Меню

Как связан тип речи с видом глаголов



Типы речи.К ГИА
консультация по русскому языку (9 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
Типы речи к ГИА.Памятка 52 КБ

Предварительный просмотр:

Описание — это тип речи. В тексте-описании изображаются, перечисляются признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий.

классическое описание: трехчастное: начальная часть (представление предмета; может быть сказано почему автор описывает предмет, время, место нахождения предмета), основная часть (конкретизация предмета через топы; выражение отношения автора к предмету), заключительная часть (вывод или предложение, просто заканчивающее перечисление признаков);

свободное описание: называются только самые яркие признаки, активно используются образные средства.

План риторического анализа описательного текста.

1.Коммуникативная цель: дать информацию о предмете, то есть рассказать о его признаках, свойствах.

2.Основной вопрос к тексту: какой?

3.Тема: предмет описания (например: «Осень»).

4.Основная мысль:«Предмет описания имеет такие признаки…», «Предмет таков» (например: «Золотая ранняя осень», «Холодная, дождливая поздняя осень»).

5.Топы: «определение», «целое — части», «свойства», «сопоставление» (не обязательно все).

начальная часть (представление предмета описания;

основная часть (конкретизация предмета через топы);

заключительная часть (возможна, но не обязательна).

7.Грамматические, риторические и др.особенности:

преобладание существительных и прилагательных;

глаголы несовершенного вида;

множество образных средств ( сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, инверсия, антитеза, повтор слова и др.).

Задание: сделать риторический анализ текста-описания.

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки. В дальнем углу цветника стояла ржавая бочка, наполненная грязной дождевой водой. Бочкой давно никто не пользовался, так как поливать было некому, да и нечего. Детские качели, на которых когда-то было весело и шумно, сиротливо и грустно скрипели, жалуясь ветру… Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного цветка розы.

Повествование — это тип речи. В тексте-повествовании рассказывается о действиях и событиях в определенном порядке (что было сначала, что потом… и наконец).

План риторического анализа повествовательного текста.

1.Коммуникативная цель: дать информацию о действиях и событиях.

2.Основной вопрос к тексту: что произошло?

3.Тема: о чем или о ком говорится в тексте (например: «История из школьной жизни», «Поездка в деревню»).

4.Основная мысль: «С героями произошло следующее…», «Герой действует так» (например: «Однажды Игорь Петров решил подсказать другу…», «Я научился защищать друзей и ценить дружбу»).

5.Топы: «обстоятельства места, времени, цели, причины, условия, уступки, образа действия».

6.Схема построения: вступление (экспозиция)(сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои, с которыми это произошло);

завязка (момент, с которого начинается событие),

основная часть (развитие действия);

кульминация (момент наивысшего накала событий);

развязка (окончание в развитии событий), вывод.

7.Грамматические, риторические и др. особенности:

преобладание глаголов, называющих конкретные действия (движение, речь и др.);

использование деепричастий, деепричастных оборотов, наречий;

слова и словосочетания, помогающие показать строгую последовательность действий во времени ( однажды, сначала, затем, сперва, еще, уже, а в это время, тогда и др.);

характерна цепная связь.

Задание: сделать риторический анализ текста-повествования.

У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой. Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.

Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.

Все бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнца. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней ветви.

Но проходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями – она ведь привыкла обходиться малым. А дерево и сей час растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязывало на своих ветвях хоть один плод.

Рассуждение — это тип речи. В тексте-рассуждении излагаются причины явлений и событий, их взаимосвязь.

Основа рассуждения- перечисление фактов, доказательств, обосновывающих вывод, к которому стремится привести читателя автор.

Виды логических схем рассуждения:

веерная схема (доводы доказывают или объясняют тезис, следствие «вытекает» из тезиса и доводов);

цепная схема (тезис – причина для вывода, вывод-основа для нового вывода и т.д.).

дедуктивный (от общего к частному; тезис (основная мысль) – доводы);

индуктивный ( от частного к общему; примеры, доводы – вывод (основная мысль).

естественные доводы (доводы «к делу»; конкретные, бесспорные факты: документы, данные экспертизы, научного анализа, свидетельские показания и т.п.);

искусственные доводы (доводы «к человеку»; доводы, обращенные к морально-этическим представлениям убеждаемого). План риторического анализа текст – рассуждения.

1.Коммуникативная цель: убедить, объяснить.

2.Основной вопрос к тексту: почему?.

3.Тема: о чем или о ком говорится в тексте (например:«Монументы»).

4.Основная мысль: тезис (требует объяснения или доказательства (например: «Монументы возвышают дух народа»).

К каждому тезису можно сформулировать антитезис (например: «Монументы не возвышают дух народа»).

«причина» (почему истинен тезис) ( выстраивает смысловые связи между тезисом и доводами с помощью логических связок: так как, ибо, потому что, поскольку, которые редко прямо представлены в тексте, их надо восстанавливать на логической схеме);

«следствие» (что «вытекает» из основного тезиса, справедливость которого доказывается)(выстраивает смысловые связи с помощью логических связок: следовательно, поэтому);

«пример» (иллюстрация к доводу)

тезис (основная мысль, то, что надо доказать, объяснить; от основной мысли к тексту ставятся вопросы: почему? по какой причине? зачем? отчего? есть ли это? так ли это?);

доводы (от доводов к выводу задается вопрос: какой отсюда следует вывод);

вывод (автор может сам и не делать вывод).

7. Грамматические, риторические и др. особенности:

абстрактные существительные( называют не конкретный предмет, а умозрительное понятие, например: мировоззрение, знание, мнение и др.);

оценочные слова различных частей речи (прекрасно, ложное, идеально и др.);

слова, с помощью которых обозначаются человеческие эмоции, процессы размышления и речи (поразительно, радостно, обдумаем, сравним, выскажем и др.);

тропы (метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты);

риторические фигуры (повтор, антитеза, инверсия, гипербола, литота, градация, риторический вопрос и др.).

Задание: сделать риторический анализ текста-рассуждения.

Петровские реформы системы государственного управления способствовали формированию ее четкой централизованной структуры.

Государственный аппарат значительно усилился и стал профессиональным. Произошла бюрократизация управления. Церковь превратилась в государственное учреждение. В петровском «регулярном» государстве человек был ценен не сам по себе, а лишь как часть государственного механизма.

Источник

Тип речи: описание, повествование, рассуждение. Тип речи описание: примеры

В школьной программе обязательно присутствует тема: «Типы речи: описание, повествование, рассуждение». Но спустя время знаниям свойственно стираться из памяти, поэтому нелишним будет закрепить этот важный вопрос.

Что такое типы речи? Какие функции они выполняют?

Типы речи: описание, повествование, рассуждение — это то, как мы говорим о предмете. Например, представим себе обычный стол в кабинете или дома на кухне. Если потребуется описать этот предмет, то следует подробно рассказать, как он выглядит, что на нем находится. Подобный текст будет нести описательный характер, следовательно, речь идет об описании. Если рассказчик станет рассуждать о том для чего этот стол, не слишком ли он стар, не пора ли поменять его на новый, то избранный тип речи, будет называться рассуждением. Повествованием текст можно назвать в случае, если человек расскажет историю, как этот стол был заказан или изготовлен, привезен домой и остальные подробности появления стола на территории квартиры.

Теперь немного теории. Типы речи используются рассказчиком (автором, журналистом, учителем, диктором) для передачи информации. В зависимости от того, как она будет подана, определяется типология.

Описание — это тип речи, целью которого является детальный рассказ о статичном предмете, образе, явлении или человеке.

Повествование сообщает о развивающемся действии, донося определенную информацию во временной последовательности.

С помощью рассуждения передается течение мысли относительно предмета, ее вызвавшего.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

Типы речи часто называют функционально-смысловыми. Что это значит? Одно из значений слова «функция» (существует множество других, включая и математические термины) — роль. То есть речевые типы играют определенную роль.

Функция описания как типа речи — воссоздать вербальную картинку, помочь читателю увидеть ее внутренним зрением. Достигается это за счет использования прилагательных в различных степенях сравнения, деепричастных оборотов, иных речевых средств. Данный тип речи чаще всего можно встретить в художественном стиле. Описание в научном стиле будет значительно отличаться от художественного неэмоциональным, четким ходом рассказа, обязательным присутствием терминов и профессиональной лексики.

Для повествования характерно изображение действия, ситуации или конкретного случая. При помощи глаголов и кратких, емких предложений создается эффект присутствия. Этот тип речи часто используют в новостных репортажах. Его функция — оповещение.

Рассуждению как типу речи свойственно многообразие стилей: художественный, научный, деловой и даже разговорный. Преследуемая цель — разъяснить, раскрыть определенные особенности, что-то доказать или опровергнуть.

Особенности структуры типов речи

Для каждого типа речи свойственна четкая структура. Для повествования характерна следующая классическая форма:

Описание не имеет четкой структуры, но оно отличается такими формами, как:

  • описательный рассказ о человеке или животном, а также предмете;
  • подробное описание места;
  • описание состояния.

Подобные примеры часто встречаются в литературных текстах.

Рассуждение принципиально отличается от предыдущих типов речи. Поскольку его целью является передача последовательности мыслительного процесса человека, то строится рассуждение следующим образом:

  • тезис (утверждение);
  • аргументы, вместе с приводимыми примерами (доказательство данного утверждения);
  • финальное умозаключение или вывод.

Часто типы речи путают со стилями. Это грубейшая ошибка. Ниже мы расскажем, чем стили отличаются от типов.

Типы и стили речи: в чем различия?

В учебниках русского языка фигурирует понятие речевых стилей. Что это такое и есть ли отличия между стилями и типами?

Итак, стиль представляет собой комплекс определенных речевых средств, используемых в конкретной сфере общения. Насчитывается пять основных стилей:

  1. Разговорный.
  2. Публицистический.
  3. Официально-деловой (или деловой).
  4. Научный.
  5. Художественный.

Чтобы увидеть характерные особенности стилей, можно взять любой текст. Тип речи (описание, примеры которого будут представлены), присутствует как в научном, так и в публицистическом стиле. Разговорный стиль мы выбираем для ежедневного общения. Он характеризуется наличием просторечных выражений, сокращений и даже жаргонных слов. Он уместен дома или с друзьями, но по приходу в официальное учреждение, например, в школу, университет или министерство — стиль речи изменяется на деловой с элементами научного.

В публицистическом стиле написаны газеты и журналы. Используя его, вещают новостные каналы. Научный стиль можно встретить в учебной литературе, для него характерно множество терминов и понятий.

Наконец, художественный стиль. Им написаны книги, которые мы читаем для собственного удовольствия. Ему присущи сравнения («утро прекрасно, как улыбка любимой»), метафоры («золотом сыплет на нас ночное небо») и другие художественные обороты. Кстати, описание — это тип речи, довольно часто встречающийся в художественной литературе и, соответственно, в одноименном стиле.

Как отличить стили речи от типов? Типы речи — это то, как и о чем мы говорим. Описываем цветок или дом — значит, тип речи — описание. Утверждаем, что дом здесь появился в определенном году, приводя тому веские аргументы — наш речевой тип — рассуждение. Ну а если рассказчик желает поделиться опытом высадки и ухода за растением или поведать, как он построил дом, то мы имеем дело с повествованием.

Отличие состоит в следующем: описывать, размышлять или повествовать можно, используя разные стили. Например, рассказывая о цветке в художественном стиле, автор использует массу выразительных эпитетов, чтобы передать слушателю или читателю красоту растения. Биолог же, опишет цветок, с точки зрения науки, применяя общепринятую терминологию. Таким же образом можно рассуждать и повествовать. К примеру, публицист напишет фельетон о неосторожно сорванном цветке, используя рассуждение как тип речи. В то же время девочка, применяя разговорный стиль, расскажет подруге, как одноклассник подарил ей букет.

Использование стилей

Специфика стилей речи делает возможным их успешное соседство. Например, если тип речи — описание, то оно может быть дополнено рассуждением. Все тот же цветок можно описать в школьной стенной газете, используя при этом как научный или публицистический, так и художественный стиль. Это может быть статья о ценных свойствах растения и стихотворение, воспевающее его красоту. На уроке биологии преподаватель, применяя научный стиль, предложит ученикам информацию о цветке, а после этого может рассказать увлекательную легенду о нем.

Тип речи описание. Примеры в литературе

Данный тип можно условно назвать изображением. То есть, описывая, автор изображает предмет (например, стол), явления природы (гроза, радуга), человека (девочка из соседнего класса или любимый актер), животное и так до бесконечности.

В рамках описания выделяют следующие формы:

• пейзаж или интерьер.

Автор рассказывает об объекте, предмете или месте так, чтобы слушатели могли представить, увидеть его, но с помощью словесного описания. Стоит ознакомиться со следующими примерами.

Примеры пейзажа, вы можете найти в произведениях классиков. Например, в рассказе «Судьба человека» автор приводит краткое описание ранней послевоенной весны. Картины, воссозданные им, настолько живы и правдоподобны, что создается впечатление, будто читатель видит их.

В рассказе Тургенева «Бежин луг» пейзажи также играют важную роль. При помощи словесного изображения летнего неба и заката писатель передает могущественную красоту и силу природы.

Чтобы запомнить, что такое описание как тип речи, стоит рассмотреть очередной пример.

«Мы вышли на пикник за город. Но сегодня небо было хмурым и становилось к вечеру все неприветливее. Сначала тучи были тяжелого серого оттенка. Небо закрывалось ими, как сцена театра после спектакля. Солнце хоть еще и не село, но уже было незаметным. И вот между мрачными заслонками туч появились молнии. ».

Для описания характерно использование прилагательных. Именно благодаря им этот текст производит впечатление картины, передает нам цвет и погодные градации. К рассказу описательного типа задаются следующие вопросы: «Как выглядит описываемый предмет (человек, место)? Какие признаки ему присущи?»

Повествование: пример

Обсуждая предыдущий тип речи (описание), можно отметить, что он применяется автором для воссоздания зрительного эффекта. А вот повествование передает сюжет в динамике. Данный речевой тип описывает события. В следующем примере повествуется о том, что было с героями маленького рассказа о грозе и пикнике дальше.

«… Первые молнии не пугали нас, но мы знали, что это только начало. Нужно было собирать наши вещи и убегать. Как только нехитрый ужин был собран в рюкзаки, на покрывало упали первые капли дождя. Мы помчались к автобусной остановке».

В тексте необходимо обратить внимание на количество глаголов: они создают эффект действия. Именно изображение ситуации во временном отрезке являются признаками повествовательного типа речи. Кроме того, к тексту такого рода можно задать вопросы «Что было сначала? Что произошло потом?»

Рассуждение. Пример

Что такое рассуждение как тип речи? Описание и повествование уже знакомы нам и более просты для понимания, нежели текст-рассуждение. Вернемся к друзьям, попавшим под дождь. Можно легко представить, как они обсуждают свое приключение: «…Да, нам повезло, что дачник-автомобилист заметил нас на остановке. Хорошо, что он не проехал мимо. В теплой кровати хорошо рассуждать о грозе. Совсем не так страшно, будь мы снова на той же остановке. Гроза — это ведь не только неприятно, но еще и опасно. Нельзя предугадать, куда ударит молния. Нет, больше никогда не поедем загород, не узнав точный прогноз погоды. Пикник хорош для солнечного дня, а в грозу лучше пить чай дома». В тексте присутствуют все структурные части рассуждения как типа речи. Кроме того, к нему можно задать вопросы, характерные для рассуждения: «В чем причина? Что из этого следует?»

В заключение

Наша статья была посвящена типам речи — описанию, повествованию и рассуждению. Выбор определенного речевого типа зависит от того, о чем мы говорим в данном случае и какую цель преследуем. Также мы упомянули характерные речевые стили, их особенности и тесную взаимосвязь с типами речи.

Источник

Читайте также:  Частичка не с глаголами пишется раздельно