Меню

какие имена существительные называются одушевленными и неодушевленными



Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.

Одушевленные существительные называют предметы живой природы и отвечают на вопрос кто?

Например: бабушка, внук, собака, котенок, ворона, муха, лещ, бабочка .

У одушевленных имен существительных во множественном числе совпадают формы родительного и винительного падежей.

нет собак (Р. п.) – вижу собак (В. п.);

нет детей (Р. п.) – вижу детей (В. п.)

К одушевленным существительным помимо предметов живой природы также относятся следующие группы слов:

  • Некоторые названия игрушек – матрешка, кукла
  • Названия мертвых людей (кроме слов «труп» и «тело») – покойник, мертвец
  • Названия некоторых фигур и составляющих игр – туз, ферзь

Все эти существительные, хоть и не являются в прямом смысле живыми, но обладают грамматическими свойствами одушевленных имен существительных, т.е. одинаковы во множественном числе родительного и винительного падежей:

нет кукол (Р. п.) – вижу кукол (В. п.) ;

нет покойников (Р. п.) – вижу покойников (В. п.)

Неодушевленные существительные называют предметы неживой природы, к ним задается вопрос что?

Например: дерево, улыбка, звезда, камень, холодильник, шалаш, машина .

У неодушевленных существительных во множественном числе совпадают формы именительного и винительного падежей:

деревья (И. п.) – вижу деревья (В. п.); звезды (И. п.) – вижу звезды (В. п.)

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Одушевлённые существительные.

Одушевлённость характерна только для конкретных существительных.

Одушевлённые существительные служат наименованиями живых существ, они отвечают на вопрос кто?

К одушевлённым относятся также существительные:

обозначающие людей: Ирина, мама, ребёнок

обозначающие животных: собака, кот, заяц;

богов и мифических существ, представляемых как живых: домовой, леший, русалка;

названия шахматных и карточных фигур: туз, пешка, ферзь и др.

существительные, называющие кукол: матрёшка, снеговик, робот и др.

существительные, обозначающие умершего человека: мертвец, покойник, утопленник (кроме существительного труп)

Внимание:

У одушевлённых существительных совпадают формы родительного и винительного падежей:

Р.п., В.п.(кого?): девочки, собаки, пешки, русалки и т.д.

Недушевлённые существительные.

Неодушевлённые существительные служат наименованиями неживых предметов и явлений реальной действительности, отвечают на вопрос: что?

К неодушевлённым относятся существительные:

  • обозначающие предметы неживой природы: горы, реки, облака и др.;
  • названия деревьев и растений: берёза, одуванчик, сосна и др.;
  • обозначающие совокупность живых существ: народ, войско, полк, стая и др.
  • н азвания небесных светил: Земля, Солнце, Марс и др.
  • названия рыбных блюд: шпроты, кильки и др.
  • собирательные существительные: молодёжь, студенчество, человечество и др.;
  • некоторые существительные обнаруживают колебания в отнесённости к одушевлённым/неодушевлённым, сюда причисляют названия микроорганизмов и беспозвоночных: вирус, бактерия, личинка, микроб.

Внимание:

У неодушевлённых существительных множественного числа совпадают формы именительного и винительного падежей:

И.п., В.п.(кого?): книги, дома, цветы и др.

Трудные случаи склонения неодушевлённых существительных.

Неодушевлённые существительные склоняются как ка одушевлённые, если обозначают живых существ.

  • Этого пня (одушевлённое, о человеке) не своротишь.
  • Помню этого старого тюфяка (одушевлённое, о человеке).
  • Одушевлённые существительные, употребляющиеся для обозначения неодушевлённых предметов, продолжают склоняться как одушевлённые.

Читать «Обломова».

Слушать «Евгения Онегина».

  • Существительные тип, характер и образ в применении к действующим лицам литературных произведений склоняются как неодушевлённые: В. п. мн. числа = И. п. мн. числа.
Читайте также:  любые слова с родом существительным

И.п., В.п. мн.ч.: типы, характеры, образы.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Имя существительное

Имена существительные — это слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопрос кто? или что?

Предметы — это общее название всех вещей, растений, названий, животных, людей, явлений природы и так далее. Все предметы, так же, как и имена существительные, отвечают на вопрос кто? или что? Например:

комар, стол, врач, дом.

Для связи с другими словами у имён существительных изменяются окончания, например:

лежит ручк а, нет ручк и, ищу ручк у, рассказываю о ручк е.

Начальная форма имени существительного — это имя существительное в форме единственного числа в именительном падеже. Например:

дерево, чемодан, ложка — существительные в начальной форме.

Собственные и нарицательные имена

Имена существительные делятся на нарицательные и собственные. Нарицательные имена — это существительные, называющие однородные предметы, например:

город, собака, мальчик.

Собственные имена — это существительные, обозначающие индивидуальные названия, выделяющие предмет из группы однородных, например:

Москва, Дружок, Пётр.

Все собственные имена пишутся с большой буквы.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

Все существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые. К одушевлённым относятся существительные, обозначающие людей и животных. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Например:

( кто?) комар, слон, врач, Женя.

К неодушевлённым относятся существительные, обозначающие всё, кроме людей и животных: вещи, явления, чувства и так далее. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что? Например:

( что?) чашка, стол, грусть, отъезд.

Синтаксическая роль

Имена существительные могут быть как главными (подлежащее), так и второстепенными (дополнение и обстоятельство) членами предложения. Существительные в форме именительного падежа выполняют роль подлежащего. Например:

На столе стояла лампа.

Медвежата дружно следовали за мамой.

Имена существительные в форме косвенных падежей (всех падежей кроме именительного) являются второстепенными членами предложения: или дополнениями, или обстоятельствами. Например:

Осенью грибники собирают в лесу грибы.

Разряды существительных

Существительные, в зависимости от того, что они выражают, делятся на конкретные, отвлечённые, вещественные и собирательные.

Конкретные существительные называют конкретные предметы, которые можно посчитать. Большинство из них имеют форму единственного и множественного числа:

Исключением являются слова, имеющие только форму множественного числа:

сливки, кле́щи, вилы и так далее.

Отвлечённые существительные называют не конкретные предметы, а отвлечённые понятия, связанные с чувствами, состояниями, явлениями и не поддающиеся счёту:

радость, покой, любовь, страх, счастье.

Вещественные существительные называют различные вещества:

нефть, соль, масло, кислород.

Собирательные существительные обозначают множество однородных предметов как единое целое:

Источник

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Узнаем, что такое оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ны име­на суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке. Определим, как раз­ли­чать оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные в соот­вет­ствии с их лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми.

Одушевленные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют пред­мет. Они раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и тем, какой имен­но пред­мет назы­ва­ют, при­над­ле­жа­щий к живым суще­ствам или к нежи­вой при­ро­де.

Категория одушевленности/неодушевленности — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак име­ни суще­стви­тель­но­го. Чтобы выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор сло­ва этой части речи, обя­за­тель­но сле­ду­ет ука­зать, оду­шев­лен­ное или неоду­шев­лен­ное имя суще­стви­тель­ное.

Читайте также:  нарушение связи между существительным с предлогом

Одушевленные существительные

Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая кате­го­рия имен суще­стви­тель­ных. Одушевленность суще­стви­тель­но­го мож­но опре­де­лить по лек­си­че­ско­му зна­че­нию сло­ва.

Примеры

В первую оче­редь оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные назы­ва­ют чело­ве­ка:

К оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным отне­сем назва­ния пред­ста­ви­те­лей живой при­ро­ды:

  • живот­ных (заяц, бел­ка, лев, тигр, кит, дель­фин);
  • птиц (гал­ка, воро­бей, сини­ца, соро­ка);
  • рыб (лещ, карась, судак, налим);
  • насе­ко­мых (бабоч­ка, комар, пче­ла, муха).

Отметим, что назва­ния рас­те­ний и дере­вьев, кото­рые рас­тут, раз­ви­ва­ют­ся, ста­ре­ют и при­над­ле­жат с точ­ки зре­ния бота­ни­ки к живой при­ро­де, не явля­ют­ся оду­шев­лен­ны­ми суще­стви­тель­ны­ми в рус­ском язы­ке.

Грамматический показатель одушевленности

Одушевленность суще­стви­тель­но­го, кро­ме лек­си­че­ско­го зна­че­ния сло­ва, долж­на соот­вет­ство­вать грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам, кото­рые опре­де­ля­ют по фор­му­ле:

Сравним:

  • р. п. кры­лья (кого?) бабо­чек — в. п. пой­маю (кого?) бабо­чек ;
  • р. п. листья (чего?) сосен — в. п. вижу (что?) сосн ы .

У суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода сов­па­да­ют фор­мы вини­тель­но­го и роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • р. п . писк (кого?) комар а — в. п. при­хлоп­ну (кого?) комар а ;
  • р. п. мно­го (кого?) комар ов — в. п. видим (кого?) комар ов .

Пользуясь эти­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, отне­сем к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным пред­ме­ты нежи­вой при­ро­ды:

  • назва­ния игру­шек и пред­ме­тов, похо­жих на чело­ве­ка (нева­ляш­ка, Ванька-встанька, мат­реш­ка, идол, робот);
  • ска­зоч­ные и мифи­че­ские суще­ства (Снегурочка, Дед Мороз, Мальвина, ангел, гном, леший, русал­ка, водя­ной);
  • назва­ния шах­мат­ных фигур и карт (конь, ладья, туз, валет, козырь);
  • сло­ва «мерт­вец», «покой­ник», «утоп­лен­ник», исклю­чая сло­во «труп».

Как видим, наши пред­став­ле­ния о живом и нежи­вом не сов­па­да­ют с лексико-грамматической кате­го­ри­ей оду­шев­лен­но­сти в рус­ском язы­ке.

Неодушевленные существительные

Неодушевленные суще­стви­тель­ные назы­ва­ют

  • пред­ме­ты реаль­но­го мира (табу­рет­ка, дом, кар­ти­на, вок­зал);
  • явле­ния при­ро­ды (дождь, раду­га, сне­го­пад, туман, роса);
  • дей­ствия (полёт, выход, обмен, побел­ка);
  • отвле­чен­ные поня­тия (радость, согла­сие, нена­висть, мир);
  • рас­те­ния (ромаш­ка, роза, тополь, ковыль);
  • сово­куп­ность живых существ (народ, тол­па, табун, стая).

Чтобы опре­де­лить, неоду­шев­лен­ное ли имя суще­стви­тель­ное, вос­поль­зу­ем­ся грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком:

В соот­вет­ствии с этим пока­за­те­лем назва­ния живых существ как еди­ное целое явля­ют­ся неоду­шев­лен­ны­ми име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) ста и — в. п. видим (что?) ста и ;
  • и. п. (что?) табун ы — в. п. смот­рю (на что?) на табун ы

Таблица с примерами

Одушевлённые Неодушевлённые
Вопрос кто? что?
Значение Обозначают назва­ния пред­ме­тов
живой при­ро­ды нежи­вой при­ро­ды
Формула В.п. = Р.п (во мн. чис­ле) В.п. = И.п. (во мн. чис­ле)
Примеры И.п уче­ни­ки
Р.п. уче­ни­ков
В.п. уче­ни­ков
И.п. сто­лы
Р.п. сто­лов
В.п. сто­лы

Видеоурок

Источник

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Технологическая карта урока

Скачать:

Вложение Размер
odush_i_neodush_sushch_2_klass.docx 42.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Автор: Попова Валентина Михайловна

УМК: «Школа России»

Учебник: «Русский язык» В.П.Канакина, 2 класс, рабочая тетрадь «Русский язык» 2 класс, 2 часть, автор В. П. Канакина

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

-технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Оборудование: карточки для групповой и парной работы, презентация к уроку.

Цель: создание условий для овладения обучающимися знаниями об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

— формировать представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных путём исследовательской работы учащихся;

— познакомить с правилом, что такое «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

— развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, память, мышление, внимание.

— создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг другу, уважения к мнению других, умение работать дружно в паре, группе.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные : формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

— формировать умения находить и классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности, создаёт благоприятный психологический климат.

— Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше «рабочее место».

— К уроку все готовы?

— Можете присаживаться на свои места.

Долгожданный дан звонок! Начинается урок! Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять

Ответы полные давать, Чтоб за работу получать, Только лишь оценку «5».

— Пожелаем удачи, добра, терпения и умения.

— Сегодня на уроке мы проведём интересное исследование изучаемой нами части речи. Этот урок поможет вам подняться на ещё одну ступеньку школьной грамотности.

– Но вначале напомните, кто такие исследователи?

— Какие качества ученика помогают успешной работе на уроке?

Приветствуют учителя. Учащиеся проверяют всё ли у них готово.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные: формирование навыка подготовки к систематической деятельности на уроке.

Коммуникативные: осознанное использование речевых средств для выражения своих мыслей.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», индивидуальной деятельности каждого обучающегося и выявление затруднений в пробном учебном действии.

1. Каллиграфическая минутка.

Лл, Мм, Нн, Кк, Ее. Рр, Бб. (Строчные и заглавные буквы записаны на доске).

— Мы не просто так пишем сегодня эти буквы. Они связаны с темой нашего урока. Чуть позднее мы вернёмся к ним, и вы попробуете объяснить, почему мы писали сегодня именно эти буквы?

-Но прежде чем начать работу, давайте вспомним, какую часть речи мы изучаем?

— А какую часть речи мы исследуем?

— Нам необходимо вспомнить условия, по которым вы будете сами себя оценивать. (Таблица на доске).

-Приступаем к работе.

— Как только закончите работу, оцените себя.

Источник