Меню

Какая особенность обнаруживается в образовании причастия искомый от глагола искать



Русский язык 9 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1

(7,5 балла) На какой звук падает ударение в слове Эдинбург? Почему? Если вы считаете, что здесь имеет место определённый фонетический процесс, укажите его. Объясните своё решение. Приведите аналогичные примеры.

Критерии и ответы

Эдинбург – заимствованное слово. В исконной форме ударение падало на первый слог, но под влиянием фонетической аналогии с уже существующими в русском языке устойчивыми топонимами вроде Петербург, Екатеринбург, Оренбург, где ударение стабильно падает на последний слог, ударение переместилось в русском языке на последний слог.

За указание на заимствование – 1 балл, за указание на исконное ударение – 2 балла, за указание на влияние процесса аналогии – 1 балл, за приведение подходящих примеров – по 0,5 балла (но не более 1,5 балла), за эксплицитное (термин необязателен) указание на перемещение ударения при заимствовании на последний слог – 2 балла.

Всего 7,5 балла.

Задание 2

(2 балла) Дан следующий отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина.

  1. Призадумался поп,
  2. Стал себе почёсывать лоб.
  3. Щёлк щелку ведь розь.
  4. Да понадеялся он на русский авось.
  5. Поп говорит Балде: «Ладно.
  6. Не будет нам обоим накладно.
  7. Поживи-ка на моём подворье,
  8. Окажи свое усердие и проворье».

Дайте толкование слова накладно в строке 6.

Критерии и ответы

Накладно – убыточно, с убытком, с ущербом.

Всего 2 балла.

Задание 3

(7,5 балла) Даны слова: мышонок, замшелый, промышленность, мщение, мощёный, мышление, подмышки, мощный, мышца, моховой.

Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим историческим корнем.

Укажите общий корень.

Критерии и ответы

  • мыш– мышонок,подмышки,мышца
  • мох/мш замшелый,моховой
  • мышл – промышленность,мышление
  • мщ – мщение
  • мощ – мощёный
  • мощ – мощный
  1. За каждую верно найденную группу – 0,5 балла. Если в группе хотя бы одно неверно указанное слово, группа не засчитывается.
  2. За каждый алломорф одного корня – 0,5 балла.

Если учащийся найдёт алломорф любого корня, не указанный в задании (например, месть для мщение), за каждый алломорф – 0,5 балла.

Всего 7,5 балла.

Задание 4

(2 балла) Даны предложения, в одном из которых зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Ты что, этого вора-рецидивиста бухгалтером к себе в фирму взял? Нечего сказать, пустил моль в гардероб!

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

Критерии и ответы

Это ФЕ пустить козла в огород (1 балл) допускать кого-либо к тому, что его особенно привлекает; давать кому-либо свободный доступ туда, где он может быть вреден или опасен (1 балл).

Всего 2 балла.

Задание 5

(2 балла) Какая особенность обнаруживается в образовании причастия искомый от глагола искать?

Критерии и ответы

Это отсутствие чередования ск/щ (1 балл) вопреки общему правилу образования страдательных причастий настоящего времени от основы настоящего времени глаголов (ищ-у – ищомый) (1 балл).

Читайте также:  Конспект урока в 5 классе повторение в начале года глагол

Всего 2 балла.

Задание 6

(6 баллов) Выделите грамматическую основу в последнем предложении фрагмента.

Скалозуб
В тринадцатом году мы отличались с братом
В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.

Фамусов
Да, счастье, у кого есть эдакий сынок!
Имеет, кажется, в петличке орденок?

Скалозуб
За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.

Фамусов
Любезный человек, и посмотреть – так хват.
Прекрасный человек двоюродный ваш брат.

Объясните, почему Вы выделили грамматическую основу именно так, а не иначе.

Критерии и ответы

Прекрасный человек двоюродный ваш брат !

В предложении налицо инверсия (характер отрывка позволяет точно определить, что в высказывании даётся характеристика двоюродному брату Скалозуба), поэтому сказуемое идёт перед подлежащим («брат» – данное, тема, характеризуемое; «прекрасный человек» – новое, рема, характеризующее).

Сказуемое здесь включает в себя словосочетание «прекрасный человек», поскольку без определяющего прилагательного утверждение в предложении теряет смысл (тот факт, что брат является человеком, очевиден исходя из лексического значения слова «брат» и не нуждается в выражении посредством суждения).

За учёт инверсии и/или указание на оценочное значение сказуемого при выделении грамматической основы – 4 балла.

За выделение в качестве именной части сказуемого цельного словосочетания и верное объяснение причины синтаксической нечленимости – 2 балла.

Всего 6 баллов.

Задание 7

(5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Выбор преследует нас на протяжении всей жизни, и, чтобы совершить его, нужно преодолеть множество соблазнов и препятствия, поджидающих нас на жизненном пути жизни.

Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочёты.

Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.

Критерии и ответы

А. «выбор преследует нас» – речевая ошибка. Подобные стёртые олицетворения реализуются в речи, когда роль подлежащего занимает существительное со значением мысли, чувства, ощущения (преследует мысль, ощущение, необходимость, желание). «Выбор» же – это поступок, действие.

Вероятно, в тексте предполагалось сочетание «необходимость выбора».

Б. «множество соблазнов и препятствия, поджидающих» – грамматическая ошибка. Неверное согласование определяемых существительных и причастия.

В. «жизненный путь жизни» – речевая ошибка. Неоправданная тавтология. Возникла, возможно, в результате наложения двух перифраз: «жизненный путь» и «путь жизни».

Необходимость совершить правильный выбор преследует нас на протяжении всей жизни (в разных ситуациях) , и, чтобы сделать его, нужно преодолеть множество соблазнов и препятствий, поджидающих нас на жизненном пути.

За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку по 1 баллу.

За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла.

Всего не более 5 баллов.

Задание 8

(6 баллов) Объясните, почему ветреный пишется с одной буквой Н, а безветренный и выветренный – с двумя буквами Н.

Критерии и ответы

Прилагательное «ветрен(н)ый» исторически могло восходить и к существительному «ветер», и к вышедшему из употребления глаголу «ветрить» (отмечен, в частности, у Срезневского). При этом в языке закрепилась, вероятно, отглагольная форма. По правилу написания суффиксов отглагольных прилагательных здесь должна быть одна буква Н. «Выветренный» образовано от глагола «выветрить», и написание суффикса здесь подчинено правилу правописания Н и НН в причастиях и отглагольных приставочных прилагательных.

Читайте также:  Сочинение рассуждение на высказывание толстого глагол

Прилагательное «безветренный» образовано от предложно-падежного сочетания «без ветра». Сам характер приставки не позволяет видеть в качестве производящего слова глагол (как это случилось со словом «ветреный»), поэтому мы образуем это слово по традиционной модели отыменных прилагательных – с помощью суффикса -ЕНН.

За верное объяснение написания каждого слова – по 2 балла.

Всего 6 баллов.

Задание 9

(1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.

Пример : эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: о соболе Бине.

Критерии и ответы

Всего 1 балл.

Задание 10

(6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Трубы трубят в Серпуховѣ, звенить слава по всеи земли Руссьскои, чюдно стязи стоять у Дону великого, пашутся хоригови берчати, свѣтяться калантыри злачены. Хоругови аки жыви пашутся.
  2. Ис тучи выступи кровавыя оболока, а из нихъ пашють синие молньи.

Критерии и ответы

  1. Пахаться – пахатися: развеваться в воздухе (3 балла).
  2. Пашють – пашут – пахать (пахати): полыхать, сверкать (3 балла).

Всего 6 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания – 45.

Источник

Как образуются причастия в русском языке?

Причастия обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов. Выбор глас­ных в суф­фик­сах дей­стви­тель­ных и стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла.

У при­ча­стий сохра­нил­ся гла­голь­ный при­знак вре­ме­ни, поэто­му раз­ли­ча­ем при­ча­стия насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Например:

  • пла­вать — пла­ва­ю­щий лебедь = лебедь пла­ва­ет;
  • поте­рять­ся — поте­ряв­ший­ся ребе­нок = ребе­нок поте­рял­ся.

Например:

  • дол­го хра­ни­мый порт­рет = порт­рет хра­нят;
  • раз­бу­жен­ный маль­чик = маль­чи­ка раз­бу­ди­ли;
  • поли­тые цве­ты = цве­ты поли­ли.

Каждый вид при­ча­стия обла­да­ет сво­им зна­че­ни­ем и спе­ци­фич­ны­ми фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми суф­фик­са­ми.

Действительные причастия настоящего времени

Они обра­зу­ют­ся от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни. Основой гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни явля­ет­ся фор­ма тре­тье­го лица мно­же­ствен­но­го чис­ла без лич­но­го окон­ча­ния, напри­мер:

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния с помо­щью суф­фик­сов -ущ-/-ющ- обра­зу­ем дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни:

  • сте­лить (I спр.) — они стел- ют — стел- ющ -ийся кустар­ник;
  • бле­ять (I спр.) — они бле- ют — бле- ющ -ая овца;
  • почу­ять (I спр.) — они почу- ют — почу- ющ -ие вол­ка;
  • брить­ся (I спр.) — они бре- ют -ся — бре- ющ -ийся муж­чи­на.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния обра­зу­ем дей­стви­тель­ные при­ча­стия с помо­щью суф­фик­сов -ащ-/-ящ- , напри­мер:

  • зво­нить ( II спр.) — они звон- ят — звон- ящ -ий теле­фон;
  • смот­реть ( II спр.) — они смотр- ят — смотр- ящ -ий впе­ред;
  • тер­петь ( II спр.) — они терп- ят — терп- ящ -ее бед­ствие суд­но;
  • вер­теть­ся ( II спр.) — они верт- ят -ся — верт- ящ -иеся дев­чон­ки.

Видеоурок

Действительные причастия прошедшего времени

Такие при­ча­стия обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с помо­щью суф­фик­сов -вш- и -ш- .

Суффикс -вш- обра­зу­ет при­ча­стие от осно­вы гла­го­ла, кото­рая закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, напри­мер:

  • звен е -ть — звене- вш -ий коло­коль­чик;
  • отта я -ть — оттая- вш -ее окно;
  • стуч а -ть — стуча- вш -ий по дере­ву дятел;
  • тон у -ть — тону- вш -ий в реке;
  • спил и -ть — спили- вш -ий дере­во;
  • б ы -ть — бы- вш -ий в моем рас­по­ря­же­нии.

Суффикс -ш- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии при­ча­стий от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы с конеч­ны­ми соглас­ны­ми, напри­мер:

  • отн е с -ти — отнёс- ш -ий в кла­ло­вую;
  • рас­цве с -ти — расцвёт- ш -ий в саду;
  • заме с -ти — замет- ш -ий опав­ши­ми листья­ми;
  • ве з -ти — вёз- ш -ий с собой сыниш­ку.

Видеоурок

Страдательные причастия настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида, кото­рые могут управ­лять суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го (ино­гда роди­тель­но­го) паде­жа без пред­ло­га.

Читайте также:  Предложения с грамматическими признаками глагола

Выбор фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся гла­гол пер­во­го спря­же­ния, то от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ем стра­да­тель­ное при­ча­стие с помо­щью суф­фик­са -ем- :

  • перегиба-ть — перегиба-ют — перегиба- ем -ый пояс;
  • разрыва-ть — они разрыва-ют — разрыва- ем -ый в кло­чья;
  • выделя-ть — они выделя-ют — выделя- ем -ый нам;
  • наполня-ть — они наполня-ют — наполня- ем -ый водой бас­сейн.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла вто­ро­го спря­же­ния обра­зу­ет­ся при­ча­стие с помо­щью суф­фик­са -им- :

  • зави­сеть — они завис-ят — завис- им -ое поло­же­ние;
  • нена­ви­деть — они ненавид-ят — ненавид- им -ая еда;
  • любить — они люб-ят — люб- им -ый все­ми артист.

Видеоурок

Страдательные причастия прошедшего времени

Такие при­ча­стия обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов толь­ко совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -нн- , -енн- и -т- .

Суффикс -нн- обра­зу­ет при­ча­стие от инфи­ни­ти­ва с осно­вой на глас­ные а/я, напри­мер:

  • завеш а -ть — завеша- нн -ый ков­ром;
  • рас­каз а -ть — расказа- нн -ый слу­чай;
  • засе я -ть — засея- нн -ое поле;
  • зачит а -ть — зачита- нн -ый отры­вок.

Суффикс -енн- обра­зу­ет при­ча­стие от неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с осно­вой на -и- и -чь:

  • украси-ть — украш- енн -ый зал к празд­ни­ку;
  • побели-ть — побел- енн -ая сте­на;
  • приклеи-ть — прикле- енн -ая афи­ша;
  • выстрои-ть — выстро- енн -ые куби­ки в ряд;
  • увлечь — увлеч- ённ -ый тен­ни­сом;
  • сбе­речь — сбереж- ённ -ый на зав­тра.

Суффикс -т- обра­зу­ет стра­да­тель­ное при­ча­стие от осно­вы

  • гла­го­лов с суф­фик­сом -ну-,
  • одно­слож­ных гла­го­лов или род­ствен­ных слов с при­став­кой;
  • гла­го­лов на -оть, -ереть,
  • поки­нуть — покину- т -ый дом;
  • колоть — коло- т -ый орех;
  • полоть — про­по­лоть — прополо- т -ая гряд­ка;
  • брить — бри- т -ый под­бо­ро­док;
  • мыть — вымыть — вымы- т -ое окно;
  • под­нять — подня- т -ая пыль на доро­ге;
  • открыть — откры- т -ая двер­ца шка­фа.

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют крат­кие фор­мы.

Видеоурок

Источник