Меню

Какие окончания у имен прилагательных множественного числа



интернет проект BeginnerSchool.ru

Сайт для детей и их родителей

Множественное число имен прилагательных

В предыдущих статьях мы говорили о правописании безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе. В этой статье разберем правописание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

Во множественном числе имена прилагательные в отличие от единственного числа изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.

Во множественном числе, падеж имени прилагательного можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится.

Итак, для того, чтобы узнать падеж имени прилагательного во множественном числе, поступаем так же как и в случае с прилагательном в единственном числе. То есть надо найти в предложении имя существительное к которому относится это прилагательное и определить его падеж. По падежу существительного определяем падеж имени прилагательного.

( к чему? ) К деревьям ( каким? ) ветвистым , высоким → ДП

( за кем? ) За деревьями ( какими? ) ветвистыми , высокими → ТП

Имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падеже отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые , -ие :

Стоят высокие дома → (что?) дома (какие?) высок ие ИП мн.ч.

Имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном падежах отвечают на вопрос каких? и имеют окончания -ых , -их :

Много ветвистых деревьев → ( чего? ) деревьев ( каких? ) ветвист ых РП

Имена прилагательные множественного числа в дательном падеже отвечают на вопрос каким? и имеют окончания -ым , -им :

Мы подошли к деревянным домам → ( к кому? ) к домам ( каким? ) деревянн ым ДП

Имена прилагательные множественного числа в творительном падеже отвечают на вопрос какими? и имеют окончания -ыми , -ими :

Над пушистыми облаками пролетели самолеты → ( над чем? ) над облаками ( какими? ) пушист ыми ТП

  1. Множественное число имен существительныхПродолжаем изучать имена существительные и тема этой статьи имена существительные.
  2. Род имен прилагательныхВ статье «Род имен существительных» мы уже говорили, что: Выбор.
  3. Склонение имен прилагательныхСегодня мы поговорим о склонении имен прилагательных. Для тех, кто.
  4. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательныхБезударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и.
  5. Склонение имен существительныхИзменение слова по числам и падежам называется склонением. В этой.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

Источник

Имя прилагательное во множественном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе

Цель:

  • Познакомить учащихся с особенностями имен прилагательных во множественном числе, с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.
  • Формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе.
  • Развивать речь, память мышление, умение анализировать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке предстоит сложная работа, нам понадобятся ваши знания, светлый ум, и, конечно же, ваше огромное желание учиться и узнавать новое.

– Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

(Открывается запись на доске:)

– Поясните каждое понятие. Что общего в этих словах?

II. Повторение пройденного

– Что такое прилагательное?

– Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

– Как изменяется прилагательное в единственном числе? (Окончание повтор по таблице)

– Как узнать род, число и падеж имени прилагательного?

Читайте также:  Морфологический разбор имени прилагательного холодной

– Как следует проверять безударные окончания имен прилагательных?

– Итак, вы сказали, что урок должен быть ______________

– Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

– Какими должны быть на уроке ученики? (отвечают ученики)

Запись на доске

– Сможете стать такими?

– Что общего в данных словах?

– Скажите, о какой части речи мы сегодня будем говорить?

Назовите тему урока.

III. Тема: «Склонение имен прилагательных во множественном числе»

– Что, по вашему мнению, вы должны узнать и научиться

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с прилагательных во множественном числе.

– Будем учиться правильно писать падежные окончания имен прилагательных множественного числа

Продолжим учиться грамотно отвечать на вопросы, красиво и грамотно писать.

IV. Каллиграфическая минутка

– Выделим окончания имен прилагательных во множественном числе.

– На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются в нашем примере окончаниями прилагательных во множественном числе.

– Определите порядок написания букв в данной цепочке:

(В первой цепочке после окончания прилагательных во множественном числе с твердой основой дважды пишется окончание прилагательных с мягкой основой, а во втором написании наоборот)

Напишете эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строчки.

V. Словарная работа

Живописная (яжиавносип), активный (ыкйатнив), деликатное (едолеикнта), серебряные (еснырбеяре)

  1. Расшифровать слова и записать их в тетрадь.
  2. Определить род.

Проверка

  1. Прочитайте слова
  2. Проверим написание слов по доске
  3. Назовите буквы, которые надо запомнить.
  4. Определите род
  5. Какое слово вызвало затруднение?

Возникает вопрос, а изменятся ли вообще имя прилагательное во множественном числе по родам?

Это, нам предстоит узнать

VI. Работа над новым материалом

Уч.: Сегодня мы с вами проведем исследование учебного материала по теме имени прилагательного во множественном числе, вы ответите на поставленные перед вами вопросы, самостоятельно сделаете выводы и объясните учебный материал другим.

– Вопросы, на которые вы должны будете ответить.

  1. Как изменяется имя прилагательное во множественном числе?
  2. Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний.
  3. Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?
  4. Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
  5. Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Работаем в группах.

– Приступаем к исследованию имени прилагательного.

1 группа: Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

  1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
  2. выделите окончания имен прилагательных.
  3. Изменяются ли окончания имен прилагательных?
  4. В каких падежах окончания сходны в каких различны?

Вопросы: Сделайте вывод. Запишите его.

2 группа: Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний

  1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
  2. выделите окончания имен прилагательных.
  3. Составить таблицу окончаний.
  4. В каких падежах окончания сходны, в каких различны?
Им.п. Какие? -ые, -ие
Р.п. Каких? -ых, -их
Д.п. Каким? -ым, -им
В.п. Какие? -ые, -ие
Т.п. Какими? -ыми, -ими
П.п. (о) каких? -их, -их

Вывод. Запишите его в таблице.

Читайте также:  Степени сравнения прилагательных в английском языке popular

3 группа: Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?

  1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
  2. Выделить окончания имен прилагательных.
  3. Поставить ударение в именах прилагательных
  4. Сравнить ударные и безударные окончания.
  5. Как можно проверить безударные окончания прилагательных?

Вывод. Сделайте вывод. Запишите его.

4 группа: Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?

  1. Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные, маленькие (березы, кусты, деревья)
  2. Выделите окончания имен прилагательных.
  3. С существительными какого рода вы склоняли имена прилагательные
  4. Менялись ли окончания прилагательных?
  5. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?

Вывод. Сделать вывод. Записать его.

5 группа: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Зимние леса, о громадных соснах, из зеленых листьев, вкусными булочками, тонкими веткам, к маленьким островам, богатым урожаем, с забавными обезьянками, в лесных сумерках, могучим богатырям, интересных людей

  1. Выделить окончания имен прилагательных.
  2. Определить падеж слов в словосочетания (Вспомните, как определяли падеж прилагательных в единственном числе)
  3. Как определить падеж имени прилагательного?

Вывод. Сделайте вывод. Запишите его.

Проверка

Все работали со словосочетаниями: стройные березы, маленькие кусты

1. Проверим как вы просклоняли данные словосочетания, называет каждая группа по словосочетанию

Какие окончания написали в прилагательных?

Уч: -каждая группа проводила исследование, и отвечала на поставленные вопросы

Мы слушаем их выводы

2. Выступает представитель от группы

Обобщение по плану

Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

Изменяются ли прилагательные множественного числа по родам?

Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?

  1. Как изменяется имя прилагательное во множественном числе?
  2. Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний.
  3. Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?
  4. Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
  5. Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Оформление памяток

Закреплении нового

1. Физминутка (сидя за партами)

Называю имена прилагательные, если единственное число руки разводите в стороны, если множественное число руки поднимаете вверх

низкие тучи, о комнатных растениях, серебряными искрами,, зимние дни, родного человека, стройным деревьям, воздушным шаром, резными узорами, на яркий огонь, глубокими корням, волнистыми облаками, по ночной улице.

2. Вставить окончание и определить падеж

(на доске)

О морозных днях (П.п.), в зимних шубках (П.п.) снежных хлопьев (Р.п.) Холодной погоды (Р.п.), высокие деревья (И.п.), в раскошных, зимних уборах (П.п.), в снежных варежках (П.п.), пушистыми снегами (Т.п.), в серебристым инеем (Д.п.), стройные березки (И.п.)

1. Записать в тетрадь и определить падеж

Прочитайте словосочетании, назовите окончания, падеж

Творческая работа

Используя данные слова, написать мини– сочинение на тему «Зимний лес»

Подготовительная работа

– Посмотрите иллюстрации с изображением зимнего леса, как великолепна картина зимнего леса!

А так зимний лес изобразила наша художница

Редванская Влада (Картина учащейся)

Сейчас вы прослушаете произведение П.И. Чайковского Времена года

Вслушиваясь в музыку, напишите, как вы представляете себе зимний лес

Проверка

Дети зачитывают сочинения по желанию

VII. Итог урока

На уроке

  • я узнал …
  • я научился …
  • мне понравилось…

Моё настроение …

  1. Рик Т.Г. «Здравствуйте, Имя Существительное!»
  2. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие по русскому языку»
Читайте также:  Подобрать к слову замбези прилагательное

Источник

Род, число, падеж прилагательных

Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.

Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:

Мужской род — вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий

Женский род — вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая

Средний род — вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее. Например, море (какое?) глубокое

Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:

Мужской род, единственное число: Женский род, единственное число Средний род, единственное число
И. п. (какой?) вкусный апельсин И. п. (какая?) вкусная ягодка И. п. (какое?) вкусное мороженое
Р. п. (какого?) вкусного апельсина Р. п. (какой?) вкусной ягодки Р. п. (какого?) вкусного мороженого
Д. п. (какому?) вкусному апельсину Д. п. (какой?) вкусной ягодке Д. п. (какому?) вкусному мороженому
В. п. (какой?) вкусный апельсин В. п. (какую?) вкусную ягодку В. п. (какое?) вкусное мороженое
Т. п. (каким?) вкусным апельсином Т. п. (какой?) вкусной ягодкой Т. п. (каким?) вкусным мороженым
П. п. (о каком?) о вкусном апельсине П. п. (о какой?) о вкусной ягодке П. п. (о каком?) о вкусном мороженом

! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос какого? — вижу младшего брата .

! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою , -юю . Они используются в книжной речи, в стихотворениях:

Берёзы жёлт ою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.

ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:

И. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Р. п. (каких?) жёлт ых , весенн их (цветов)

Д. п. (каким?) жёлт ым , весенн им (цветам)

В. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Т. п. (какими?) жёлт ыми , весенн ими (цветами)

П. п. (о каких?) о жёлт ых , о весенн их (цветах)

Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:

  1. Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
  2. Определить род, падеж, число этого существительного.
  3. Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.

На болотах поспела душистая клюква.

клюква (какая?) душистая

клюква — ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая — ед. ч., Ж. р. И. п.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник