Меню

как в окончаниях существительных и прилагательных у наречий после шипящих



Учебник «Грамоты»: орфография

Буквы «о» и «ё» после шипящих

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание букв О и Ё после шипящих

Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА?

1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ШЁПОТ (потому что ШЕПЧЕТ), ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА), ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ), ЖЁЛТЫЙ (потому что ЖЕЛТЕТЬ), ШЁЛ (потому что ПРИШЕДШИЙ) и т. д. Так пишется большинство корней.
2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения.
3. Если перед вами иноязычное по происхождению слово, то необходимо писать О после шипящего согласного в корне под ударением, например: КАПЮШОН, ШОК, ЖОНГЛИРОВАТЬ.

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В СУФФИКСЕ И ОКОНЧАНИИ?

1. В СУФФИКСЕ существительного, прилагательного, наречия под ударением пишется буква О: СОБАЧ-ОНК-А, КАМЫШ-ОВ-ЫЙ, ГОРЯЧ-О.
2. В ОКОНЧАНИИ существительного и прилагательного под ударением пишется буква О: ВРАЧ-ОМ, БОЛЬШ-ОЙ.
3. В СУФФИКСАХ глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё: ПЕЧ-ЁТ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-ЫВА-ТЬ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-КА, ПЕРЕ-СЕЧ-ЁНН-ЫЙ, НОЧ-ЁВ-КА, ЛИШ-ЁНН-ЫЙ.

Обратите внимание, что существительные ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА, НОЧЁВКА и некоторые другие пишутся через букву Ё. Буква Ё пишется в суффиксах этих слов, так как они соотносятся по смыслу с глаголами ТУШИТЬ, СГУЩАТЬ и НОЧЕВАТЬ.

Обратите внимание, что слова РЕЧОВКА, МЕЛОЧОВКА, ПЛАЩОВКА пишутся через О. Буква О пишется в суффиксах существительных по изложенному выше правилу.

Обратите внимание, что слово БЕЧЁВКА пишется с буквой Ё. Буква Ё пишется, поскольку эта гласная входит в состав корня и проверяется словом БЕЧЕВА.

Отдельно необходимо запомнить правило написания слов с корнем ЖОГ / ЖЕГ.
Если слово является существительным, то надо писать букву О. Например: СИЛЬНЫЙ ОЖОГ, СОВЕРШЕН ПОДЖОГ ДОМА. Но когда слово является глаголом, оно пишется с буквой Ё. Например: СИЛЬНО ОБЖЁГ РУКУ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОДЖЁГ ДОМ, АВТОР ЖЖЁТ РУКОПИСИ.

1. – И на кой ч _ рт я не пош _ л прямо на стрельцов! – с горечью восклицал Бородавкин.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
2. Его поразила тишина во время дня и ш _ рох во время ночи. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
3. Автобус остановился, и ш _ фер сказал: «Приехали». (А. и Б. Стругацкие)
4. В эту самую минуту перед ним явилась маска и положила ему на плеч _ свою руку.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
5. Поехал к ним орловец, надеясь в Старице стерлядями полакомиться, но наш _ л, что там «только грязи довольно». (М. Е. Салтыков-Щедрин )
6. …Смотрит в поле сквозь реш _ тку окна, видит веселых птичек, свободно плавающих в море воздуха …(Н. М. Карамзин)
7. Некоторое время он напряж _ нно прислушивался. (А. и Б. Стругацкие)
8. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по ж _ лтым пескам, течет светлая река (Н. М.Карамзин)
9. Скоро заключили мир, и Эраст возвратился в Москву, отягч _ нный долгами. (Н. М. Карамзин)
10. …Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастуш _ к. (Н. М. Карамзин)
11. …Печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и меч _ м опустошали окрестности… (Н. М. Карамзин)
12. Просвещ _ нный читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представили своих гробокопателей людьми веселыми и шутливыми. (А. С. Пушкин)
13. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облуч _ к, ямщик свистнул и лошади поскакали. (А. С. Пушкин)
14. Офицер, разгоряч _ нный вином, игрою и смехом товарищей, поч _ л себя жестоко обиженным.(А. С. Пушкин)
15. Поч _ тно, но хлопотно, и не столько почетно, сколько хлопотно, да в конце концов и не поч _ тно вовсе, а так. (А. и Б. Стругацкие)
16. У границы освещ _ нного пространства мокнул автомобиль с брезентовым верхом, а рядом с автомобилем двое в блестящих плащах пригибали к мостовой третьего – в ч _ рном и мокром. (А. и Б. Стругацкие)
17. Здоровенный губастый дылда с румяными щеками, прищ _ лкивая на ходу пальцами и пританцовывая, направился к стойке.(А. и Б. Стругацкие)
18. Виктор отступил на шаг. Это был больной из лепрозория – «мокрец», или «очкарик», как их здесь называли за ж _ лтые круги вокруг глаз, – в плотной ч _ рной повязке, скрывающей нижнюю половину лица.(А. и Б. Стругацкие)
19. Только однажды он отч _ тливо и громко произнес: «Не знаю». (А. и Б. Стругацкие)
20. И он достал авторучку и принялся свинчивать колпач _ к, с интересом постороннего прислушиваясь к своим ощущениям, и он не удивился, ощутив гордость. (А. и Б. Стругацкие)
21. Знакома ли вам игрушка под названием «Злой волч _ к»? (А. и Б. Стругацкие)
22. Во-первых, может быть, вовсе не кастетом, а кирпич _ м, а во-вторых, мало ли где мне могут дать по черепу? Меня в любой момент могут повесить, так что же, теперь – из номера не выходить? (А. и Б. Стругацкие)
23. Двое в плащах разом обернулись и несколько мгновений смотрели на Виктора из под надвинутых капюш _ нов. (А. и Б. Стругацкие)
24. Общество, по крайней мере, было бы сладко ш _ кировано, и бледные юноши с горящими глазами таскались бы за тобой по пятам.(А. и Б. Стругацкие)
25. У меня больная печень, катар киш _ к и еще что-то с желудком. (А. и Б. Стругацкие)
26. «Наша с тобой психика к таким ш _ кам не приспособлена. (А. и Б. Стругацкие)
27. И целую минуту не было слышно ни звука, только какой-то ш _ рох, словно туман, шуршал, проползая над землей. (А. и Б. Стругацкие)
28. – А ну, стой! – Ш _ потом сказали из темноты и уперлись в грудь чем-то знакомым. Виктор машинально поднял руки. (А. и Б. Стругацкие)
29. К подъезду подкатил джип, отворилась дверца, и под дождь, прикрывшись одним плащ _ м, вылезли молодой человек в очках и с портфелем и его долговязый спутник. (А. и Б. Стругацкие)
30. Такие слова мог знать только Тэдди – приютская крыса, воспитанник портовых трущ _ б. (А. и Б. Стругацкие)
31. Здесь были освещ _ нные витрины и озаренный неоновым светом вход в кинотеатр, где под навесом толпились очень одинаковые молодые люди неопределенного пола, в блестящих плащах до пяток. (А. и Б. Стругацкие)
32. Господин президент изволил взвинтить себя до последней степени, из клыкастой пасти летели брызги а я достал платок и демонстративно вытер себе щ _ ку, и это был, наверное, самый смелый поступок в моей жизни, если не считать того случая, когда я дрался с тремя танками сразу. (А. и Б. Стругацкие)
33. – Все ли читали мои произведения?
– Да, — отозвались детские голоса. — Читали. Все.
– Прекрасно, – сказал Виктор озадаченно. – Польщ _ н, хотя и удивлен.(А. и Б. Стругацкие)
34. То ли они начнут смущ _ нно переглядываться, то ли их лица озарятся пониманием, или некий вздох облегчения пронесется по залу в знак того, что недоразумение разъяснилось. (А. и Б. Стругацкие)
35. Диана здраво рассудила, что Росшеперу, при всей его аномальной прож _ рливости, с такой массой ягод в одиночку не управиться. (А. и Б. Стругацкие)
36. Где бандж _ , подумал он. Куда я сунул бандж _ ? (А. и Б. Стругацкие)
37. Здесь было полно народу, каких-то полузнакомых мужчин и женщин, они стояли кругом и хлопали в ладоши, а в центре круга Диана отплясывала с тем самым желтолицым пиж _ ном, обладателем орлиного профиля. (А. и Б. Стругацкие)
38. Сегодня утром ко мне приходил следователь. Понимаете, изж _ га зверская, голова трещит, сижу, смотрю в окно, и тут является эта дубина и начинает шить дело. (А. и Б. Стругацкие)
39. Он вскочил, заж _ г свет и, морщась от рези в глазах, стал наощупь искать свою одежду. (А. и Б. Стругацкие)
40. Перед полицейским управлением сгрудились автомобили с зажж _ нными фарами. (А. и Б. Стругацкие)
Упражнение подготовили Н. Горбанев-Гамалея и Б.А. Панов («Лига школ»)

Читайте также:  латинский язык прилагательное с существительным словосочетания

Источник

Урок русского языка в 7-м классе по теме «Буквы О, Е после шипящих в конце наречий»

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора написания о,е после шипящих на конце наречий, формировать навык написания данной орфограммы;

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление:

Воспитывающие: воспитывать интерес к урокам русского языка.

Повторение: о, е после шипящих в корнях, суффиксах, окончаниях слов; знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Лето», карточки с дидактическим материалом, схемы, учебник: М.Т. Баранов «Русский язык» 6 класс, С.: Просвещение, 2003.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационный момент.
  3. Повторение и систематизация изученного.
  4. Организация целеполагания.
  5. Объяснение нового материала
  6. Формирование знаний и умений.
    а) работа по учебнику
  7. Разминка.
    а) объяснительный диктант
    б) переконструирование слов и предложений.
  8. Обобщение.
  9. Организация домашнего задания.
  10. Рефлексия.

Ход урока

1. Оргмомент (звучит музыка П.И.Чайковского).

2. Мотивационный этап (чтение стихотворения)

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

3. Повторение и систематизация изученного (выборочное списывание с группировкой).

— Дома, составляя орфографическую диктовку, вы повторяли правописание гласных о,е после шипящих в разных частях речи.

Проверить, насколько добросовестно вы отнеслись к домашнему заданию позволит текст стихотворения вашего сверстника Жени Куклина.

Читайте также:  сложные и меня существительные

Прочтите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия их выбора.

Ш_рох шепчется с реч_нкой
Про мальчиш к, про девч_нок,
Про стаж_ра, дириж_ра,
Ретуш_ра и ш_фера.
И про тех, кто был врач_м,
Кузнецом и скрипа_ом,
Что на улице тепло,
Солнце светит горячо.
Речка слушать уж устала,
Посмеялась, убежала.

3 ученика у доски выписывают из текста слова с пропущенными орфограммами в разных частях слова, объясняя условия написания. (После каждого объяснения вывешивается схема)

шорох

Вывод: в корне слова после шипящих пишется гласная ё, если можно подобрать однокоренное слово с гласной е.

речонкой

Вывод: в суффиксах существительных, прилагательных после шипящих в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

врачом

Вывод: в окончаниях имен существительных, прилагательных после шипящих в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

— Какие 3 условия определяют выбор этой орфограммы?

(Вывод: часть речи, часть слова, ударение).

    Прочитайте выразительно стихотворение и найдите слово другой

части речи, написание которой зависит от шипящей.

  • Какая это часть речи? (наречие)
  • 4. Организация целеполагания.

    1. Сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь.
    2. Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать, чему

    5. Объяснение нового материала (проблемная ситуация)

    В каких случаях после шипящих на конце наречий пишется о, в каких е?

    Вывод: в суффиксах наречий после шипящих в ударном положении пишется о, в безударном – е.

    б) Работа по учебнику.

    — Сопоставьте собственную формулировку орфографического правила с § 45 на с. 95

    — Какие дополнительные сведения содержатся в § 45? (Наречие ещё исключение; после шипящего в суффиксе пишется гласная ё)

    — Запишите анализируемые словосочетания в тетрадь, со словом-исключением составьте предложение.

    6. Формирование знаний и умений.

    а) работа по учебнику упр. 212

    (Спишите, обозначая изучаемую орфограмму.)

    Отдельная группа учащихся составляет предложения с любыми из этих наречий.

    Цель: научиться графически обозначать изучаемую орфограмму.

    7. Разминка (театр-экспромт)

    Слушал шорох тишину.
    В тишине лесной глуши
    Шепот к шороху спешит.
    Шепот к шороху спешит,
    Шепот по лесу шуршит.
    — Ты куда?
    — К тебе лечу?
    — Дай на ушко пошепчу.
    По болоту
    Вышли цапли на охоту,
    Цапли ужинать спешат
    Рыщут-ищут лягушат.
    Две букашки
    Спать устроились в ромашке
    Под простынки влезть хотят
    Лепестками шевелят.
    Навостри-ка уши,
    Тишину послушай!

    а) Объяснительный диктант.

    Цель: помочь усвоить образец рассуждения правописания о, е после шипящих.

    Летом все в лесу живет своей жизнью. На полянке, ярко освещенной солнцем, летают пчелы, слышится шепот и шорох осиновых листьев, парчовой красотой блистают бабочки. (На макушке дерева громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, торжествующе вдруг замолкает). Неподалеку на сучок дуба уселась белка. На берегу мелкой речонки, протекавшей рядом, было свежо и горячо от солнечных лучей.

    — Объясните постановку знаков препинания в 2-х последних предложениях.

    б) Переконструирование слов и предложений.

    Подобрать к прилагательным однокоренные наречия с о, е после шипящих

    Цель: учиться образовывать от прилагательных однокоренные наречия, правильно писать их.

    в) Переделать предложения так, чтобы прилагательные стали наречиями.

    Цель: умение правильно употреблять наречия в речи.

    Повеяло свежим ветром. Над голубым небом раскинулись могучие кроны старых дубов.

    8. Обобщение.

      Какие условия необходимо учитывать при написании гласных о, е

    после шипящих в разных частях речи?
    Опираясь на схемы, составьте монологическое высказывание на

    9. Организация домашнего задания.

    Выучить орфографическое правило на с.95, выполнить упражнение 214, в тетради конспектов составить опорную таблицу по схеме:

    Источник

    Как в окончаниях существительных и прилагательных у наречий после шипящих

    

    6. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

    §34. Гласные о и е после шипящих

    1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:

    а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вира́жем – в фотографии, пейза́жем, прести́жем, тонна́жем, хронометра́жем; пла́чем; апа́шем, плю́шем; о́вощем; ба́ржей, да́чей, но́шей, пи́щей);

    б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужого, большого (ср. безударные окончания: ры́жего, хоро́шего);

    в) в суффиксах имен существительных: к (должок, крючок, пастушок, борщок), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка);

    г) в суффиксах имен прилагательных: в (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый, ножовый), -он (с беглым о: смешон);

    д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо, хорошо.

    2. После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится о:

    а) в окончаниях личных форм глаголов, например: лжёт, течёт;

    б) в глагольном суффиксе выва-, например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать;

    в) в суффиксе отглагольных существительных вк-, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка);

    г) в суффиксе существительных р, например: стажёр, тренажёр, ретушёр;

    д) в суффиксе страдательных причастий нн (-ён-), например: сражённый, орошённый, прекращённый, сражён, орошён, прекращён ; в суффиксе отглагольных прилагательных -ён-, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость ;

    е) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём; в словах причём, нипочём.

    Примечание. В соответствии с общим правилом в мужских отчествах в форме творительного падежа под ударением пишется оКузьмичом, Лукичом, в безударном положении – еСергеевичем (Сергеичем). Исключение – Ильичём (о Ленине).

    §35. Гласные после ц

    1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о, без ударения е. Например: концо́м – па́льцем, купцо́в – торго́вцев, пальтецо́ – пла́тьице,берцо́вый – си́тцевый, окольцо́вывать – окольцева́ть.

    2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в отличие от написания в корнях, см. §5, п. 3), например: бойцы, улицы, краснолицый, сестрицын.

    Источник

    Учебник «Грамоты»: орфография

    Буквы «о» и «ё» после шипящих

    Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

    Правописание букв О и Ё после шипящих

    Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).

    КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА?

    1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ШЁПОТ (потому что ШЕПЧЕТ), ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА), ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ), ЖЁЛТЫЙ (потому что ЖЕЛТЕТЬ), ШЁЛ (потому что ПРИШЕДШИЙ) и т. д. Так пишется большинство корней.
    2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения.
    3. Если перед вами иноязычное по происхождению слово, то необходимо писать О после шипящего согласного в корне под ударением, например: КАПЮШОН, ШОК, ЖОНГЛИРОВАТЬ.

    Читайте также:  существительные образованные от страдательных причастий

    КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В СУФФИКСЕ И ОКОНЧАНИИ?

    1. В СУФФИКСЕ существительного, прилагательного, наречия под ударением пишется буква О: СОБАЧ-ОНК-А, КАМЫШ-ОВ-ЫЙ, ГОРЯЧ-О.
    2. В ОКОНЧАНИИ существительного и прилагательного под ударением пишется буква О: ВРАЧ-ОМ, БОЛЬШ-ОЙ.
    3. В СУФФИКСАХ глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё: ПЕЧ-ЁТ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-ЫВА-ТЬ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-КА, ПЕРЕ-СЕЧ-ЁНН-ЫЙ, НОЧ-ЁВ-КА, ЛИШ-ЁНН-ЫЙ.

    Обратите внимание, что существительные ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА, НОЧЁВКА и некоторые другие пишутся через букву Ё. Буква Ё пишется в суффиксах этих слов, так как они соотносятся по смыслу с глаголами ТУШИТЬ, СГУЩАТЬ и НОЧЕВАТЬ.

    Обратите внимание, что слова РЕЧОВКА, МЕЛОЧОВКА, ПЛАЩОВКА пишутся через О. Буква О пишется в суффиксах существительных по изложенному выше правилу.

    Обратите внимание, что слово БЕЧЁВКА пишется с буквой Ё. Буква Ё пишется, поскольку эта гласная входит в состав корня и проверяется словом БЕЧЕВА.

    Отдельно необходимо запомнить правило написания слов с корнем ЖОГ / ЖЕГ.
    Если слово является существительным, то надо писать букву О. Например: СИЛЬНЫЙ ОЖОГ, СОВЕРШЕН ПОДЖОГ ДОМА. Но когда слово является глаголом, оно пишется с буквой Ё. Например: СИЛЬНО ОБЖЁГ РУКУ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОДЖЁГ ДОМ, АВТОР ЖЖЁТ РУКОПИСИ.

    1. – И на кой ч _ рт я не пош _ л прямо на стрельцов! – с горечью восклицал Бородавкин.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
    2. Его поразила тишина во время дня и ш _ рох во время ночи. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
    3. Автобус остановился, и ш _ фер сказал: «Приехали». (А. и Б. Стругацкие)
    4. В эту самую минуту перед ним явилась маска и положила ему на плеч _ свою руку.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
    5. Поехал к ним орловец, надеясь в Старице стерлядями полакомиться, но наш _ л, что там «только грязи довольно». (М. Е. Салтыков-Щедрин )
    6. …Смотрит в поле сквозь реш _ тку окна, видит веселых птичек, свободно плавающих в море воздуха …(Н. М. Карамзин)
    7. Некоторое время он напряж _ нно прислушивался. (А. и Б. Стругацкие)
    8. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по ж _ лтым пескам, течет светлая река (Н. М.Карамзин)
    9. Скоро заключили мир, и Эраст возвратился в Москву, отягч _ нный долгами. (Н. М. Карамзин)
    10. …Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастуш _ к. (Н. М. Карамзин)
    11. …Печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и меч _ м опустошали окрестности… (Н. М. Карамзин)
    12. Просвещ _ нный читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представили своих гробокопателей людьми веселыми и шутливыми. (А. С. Пушкин)
    13. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облуч _ к, ямщик свистнул и лошади поскакали. (А. С. Пушкин)
    14. Офицер, разгоряч _ нный вином, игрою и смехом товарищей, поч _ л себя жестоко обиженным.(А. С. Пушкин)
    15. Поч _ тно, но хлопотно, и не столько почетно, сколько хлопотно, да в конце концов и не поч _ тно вовсе, а так. (А. и Б. Стругацкие)
    16. У границы освещ _ нного пространства мокнул автомобиль с брезентовым верхом, а рядом с автомобилем двое в блестящих плащах пригибали к мостовой третьего – в ч _ рном и мокром. (А. и Б. Стругацкие)
    17. Здоровенный губастый дылда с румяными щеками, прищ _ лкивая на ходу пальцами и пританцовывая, направился к стойке.(А. и Б. Стругацкие)
    18. Виктор отступил на шаг. Это был больной из лепрозория – «мокрец», или «очкарик», как их здесь называли за ж _ лтые круги вокруг глаз, – в плотной ч _ рной повязке, скрывающей нижнюю половину лица.(А. и Б. Стругацкие)
    19. Только однажды он отч _ тливо и громко произнес: «Не знаю». (А. и Б. Стругацкие)
    20. И он достал авторучку и принялся свинчивать колпач _ к, с интересом постороннего прислушиваясь к своим ощущениям, и он не удивился, ощутив гордость. (А. и Б. Стругацкие)
    21. Знакома ли вам игрушка под названием «Злой волч _ к»? (А. и Б. Стругацкие)
    22. Во-первых, может быть, вовсе не кастетом, а кирпич _ м, а во-вторых, мало ли где мне могут дать по черепу? Меня в любой момент могут повесить, так что же, теперь – из номера не выходить? (А. и Б. Стругацкие)
    23. Двое в плащах разом обернулись и несколько мгновений смотрели на Виктора из под надвинутых капюш _ нов. (А. и Б. Стругацкие)
    24. Общество, по крайней мере, было бы сладко ш _ кировано, и бледные юноши с горящими глазами таскались бы за тобой по пятам.(А. и Б. Стругацкие)
    25. У меня больная печень, катар киш _ к и еще что-то с желудком. (А. и Б. Стругацкие)
    26. «Наша с тобой психика к таким ш _ кам не приспособлена. (А. и Б. Стругацкие)
    27. И целую минуту не было слышно ни звука, только какой-то ш _ рох, словно туман, шуршал, проползая над землей. (А. и Б. Стругацкие)
    28. – А ну, стой! – Ш _ потом сказали из темноты и уперлись в грудь чем-то знакомым. Виктор машинально поднял руки. (А. и Б. Стругацкие)
    29. К подъезду подкатил джип, отворилась дверца, и под дождь, прикрывшись одним плащ _ м, вылезли молодой человек в очках и с портфелем и его долговязый спутник. (А. и Б. Стругацкие)
    30. Такие слова мог знать только Тэдди – приютская крыса, воспитанник портовых трущ _ б. (А. и Б. Стругацкие)
    31. Здесь были освещ _ нные витрины и озаренный неоновым светом вход в кинотеатр, где под навесом толпились очень одинаковые молодые люди неопределенного пола, в блестящих плащах до пяток. (А. и Б. Стругацкие)
    32. Господин президент изволил взвинтить себя до последней степени, из клыкастой пасти летели брызги а я достал платок и демонстративно вытер себе щ _ ку, и это был, наверное, самый смелый поступок в моей жизни, если не считать того случая, когда я дрался с тремя танками сразу. (А. и Б. Стругацкие)
    33. – Все ли читали мои произведения?
    – Да, — отозвались детские голоса. — Читали. Все.
    – Прекрасно, – сказал Виктор озадаченно. – Польщ _ н, хотя и удивлен.(А. и Б. Стругацкие)
    34. То ли они начнут смущ _ нно переглядываться, то ли их лица озарятся пониманием, или некий вздох облегчения пронесется по залу в знак того, что недоразумение разъяснилось. (А. и Б. Стругацкие)
    35. Диана здраво рассудила, что Росшеперу, при всей его аномальной прож _ рливости, с такой массой ягод в одиночку не управиться. (А. и Б. Стругацкие)
    36. Где бандж _ , подумал он. Куда я сунул бандж _ ? (А. и Б. Стругацкие)
    37. Здесь было полно народу, каких-то полузнакомых мужчин и женщин, они стояли кругом и хлопали в ладоши, а в центре круга Диана отплясывала с тем самым желтолицым пиж _ ном, обладателем орлиного профиля. (А. и Б. Стругацкие)
    38. Сегодня утром ко мне приходил следователь. Понимаете, изж _ га зверская, голова трещит, сижу, смотрю в окно, и тут является эта дубина и начинает шить дело. (А. и Б. Стругацкие)
    39. Он вскочил, заж _ г свет и, морщась от рези в глазах, стал наощупь искать свою одежду. (А. и Б. Стругацкие)
    40. Перед полицейским управлением сгрудились автомобили с зажж _ нными фарами. (А. и Б. Стругацкие)
    Упражнение подготовили Н. Горбанев-Гамалея и Б.А. Панов («Лига школ»)

    Читайте также:  указать склонение существительных около верхушки

    Источник

    Урок русского языка в 7-м классе по теме «Буквы О, Е после шипящих в конце наречий»

    Цели урока:

    Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора написания о,е после шипящих на конце наречий, формировать навык написания данной орфограммы;

    Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление:

    Воспитывающие: воспитывать интерес к урокам русского языка.

    Повторение: о, е после шипящих в корнях, суффиксах, окончаниях слов; знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.

    Оборудование: магнитофон, аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Лето», карточки с дидактическим материалом, схемы, учебник: М.Т. Баранов «Русский язык» 6 класс, С.: Просвещение, 2003.

    План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Мотивационный момент.
    3. Повторение и систематизация изученного.
    4. Организация целеполагания.
    5. Объяснение нового материала
    6. Формирование знаний и умений.
      а) работа по учебнику
    7. Разминка.
      а) объяснительный диктант
      б) переконструирование слов и предложений.
    8. Обобщение.
    9. Организация домашнего задания.
    10. Рефлексия.

    Ход урока

    1. Оргмомент (звучит музыка П.И.Чайковского).

    2. Мотивационный этап (чтение стихотворения)

    Друзья мои! Я очень рада
    Войти в приветливый ваш класс.
    И для меня уже награда
    Вниманье ваших умных глаз.
    Я знаю: каждый в классе гений,
    Но без труда талант не впрок.
    Скрестите шпаги ваших мнений –
    Мы вместе сочиним урок!
    Мои соавторы и судьи
    Оценкой вас не накажу,
    За странный слог не обессудьте,
    А дальше прозой я скажу.

    — Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    3. Повторение и систематизация изученного (выборочное списывание с группировкой).

    — Дома, составляя орфографическую диктовку, вы повторяли правописание гласных о,е после шипящих в разных частях речи.

    Проверить, насколько добросовестно вы отнеслись к домашнему заданию позволит текст стихотворения вашего сверстника Жени Куклина.

    Читайте также:  латинский язык прилагательное с существительным словосочетания

    Прочтите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия их выбора.

    Ш_рох шепчется с реч_нкой
    Про мальчиш к, про девч_нок,
    Про стаж_ра, дириж_ра,
    Ретуш_ра и ш_фера.
    И про тех, кто был врач_м,
    Кузнецом и скрипа_ом,
    Что на улице тепло,
    Солнце светит горячо.
    Речка слушать уж устала,
    Посмеялась, убежала.

    3 ученика у доски выписывают из текста слова с пропущенными орфограммами в разных частях слова, объясняя условия написания. (После каждого объяснения вывешивается схема)

    шорох

    Вывод: в корне слова после шипящих пишется гласная ё, если можно подобрать однокоренное слово с гласной е.

    речонкой

    Вывод: в суффиксах существительных, прилагательных после шипящих в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

    врачом

    Вывод: в окончаниях имен существительных, прилагательных после шипящих в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

    — Какие 3 условия определяют выбор этой орфограммы?

    (Вывод: часть речи, часть слова, ударение).

      Прочитайте выразительно стихотворение и найдите слово другой

    части речи, написание которой зависит от шипящей.

  • Какая это часть речи? (наречие)
  • 4. Организация целеполагания.

    1. Сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь.
    2. Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать, чему

    5. Объяснение нового материала (проблемная ситуация)

    В каких случаях после шипящих на конце наречий пишется о, в каких е?

    Вывод: в суффиксах наречий после шипящих в ударном положении пишется о, в безударном – е.

    б) Работа по учебнику.

    — Сопоставьте собственную формулировку орфографического правила с § 45 на с. 95

    — Какие дополнительные сведения содержатся в § 45? (Наречие ещё исключение; после шипящего в суффиксе пишется гласная ё)

    — Запишите анализируемые словосочетания в тетрадь, со словом-исключением составьте предложение.

    6. Формирование знаний и умений.

    а) работа по учебнику упр. 212

    (Спишите, обозначая изучаемую орфограмму.)

    Отдельная группа учащихся составляет предложения с любыми из этих наречий.

    Цель: научиться графически обозначать изучаемую орфограмму.

    7. Разминка (театр-экспромт)

    Слушал шорох тишину.
    В тишине лесной глуши
    Шепот к шороху спешит.
    Шепот к шороху спешит,
    Шепот по лесу шуршит.
    — Ты куда?
    — К тебе лечу?
    — Дай на ушко пошепчу.
    По болоту
    Вышли цапли на охоту,
    Цапли ужинать спешат
    Рыщут-ищут лягушат.
    Две букашки
    Спать устроились в ромашке
    Под простынки влезть хотят
    Лепестками шевелят.
    Навостри-ка уши,
    Тишину послушай!

    а) Объяснительный диктант.

    Цель: помочь усвоить образец рассуждения правописания о, е после шипящих.

    Летом все в лесу живет своей жизнью. На полянке, ярко освещенной солнцем, летают пчелы, слышится шепот и шорох осиновых листьев, парчовой красотой блистают бабочки. (На макушке дерева громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, торжествующе вдруг замолкает). Неподалеку на сучок дуба уселась белка. На берегу мелкой речонки, протекавшей рядом, было свежо и горячо от солнечных лучей.

    — Объясните постановку знаков препинания в 2-х последних предложениях.

    б) Переконструирование слов и предложений.

    Подобрать к прилагательным однокоренные наречия с о, е после шипящих

    Цель: учиться образовывать от прилагательных однокоренные наречия, правильно писать их.

    в) Переделать предложения так, чтобы прилагательные стали наречиями.

    Цель: умение правильно употреблять наречия в речи.

    Повеяло свежим ветром. Над голубым небом раскинулись могучие кроны старых дубов.

    8. Обобщение.

      Какие условия необходимо учитывать при написании гласных о, е

    после шипящих в разных частях речи?
    Опираясь на схемы, составьте монологическое высказывание на

    9. Организация домашнего задания.

    Выучить орфографическое правило на с.95, выполнить упражнение 214, в тетради конспектов составить опорную таблицу по схеме:

    Источник