Меню

Какие прилагательные употреблены в переносном значении железный гвоздь



Тест по теме «Лексика. Фразеология». 6 класс
тест по русскому языку (6 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
test_6_klass_leksika_i_frazeologiya.docx 25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Лексика. Фразеология». 6 класс

  1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

А. горячий пирожок – жаркий день

Б. теплый чай – холодный вечер

В. иголка ели – иголка для шитья

  1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами

А. громадный дом – большой зверь

Б. зеленый лук – лук для стрельбы

В.труд к радости – безделье к несчастью

  1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. родниковый ключ – ключ от двери

Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша

В. давай смеяться – стали хохотать

  1. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении

А. железный гвоздь

Б. железная воля

В. железная труба

  1. Укажите предложение, в котором есть диалектизм.

А. Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.

Б. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.

В. Яков в овраге ловил козюль.

  1. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.

А. Шкатулку принесли в комнату и вытерли с нее пыль.

Б. В сарае то стучал молоток, то визжала пила.

В. Эспланада – это широкая улица с аллеями.

  1. Укажите верное утверждение

А Диалектизмы – это слова, одинаковые по звучанию.

Б. Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.

В. Диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.

  1. Укажите предложение, в котором есть историзм

А. Русские толковые словари имеют многовековую историю.

Б. На юноше был надет праздничный кафтан.

В. Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.

  1. Укажите предложение, в котором есть архаизм

А. Леса стоят в жемчужном инее.

Б. Шуми, шуми, послушное ветрило.

В. Принцесса отвернулась и заплакала.

  1. Укажите предложение, в котором есть неологизм.

А. По радио передали штормовое предупреждение.

Б. Школа оснащена компьютерами последнего поколения.

В. Лодка всплыла у самого берега.

  1. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

А. Во поле березонька стояла.

Б. Туристы зашли в дремучий бор.

В. Бригада работала засучив рукава

12. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?

А) кот наплакал – мало, чуть-чуть

Б) с горем пополам – много

В) поставить крест – креститься, унижать

Тест по теме «Лексика. Фразеология». 6 класс 2 вариант

  1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

А. резвый – старый конь

Б. близкий человек – далекий друг

В. ключ от замка – родниковый ключ

  1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами

А. пришло тепло – сильный холод

Б. груша в саду – боксерская груша

В. большой бегемот – смешной гиппопотам

  1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. сосновый бор – зубоврачебный бор

Б. угрюмый человек – радостный день

В. красный шарф – алый флаг

  1. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении

А. твердое яблоко

Б. твердое решение

В. твердая земля

  1. Укажите предложение, в котором есть диалектизм

А. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.

Б. Вяленую обувь в Сибири называют пимами.

В. Употребление синонимов делает нашу речь более выразительной.

  1. Укажите предложение, в котором есть профессионализм

А. В углу террасы стоял старый шкаф.

Б. Дом был деревянный.

В. Суффикс – это морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

  1. Укажите верное утверждение

А. Профессионализмы – это слова, ограниченные в употреблении определенной социальной или возрастной средой.

Б. Профессионализмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.

В. Профессионализмы – это слова, связанные с особенностями определенной профессии.

  1. Укажите предложение, в котором есть историзм

А. Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.

Б. На голове его была новая треуголка.

В. Некоторые термины употребляются только специалистами в определенной области.

  1. Укажите предложение, в котором есть архаизм

А. На его перстах блистали кольца.

Б. Рыцари были в кольчугах.

В. Князь оказался человеком великодушным.

  1. Укажите предложение, в котором есть неологизм

А. Вдоль берега плавали парусники.

Б. Этот доклад я прочитал в Интернете.

В. В доме зажглись огни.

  1. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм

А. До моего дома рукой подать.

Б. Осенью все листья опадают.

В. Над лесом взошла луна.

12. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?

А) кот наплакал – вредно, глупо

Б) с горем пополам – еле-еле, кое-как

В) поставить крест – креститься, унижать

Ключ к тесту по теме: «Лексика. Фразеология».

Источник

§ 66. Прямое и переносное значение слов

В словосочетании железные гвозди прилагательное обозначает «сделанный из железа», а в словосочетании железное здоровье это прилагательное обозначает «крепкий, сильный». Почему одно и то же слово железный употребляется в этих как будто бы далеких друг от друга значениях? Вещи из железа прочные, крепкие. И здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое здоровье называть железным. Так у слова железный, наряду с прямым значением, появилось переносное значение.

Перенос названия происходит, если у предметов, действий, признаков есть какое-либо сходство, например цвет спелой пшеницы и золота: золотая (пшеница), т. е. светло-жёлтая, похожая цветом на золото.

Нередко действия людей приписываются неживым предметам, например, говорят ветер уснул, т. е. затих, замер; о ветре сказано как о человеке.

В художественных произведениях слова с переносным значением часто используются как выразительное средство.

347. Укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение, а в каких — прямое. • Составьте предложения с тремя словосочетаниями, в которых выделенные слова имеют переносное значение.

Ледяная глыба — ледяной взгляд, море пшеницы — голубое море, копирует чертёж — копирует походку.

348. Спишите. Озаглавьте текст И. Грабаря. Подчеркните прилагательные, употреблённые в переносном значении. Укажите в тексте слово примерно с тем же значением, что и слова в рамке.

(На)стали чудес(?)ные солнечные февральские дни. 4 Утром, как всегда, я вышел 3 побр..дить вокруг усад(?)бы и понаблюдать. (В)природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праз(?)ник лазоревого* неба, жемч..жных берёз, коралловых* веток и сапфировых* теней (на)сиренев..м снегу.

В толковом словаре указывается не только прямое, но и переносное значение слов. Например:

Ослепительный, -ая, ое, -лен, -льна, -льно. 1. Очень яркий, слепящий глаза. Ослепительный свет солнца. 2. Перен. Необычайный, поразительный. Ослепительная красота. (Слово переносное записано сокращённо: перен.)

349. Найдите в толковом словаре 2-3 слова, имеющие переносные значения. Укажите общее в прямом и переносном значениях каждого слова. Составьте распространённые предложения с выбранными словами.

350. Какие действия человека приписываются неодушевлённым предметам в этих стихотворениях? Прямое или переносное значение имеют слова, называющие эти действия?

1. Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.

Ветер резвый уснул
На пути;

Ни проехать в лесу,
Ни пройти.

2. Разгулялась вьюга,
Наклонились ели
До земли. С испуга
Ставни заскрипели.

351. Прочитайте предложения и рассмотрите забавные рисунки, сделанные художником. Какие слова он обыграл?

1. На морозе щёки горят 2 . 2. Петя светился от счастья. 3. Мороз сковал речку.

352. Составьте предложения, в которых бы о морозе, буре, снежинках, деревьях, речке говорилось как об одушевлённых предметах. Подчеркните слова, имеющие переносное значение.

Источник

4. Укажите слово, употребленное в переносном значении. А) железные ворота B) железный гвоздь C) железная воля D) железная цепь

Правописание Н или НН в страдательных причастиях – одно из тех правил, на которые регулярно в диктантах, сочинениях и тестах встречаются ошибки.

Прежде всего, запомните правило:

В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н, например, СПИЛЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н, например, ДЕРЕВЬЯ СПИЛЕНЫ.

Но поскольку полные страдательные причастия иногда очень похожи на прилагательные, чтобы избежать ошибок, полезно помнить четыре условия, при которых пишется две буквы Н:

1) причастие имеет приставку ( кроме НЕ-), например, ВЫ-СУШЕННЫЕ ГРИБЫ;

2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА — от глагола РЕШИТЬ (что сделать? – соверш. вид);

3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШЕННЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ;

4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов –ОВА- или -ЕВА-, например, ВЗВОЛН-ОВА-ННОЕ ЛИЦО.

Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н.

Кроме этого, есть несколько слов с двумя буквами Н, написание которых необходимо выучить точно так же, как мы запоминаем слова-исключения: НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, ЧВАННЫЙ.

Источник

Какие прилагательные употреблены в переносном значении? Что они обозначают? Железный гвоздь

Ответы

я знаю биологию вот твой ответ

Имя первооткрывателя (страна)

Открытие и значение

X. Колумб (Испания)

Открытие Нового Света (Америки), начало колониального завоевания Центральной и Южной Америки, были найдены богатые месторождения золота и серебра

В. да Гама (Португалия)

Открытие морского пути в Индию вокруг Африки позволило европейцам торговать с Индией, минуя Османскую империю. Начало колониального завоевания Индии

Ф. Магеллан (Испания)

Первое кругосветное путешествие, доказал шарообразность Земли

1534-1535 гг. 1594-1596 гг.

Дж. и С. Каботы (Италия), Ж. Картье (Франция), В. Баренц (Нидерланды)

Экспедиции достигли и обследовали атлантическое побережье Северной Америки (Канады), о. Ньюфаундленд, Гудзонов залив; были составлены новые карты

С. Дежнёв (Россия)

Экспедиция достигла берегов Тихого океана; первым из европейских мореплавателей прошёл пролив между Азией и Америкой (Берингов пролив)

1642— 1643 гг. 1770 г.

А. Тасман (Нидерланды), Дж. Кук (Англия)

Открытие нового материка — Австралии, а также Новой Зеландии, Тасмании и других островов

Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев (Россия)

Экспедиция подтвердила факт существования шестого материка — Антарктиды

Источник

Контрольная работа в 6 классе по теме «Лексика и Фразеология»

Контрольная работа по темам «Лексика» и «Фразеология»

1. Какое утверждение является неверным?

1) Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова, употребление и происхождение слов.

2) Многозначные слова имеют несколько лексических значений.

3) Все слова, помимо прямого значения, имеют переносное значение.

4) Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

2. Подберите антонимы к выделенным словам

1)острый (______________) нож.

2)добрый (______________) друг.

3)долгая (_______________) ночь.

4) теплый (______________) вечер.

3. Какое из данных слов является устаревшим?

4. Как называются слова, объединенные в данные группы?

5. Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение

1)проги, ботан — жаргонизмы

2)тихий — громкий — антонимы

3)земля – необщеупотребительное слово

4)делать из мухи слона — фразеологизм

6. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
3) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.

7. В каком случае (случаях) прилагательное употреблено в переносном значении?

1 ) железный гвоздь

2) железный характер

3) ребёнок уснул

8. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) бить баклуши – хорошо работать

2) водить за нос – обманывать.

3) душа в пятки ушла – испугался

4) яблоку негде упасть – тесно.

9. Какое слово является стилистически нейтральным в синонимическом ряду?

10. Укажите устаревшее слово – историзм

11. В каком словаре можно узнать лексическое значение слов?

1) толковом словаре

12.Объясните значение фразеологических оборотов

1) набрать в рот воды

2) во всю глотку —

4) взять себя в руки —

13. В каком предложении есть фразеологизм?

1) По вечерам бабушка рассказывала внуку сказки

2)Алешка набрал в рот воды и раздул щеки

3) Своей подсказкой Витька оказал на уроке Петьке медвежью услугу.

4) На арене цирка заяц ходил на задних лапках.

Контрольная работа по темам «Лексика» и «Фразеология»

1. Какое утверждение является неверным?

1) Лексика изучает слово с точки зрения его смыслового значения.

2) Однозначные слова имеют одно лексическое значение.

3) Синонимами могут быть слова различных частей речи.

4) Антонимы – это слова с противоположным лексическим значением..

2. Подберите антонимы к выделенным словам

1)смеяться (____________) весело

2)черный (_____________) цвет

3)глубокий (____________) пруд

4)широкое (______________) поле

3. Какое из данных слов является устаревшим?

4. Как называются слова, объединенные в данные группы?

5. Укажите неверное утверждение

2)бить баклуши — фразеологизм

3)гроза – общеупотребительное слово

4)лошадь, конь — синонимы

6. В каком ряду все слова – синонимы?
1) время, период, эпоха, эра;

2) лингвист, историк, литературовед;
3) фрукты, овощи, вишня;

4) сосна, тополь, ясень;

7. В каком случае (случаях) прилагательное употреблено в переносном значении?

1 ) золотой характер

2) золотое колье

8. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) вилами на воде писано – неизвестно, каков будет исход

2) черепашьим шагом — медленно

3) как в воду глядел – угадал правильно, предсказал

4) выходить из строя — бояться

9. Какое слово является стилистически нейтральным в синонимическом ряду?

10. Укажите устаревшее слово – архаизм

11. Какой словарь учит правильно произносить слова?

1) толковый словаре

12.Объясните значение фразеологических оборотов

1) ни свет ни заря

2) толочь воду в ступе —

4) после дождичка в четверг —

13. В каком предложении есть фразеологизм?

1) Мама утёрла нос простуженному ребёнку.

2) Машина дала задний ход и остановилась.

3) Надо внимательнее слушать объяснение учителя, а не хлопать ушами.

4) Свинья села в лужу прямо посередине двора.

Источник

Читайте также:  Как провести морфологический разбор относительного прилагательного