Меню

Какие признаки предметов называется имя прилагательное



Разряды имён прилагательных

По лексическому значению и грамматическим признакам имена прилагательные делятся на три разряда: притяжательные, относительные и качественные.

Разряды прилагательных

Разряд Признаки Пример
Притяжательные — Указывают на принадлежность
— Отвечают на вопрос чей?
папин зонт
Маринин карандаш
Относительные Обозначают место, время, материал и так далее центральный пляж
вчерашний хлеб
железный ключ
Качественные — Имеют степени сравнения горячий — горячей
— Образуют краткую форму красивый — красив
— Сочетаются с наречиями меры и степени (очень, слишком и т. д.) слишком бедный

Притяжательные прилагательные

Притяжательные имена прилагательные — это слова, указывающие на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (чей он, кому принадлежит). Притяжательные прилагательные отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?:

Вопрос Пример
чей? мамин шарф, папин друг
чья? бабушкина пряжа, волчья ягода
чьё? мамино пальто, лисье чутьё
чьи? кошачьи следы, дедушкины очки

Притяжательные прилагательные образуются только от одушевлённых существительных с помощью суффиксов -ИЙ, -ОВ(-ЕВ), -ИН(-ЫН), -ОВСК(-ЕВСК), -ИНСК(-ЫНСК):

курица – куриц ын ,

отец – отц ов , отц овск ий,

мама – мам ин , мать – матер инск ий.

Словосочетание существительное + притяжательное прилагательное можно заменить словосочетанием существительное + существительное, например:

папин брат – брат папы,

волчий вой – вой волка.

Относительные прилагательные

Относительные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов по их отношению к другим предметам или лицам. Такие признаки указывают:

    Из какого материала сделан предмет:

золотое кольцо – кольцо из золота .

Для кого предназначен предмет:

детский сад – сад для детей .

Отношение предмета к определённому времени:

зимнее затмение – затмение зимой .

Отношение предмета к месту:

горная вершина – вершина горы .

Отношение предмета к области деятельности:

спортивный журнал – журнал про спорт .

Как видно из примеров, относительные прилагательные можно заменять существительными, не теряя при этом смысла словосочетания.

Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, кратких форм, синонимов и антонимов.

Относительные прилагательные образуются от существительных с помощью различных суффиксов:

вечер – вечер н ий,

скала – скал ист ый.

Если основа существительных оканчивается на согласные Г, К, Х, Т, Ц — то может происходить чередование согласных букв:

дру г – дру ж еский, но ма г ия – ма г ический;

таба к – таба ч ный, но пар к – пар к овая;

пасту х – пасту ш ий, но ду х – ду х овный;

студен т – студен ч еский, но парке т – парке т ный;

солн ц е – солне ч ный, но свине ц – свин ц овый.

Качественные прилагательные

Качественные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов, которые могут проявляться в большей или меньшей степени. Качественные прилагательные обладают следующими признаками:

    Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком:

очень сладкий, слишком большой.

Имеют полную и краткую форму:

быстрый – быстр, красивый – красив.

быстрый – медленный, красивый – страшный

Большинство антонимов можно образовать с помощью приставки не-:

маленький – немаленький (большой), яркий – неяркий (тусклый).

Образуют сложные прилагательные путём повтора:

Имеют степени сравнения:

яркий – ярче, более яркий, ярчайший, самый яркий.

Примечание: не каждое качественное прилагательное обладает сразу всеми перечисленными признаками. Прилагательное считается качественным, если обладает хотя бы несколькими из них.

Обратите внимание, что качественные прилагательные, в отличие от притяжательных и относительных, обозначают признак самого предмета вне его отношения к другим предметам. Это может быть характеристика предмета по цвету (жёлтый, белый), весу (легкий, неподъёмный), размеру (маленький, огромный) и т. д.

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Притяжательные, относительные и качественные прилагательные могут употребляться в переносном значении, при этом притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, относительные — в разряд качественных, качественные — в разряд относительных.

Прилагательное Разряды
притяжательный относительный качественный
волчий волчий вой волчья (из меха волка) шуба волчий (злой) взгляд
стальной стальная (из стали) кружка стальные (крепкие) мышцы
мирный мирное (во время мира) время мирный (спокойный) характер
заячий заячья лапа заячья (из меха зайца) шапка заячий (трусливый) характер
живой живой цветок живая изгородь
Читайте также:  Слово утро антоним к прилагательному

Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, если они приобретают признаки этих разрядов. Из примеров, представленных в таблице видно, что волчий и заячий, при употреблении их в качестве материала для предмета, переходят в разряд относительных прилагательных. При использовании их в переносном значении, они становятся качественными.

Качественные прилагательные могут переходить в разряд относительных, если они начинают обозначать постоянное свойство предмета:

кислая ягода – кислая реакция,

кривая избушка – кривая линия.

Как определить разряд прилагательного

Каждый разряд прилагательных имеет ряд характерных признаков, которыми не обладают другие разряды:

Качественные Относительные Притяжательные
  1. Степени сравнения
  2. Краткая форма
  3. Сочетание с наречиями:

очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком.

Образование сложных прилагательных с помощью повтора:

Образование прилагательных с приставкой НЕ-:

Могут иметь антонимы:

Могут иметь синонимы:

недорогой – дешёвый,
мутный – расплывчатый
.

Могут образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

слабый – слабенький – слабоватый.

Могут образовывать наречия на -О, -Е:

  1. Указывают на отношение одного предмета к другому
  2. Можно подобрать синонимичное словосочетание:

    золотое кольцо – кольцо из золота.

  1. Обозначают принадлежность
  2. Отвечают на вопросы:

    чей? чья? чьё? чьи?

    Чтобы определить разряд прилагательного надо посмотреть каким признакам данное прилагательное соответствует. Рассмотри несколько примеров:

    Пример 1. Определить разряд прилагательного:

    Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

    Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Теперь попробуем подобрать синоним:

    орлиное означает хорошее, отличное.

    Раз к прилагательному удалось подобрать синоним, значит оно качественное.

    Пример 2. Определить разряд прилагательного:

    Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

    Прилагательное отвечает на вопрос чья?, следовательно оно притяжательное.

    Пример 3. Определить разряд прилагательного:

    Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

    человек какой? наблюдательный .

    Прилагательное отвечает на вопрос какой?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Можно попробовать подобрать синоним или посмотреть, может ли данный признак проявляться в большей или меньшей степени:

    наблюдательный означает внимательный,

    наблюдательный – наблюдательнее, самый наблюдательный.

    У прилагательного есть синоним и степени сравнения — прилагательное качественное.

    Пример 4. Определить разряд прилагательного:

    Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

    мороженое какое? клубничное .

    Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Относительно мороженого у признака клубничный не может быть синонимов и степеней сравнения, так как мороженое не может быть более или менее клубничным. Значит можно попробовать подобрать синонимичное словосочетание:

    клубничное мороженое – мороженое из клубники .

    Данное словосочетание указывает на отношение одного предмета к другому, значит прилагательное является относительным.

    Источник

    Конспект урока русского языка. Тема «Понятие о словах, называющие признаки предметов.( имя прилагательное)». 2 класс.
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Русский язык. Тема «Понятие о словах, называющие признаки предметов ( имя прилагательное)». 2 класс.

    Скачать:

    Вложение Размер
    konsp_po_rus_yaz_2_kl_ponyatie_o_slovakhnazyvayushchie_priznaki_predmetov._imya_prilagatelnoe.doc 66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Понятие о словах, называющих признаки

    предметов (имена прилагательные).

    Цели урока: 1.Ознакомление со словами, называющими признаки предметов,

    отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, углубить

    представление учеников о роли в языке прилагательных, закрепить

    умение ставить к слову вопрос.

    2.Развивать орфографическую зоркость, развивать речь, расширять

    словарный запас, развивать словесно-логическое мышление , наблю-

    дательность, память, умение рассуждать, анализировать, повторить

    3.Воспитывать любовь к родному языку, пытливость, любознатель-

    ность, умение работать вместе ( в паре)

    Оборудование: таблицы по русскому языку ( об имени прилагательном), тетради

    для чистописания, толковый словарь Ожегова, светофоры, книга

    Волиной В. «Веселая грамматика», карточки-тесты для проверки

    знаний, карточки для закреплений знаний(для работы в парах),

    таблички элементов урока, этапов урока, выводы урока.

    Учитель: — Пора заняться русским языком?

    Дети: — Пора за дело браться ,

    Чтобы грамотными стать

    Надо много правил знать!

    2.Определение темы и цели урока:

    1. — Сегодня мы продолжим изучать части речи и больше узнаем о

    «. Определяют они предметы,

    Они всегда везде приметны

    И украшают нашу речь,

    И вам их надо знать, беречь…»

    — Что же называют эти слова?

    – повесить на доску табличку№1 « Называют признаки предмета».

    2.-Какая будет тема нашего урока? Сформулируйте её.

    ( Открыть на доске тему урока: «Слова, обозначающие признаки предметов»-таб-

    3.-Зачем нам надо это изучать?

    ( На доску повесить табличку №3:

    1. Речь была красивой.

    2. Углубить знания по русскому языку.

    3.Больше знать об этой части речи…)

    4.-Чем вы предлагаете заняться на уроке?

    На доску повесить табличку № 4 этапов урока:

    2.Работа со словами из словаря.

    5.Открытие новых знаний.

    6.Развитие орфографической зоркости.

    1.-«Без чистописания невозможно…

    2.- Выполняем в Прописях урок №25.

    3.- Что вы знаете про букву «Я»?

    — Как пишем слияния?

    4.-В предложениях на 4 строке найдите и назовите слова, которые

    называют признаки предметов, поставьте к ним вопросы.

    -Как вы понимаете «острый язык»?

    ( Табличка № 5 «Острый язык — отличающийся остроумием).

    -А где можно найти толкование слов?

    ( в словаре Ожегова – на выставке словарь Ожегова )

    -А какой еще может быть язык? ( большой, красный, белый…)

    5.-Что помогают определить слова, которые называют призна-

    (Таблица № 6 « Помогают определить: цвет, размер, вкус, форму. )

    4.Работа со словами из словаря, актуализация знаний.

    1) — Проверим наши знания слов из словаря.

    — Поиграем «Что это? Напишите слово из словаря, поставьте

    ударение, подчеркните безударную гласную»:

    1.Высокая, ветвистая, белоствольная… (береза).

    -Поставьте вопрос к словам, которые я назвала.

    -А какая ещё может быть береза?

    2.Новые, острые, фигурные… ( коньки)

    -Поставьте вопрос к моим словам.

    — Какие ещё могут быть коньки?

    3.Красная, спелая, садовая… (ягода)

    4.Способный, прилежный, дисциплинированный… (ученик)

    -Поставьте вопрос к словам.

    -Какой ещё может быть ученик?

    5.Лохматый, косолапый, неуклюжий… (медведь)

    6.Древняя, красивая, любимая, шумная… (Москва).

    2.)-Проверим работу, работа в паре.

    3)-Какие слова помогли вам отгадать, написать слова из словаря?

    ( слова, называющие признаки предметов)

    — Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.

    ( Таблица № 7 «Ягода – 6 зв., 5 б.»)

    — Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.

    ( Таблица № 8 «Коньки – 6б., 5зв.»)

    5)- Составьте устно предложение с одним словом из словаря .

    — Какое предложение красивее? Почему?

    6)- Какова роль слов, обозначающих признаки предметов, в

    предложении, в речи?

    ( Таблица № 9 « Эти слова делают нашу речь красивее, понятнее»).

    1.Нам пора передохнуть,

    Потянуться и вздохнуть.

    (Глубокий вдох и выдох )

    2.Прочь прогоним лень и скуку,

    Разомнем сначала руки.

    (Одна прямая рука вверх, другая вниз, резкими движениями одну руку опускать,

    И усталость вся долой!

    Раз- два- три- четыре- пять,

    Шею надо разминать.

    (Вращение головой в одну и другую стороны.)

    4.Встали ровно. Наклонились.

    Раз — вперед, а два — назад.

    Повторяем все подряд.

    (Наклоны вперёд и назад.)

    5.А потом мы приседаем.

    Это важно, сами знаем.

    Мы колени разминаем,

    Наши ноги упражняем.

    6.А теперь ходьба на месте,

    Раз – два, раз – два, раз – два – три.

    (Ходьба на месте.)

    Нам учиться интересно!

    Сядь за парту и замри.

    (Дети садятся за парты.)

    -А может можно обойтись без слов, обозначающих признаки

    предметов? Давайте понаблюдаем и откроем новые знания.

    7.Окрытие новых знаний.

    1) Работа с учебником:

    -Найдите в учебнике упр. № 268.

    -Давайте сравним предложение и текст.

    -Какие слова в правом столбике помогают догадаться, о ком

    говориться в тексте? (длинные, короткий, серая, белая)

    -Что называют эти слова?

    — На какие вопросы они отвечают?

    ( Таблица № 10 « Какой? Какая? Какие? Какое?»)

    2 .)- Нашли мы ответ на вопрос «Можно ли обойтись без слов,

    обозначающих признаки предметов?»

    3.)- Спишите предложения в тетрадь. Письмо с точкой. Подчер-

    кните волнистой линией слова, которые называют признаки

    « .У него дли.нные у.ши, к.ороткий хвос.т. Летом шерс.ть серая, а з.имой

    ( один ученик выполняет работу на доске )

    4.)- Проверьте работу. Самопроверка. ( проверка светофорами).

    5.)- Слова, обозначающие признаки предметов, относятся,

    прилагаются к именам существительным.

    — А как можно назвать эту новую часть речи?

    ( Таблица № 11 «Имя прилагательное»)

    6.)- Хотите узнать, почему они так называются? В свободное

    время в школе откройте книгу В. Волиной «Веселая

    грамматика» на с.198 и прочитайте. Учитесь добывать новые

    7.) – Обобщим наши знания, сделаем вывод :

    -Что такое имя прилагательное?

    -Что обозначает имя прилагательное?

    — На какие вопросы отвечает?

    — Как будем подчеркивать им. прил.?

    8.) –А где можно проверить правильность наших выводов?

    -Читаем правило на с. 29.

    -Правильно мы с вами сделали выводы?

    Вывешивается таблица №12( всё об им. прилагательном)

    8. Закрепление знаний.

    — Разноуровневые задания(можно сесть новыми парами, кто

    1)1 группа –упр. № 271 из учебника.

    –Самопроверка ( на доске записана схема этого упражнения, 1 человек впи-

    сывает только пропущенные слова).

    _______ ________ ………… ___________.

    _______, ________ _ ………… _________.

    2)- 2 группа – по карточкам (более сложные по уровню).

    -Проверка: работа в паре.

    9.Проверка знаний. ( 3 мин )

    — Проверим ваши знания. Хотите ?

    — Возьмите лист для проверки знаний, прочитайте задания, вы-

    10.Подведение итогов урока.

    1.)-«Услышим скоро мы звонок.

    Пора заканчивать урок».

    2.)- Что нового узнали, какие мысли унесем с урока?

    — Все ли было понятно?

    — Чем ещё бы хотелось позаниматься?

    -Выучить правило на с.29, упр. №269.

    1.Организационный момент (1 мин):

    -рифмовка в стихах о русском языке, о правилах.

    2.Определение темы и цели урока(2 мин)

    -загадка об изучаемой части речи;

    -формулирование темы урока;

    -формулирование целей урока;

    -определение этапов урока.

    3.Чистописание( 5 мин):

    -рифмовка о чистописании;

    -рассказ про букву «Я»;

    -письмо в Прописях букв, слияний, предложений;

    -работа над словами, обозначающими признаки предметов

    (нахождение слов, постановка вопросов, толкование, подбор

    других слов , обозначающих признаки предметов);

    — вопрос о роли этих слов.

    4.Работа со словами из словаря, актуализация знаний( 10 мин)

    -проверка знаний слов из словаря. Игра «Что это? Напиши

    слово из словаря»;

    -проверка работы, работа в паре;

    — выявление слов, которые помогли отгадать, написать слова из

    -составление предложений со словами из словаря, наблюдения

    — выявления роли слов, обозначающих признаки предметов,

    в предложении, в речи.

    5. Физпауза (3 мин.)

    6.Проблемная ситуация( 1мин.)

    7.Открытие новых знаний (10 мин.)

    — работа по учебнику;

    — письмо с точкой;

    — определение новой части речи,

    — где можно узнать , почему прилагательные так называются-

    в книге Волиной;

    — обобщение знаний о прилагательном;

    — чтение правила в учебнике на с 29.

    8. Закрепление знаний.(5мин)

    упр. № 270 из учебника.

    -самопроверка с доски по схеме.

    2) 2 группа- работа по карточкам более сложных по уровню.

    — проверка: работа в паре.

    10.Подведение итогов урока(2мин).

    -рифмовка о конце урока;

    -вопросы по уроку.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок призван упражняться в подборе слов – признаков, повторять словарные слова; развивать внимание, каллиграфический навык, орфографическую зоркость, умение работать в группе, выразительность устной р.

    Конспект урока русского языка по развивающему обучению тема «Слова-признаки.Слова отвечающие на вопросы какой?какая? какие? 1 класс.

    Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне .

    Цель: закрепить знания детей о словах, обозначающих признаки предметов; развивать умение употреблять в речи.

    Цель деятельности учителя:обобщение и систематизация знаний и умений определять род имен существительных.Планируемые результаты:Предметные:знать рода имен существительных, какие окончания они имеют;ум.

    Цели деятельности учителя: формирование представления о начальной форме слов-названий предметов; умения ставить слова-названия предметов в начальную форму.Планируемые результатыПредметные: знать.

    Цель деятельности учителя: углубление знаний обучающихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование знаний о чередовании согласных в корне слова; ф.

    Источник