Меню

Как звучит глагол в 3 лице



Лица глаголов в русском языке

Лицо в русском языке выступает в качестве важнейшего морфологического признака глаголов. При помощи лиц в предложении выражается отношение того, кто производит действие к тому, кто о нем говорит.

Существуют три формы лиц: 1-е, 2-е и 3-е. Именно лицо является определяющим признаком слова, позволяющим правильно проставлять суффиксы и окончания в нем. В конечном итоге именно знание лиц позволяет грамотно излагать свои мысли.

В форме 1-го лица находятся те глаголы, случаи употребления которых, предусматривают совпадение совершающего действие и того, кто о нем говорит.

Пример: Я кушаю, я делаю, я говорю, я сплю, мы делаем и т.д.

Глаголы во 2-м лице указывают на то, что совершаемое действие относится не к самому рассказчику, а к его собеседнику.

Пример: Ты делал, ты кушал, ты говорил, ты спал, вы делаете.

Глаголы, находящиеся в 3-ем лице выражают отношение действия к человеку (людям), не участвующим в разговоре и обычно употребляются с местоимениями – он, она, оно, они.

Пример: Он делал, он кушал, он говорил, они спали, она делала, оно выпало.

На лица в русском языке у глаголов главным образом указывают окончания. У глаголов первого лица единственного числа (в настоящем и будущем временах) окончания или . Например: пишу, читаю, позвоню, закричу. У глаголов 1-го и 2-го спряжения окончания в 1-м лице одинаковы.

Второе лицо в русском языке у глаголов имеет свои особенности. Они связаны с окончаниями глаголов. А как известно, окончания в глаголах зависят от спряжения. Глаголы 1-го спряжения имеют окончание -ЕШЬ в единственном числе и -ЕТЕ во множественном числе. Например, поешь, зайдешь. Глаголы 2-го спряжения имеют окончание -ИШЬ в единственном числе и -ИТЕ во множественном. Например, звонишь, кричите. 2-е лицо у глаголов можно узнать либо в определенном контексте, либо по особому окончанию.

3 лицо в русском языке определяется местоимениями «он», «она», «оно», «они». Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -ЕТ в единственном числе и -ЮТ во множественном (он, она, оно читает, они читают). У глаголов 2-го спряжения — окончания -ИТ и -АТ (ЯТ) во множественном числе (он, она, оно звонит, они звонят).

Глаголы в сослагательном наклонении и в прошедшем времени изъявительного наклонения по лицам не изменяются, в этих формах представлены различия не по лицам, а по родам. С личными формами глагола соотносятся личные местоимения-существительные.

Для улучшения русского или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

Желаем Вам успехов!

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Источник

Лицо глагола

Что такое лицо глагола в русском языке?

Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия с участником речи. То есть лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.

Значение категории лица глаголов

В русском языке существует три лица глагола в единственном и во множественном числе, выражающих различное значение называемого глаголом действия.

Единственное число:

  • 1 лицо глагола – обозначает, что действие совершает непосредственно говорящий, он является субъектом речи (я варю кофе, я куплю яблок).
  • 2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия с собеседником (ты читаешь книгу, ты построишь дом).
  • 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку).

Множественное число:

  • 1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим, мы решим задачу).
  • 2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете, вы поедете в горы).
Читайте также:  Самые большие трудности у детей с онр вызывает группировка глаголов

Как определить лицо глагола?

Для определения лица глагола выделите личное окончание глагольной формы, определите ее значение в контексте речи, а также поставьте вопросы:

  • Глаголы 1 лицаотвечают на вопросы: Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем?
  • Глаголы 2 лица: Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?
  • Глаголы 3 лица: Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?

Для удобства определения лица глагола приводим личные окончания и примеры употребления лиц глаголов в таблице:

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е лицо Я улыбаюсь;
Я построю
Мы улыбаемся;
Мы построим
Давайте мы улыбнемся;
Давайте мы построим
2-е лицо Ты улыбаешься;
Ты построишь
Вы улыбаетесь;
Вы построите
Улыбайся;
Построй
Улыбайтесь;
Постройте
3-е лицо Он улыбается;
Она построит
Они улыбаются;
Они построят
Пусть он улыбается;
Пускай она построит;
Пусть они улыбаются; Пускай они построят;

В повелительном наклонении формы 1-го и 3-го лица образуются при помощи частиц давайте, да, пусть, пускай.

Изменение глаголов по лицам свойственно не для всех глаголов – безличные глаголы (вьюжило, смеркалось) и инфинитив (спешить, шуметь) не имеют категории лица. Не спрягаются по лицам и глагольные формы прошедшего времени.

Источник

3 класс. Английский .

Урок № 10 Тема: «Настоящее простое время. Present Simple. Глаголы в 3 лице единственного числа».

Основная цель урока: Познакомить учеников с правилом добавления окончания s к глаголам в 3 лице ед. числа настоящего времени (Present Simple).Объяснить правила чтения этого окончания в глаголах.

1. Open your books at page 32 exercise 2 (стр.32 №2). Прослушайте аудиозапись №27, затем прочитайте предложения и скажите, чем отличаются используемые в них формы глаголов. Example: I feed my dog — Я кормлю мою собаку (глагол без окончания). He feeds his dog — Он кормит его собаку (глагол с окончанием – s ).

Сделаем вывод: После местоимений: I, You, We, They — глагол пишется без окончания, а после местоимений: He, She, It – у глаголов появилось окончание – s .

2. Правило. Окончание – s(-es) появляется у смысловых глаголов в 3 лице, когда на месте подлежащего стоит he (он), she (она), it (оно) или его можно условно заменить одним из этих местоимений. Данное окончание произносится в словах по-разному: со звуком [s], [z], [iz].

— Если слово оканчивается на -s, -ss, -sh, -ch, -tch, -x, -z, -zz, —o то прибавляется окончание –es и читается со звуком [iz]. Example: teach-teaches (учить-учит), wash-washes (мыть-моет), mix-mixes (смешивать-смешивает).

— Если слово оканчивается на –y, а перед ней согласная буква, то y заменяется на- i и прибавляется окончание –es, которое будет произноситься со звуком [z]. Example: cry-cries (кричать-кричит), fly- flies (летать-летит).

В случае, когда перед —y стоит гласная, то —y сохраняется и прибавляется окончание –s, которое будет произноситься со звуком [z]. Example: play-plays (играть-играет).

В остальных случаях добавляем к глаголам окончание — s, которое читаем со звуком [s]- если на конце глагола гласная буква или глухой согласный (like-likes, cook-cooks) и со звуком [z]- после звонких согласных на конце глагола (run-runs, feed-feeds).

Читайте также:  Глагол с приставкой про примеры

Просмотрите видео урок (к данному правилу):

Запишите эту таблицу в свой грамматический справочник.

3. Задание для закрепления правила.

Давайте проверим, как вы усвоили это правило. Open your books at page 33 exercise 4. Выполните письменно задание на стр.33 № 4. Выберите правильную форму глагола. Помните, что после подлежащих 3 лица ед. числа ( he (он), she (она), it (оно)) у глаголов будет окончание – s.

Проверьте себя по аудиозаписи:

Задание для самоконтроля

Рассмотрите картинки и скажите, что делают эти ребята по утрам и вечерам стр. 34 № 5.

Источник

Правописание глаголов неопределенной формы в 3-м лице

1) научиться: писать глаголы в неопределённой форме в 3-м лице.

2) усвоить знания:

Исследовательская деятельность

Определи, какими буквами на письме обозначается окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице.

Для этого определи: – вопрос, на который отвечает эта часть речи,

Соотнеси звуковой ряд слова с буквенным.

Дима начал готови ться [ гатов’ица ] (к уроку).

Дима готови тся [ гатов’ица ] (к уроку).

Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице

Неопределённая форма глагола

Глаголы в 3-м лице

что делать?

что делает? Звуковое обозначение окончания и постфикса

Буквенное обозначение окончания и постфикса

ОК (языковая задача)

Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице.

Цель: написать окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице.

Действия

Знания 1. Задать вопрос.

что делает?

2. Определить форму глагола.

3. Подобрать -ться/тся. [ ца ] ться [ ца ] тся

а) конкретно-предметная область (рус. яз.):

– знание: как написать окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице,

– умение: написать окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице;

б) метапредметная область:

– знание: компоненты деятельности – цель, предмет, средства, действия, операции, продукт;

– умение: строить деятельность .

Языковая задача 1. Замени выражение схожим по значению глаголом неопределённой формы. Используй ОК.

Провести время на охоте – поохоти…………

сделать остановку – останови…………………. (остановиться)

бороться какое-то время – поборо…………….. (побороться)

завести дружбу – подружи…………………….. (подружиться)

побороть лень – не лени………………………. (не лениться)

забыть про смех – ………………………………. (не смеяться)

избегать ссоры – не сори……………………… (не ссориться)

Языковая задача 2. “Допиши словечко”. Используй ОК.

1.Где никто не ссорится,
Там и дело спори……….

2.Божья коровка о саде заботится,
Целыми днями за тлями охоти……….

3.Маленький кораблик в гавани ютится.
Плавать не умеет – не хотел учи……..

4.Жёлтый лист в лесу кружится
И к ногам берёз ложи……..

5.Трудные дни наступили для птицы,
Нужно синице помочь прокорми………..

Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

Грамматическая викторина.

  1. У каких глаголов в конце животное с широкими ветвистыми рогами?
  2. У каких глаголов в конце большое помещение?
  3. Какой глагол превратится в существительное, если к конечной его букве л добавить ещё букву л?
  4. Какие глаголы своими окончаниями нам велят есть?

Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

Языковая задача 3. Выбери -ться или -тся.

Кто любит труди ……… , тому без дела не сиди ………. .
Всяк человек на деле познаё ………. .
Любишь ката ………. , люби и саночки возить.

Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

Читайте также:  Как определить неопределенную форму глагола в русском языке 4 класс

Языковая задача 1. Поохоти ться , останови ться , поборо ться , подружи ться , не лени ться , не смея ться , не ссори ться .

Языковая задача 2. Спори тся , охоти тся , учи ться , ложи тся , прокорми ться .

Грамматическая викторина.

  • Показа лось и подобные глаголы прошедшего времени среднего рода.
  • Пока зал и подобные глаголы прошедшего времени мужского рода.
  • Метал + л = металл.
  • Седе ешь и подобные глаголы 1 спряжения в настоящем времени, 2 лице.
  • Языковая задача 3. Труди ться , не сиди тся , познаё тся , ката ться .

    Учащимся выдаются следующие заготовки:

    ТЕМА: “Правописание глаголов в неопределённой форме в 3-м лице”

    1) научиться: _________________________________________________________
    2) усвоить знания:

    а) _____________________________
    б) _____________________________

    Исследовательская деятельность

    Определи, какими буквами на письме обозначается окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице.

    Для этого определи: – вопрос, на который отвечает эта часть речи,

    Соотнеси звуковой ряд слова с буквенным.

    Дима начал готови ться [ гатов’ица ] (к уроку).

    Дима готови тся [ гатов’ица ] (к уроку).

    Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице

    Звуковое обозначение окончания и постфикса
    Буквенное обозначение окончания и постфикса

    ОК (языковая задача)

    Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице.

    Действия

    [ ] [ ]

    а) конкретно-предметная область (рус. яз.):

    б) метапредметная область:

    Языковая задача 1 Замени выражение схожим по значению глаголом неопределённой формы. Используй ОК.

    Провести время на охоте – поохоти…………

    сделать остановку – останови…………………. (остановиться)

    бороться какое-то время – поборо…………….. (побороться)

    завести дружбу – подружи…………………….. (подружиться)

    побороть лень – не лени………………………. (не лениться)

    забыть про смех – ………………………………. (не смеяться)

    избегать ссоры – не сори……………………… (не ссориться)

    Языковая задача 2. “Допиши словечко”. Используй ОК.

    1.Где никто не ссорится,
    Там и дело спори……….

    2.Божья коровка о саде заботится,
    Целыми днями за тлями охоти……….

    3.Маленький кораблик в гавани ютится.
    Плавать не умеет – не хотел учи……..

    4.Жёлтый лист в лесу кружится
    И к ногам берёз ложи……..

    5.Трудные дни наступили для птицы,
    Нужно синице помочь прокорми………..

    Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

    Грамматическая викторина.

    1. У каких глаголов в конце животное с широкими ветвистыми рогами?
    2. У каких глаголов в конце большое помещение?
    3. Какой глагол превратится в существительное, если к конечной его букве л добавить ещё букву л?
    4. Какие глаголы своими окончаниями нам велят есть?

    Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

    Языковая задача 3. Выбери -ться или -тся.

    Кто любит труди ……… , тому без дела не сиди ………. .

    Всяк человек на деле познаё ………. .

    Любишь ката ………. , люби и саночки возить.

    Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

    Языковая задача 1. Поохоти ться , останови ться , поборо ться , подружи ться , не лени ться , не смея ться , не ссори ться .

    Языковая задача 2. Спори тся , охоти тся , учи ться , ложи тся , прокорми ться .

    Грамматическая викторина.

    • Показа лось и подобные глаголы прошедшего времени среднего рода.
    • Пока зал и подобные глаголы прошедшего времени мужского рода.
    • Метал + л = металл.
    • Седе ешь и подобные глаголы 1 спряжения в настоящем времени, 2 лице.

    Языковая задача 3. Труди ться , не сиди тся , познаё тся , ката ться .

    Источник