Меню

как создать существительное и прилагательное



Связь имен прилагательных с существительными

Обучающие: повторить общие сведения об имени прилагательном, уточнить представление учащихся о зависимости прилагательного от существительного, повторить и антонимы.

Развивающие: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу, любовь и интерес к русскому языку.

Орг. момент. Приветствие.

Повторение ранее изученного материала.

Ребята, сейчас мы будем записывать словарные слова словосочетаниями: прил. + сущ.

Гороховый суп, злая собака, красивое растение, прекрасная картина, теплое молоко, новое пальто.

(Один ученик пишет на доске). Проверка записи на доске и в тетрадях.

Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что обозначает имя прилагательное?

Ребята, как вы думаете, связано имя прилагательное с именем существительным? ( Да, связано.)

Сообщение темы урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: связь имен прилагательных с именем существительным. Сегодня мы узнаем, как связаны имена прилагательные с именем существительным?

Формирование новых знаний.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим какое слово является главным, а какое зависимым? (Главными словами в словосочетаниях являются существительные, а зависимыми – прилагательные). Прилагательные поясняют, уточняют существительное.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим род, число и падеж главного слова — имени существительного.

(Первое словосочетание разбирается устно, коллективно, под руководством учителя.)

Гороховый суп — сущ. – суп м.р., ед. ч. в им. п.

А в каком роде, числе и падеже прилагательное гороховый? Как определить?

Зависимое слово – прилагательное будет стоять в том же роде, числе и падеже, что и сущ. к которому оно относится.

(Один — два ученика у доски разбирают другие словосочетания.)

Открыли учебники на с.156, упр.16.

Ученик читает предложения из упр.16.

Ребята, какие это предложения простые или сложные? Почему?

Распространенные или нераспространенные? Почему?

Давайте распространим эти предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными холод, зима, север.

Какие предложения более красивые распространенные или нераспространенные?

Давайте запишем распространенные предложения и укажем род, число и падеж существительных и связанных с ними прилагательных.

(Один ученик у доски записывает два предложения, а третье ученики самостоятельно в тетрадях).

А каким членом предложения является прилагательное?

Чтение правила на с.157. Ученик читает правило.

Ребята, что бы легче запомнить это правило, его можно представить в виде схемы:

род, число, падеж род, число, падеж

Давайте попробуем рассказать правило по этой вспомогательной схеме.

(В словосочетании прил. и сущ. прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное к которому оно относится)

Физминутка на внимание.

А теперь поиграем в игру “Угадай предмет по его признакам”.

Один ученик выходит к доске и получает карточку у учителя с изображением животного. Ученик не показывает эту карточку классу, а описывает предмет при помощи только прилагательных. Дети пытаются отгадать что изображено на карточке.

Лиса – рыжая, пушистая, хитрая и т.п.

Медведь – бурый, косолапый, большой и т.п.

Закрепление изученного материала.

Ребята, а теперь посмотрите на эти словосочетания.

Что у них общего?

В каком роде, числе и падеже стоят эти существительные и прилагательные? (В ед.ч., м.р., им.п.).

Давайте подберем и запишем к данным прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.

Как называются такие слова? (Антонимы).

Старый человек – молодой

Скучный рассказ – интересный

Бесполезный подарок – ценный

А теперь давайте посмотрим. Что у нас получилось по вертикале?

Ребята, давайте вспомним, как называются слова близкие по значению? (Синонимы)

Читайте также:  буржуа какого рода существительное

Для чего нужны синонимы?

Умение употреблять синонимы помогает нам избежать повторов, сделать нашу речь разнообразной, выразительной.

Давайте подберем и запишем синонимы к этим прилагательным:

БОЛЬШОЙ — здоровый, громадный, гигантский, огромный, значительный, астрономический и т.д.

СМЕЛЫЙ — храбрый, мужественный, отважный, безбоязненный, бесстрашный, решительный, героический и т.д.

КРАСИВЫЙ — прекрасный, интересный, хорошенький, очаровательный, привлекательный, миловидный.

О какой части речи мы сегодня говорили?

С какой целью употребляются в речи прилагательные?

С какой частью речи связаны прилагательные?

Как прилагательные связаны с существительными?

Сообщение домашнего задания. Упр.17, с.157 правило.

Источник

Имя Существительное и Имя Прилагательное

Скачать:

Вложение Размер
imya_sushchestvitelnoe.pptx 112.57 КБ
imya_prilagatelnoe_luchinina_a.pptx 60.85 КБ
prilagatelnoe_v.ovchinnikova.pptx 1.35 МБ
prilagatelnoe_rita_marink.pptx 161 КБ
prilagatelnoe.pptx 644.63 КБ
prilagatelnoe_diana_solovyova.pptx 644.63 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Работу выполнили Воронов Роман и Артём «Имя существительное»

Имя существительное Имя существительное – это часть речи , отвечющая на вопросы кто ? что ? Обозначает : Конкретные предметы (дверь , окно) ; Живые существа (человек, птица, зверь) ; Явления природы (слякоть, снег, листопад) ; События (праздник, поход) ; Процесс действия (бег, рост) ; Абстрактные понятия (доброта, дружба).

Постоянные признаки Существительные бывает собственные и нарицательные. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы – это имена людей, клички животных, географические названия. (Петя, Бобик, Новосибирск) Нарицательные имена существительные — это общее название для всех однородных предметов. (карандаш, снегопад, кот)

Постоянные признаки Существительные бывают одушевленными и неодушевленными . Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа. (кот, человек, слесарь) Неодушевленные отвечают на вопрос Что? (машина, дом, компьютер)

Постоянные признаки Существительные бывают трех родов : Мужской род (он, мой) – врач , лес Женский род (она, моя) – машина, Аня Средний род (оно, моё) – окно , животное

Постоянные признаки Существительные бывают трех склонений. 1 — е Склонение : ж. р. -а -я м. р. -а -я 2 — е Склонение : м. р. — ср. р. -о -е 3 — e Склонение : ж. р. — ь

Непостоянные признаки Существительные изменяются по падежам . Падежи И.п. (Кто? Что?) Р.п. Нет (Кого? Чего?) Д.п. Дам (Кому? Чему?) В.п. Вижу (Кого? Что?) Т.п. Творю (Кем? Чем?) П.п. Думаю (О ком? О чем?)

Род имён существительных . Непостоянные признаки Существительные изменяются по числам : Единственное число (один) – стол, девочка. Множественное число (много) – столы, девочки.

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Работу выполняла Ученица 6 «А» МБОУ ЛИТ Лучинина Александра

имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы « како́й », « кака́я », «какое», « каки́е », « чей »,а также бывают краткие прилагательные — каков ? ПРИМЕРЫ : какой ? ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ какая ? ТРУДОЛЮБИВАЯ какое ? КРУТОЕ какие ? БЕСПОДОБНЫЕ чей ? ЛИСИЙ каков ? КРАСИВ

Изменяются по числам , родам только в ед.ч . И падежах- И.п.Яркое Р.п.Яркого или яркой интересная- ж .р Д.п.Яркому или яркой инересное-ср.р В.п . Яркое или яркого интересный- м.р Т.п.Ярким или яркой П.п .(о)Яркой или ( о)Ярком Трудолюбивая- ед.ч,Трудолюбивые — мн.ч Имена прилагательные в предложениях обстоятельствами-интеллектуальный конкурс и сказуемыми- Утро было туманное.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ -самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» .

Термин прилагательное произошел от латинского слова adiectivum , которое обозначало «присоединение, прибавление». А имелось в виду то дополнение, которое можно присоединить к существительному, говоря про него. Это могло быть какое-то свойство предмета или его принадлежность кому-то или чему-то.

Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный . Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ : бледно-розовый , трёхлетний . Словообразование прилагательных.

Прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Зависит от имени существительного.

Спасибо за внимание.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы « како́й », « кака́я », «какое», « каки́е », «чей» . В русском языке прилагательные изменяются по родам , падежам и числам , могут иметь краткую форму . В предложении прилагательное чаще всего бывает определением , но может быть и [[ сказуемое|сказуемым

Разряды прилагательных Разряд — единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют четыре разряда прилагательных: качественные, относительные, порядковые и притяжательные.

Качественные прилагательные Обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Как правило, имеют следующие признаки: сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком» ( очень большой , слишком красивый , чрезвычайно умный ). из качественных прилагательных возможно образовать сложное прилагательное путём повтора ( вкусный-вкусный , большой-большой ). однокоренное прилагательное с приставкой не- ( неглупый , некрасивый ). имеют антоним ( глупый — умный ), а иногда и гиперим ( большой — огромный )

Относительные прилагательные Обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Выражают отношение предмета к другому предмету ( дверной ), материалу ( железный ), свойству ( стиральный ), времени ( январский ), месту ( московский ), единице измерения ( пятилетний, двухэтажный, килограммовый ). [3] и т. д. Не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов

Притяжательные прилагательные Обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу ( отцовский , сестрин , лисий ). Отвечают на вопрос «чей». Не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов .

Прилагательные склоняются по падежам и числам, а в единственном числе по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Также есть некоторое количество несклоняемых прилагательных ( пиджаки беж ). Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется . Несклоняемые прилагательные обычно находятся после существительного, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: пиджаки беж .

Образование прилагательных Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный . Прилагательные также образуются сложносуффиксальным способом: льносемяочистительный . Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ: бледно-розовый , трёхлетний .

Морфологический разбор имени Общее грамматическое значение. Начальная форма. Начальной формой у имени прилагательного считается форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода ( синий ). Постоянные признаки: разряд. Непостоянные признаки: употреблено в краткой/полной (только у качественных); степень сравнения (только у качественных); число, род, падеж (синий — употреблён в полной форме, единственном числе) Синтаксическая роль — определение или сказуемое

Переход в другие части речи Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия . В качестве прилагательных также могут выступать местоимения ( Художник из него никакой ). Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться , то есть переходить в разряд существительных : русский, военный

Источник

Переход имен прилагательных в существительные

Прилагательное, употребляясь без существительного, может само приобрести значение существительного и выступать в предложении в его роли. В этом случае прилагательное обозначает уже не свойство предмета, а самый предмет по его свойству, т.е. является таким же существительным, как и обычные существительные. Например, в предложениях Больной выздоровел, Врач навестил больного слово больной обозначает «тот, кто болен», следовательно, обозначает предмет по его свойству, а не свойство предмета. В таком же значении могут употребляться прилагательные бедный, богатый, слепой, хромой, рабочий, столовая, ломовой, дежурный и др., а также некоторые причастия: заведующий, управляющий, трудящийся, раненый, умирающий и др.

Становясь существительным, прилагательное приобретает и грамматические признаки существительных. Род и число у таких прилагательных, как и у существительных, становятся несинтаксическими. Ср., например: Врач навестил больного (можно заменить больную, больных) и Врач навестил больного товарища (такой замены сделать нельзя, так как род и число прилагательного зависят от определяемого им существительного). Их падежные формы перестают быть согласуемыми, а становятся самостоятельными, выражая, как и у существительных, различные отношения предмета, который обозначается этим словом, к другим словам речи. Например: навестил больного, пошел к больному, вышел от больного, пошел от больных и т.д. (ср. падежи у прилагательных, при помощи которых они согласуются с существительными: больной товарищ, пошел к больному товарищу, больного товарища). Соответственно изменяется и синтаксическое употребление прилагательных. В им. пад. они могут выступать в качестве подлежащего: больной выздоровел, пришел заведующий; в косвенных падежах, употребляясь в соединении с предлогами или без предлогов, они выступают в роли второстепенных членов предложения, и именно дополнения, т.е. предметного определяющего слова, как и другие существительные, ср.: навестил больного и навестил товарища, пошел к больному и пошел к товарищу и т.д. Наконец, прилагательное, став существительным, может само определяться прилагательными, например: тифозный больной, спокойный больной и др.

Однако, переходя в существительные, прилагательные все же продолжают сохранять и некоторые свои особенности. Так, например, они могут определяться такими наречиями, которые обычно не употребляются при существительных: врач подошел к тяжело больному или к смертельно раненому. Перешедшие в существительное причастия обычно сохраняют свойственное причастиям как глагольным формам управление падежами существительных: пошел к заведующему складом, командующий армией приказал.

Прилагательные, которые переходят в существительные по своему употреблению, можно разделить на три группы: одни из них употребляются и как существительные, и как прилагательные (например, больной, богатый, бедный, слепой, хромой). При этом, выступая в качестве прилагательного, такие слова могут употребляться с любыми существительными, например: больной ученик, старик, мальчик, животное, собака, растение и т.д.; другие слова в современном языке употребляются только в качестве существительных, например: портной, мостовая, кладовая, пирожное, лесничий, посыльный, двугривенный, главнокомандующий, набережная, насекомое. Наконец, имеется третья группа слов, переходная от первой ко второй. Слова этой группы обычно употребляются как существительные и реже как прилагательные. При этом в последнем случае эти слова могут сочетаться только с несколькими определенными существительными (иногда даже с одним). Таковы, например, слова: ломовой (извозчик), гончая, борзая (собака), Первая конная (армия), мастеровой (человек), прилагательное (имя), существительное (имя).

Процесс перехода прилагательных в существительные происходил в разное время. У одних слов этот процесс уже закончился. Например, портной, жаркое в современном языке выступают только как существительные, хотя когда-то могло быть – портной швец, жаркое блюдо; у других же слов этот процесс только начался, нередко за последние годы, на наших глазах, например: встречный, посевная, уборочная, третий решающий, Первая конная.

Источник

Как создать существительное и прилагательное



Связь имен прилагательных с существительными

Обучающие: повторить общие сведения об имени прилагательном, уточнить представление учащихся о зависимости прилагательного от существительного, повторить и антонимы.

Развивающие: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу, любовь и интерес к русскому языку.

Орг. момент. Приветствие.

Повторение ранее изученного материала.

Ребята, сейчас мы будем записывать словарные слова словосочетаниями: прил. + сущ.

Гороховый суп, злая собака, красивое растение, прекрасная картина, теплое молоко, новое пальто.

(Один ученик пишет на доске). Проверка записи на доске и в тетрадях.

Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что обозначает имя прилагательное?

Ребята, как вы думаете, связано имя прилагательное с именем существительным? ( Да, связано.)

Сообщение темы урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: связь имен прилагательных с именем существительным. Сегодня мы узнаем, как связаны имена прилагательные с именем существительным?

Формирование новых знаний.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим какое слово является главным, а какое зависимым? (Главными словами в словосочетаниях являются существительные, а зависимыми – прилагательные). Прилагательные поясняют, уточняют существительное.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим род, число и падеж главного слова — имени существительного.

(Первое словосочетание разбирается устно, коллективно, под руководством учителя.)

Гороховый суп — сущ. – суп м.р., ед. ч. в им. п.

А в каком роде, числе и падеже прилагательное гороховый? Как определить?

Зависимое слово – прилагательное будет стоять в том же роде, числе и падеже, что и сущ. к которому оно относится.

(Один — два ученика у доски разбирают другие словосочетания.)

Открыли учебники на с.156, упр.16.

Ученик читает предложения из упр.16.

Ребята, какие это предложения простые или сложные? Почему?

Распространенные или нераспространенные? Почему?

Давайте распространим эти предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными холод, зима, север.

Какие предложения более красивые распространенные или нераспространенные?

Давайте запишем распространенные предложения и укажем род, число и падеж существительных и связанных с ними прилагательных.

(Один ученик у доски записывает два предложения, а третье ученики самостоятельно в тетрадях).

А каким членом предложения является прилагательное?

Чтение правила на с.157. Ученик читает правило.

Ребята, что бы легче запомнить это правило, его можно представить в виде схемы:

род, число, падеж род, число, падеж

Давайте попробуем рассказать правило по этой вспомогательной схеме.

(В словосочетании прил. и сущ. прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное к которому оно относится)

Физминутка на внимание.

А теперь поиграем в игру “Угадай предмет по его признакам”.

Один ученик выходит к доске и получает карточку у учителя с изображением животного. Ученик не показывает эту карточку классу, а описывает предмет при помощи только прилагательных. Дети пытаются отгадать что изображено на карточке.

Лиса – рыжая, пушистая, хитрая и т.п.

Медведь – бурый, косолапый, большой и т.п.

Закрепление изученного материала.

Ребята, а теперь посмотрите на эти словосочетания.

Что у них общего?

В каком роде, числе и падеже стоят эти существительные и прилагательные? (В ед.ч., м.р., им.п.).

Давайте подберем и запишем к данным прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.

Как называются такие слова? (Антонимы).

Старый человек – молодой

Скучный рассказ – интересный

Бесполезный подарок – ценный

А теперь давайте посмотрим. Что у нас получилось по вертикале?

Ребята, давайте вспомним, как называются слова близкие по значению? (Синонимы)

Для чего нужны синонимы?

Умение употреблять синонимы помогает нам избежать повторов, сделать нашу речь разнообразной, выразительной.

Давайте подберем и запишем синонимы к этим прилагательным:

БОЛЬШОЙ — здоровый, громадный, гигантский, огромный, значительный, астрономический и т.д.

СМЕЛЫЙ — храбрый, мужественный, отважный, безбоязненный, бесстрашный, решительный, героический и т.д.

КРАСИВЫЙ — прекрасный, интересный, хорошенький, очаровательный, привлекательный, миловидный.

О какой части речи мы сегодня говорили?

С какой целью употребляются в речи прилагательные?

С какой частью речи связаны прилагательные?

Как прилагательные связаны с существительными?

Сообщение домашнего задания. Упр.17, с.157 правило.

Источник

Имя Существительное и Имя Прилагательное

Скачать:

Вложение Размер
imya_sushchestvitelnoe.pptx 112.57 КБ
imya_prilagatelnoe_luchinina_a.pptx 60.85 КБ
prilagatelnoe_v.ovchinnikova.pptx 1.35 МБ
prilagatelnoe_rita_marink.pptx 161 КБ
prilagatelnoe.pptx 644.63 КБ
prilagatelnoe_diana_solovyova.pptx 644.63 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Работу выполнили Воронов Роман и Артём «Имя существительное»

Имя существительное Имя существительное – это часть речи , отвечющая на вопросы кто ? что ? Обозначает : Конкретные предметы (дверь , окно) ; Живые существа (человек, птица, зверь) ; Явления природы (слякоть, снег, листопад) ; События (праздник, поход) ; Процесс действия (бег, рост) ; Абстрактные понятия (доброта, дружба).

Постоянные признаки Существительные бывает собственные и нарицательные. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы – это имена людей, клички животных, географические названия. (Петя, Бобик, Новосибирск) Нарицательные имена существительные — это общее название для всех однородных предметов. (карандаш, снегопад, кот)

Постоянные признаки Существительные бывают одушевленными и неодушевленными . Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа. (кот, человек, слесарь) Неодушевленные отвечают на вопрос Что? (машина, дом, компьютер)

Постоянные признаки Существительные бывают трех родов : Мужской род (он, мой) – врач , лес Женский род (она, моя) – машина, Аня Средний род (оно, моё) – окно , животное

Постоянные признаки Существительные бывают трех склонений. 1 — е Склонение : ж. р. -а -я м. р. -а -я 2 — е Склонение : м. р. — ср. р. -о -е 3 — e Склонение : ж. р. — ь

Непостоянные признаки Существительные изменяются по падежам . Падежи И.п. (Кто? Что?) Р.п. Нет (Кого? Чего?) Д.п. Дам (Кому? Чему?) В.п. Вижу (Кого? Что?) Т.п. Творю (Кем? Чем?) П.п. Думаю (О ком? О чем?)

Род имён существительных . Непостоянные признаки Существительные изменяются по числам : Единственное число (один) – стол, девочка. Множественное число (много) – столы, девочки.

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Работу выполняла Ученица 6 «А» МБОУ ЛИТ Лучинина Александра

имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы « како́й », « кака́я », «какое», « каки́е », « чей »,а также бывают краткие прилагательные — каков ? ПРИМЕРЫ : какой ? ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ какая ? ТРУДОЛЮБИВАЯ какое ? КРУТОЕ какие ? БЕСПОДОБНЫЕ чей ? ЛИСИЙ каков ? КРАСИВ

Изменяются по числам , родам только в ед.ч . И падежах- И.п.Яркое Р.п.Яркого или яркой интересная- ж .р Д.п.Яркому или яркой инересное-ср.р В.п . Яркое или яркого интересный- м.р Т.п.Ярким или яркой П.п .(о)Яркой или ( о)Ярком Трудолюбивая- ед.ч,Трудолюбивые — мн.ч Имена прилагательные в предложениях обстоятельствами-интеллектуальный конкурс и сказуемыми- Утро было туманное.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ -самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» .

Термин прилагательное произошел от латинского слова adiectivum , которое обозначало «присоединение, прибавление». А имелось в виду то дополнение, которое можно присоединить к существительному, говоря про него. Это могло быть какое-то свойство предмета или его принадлежность кому-то или чему-то.

Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный . Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ : бледно-розовый , трёхлетний . Словообразование прилагательных.

Прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Зависит от имени существительного.

Спасибо за внимание.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы « како́й », « кака́я », «какое», « каки́е », «чей» . В русском языке прилагательные изменяются по родам , падежам и числам , могут иметь краткую форму . В предложении прилагательное чаще всего бывает определением , но может быть и [[ сказуемое|сказуемым

Разряды прилагательных Разряд — единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют четыре разряда прилагательных: качественные, относительные, порядковые и притяжательные.

Качественные прилагательные Обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Как правило, имеют следующие признаки: сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком» ( очень большой , слишком красивый , чрезвычайно умный ). из качественных прилагательных возможно образовать сложное прилагательное путём повтора ( вкусный-вкусный , большой-большой ). однокоренное прилагательное с приставкой не- ( неглупый , некрасивый ). имеют антоним ( глупый — умный ), а иногда и гиперим ( большой — огромный )

Относительные прилагательные Обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Выражают отношение предмета к другому предмету ( дверной ), материалу ( железный ), свойству ( стиральный ), времени ( январский ), месту ( московский ), единице измерения ( пятилетний, двухэтажный, килограммовый ). [3] и т. д. Не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов

Притяжательные прилагательные Обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу ( отцовский , сестрин , лисий ). Отвечают на вопрос «чей». Не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов .

Прилагательные склоняются по падежам и числам, а в единственном числе по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Также есть некоторое количество несклоняемых прилагательных ( пиджаки беж ). Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется . Несклоняемые прилагательные обычно находятся после существительного, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: пиджаки беж .

Образование прилагательных Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный . Прилагательные также образуются сложносуффиксальным способом: льносемяочистительный . Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ: бледно-розовый , трёхлетний .

Морфологический разбор имени Общее грамматическое значение. Начальная форма. Начальной формой у имени прилагательного считается форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода ( синий ). Постоянные признаки: разряд. Непостоянные признаки: употреблено в краткой/полной (только у качественных); степень сравнения (только у качественных); число, род, падеж (синий — употреблён в полной форме, единственном числе) Синтаксическая роль — определение или сказуемое

Переход в другие части речи Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия . В качестве прилагательных также могут выступать местоимения ( Художник из него никакой ). Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться , то есть переходить в разряд существительных : русский, военный

Источник

Словосочетание

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:

слово словосочетание
стол обеденный стол
письменный стол
лист лавровый лист
лист малины
гулять гулять в парке
гулять с друзьями

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:

гулять (с кем?) с друзьями.

Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:

золотая монета – монета из золота,

меховой воротник – воротник из меха,

бритвенный станок – станок для бритья.

Не являются словосочетаниями:

    Подлежащее и сказуемое:

Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:

Слово с предлогом:

у окна, возле дома.

Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):

(какой?) уставший и (какой?) сонный.

Устойчивые выражения (фразеологизмы):

Сложные грамматические формы:

будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:

. ветка, сломанная ветром.

Смысловая и грамматическая связь

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

Смысловая связь Примеры
предмет и его признак засохший цветок
цветок
(какой?) засохший
действие и предмет лететь к солнцу
лететь
(к чему?) к солнцу
действие и его признак заинтересованно разглядывать
разглядывать
(как?) заинтересованно
признак и его степень по-весеннему свежий
свежий
(как?) по-весеннему

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:

домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;

ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.

Признаки словосочетания

Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:

  1. Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
  2. Смысловое единство этих слов.
  3. Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.

Простые и сложные

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.

Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.

Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

Глагольные, именные и наречные

По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:

глагольные главным словом является глагол бегать по траве,
листать книгу,
решать задачу
именные главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение свежая краска,
очень скучный,
пять уроков,
кто-то знакомый
наречные главным словом является наречие навстречу мечте,
рядом с домом

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:

большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).

Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

  • имена прилагательные: надувной шарик;
  • местоимения-прилагательные: наши друзья;
  • причастия: просмотренный фильм;
  • порядковые числительные: второй год.

Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).

Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).

Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании

грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.

Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):

учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.

При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

Неделимые словосочетания

Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:

сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания:

  1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  2. Определить, какой частью речи является главное слово.
  3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
  4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
  5. Определить вид словосочетания по главному слову.
  6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – × .

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

Источник

Читайте также:  чувство это существительное или нет