Меню

Как узнать какое число у глагола



Единственное и множественное число глагола

Вспомним, что обозначает глагол?

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

А теперь рассмотрим примеры и узнаем , от чего зависит число глагола.

Книга Что делает? лежит.

Книги Что делают? лежат.

Глагол лежит обозначает действие одного предмета.

Это форма единственного числа.

Глагол лежат обозначает действие нескольких предметов.

Это форма множественного числа.

Делаем вывод: число глагола зависит от числа имени существительного, с которым глагол связан.

Глаголы изменяются по числам.

Это значит, что глагол имеет форму единственного и множественного числа.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Источник

Измерение глаголов по числам

Цели:

  • Ознакомить учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе; формировать умение изменять глаголы по числам.
  • Развитие орфографической зоркости, речи, мышления, памяти, внимания.
  • Воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку, к природе.
  • Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, Рамзаева; карточки для групповой работы; таблица «Части речи», «Вопросы глаголов в ед. и мн. ч.», опорная схема со словами, магнитофонная запись с голосами птиц.

    — Ребята! Сегодня к нам в гости пришли учителя 3-их классов. И я надеюсь, что вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

    Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.

    — Запишем дату и вид работы.

    — Скажите, какие орфограммы есть в слове — девятнадцатое ? В названии месяца? В словах классная работа?

    II. Актуализация опорных знаний.

    Чистописание: ж х хжх жхж жж хх

    Ж..знь д..ётся на добр: д..ла.

    — К чему оно призывает?

    — Объясните, как вы понимаете словосочетание — добрые дела — ? (делать только добро: помогать родителям, товарищам, хорошо учиться; любить всё живое:)

    — Списать. Вставить пропущенные буквы. Объяснить пропущенные орфограммы. Указать части речи.

    — Проверка сигнальными карточками.

    — В каком слове звуков меньше, чем букв? Почему? (жизнь — мягкий знак звука не обозначает)

    — А в каком слове звуков больше, чем букв? Почему? (добрые — -е- обозначает после гласной -ы- два звука)

    — Подчеркните главные члены предложения.

    — Поэтому для птиц зимой надо сделать кормушки и положить туда корм: семечки, зерно, сало для синиц, тыквенные и арбузные семечки. А весной и летом эти птицы в нашем саду будут есть всех вредителей растений.

    — За правильный ответ — вы будете насыпать в кормушки корм, который вы принесли.

    III. Словарная работа.

    Письмо по памяти.

    Прочитайте слова, записанные на листе.

    • Пьёт
    • Льёт
    • Бьёт
    • Шьёт
    • Вьёт
    • Вьюга

    — Каким правилом объединены эти слова? (разделительный ь).

    Читайте также:  Цель диктанта по теме глагол 4 класс

    — Почему в этих словах надо писать разделительный ь?

    — Что показывает он в этих словах? (согласный не сливается с гласной).

    — Какое слово лишнее? Почему? (вьюга — сущ., остальные — глаголы)

    — Запомните эти слова.

    — Запишите их в строчку в тетради.

    — Проверьте. Кто не допустил ни одной ошибки и записал все слова?

    — Теперь я допишу несколько слов.

    — Прочитайте и скажите, что написано на доске? Обоснуйте ответ. (Записаны предложения. Они выражают законченную мысль)

    — Какими частями речи являются слова в предложениях? (это существительные и глаголы)

    — Назовите существительные. В каком числе они употреблены? Докажите.

    (существительные — лошадь, дождь, ветка — употреблены в ед. числе, они обозначают один предмет)

    — Назовите глаголы. В каком числе они употреблены? Обоснуйте свой ответ.

    (Глаголы — пьёт, льёт, бьёт — употреблены в ед. числе, они обозначают действие одного предмета).

    — На какой вопрос отвечают глаголы в ед. ч.? (Что делает?)

    — Запишем на доске и в тетрадях:

    Лошадь (что делает?) пьёт.

    Дождь (что делает?) льёт.

    Ветка (что делает?) бьёт.

    — Измените предложения так, чтобы в них действовало несколько предметов.

    (Лошади пьют. Дожди льют. Ветки бьют.)

    — В каком числе употребили существительные и глаголы? (во множественном числе)

    — Почему вы так считаете? (Каждое существительное обозначает несколько предметов, и каждый глагол обозначает действия нескольких предметов)

    — На какой вопрос отвечают глаголы во мн. ч.? (что делают?)

    — Запишем на доске и в тетрадях:

    Лошади (что делают?) пьют.

    Дожди (что делают?) льют.

    Ветки (что делают?) бьют.

    — Сформулируйте вывод по плану:

    Как изменяются глаголы?

    В каком числе употреблены глаголы?

    Что обозначают глаголы в ед. ч.?

    Что обозначают глаголы во мн. ч.?

    (Глаголы изменяются по числам. Они употреблены в ед. и мн. числе. Глаголы в ед. ч. обозначают действие одного предмета. Глаголы во мн.ч. обозначают действия нескольких предметов).

    — Прочитаем правило в учебнике на с.204.

    — Сможете ли вы сейчас сформулировать (назвать) тему урока?

    — Тема нашего урока «Изменение глагола по числам». Будем учиться изменять глаголы по числам в зависимости от имени существительного; правильно ставить вопросы и определять число глагола.

    — Глаголы в ед. и мн.ч. отвечают и на другие вопросы. Прочитайте о них на

    с. 204. (сначала самостоятельно, потом вслух: девочки — в ед.ч., мальчики читают вопросы во мн.ч.)

    V. Упражнение в определении числа глаголов.

    — Выполним упражнение 547, с. 204.

    — Прочитайте задание. Что надо сделать?

    — Прочитаем текст. О какой примете весны здесь говорится? Найдите однокоренные слова. (скворечники, скворцы)

    — Для чего ребята повесили скворечники? (Скворцы выведут птенцов, и будут есть вредных насекомых)

    — Сейчас будет работа в парах. 1-й ряд — записывает первое предложение,

    2-й ряд — 2-е предложение, 3-й ряд — 3-е предложение. Перед глаголами в скобках писать вопрос. Указать число глагола. Каждое предложение разобрать по членам (пам.№ 6). Подчеркнуть главные члены предложения.

    — В каком числе стоят все глаголы?

    — Почему все глаголы стоят во мн.ч.? (обозначает действия нескольких предметов)

    VI. Физминутка с заданием:

    1) Я буду называть глаголы. Если этот глагол стоит в ед.ч., то встаёт 1 в., если во мн.ч. — то 2 в.

    Читайте также:  Суффикс ться в возвратных глаголах

    Побежали, разбудил, посмотрели, распевают, светит, потемнели, прилетели, ловит, идёт.

    2) Игровая физминутка.

    VII. Групповая работа по карточкам.

    Упражнение в правильном употреблении формы числа глагола в тексте.

    Списать текст, употребив глаголы в нужной форме. Над глаголами указать число.

    В мае в л..су (цв..тёт, цв..тут) черёмуха. Б..р..га руч..ёв (ж..лтеет, ж..лтеют) от з..л..тых лютиков.

    — Прочитайте получившиеся предложения.

    — Покажите сигнальные карточки с буквами и числом, объясните орфограммы и выбор формы числа глагола.

    VIII. Коллективная работа.

    Игра «Пятый лишний».

    — Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение-просьбу.

    На доске слова в 2 столбика:

    (В первом столбике лишнее слово — берегите -, т.к. это глагол, а все остальные имена существительные. Во втором столбике лишнее слово — лес -, т.к. другие слова имеют корень — лис — и другое значение)

    — Получилось предложение: Берегите лес!

    — Запишите самостоятельно, подчеркните орфограммы, укажите число глагола.

    — По цели высказывания какое это предложение? (побудительное, т.к. советует что-то сделать, побуждает к действию)

    Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?

    (не ломать ветки деревьев, не жечь костры в лесу, не мусорить, не разорять птичьи гнёзда и т.д.)

    — Человек многое может. От человека, т.е. от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, «болеть душой за нашу планету Земля.

    — Кто объяснит, что значит выражение болеть душой? (это беспокоиться, переживать, тревожиться)

    — Да, болеть душой — это испытывать тревогу, страдать, беспокоиться. К этому я вас и призываю: «болеть душой» за всё вокруг. Народная мудрость гласит: «Кто посадит дерево — того благословят внуки, кто срубит — того проклянут дети».

    IX. Мини-сочинение «Лес».

    — Закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу. Послушайте голоса леса (включить магнитофонную запись).

    — Откройте глаза. Расскажите о лесе, в котором вы побывали. (Я люблю лес. В лесу тихо красиво. Там живут разные звери. Берегите лес!)

    1. Что вы узнали об изменении глагола? (Глаголы изменяются по числам).

    2. Что обозначают глаголы в единственном и во множественном числе?

    XI. — Как вы оцениваете свою работу на уроке?

    — Кто считает, что он хорошо работал? Поднимите руки.

    Источник

    Спряжение глаголов

    Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам .

    Общие правила

    Глаголы могут спрягаться только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются только по родам.

    Термин «спряжение глаголов» имеет два значения, которые не нужно путать:

    1. Первое значение — изменение глаголов по лицам и числам. Его имеют в виду, когда просят «проспрягать глагол».
    2. Второе значение — морфологический признак глагола — один из двух классов спряжений. Его имеют в виду, когда требуется определить спряжение глагола по окончанию слова в инфинитиве.

    Вопросы и окончания

    Составим таблицы вопросов и окончаний глаголов при спряжении (изменении по числам, лицам, родам) в настоящем, будущем, прошедшем временах.

    Настоящее время

    Глаголы совершенного вида в настоящем времени ставятся в несовершенном виде: построить (инфинитив, сов.вид) – строю, строишь, строит, строим, строите, строят (несов.вид).

    Лицо Единственное число Множественное число
    Вопрос Окончание Вопрос Окончание
    1 что делаю? -у,-ю что делаем? -ем/-им
    2 что делаешь? -ешь/-ишь что делаете? -ете/-ите
    3 что делает? -ет/-ит что делают? -ут,-ют/-ат,-ят

    Будущее время

    Глагол несовершенного вида для формирования будущего времени ставится в совершенный вид: строить (инфинитив, несов.вид) – построю, построишь, построит, построите (буд. вр., сов.вид), читать — читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают. Будущее время формируется также из связки «быть» + инфинитив: буду строить, будешь строить и т.д.

    Лицо Единственное число Множественное число
    Вопрос Окончание Вопрос Окончание
    1 что сделаю? -у,-ю что сделаем? -ем/-им
    2 что сделаешь? -ешь/-ишь что сделаете? -ете/-ите
    3 что сделает? -ет/-ит что сделают? -ут,-ют/-ат,-ят

    Прошедшее время

    Единственное число Множественное число
    М.р. Ж.р. Ср.р.
    что делал?
    что сделал?
    нулевое окончание что делала?
    что сделала?
    что делало?
    что сделало?
    что делали?
    что сделали?

    Повелительное наклонение

    Единственное число Множественное число
    Вопрос Окончание Вопрос Окончание
    что делай? что сделай? -й/-и/-ь что делайте? что сделайте? -йте/-ите/-ьте

    Условное наклонение

    Вопросы и окончания глаголов в условном наклонении такие же, как в прошедшем времени. Но к ним добавляется частица «бы». Примеры: строить — строил бы, строила бы, строило бы, строили бы; построить — построил бы, построила бы, построило бы, построили бы.

    Единственное число Множественное число
    М.р. Ж.р. Ср.р.
    что делал бы?
    что сделал бы?
    нулевое окончание + бы что делала бы?
    что сделала бы?
    -а бы что делало бы?
    что сделало бы?
    -о бы что делали бы?
    что сделали бы?
    -и бы

    Спряжения

    Различают два спряжения: 1 и 2. При этом окончания глаголов четко различают только под ударением. В том случае если ударение падает не на личное окончание, то тип спряжения различают по начальной форме (или инфинитиву). В общем случае, инфинитивы, оканчивающиеся на , относятся к 2-му спряжению, все остальные относятся к 1-му спряжению.

    I спряжение II спряжение
    Окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
    Примеры берёшь, шьёт, пишет спешишь, спит, звонят

    Глаголы-исключения

    Есть некоторые исключения. Ко 2 спряжению относят:

    • все глаголы на -ить (кроме брить, стелить);
    • 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть);
    • 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать).

    Соответственно к 1 спряжению относят:

    • все остальные глаголы на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ть;
    • брить, стелить.

    Разноспрягаемые глаголы

    Два глагола в русском языке относятся к разноспрягаемым: хотеть и бежать. Соответственно и все их приставочные формы тоже: захотеть, прибежать и т.д.
    Глагол хотеть в ед.ч. имеет окончания 1 спряжения, а во мн.ч. 2 спряжения.
    Глагол бежать в 3 лице мн.ч. имеет окончание 1 спряжения, а во всех остальных лицах — 2 спряжения.

    Примечание 1. Три глагола есть, дать, создать имеют особые личные окончания:

    • ем, ешь, ест, едим, едите, едят;
    • дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут;
    • создам, создашь, создаст, создадим, создадите, создадут.

    Примечание 2. Некоторые глаголы имеют особенности в образовании и употреблении форм лица. К ним принадлежат глаголы, не имеющие формы 1 лица ед.ч.: дерзать, победить, убедить, очутиться, чудить.

    Примечание 3. Есть глаголы, которые имеют две системы личных форм, одна из которых чаще употребляется в разговорном стиле:

    • брызгать — брызжешь, брызгаешь;
    • мучить — мучаешь, мучишь;
    • махать — машешь, махаешь;
    • мурлыкать — мурлычешь, мурлыкаешь;
    • полоскать — полощешь, полоскаешь.

    Источник