И вопросы:

Личная форма глагола образуется от инфинитива или наоборот (при школьном разборе)?

Как делается обычный школьный разбор для глаголов беречь, нести, везти, пасти?

Входят ли суффиксы -ЧЬ, -СТИ в основу и почему входят или не входят?

3 ответа 3

В большинстве учебных пособий у глагола выделяются две основы: основа инфинитива и основа настоящего времени.

От основы неопределенной формы образуются: прошедшее время, причастие прошедшего времени (действительное и страдательное) и деепричастие совершенного вида: возненавиде-ть, возненавиде-л, возненавиде-вший, возненавиде-нный, возненавиде-в.

От основы настоящего времени образуются формы настоящего или будущего простого, повелительного наклонения, причастия настоящего времени (действительное и страдательное) и деепричастия несовершенного вида: называj-ут (называют), называй, называj-ущий (называющий), называj-емый (называемый), называj-а (называя).

Некоторые глаголы имеют три основы (учебник Шанский, Тихонов): ин­финитива, настоящего времени и прошедшего времени, так как основы инфинитива и прошедшего времени у них не совпадают (тере-ть — тер — тр-ут; мокнуть — мок — мокнут и др.).
В таких случаях у ряда глаголов образуются параллельные формы: мок, мокнул, мокший мокнувший и т. д. (т. е. формы образуются и от основы инфинитива, и от основы прошедшего времени).

По поводу глаголов, которые заканчиваются на «чь». В современной лингвистике принято, что «чь» — это и часть корня, и нулевой формообразующий суффикс, т.е. наблюдается наложение морфем.
(См.: Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников)
Ср.: беречь, береги, берегу, бережёшь (г//ж//ч).
Что касается суффикса сти, следует отметить, что не все лингвисты выделяют его в глаголе. См. напр. у Литневской: плес-ти, где -ти — формообразующий суффикс.

Но в любом случае сти не входит в состав корня.

Источник