На какие вопросы отвечает имя прилагательное
Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак любого предмета, то есть со всех возможных сторон описывает его. Как член предложения чаще всего является определением, но может быть и сказуемым. По правилам русского языка оно также имеет свойство изменяться: по числам, падежам и родам, а еще сокращаться, переходя в краткую форму. В контексте будет всегда связано с существительным, которое описывает, то есть стоять в таком же числе, роде и падеже.
Вопросы, на которые отвечает имя прилагательное, делятся на три вида:
Углубляясь в характеристику данной части речи, можно сразу заметить, что у нее есть и разряды, делящиеся на:
- Качественный.
- Притяжательный.
- Относительный.
Именно от них зависит, какой задается вопрос, потому их подразделяют на такое же количество типов.
Качественный разряд — описывает различные свойства предмета, включая какую-либо степень: большую или меньшую. Из признаков следует перечислить:
- Сочетание с такими наречиями, как очень и слишком. (Небо сегодня было очень пасмурное; Этот торт слишком сладкий для меня).
- Образование сложных прилагательных с помощью повторения. (Этот яркий-яркий воздушный шар мне сразу приглянулся).
- Образование однокоренных прилагательных при использовании отрицательной частицы не- (Мой друг неслабый и нестранный, отстаньте от него!)
- Возможность иметь антонимы — противоположные по значению слова, и гиперонимы — обозначающее большую степень. (Хороший день — плохой день; Большой велосипед — гигантский велосипед).
Качественные прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какие? К примеру: Сегодня у нас было хорошее настроение? (Настроение было какое? — Хорошее).
У большей части кратких прилагательных существует две формы: полная и краткая. Полная форма — обычное прилагательное, которое обозначается определением. Пример: Мой одноклассник очень умный.
Краткая форма — это укороченное прилагательное с вопросами: Каков? Какова? Каковы? Пример: Мой одноклассник очень умен. В данных случаях имя прилагательное как член предложения становится сказуемым. Однако у всего есть исключения, и некоторые качественные прилагательные не могут быть краткими или полными. (Дружеская вечеринка; Я горд за тебя, сын).
К данному разряду относятся и степени сравнения.
- Положительная — обычный признак. (Сложное уравнение)
- Сравнительная — когда признак у одного сильнее, чем у другого. (Данный пример сложнее, чем предыдущий)
- Превосходная — когда признак предмета сильнее, чем у всех остальных. (Это сложнейший/самый сложный пример в моей жизни)
Если степень сравнения пишется несколькими словами, как было показано в третьем примере, то она будет иметь составную форму, а если одним, как в первых двух — простую.
Относительный разряд — описывает предмет, относительно к чему-то другому: материалу, числу, предназначению, месту. Он не имеет степени, краткой формы и всех признаков предыдущего разряда. Относительные прилагательные отвечают на вопрос: Какой? К примеру: Золотой слиток, Московский проспект, Пятиэтажный дом.
Притяжательный разряд — описывает предмет, который принадлежит кому-то. Качества такие же, как у предыдущего, только может быть как относительным прилагательным, так и качественным, притяжательным. К притяжательным прилагательным в русском языке относятся вопросы: Чей? Чья? Чьё? Чьи? К примеру: Лисья шуба (Шуба чья? — Лисья.).
Источник
Имя прилагательное
Урок 1
Материал по русскому языку, с которым знакомятся ученики 4-х классов, – очень объемный и сложный. Педагог для того, чтобы достичь успеха в обучении, привлекает различные наглядные пособия, чередует виды деятельности. План-конспект, составленный Полиной КИСЕЛЕВОЙ, учителем школы № 120 г. Омска, может помочь молодым специалистам при подготовке к урокам по теме «Имя прилагательное».
Тема. «Имя прилагательное как часть речи».
Цели. Обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном как части речи; закрепить орфографические навыки правописания окончаний прилагательных.
Оборудование. Опорные схемы, таблицы; сигнальные карточки (падежные и родовые окончания прилагательных); предметные картинки; сигнальная линейка; таблички с записями слов для инсценировки.
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Все запомнишь, все поймешь!
Тема нашего занятия – «Имя прилагательное».
Учитель записывает тему урока на доске.
– Мы повторим и обобщим все, что знаем об этой части речи, а также узнаем о прилагательном что-то новое. Тот, кто безошибочно выполнит задания и активно поработает, в конце урока получит почетное звание «Грамотей» и будет награжден памятным знаком. Буду рада вашим хорошим ответам.
Начинаем!
III. Закрепление пройденного материала
Двое учеников выходят к доске и читают наизусть стихотворение.
Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
У. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?
Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.
У. Послушайте загадку. В ней используется много признаков предмета. По ним мы безошибочно кого-то узнаем.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
О ком загадка?
Учитель показывает картинку с изображением сороки.
У. Какие признаки предмета названы?
Д. Цвет, длина хвоста.
У. Вспомните, что такое имя прилагательное? Дадим ему определение как части речи.
Д. Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы «какой, -ая, -ое, -ие» и обозначающая признаки предмета.
У. С какой частью речи связано имя прилагательное?
Д. С существительным.
У. Да! Прилагательное и существительное очень дружны. Вот как об этой дружбе рассказывается в одной сказке.
К доске выходят четыре ученика и инсценируют сказку.
– Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного числа, рода и падежа они не имели, решили они подружиться с существительными.
Дети в парах поворачиваются друг к другу лицом и берутся за руки.
– Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным.
«Существительные» снимают со своей головы одну диадему – наружную – и надевают ее на голову «Прилагательных» в парах; другая, точно такая же, диадема остается на голове у «Существительных». Дети снова становятся лицом к классу.
– Так и живут до сих пор прилагательные: чтобы согласовываться с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа, падежа.
Д (хором). Вместе – служба, вместе – дружба!
У. Ребята, а в чем сходство имен прилагательных и существительных по форме изменения?
Д. Прилагательные, как и существительные, изменяются по числам и падежам.
У. Приведите примеры.
– В чем различие прилагательных и существительных?
Д. Прилагательные изменяются по родам в единственном числе, а существительные имеют постоянный род.
– Существительные делятся на три склонения, а у прилагательных склонение определить нельзя.
– Безударные окончания прилагательных узнают по вопросам, а для определения безударных падежных окончаний существительных используют слова-помощники.
У. Посмотрим, как вы умеете проверять безударные родовые окончания имен прилагательных. Вам надо подобрать прилагательные к предложенным существительным и определить род прилагательных. Повидло по вкусу.