Роль имен прилагательных в произведениях художественной литературы
Цели:
- повторить известное об имени прилагательном; показать роль имён прилагательных в художественных произведениях;
- формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их синтаксическую роль, роль в произведениях художественной литературы;
- воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.
Оборудование.
- Таблица-опора “Имя прилагательное как часть речи”;
- Произведения художественной литературы (отрывки);
- Репродукция картины и рисунки о зиме.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
1. Организационный момент
(Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, классная работа).
2. О теме, целях урока.
Сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Имя прилагательное”. Понаблюдаем, какую же роль играет эта часть речи в художественных произведениях.
Поэтому запишите тему урока “Роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы”.
2. Повторение пройденного по теме “Имя прилагательное”.
Вначале повторим по таблице-опоре.
— Что вы знаете об имени прилагательном как части речи?
(что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, каким членом предложения является)?
Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)
— В чём смысл этого высказывания?
— Есть ли здесь прилагательные?
(как вы определили, что они есть?)
Задание. Разберите предложение по членам.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.
— Расскажите ещё раз о синтаксической роли имён прилагательных, опираясь на это предложение.
Проверка домашнего задания
Проверим домашнюю работу (упр. 260)
Задание. Назовите словосочетания “ прил.+сущ.”, выписанные вами из учебника и художественных произведений; укажите, с какой целью употреблены прилагательные: они выделяют предмет из множества или рисуют, описывают.
3. А теперь посмотрим, какими прилагательными пользовался А.С.Пушкин
Задание. Послушайте такие строчки
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
— Запишите это предложение.
— Найдите имена прилагательные и слова, от которых они зависят. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
— Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко и выразительно описывать предмет.
Под небесами (какими?) голубыми (цвет)
Коврами (какими?) великолепными —
Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом.
— А что такое эпитет?
(Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа…)
— А какое ещё изобразительно-выразительное средство использует А.С.Пушкин в этом отрывке?
(сравнение: снег, как великолепный ковёр, олицетворение: снег лежит).
— К эпитетам можно подбирать синонимы.
Задание. Выпишите прилагательное “великолепный”, подберите синонимы к этому эпитету, назовите их.
А в “Словаре эпитетов” К.Горбачевича и Е.Хабло даётся к этому слову более ста эпитетов, например:
Роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный…
Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.
А теперь посмотрите на доску. Здесь записано слово “снег” и ряд прилагательных
Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).
— Подумайте, какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио в сводке погоды?
— Какие прилагательные уместны в художественном описании?
(то есть в художественном описании мы будем использовать эпитеты).
— А с какой целью?
(ярко, красочно, выразительно, образно описать снег).
Обратимся к тексту.(он записан на доске). Послушайте его.
Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)
— Чего-то в нём не хватает?!
— Как вы думаете, почему?
Но чтобы ответить более полно на этот вопрос, обратитесь к Теории 98, найдите то место, где говорится о роли прилагательных в речи.
То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.
— Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным.
Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И.Чайковский цикл “Времена года”).
Прочитайте получившееся описание.
А теперь посмотрим авторский текст и сравним с вашим.
Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)
Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!
Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в художественных произведениях?
(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)
Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?
(Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность).
Это мы с вами провели лингвистический эксперимент, то есть посмотрели, как и для чего писатель подбирает самые нужные, самые меткие имена прилагательные.
Сегодня у нас не совсем обычный урок, так как на уроке есть не только произведения художественной литературы, но и произведения искусства.
Перед вами две репродукции.
— В чём сходство этих картин, а в чём отличие?
(Тема одинаковая: изображён зимний лес, но манера исполнения разная: одна картина в серых тонах, а другая – красочная).
Из уроков ИЗО мы знаем, что эти репродукции относятся к разным видам изобразительного искусства.
Первая – это рисунок. Главное изобразительно-выразительное средство – линия, штрих, тон.
Вторая – живопись. Главное изобразительно-выразительное средство — цвет.
Отсюда можно сделать вывод: писатели описывают предмет с помощью прилагательных, эпитетов, а художники – с помощью цвета.
Физкультминутка.
А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.
Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.
Над голубыми свежими снегами синее огромное и удивительное нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. (И.А.Бунин.)
Иллюстрация готова. Открываем глаза.
— Что вы изобразили?
И всё это в великолепном цвете.
Тексты этих отрывков у вас на столах. Прочтите его ещё раз сами.
Задание. Выпишите сначала словосочетания “прил.+сущ.”, в которых прилагательные просто обозначают признак предмета.
Над голубыми снегами, синее небо, огромное небо, яркие краски, над зелёным бором…
А теперь — словосочетания с эпитетами.
Нежное небо, радостные краски, над свежим снегом.
— С какой целью автор использует столько прилагательных?
— Что хотел показать он этим описанием?
(как ему представляется зимний пейзаж утром, какие краски он видит, когда смотрит на утреннюю зимнюю природу…)
Итак, мы подошли к концу нашего путешествия в сказку зимней природы, в мир художественного текста.
Остаётся сделать вывод, какова же роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы?
Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф нашего урока, тексты, которые мы с вами рассмотрели, Теория 98…
(писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники.
Выставление и комментирование оценок.
(сегодня в нашем путешествии хорошо помогали…, неплохо работали…).
Объяснение домашнего задания.
Дома вам тоже предстоит работать с художественными текстами. Найдите стихотворения о зиме, запишите их, подчеркните их как члены предложения. Устно сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.
Источник
Каким бывает писатель:
(определения приводятся в именительном падеже)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова марочный (прилагательное):
Ассоциации к слову «писатель»
Синонимы к слову «писатель»
Предложения со словом «писатель»
- Эти идеи великого русского учёного и великого русского писателя можно принимать или не принимать.
Цитаты из русской классики со словом «писатель»
- Куплю себе Лессинга [Лессинг Готхольд Эфраим (1729—1781) — знаменитый немецкий писатель и критик, представитель немецкого буржуазного просвещения, автор драм «Эмилия Галотти», «Натан Мудрый» и др.], буду читать Шеллинга [Шеллинг Фридрих Вильгельм Иосиф (1775—1854) — немецкий философ-идеалист.
Значение слова «писатель»
ПИСА́ТЕЛЬ , -я, м. Тот, кто пишет литературные произведения. Талантливый писатель. Союз советских писателей. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «писатель»
ПИСА́ТЕЛЬ , -я, м. Тот, кто пишет литературные произведения. Талантливый писатель. Союз советских писателей.
Предложения со словом «писатель»
Эти идеи великого русского учёного и великого русского писателя можно принимать или не принимать.
Однако, став известным писателем, он нередко менял профессиональные занятия.
Мне повезло стать писателем уже в более позднем возрасте, и благодаря этому опыту я хорошо понимаю разницу между журналистикой и литературой.
Синонимы к слову «писатель»
Ассоциации к слову «писатель»
Сочетаемость слова «писатель»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник
Top 10 прилагательных для описания книг и фильмов на английском
Нет времени? Сохрани в
Основная задача каждого изучающего английский — просто заговорить. Пусть даже на первых порах ваш словарный запас невелик, а предложения получаются не такими изысканными, как хотелось бы. Но когда начальный этап пройден, можно задуматься и о пополнении своего активного словаря. Например, как еще можно описать понравившийся вам фильм, кроме «cool» или «great»? Что еще можно сказать о книге, кроме «interesting»? Давайте рассмотрим самые полезные прилагательные, которые могут пригодиться вам при описании фильмов и книг.
Brilliant – блестящий, восхитительный
Синонимы: «outstanding», «splendid», «exceptional».
Если вам очень понравилась игра актеров, операторская работа, любой другой момент фильма или вся картина в целом, то это прилагательное подойдет как нельзя лучше. Оно относится к разряду «extreme adjectives» — отличаются тем, что выражают очень ярко выраженный признак, и слово «very» как бы входит в их значение изначально. Поэтому если мы хотим усилить такое прилагательное, то нужно использовать «absolutely», «really», «totally», но только не «very».
The acting was brilliant!
I liked this film a lot, it’s absolutely brilliant!
Gripping – захватывающий
Синонимы: «fascinating», «interesting», «intriguing».
Отличный эпитет для истории, которая заставила вас забросить все дела и прочитать книгу от корки до корки не отрываясь. Да и фильмы с таким сюжетом — тоже не редкость.
I like detective stories, they are usually so gripping.
We really enjoyed the gripping plot of that blockbuster.
Entertaining – забавный, развлекательный
Синонимы: «amusing», «delightful», «funny».
Это прилагательное нужно взять на заметку любителям развлекательного чтения и несерьезных фильмов. Если вы недавно смотрели или читали что-то просто для отдыха, то можете использовать именно слово «entertaining».
I am tired of reading classical literature in university, so I prefer some entertaining short stories now.
I don’t want to watch anything scary or dramatic, let’s choose an entertaining film.
Hilarious – очень смешной, уморительный
Синонимы: «comical», «humorous», «witty».
Тому, кто предпочитает комедии или юмористические рассказы, пригодится такой эпитет (кстати, «hilarious» — тоже «extreme adjective»). Если вы смеялись до слез в зрительном зале или изо всех сил сдерживались, чтоб не пугать своим хохотом окружающих во время чтения в общественном транспорте — то вам попалось нечто «absolutely hilarious»!
I adore Jim Carrey – he is totally hilarious.
You must read this hilarious book, I’m sure you’ll like it.
Insightful – поучительный, с глубоким смыслом
Синонимы: «enlightening», «revealing».
Многие фильмы и книги заставляют нас задуматься о чем-то серьезном, поднимают вопросы, на которые непросто найти ответ.
This novel is highly praised as an insightful work of literature.
What I really liked about this film was the last speech of the main character – it was so insightful.
Fast-moving – динамичный
Синонимы: «dynamic», «flashing».
Человек-Паук и Супермен — ваши любимые герои? А может быть, вы фанат серии фильмов «Форсаж»? Теперь вы будете знать, как охарактеризовать фильмы в жанре «экшн», в которых события молниеносно сменяют друг друга.
Why did you like this film? – Well, it’s fast-moving and exciting.
Predictable – предсказуемый
Синонимы: «anticipated», «foreseeable», «expected».
Бывает и так, что сюжет книги или фильма оказался не слишком захватывающим, и вы минут через пятнадцать поняли, к примеру, что убийца — парикмахер. Или наоборот — с первого взгляда на главных героев было ясно, что в конце они поженятся. Кого-то такая предсказуемость разочаровывает, а кто-то даже радуется своей догадливости, но слово «predictable» понадобится в обоих случаях.
The happy end was quite predictable.
Disappointing – разочаровывающий, неудачный
Синонимы: «failing», «mediocre».
Не всегда выбор фильма или книги бывает удачным, иногда нам совсем не нравится то, что мы смотрим или читаем, потому что мы ожидали большего. Обратите внимание, что суффикс «-ing» означает качество предмета, а «-ed» — чувства человека. Поэтому про фильм мы можем сказать «disappointing», а про свое разочарование — «I am disappointed».
We were looking forward to watching this film but it turned out to be so disappointing.
Violent – жестокий
Синонимы: «brutal», «cruel», «savage».
У всех разные вкусы, кто-то любит боевики, кто-то — фильмы о катастрофах, и иногда слово «violent» может понадобиться для описания событий или персонажей.
The plot centers around the investigation of a violent crime.
Truthful – правдивый, достоверный
Синонимы: «realistic», «trustworthy».
Хорошее слово для характеристики книг и фильмов, которые отражают события такими, какими они есть в реальной жизни, рисуют реалистичную картину происходящего.
The great actress managed to create a truthful portrait of the queen.
The author gives a truthful description of historical events.
Многие из вас обсуждают фильмы и книги на занятиях английским по Skype, и теперь вы сможете удивить своего преподавателя самостоятельно освоенной новой лексикой. Но не забывайте, что только регулярная практика переведет новые слова в активный запас. Тренируйтесь почаще — например, можете описать свой любимый фильм или книгу прямо сейчас.
Бонус для наших новых читателей!
Мы дарим бесплатный индивидуальный урок английского по Скайпу.
Вы оцените преимущества:
- занятия дома или на работе в любое время
- преподаватель мечты, с которым интересно учиться и болтать
- гарантия результата: более 10 000 студентов достигли цели
Источник