Меню

Как выделять чесло у глаголов



Число глаголов
план-конспект урока по русскому языку на тему

Скачать:

Вложение Размер
12.04._russkiy1.docx 20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Число глаголов»

Цель: создать условия для формирования умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.

Предметные: научатся правильно ставить вопросы к глаголам и определять число.

  1. Познавательные: научатся извлекать информацию из схем и текстов.
  2. Регулятивные: научатся п онимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
  3. Коммуникативные: научатся слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: научатся проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности.

Материально-техническое обеспечение: учебник «Русский язык» 3 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Отдых наш кончается,

Усердно будем мы трудиться,

Чтоб чему-то научиться.

2) Проверка готовности к уроку

-Проверьте, чтоб у вас на партах были все необходимые принадлежности для урока русского языка.

  1. Актуализация знаний
  1. Проверка домашнего задания

— Ребята, откройте тетрадь.

-На первой строке пропишите сокращения ед. и мн.

-Где и когда мы можем использовать эти сокращения?

-На второй строке желание желанный желать?

-У каких частей речи мы знаем, как определить число? (сущ. и прил.)

-У кого еще не изучали число? (глагола)

— Природа пробуждается от долгого зимнего сна.

— Сейчас с вами проведем словарный диктант.

— Аккуратно, здравствуй, дорога, завтрак, черный, поэт, одуванчик, яблоко, собака, русский, родина. (Взаимопроверка; позже слова выводятся на доске, оценки).

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Интересная часть речи

В русском языке живёт

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет или поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам… (глагол)

— Что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета)

— На какие вопросы отвечает? (Что делать?, что сделать?, что делает?,что сделает? что делал?,что сделал? Что будет делать?)

— Каким бывает членом предложения? (Сказуемым)

-А теперь, вспомните, что мы записывали на чистописании?

-У кого еще не изучали число? (глаголы)

-Какая цель нашего урока?

-Какие задачи поставим?

IV. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Наблюдение языкового явления в целях выявления существенных признаков.

— Посмотрите, кто изображен на левой части слайда? (птица)

— На правой? (птицы)

— Какой частью речи являются слова? (Существительные)

-Что изменилось в записи слов? (окончание)

-Почему? ( изображен 1 предмет, значит сущ. ед.числа, справа два предмета- мн.число).

— Составьте нераспространенное предложение к левой части. (Птица летит)

— К правой части? (Птицы летят).

— Запишите их в тетрадь.

  1. Обобщение признаков, введение термина.

-Что изменилось в записи глаголов? (окончание) выделите.

-Почему? ( летит — обозначает действие одного предмета и отвечают на вопрос что делает?- ед. число), летят — глагол обозначает действия нескольких предметов и отвечают на вопрос что делают? – мн.число)

-Укажите у себя в тетрадях.

— От какой части речи вы задаете вопрос? Подпишите часть речи – сущ-е.

Как вы думаете, от чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении?

— Откройте учебник на странице 109. Прочитаем определение.

— Наши предположения о числе глаголов оказались верными?

V. Первичная проверка понимания

-упр 190 (работа с окончаниями)

-Прочитайте глаголы в единственном числе.

-прочитайте во множ. числе

VI. Первичное закрепление

— упр 191 (работа в парах

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

— Какие два числа имеет глагол?

-На какие вопросы отвечает?

— С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа Росии» построен в соответствии с требованиями к организации инклюзивного образования в начальной школе.Цель: Развитие умения изменять гла.

Урок разработан для 3 класса с применением ИКТ.

Открытый урок по русскому языку 3 класс.

Конспект урока с презентацией по программе «Школа России», ФГОС.

Технологическая карта урока русский язык УМК «Школа России» 3 класс. Тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам&quot.

Источник

Категория числа глагола

Число — это словоизменительная грамматическая категория глагола, обозначающая единичность или неединичность носителей процессуального признака и выражающая это значение в спрягаемых формах. В зависимости от количества носителей процессуального признака различают единственное и множественное число: формы ед.ч. обозначают отнесенность процессуального признака к одному носителю, формы мн.ч. — более чем к одному.

Значение ед.ч. и мн.ч. в настоящем и будущем времени выражается окончаниями, представляющими собой совмещенный показатель лица и числа. В ед.ч.: 1 л. (), 2 л. -ешь или -ишь, 3 л. -ет или -игл; во мн.ч.: 1 л. -ем или -им, 2 л. — —етеили -ите, 3 л. — -ут (-ют) или -am (-ят). В прошедшем времени и сослагательном наклонении формы мн.ч. образуются с помощью окончания при смягчении согласной л: светили, светили бы; значение ед.ч. выражено родовыми окончаниями: нулевым (м.р. светил), (ж.р. светила), (ср.р. светило).

Количественное противопоставление носителей процессуального признака в повелительном наклонении выражается тремя способами.

Первый способ характеризует формы 2 л.: для выражения ед.ч. используются нулевое окончание или , указывающие одновременно на наклонение, лицо и число (читай, сядь, пиши); формы мн.ч. образуются от формы ед.ч. присоединением постфикса -те (читайте, сядьте, пишите).

Второй способ представляют синтетические формы 1 л. мн.ч. (формы совместного действия), имеющие те же средства выражения значений мн.ч., что и формы настоящего и будущего времени изъявительного наклонения (ид-ем, поспеш-им).

Третий способ присущ аналитическим формам совместного действия типа давай(те) радоваться, у которых указание на неединичность носителей процессуального признака выражено сочетанием частицы давайте с инфинитивом.

Источник

Единственное и множественное число глагола

Вспомним, что обозначает глагол?

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

А теперь рассмотрим примеры и узнаем , от чего зависит число глагола.

Книга Что делает? лежит.

Книги Что делают? лежат.

Глагол лежит обозначает действие одного предмета.

Это форма единственного числа.

Глагол лежат обозначает действие нескольких предметов.

Это форма множественного числа.

Делаем вывод: число глагола зависит от числа имени существительного, с которым глагол связан.

Глаголы изменяются по числам.

Это значит, что глагол имеет форму единственного и множественного числа.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Источник

Лицо и число глагола

Глаголы изменяются по лицам и числам:

Каждое лицо глагола имеет свои окончания (по этим окончаниям можно определить число и лицо глагола):

1-е лицо — окончания — у (- ю ) в единственном числе; — ем , — им во множественном числе ( лета ю , слыш у , лета ем , слыш им )

2-е лицо — окончания — ешь , — ишь в единственном числе; — ете , — ите во множественном числе ( лета ешь , слыш ишь , лета ете , слыш ите )

3-е лицо — окончания — ет , — ит в единственном числе; — ут (- ют ), — ат (- ят ) во множественном числе ( лета ет , слыш ит , лета ют , слыш ат , тян ут , люб ят )

Также лицо и число глагола можно определить по самому местоимению.

Я любл ю (1-е лицо, ед. ч.) рисовать.

Ты люб ишь (2-е лицо, ед. ч.) рисовать?

Они люб ят (3-е лицо, мн. ч.) рисовать.

Изменения глаголов по лицам и числам называют спряжением, о его особенностях читай по ссылке.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 67. Единственное и множественное число глаголов

  • познакомиться с числом глагола.
  • научиться различать глаголы в единственном и множественном числе;
  • наблюдать за ролью глаголов речи.
  • что глаголы изменяются по числам;
  • определять число глаголов;
  • сформулировать план определения числа глаголов.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие

Глаголы в единственном числе обозначают действия одного предмета.

Глаголы во множественном числе обозначают действия нескольких предметов.

Алгоритм – это строго определённая последовательность действий.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 74.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Соловей поёт. Дерево растёт. Самолёт летит.

Прочитайте только существительные: соловей, дерево, самолёт.

Существительные употреблены в единственном числе, так как они обозначают один предмет.

Прочитайте глаголы, связанные с имена существительными: поёт, растёт, летит.

Глаголы употреблены в единственном числе, так как глаголы обозначают действия одного предмета.

В единственном числе глаголы отвечают на вопросы: что делает? что делал? что делала? что делало?

Измените данные предложения, чтобы в них действовало несколько предметов.

Существительные и глаголы в новых предложениях употреблены во множественном числе, так как каждое существительное обозначает несколько предметов, а каждый глагол обозначает действия нескольких предметов.

Во множественном числе глаголы отвечают на вопрос что делают? что делали?

1.Глаголы изменяются по числам.

2. Глаголы употребляются в единственном и множественном числе.

3.Глаголы в единственном числе обозначают действия одного предмета и отвечают на вопрос что делает? что делал? что делала? и др.

4.Глаголы во множественном числе обозначают действия нескольких предметов и отвечают на вопрос что делают? что делали? и др.

Чтобы определить число глаголов, необходимо следовать строго определенному плану действий, который называется алгоритмом.

Алгоритм определения числа глагола:

1.Найти имя существительное, связанное с глаголом.

2.Определить число этого имени существительного.

3.Поставить к глаголу вопрос.

4. Определить число глагола.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Распределите пословицы на две группы. В одну – пословицы, где есть глаголы в единственном числе, во вторую, где глаголы во множественном числе.

  1. Утка нырнула в глубокое озеро.
  2. Дикие гуси кружатся над рекой.
  3. Облака ласково смотрят на землю.
  4. Земляника показала свои яркие ягодки.
  5. Вдруг сгустились тёмные тучи.
  6. Резко подул северный ветер.

Подсказка: в каждой группе должно быть по три пословицы.

  1. Утка нырнула в глубокое озеро.

4. Земляника показала свои яркие ягодки.

6. Резко подул северный ветер.

  1. группа:
  2. Дикие гуси кружатся над рекой.
  3. Облака ласково смотрят на землю.
  4. Вдруг сгустились тёмные тучи.

Задание. Лишнее слово.

В каждой строке зачеркните лишнее слово

А) испаряет, опадает, заостряет, смотрят

Б) ночевал, ночует, ночевали, ночевала

В) светят, сверкает, блестят, сияют

Г) пишет, пишут, сочиняют, слагают

Д) грустит, печалится, унывают, тоскует

Подсказка: в каждой строке должны быть глагола только одного числа Правильный ответ:

А) испаряет, опадает, заостряет, смотрят

Б) ночевал, ночует, ночевали, ночевала

В) светят, сверкает, блестят, сияют

Г) пишет, пишут, сочиняют, слагают

Д) грустит, печалится, унывают, тоскует

Источник

Читайте также:  Глаголы в парах образуют разные формы будущего времени
глагольные формы 1-го лица обозначают действие, которое совершает сам говорящий (или говорящие)
глагольные формы 2-го лица обозначают действие, которое совершает собеседник (тот, с кем беседует говорящий) летаешь, летаете
глагольные формы 3-го лица обозначают действие того, о ком говорят, но кто не участвует в самом разговоре.