Меню

Какие прилагательные могут соответствовать химическим веществам



Эрудитам всех классов

Фото В.Демидова

Данная разработка содержит, помимо олимпиадных задач, “Эрудицион” – вопросы по химии и проблемы, решение которых способствует развитию общей одаренности учащихся, активизации их мыслительной деятельности; снятию инертности мышления; формированию желания заниматься углубленно дисциплинами естественно-математического цикла.

1. Горело семь свечей. Три – погасли. Сколько свечей осталось?

Дополнительный вопрос. Горение свечи – это физический или химический процесс? Ответ обоснуйте.

2. Вы – пилот самолета, летящего из Краснодара в Сургут. Самолет везет реактивы, необходимые для получения кислорода в лаборатории. Сколько лет пилоту?

Дополнительный вопрос. Назовите реактивы, которые, возможно, везет самолет.

3. Врач прописал вам три укола с антибиотиками, по уколу через каждые четыре часа. Сколько времени потребуется, чтобы сделать эти уколы?

Дополнительный вопрос. Что такое антибиотики? Назовите известные вам антибиотики.

4. Вы входите в малознакомую квартиру, которая затемнена. Электричество отключено, но есть две лампы – газовая и керосиновая. Что вы зажжете в первую очередь?

Дополнительный вопрос. Где применяются газ (предложите, какой) и керосин?

1. Соотнесите между собой конкретные понятия и приведенные примеры.

Понятия Примеры
1) Тело. а) Гвоздь.
2) Вещество. б) Стекло.
в) Ваза.
г) Монета.
д) Железо.
е) Медь.

2. Какие прилагательные могут соответствовать химическим веществам?

а) Увесистый; б) ядовитый; в) растворимый;

г) вогнутый; д) короткий; е) летучий.

3. Подберите синонимические выражения к понятию “химический элемент”.

в) вид атомов, имеющих одинаковые свойства;

г) простое вещество;

д) название вида атомов.

4. Из перечня выберите то, что соответствует понятию “чистое вещество”.

а) Воздух; б) вода; в) раствор соли;

г) сплав меди и олова; д) кислород.

5. Какие прилагательные отражают свойства металлов?

а) Электропроводный; б) летучий;

в) пластичный; г) пахучий;

д) теплопроводный; е) прозрачный.

6. Какие прилагательные характеризуют свойства воды?

а) Жидкая; б) пластичная; в) бесцветная;

г) прозрачная; д) белая; е) ароматная.

7. Выберите физические свойства, которые характерны и для сахара, и для поваренной соли одновременно.

а) Твердый; б) соленый;

в) растворимый в воде; г) сладкий;

д) белый; е) жидкий.

1. Напишите формулы веществ по приведенному составу их молекул:

а) один атом углерода и четыре атома фтора;

б) один атом азота и один атом кислорода;

в) два атома фосфора и пять атомов кислорода;

г) два атома водорода и один атом серы.

2. Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте знаки “равно”, “больше” или “меньше” вместо звездочек в следующих записях:

3. Вычислите массовую долю каждого элемента в соединении Fe2O3.

1. В США запатентован резиновый матрас, заполняемый один раз в год гелием. Где этот матрас хранит владелец очень маленькой комнаты?

2. Винни-Пух и ослик Иа решили съездить на автомашине “Волга” на рыбалку. Взяли все необходимое, в том числе две одинаковые канистры: одну с кипяченой водой, другую с бензином. Подъехав к реке, автомобиль начал “чихать” – заканчивался бензин, но друзья уже были на берегу. Пух тут же пошел ловить рыбу, а Иа решил приготовить хлебный квас и высыпал сахарный песок… в канистру с бензином. Иа тут же понял трагизм ситуации. Ослик знал, что сахар не растворяется в бензине, а находится в нем в виде взвеси. Но на таком “сладком” бензине двигатель работать не будет. Помогите животным уехать домой. Как в походных условиях быстро (за 10 мин.) очистить бензин от сахара? Составьте подробный план действий.

3. Какие реактивы нужны для получения кислорода в лаборатории? Запишите уравнения реакций получения в лаборатории кислорода из этих реактивов.

4. Сплавы на основе меди называют бронзами. Кольца из бериллиевой бронзы – точные копии золотых. Они не отличаются от последних ни по цвету, ни по весу, и, подвешенные на нитку, при ударе о стекло издают мелодичный звук. Короче говоря, подделку не обнаружить ни на глаз, ни на слух, ни на зуб. Предложите способы определения подделки: на собственной кухне и в химической лаборатории. Запишите уравнения протекающих реакций, назовите их признаки.

5. Герои романа Жюля Верна “С Земли на Луну” во время полета использовали для регенерации кислорода нагревание бертолетовой соли (хлората калия), а для поглощения углекислого газа – гидроксид натрия. В настоящее время в замкнутых системах (подводных лодках, космических кораблях) удаление оксида углерода(IV) и восполнение израсходованного кислорода совмещены в одном процессе, протекающем без энергетических затрат. Реагентом, необходимым для осуществления этого процесса, в одном случае может быть вещество А, а в другом случае – вещество В. Вещества А и В – это бинарные соединения, имеющие один и тот же элементный состав. Известно, что при взаимодействии 1 моль вещества А с 1 моль углекислого газа получают 1 моль вещества Д и 0,5 моль кислорода, а при взаимодействии 1 моль вещества В с 0,5 моль оксида углерода(IV) образуется 0,5 моль вещества Д и 0,75 моль кислорода. Назовите вещества А, В, Д. Запишите уравнения процессов, описанных в задаче.

1. Методом электронного баланса расставьте коэффициенты в схеме реакции:

Укажите процессы окисления и восстановления, назовите окислитель и восстановитель.

Запишите уравнения этого процесса в полной и сокращенной ионной формах.

2. В пяти пронумерованных пробирках находятся разбавленные растворы веществ: хлорида натрия (NaCl), гидроксида бария (Ba(OH)2), карбоната натрия (Na2CO3), сульфата натрия (Na2SO4), азотной кислоты (HNO3). Как, не используя дополнительных реактивов, определить, в какой пробирке находится каждое из веществ? Запишите уравнения протекающих реакций в молекулярной и сокращенной ионной формах.

3. На 20 г смеси карбоната и сульфата бария подействовали раствором соляной кислоты. Требуется определить массовую долю сульфата бария в исходной смеси, если образуется средняя соль и выделяется газ, на поглощение которого было затрачено 400 г 0,5%-го раствора гидроксида натрия.

1. Винни-Пух и ослик Иа решили приготовить электролит для аккумулятора. К сожалению, они перепутали две одинаковые колбы с водопроводной и дистиллированной водой. Помогите животным быстро отличить водопроводную воду от дистиллированной. Далее перед ними встал вопрос: “Как смешивать концентрированную серную кислоту с водой?” Винни-Пух предлагал вливать воду в кислоту, а Иа – кислоту в воду. Кто прав? Ответ обоснуйте.

2. В четырех запаянных ампулах одинакового объема, при обычных условиях (таких, как сегодня в классе) находятся вода, азот, озон, гелий. В какой из ампул содержится вода?

3. В педагогических классах старых гимназий, готовящих гувернанток, преподавался обязательный курс гигиены, курс был основательный и подробный, затрагивающий различные области естествознания. Попытайтесь предложить эксперимент, который бы позволил ответить на следующие вопросы (содержатся в учебнике Д.И.Атропова и В.И.Завьялова “Начальный курс гигиены для средних учебных заведений”, изданном в 1915 г.).

1) Чтобы было незаметно, что молоко прокисло, в него добавляют соду. Как это можно выявить?

2) Молоко разбавляли водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась, добавляли крахмал. Как распознать фальсификацию?

3) В топленое масло для увеличения веса подмешивали известь. Как ее обнаружить?

4. Две пробирки наполнены на 1/3 каждая прозрачными растворами гидроксида натрия и хлорида алюминия. Количества веществ в растворах подобраны так, чтобы реактивы после смешивания полностью прореагировали между собой с образованием осадка. Имея только эти две пробирки с растворами и ничего более, распознайте пробирку с раствором щелочи и пробирку с раствором соли. Ответ мотивируйте.

1. Составьте уравнения химических реакций, соответствующих следующей схеме превращений:

2. 4 л (н.у.) смеси этана и этилена пропустили через избыток раствора брома в воде. При этом образовалось 3,76 г продукта реакции. О каком продукте идет речь? Приведите уравнение реакции. Чему равна массовая доля (в %) этилена в смеси?

3. Какой объем 12%-го раствора гидроксида калия с плотностью 1,1 г/мл можно приготовить из 2 л 44%-го раствора KОН c плотностью 1,5 г/мл?

4. Составьте уравнения химических реакций, соответствующих следующей схеме превращений:

железо —> сульфат железа(II) —> сульфат гидроксожелеза(II) —> гидроксид железа(II) —> сульфат железа(II) —> гидроксид железа(II) —> оксид железа(II).

Для реакций, протекающих в растворе, приведите уравнения в сокращенной ионной форме.

Олимпиада · 11 класс

1. Говорят, что существуют два газообразных при обычных условиях (таких, как сегодня в классе) оксида Х и Y, которые образованы элементами одного и того же периода, один газ поддерживает горение, а другой, наоборот, используется при тушении пожара.

Говорят, что молекулы этих газов:

1) состоят из одинакового числа атомов;

3) (X) = (Y), где – плотность газа (г/л).

5) суммарное число протонов атомов молекулы Х равно суммарному числу протонов атомов молекулы Y;

6) суммарное число электронов атомов молекулы Х равно суммарному числу электронов атомов молекулы Y;

7) суммарное число нейтронов атомов молекулы Х равно суммарному числу нейтронов атомов молекулы Y.

Подтвердите или опровергните вышесказанное. Ответ обоснуйте математическими расчетами.

2. В 1820 г. в Лондоне разразился скандал. На одном из аристократических приемов известный ювелир сказал графине, хозяйке дома: “У вас, миледи, в перстне не алмаз, а подделка!” Как ювелир смог тут же доказать свою правоту?

3. Официальное сообщение об открытии периодического закона было сделано на заседании Русского химического общества в:

а) 1861 г.; б) 1865 г.; в) 1869 г.; г) 1871 г.

Выберите правильный ответ.

4. В 1871 г. вышла статья Д.И.Менделеева, в которой были подробно описаны свойства трех еще неизвестных (не открытых) элементов, которые ученый назвал: экабор, экаалюминий и экасилиций (“эка” на санскрите означает – один; в данном случае это слово указывает на первый аналог). О каких трех элементах писал Д.И.Менделеев? Назовите их и запишите их символы.

Дополните. Санскрит – это …

1. 9,2 г натрия растворили в 400 мл воды. Определите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.

Определите массу раствора хлорида железа(III) с массовой долей соли 15 %, который прореагирует с полученным раствором с образованием гидроксида железа(III).

2. При взаимодействии 35,55 мл раствора предельной одноосновной органической кислоты неизвестного строения (массовая доля 30,0 %, = 1,04 г/см 3 ) с избытком гидрокарбоната натрия выделилось 3,36 л (н.у.) углекислого газа. О какой кислоте идет речь в задании?

3. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:

4. Расшифруйте вещества Х1–Х5 в представленной схеме превращений:

Приведите уравнения соответствующих реакций.

Источник

Какие прилагательные могут соответствовать химическим веществам

Эрудитам всех классов

Фото В.Демидова

Данная разработка содержит, помимо олимпиадных задач, “Эрудицион” – вопросы по химии и проблемы, решение которых способствует развитию общей одаренности учащихся, активизации их мыслительной деятельности; снятию инертности мышления; формированию желания заниматься углубленно дисциплинами естественно-математического цикла.

1. Горело семь свечей. Три – погасли. Сколько свечей осталось?

Дополнительный вопрос. Горение свечи – это физический или химический процесс? Ответ обоснуйте.

2. Вы – пилот самолета, летящего из Краснодара в Сургут. Самолет везет реактивы, необходимые для получения кислорода в лаборатории. Сколько лет пилоту?

Дополнительный вопрос. Назовите реактивы, которые, возможно, везет самолет.

3. Врач прописал вам три укола с антибиотиками, по уколу через каждые четыре часа. Сколько времени потребуется, чтобы сделать эти уколы?

Дополнительный вопрос. Что такое антибиотики? Назовите известные вам антибиотики.

4. Вы входите в малознакомую квартиру, которая затемнена. Электричество отключено, но есть две лампы – газовая и керосиновая. Что вы зажжете в первую очередь?

Дополнительный вопрос. Где применяются газ (предложите, какой) и керосин?

1. Соотнесите между собой конкретные понятия и приведенные примеры.

Понятия Примеры
1) Тело. а) Гвоздь.
2) Вещество. б) Стекло.
в) Ваза.
г) Монета.
д) Железо.
е) Медь.

2. Какие прилагательные могут соответствовать химическим веществам?

а) Увесистый; б) ядовитый; в) растворимый;

г) вогнутый; д) короткий; е) летучий.

3. Подберите синонимические выражения к понятию “химический элемент”.

в) вид атомов, имеющих одинаковые свойства;

г) простое вещество;

д) название вида атомов.

4. Из перечня выберите то, что соответствует понятию “чистое вещество”.

а) Воздух; б) вода; в) раствор соли;

г) сплав меди и олова; д) кислород.

5. Какие прилагательные отражают свойства металлов?

а) Электропроводный; б) летучий;

в) пластичный; г) пахучий;

д) теплопроводный; е) прозрачный.

6. Какие прилагательные характеризуют свойства воды?

а) Жидкая; б) пластичная; в) бесцветная;

г) прозрачная; д) белая; е) ароматная.

7. Выберите физические свойства, которые характерны и для сахара, и для поваренной соли одновременно.

а) Твердый; б) соленый;

в) растворимый в воде; г) сладкий;

1. Напишите формулы веществ по приведенному составу их молекул:

а) один атом углерода и четыре атома фтора;

б) один атом азота и один атом кислорода;

в) два атома фосфора и пять атомов кислорода;

г) два атома водорода и один атом серы.

2. Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ и поставьте знаки “равно”, “больше” или “меньше” вместо звездочек в следующих записях:

3. Вычислите массовую долю каждого элемента в соединении Fe2O3.

1. В США запатентован резиновый матрас, заполняемый один раз в год гелием. Где этот матрас хранит владелец очень маленькой комнаты?

2. Винни-Пух и ослик Иа решили съездить на автомашине “Волга” на рыбалку. Взяли все необходимое, в том числе две одинаковые канистры: одну с кипяченой водой, другую с бензином. Подъехав к реке, автомобиль начал “чихать” – заканчивался бензин, но друзья уже были на берегу. Пух тут же пошел ловить рыбу, а Иа решил приготовить хлебный квас и высыпал сахарный песок… в канистру с бензином. Иа тут же понял трагизм ситуации. Ослик знал, что сахар не растворяется в бензине, а находится в нем в виде взвеси. Но на таком “сладком” бензине двигатель работать не будет. Помогите животным уехать домой. Как в походных условиях быстро (за 10 мин.) очистить бензин от сахара? Составьте подробный план действий.

3. Какие реактивы нужны для получения кислорода в лаборатории? Запишите уравнения реакций получения в лаборатории кислорода из этих реактивов.

4. Сплавы на основе меди называют бронзами. Кольца из бериллиевой бронзы – точные копии золотых. Они не отличаются от последних ни по цвету, ни по весу, и, подвешенные на нитку, при ударе о стекло издают мелодичный звук. Короче говоря, подделку не обнаружить ни на глаз, ни на слух, ни на зуб. Предложите способы определения подделки: на собственной кухне и в химической лаборатории. Запишите уравнения протекающих реакций, назовите их признаки.

5. Герои романа Жюля Верна “С Земли на Луну” во время полета использовали для регенерации кислорода нагревание бертолетовой соли (хлората калия), а для поглощения углекислого газа – гидроксид натрия. В настоящее время в замкнутых системах (подводных лодках, космических кораблях) удаление оксида углерода(IV) и восполнение израсходованного кислорода совмещены в одном процессе, протекающем без энергетических затрат. Реагентом, необходимым для осуществления этого процесса, в одном случае может быть вещество А, а в другом случае – вещество В. Вещества А и В – это бинарные соединения, имеющие один и тот же элементный состав. Известно, что при взаимодействии 1 моль вещества А с 1 моль углекислого газа получают 1 моль вещества Д и 0,5 моль кислорода, а при взаимодействии 1 моль вещества В с 0,5 моль оксида углерода(IV) образуется 0,5 моль вещества Д и 0,75 моль кислорода. Назовите вещества А, В, Д. Запишите уравнения процессов, описанных в задаче.

1. Методом электронного баланса расставьте коэффициенты в схеме реакции:

Укажите процессы окисления и восстановления, назовите окислитель и восстановитель.

Запишите уравнения этого процесса в полной и сокращенной ионной формах.

2. В пяти пронумерованных пробирках находятся разбавленные растворы веществ: хлорида натрия (NaCl), гидроксида бария (Ba(OH)2), карбоната натрия (Na2CO3), сульфата натрия (Na2SO4), азотной кислоты (HNO3). Как, не используя дополнительных реактивов, определить, в какой пробирке находится каждое из веществ? Запишите уравнения протекающих реакций в молекулярной и сокращенной ионной формах.

3. На 20 г смеси карбоната и сульфата бария подействовали раствором соляной кислоты. Требуется определить массовую долю сульфата бария в исходной смеси, если образуется средняя соль и выделяется газ, на поглощение которого было затрачено 400 г 0,5%-го раствора гидроксида натрия.

1. Винни-Пух и ослик Иа решили приготовить электролит для аккумулятора. К сожалению, они перепутали две одинаковые колбы с водопроводной и дистиллированной водой. Помогите животным быстро отличить водопроводную воду от дистиллированной. Далее перед ними встал вопрос: “Как смешивать концентрированную серную кислоту с водой?” Винни-Пух предлагал вливать воду в кислоту, а Иа – кислоту в воду. Кто прав? Ответ обоснуйте.

2. В четырех запаянных ампулах одинакового объема, при обычных условиях (таких, как сегодня в классе) находятся вода, азот, озон, гелий. В какой из ампул содержится вода?

3. В педагогических классах старых гимназий, готовящих гувернанток, преподавался обязательный курс гигиены, курс был основательный и подробный, затрагивающий различные области естествознания. Попытайтесь предложить эксперимент, который бы позволил ответить на следующие вопросы (содержатся в учебнике Д.И.Атропова и В.И.Завьялова “Начальный курс гигиены для средних учебных заведений”, изданном в 1915 г.).

1) Чтобы было незаметно, что молоко прокисло, в него добавляют соду. Как это можно выявить?

2) Молоко разбавляли водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась, добавляли крахмал. Как распознать фальсификацию?

3) В топленое масло для увеличения веса подмешивали известь. Как ее обнаружить?

4. Две пробирки наполнены на 1/3 каждая прозрачными растворами гидроксида натрия и хлорида алюминия. Количества веществ в растворах подобраны так, чтобы реактивы после смешивания полностью прореагировали между собой с образованием осадка. Имея только эти две пробирки с растворами и ничего более, распознайте пробирку с раствором щелочи и пробирку с раствором соли. Ответ мотивируйте.

1. Составьте уравнения химических реакций, соответствующих следующей схеме превращений:

2. 4 л (н.у.) смеси этана и этилена пропустили через избыток раствора брома в воде. При этом образовалось 3,76 г продукта реакции. О каком продукте идет речь? Приведите уравнение реакции. Чему равна массовая доля (в %) этилена в смеси?

3. Какой объем 12%-го раствора гидроксида калия с плотностью 1,1 г/мл можно приготовить из 2 л 44%-го раствора KОН c плотностью 1,5 г/мл?

4. Составьте уравнения химических реакций, соответствующих следующей схеме превращений:

железо —> сульфат железа(II) —> сульфат гидроксожелеза(II) —> гидроксид железа(II) —> сульфат железа(II) —> гидроксид железа(II) —> оксид железа(II).

Для реакций, протекающих в растворе, приведите уравнения в сокращенной ионной форме.

Олимпиада · 11 класс

1. Говорят, что существуют два газообразных при обычных условиях (таких, как сегодня в классе) оксида Х и Y, которые образованы элементами одного и того же периода, один газ поддерживает горение, а другой, наоборот, используется при тушении пожара.

Говорят, что молекулы этих газов:

1) состоят из одинакового числа атомов;

3) (X) = (Y), где – плотность газа (г/л).

5) суммарное число протонов атомов молекулы Х равно суммарному числу протонов атомов молекулы Y;

6) суммарное число электронов атомов молекулы Х равно суммарному числу электронов атомов молекулы Y;

7) суммарное число нейтронов атомов молекулы Х равно суммарному числу нейтронов атомов молекулы Y.

Подтвердите или опровергните вышесказанное. Ответ обоснуйте математическими расчетами.

2. В 1820 г. в Лондоне разразился скандал. На одном из аристократических приемов известный ювелир сказал графине, хозяйке дома: “У вас, миледи, в перстне не алмаз, а подделка!” Как ювелир смог тут же доказать свою правоту?

3. Официальное сообщение об открытии периодического закона было сделано на заседании Русского химического общества в:

а) 1861 г.; б) 1865 г.; в) 1869 г.; г) 1871 г.

Выберите правильный ответ.

4. В 1871 г. вышла статья Д.И.Менделеева, в которой были подробно описаны свойства трех еще неизвестных (не открытых) элементов, которые ученый назвал: экабор, экаалюминий и экасилиций (“эка” на санскрите означает – один; в данном случае это слово указывает на первый аналог). О каких трех элементах писал Д.И.Менделеев? Назовите их и запишите их символы.

Дополните. Санскрит – это …

1. 9,2 г натрия растворили в 400 мл воды. Определите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.

Определите массу раствора хлорида железа(III) с массовой долей соли 15 %, который прореагирует с полученным раствором с образованием гидроксида железа(III).

2. При взаимодействии 35,55 мл раствора предельной одноосновной органической кислоты неизвестного строения (массовая доля 30,0 %, = 1,04 г/см 3 ) с избытком гидрокарбоната натрия выделилось 3,36 л (н.у.) углекислого газа. О какой кислоте идет речь в задании?

3. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:

4. Расшифруйте вещества Х1–Х5 в представленной схеме превращений:

Приведите уравнения соответствующих реакций.

Источник

Читайте также:  Запиши словосочетания заменяя выделенные слова именами прилагательными платье из бархата