Меню

Как выделяется орфограмма тся и ться в глаголах



Орфограммы. № 23. -ТЬСЯ — , -ТЬСЯ- в глаголах.

Орфограммы.

№ 23. -ТЬСЯ — , -ТЬСЯ- в глаголах.

ПРАВИЛО.

-ТЬСЯ-.

Ь знак пишется в неопределённой форме глагола, отвечающей на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ ? (то есть в вопросе есть Ь знака): писать (что делать?), поинтересоваться (что сделать?)

-ТСЯ-.

Ь знак НЕ пишется в формах глагола, отвечающих на вопросы

ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? (в вопросе НЕТ Ь знака): пишет (что делает?), поинтересуется (что сделает?)

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Зима недаром злит?ся.

Зима недаром злится.

Зима (что делает? – нет в вопросе Ь) злится .

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Она решила собрат?ся в дорогу.

Она решила собраться в дорогу.

Она решила (что сделать?) собраться.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Любишь ката..ся – люби и саночки возить.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Любишь (что делать?) кататься.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Орфограммы в формах на -ться, -тся
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

Вложение Размер
po.docx 34.22 КБ
tsya_2_urok.pptx 230.71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Выполнила студент(ка): 43 гр.

Тема: « Орфограммы в формах на -ться, -тся.»

Цель: повторить с учащимися условия выбора написания – тся- и –ться в глаголах;

-личностные: ; воспитывать любовь к поэзии, уважительное отношение к прославленным землякам, развивать навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно;

-предметные: научится различать правописание глаголов на ТСЯ и ТЬСЯ.

Оборудование: презентация, учебник «Эльконин, Давыдов», 3 класс

Методы и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя

Я вас всех очень рада видеть.

Давайте проверим вашу готовность к уроку.

Хорошо, тогда начинаем!

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

Словесн.:ответы на вопросы,фронтальная

Какую часть речи мы начали изучать? (Глагол)

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( орфограммы на тся и ться)

Сегодня мы с вами продолжим изучать эту тему.

Найдите в тексте глаголы, объясните их правописание:

защитная окраска. Не сразу

пятнистую шкуру жирафа в листве деревьев. Сам он с высоты своего роста

видит далеко. Полосатая шкура тигра сливается с желтыми бликами

Ребята, прежде чем начать давайте вспомним правило!

Когда мы пишем тся?(Когда гл. отвечает на вопрос Что делает? И когда гл. стоит в 3 л.)

Когда мы пишем ться? ( Когда гл. отвечает на вопрос что делать? И стоит в начальной форме.)

Среди этих глаголов есть слово, в котором нельзя определить

морфологические признаки. Найдите этот глагол.

Это глагол «скрываться.»

Попробуйте поставить к этому глаголу вопрос.(Что сделать?)

Повторять пройденную тему.

Находить в тексте глаголы, объяснить как они пишутся .

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: аргументируют свою позицию.

3. Постановка учебной задачи и ее решение

Словессн.:ответы на вопросы, фронтальная, практич: самостоятельное выполнение упр.

Образуйте от данных глаголов неопределенную форму глагола.

Выделите в словах окончания. Все ли слова написаны правильно.

Чем отличаются пары слов друг от друга?

(В первом случае глаголы отвечают на вопрос что делает? Они

стоят в третьем лице, а во втором –что делать? )

В какой форме стоят эти глаголы?

( Это глаголы стоят в неопределенной форме. У таких глаголов мы не можем определить ни рода, ни числа, ни времени, ни лица)

Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по этому упр?

(Глаголы могут стоять в неопределенной форме, они отвечают на

вопрос что делать? Что сделать?)

Списать глаголы, образовать от глаголов неопределенную форму.

Выделять окончания у данных слов.

Проверять сделанное упр.

П: Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.

Умение определять цель урока

4.Решение частных задач

Словесн.: устное выполнение,

Практическ: выполнение упражений на тему ТЬСЯ и ТСЯ

Давайте запишем предложения и проверим свои знания.

Как иногда хочется пройтись по лесу, разгребая ногой золотые листья. Они

разлетаются под ногами, кружатся в осеннем вальсе.

Но эта красота продолжается не долго.

Задание: найти глаголы на –ТСЯ и –ТЬСЯ. Определить их правописание.

Ребята, посмотрите на глаголы. Что вы заметили?

(Во всех глаголах есть -ТСЯ или –ТЬСЯ)

Как вы думаете, когда в глаголах пишется -ТСЯ и –

ТЬСЯ? (Если глагол отвечает на вопросы что делает? Что сделает? То перед

-СЯ Ь не пишется. Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? ,то это глагол в неопределенной форме и в нем перед –СЯ пишется мягкий знак.

Запиши пословицы вставляя где нужно Ь:

1. От безделья дурь наживает. ся, в труде воля закаляет. ся.

2. Мир освещает. ся солнцем, а человек -знанием.

3. Кто упорно трудит. ся, тот всему научит. ся.

4. Не плюй в колодец: пригодит..ся воды напит. ся.

5. Кто любит трудит. ся, тому без дела не сидит. ся.

6. Трудолюбивый ест, что нравит. ся ему, ленивый –что достанет. ся ему.

7. Нам знанье не рождением дает..ся, ученьем и терпением дает. ся.

8. Кто преуспеть в трудах не пытает. ся, от тех и сам Аллах отрекает. ся.

9.Не надо хвалит. ся, если не знаешь, как рожь родит. ся.

10. Не трудит. ся, так и хлеба не добит. ся.

11.Человек с коротким умом обзаводит. ся длинным языком.

12.Кто умеет веселит. ся, того и горе бои. ся.

13.С тобой разговорит. ся -что меду напит. ся.

14. Криком дом не строит..ся, шумом дело не делает. ся.

15. Не стыдно не знать –стыдно не учит. ся

Спишите вставляя пропущенный буквы.

Белый снег пушистый в воздухе кружит. ся и на землю тихо падает, ложит. ся.Солнце уже опускает. ся к горизонту, и далеко разливают. ся его лучи.Путешественники долго не могли успокоиться.Не забывай о том, что, пока ты учишься, кто-то трудит. ся, добывая тебе хлеб.Туман начинает клубит. ся над водой.Хорошее, доброе, долго помнит. ся, а плохое, к счастью, забывает. ся.Попробуй напит. ся из родника -и ты почувствуешь силу земли.

Что нужно сделать ,чтобы правильно написать глаголы на -ТСЯ и-ТЬСЯ ?

Правильно поставить вопрос. Например,

воля закаляется. Воля ( что

делается?) закаляется. Значит, перед –СЯ мягкий знак не пишется. В другом

примере кто умеет ( что делать?) веселиться перед –СЯпишем мягкий знак .

Записать предложения ,определить где пишется Тся ,а где тся.

Источник

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?

Например:

На самом деле с тся и ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся не получится. Необходимо запомнить, что в таком случае он в обязательном порядке пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или, снова-таки для двух глаголов сразу, от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это третье лицо, единственное или множественное число, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть и в помине. Если это инфинитив, то он необходим обязательно. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов, а если вопрос поставить нельзя, как в предложениях без подлежащего, то по умолчанию глагол пишется без мягкого знака. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Источник

Правописание мягкого знака в глаголах на -ТСЯ, -ТЬСЯ

С морфологической точки зрения глаголы – самая богатая часть речи. У них множество грамматических категорий. Как правило, затруднение у школьников вызывает правописание -ться и -тся в конце глаголов. Орфограмма напрямую связана с определением формы глагола (инфинитив или 3 лицо наст. или простого буд.времени). Эта тема имеет ряд нюансов и сложностей, но стоит один раз разобраться – и станет ясно, что на самом деле она одна из самых простых и понятных.

Алгоритм определения правильных флексий глагольных форм с -тся/-ться

Как определить верное написание слов неопределенной и личной формы? Нужно задать вопрос. Если он оканчивается на -ть (что делаТЬ, что сделаТЬ), пишется -ться. Примеры: писать (что делать?), появляться (что делать?), умываться, кувыркаться, краситься, жениться, собираться и так далее.

Мягкий знак писать не нужно, если можно задать вопрос: “что делает?”, “что сделает?”. Примеры: моется, смеется, трудится, засмеется, натрудится, помоется и так далее.

Как определить необходимость мягкого знака в глаголах

Ошибки в правописании -ться/-тся

Неправильно поставить или пропустить Ь в глаголе можно по разным причинам. Одна из самых распространенных – невнимательность. Например, дано предложение с рядом слов этой части речи, и школьник, определив правильное написание первого слова, пишет так же все последующие. Необходимо задавать вопрос ко всем словам, а не писать автоматически.

Когда рядом стоят два глагола, велик соблазн написать их одинаково, но это не всегда правильно. Пример: Женя стараеТСЯ держаТЬСЯ, хотя ему тяжело. Нужно задавать вопрос каждый раз, чтобы не допустить ошибку.

Частым затруднением является написание возвратных глаголов (с постфиксом СЯ). Нужно запомнить, что добавление к слову этой части никак не меняет написание -тся и -ться в любых глаголах. Чтобы проверить себя, можно разбить слово на составляющие (мыться = мыть + себя). Постфикс -ся заменяет единственное в русском языке возвратное местоимение (себя). Итак, нужно разобрать трудную часть речи на 2 слова (глагол и местоимение), после чего задать вопрос и определить верное написание орфограммы.

Основные сложности в орфографии глаголов разных форм

Присутствие Ь в инфинитиве уместно, только если можно задать вопросы с флексией ТЬ, но ошибочно в формах, отвечающих на другие.

Как следует из упомянутых правил, основной критерий для появления/исчезновения знака мягкости – форма глагола (неопределенная/личная). При этом необходимо помнить, что глагол в инфинитиве входит в состав сложного глагольного сказуемого и составной формы будущего времени. Например: Получив зарплату, принимаются ругаться (сложное глаг.сказуемое время состоит из неполнозначного глагола в настоящем вр. БЕЗ Ь и инфинитива С Ь); Будут читать и возмущаться (составная форма будущего времени – связка быть в личной форме + инфинитив с ТЬСЯ). Здесь также важно не напутать с вопросом: получит зарплату – что делают? – принимаются (что делать?) – ругаться. Будут – что делать? (не что сделают!) – читать и возмущаться.

Иллюстрация для запоминания вопросов

Вопрос о правописании тся/ться может показаться трудным, но это далеко не так. Достаточно один раз разобраться в этой теме, чтобы никогда больше не допускать ошибок.

Источник

Читайте также:  Торопитесь это глагол или нет