Меню

Какие глагольные формы совмещают признаки глагола и прилагательного



Признаки глагола и прилагательного у причастия
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

На данном уроке обучающиеся определят, какие признаки причастие унаследовало от глагола и прилагательного. Представлены разные виды работ.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока «Признаки прилагательного и глагола у причастия» 21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Тема: Признаки глагола и прилагательного у причастия

— выяснить, какие признаки прилагательного и глагола имеют причастия;

— сформировать умение определять признаки прилагательного и глагола у причастия,

-закрепить умение различать причастия и прилагательные.

-содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию информационной и коммуникативной культуры учащихся;

-развивать интерес к предмету.

— воспитывать уважительное отношение к слову,

-воспитывать у учащихся умение слушать и слышать друг друга.

— создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

-создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

— воспитание любви и уважения к родному языку.

— умение различать причастия и прилагательные ;

— умение определять признаки причастия.

— формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;

— контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

— развитие умение работать с текстом на уроке, умение извлекать нужную информацию;

— сохранение и развитие умения сотрудничать в паре или в группе;

— умение связно излагать мысли.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: раздаточный материал, интерактивная доска

1.Психологический настрой на урок

Цель: создание положительной атмосферы на уроке

Игра «Доброе утро»

-Я скажу слова «Доброе утро» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой, -значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем тем, у кого хорошее настроение!

Доброе утро всем, кто сегодня будет стараться хорошо работать на уроке!

2.Мотивация учебной деятельности

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность

-Прочитайте высказывание В.И. Даля, создателя Толкового словаря живого великорусского словаря

«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного.»

-О чём мы будем говорить на уроке?

3.Актуализация опорных знаний

Цель: воспроизведение обучающимися опорных знаний, необходимых для «открытия» нового знания

Упр.46 (притихшей, уснувшими, заплатанном, пожелтевшие, разбросанной, угомонившейся)

-Какие трудности испытывали при выполнении д/з?

3.2. «Четвертый лишний»:

1) Причастие есть в словосочетании:

а) летучая мышь ; б) таявший снег;

в) пленительная улыбка; г) могучий дуб.

2) Не является прилагательным:

а) горючий; б) горелый;

в) горящий; г) горячий.

3) Является причастием:

а) клюквенный; б) бесчисленный;

в) безветренный; г) расчищенный

-Чем вы руководствовались, выполняя данное задание?

4.Тема урока. Постановка цели и задач

Цель: развитие умения самостоятельно формулировать учащимися тему и цели урока

Старый учёный языковед служил в морфологическом саду; он выращивал не фрукты и ягоды, а звуки, морфемы, части речи и предложения и вывел уже несколько новых сортов.

-Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного, -размышлял как-то учёный, — только будет ли толк, ведь они так далеки друг от друга?

Но сказано- сделано! Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы и не прилагательные. Поскольку они росли на стволе глагола, их стали называть особой формой глагола, имеющей признаки и прилагательного, и глагола.

-Как вы думаете, что мы будем изучать? На какие вопросы нам надо будет найти ответы?

-Назовите тему урока.

-Давайте определим цели нашего урока

-Воспитывать в себе…

5.»Открытие» нового знания

Цель: побуждение к самостоятельному извлечению необходимой информации из текста.

-Продолжаем работу по выявлению незнакомца.

-Необходимо собрать на него информацию

5.2 . Работа по группам

— Перевести сказку на язык науки: выделить признаки глагола и прилагательного у причастия. Заполните таблицу.

Грамматическая сказка о Причастии

Можно сказать, что Причастия – дети двух родителей- Глагола-отца и Прилагательного-матери. Многие черты Причастия, как и любой ребёнок, унаследовали от своих родителей. Отец- глава семейства, поэтому причастие- это форма глагола, да ещё со значением признака по действию. От отца же Причастие переняло возможность изменяться во времени (настоящем или прошедшем), быть действию в совершенном или несовершенном виде, да ещё возвратность. «Так много признаков!»- возмутились другие части речи. Ещё бы! Он глава королевской семьи.

А вот королева-мать Прилагательное вечно глядит в зеркало с вопросом: «Какая я?». Поэтому Причастие унаследовало от матери вопросы: какой? какая? Какое? Какие? А значит вместе с этими вопросами возможность изменяться по родам, числам, падежам.

В принцах и принцессах Причастиях проступают черты родителей Глагола и Прилагательного. И всё же, как и любой ребёнок, они не копия своих родителей, они другие, ведь в них сочетаются признаки обоих родителей. Поэтому их и назвали Причастиями.

Источник

Уроки русского языка в 7-м классе по теме «Признаки прилагательного и глагола у причастий»

Цели:

  • закрепить знания о причастии;
  • выяснить, какие признаки прилагательного и глагола имеют причастия.

На уроке используется компьютерная презентация (Приложение)

(Слайд 1) Беседа о причастии как части речи.

Значение и признаки, каких двух частей речи объединяет в себе причастие?

Как причастия связаны с действием, как с признаком предмета?

Как легко превратить причастие в глагол? Объясните на примере летящий шарик (тот который летит)

(Слайд 2) Задание: Найди причастия и запиши глаголы, от которых они образованы, определите главное слово в словосочетании, выделите суффикс в причастиях.

Сверкающий снег, светящийся шар, приближающийся пароход, скачущий всадник, замерзший мальчик, увидевший книгу, залитый водой, оторванная пуговица, принесенный пакет, мучимый жаждой, рекомендуемая книга, делимое число.

Сделайте вывод о роли причастия в словосочетании: Причастие может являться главным словом и иметь зависимые слова, а может иметь определяемое слово и быть зависимым словом.

Сделайте вывод о том, как отличить причастие от других частей речи по формальным признакам: причастия имеют суффиксы причастий, по которым их легко отличить от других частей речи

-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) -ем- (-ом-), -им-
-вш-, -ш- -енн- (-ённ-), -нн-, -т-

(Слайд 4) Запомните суффиксы именно в этой последовательности, смысл которой станет понятен позднее.

(Слайд 5) Задание: Укажи причастия и прилагательные в тексте, выдели их суффиксы.

1) В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю. 2) Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. 3) Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь. 4) Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью. 5) Старый полинялый мундир его напоминал воина времён Анны Иоанновны. б) Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым — снегом. 7) У ворот увидел я старую чугунную пушку. 8) Я вошёл в сени и отворил дверь в переднюю. 9) Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. 10) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

Причастия: кипящим самоваром; обстрижены в кружок; оборванный армяк, за оказанную помощь, сгорбленного старостью, покрытых снегом, отвергнутой любви

Прилагательные: татарские шаровары, росту высокого, старый мундир, полинялый мундир, свинцовые волны, однообразных берегах, белым снегом, старую чугунную пушку, капитанскую дочь, совершенною дурочкою, оскорблённого самолюбия, несчастного соперника.

2. Признаки прилагательного у причастия.

(Слайд 7) Раз мы будем говорить о прилагательных, давайте-ка вспомним о них немного.

  1. Что обозначают прилагательные?
  2. На какой вопрос они отвечают?
  3. Какую синтаксическую функцию выполняют?
  4. Как изменяются прилагательные?
  5. От каких частей речи образуются прилагательные?

А теперь подумайте, если все эти вопросы задать о причастии? Какие ответы будут другими? (к вопросам 1 и 5)

Задание: А теперь давайте просклоняем словосочетания прилагательное + существительное и причастие + существительное. Выделим окончания. (Работа по рядам)

Серебристый сверкающий свет, молодая смеющаяся девушка, темное грохочущее небо, яркие светящиеся окна.

Сделайте вывод: Причастия, как и прилагательные согласуются в роде, числе и падеже с существительными.

Кстати, какими членами предложения могут являться причастия и прилагательные в данных выше словосочетаниях?

Существительное, от которого зависит и прилагательное, и причастие, называется определяемым словом. Запомни, это тебе пригодится: определение и определяемое слово.

Я должен остановить твоё внимание на этом моменте. Определение и определяемое слово согласуются между собой в роде, числе и падеже (иногда только в падеже). Надеюсь, ты именно это выяснил, склоняя разные формы.

Согласуй определения с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий.

1) Я заметил, что каждая волна, (представлявшийся)……с берега или с борта корабля <огромный, ровный и гладкий)…….горой, в действительности скорее похожа на цепь <неровный) …..холмов с (остроконечный)…… вершинами, со склонами и долинами.

2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, <перегнувшийся)…….к нему через борт корабля. 3) Из восьми человек,(пострадавший)……..в бою, оставались в живых только

трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт. 4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать (поджаренный)……свининой. 5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно (относящийся)……..к (завтрашний)…….дню.

(Слайд 13) Каким членом предложения являются выделенные слова?

Сделайте вывод о роли причастий в предложении: Чаще всего, как и прилагательные, причастия являются определениями.

Ещё один вопрос. Ну-ка вспомните, как называются такие формы прилагательных: весела, молода, полны, зелены, хорош, верен.

От всех ли прилагательных образуются краткие формы? (Нет, только от качественных)

(Слайд 14) Задание: Сами образуйте краткие формы от причастий. От всех ли причастий можно образовать эти формы?

Нарисованные, приукрашенные, ведомые, видимые, победившие, выросшие, смеющиеся, боящиеся, ждущие.

Краткую форму имеют только те причастия, которые имеют суффиксы (это страдательные причастия)

-ем- (-ом-), -им-
-енн- (-ённ-), -нн-, -т-

(Слайд 15) Вывод: Признаки прилагательного у причастия:

1. Согласуются в роде, числе и падеже.

2. Имеют полную и краткую форму.

3. В предложении чаще всего являются определениями.

3. Признаки глагола у причастия.

Вспомни морфологические признаки, которые причастие унаследовало от глагола.

/. Видсовершенный и несовершенный.

Возвратное и невозвратное.

Времянастоящее и прошедшее.

(Слайд 16) А о видовых формах. Причастие сохраняет вид того глагола (родителя!), от которого образовалось. Оно настолько богато, что, благодаря отцу и матери, может иметь сразу два вопроса. Проще всего задать вопрос прилагательного. Но, если захочешь, можешь поставить вопрос иначе. Например:

1) Перед пылающим костром сидел капитан Смоллетт.

2) Негодование пиратов, сдерживаемое страхом перед Сильвером, прорвалось наружу.

3) Краем глаза я заметил движущуюся тень.

К словам пылающим, сдерживаемое и движущуюся можно задать такие вопросы: что делающим? как делаемое? что делающую? (Дописать вопросы в модель)

Обрати внимание на причастие движущуюся. Разбери его по составу. Итак, -УЩ— суффикс причастия, а что такое –СЯ?

Как называются глаголы, имеющие такой же суффикс? (возвратные)

Так вот, причастия, как и глаголы, делятся на возвратные и невозвратные.

Найди причастия, выпиши их и укажи морфологические признаки: вид, возвратность, а если сумеешь, то и время, затем форму (полная или краткая), род, число, падеж. В каких случаях причастия играют роль существительных?

Детские народные приметы и суеверия

1) Кошка, дёрнутая за хвост, пророчит исцарапанные уши.

2) Незавязанные шнурки — предвестники разбитого носа.

3) Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели.

4) Отлупивший девочкудурак.

5) Заглянувшему в школу откроется бездна знаний.

6) Наказанногопростят.

7) Кусок мыла, съеденный перед обедом, надолго отбивает аппетит.

8) Долгие вечерние крики мамы, зовущей вас домой,к мелким неприятностям.

Д. з. Теория, Подобрать и записать строфы из стихотворений на тему “Осень”, в которых были бы причастия.

Источник

Что такое причастие? Признаки глагола и прилагательного у причастия. Основные виды обстоятельств.

Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает
признак предмета по действию и отвечает на вопросы

какой? какая? какое? какие?

Например: сверкавший, плачущая, палящее, переливающиеся.

Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

Причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам
и родам и имеют такие же падежные окончания:

синеющая (и.п.), синеющей (р.п.), синеющую (в.п.), о синеющей (п.п.);

В предложениях причастия обычно согласуются с именами
существительными и выступают в роли определения:

Причастия, как и глаголы, сохраняют:

значение действия:
идущий по реке пароходпароход, который идет по реке;
брошенный в корзину мусормусор, который бросили в корзину;

возвратность / невозвратность:
озарявшийся – озарявший;

вид (совершенный и несовершенный):
придуманный – думавший;

время (настоящее и прошедшее):
называющий, сохраняемый – называвший, сохраненный.

Вид обстоятельства Вопросы Примеры
1. Места где? куда? откуда? Хорошо (где?) здесь. Я уезжаю (куда?) в деревню. Я приехал (откуда?) издалека.
2. Времени когда? с каких пор? до каких пор? как долго? Я встал (когда?) рано. С осени (с каких пор?) от дочери писем нет. До вечера (до каких пор?) не управимся.Три года (как долго?) от дочери писем не было.
3. Образа действия, меры и степени как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько? Мать смотрела (как?) ласково. Мы решили идти (как? каким образом? каким способом?) пешком. Платье (как? в какой степени?) сильно выгорело. Он (в какой степени? насколько?) совершенно забыл родной язык.
4. Сравнения как? подобно кому? подобно чему? Кошка (как? подобно чему?) клубочком свернулась у печки.За печкой тикал (как? подобно чему?), как ходики, сверчок.
5. Причины почему? отчего? по какой причине? Я молчал (почему?) из вежливости. Он умер (отчего? по какой причине?) от голода. Он побледнел (почему? по какой причине?) со страху.
6. Цели зачем? для чего? с какой целью? Я сделал это (зачем? с какой целью?) назло. Мы остановились (для чего? с какой целью?) на ночлег.Я пошёл (с какой целью?) проведать друга.
7. Условия при каком условии? Он просил позвонить (при каком условии?) в случае необходимости. Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде.
8. Уступки вопреки чему? несмотря на что? Он вернулся (вопреки чему?) вопреки ожиданию.Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость, решили идти дальше.

Правописание сущ., прил., нареч., заканчивающихся на шипящую

Сущ.
1 и 2 скл пишется шипящая без ь знака, например нет туч (1 скл, ж.р., в род.пад., мн.ч.), меч, кирпич, плач (2скл)
3 скл сущ.пишутся с ь знаком после шипящей, например, печь, дичь, помощь

прилагат.
в кратких прилаг.(каков)после шипящей ь знак не пишется, например хорош, пригож

наречия
после шипящих всегда пишется ь знак, например настежь, прочь, вскачь
искл. после шипящих ь знак не пишется, уж, замуж, невтерпеж

Билет №13

Действительные причастия. Односоставные предложения с главным членом сказуемым.

Действительные причастия настоящего времени образуются
от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов
несовершенного вида с помощью формообразовательных суффиксов
-ущ- ( -ющ- ), -ащ- ( -ящ- ):


Выбор суффикса зависит от спряжения глагола:

-ущ- ( -ющ- ) используется при образовании причастий
от глаголов I спряжения;

-ащ- ( -ящ- ) – при образовании причастий от глаголов II спряжения.

Классификация односоставных предложений с главным членом – сказуемым

1. Определённо-личные предложения
2. Неопределённо-личные предложения
3. Обобщённо-личные предложения
4. Безличные предложения

Определённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 л. или глаголом в повелительном наклонении. Лицо определено: это всегда или говорящий, или собеседник. Примеры:

Люблю встречи с друзьями.

Неопределённо-личные предложения– это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времени или в форме мн.ч. в прошедшем времени. Лицо не определено: действие совершается кем-то неопределённым.

Обобщённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, стоящим в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения:

В обобщённо-личных предложениях лицо выступает в обобщённом виде: все, многие, а действие представлено как обычное, совершаемое всегда. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия. Примеры:

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Безличные предложения – это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, стоящим в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в форме ср.р. прошедшего времени. Примеры:

Пре и при

В русском языке есть приставки при- и пре- , употребление которых
зависит от их значения.

Приставка при- обозначает:

приближение: приехать, приблизиться;
присоединение: пришить, прибить;
неполноту действия: привстать, приоткрыть;
сопутствующее действие: припевать, приговаривать;
нахождение вблизи чего-либо: пригород, пришкольный;
доведение действия до конца: приучить, прислать.

Приставка пре- соответствует по значению:

• слову очень, которым можно заменить приставку пре- :

превозносить ( = очень возносить ),

преинтересный ( = очень интересный );

• приставке пере- , которой можно заменить приставку пре- :

преграда ( = перегородить ), прервать ( = перервать ).

Билет №14

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

Источник

Читайте также:  Слова быстро глагол или существительное

Какие глагольные формы совмещают признаки глагола и прилагательного



Уроки русского языка в 7-м классе по теме «Признаки прилагательного и глагола у причастий»

Цели:

  • закрепить знания о причастии;
  • выяснить, какие признаки прилагательного и глагола имеют причастия.

На уроке используется компьютерная презентация (Приложение)

(Слайд 1) Беседа о причастии как части речи.

Значение и признаки, каких двух частей речи объединяет в себе причастие?

Как причастия связаны с действием, как с признаком предмета?

Как легко превратить причастие в глагол? Объясните на примере летящий шарик (тот который летит)

(Слайд 2) Задание: Найди причастия и запиши глаголы, от которых они образованы, определите главное слово в словосочетании, выделите суффикс в причастиях.

Сверкающий снег, светящийся шар, приближающийся пароход, скачущий всадник, замерзший мальчик, увидевший книгу, залитый водой, оторванная пуговица, принесенный пакет, мучимый жаждой, рекомендуемая книга, делимое число.

Сделайте вывод о роли причастия в словосочетании: Причастие может являться главным словом и иметь зависимые слова, а может иметь определяемое слово и быть зависимым словом.

Сделайте вывод о том, как отличить причастие от других частей речи по формальным признакам: причастия имеют суффиксы причастий, по которым их легко отличить от других частей речи

-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) -ем- (-ом-), -им-
-вш-, -ш- -енн- (-ённ-), -нн-, -т-

(Слайд 4) Запомните суффиксы именно в этой последовательности, смысл которой станет понятен позднее.

(Слайд 5) Задание: Укажи причастия и прилагательные в тексте, выдели их суффиксы.

1) В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю. 2) Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. 3) Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь. 4) Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью. 5) Старый полинялый мундир его напоминал воина времён Анны Иоанновны. б) Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым — снегом. 7) У ворот увидел я старую чугунную пушку. 8) Я вошёл в сени и отворил дверь в переднюю. 9) Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. 10) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

Причастия: кипящим самоваром; обстрижены в кружок; оборванный армяк, за оказанную помощь, сгорбленного старостью, покрытых снегом, отвергнутой любви

Прилагательные: татарские шаровары, росту высокого, старый мундир, полинялый мундир, свинцовые волны, однообразных берегах, белым снегом, старую чугунную пушку, капитанскую дочь, совершенною дурочкою, оскорблённого самолюбия, несчастного соперника.

2. Признаки прилагательного у причастия.

(Слайд 7) Раз мы будем говорить о прилагательных, давайте-ка вспомним о них немного.

  1. Что обозначают прилагательные?
  2. На какой вопрос они отвечают?
  3. Какую синтаксическую функцию выполняют?
  4. Как изменяются прилагательные?
  5. От каких частей речи образуются прилагательные?

А теперь подумайте, если все эти вопросы задать о причастии? Какие ответы будут другими? (к вопросам 1 и 5)

Задание: А теперь давайте просклоняем словосочетания прилагательное + существительное и причастие + существительное. Выделим окончания. (Работа по рядам)

Серебристый сверкающий свет, молодая смеющаяся девушка, темное грохочущее небо, яркие светящиеся окна.

Читайте также:  Образуйте от глаголов существительные бить шить мыть рыть

Сделайте вывод: Причастия, как и прилагательные согласуются в роде, числе и падеже с существительными.

Кстати, какими членами предложения могут являться причастия и прилагательные в данных выше словосочетаниях?

Существительное, от которого зависит и прилагательное, и причастие, называется определяемым словом. Запомни, это тебе пригодится: определение и определяемое слово.

Я должен остановить твоё внимание на этом моменте. Определение и определяемое слово согласуются между собой в роде, числе и падеже (иногда только в падеже). Надеюсь, ты именно это выяснил, склоняя разные формы.

Согласуй определения с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий.

1) Я заметил, что каждая волна, (представлявшийся)……с берега или с борта корабля <огромный, ровный и гладкий)…….горой, в действительности скорее похожа на цепь <неровный) …..холмов с (остроконечный)…… вершинами, со склонами и долинами.

2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, <перегнувшийся)…….к нему через борт корабля. 3) Из восьми человек,(пострадавший)……..в бою, оставались в живых только

трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт. 4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать (поджаренный)……свининой. 5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно (относящийся)……..к (завтрашний)…….дню.

(Слайд 13) Каким членом предложения являются выделенные слова?

Сделайте вывод о роли причастий в предложении: Чаще всего, как и прилагательные, причастия являются определениями.

Ещё один вопрос. Ну-ка вспомните, как называются такие формы прилагательных: весела, молода, полны, зелены, хорош, верен.

От всех ли прилагательных образуются краткие формы? (Нет, только от качественных)

(Слайд 14) Задание: Сами образуйте краткие формы от причастий. От всех ли причастий можно образовать эти формы?

Нарисованные, приукрашенные, ведомые, видимые, победившие, выросшие, смеющиеся, боящиеся, ждущие.

Краткую форму имеют только те причастия, которые имеют суффиксы (это страдательные причастия)

-ем- (-ом-), -им-
-енн- (-ённ-), -нн-, -т-

(Слайд 15) Вывод: Признаки прилагательного у причастия:

1. Согласуются в роде, числе и падеже.

2. Имеют полную и краткую форму.

3. В предложении чаще всего являются определениями.

3. Признаки глагола у причастия.

Вспомни морфологические признаки, которые причастие унаследовало от глагола.

/. Видсовершенный и несовершенный.

Возвратное и невозвратное.

Времянастоящее и прошедшее.

(Слайд 16) А о видовых формах. Причастие сохраняет вид того глагола (родителя!), от которого образовалось. Оно настолько богато, что, благодаря отцу и матери, может иметь сразу два вопроса. Проще всего задать вопрос прилагательного. Но, если захочешь, можешь поставить вопрос иначе. Например:

1) Перед пылающим костром сидел капитан Смоллетт.

2) Негодование пиратов, сдерживаемое страхом перед Сильвером, прорвалось наружу.

3) Краем глаза я заметил движущуюся тень.

К словам пылающим, сдерживаемое и движущуюся можно задать такие вопросы: что делающим? как делаемое? что делающую? (Дописать вопросы в модель)

Обрати внимание на причастие движущуюся. Разбери его по составу. Итак, -УЩ— суффикс причастия, а что такое –СЯ?

Как называются глаголы, имеющие такой же суффикс? (возвратные)

Так вот, причастия, как и глаголы, делятся на возвратные и невозвратные.

Читайте также:  Разбор глагола даст по составу

Найди причастия, выпиши их и укажи морфологические признаки: вид, возвратность, а если сумеешь, то и время, затем форму (полная или краткая), род, число, падеж. В каких случаях причастия играют роль существительных?

Детские народные приметы и суеверия

1) Кошка, дёрнутая за хвост, пророчит исцарапанные уши.

2) Незавязанные шнурки — предвестники разбитого носа.

3) Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели.

4) Отлупивший девочкудурак.

5) Заглянувшему в школу откроется бездна знаний.

6) Наказанногопростят.

7) Кусок мыла, съеденный перед обедом, надолго отбивает аппетит.

8) Долгие вечерние крики мамы, зовущей вас домой,к мелким неприятностям.

Д. з. Теория, Подобрать и записать строфы из стихотворений на тему “Осень”, в которых были бы причастия.

Источник

Что такое причастие? Признаки глагола и прилагательного у причастия. Основные виды обстоятельств.

Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает
признак предмета по действию и отвечает на вопросы

какой? какая? какое? какие?

Например: сверкавший, плачущая, палящее, переливающиеся.

Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

Причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам
и родам и имеют такие же падежные окончания:

синеющая (и.п.), синеющей (р.п.), синеющую (в.п.), о синеющей (п.п.);

В предложениях причастия обычно согласуются с именами
существительными и выступают в роли определения:

Причастия, как и глаголы, сохраняют:

значение действия:
идущий по реке пароходпароход, который идет по реке;
брошенный в корзину мусормусор, который бросили в корзину;

возвратность / невозвратность:
озарявшийся – озарявший;

вид (совершенный и несовершенный):
придуманный – думавший;

время (настоящее и прошедшее):
называющий, сохраняемый – называвший, сохраненный.

Вид обстоятельства Вопросы Примеры
1. Места где? куда? откуда? Хорошо (где?) здесь. Я уезжаю (куда?) в деревню. Я приехал (откуда?) издалека.
2. Времени когда? с каких пор? до каких пор? как долго? Я встал (когда?) рано. С осени (с каких пор?) от дочери писем нет. До вечера (до каких пор?) не управимся.Три года (как долго?) от дочери писем не было.
3. Образа действия, меры и степени как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько? Мать смотрела (как?) ласково. Мы решили идти (как? каким образом? каким способом?) пешком. Платье (как? в какой степени?) сильно выгорело. Он (в какой степени? насколько?) совершенно забыл родной язык.
4. Сравнения как? подобно кому? подобно чему? Кошка (как? подобно чему?) клубочком свернулась у печки.За печкой тикал (как? подобно чему?), как ходики, сверчок.
5. Причины почему? отчего? по какой причине? Я молчал (почему?) из вежливости. Он умер (отчего? по какой причине?) от голода. Он побледнел (почему? по какой причине?) со страху.
6. Цели зачем? для чего? с какой целью? Я сделал это (зачем? с какой целью?) назло. Мы остановились (для чего? с какой целью?) на ночлег.Я пошёл (с какой целью?) проведать друга.
7. Условия при каком условии? Он просил позвонить (при каком условии?) в случае необходимости. Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде.
8. Уступки вопреки чему? несмотря на что? Он вернулся (вопреки чему?) вопреки ожиданию.Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость, решили идти дальше.
Читайте также:  Проект по теме времена русских глаголов

Правописание сущ., прил., нареч., заканчивающихся на шипящую

Сущ.
1 и 2 скл пишется шипящая без ь знака, например нет туч (1 скл, ж.р., в род.пад., мн.ч.), меч, кирпич, плач (2скл)
3 скл сущ.пишутся с ь знаком после шипящей, например, печь, дичь, помощь

прилагат.
в кратких прилаг.(каков)после шипящей ь знак не пишется, например хорош, пригож

наречия
после шипящих всегда пишется ь знак, например настежь, прочь, вскачь
искл. после шипящих ь знак не пишется, уж, замуж, невтерпеж

Билет №13

Действительные причастия. Односоставные предложения с главным членом сказуемым.

Действительные причастия настоящего времени образуются
от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов
несовершенного вида с помощью формообразовательных суффиксов
-ущ- ( -ющ- ), -ащ- ( -ящ- ):


Выбор суффикса зависит от спряжения глагола:

-ущ- ( -ющ- ) используется при образовании причастий
от глаголов I спряжения;

-ащ- ( -ящ- ) – при образовании причастий от глаголов II спряжения.

Классификация односоставных предложений с главным членом – сказуемым

1. Определённо-личные предложения
2. Неопределённо-личные предложения
3. Обобщённо-личные предложения
4. Безличные предложения

Определённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 л. или глаголом в повелительном наклонении. Лицо определено: это всегда или говорящий, или собеседник. Примеры:

Люблю встречи с друзьями.

Неопределённо-личные предложения– это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времени или в форме мн.ч. в прошедшем времени. Лицо не определено: действие совершается кем-то неопределённым.

Обобщённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, стоящим в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения:

В обобщённо-личных предложениях лицо выступает в обобщённом виде: все, многие, а действие представлено как обычное, совершаемое всегда. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия. Примеры:

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Безличные предложения – это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, стоящим в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в форме ср.р. прошедшего времени. Примеры:

Пре и при

В русском языке есть приставки при- и пре- , употребление которых
зависит от их значения.

Приставка при- обозначает:

приближение: приехать, приблизиться;
присоединение: пришить, прибить;
неполноту действия: привстать, приоткрыть;
сопутствующее действие: припевать, приговаривать;
нахождение вблизи чего-либо: пригород, пришкольный;
доведение действия до конца: приучить, прислать.

Приставка пре- соответствует по значению:

• слову очень, которым можно заменить приставку пре- :

превозносить ( = очень возносить ),

преинтересный ( = очень интересный );

• приставке пере- , которой можно заменить приставку пре- :

преграда ( = перегородить ), прервать ( = перервать ).

Билет №14

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

Источник