Меню

какие прилагательные в математике становятся существительными



Имя прилагательное

Урок 1

Материал по русскому языку, с которым знакомятся ученики 4-х классов, – очень объемный и сложный. Педагог для того, чтобы достичь успеха в обучении, привлекает различные наглядные пособия, чередует виды деятельности. План-конспект, составленный Полиной КИСЕЛЕВОЙ, учителем школы № 120 г. Омска, может помочь молодым специалистам при подготовке к урокам по теме «Имя прилагательное».

Тема. «Имя прилагательное как часть речи».

Цели. Обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном как части речи; закрепить орфографические навыки правописания окончаний прилагательных.

Оборудование. Опорные схемы, таблицы; сигнальные карточки (падежные и родовые окончания прилагательных); предметные картинки; сигнальная линейка; таблички с записями слов для инсценировки.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Все запомнишь, все поймешь!

Тема нашего занятия – «Имя прилагательное».

Учитель записывает тему урока на доске.

– Мы повторим и обобщим все, что знаем об этой части речи, а также узнаем о прилагательном что-то новое. Тот, кто безошибочно выполнит задания и активно поработает, в конце урока получит почетное звание «Грамотей» и будет награжден памятным знаком. Буду рада вашим хорошим ответам.
Начинаем!

III. Закрепление пройденного материала

Двое учеников выходят к доске и читают наизусть стихотворение.

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

У. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

У. Послушайте загадку. В ней используется много признаков предмета. По ним мы безошибочно кого-то узнаем.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
О ком загадка?

Учитель показывает картинку с изображением сороки.

У. Какие признаки предмета названы?

Д. Цвет, длина хвоста.

У. Вспомните, что такое имя прилагательное? Дадим ему определение как части речи.

Д. Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы «какой, -ая, -ое, -ие» и обозначающая признаки предмета.

У. С какой частью речи связано имя прилагательное?

Д. С существительным.

У. Да! Прилагательное и существительное очень дружны. Вот как об этой дружбе рассказывается в одной сказке.

К доске выходят четыре ученика и инсценируют сказку.

– Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного числа, рода и падежа они не имели, решили они подружиться с существительными.

Дети в парах поворачиваются друг к другу лицом и берутся за руки.

– Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным.

«Существительные» снимают со своей головы одну диадему – наружную – и надевают ее на голову «Прилагательных» в парах; другая, точно такая же, диадема остается на голове у «Существительных». Дети снова становятся лицом к классу.

– Так и живут до сих пор прилагательные: чтобы согласовываться с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа, падежа.

Д (хором). Вместе – служба, вместе – дружба!

У. Ребята, а в чем сходство имен прилагательных и существительных по форме изменения?

Д. Прилагательные, как и существительные, изменяются по числам и падежам.

У. Приведите примеры.

– В чем различие прилагательных и существительных?

Д. Прилагательные изменяются по родам в единственном числе, а существительные имеют постоянный род.
– Существительные делятся на три склонения, а у прилагательных склонение определить нельзя.
– Безударные окончания прилагательных узнают по вопросам, а для определения безударных падежных окончаний существительных используют слова-помощники.

У. Посмотрим, как вы умеете проверять безударные родовые окончания имен прилагательных. Вам надо подобрать прилагательные к предложенным существительным и определить род прилагательных. Повидло по вкусу.

Д. Сладкое повидло.

У. Земляника по цвету.

Д. Алая земляника.

У. Тюль по длине.

Д. Короткий тюль.

У. Ворона по окраске.

У. Проверим, какие окончания вы написали.

Используя сигнальные карточки, дети показывают записанные окончания прилагательных.

– К каким прилагательным можно подобрать антонимы?

Д. Сладкое – горькое; короткий – длинный.

У. К какому прилагательному можно подобрать синоним?

Д. Алая – розовая, то есть бледно-красная; пунцовая, то есть ярко-красная, вишневая, малиновая.

У. Разберите самостоятельно по составу прилагательные в словосочетаниях.

Д. Сладкое, алая, короткий, серая.

У. Понаблюдаем, какие суффиксы использовались при образовании имен прилагательных.

У. Посмотрите на таблицу. Нет ли на ней суффиксов, которые характерны для прилагательных?

У. Запишите свои прилагательные с этими суффиксами.

Дети выполняют задание в тетрадях.

– Что у вас получилось?

IV. Физкультминутка

V. Проверка домашнего задания

У. Проверим ваше домашнее задание. Вы должны были выписать из художественных произведений отрывки на тему «Зима» и указать род, число, падеж прилагательных.

Внимание! Требуется привести пример имени прилагательного:

– в единственном числе и в Винительном падеже;
– во множественном числе и Дательном падеже;
– в единственном числе и Родительном падеже;
– во множественном числе и Предложном падеже.

Приводя свои примеры, дети дают образец рассуждения по памятке «Как определить падеж прилагательного».

Памятка

1. Найти существительное, с которым связано прилагательное.
2. Определить падеж существительного.
3. По падежу существительного узнать падеж прилагательного.

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Запишем стихотворение о лесе.

Учитель диктует стихотворение, подчеркнутые слова комментируются.

Жаль озябшего бедняжку.
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.

У. Какое время года описано в четверостишии?

У. Найдите безударные окончания прилагательных и объясните их написание.

Д. Озябшего – вопрос «какого?» – пишутся окончания —ого или —его; последнюю – вопрос «какую?» – пишутся окончания —ую, —юю.

У. Укажите падеж прилагательных, подчеркните буквы, которые следует проверять при письме. Какие буквы проверяли при письме?

Д. Озябшего – зябнуть; бедняжку – бедный, бедняжечка; ветрам и ветеркам – ветер; рубашку – рубашечка; раздарил – дар.

У. Каким членом предложения являются прилагательные?

У. Какие правила вспомнили?

Д. Правописание безударных гласных и парных согласных.

У. Разберите прилагательное «последнюю» как часть речи устно.

Один ученик отвечает с места. Класс работает с сигнальной линейкой. Правильный ответ – сигнал зеленого цвета; неправильный ответ – сигнал красного цвета.

Д. «Последнюю» – имя прилагательное, связано с существительным «рубашку», женского рода, единственного числа, стоит в Винительном падеже.

У. Продолжим упражнения в написании падежных окончаний прилагательных. Я буду читать текст. Записывать его не надо. Ваша задача – записать в тетради через запятую только окончания имен прилагательных.

Пришла вьюжная зима. Земля укрыта мягким пушистым снегом. Голодно птицам в зимнем лесу. Дружные ребята мастерят кормушки. Они повесят их в школьном саду.

– Обменяйтесь тетрадями. Поставьте друг другу знак «+», если в работе не было ошибок. (Для проверки на доске учитель открывает написанный текст.)

– Послушайте следующее задание: самостоятельно составьте загадку из «разбросанных слов» и запишите ее. Не забудьте – концы строк должны рифмоваться.

Мел, неба, как, прилетел, с, бел

У. Что получилось?

Д. Бел, как мел, с неба прилетел.

У. Есть ли имя прилагательное в загадке?

Д. Да! Бел – краткое прилагательное.

Д. По вопросу «Каков?»

У. Что обозначает краткое прилагательное?

Д. Признак предмета.

У. Как образуется краткое прилагательное?

Д. В мужском роде полных прилагательных окончание «уходит погулять»: белый – бел, милый – мил. Прилагательное как бы укорачивается.

У. Устно измените краткое прилагательное «мил» по родам.

Д. Мальчик – мил, девочка – мила, дитя – мило.

У. А как вы думаете, изменяется ли краткое прилагательное по числам?

У. По падежам краткие прилагательные не изменяются. Существует только форма Именительного падежа: мальчик мил. Одна девочка попробовала изменить краткое прилагательное по падежам. Вот что у нее получилось:

Я учитель всей страны,
Дети все мои умны.
Всем ученикам умнам
Я урок прекрасный дам.

– В какой падеж пыталась поставить краткое прилагательное эта девочка?

У. Каким членом в предложении бывает краткое прилагательное?

Д. Главным, а именно сказуемым.

У. Запишите предложение, укажите род, число прилагательного.

VII. Физкультминутка

Публикация статьи произведена при поддержке новостного ресурса «Твой Омск». Посетив сайт интернет-проекта «Твой Омск», который располагается по адресу http://TvoiOmsk.Ru, Вы сможете оперативно узнать самые свежие и актуальные социально-экономические новости Омска. Удобный рубрикатор поможет быстро найти статьи требуемой тематики. Более того, с помощью интерактивных сервисов, представленных на сайте интернет-проекта «Твой Омск», можно ознакомиться с расписанием движения автобусов, поездов и афишей предстоящих культурных мероприятий.

VIII. Знакомство с новым материалом

У. Итак, на уроке мы вспомнили о прилагательных, которые отвечают на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»
Это полные прилагательные.
На вопросы «Каков?», «Какова?», «Каково?», «Каковы?» отвечают краткие прилагательные. А сейчас мы поговорим еще об одной группе прилагательных, которые реже встречаются в нашей речи.
Образуйте словосочетания с прилагательным. Запишите их.

Берлога, принадлежащая медведю.

Д. Медвежья берлога.

У. Перо, принадлежащее страусу.

Д. Страусово перо.

У. Валенки, принадлежащие деду, дедушке.

Д. Дедовы, дедушкины валенки.

У. На какие вопросы отвечают эти имена прилагательные?

Д. На вопросы «Чей?», «Чьё?», «Чья?», «Чьи?»

У. Эти прилагательные обозначают признак по принадлежности чего-либо человеку или животному.

Учитель открывает третий столбик с вопросами в опорной таблице.

– Теперь вы знаете все вопросы, на которые отвечают имена прилагательные. Посмотрите на нашу таблицу и повторите их.

Дети повторяют вопросы с опорой на таблицу.

какой?
какая?
какое?
какие?

каков?
какова?
каково?
каковы?

чей?
чья?
чьё?
чьи?

IX. Проверка знаний учащихся

У. Осталось последнее задание – тест. Возьмите в руки листочки, подпишите их. Вы ставите цифру, соответствующую номеру задания и записываете ответ.

Вопрос 1. Какие слова не являются именами прилагательными? Запишите их.

Быстрая, первый, одиннадцатое, эти, клейкий.

Вопрос 2. Какой частью речи является подчеркнутое слово в предложении?

Мой дедушка был военный.

Вопрос 3. Если прилагательное относится к подлежащему, оно будет стоять в . падеже.

Вопрос 4. Придумайте два словосочетания с именами прилагательными так, чтобы прилагательные употреблялись в переносном значении.

Вопрос 5. Подберите синоним к слову «зеленая» в тексте.

Текст, записанный на доске за занавеской, открывается.

Разговаривают покупатель и продавщица на летнем рынке.
– Скажите, у вас черная?
– Нет, красная.
– А почему же она белая?
– Потому, что она зеленая.

У. Сдайте листочки. Узнали ли вы, о чем говорилось в тексте?

Д. Смородина бывает разных сортов: красная, черная и белая.

Ответы учеников на вопросы:

1. Первый, одиннадцатое, эти.
2. Существительное.
3. В Именительном падеже.
4. Золотые руки, каменное сердце.
5. Зеленая – незрелая.

X. Итог урока

У. Урок подходит к концу. Выполнили мы задачу урока? Чем заинтересовал вас урок?

– Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Спасибо за работу. Почетное звание «Грамотей» заслужили. Хорошо поработали.

Источник

Занимательный материал.Система изучения имён прилагательных .
материал по теме

Скачать:

Вложение Размер
imya_prilagatelnoe.docx 18.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Имя прилагательное как часть речи».

С помощью прилагательных можно обогащать речь учащихся .

«Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

— Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова – имена прилагательные.

Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

— Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

  1. По данным словам — признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)

  1. А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».

Пушистый хвост – краса.

Зеленый, сладкий, сахарный.

На овчарку не похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Спелое, круглое, сочное.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Шуба для зимы – другого цвета.

Бурый, мохнатый, косолапый?

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром.

Так для чего нужны имена прилагательные?

(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)

Поэтому прилагательные о себе говорят так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

На планете… жили… человечки, у них были… глаза, …волосы,…уши. Зато очень… характер.

Домики у человечков были…, с крышами. Возле каждого домика сидела… собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что… домики охраняли …дракончики и …страусы. Они сидели на …верёвочках и рычали. На …деревьях пели …песни…мухи. В …лесах водились …слонята, …цыплята, …ёжики и …ящерицы. А на… черепахах …человечки ездили в гости .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ.

Конспект урока в 3 классе по русскому языку.

Конспект урока русского языка, 3 класс.

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа.

Презентация к проекту по теме «Имя прилагательное» для учащихся 4-х классов.

Индивидуальные карточки для закрепления материала по теме » Изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам» в 3 классе УМК Перспектива.

Технологическая карта к уроку русского языка 3 класс.

Источник

Читайте также:  существительные общего рода кратко

Какие прилагательные в математике становятся существительными



Какая бывает математика прилагательные

Имя прилагательное в русском языке: разряды, степени, формы. Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное в русском языке – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, живого существа или явления. Прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

Прилагательные. Примеры
Добрый характер.
Красивая девушка .
Короткое платье.
Большие перемены.

Важно! Признак действия обозначает не прилагательное, а наречие.

Читайте о других частях речи в русском языке

Местоимение указывает на предмет.

Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.

Разряды прилагательных. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные

Прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные .

Качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени. Например, тёплый – можно быть более теплым и менее теплым. Тёплый – качественное прилагательное.

Примеры качественных прилагательных
Умный человек
Медленный поезд
Интересная книга
Большое дерево
Холодное утро

Относительные прилагательные называют постоянные качества, выражая их через отношение к другим предметам. Например, стальной – это значит сделанный из стали. Стальной – относительное прилагательное.

Примеры относительных прилагательных
Золотая цепочка (цепочка из золота)
Ночная прогулка (прогулка ночью)
Нижний ряд (ряд внизу)
Двухлетняя девочка (девочка двух лет)
Кавалерийская походка (походка кавалериста)

Иногда относительные прилагательные употребляются в переносном значении и тогда приобретают значение качественных признаков. Такие относительные прилагательные переходят в разряд качественных. Например, железное здоровье (синоним крепкого здоровья) или золотые руки (умелые руки).

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета кому-то и отвечают на вопрос чей?

Притяжательные прилагательные образуются с помощью суффиксов: -ин-/-ын, -ов-/-ев, -ий/-й .

Примеры притяжательных прилагательных
Дедушкины часы (часы дедушки)
Васина улыбка (улыбка Васи)
Крокодиловы слезы (слезы крокодила)
Царицын луг (луг царицы)

Краткая и полная форма прилагательных

Прилагательные могут иметь краткую форму: добрый – добр; злой – зол.

Две формы есть у большинства качественных прилагательных:
умный – умён
далёкий – далёк
краткий – краток
весёлый – весел

Прилагательные в полной форме изменяются по числам и падежам, в единственном падеже – по родам.

В зависимости от твердой или мягкой основы прилагательные в мужском роде оканчиваются на -ой или -ый/-ий ( шальной, зеленый, мягкий ), в женском роде – на -ая/-яя ( крупная, древняя ), в среднем роде – на -ое/-ее ( большое, могучее ).

Синтаксическая роль прилагательного в предложении

В предложении прилагательное чаще всего бывает определением , оно обозначает признак или качество предмета, лица, явления, но может быть и сказуемым .

Прилагательные в полной форме согласуются с определяемым существительным в числе, роде и падеже – выступают в роли согласованного определения :
Я читал интересную книгу.
Лохматый пес подбежал к мальчику.
Темный лес терялся в вечернем тумане.

Также прилагательное может быть частью составного именного сказуемого :
Ребенок был веселый и разговорчивый.
Он стал образованным и культурным.
Я был раздосадован.

Прилагательное в краткой форме или в форме степени сравнения является сказуемым :
Она богата и успешна.
Сегодня с утра я весел.
Ты умнее меня.

Падеж прилагательных. Склонение прилагательных. Три типа склонения

В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам. Прилагательное имеет тот же падеж, род и число, что и имя существительное, к которому относится. Это называется согласованием:

  • Хороший человек. Хорошего человека. Хорошему человеку.
  • Хорошая машина. Хорошей машины. Хорошей машине.
  • Хорошее настроение. Хорошего настроения. Хорошему настроению.
  • Хорошие люди. Хороших людей. Хорошим людям.

При склонении изменяются окончания прилагательных.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные

Что такое качественные, относительные и притяжательные прилагательные?

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные – это лексико-грамматические разряды прилагательных, указывающих на значение слова и его морфологические особенности.

Значение и примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных:

  • Качественные прилагательные указывают на внешнее или внутреннее качество предмета, которое, как правило, может проявляться в большей либо в меньшей степени (спелые персики, красивый закат, добродушный человек);
  • Относительные прилагательные обозначают признак через его отношение к другому признаку или предмету (стеклянный столик, зимние праздники, школьный учебник);
  • Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (заячья нора, отцовский плащ, мамино вязание).

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные в школе рассматриваются в 5 классе.

Как определить качественное прилагательное или относительное?

Чтобы быстро определить, какого разряда то или иное слово, воспользуйтесь таблицей различий качественных и относительных прилагательных.

Качественные прилагательные Относительные прилагательные
  • Качественные прилагательные могут называть цвет, форму, размеры, физические качества, масть животных, внутренние свойства одушевленных предметов.
  • Имеют степень сравнения (красивый – красивее – красивейший, чистый – чище – чистейший).
  • Имеют полную и краткую форму (красивый – красив, чистая – чиста).
  • Сочетаются с наречиями степени и меры – «слишком», «очень», «необыкновенно» и др. (очень красивый, слишком чистый).
  • Образуют прилагательные с приставкой не- (некрасивый, нечистый).
  • Могут иметь антонимы (красивый – уродливый, чистый – грязный).
  • Могут образовывать формы с уменьшительно-ласкательными суффиксами (красивенький, чистенький).
  • От качественных можно образовать наречия на -о (-е) (красивый – красиво, чистый – чисто).
  • Относительные прилагательные могут называть материал, указывать на пространство, время, место, назначение.
  • Словосочетания с относительными прилагательными можно преобразовать, заменив прилагательное существительным (соломенная шляпа – шляпа из соломы, осенние каникулы – каникулы осенью).

Переход прилагательных из одного лексического разряда в другой

Притяжательные и относительные прилагательные в значении качественных употребляются в случаях использования слов в переносном значении, в метафорах.

Притяжательные прилагательные в значении относительных используются при переносе значения – вместо принадлежности слово начинает обозначать материал.

В отдельных случаях происходит переход качественных прилагательных в относительные.

Каким бывает мат:
(определения приводятся в именительном падеже)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова обезболивание (существительное):

Ассоциации к слову «мат&raquo

Синонимы к слову «мат&raquo

Предложения со словом «мат&raquo

  • А он ругается благим матом, не понимает, что его могли и прирезать, и похитить.

Цитаты из русской классики со словом «мат»

  • Полицейский завопил благим матом и, уцепившись еще крепче за лошадей, стал кричать о помощи.

Значение слова «мат&raquo

МАТ 1 , -а, м. 1. Проигрышное положение в шахматной игре, при котором король не может защититься от атакующей фигуры противника.

МАТ 2 , -а, м. 1. Плетеная подстилка из какого-л. грубого материала.

МАТ 3 , -а, м. 1. Устар. Отсутствие блеска, тусклость, тусклый налет.

МАТ 5 , -а, м. Прост. Неприличная, матерная брань. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «мат&raquo

МАТ 1 , -а, м. 1. Проигрышное положение в шахматной игре, при котором король не может защититься от атакующей фигуры противника.

МАТ 2 , -а, м. 1. Плетеная подстилка из какого-л. грубого материала.

МАТ 3 , -а, м. 1. Устар. Отсутствие блеска, тусклость, тусклый налет.

МАТ 5 , -а, м. Прост. Неприличная, матерная брань.

Предложения со словом «мат&raquo

А он ругается благим матом, не понимает, что его могли и прирезать, и похитить.

А вот как человек я почему-то очень не люблю, когда рядом ругаются матом.

Эмоциональные реакции, верования, просто мысли, может быть, даже отборный мат.

Синонимы к слову «мат&raquo

Ассоциации к слову «мат&raquo

Сочетаемость слова «мат&raquo

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Имя прилагательное

Урок 1

Материал по русскому языку, с которым знакомятся ученики 4-х классов, – очень объемный и сложный. Педагог для того, чтобы достичь успеха в обучении, привлекает различные наглядные пособия, чередует виды деятельности. План-конспект, составленный Полиной КИСЕЛЕВОЙ, учителем школы № 120 г. Омска, может помочь молодым специалистам при подготовке к урокам по теме «Имя прилагательное».

Тема. «Имя прилагательное как часть речи».

Цели. Обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном как части речи; закрепить орфографические навыки правописания окончаний прилагательных.

Оборудование. Опорные схемы, таблицы; сигнальные карточки (падежные и родовые окончания прилагательных); предметные картинки; сигнальная линейка; таблички с записями слов для инсценировки.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Все запомнишь, все поймешь!

Тема нашего занятия – «Имя прилагательное».

Учитель записывает тему урока на доске.

– Мы повторим и обобщим все, что знаем об этой части речи, а также узнаем о прилагательном что-то новое. Тот, кто безошибочно выполнит задания и активно поработает, в конце урока получит почетное звание «Грамотей» и будет награжден памятным знаком. Буду рада вашим хорошим ответам.
Начинаем!

III. Закрепление пройденного материала

Двое учеников выходят к доске и читают наизусть стихотворение.

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

У. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

У. Послушайте загадку. В ней используется много признаков предмета. По ним мы безошибочно кого-то узнаем.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
О ком загадка?

Учитель показывает картинку с изображением сороки.

У. Какие признаки предмета названы?

Д. Цвет, длина хвоста.

У. Вспомните, что такое имя прилагательное? Дадим ему определение как части речи.

Д. Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы «какой, -ая, -ое, -ие» и обозначающая признаки предмета.

У. С какой частью речи связано имя прилагательное?

Д. С существительным.

У. Да! Прилагательное и существительное очень дружны. Вот как об этой дружбе рассказывается в одной сказке.

К доске выходят четыре ученика и инсценируют сказку.

– Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного числа, рода и падежа они не имели, решили они подружиться с существительными.

Дети в парах поворачиваются друг к другу лицом и берутся за руки.

– Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным.

«Существительные» снимают со своей головы одну диадему – наружную – и надевают ее на голову «Прилагательных» в парах; другая, точно такая же, диадема остается на голове у «Существительных». Дети снова становятся лицом к классу.

– Так и живут до сих пор прилагательные: чтобы согласовываться с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа, падежа.

Д (хором). Вместе – служба, вместе – дружба!

У. Ребята, а в чем сходство имен прилагательных и существительных по форме изменения?

Д. Прилагательные, как и существительные, изменяются по числам и падежам.

У. Приведите примеры.

– В чем различие прилагательных и существительных?

Д. Прилагательные изменяются по родам в единственном числе, а существительные имеют постоянный род.
– Существительные делятся на три склонения, а у прилагательных склонение определить нельзя.
– Безударные окончания прилагательных узнают по вопросам, а для определения безударных падежных окончаний существительных используют слова-помощники.

У. Посмотрим, как вы умеете проверять безударные родовые окончания имен прилагательных. Вам надо подобрать прилагательные к предложенным существительным и определить род прилагательных. Повидло по вкусу.

Д. Сладкое повидло.

У. Земляника по цвету.

Д. Алая земляника.

У. Тюль по длине.

Д. Короткий тюль.

У. Ворона по окраске.

У. Проверим, какие окончания вы написали.

Используя сигнальные карточки, дети показывают записанные окончания прилагательных.

– К каким прилагательным можно подобрать антонимы?

Д. Сладкое – горькое; короткий – длинный.

У. К какому прилагательному можно подобрать синоним?

Д. Алая – розовая, то есть бледно-красная; пунцовая, то есть ярко-красная, вишневая, малиновая.

У. Разберите самостоятельно по составу прилагательные в словосочетаниях.

Д. Сладкое, алая, короткий, серая.

У. Понаблюдаем, какие суффиксы использовались при образовании имен прилагательных.

У. Посмотрите на таблицу. Нет ли на ней суффиксов, которые характерны для прилагательных?

У. Запишите свои прилагательные с этими суффиксами.

Дети выполняют задание в тетрадях.

– Что у вас получилось?

IV. Физкультминутка

V. Проверка домашнего задания

У. Проверим ваше домашнее задание. Вы должны были выписать из художественных произведений отрывки на тему «Зима» и указать род, число, падеж прилагательных.

Внимание! Требуется привести пример имени прилагательного:

– в единственном числе и в Винительном падеже;
– во множественном числе и Дательном падеже;
– в единственном числе и Родительном падеже;
– во множественном числе и Предложном падеже.

Приводя свои примеры, дети дают образец рассуждения по памятке «Как определить падеж прилагательного».

Памятка

1. Найти существительное, с которым связано прилагательное.
2. Определить падеж существительного.
3. По падежу существительного узнать падеж прилагательного.

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Запишем стихотворение о лесе.

Учитель диктует стихотворение, подчеркнутые слова комментируются.

Жаль озябшего бедняжку.
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.

У. Какое время года описано в четверостишии?

У. Найдите безударные окончания прилагательных и объясните их написание.

Д. Озябшего – вопрос «какого?» – пишутся окончания —ого или —его; последнюю – вопрос «какую?» – пишутся окончания —ую, —юю.

У. Укажите падеж прилагательных, подчеркните буквы, которые следует проверять при письме. Какие буквы проверяли при письме?

Д. Озябшего – зябнуть; бедняжку – бедный, бедняжечка; ветрам и ветеркам – ветер; рубашку – рубашечка; раздарил – дар.

У. Каким членом предложения являются прилагательные?

У. Какие правила вспомнили?

Д. Правописание безударных гласных и парных согласных.

У. Разберите прилагательное «последнюю» как часть речи устно.

Один ученик отвечает с места. Класс работает с сигнальной линейкой. Правильный ответ – сигнал зеленого цвета; неправильный ответ – сигнал красного цвета.

Д. «Последнюю» – имя прилагательное, связано с существительным «рубашку», женского рода, единственного числа, стоит в Винительном падеже.

У. Продолжим упражнения в написании падежных окончаний прилагательных. Я буду читать текст. Записывать его не надо. Ваша задача – записать в тетради через запятую только окончания имен прилагательных.

Пришла вьюжная зима. Земля укрыта мягким пушистым снегом. Голодно птицам в зимнем лесу. Дружные ребята мастерят кормушки. Они повесят их в школьном саду.

– Обменяйтесь тетрадями. Поставьте друг другу знак «+», если в работе не было ошибок. (Для проверки на доске учитель открывает написанный текст.)

– Послушайте следующее задание: самостоятельно составьте загадку из «разбросанных слов» и запишите ее. Не забудьте – концы строк должны рифмоваться.

Мел, неба, как, прилетел, с, бел

У. Что получилось?

Д. Бел, как мел, с неба прилетел.

У. Есть ли имя прилагательное в загадке?

Д. Да! Бел – краткое прилагательное.

Д. По вопросу «Каков?»

У. Что обозначает краткое прилагательное?

Д. Признак предмета.

У. Как образуется краткое прилагательное?

Д. В мужском роде полных прилагательных окончание «уходит погулять»: белый – бел, милый – мил. Прилагательное как бы укорачивается.

У. Устно измените краткое прилагательное «мил» по родам.

Д. Мальчик – мил, девочка – мила, дитя – мило.

У. А как вы думаете, изменяется ли краткое прилагательное по числам?

У. По падежам краткие прилагательные не изменяются. Существует только форма Именительного падежа: мальчик мил. Одна девочка попробовала изменить краткое прилагательное по падежам. Вот что у нее получилось:

Я учитель всей страны,
Дети все мои умны.
Всем ученикам умнам
Я урок прекрасный дам.

– В какой падеж пыталась поставить краткое прилагательное эта девочка?

У. Каким членом в предложении бывает краткое прилагательное?

Д. Главным, а именно сказуемым.

У. Запишите предложение, укажите род, число прилагательного.

VII. Физкультминутка

Публикация статьи произведена при поддержке новостного ресурса «Твой Омск». Посетив сайт интернет-проекта «Твой Омск», который располагается по адресу http://TvoiOmsk.Ru, Вы сможете оперативно узнать самые свежие и актуальные социально-экономические новости Омска. Удобный рубрикатор поможет быстро найти статьи требуемой тематики. Более того, с помощью интерактивных сервисов, представленных на сайте интернет-проекта «Твой Омск», можно ознакомиться с расписанием движения автобусов, поездов и афишей предстоящих культурных мероприятий.

VIII. Знакомство с новым материалом

У. Итак, на уроке мы вспомнили о прилагательных, которые отвечают на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»
Это полные прилагательные.
На вопросы «Каков?», «Какова?», «Каково?», «Каковы?» отвечают краткие прилагательные. А сейчас мы поговорим еще об одной группе прилагательных, которые реже встречаются в нашей речи.
Образуйте словосочетания с прилагательным. Запишите их.

Берлога, принадлежащая медведю.

Д. Медвежья берлога.

У. Перо, принадлежащее страусу.

Д. Страусово перо.

У. Валенки, принадлежащие деду, дедушке.

Д. Дедовы, дедушкины валенки.

У. На какие вопросы отвечают эти имена прилагательные?

Д. На вопросы «Чей?», «Чьё?», «Чья?», «Чьи?»

У. Эти прилагательные обозначают признак по принадлежности чего-либо человеку или животному.

Учитель открывает третий столбик с вопросами в опорной таблице.

– Теперь вы знаете все вопросы, на которые отвечают имена прилагательные. Посмотрите на нашу таблицу и повторите их.

Дети повторяют вопросы с опорой на таблицу.

какой?
какая?
какое?
какие?

каков?
какова?
каково?
каковы?

чей?
чья?
чьё?
чьи?

IX. Проверка знаний учащихся

У. Осталось последнее задание – тест. Возьмите в руки листочки, подпишите их. Вы ставите цифру, соответствующую номеру задания и записываете ответ.

Вопрос 1. Какие слова не являются именами прилагательными? Запишите их.

Быстрая, первый, одиннадцатое, эти, клейкий.

Вопрос 2. Какой частью речи является подчеркнутое слово в предложении?

Мой дедушка был военный.

Вопрос 3. Если прилагательное относится к подлежащему, оно будет стоять в . падеже.

Вопрос 4. Придумайте два словосочетания с именами прилагательными так, чтобы прилагательные употреблялись в переносном значении.

Вопрос 5. Подберите синоним к слову «зеленая» в тексте.

Текст, записанный на доске за занавеской, открывается.

Разговаривают покупатель и продавщица на летнем рынке.
– Скажите, у вас черная?
– Нет, красная.
– А почему же она белая?
– Потому, что она зеленая.

У. Сдайте листочки. Узнали ли вы, о чем говорилось в тексте?

Д. Смородина бывает разных сортов: красная, черная и белая.

Ответы учеников на вопросы:

1. Первый, одиннадцатое, эти.
2. Существительное.
3. В Именительном падеже.
4. Золотые руки, каменное сердце.
5. Зеленая – незрелая.

X. Итог урока

У. Урок подходит к концу. Выполнили мы задачу урока? Чем заинтересовал вас урок?

– Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Спасибо за работу. Почетное звание «Грамотей» заслужили. Хорошо поработали.

Источник

Читайте также:  словосочетания имен существительных в творительном падеже