Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.
Одушевленные существительные называют предметы живой природы и отвечают на вопрос кто?
Например: бабушка, внук, собака, котенок, ворона, муха, лещ, бабочка .
У одушевленных имен существительных во множественном числе совпадают формы родительного и винительного падежей.
нет собак (Р. п.) – вижу собак (В. п.);
нет детей (Р. п.) – вижу детей (В. п.)
К одушевленным существительным помимо предметов живой природы также относятся следующие группы слов:
- Некоторые названия игрушек – матрешка, кукла
- Названия мертвых людей (кроме слов «труп» и «тело») – покойник, мертвец
- Названия некоторых фигур и составляющих игр – туз, ферзь
Все эти существительные, хоть и не являются в прямом смысле живыми, но обладают грамматическими свойствами одушевленных имен существительных, т.е. одинаковы во множественном числе родительного и винительного падежей:
нет кукол (Р. п.) – вижу кукол (В. п.) ;
нет покойников (Р. п.) – вижу покойников (В. п.)
Неодушевленные существительные называют предметы неживой природы, к ним задается вопрос что?
Например: дерево, улыбка, звезда, камень, холодильник, шалаш, машина .
У неодушевленных существительных во множественном числе совпадают формы именительного и винительного падежей:
деревья (И. п.) – вижу деревья (В. п.); звезды (И. п.) – вижу звезды (В. п.)
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Одушевлённые существительные.
Одушевлённость характерна только для конкретных существительных.
Одушевлённые существительные служат наименованиями живых существ, они отвечают на вопрос кто?
К одушевлённым относятся также существительные:
обозначающие людей: Ирина, мама, ребёнок
обозначающие животных: собака, кот, заяц;
богов и мифических существ, представляемых как живых: домовой, леший, русалка;
названия шахматных и карточных фигур: туз, пешка, ферзь и др.
существительные, называющие кукол: матрёшка, снеговик, робот и др.
существительные, обозначающие умершего человека: мертвец, покойник, утопленник (кроме существительного труп)
Внимание:
У одушевлённых существительных совпадают формы родительного и винительного падежей:
Р.п., В.п.(кого?): девочки, собаки, пешки, русалки и т.д.
Недушевлённые существительные.
Неодушевлённые существительные служат наименованиями неживых предметов и явлений реальной действительности, отвечают на вопрос: что?
К неодушевлённым относятся существительные:
- обозначающие предметы неживой природы: горы, реки, облака и др.;
- названия деревьев и растений: берёза, одуванчик, сосна и др.;
- обозначающие совокупность живых существ: народ, войско, полк, стая и др.
- н азвания небесных светил: Земля, Солнце, Марс и др.
- названия рыбных блюд: шпроты, кильки и др.
- собирательные существительные: молодёжь, студенчество, человечество и др.;
- некоторые существительные обнаруживают колебания в отнесённости к одушевлённым/неодушевлённым, сюда причисляют названия микроорганизмов и беспозвоночных: вирус, бактерия, личинка, микроб.
Внимание:
У неодушевлённых существительных множественного числа совпадают формы именительного и винительного падежей:
И.п., В.п.(кого?): книги, дома, цветы и др.
Трудные случаи склонения неодушевлённых существительных.
Неодушевлённые существительные склоняются как ка одушевлённые, если обозначают живых существ.
- Этого пня (одушевлённое, о человеке) не своротишь.
- Помню этого старого тюфяка (одушевлённое, о человеке).
- Одушевлённые существительные, употребляющиеся для обозначения неодушевлённых предметов, продолжают склоняться как одушевлённые.
Читать «Обломова».
Слушать «Евгения Онегина».
- Существительные тип, характер и образ в применении к действующим лицам литературных произведений склоняются как неодушевлённые: В. п. мн. числа = И. п. мн. числа.
И.п., В.п. мн.ч.: типы, характеры, образы.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Имя существительное
Имена существительные — это слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопрос кто? или что?
Предметы — это общее название всех вещей, растений, названий, животных, людей, явлений природы и так далее. Все предметы, так же, как и имена существительные, отвечают на вопрос кто? или что? Например:
комар, стол, врач, дом.
Для связи с другими словами у имён существительных изменяются окончания, например:
лежит ручк а, нет ручк и, ищу ручк у, рассказываю о ручк е.
Начальная форма имени существительного — это имя существительное в форме единственного числа в именительном падеже. Например:
дерево, чемодан, ложка — существительные в начальной форме.
Собственные и нарицательные имена
Имена существительные делятся на нарицательные и собственные. Нарицательные имена — это существительные, называющие однородные предметы, например:
город, собака, мальчик.
Собственные имена — это существительные, обозначающие индивидуальные названия, выделяющие предмет из группы однородных, например:
Москва, Дружок, Пётр.
Все собственные имена пишутся с большой буквы.
Одушевлённые и неодушевлённые существительные
Все существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые. К одушевлённым относятся существительные, обозначающие людей и животных. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Например:
( кто?) комар, слон, врач, Женя.
К неодушевлённым относятся существительные, обозначающие всё, кроме людей и животных: вещи, явления, чувства и так далее. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что? Например:
( что?) чашка, стол, грусть, отъезд.
Синтаксическая роль
Имена существительные могут быть как главными (подлежащее), так и второстепенными (дополнение и обстоятельство) членами предложения. Существительные в форме именительного падежа выполняют роль подлежащего. Например:
На столе стояла лампа.
Медвежата дружно следовали за мамой.
Имена существительные в форме косвенных падежей (всех падежей кроме именительного) являются второстепенными членами предложения: или дополнениями, или обстоятельствами. Например:
Осенью грибники собирают в лесу грибы.
Разряды существительных
Существительные, в зависимости от того, что они выражают, делятся на конкретные, отвлечённые, вещественные и собирательные.
Конкретные существительные называют конкретные предметы, которые можно посчитать. Большинство из них имеют форму единственного и множественного числа:
Исключением являются слова, имеющие только форму множественного числа:
сливки, кле́щи, вилы и так далее.
Отвлечённые существительные называют не конкретные предметы, а отвлечённые понятия, связанные с чувствами, состояниями, явлениями и не поддающиеся счёту:
радость, покой, любовь, страх, счастье.
Вещественные существительные называют различные вещества:
нефть, соль, масло, кислород.
Собирательные существительные обозначают множество однородных предметов как единое целое:
Источник
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Узнаем, что такое одушевленные и неодушевленны имена существительные в русском языке. Определим, как различать одушевленные и неодушевленные существительные в соответствии с их лексическим значением и грамматическими признаками.
Одушевленные и неодушевленные существительные обозначают предмет. Они различаются грамматическими признаками и тем, какой именно предмет называют, принадлежащий к живым существам или к неживой природе.
Категория одушевленности/неодушевленности — это постоянный грамматический признак имени существительного. Чтобы выполнить морфологический разбор слова этой части речи, обязательно следует указать, одушевленное или неодушевленное имя существительное.
Одушевленные существительные
Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая категория имен существительных. Одушевленность существительного можно определить по лексическому значению слова.
Примеры
В первую очередь одушевленные существительные называют человека:
К одушевленным существительным отнесем названия представителей живой природы:
- животных (заяц, белка, лев, тигр, кит, дельфин);
- птиц (галка, воробей, синица, сорока);
- рыб (лещ, карась, судак, налим);
- насекомых (бабочка, комар, пчела, муха).
Отметим, что названия растений и деревьев, которые растут, развиваются, стареют и принадлежат с точки зрения ботаники к живой природе, не являются одушевленными существительными в русском языке.
Грамматический показатель одушевленности
Одушевленность существительного, кроме лексического значения слова, должна соответствовать грамматическим признакам, которые определяют по формуле:
Сравним:
- р. п. крылья (кого?) бабочек — в. п. поймаю (кого?) бабочек ;
- р. п. листья (чего?) сосен — в. п. вижу (что?) сосн ы .
У существительных мужского рода совпадают формы винительного и родительного падежа единственного и множественного числа:
- р. п . писк (кого?) комар а — в. п. прихлопну (кого?) комар а ;
- р. п. много (кого?) комар ов — в. п. видим (кого?) комар ов .
Пользуясь этими грамматическими признаками, отнесем к одушевленным существительным предметы неживой природы:
- названия игрушек и предметов, похожих на человека (неваляшка, Ванька-встанька, матрешка, идол, робот);
- сказочные и мифические существа (Снегурочка, Дед Мороз, Мальвина, ангел, гном, леший, русалка, водяной);
- названия шахматных фигур и карт (конь, ладья, туз, валет, козырь);
- слова «мертвец», «покойник», «утопленник», исключая слово «труп».
Как видим, наши представления о живом и неживом не совпадают с лексико-грамматической категорией одушевленности в русском языке.
Неодушевленные существительные
Неодушевленные существительные называют
- предметы реального мира (табуретка, дом, картина, вокзал);
- явления природы (дождь, радуга, снегопад, туман, роса);
- действия (полёт, выход, обмен, побелка);
- отвлеченные понятия (радость, согласие, ненависть, мир);
- растения (ромашка, роза, тополь, ковыль);
- совокупность живых существ (народ, толпа, табун, стая).
Чтобы определить, неодушевленное ли имя существительное, воспользуемся грамматическим признаком:
В соответствии с этим показателем названия живых существ как единое целое являются неодушевленными именами существительными.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) ста и — в. п. видим (что?) ста и ;
- и. п. (что?) табун ы — в. п. смотрю (на что?) на табун ы
Таблица с примерами
Одушевлённые | Неодушевлённые | |
---|---|---|
Вопрос | кто? | что? |
Значение | Обозначают названия предметов | |
живой природы | неживой природы | |
Формула | В.п. = Р.п (во мн. числе) | В.п. = И.п. (во мн. числе) |
Примеры | И.п ученики Р.п. учеников В.п. учеников | И.п. столы Р.п. столов В.п. столы |
Видеоурок
Источник
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odush_i_neodush_sushch_2_klass.docx | 42.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
Автор: Попова Валентина Михайловна
УМК: «Школа России»
Учебник: «Русский язык» В.П.Канакина, 2 класс, рабочая тетрадь «Русский язык» 2 класс, 2 часть, автор В. П. Канакина
Тип урока : урок «открытия» нового знания.
-технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Оборудование: карточки для групповой и парной работы, презентация к уроку.
Цель: создание условий для овладения обучающимися знаниями об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
— формировать представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных путём исследовательской работы учащихся;
— познакомить с правилом, что такое «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
— развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, память, мышление, внимание.
— создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг другу, уважения к мнению других, умение работать дружно в паре, группе.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные : формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— формировать умения находить и классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности, создаёт благоприятный психологический климат.
— Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше «рабочее место».
— К уроку все готовы?
— Можете присаживаться на свои места.
Долгожданный дан звонок! Начинается урок! Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять
Ответы полные давать, Чтоб за работу получать, Только лишь оценку «5».
— Пожелаем удачи, добра, терпения и умения.
— Сегодня на уроке мы проведём интересное исследование изучаемой нами части речи. Этот урок поможет вам подняться на ещё одну ступеньку школьной грамотности.
– Но вначале напомните, кто такие исследователи?
— Какие качества ученика помогают успешной работе на уроке?
Приветствуют учителя. Учащиеся проверяют всё ли у них готово.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопросы.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные: формирование навыка подготовки к систематической деятельности на уроке.
Коммуникативные: осознанное использование речевых средств для выражения своих мыслей.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», индивидуальной деятельности каждого обучающегося и выявление затруднений в пробном учебном действии.
1. Каллиграфическая минутка.
Лл, Мм, Нн, Кк, Ее. Рр, Бб. (Строчные и заглавные буквы записаны на доске).
— Мы не просто так пишем сегодня эти буквы. Они связаны с темой нашего урока. Чуть позднее мы вернёмся к ним, и вы попробуете объяснить, почему мы писали сегодня именно эти буквы?
-Но прежде чем начать работу, давайте вспомним, какую часть речи мы изучаем?
— А какую часть речи мы исследуем?
— Нам необходимо вспомнить условия, по которым вы будете сами себя оценивать. (Таблица на доске).
-Приступаем к работе.
— Как только закончите работу, оцените себя.
Источник