Глаголы исключения 1 и 2 спряжения
Если неопределённая форма глаголов оканчивается на -ить, то глаголы относятся ко 2-ому спряжению, например:
прос ить – прос ит, прос ят.
Глаголами-исключениями, оканчивающимися на -ить, но относящимися к 1-ому спряжению, являются брить и стелить:
стел ить – стел ет, стел ют.
Глаголы в неопределённой форме, имеющие любые окончания, кроме -ить, относятся к 1-ому спряжению, например:
игр ать – игра ет, игра ют.
Но есть 11 глаголов-исключений, которые не заканчиваются на -ить, но относятся ко 2-ому спряжению:
гнать держать дышать обидеть слышать видеть | ненавидеть смотреть вертеть зависеть терпеть |
Чтобы было проще запомнить глаголы исключения, можно просто выучить стишок, в котором употребляются все эти глаголы:
Ко второму же спряжению Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя. |
Примечание: глагол стелить употребляется только в неопределённой форме и прошедшем времени:
Личные формы глагола образуются от глагола 1-ого спряжения стлать:
Источник
Глаголы-исключения 1 и 2 спряжения
Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.
Спряжение глаголов
Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.
Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?
Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании, нужно знать некоторые правила:
- Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
- Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная — I.
Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.
Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.
Это интересно: омофоны это что такое — определение и примеры.
Противоречия I спряжения
По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить — тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.
Противоречия II спряжения
Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.
Глаголы-исключения:
- смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
- слышать, гнать, держать, дышать.
Давайте приведем примеры изменения:
- гнать, гонит, гонишь, гоните;
- смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
- видеть, видит, видишь, видите и так далее.
Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать — перегнать, держать — выдержать, ветреть — повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.
Учим слова-исключения
Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.
Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.
Способы заучивания
Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.
Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:
- Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
- Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
- Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.
На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.
Хочется предложить такой вариант.
Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).
Гоним, держим, смотрим, видим.
Дышим, слышим, ненавидим.
И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.
Слова рифмовкой связаны в каждом предложении. Читая, дети подкрепляют слова движением:
- гнать — помахивают рукой, как будто в ней прутик;
- держать — сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
- смотреть — прикладывают к голове ребро ладошки;
- видеть — удивленно смотрят вдаль.
И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна — заучивается рифмовка быстро и прочно.
Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно. О чём сказка о царе салтане изучайте по ссылке.
Источник
Таблица спряжения глаголов
Что такое спряжение глаголов?
Термин «спряжение» имеет несколько значений. Спряжение в широком смысле этого слова – это изменение глаголов по различным категориям: наклонениям, времени, лицам, числам, родам. В узком смысле слова спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Это постоянный грамматический признак глаголов.
Определение спряжения
В русском языке большинство глаголов распределяется по двум типам спряжения: глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.
Спряжение определяется по следующему плану:
- Определить личное окончание глагола. Если оно ударное, определять спряжение по гласной в личном глагольном окончании.
- Если личное окончание глагола безударное, то поставить глагол в неопределенную форму.
- Посмотреть, относится ли глагол к глаголам-исключениям.
- Определить спряжение по гласной в основе неопределенной формы глагола.
Обязательно нужно определять личное глагольное окончание, так как оно определяет спряжение многих глаголов.
Данное правило поможет рассмотреть таблица «Личные окончания глаголов».
1 спряжение
2 спряжение
Форма 1 лица единственного числа в обоих спряжениях одинаковая, поэтому по ней нельзя определять спряжение.
Примеры определения глагольного спряжения:
Борешься – личное окончание безударное, инфинитив не на –ить, к глаголам-исключениям не относится, следовательно, это глагол 1 спряжения.
Спишь – личное окончание ударное, ударение падает на И, к глаголам-исключениям не относится, следовательно, это глагол 2 спряжения.
Глагол лететь, несмотря на то что оканчивается не на –ить, относится ко 2 спряжению, так как личное окончание ударное, ударение падает на гласную И: ЛетИт.
Чтобы определить, к какому спряжению относится тот или иной глагол, поможет таблица, в которой отражено также спряжение глаголов-исключений.
+ брить, стелить, зиждиться
(кроме брить, стелить, зиждиться)
+ гнать, дышать, держать, слышать
+ смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, терпеть, зависеть
Ударные гласные в личных окончаниях
Глаголы, которые не входят в 1 и 2 спряжения
В русском языке существуют и такие глаголы, которые нельзя отнести ни к 1 спряжению, ни ко 2 спряжению:
- разноспрягаемые глаголы, которые имеют окончания обоих спряжений (бежать – бежит (2) – бегут (1); хотеть – хотим (2) – хочет (1) и др.);
- глаголы с архаичными окончаниями (есть – ем; дать – дам и др.).
Что мы узнали?
Спряжение рассматривается в современном языкознания в нескольких значениях, в узком смысле слова это изменение глаголов по лицам и числам. Всего бывает два спряжение: первое и второе. Отнесение глагола к тому или иному спряжению происходит с помощью ударных личных окончаний глаголов, а также с помощью гласных в неопределенной форме глаголов. К первому спряжению относятся глаголы, имеющие ударные гласные Е, У, Ю в личных окончаниях, глаголы с безударными личными окончаниями, в основе неопределенной формы которых не гласная И, 3 глагола на –ить. Ко второму спряжению относятся глаголы, имеющие ударные гласные И, А, Я в личных окончаниях, глаголы с безударными личными окончаниями, имеющие гласную И в основе неопределенной формы, 7 глаголов на -еть, 4 глагола на -ать.
Источник
Памятка глаголов-исключений 1 и 2 спряжения
Изучая правила орфографии в русском языке, постоянно натыкаешься на слова-исключения. Обычное заучивание не приводит к эффективному результату. Со временем эти слова забываются. Для фиксирования в памяти нелогичной информации разработаны способы, которые будем использовать для запоминания глаголов-исключений 1 и 2 спряжения.
Спряжение – это способ, который позволяет изменить глагол по 3 формам лица в единственном и множественном числе.
Знание основных правил и слов-исключений поможет в правильном написании окончаний.
Как определить спряжение глагола
- Найти неопределенную форму (задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?»).
- Посмотреть какая гласная буква стоит перед -ть.
Глаголы 1 спряжения
Определяются по буквам, которые стоят перед -ть в суффиксах: а, о, у (ну), е, я.
- а-ть – покупать, собирать;
- о-ть – колоть, полоть;
- у (ну)-ть – тонуть, подкапнуть;
- е-ть – реветь, потеть;
- я-ть – веять, сочинять.
Проспрягаем глагол «покупать»:
Число | Лицо | 1 спряжение | |
Окончания | Примеры | ||
Единственное | 1 (я) | -у, -ю | покупаю |
2 (ты) | -ёшь, -ешь | покупаешь | |
3 (он, она, оно) | -ёт, -ет | покупает | |
Множественное | 1 (мы) | -ём, -ем | покупаем |
2 (вы) | -ёте, -ете | покупаете | |
3 (они) | -ут, -ют | покупают |
Не относятся к 1 только:
Слово «зиждиться» означает опираться на что-нибудь, основываться на чём-нибудь. «Зыбиться» значит колебаться. Это редкие слова и в современной речи часто не употребляются, но знать их надо.
Слово | Лицо | |||||
1 | 2 | 3 | ||||
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | |
Брить | брею | бреем | бреешь | бреете | бреет | бреют |
Стелить | стелю | стелем | стелешь | стелете | стелет | стелют |
Зиждиться | зиждюсь | зиждимся | зиждишься | зиждетесь | зиждится | зиждятся |
Зыбиться | зыблюсь | зыблемся | зыблешься | зыблетесь | зыблется | зыблются |
Глаголы 2 спряжения
Находятся по суффиксу, в котором перед окончанием -ть стоит буква -и.
Проспрягаем глагол «проводить» в таблице:
Число | Лицо | 2 спряжение | |
Окончания | Примеры | ||
Единственное | 1 (я) | -у, -ю | провожу |
2 (ты) | -ишь | проводишь | |
3 (он, она, оно) | -ит | проводит | |
Множественное | 1 (мы) | -им | проводим |
2 (вы) | -ите | проводите | |
3 (они) | -ат, -ят | проводят |
- 4 глагола на -ать;
- 7 глаголов на -еть.
Как выучить исключения
Для быстрого и длительного запоминания используют понятные и простые для восприятия способы.
Ритмичная запоминалка
Рифмованные стишки содержат слова, которые надо запомнить. Их необходимо заучивать наизусть и использовать в работе.
Этот способ запоминания вовлекает в образовательный процесс в виде игры, считалки, способствует тренировке памяти и лучшему восприятию.
Ассоциативный рассказ
Ещё один способ запоминания – методом ассоциаций. Заключается в установлении связи между словами, не имеющими ничего общего между собой. Связь может быть шуточной, смешной, сказочной, фантастической. Чем необычнее рассказ, тем легче запомнить:
Что, если друзья не могут терпеть друг друга? Такое бывает – просто ненавидят! Увидишь – смотришь, терпишь и думаешь, как бы посильней обидеть. А всё из-за чего? Никогда не прощу! Взял и побрил мою собаку. Теперь, мне кажется, что она мерзнет и приходится стелить ей тёплую постель. Но мы всё равно общаемся, зависим мы друг от друга – вместе делаем домашку. Хотя недавно я решил задачу, а он провертел тетрадь, а потом у меня списал. Случается, я скажу что-то обидное, а он услышит – и гоняет меня по школе. От быстрого бега аж дышать тяжело! Вот так, ненавидим и жить друг без друга не можем!
Таблица с картинками
Помогает лучше понять и запомнить, особенно с хорошей зрительной памятью. Наглядные таблицы концентрируют внимание, развивают логическое мышление и речь, способствуют усвоению материала. Таблицы, которые всё время на виду, гораздо легче запоминаются.
Источник