Меню

Как ты определяешь время глагола



Времена глаголов

Что такое время глагола?

Время глагола – это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам. Категория времени представлена системой противопоставляемых друг другу глагольных форм прошедшего (ходил, смеялся), будущего (запишу, буду читать) и настоящего времени (верю, стоите) и служит для определения времени, в которое осуществляется названное глаголом действие или процесс. Категория времени присуща только глагольным формам изъявительного наклонения.

В каком времени может употребляться глагол?

Существует три времени глагола в русском языке:

  • Прошедшее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи (вчера вы вернулись из отпуска, весь год он работал над проектом).
  • Настоящее время глагола показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи (я сейчас делаю уроки, они сейчас идут в кино). Также формы настоящего времени могут указывать на типичные или постоянные действия, которые не связаны непосредственно с моментом речи (она всегда обедает в кафе, газета выходит по четвергам).
  • Будущее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем (завтра я весь день буду работать, через неделю они посетят музей).

От вида глагола напрямую зависит то, какие времена имеет глагол: глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, тогда как глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени.

Как определить время глагола?

Формы времени глаголов образуются при помощи ряда словообразующих суффиксов и изменяются по числам, лицам в настоящем и будущем времени, по числам и родам в прошедшем времени. По представленной таблице вы можете ознакомиться с особенностями изменения глаголов по временам и понять, как определить время глагола по его форме.

Источник

определение времени глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Тема: Упражнение в определении времени глагола.

Цель:способствовать формированию ценностного отношнния к совместной познавательной деятельности по определению и применению способа определения времени глагола.

Предметные- определять время глагола по вопросам и другим признакам

Способствовать формированию умения целеполагать, ставить учебную задачу

Выбирать и осуществлять учебную деятельность (планировать работу), оценивать свою работу и результат

Учить обосновывать свое мнение, слушать ,вступать в диалог.

Личностные— ценностное отношение к умению различать глаголы

Скачать:

Вложение Размер
russkiy_yazyk_tema_opredelenie_vremeni_glagola.docx 17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Упражнение в определении времени глагола.

Цель: способствовать формированию ценностного отношнния к совместной познавательной деятельности по определению и применению способа определения времени глагола.

Предметные- определять время глагола по вопросам и другим признакам

Способствовать формированию умения целеполагать, ставить учебную задачу

Выбирать и осуществлять учебную деятельность (планировать работу), оценивать свою работу и результат

Учить обосновывать свое мнение, слушать ,вступать в диалог.

Личностные — ценностное отношение к умению различать глаголы

-Я вчера прочитала интересную фразу:

Глаза хотят внимательно смотреть

А уши слышать, что нам говорят

Мы многое хотим узнать,

А время нас не будет ждать.

-Каким образом она относится к нам? (нужно слушать ,не мешать другим,не

Не теряя времени переходим к чистописанию: Ши шу шл шм шн шк шт шв

3. Актуализация знаний

-Вы все умеете проверять безударный гласный в корне слова. Я предлагаю задание: проверить безударный гл в корне слова, но слова записывать в три группы по частям речи.

В.селый, кр.чать, бл.стеть, зв.нок, цв.тной, к.вер, см.шной, защ.щать, веч.р П Р О В Е Р К А

-Какие общие признаки есть у данных сущ , прил, гл?-

-Кроме вопроса как еще можно узнать глагол н.ф.?( ть, чь ,ти )

-Как могут изменяться глаголы (по числам, по родам в прош времени , по временам )

4.Тема урока : Упражнение в определении времени глаголов

-Какие задания вы можете предложить ,чтобы развивать умение определять время глаголов(поставить глагол в н.в.,п.в.,б.в.,мн.ч., ж.р. и т. д.)

-научиться измять глаголы по временам

-определять время глагола по вопросам идругим признакам(на доску)

5.Работа в группах: запишите данные глаголы

(как работать в группах:не спорить , а доказывать,выслушивать мнение товарища )

6.Назови свой глагол , а мы определим его время (карточкой)

Я иду по лесной тропинке .Земля поднимается холмиком. Показываются две широкие лапки и мокрый нос. Это крот. Он роет нору.Зверек выглядывает и опять ныряет в глубину.На полянке остается кучка рыхлой земли.

-определите время глаголов в тексте

-как можно изменить время глагола (предлагают дети)

-запишите в другом времени(каждая группа выбирает сама время)

-кому было трудно ?В чем проблема? Что помогло справиться?

Весной ты идешь с ребятами на луг.

-какие предложите задания ?(подчеркнуть орфограммы, основу предложения ,определить время глагола)

Он утопает в цветочках. В траве спрятался колючий ежик.

-под диктовку с теми же заданиями.

9. Рефлексия :- Какие задачи на урок мы ставили ?

-Как мы их решали ?

— Кого хотите похвалить за работу на уроке ?

Завтра урок проверки знаний по теме: « Определение времени глаголов».

Кто уверен что справится ? Какие трудности ?

10. Д .З: упр.454 и 460 помогут еще раз поупражняться в определении времени глаголов.Выполните одно из них устно , а другое в тетради.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок — урок закрепления знаний по теме «Время глагола». Ярким был эмоциональный настрой урока. На уроке использованн игровой материал, который позволил более четко определять время глагола. Дом.

Разработка урока русского языка в 3 классе.

Формирование умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу (по суффиксу – л – в прошедшем времени);Развитие умения употреблять в речи глаголы в переносном значении;Познакомит.

Урок русского языка в 3 классе. 18.04.2012г.Тема: Упражнения в определении времени глагола.Цели:-закрепить знания детей о существенных признаках глагола как части речи-совершенствова.

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс УМК «Занков».

Технологическая карта предназначена для урока русского языка во 2 классе по развивающей системе Л.В. Занкова.

Развитие умения отличать одну временную форму от другой, изменять глаголы по временам.

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Время глагола, с. 76 – 77

Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.

ГЛАГОЛ
Время глагола

Ответы к стр. 76 – 77

1. Прочитай. Вставь пропущенные слова.

Глаголы изменяются по числам и временам.
Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени.

2. Прочитай. Отметь √ , в каком времени глаголы обозначают действие, которое будет происходить после момента речи, и отвечают на вопрос что сделает? что будет делать?

будущее время

3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Над глаголами укажи время.

Вдру г в пуш и стые к о мочки
прош. вр.
Превратились дружно почки.
наст. вр.
Что всё это озн а ч а ет?
наст. вр.
Наша верба расцв е тает!
наст. вр.
Пр о сыпается она
буд. вр.
Сразу, как придёт в е сна!

• Объясни, как ты определял(а) время выделенного глагола.

Почки превратились. Превратились — глагол употреблён в форме прошедшего времени, обозначает действие, которое произошло до момента речи, в прошедшем времени, и отвечает на вопрос что сделали?

4. Прочитай. Отметь √ ряд, в котором все глаголы стоят в форме настоящего времени . Обозначь время над другими глаголами.

прош. вр. наст. вр. прош. вр.
спросила, бежит, читали

наст. вр. буд. вр. наст. вр.
летает, расскажет, объясняет

печатает, встречает, рисует

5. Прочитай. Отметь √ глагол, от которого можно образовать все три формы времени. Образуй и запиши эти формы от данного глагола.

шить, шьёт, шил, будет шить

6. Прочитай. Обозначь в глаголах ударение. Проверь правильность постановки ударения по орфоэпическому словарю в учебнике (часть 2, с. 155).

Пóнял, понялá; нáчал, началá; бралá, брáли.

7. Прочитай. Укажи время над глаголом. Запиши это предложение, употребляя глагол в форме прошедшего времени.

наст. вр.
Звенит по камушкам ручей.
Звенел по камушкам ручей.

8 ∗ . Прочитай предложения. Подчеркни в каждом предложении глагол, который употреблён не в том времени. Напиши предложения правильно.

1) Мама достала из комода синюю ленту и заплетает Маше косичку.
Правильно: Мама достала из комода синюю ленту и заплела Маше косичку.

2) Маленькие глухарята ловят в траве мошек и клевали сладкую землянику.
Правильно: Маленькие глухарята ловят в траве мошек и клюют сладкую землянику.

Источник

Как определить форму времени глагола

Любое действие происходит когда-то: вчера, сегодня, завтра. Сто веков назад или через пару сотен лет. Время глагола – это как раз та категория, что помогает нам понять, происходило уже действие, сейчас происходит или когда-то произойдет.

Категория времениу глаголов в грамматике русского языка – непостоянный признак и характерна исключительно для слов в форме изъявительного наклонения. Изменяются глаголы (ГЛ) по временам, сохраняя все постоянные признаки. Особенно важно при изменении глагола по временам не потерять вид и возвратность.

К 4-му классу ученики уже уверенно определяют, в каком времени стоит тот или иной глагол. Дети изменяют слово по временам, видят, чем отличаются формы ГЛ.

В русском языке только у глаголов три времени. В каждом из них – своя система изменения слова, т. е. разные формы времени отличаются окончаниями. Но возможны и другие способы формообразования.

Изменение глаголов в прошедшем времени

Когда рассказывают событиях, происходивших до момента речи, говорят в прошедшем времени. Причем, если действие уже закончилось, употребляют ГЛ совершенного вида:

  • узнали, увидели, приобрела, построил, получилось.

Когда результат неважен или неизвестно, завершено ли протяженное во времени действие, нужны ГЛ несовершенного вида:

  • думали, пересаживали, рисовала, поменял, моросило.

Только в прош.времени глаголов определяют род, если слово стоит в единственном числе.

Различают род или число в прош.вр. по окончаниям, место которых – после формообразующего суффикса :

Инфинитив Ед.ч. мужск.р. Ед.ч. женск.р. Ед.ч. средн.р. Множ.ч.
улыбаться улыба-Л-[ ]-ся улыба-Л-А-сь улыба-Л-О-сь улыба-Л-И-сь
петь запе-Л-[ ] запел-А запел-О запел-И
беречь берег[ ] (без -Л-) берег-Л-А берег-Л-О берег-Л-И

Из таблицы видно:

  • в словах муж. р. всегда окончание нулевое;
  • у форм жен. р. – А;
  • глаголы ср. р. имеют флексию – О;
  • во множ. ч. невозможно определить род, а окончание всегда – И.

Если ГЛ возвратный, то окончание (даже нулевое) стоит между суффиксом прош. вр. –Л– и постфиксом –СЯ.

Последний пример из таблицы (беречь) демонстрирует особенности образования форм прош. вр. Подобным бессуфиксальным способом образуется форма муж. рода, если основа слова заканчивается на:

  • Г – стерег, стерегла;
  • К – испек, испекла;
  • Х – высох, высохла;
  • З – привез, привезла;
  • С – отнес, отнесла;
  • Б – выгреб, выгребла;
  • -ереть – стереть, стер, стерла.

Суффикс отсутствует только в муж. р. Остальные формы рода и числа образуются при помощи –Л–.

Отличается образование форм прош. вр. слов прийти, идти, выйти и других однокоренных. Только в прош. вр. эти глаголы имеют другую основу: пришел, шла, вышли.

Глаголы настоящего времени

Попытки поставить в наст. время глаголы соверш. вида не приведут к успеху, потому что в этом времени употребляются только ГЛ, которые отвечают на вопрос «что делать?». Это происходит потому, что глаголы наст. вр. обозначают действие, которое:

  • происходит здесь и сей момент, в процессе рассказа, параллельно и одновременно, оно не завершено:
    Иду из школы и звоню маме.
  • происходит регулярно, повторяется постоянно, характерно для исполнителя:
    Дети учатся в школе, а потом поступают в техникумы и институты.
  • происходит вне времени, неизменно, не зависит от человека:
    Луна вращается вокруг Земли, а наша планета крутится вокруг своей оси.

Иногда в художественных текстах или при разговоре глаголы настоящего времени употребляют:

  • на месте ГЛ прош. времени, чтобы приблизить уж бывшее событие читателю (слушателю), сделать повествование более живым, осязаемым:
    Еду я как-то, лет 10 назад, в Питер – в командировку.
  • на месте ГЛ буд. времени, чтобы обозначит срочные дела, которые вот-вот должны состояться, завершиться:
    Через час выхожу к тебе, и мы клеим обои вместе.

В наст. вр. ГЛ изменяются по лицам и числам, а правописание окончаний зависит от постоянного признака – спряжения:

Первого спряжения

По правилу в ГЛ I спряжения гласные У(Ю) пишут в окончаниях 1 л. ед.ч. и 3 л. множ.ч. В остальных формах – Е:

Инфинитив Единств.ч. Множеств.ч.
Стелить стел-ю стел-ем
стел-ешь стел-ете
стел-ет стел-ют

Второго спряжения

В ГЛ II спряжения:

  • у(ю) – 1 л. ед. ч.;
  • ат(ят) – 3 л. мн. ч.;
  • гласная И – в остальных формах.
Инфинитив Единств.ч. Множеств.ч.
Дышать дыш-у дыш-ым
дыш-ышь дыш-ите
дыш-ит дыш-ат

Образование глаголов будущего времени

О том, что когда-то произойдет – через минуту или тысячелетие – мы говорим используя ГЛ будущ. времени. В будущ. вр. можно поставить любое слово, но форма зависит от вида глагола:

  1. ГЛ соверш. вида в буд. вр. имеют простую форму:
    получу, доберусь, закончу.
  2. ГЛ несоверш. вида в буд. вр. состоят из двух слов: быть (в личной форме) + инфинитив:
    буду получать, будем добираться, будешь заканчивать.

Лицо и число у составной формы ГЛ определяют по вспомогательному слову «буду, будешь», окончание которого пишется по правилу ГЛ I спряжения.

Окончания глаголов совершенного вида первого спряжения

Окончания выбирают по тому же принципу, что и в настоящем времени:

  • определяют спряжение;
  • решают, какое лицо и число;
  • выбирают нужный вариант.
Инфинитив Единств.ч. Множеств.ч.
Побриться побре-ю-сь побре-ем-ся
побре-ешь-ся побре-ете-сь
побре-ет-ся побре-ют-ся

Окончания глаголов совершенного вида второго спряжения

Инфинитив Единств.ч. Множеств.ч.
Угнаться угон-ю-сь угон-им-ся
угон-ишь-ся угон-ите-сь
угон-ит-ся угон-ят-ся

Для подведения итогов – еще раз о том, что характерно для категории времени у глаголов:

Источник

Читайте также:  Морфологические категории существительного прилагательного глагола