Меню

Какие слова существительные прилагательные глаголы



Урок по русскому языку на тему: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Обобщение». 2-й класс

Класс: 2

1. Обобщение знаний учащихся по теме.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Развитие устной и письменной речи.
4. Развитие логического мышления и внимания.
5. Развитие интереса к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: картины для коллективной работы; карточки для индивидуальной работы; карточки для словарной работы; таблицы «Виды транспорта»; стихи.

1. Организационный момент:

— приветствие;
— запись числа в тетради.

2. Минутка чистописания.

— В каждом из слов пропущена одинаковая буква. Какая это буква? (Это буква «Я»).

м…ч
р…д
в…з
д…д…
н…н…
м…мл…

— Прочитайте полученные слова. Что общего у слов первого столбика? Что общего у слов второго столбика? Что общего у всех слов? Что обозначает слово «ВЯЗ»? (Большое дерево с крепкой древесиной). Кого называют «МЯМЛЕЙ»? (Вялого, нерешительного человека). Дайте характеристику букве «Я». С этой буквой мы и будем сейчас работать на чистописании.

— Определите закономерность данного ряда:

Яяб Яящ Яяв …

— Продолжите ряд до конца строки в тетради. Сколько звуков обозначает буква «Я» в наших словах? (Один гласный звук [а]). Почему? Прочитайте слова:

ЯБЛОКО, МОРЯК, МАЯК, РЯБИНА, ОБЕЗЬЯНА,

— Что общего? На какие две группы можно разбить эти слова? (Буква «Я» обозначает один звук, буква «Я» обозначает два звука). Запишите эти слова в два столбика, выделите под буквой «Я» соответствующие звуки. Ровные ли у вас получились столбики? (Нет). Допишите нужный столбик.

— Выпишите слово «МАЯК». Выполните звукобуквенный анализ слова.

3. Словарная работа.

— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но оно зашифровано сразу в нескольких словах (слова оформлены в виде карточек). Отгадайте слово:

1) первая буква — это согласная в последнем слоге слова «КОМНАТА»
2) вторая буква — это согласная, два раза встречающаяся в слове «КВАРТИРА»
3) третья буква — это безударная гласная в слове «ЗАВТРАК»
4) четвертая буква — это первый звук в слове «МАЛИНА»
5) пятая буква — с неё начинается второй слог в слове «ОВЕС»
6) шестая буква — это последний гласный звук в слове «СОЛОМА»
7) седьмая буква — это согласный звук, который всегда зв., мяг. В слове «УРОЖАЙ»

— Какое слово зашифровано? «ТРАМВАЙ»

— Что общего у всех слов? (Сущ.). Прочитайте полученное слово по слогам, с ударением, выделяя каждый звук. Что можете сказать об этом слове? Какие ещё виды транспорта вы знаете?

АВТОБУС ТРОЛЛЕЙБУС МАШИНА АВТОМОБИЛЬ

— Чтение слов разными способами.

— Назовите одним словом ( , пассажирский, наземный).

ТРАНСПОРТ

— Какие ещё группы транспорта вы знаете? (Водный, воздушный).

— Составьте предложение с одним из новых словарных слов по схеме:

прил. Сущ. гл. где? или как?

-Найдите и подчеркните главные члены предложения. Назовите свои главные члены предложения. Назовите свои словосочетания. Чем отличается предложение от словосочетания?

4. Обобщение по частям речи.

— Какие части речи вы знаете?

— Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. А как же определить, к какой части речи относится слово? (Задать вопрос).

4.1. Повторение имени существительного.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Саша?

Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, слона, конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю название предметам.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Обозначает предметы). Правильно ребята:

Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы «КТО?» и «ЧТО?»
Отвечать оно должно.

б) коллективная работа по рисунку 5.

— Назовите, что вы видите? Что обозначают все эти слова? Назовите, одним словом. («МЕБЕЛЬ»). Задайте вопрос. Какой частью речи являются слова? Запишите в тетрадь общий вопрос, общее слово, два слова-предмета на выбор:

Пример: Что? — Мебель: шкаф, кровать.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 6,7,8).

-У каждого ряда есть карточка. Задание: напишите по два слова с общим вопросом и общим словом для всех слов. Что обозначают все ваши слова? (Предметы). Какой частью речи являются слова?

Читайте также:  Вставь пропущенные буквы найди в тексте глаголы в сложной форме

г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

собака-шерсть
щука — ?
щука оса девочка
р н ?
вечер — д лошадь- ?
кефир — ?
шиповник, смородина -?
клён, тополь — ? ?

— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К какой части речи относятся все слова? Что вы знаете об имени существительном.

4.2. Повторение имени прилагательного.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Снежана?

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Украшает речь). Правильно ребята:

Чудное прилагательное знает весь свет,
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
«КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».

б) Коллективная работа по схеме.

— Что может описывать имя прилагательное у предмета? (Признак). А какие признаки? (Форму, цвет, вкус, вещество, размер, запах, качество, характер…)

— Опишите предметы по вкусу:

По вкусу селёдка
Мёд
лимон
клюква

— Что получили, описывая предметы? (Словосочетания). Какие части речи использовали? Какая часть речи главная? Запишите одно словосочетание и укажите графическую связь.

Пример: Солёная селёдка.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 9,10,11).

-У каждого ряда есть карточка. Задание: опишите предметы по своему признаку и запишите одно словосочетание в тетрадь, укажите графическую связь. Какой частью речи является главное слово? Какой частью речи является зависимое слово?

г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

Стул – деревянный
Игла — ?
… руки
… осень
Сулит … горы
Холодный – горячий
Бедный — ?

— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К каким частям речи относятся слова? Слова какой части речи вы вставляли? Что вы знаете об имени прилагательном?

4.3. Повторение глагола.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Денис?

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Всё в действие придёт).

— Правильно, ребята. Знаете ли вы «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»? От чего умерла царевна? Кто искал её повсюду? К кому за помощью обращался королевич Елисей? Отгадайте, к кому обращается Елисей в строчках, которые вам расскажет Даниил?

…, …! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Ветер)

— Правильно. А что же такое ветер? (Это движение воздуха).

б) Коллективная работа по схеме (рисунки 12,13,14,15).

— Назовите, какие действия выполняет ветер по рисункам?

— Составьте предложение, используя схему. Запишите одно предложение на выбор. Подчеркните главные члены предложения.

Пример: Ветер надувает паруса.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 16,17,18).

-У каждого ряда есть карточки. Задание: составьте предложения, запишите одно на выбор, подчеркните главные члены предложения.

г) самостоятельная работа по нахождению глаголов в тексте.

— Приготовьте ладошки. Услышав глагол, хлопните в ладоши. Итак, внимательно слушайте стихотворение, которое вам расскажет Ксюша. (Глаголы ребёнок выделяет голосом).

В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.

— С какой частью речи вы сейчас работали? Что же обозначают глаголы?

д) творческое задание в работе с глаголом.

-Назовите животных по схеме. Что скажите о них? Изобрази звуки животных, запиши действия предметов в схеме:

вороны (что делают?) …

свиньи (что делают?) …

лягушки (что делают?) …

коровы (что делают?) …

е) логическое задание в работе с глаголом.

-Замени каждый фразеологический оборот одним глаголом.

уносить ноги — ?

чесать языки — ?

-С какой частью речи вы сейчас работали? Что вы знаете о глаголе?

ж) инсценировка стихотворения.

-Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажут Влад и Давид о том, как нельзя учить глаголы.

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» — кричу,
«Вертеть» — верчу,
«Двигать» — двигаю,
«Прыгать» — прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываю наш сосед…
(Он живёт над нами.)
Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
-Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
-Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…

-О какой части речи говорилось в стихотворении?

5. Закрепление по изученным частям речи.

-С какими частями речи мы сегодня работали? С какой частью речи связано имя прилагательное? А глагол? Что образуется при данных связях?:

Существительное + прилагательное Существительное + глагол
Словосочетание предложение

— Приведите примеры. Чем отличаются схемы? А что такое словосочетание? А что такое предложение?

5.1. Работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

белить — г

— Что обозначают буквы второго столбика? (Части речи).

5.2. Самостоятельная работа по образованию от корня трёх изученных частей речи.

— Образуйте от корня сущ., прил., гл. (работа по вариантам).

— Что за слова у вас получатся? (Однокоренные). Какие условия необходимы для однокоренных слов? Итак, пробуйте свои силы.

— сказ — — сад —

-Сегодня наши первые уроки по частям речи закончились, но эти части речи имеют ещё множество секретов, которые нам предстоит открыть в следующих классах. А в заключение, Максим и Лиза расскажут вам стихи о весёлой и занимательной грамматике.

Грамматика, грамматика, —
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным — весёлый
Новый школьный день пришёл.

— На этом наш урок закончен, всем спасибо. Выставление оценок.

Источник

«Различение имени прилагательного, имени существительного и глагола»
план-конспект на тему

занятие на логопункте

Скачать:

Вложение Размер
fedorovskaya_m.i._zanyatie_na_konkurs.docx 54.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Различение имени прилагательного, имени существительного и глагола »

Цель: совершенствование умения различать части речи между собой.

  • коррекционно-обучающие:
  1. совершенствование умения выделять среди множества частей речи определенную часть речи;
  2. развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
  3. развитие связной речи;
  4. развивать словарного запаса детей;
  5. развитие у детей умения выделить определенную часть речи;
  6. развитие умения анализировать предложение и выделять в нем главные части речи.
  • коррекционно-развивающие:
  1. развитие логического мышления и внимания
  2. памяти, навыки и приемы самоконтроля
  3. развитие зрительного и слухового внимания;
  4. Развитие зрительного сосредоточения
  • коррекционно-воспитательные:
  1. научить работать в группе,
  2. воспитывать внимательное отношение к слову,
  3. воспитание положительной мотивации к занятию,
  4. воспитание умения самооценивания, самоконтроля и оценке своих товарищей,
  5. формирование навыков общения и правильного поведения.

Оборудование: предметные картинки, простые карандаши и ручки, мяч, тетради, карточки на каждого ребенка.

Всем ребятам дан звонок,

Он собрал нас на урок.

С трудностями справимся!

Логопед: вначале занятия мы с вами повторим прошлую тему. О какой части речи мы говорили? (об имени прилагательном). Что вы знаете об имени прилагательном? (отвечает на вопрос какой, какая, какие).

Логопед: ребята, к нам с вами пришло письмо из страны Морфологии. А вы знаете, что это за страна такая? Это страна, в которой живут части речи. Давайте прочтем письмо! Ребята, наши части речи поссорились и не хотят дружить друг с другом, помогите нам, пожалуйста, расставить их на свои места и помирить. Поможем?

Логопед: Итак, отправляемся с вами в путешествие на поезде. На первой станции нам нужно узнать, какие части речи поссорились.

Дети : прилагательное, существительное, глагол

Упражнение «Хлопни, если услышишь»

Логопед: а сейчас проверим, какие вы внимательные. Я буду перечислять слова, а вы, если услышите, что я назвала имя существительное – хлопните в ладоши.

Молоко, яркий, гулял, идет, мальчик, добрый, щенок

Логопед: сейчас я вам прочитаю стихотворения про разные части речи, а вы мне расскажете, что вы о них знаете.

На вопросы: кто? и что?

Отвечать оно должно.

Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны.

Логопед: играем в «Слова-наоборот» с мячом.

Я говорю: день – вы ночь.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Имя прилагательное знает весь свет,

Раскрасит как художник разный предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Логопед: а сейчас «Скажи наоборот» с мячом.
Я говорю сладкий – вы говорите горький.

Интересная часть речи в русском языке живет.

Кто, что, делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол!

Упражнение «Исправь объявление»

Логопед : ребята, а здесь для вас задание посложнее. Я написала объявление в газету, а из него все глаголы убежали, давайте вместе с вами расставим их по местам (работа с карточками).

__________ щенка в хорошие руки. Щенок ________ глазки, ему нравится __________ с мячом. Он _________ молоко. _______ по телефону 67-78-89.

Упражнение «Где какое слово едет?»

Логопед: а на следующей станции нам с вами нужно распределить слова по вагончикам. А работать мы с вами будем в наших тонких тетрадочках.

Слова: друзья, попутный, едет, машинист, гудит, громко, верные, дружат, дети, яркое, светит, солнце.

Яблоня в моем саду (руки вверх, ноги на ширине плеч)

Гнется низко на ветру (наклоны вниз)

Наклонилась вправо, влево (наклоны вправо, влево)

Покачаться захотела (перекаты с правой ноги на левую и наоборот)

Ветки вверх и вниз качнула (рисуем в воздухе крону дерева)

И вперед их протянула (потянуться вперед)

А как стихнет ветерок (сложить наверху руки ладошка к ладошке)

Моя яблонька заснет (ручки под голову).

Работа в тетрадях:

Логопед: на этой станции нас с вами ждут расстроенные предложения. А расстроены они потому, что не знают, где находится какая часть речи. Давайте им поможем.

Прочитайте предложение. Надпиши каждое слово им. Сущ., им. Прил. , гл.

Утренняя роса покрыла траву.

Младшая сестра интересуется шахматами.

Ребята умываются речной водой.

Дедушка купил внуку новый мяч.

Упражнение на развитие общей моторики

Логопед: молодцы ребята, все выполнили. А на следующей станции мы с вами поможем нашему телу отдохнуть. Вставайте из-за партии и внимательно смотрите. Если я называю слово, которое является именем сущ. вы делаете так … (ноги на ширине плеч, руки в стороны), если я называю слово, которое является именем прил. вы делаете так … (ноги вместе, руки вверх), если я называю слово, которое является гл. вы делаете так … (встаем на носочки, руки тянутся вверх). Готовы?

Солнце, тает, греет, мокрый, песок, обижает, грустный, друг, малыш, яркий, солнечный, дружит.

Работа в тетрадях:

Логопед: на этой станции мы выполним задание в тетрадях. Подбери к именам существительным родственные слова прилагательные и глаголы.

Свет – светлый – светить

Встреча – встречный – встречать

Звон – звонкий – звонить

Шум – шумный – шуметь

Ложь – ложный (лживый) – лгать

Хвастун – хвастливый – хвастаться

Старость – старый – стареть

Зелень – зеленый — зеленеть

Логопед: ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Давайте с вами вспомним, о каких частях речи мы сегодня говорили, чем вам понравилось заниматься?

Список использованной литературы:
1.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.
2.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.
3.Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения. М., 2002.
4.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 2000.

Источник

какие слова существительные прилагательные глаголы



Какие слова существительные прилагательные глаголы

Search, View and Navigation

Проект Центра ДПО «АНЭКС» Адрес: Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 28 литер А. Телефон: (812) 956-67-42

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Публикации
  • Начальная школа. Русский язык
  • Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.

Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе

Тип урока: повторение изученного.

Задачи занятия:

1. Отрабатывать навык определения частей речи;

2. Пополнять активный словарный запас;

3. развивать мышление, коммуникативные навыки;

Учебно-методическое обеспечение Т. Г. Рамзаева, учебник русского языка, 2 класс, 2 часть.

Время реализации занятия 45 мин.

Ход занятия.

I. Оргмомент (1 мин)

Я тетрадочку открою,

Я от вас, друзья, не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

— Запишите число: 6 мая. Классная работа.

— Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам на урок.

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

II. Развитие мышления

— Почему сову называют мудрой?

— Да. Сова очень долго живет и поэтому ее называют мудрой. Мудрая Сова прилетела к нам не с пустыми руками, она принесла нам много интересных заданий. 1 задание. Распределите слова на 3 столбика и объясните, почему так распределили.

Машина, большой, добрый, мальчик, бежит, растет, карандаш, синий, летит.

(Магнитные карточки прикрепляются на доску; пара ребят распределяет карточки на группы у доски, остальные пары обсуждают на рабочих местах)

(Последовательность вопросов и повторение частей речи зависит от того, как распределили слова дети).

— На какой вопрос отвечают слова в первом столбике?

— На какие вопросы отвечают слова во втором столбике?

— На какие вопросы отвечают слова в третьем столбике?

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Чему будем учиться?

(Будем говорить о глаголах, именах существительных и именах прилагательных, будем учиться задавать вопросы к словам).

III. Работа по теме урока.

1. Тема нашего урока «Части речи».

— На уроке мы будем учиться определять части речи, вспомним, на какие вопросы отвечают изученные нами части речи, будем находить главные и второстепенные члены в предложении, повторим написание некоторых словарных слов, поработаем в группах. Все эти задания нам принесла Мудрая Сова. Запишите тему урока.

2. Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.

— Какие части речи мы с вами знаем?

(Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

— Вспомним, что мы знаем об этих частях речи и приведем примеры.

— Что называют именем существительным?

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и называет предметы).

— Что называют именем прилагательным?

(Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и называет признаки предметов).

— Что называют глаголом?

(Глагол — это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и называет действия предметов)

3. Работа с именами существительными и именами прилагательными

(Слова на магнитных карточках на доске)

— Что общего у всех этих слов?

(Это имена прилагательные).

— К словам, называющим признаки предметов, подобрать имена существительные из сказки. Угадайте, какая это сказка и вспомните, кто ее написал. Вам помогут рисунки, которые принесла Мудрая Сова

(Это «Сказка о рыбаке и рыбке». Её написал великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин)

1. Распознавание глаголов.

— Мудрая Сова очень рада, что вы так хорошо справились с заданием, вы хорошо разбираетесь в именах прилагательных и именах существительных. Наша гостья хочет проверить, умеете ли вы распознавать глаголы

— Составьте предложение с одним из глаголов.

(Удачное предложение записывается на доске и в тетради.)

2. Массаж пальчиков. (Аппликатор Кузнецова)

3. Минутка чистописания

(На уроке учащиеся работают в тетради в узкую линейку. На минутке чистописания используется тетрадь в широкую линейку. Идет подготовка для перехода к работе в широкую линейку).

— Прочитайте чистоговорку, и попробуйте определить, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания.

Чок-чок – это паучок.

Чок-чок-чок – за печуркой паучок.

Чок-чок-чок – ткёт паутину паучок.

Чок-чок-чок – ждёт добычу паучок.

— Какие звуки она обозначает? Дайте характеристику звукам.

(Буква Пе может обозначать звук [п] – он согласный, парный по глухости – звонкости, глухой, твердый; звук [п,] – он согласный, парный по глухости – звонкости, глухой, мягкий.)

Читайте также:  Мог или смог как правильно глагол

— Откройте тетради для чистописания и пропишите буквы.

(Показы в тетрадях выполнены учителем точечным рисунком до середины строки. Дети обводят показы и дописывают по образцу до конца строки. Показ предложения также выполнен точечным рисунком)

У пенька опять пять опят.

— Что это за предложение?

— Для чего служит скороговорка?

(Она учит правильно, четко и быстро говорить).

— Запишите скороговорку в тетрадь, а дома выучите ее наизусть.

Физкультминутка.

Лиса зарядку делает.

Прыгает и бегает.

Потянулась во весь рост

И расправила свой хвост.

IV. Закрепление изученного.

1. Работа со словарными словами. Кроссворд

— Мудрая Сова желает проверить как вы знаете написание словарных слов и приготовила для нас кроссворд. Отгадайте кроссворд и прочитайте слово, полученное в выделенных клетках.

— Передайте свои работы по цепочке, проверьте и оцените работу товарища.

— Какое слово мы получили в выделенных клетках? (Это слово ОГОРОД)

— Этимология этого слова такова: общеславянское слово, исходное значение – «огороженное чем-либо место».

— Запишите это слово в свои словарики, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

2. Работа в группах.

— У кого на парте красные яблоки – в 1 группу, зеленые яблоки – во 2 группу, желтые яблоки в 3 группу.

(На каждом рабочем месте группы компьютер. Для работы детей можно загрузит не всю презентацию, а только слайды 12-16. В зависимости от уровня группы даются задания: если группы равносильны, то темы можно распределить по жребию; если группы организованы по уровню усвоения материала, то самой сильной группе дается задание подобрать имена прилагательные, т.к. эта часть речи чаще всего и вызывает затруднения, самой слабой группе предлагается определить имена существительные (материал детьми усваивается легче), третьей группе надо подобрать глаголы.)

— Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрацию и подберите нужную часть речи. На работу вам отводится 4 минуты. Свои работы вы можете оформить на альбомных листах или на доске. Затем каждая группа представит свою работу.

3. Письмо по памяти.

Ласточка лепит гнездо под крышей.

Грачи вьют гнезда на деревьях.

— Почему о ласточках говорят, что они лепят гнездо, а о грачах – вьют?

(Ласточки с помощью слюны лепят из глины гнезда, а грачи вьют свои гнезда на деревьях из прутиков.)

— Запомните предложения и запишите их по памяти.

(Один ученик на закрытой части доски пишет предложения по памяти, остальные работают в тетради.)

— Подчеркните в предложении главные члены.

V. Итог урока.

· О каких частях речи мы сегодня говорили?

· Что мы знаем об имени существительном?

· Что мы знаем об имени прилагательном?

· Что мы можем сказать о глаголе?

VI. Домашнее задание

VII. По выбору:

1. стр. 86 упр. 373

2. Составить и записать 3 предложения о весне. Определить части речи.

3. Выписать из словаря названия птиц и подобрать к ним имена прилагательные.

Рефлексия.

Дети прикрепляют карточки на экран и аргументируют свой выбор.

Источник

Урок по русскому языку на тему: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Обобщение». 2-й класс

Класс: 2

1. Обобщение знаний учащихся по теме.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Развитие устной и письменной речи.
4. Развитие логического мышления и внимания.
5. Развитие интереса к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: картины для коллективной работы; карточки для индивидуальной работы; карточки для словарной работы; таблицы «Виды транспорта»; стихи.

1. Организационный момент:

— приветствие;
— запись числа в тетради.

2. Минутка чистописания.

— В каждом из слов пропущена одинаковая буква. Какая это буква? (Это буква «Я»).

м…ч
р…д
в…з
д…д…
н…н…
м…мл…

— Прочитайте полученные слова. Что общего у слов первого столбика? Что общего у слов второго столбика? Что общего у всех слов? Что обозначает слово «ВЯЗ»? (Большое дерево с крепкой древесиной). Кого называют «МЯМЛЕЙ»? (Вялого, нерешительного человека). Дайте характеристику букве «Я». С этой буквой мы и будем сейчас работать на чистописании.

— Определите закономерность данного ряда:

Яяб Яящ Яяв …

— Продолжите ряд до конца строки в тетради. Сколько звуков обозначает буква «Я» в наших словах? (Один гласный звук [а]). Почему? Прочитайте слова:

ЯБЛОКО, МОРЯК, МАЯК, РЯБИНА, ОБЕЗЬЯНА,

— Что общего? На какие две группы можно разбить эти слова? (Буква «Я» обозначает один звук, буква «Я» обозначает два звука). Запишите эти слова в два столбика, выделите под буквой «Я» соответствующие звуки. Ровные ли у вас получились столбики? (Нет). Допишите нужный столбик.

— Выпишите слово «МАЯК». Выполните звукобуквенный анализ слова.

Читайте также:  Глаголы 2 лица единственного числа с шипящими на конце

3. Словарная работа.

— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но оно зашифровано сразу в нескольких словах (слова оформлены в виде карточек). Отгадайте слово:

1) первая буква — это согласная в последнем слоге слова «КОМНАТА»
2) вторая буква — это согласная, два раза встречающаяся в слове «КВАРТИРА»
3) третья буква — это безударная гласная в слове «ЗАВТРАК»
4) четвертая буква — это первый звук в слове «МАЛИНА»
5) пятая буква — с неё начинается второй слог в слове «ОВЕС»
6) шестая буква — это последний гласный звук в слове «СОЛОМА»
7) седьмая буква — это согласный звук, который всегда зв., мяг. В слове «УРОЖАЙ»

— Какое слово зашифровано? «ТРАМВАЙ»

— Что общего у всех слов? (Сущ.). Прочитайте полученное слово по слогам, с ударением, выделяя каждый звук. Что можете сказать об этом слове? Какие ещё виды транспорта вы знаете?

АВТОБУС ТРОЛЛЕЙБУС МАШИНА АВТОМОБИЛЬ

— Чтение слов разными способами.

— Назовите одним словом ( , пассажирский, наземный).

ТРАНСПОРТ

— Какие ещё группы транспорта вы знаете? (Водный, воздушный).

— Составьте предложение с одним из новых словарных слов по схеме:

прил. Сущ. гл. где? или как?

-Найдите и подчеркните главные члены предложения. Назовите свои главные члены предложения. Назовите свои словосочетания. Чем отличается предложение от словосочетания?

4. Обобщение по частям речи.

— Какие части речи вы знаете?

— Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. А как же определить, к какой части речи относится слово? (Задать вопрос).

4.1. Повторение имени существительного.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Саша?

Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, слона, конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю название предметам.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Обозначает предметы). Правильно ребята:

Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы «КТО?» и «ЧТО?»
Отвечать оно должно.

б) коллективная работа по рисунку 5.

— Назовите, что вы видите? Что обозначают все эти слова? Назовите, одним словом. («МЕБЕЛЬ»). Задайте вопрос. Какой частью речи являются слова? Запишите в тетрадь общий вопрос, общее слово, два слова-предмета на выбор:

Пример: Что? — Мебель: шкаф, кровать.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 6,7,8).

-У каждого ряда есть карточка. Задание: напишите по два слова с общим вопросом и общим словом для всех слов. Что обозначают все ваши слова? (Предметы). Какой частью речи являются слова?

г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

собака-шерсть
щука — ?
щука оса девочка
р н ?
вечер — д лошадь- ?
кефир — ?
шиповник, смородина -?
клён, тополь — ? ?

— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К какой части речи относятся все слова? Что вы знаете об имени существительном.

4.2. Повторение имени прилагательного.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Снежана?

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Украшает речь). Правильно ребята:

Чудное прилагательное знает весь свет,
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
«КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».

б) Коллективная работа по схеме.

— Что может описывать имя прилагательное у предмета? (Признак). А какие признаки? (Форму, цвет, вкус, вещество, размер, запах, качество, характер…)

— Опишите предметы по вкусу:

По вкусу селёдка
Мёд
лимон
клюква

— Что получили, описывая предметы? (Словосочетания). Какие части речи использовали? Какая часть речи главная? Запишите одно словосочетание и укажите графическую связь.

Пример: Солёная селёдка.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 9,10,11).

-У каждого ряда есть карточка. Задание: опишите предметы по своему признаку и запишите одно словосочетание в тетрадь, укажите графическую связь. Какой частью речи является главное слово? Какой частью речи является зависимое слово?

г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

Стул – деревянный
Игла — ?
… руки
… осень
Сулит … горы
Холодный – горячий
Бедный — ?

— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К каким частям речи относятся слова? Слова какой части речи вы вставляли? Что вы знаете об имени прилагательном?

4.3. Повторение глагола.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Денис?

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Всё в действие придёт).

Читайте также:  Форма повелительного наклонения глагола жаждать

— Правильно, ребята. Знаете ли вы «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»? От чего умерла царевна? Кто искал её повсюду? К кому за помощью обращался королевич Елисей? Отгадайте, к кому обращается Елисей в строчках, которые вам расскажет Даниил?

…, …! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Ветер)

— Правильно. А что же такое ветер? (Это движение воздуха).

б) Коллективная работа по схеме (рисунки 12,13,14,15).

— Назовите, какие действия выполняет ветер по рисункам?

— Составьте предложение, используя схему. Запишите одно предложение на выбор. Подчеркните главные члены предложения.

Пример: Ветер надувает паруса.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 16,17,18).

-У каждого ряда есть карточки. Задание: составьте предложения, запишите одно на выбор, подчеркните главные члены предложения.

г) самостоятельная работа по нахождению глаголов в тексте.

— Приготовьте ладошки. Услышав глагол, хлопните в ладоши. Итак, внимательно слушайте стихотворение, которое вам расскажет Ксюша. (Глаголы ребёнок выделяет голосом).

В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.

— С какой частью речи вы сейчас работали? Что же обозначают глаголы?

д) творческое задание в работе с глаголом.

-Назовите животных по схеме. Что скажите о них? Изобрази звуки животных, запиши действия предметов в схеме:

вороны (что делают?) …

свиньи (что делают?) …

лягушки (что делают?) …

коровы (что делают?) …

е) логическое задание в работе с глаголом.

-Замени каждый фразеологический оборот одним глаголом.

уносить ноги — ?

чесать языки — ?

-С какой частью речи вы сейчас работали? Что вы знаете о глаголе?

ж) инсценировка стихотворения.

-Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажут Влад и Давид о том, как нельзя учить глаголы.

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» — кричу,
«Вертеть» — верчу,
«Двигать» — двигаю,
«Прыгать» — прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываю наш сосед…
(Он живёт над нами.)
Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
-Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
-Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…

-О какой части речи говорилось в стихотворении?

5. Закрепление по изученным частям речи.

-С какими частями речи мы сегодня работали? С какой частью речи связано имя прилагательное? А глагол? Что образуется при данных связях?:

Существительное + прилагательное Существительное + глагол
Словосочетание предложение

— Приведите примеры. Чем отличаются схемы? А что такое словосочетание? А что такое предложение?

5.1. Работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

белить — г

— Что обозначают буквы второго столбика? (Части речи).

5.2. Самостоятельная работа по образованию от корня трёх изученных частей речи.

— Образуйте от корня сущ., прил., гл. (работа по вариантам).

— Что за слова у вас получатся? (Однокоренные). Какие условия необходимы для однокоренных слов? Итак, пробуйте свои силы.

— сказ — — сад —

-Сегодня наши первые уроки по частям речи закончились, но эти части речи имеют ещё множество секретов, которые нам предстоит открыть в следующих классах. А в заключение, Максим и Лиза расскажут вам стихи о весёлой и занимательной грамматике.

Грамматика, грамматика, —
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным — весёлый
Новый школьный день пришёл.

— На этом наш урок закончен, всем спасибо. Выставление оценок.

Источник

Какие слова существительные прилагательные глаголы



Форма слова

Формы слова — это варианты одного и того же слова. Например:

лес, в лесу, нет леса, идти лесом.

Начальная форма слова

Начальная форма имени существительного (название объекта) — это слово в именительном падеже и единственном числе (И. п., ед. ч.). Имя существительное в начальной форме отвечает на вопрос: кто? или что? Например:

Начальная форма имени прилагательного (название признака) — это слово в единственном числе мужского рода. Имя прилагательное в начальной форме отвечает на вопрос какой? Например:

Начальная форма глагола (название действия) — это неопределённая форма глагола (инфинитив). Глагол в начальной форме отвечает на вопрос: что делать? или что сделать? Например:

( что делать?) сидеть, играть;

( что сделать?) списать, погулять.

Как изменить форму слова

Различные формы слова образуются с помощью окончаний, то есть, чтобы изменить форму слова, надо изменить окончание.

Чтобы изменить форму слова у существительного, надо перед существительным поставить одно из следующих слов: есть, нет, дать, люблю (виню), доволен (творю), думаю.

есть игр а , люблю игр у ,
нет игр ы , доволен игр ой ,
дать игр е , думаю об игр е .

Форма слов имён существительных изменяется при склонении по падежам.

Чтобы изменить форму слова у прилагательного, надо перед прилагательным поставить одно из следующих слов: какой, какая, какое, какие.

какой сладк ий , какое сладк ое ,
какая сладк ая , какие сладк ие .

Форма слов имён прилагательных изменяется при склонении и изменении по родам.

Чтобы изменить форму слова у глагола, надо перед глаголом поставить одно из следующих слов: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

я дума ю , вы дума ете ,
ты дума ешь , он (она) дума ет ,
мы дума ем , они дума ют .

Форма слов глаголов изменяется при спряжении и изменении времени.

Источник

«Различение имени прилагательного, имени существительного и глагола»
план-конспект на тему

занятие на логопункте

Скачать:

Вложение Размер
fedorovskaya_m.i._zanyatie_na_konkurs.docx 54.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Различение имени прилагательного, имени существительного и глагола »

Цель: совершенствование умения различать части речи между собой.

  • коррекционно-обучающие:
  1. совершенствование умения выделять среди множества частей речи определенную часть речи;
  2. развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
  3. развитие связной речи;
  4. развивать словарного запаса детей;
  5. развитие у детей умения выделить определенную часть речи;
  6. развитие умения анализировать предложение и выделять в нем главные части речи.
  • коррекционно-развивающие:
  1. развитие логического мышления и внимания
  2. памяти, навыки и приемы самоконтроля
  3. развитие зрительного и слухового внимания;
  4. Развитие зрительного сосредоточения
  • коррекционно-воспитательные:
  1. научить работать в группе,
  2. воспитывать внимательное отношение к слову,
  3. воспитание положительной мотивации к занятию,
  4. воспитание умения самооценивания, самоконтроля и оценке своих товарищей,
  5. формирование навыков общения и правильного поведения.

Оборудование: предметные картинки, простые карандаши и ручки, мяч, тетради, карточки на каждого ребенка.

Всем ребятам дан звонок,

Он собрал нас на урок.

С трудностями справимся!

Логопед: вначале занятия мы с вами повторим прошлую тему. О какой части речи мы говорили? (об имени прилагательном). Что вы знаете об имени прилагательном? (отвечает на вопрос какой, какая, какие).

Логопед: ребята, к нам с вами пришло письмо из страны Морфологии. А вы знаете, что это за страна такая? Это страна, в которой живут части речи. Давайте прочтем письмо! Ребята, наши части речи поссорились и не хотят дружить друг с другом, помогите нам, пожалуйста, расставить их на свои места и помирить. Поможем?

Логопед: Итак, отправляемся с вами в путешествие на поезде. На первой станции нам нужно узнать, какие части речи поссорились.

Дети : прилагательное, существительное, глагол

Упражнение «Хлопни, если услышишь»

Логопед: а сейчас проверим, какие вы внимательные. Я буду перечислять слова, а вы, если услышите, что я назвала имя существительное – хлопните в ладоши.

Молоко, яркий, гулял, идет, мальчик, добрый, щенок

Логопед: сейчас я вам прочитаю стихотворения про разные части речи, а вы мне расскажете, что вы о них знаете.

На вопросы: кто? и что?

Отвечать оно должно.

Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны.

Логопед: играем в «Слова-наоборот» с мячом.

Я говорю: день – вы ночь.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Имя прилагательное знает весь свет,

Раскрасит как художник разный предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Логопед: а сейчас «Скажи наоборот» с мячом.
Я говорю сладкий – вы говорите горький.

Интересная часть речи в русском языке живет.

Кто, что, делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол!

Упражнение «Исправь объявление»

Логопед : ребята, а здесь для вас задание посложнее. Я написала объявление в газету, а из него все глаголы убежали, давайте вместе с вами расставим их по местам (работа с карточками).

__________ щенка в хорошие руки. Щенок ________ глазки, ему нравится __________ с мячом. Он _________ молоко. _______ по телефону 67-78-89.

Упражнение «Где какое слово едет?»

Логопед: а на следующей станции нам с вами нужно распределить слова по вагончикам. А работать мы с вами будем в наших тонких тетрадочках.

Слова: друзья, попутный, едет, машинист, гудит, громко, верные, дружат, дети, яркое, светит, солнце.

Яблоня в моем саду (руки вверх, ноги на ширине плеч)

Гнется низко на ветру (наклоны вниз)

Наклонилась вправо, влево (наклоны вправо, влево)

Покачаться захотела (перекаты с правой ноги на левую и наоборот)

Ветки вверх и вниз качнула (рисуем в воздухе крону дерева)

И вперед их протянула (потянуться вперед)

А как стихнет ветерок (сложить наверху руки ладошка к ладошке)

Моя яблонька заснет (ручки под голову).

Работа в тетрадях:

Логопед: на этой станции нас с вами ждут расстроенные предложения. А расстроены они потому, что не знают, где находится какая часть речи. Давайте им поможем.

Прочитайте предложение. Надпиши каждое слово им. Сущ., им. Прил. , гл.

Утренняя роса покрыла траву.

Младшая сестра интересуется шахматами.

Ребята умываются речной водой.

Дедушка купил внуку новый мяч.

Упражнение на развитие общей моторики

Логопед: молодцы ребята, все выполнили. А на следующей станции мы с вами поможем нашему телу отдохнуть. Вставайте из-за партии и внимательно смотрите. Если я называю слово, которое является именем сущ. вы делаете так … (ноги на ширине плеч, руки в стороны), если я называю слово, которое является именем прил. вы делаете так … (ноги вместе, руки вверх), если я называю слово, которое является гл. вы делаете так … (встаем на носочки, руки тянутся вверх). Готовы?

Солнце, тает, греет, мокрый, песок, обижает, грустный, друг, малыш, яркий, солнечный, дружит.

Работа в тетрадях:

Логопед: на этой станции мы выполним задание в тетрадях. Подбери к именам существительным родственные слова прилагательные и глаголы.

Свет – светлый – светить

Встреча – встречный – встречать

Звон – звонкий – звонить

Шум – шумный – шуметь

Ложь – ложный (лживый) – лгать

Хвастун – хвастливый – хвастаться

Старость – старый – стареть

Зелень – зеленый — зеленеть

Логопед: ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Давайте с вами вспомним, о каких частях речи мы сегодня говорили, чем вам понравилось заниматься?

Список использованной литературы:
1.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.
2.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.
3.Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения. М., 2002.
4.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 2000.

Источник

Урок по русскому языку на тему: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Обобщение». 2-й класс

Класс: 2

1. Обобщение знаний учащихся по теме.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Развитие устной и письменной речи.
4. Развитие логического мышления и внимания.
5. Развитие интереса к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: картины для коллективной работы; карточки для индивидуальной работы; карточки для словарной работы; таблицы «Виды транспорта»; стихи.

1. Организационный момент:

— приветствие;
— запись числа в тетради.

2. Минутка чистописания.

— В каждом из слов пропущена одинаковая буква. Какая это буква? (Это буква «Я»).

м…ч
р…д
в…з
д…д…
н…н…
м…мл…

— Прочитайте полученные слова. Что общего у слов первого столбика? Что общего у слов второго столбика? Что общего у всех слов? Что обозначает слово «ВЯЗ»? (Большое дерево с крепкой древесиной). Кого называют «МЯМЛЕЙ»? (Вялого, нерешительного человека). Дайте характеристику букве «Я». С этой буквой мы и будем сейчас работать на чистописании.

— Определите закономерность данного ряда:

Яяб Яящ Яяв …

— Продолжите ряд до конца строки в тетради. Сколько звуков обозначает буква «Я» в наших словах? (Один гласный звук [а]). Почему? Прочитайте слова:

ЯБЛОКО, МОРЯК, МАЯК, РЯБИНА, ОБЕЗЬЯНА,

— Что общего? На какие две группы можно разбить эти слова? (Буква «Я» обозначает один звук, буква «Я» обозначает два звука). Запишите эти слова в два столбика, выделите под буквой «Я» соответствующие звуки. Ровные ли у вас получились столбики? (Нет). Допишите нужный столбик.

— Выпишите слово «МАЯК». Выполните звукобуквенный анализ слова.

3. Словарная работа.

— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но оно зашифровано сразу в нескольких словах (слова оформлены в виде карточек). Отгадайте слово:

1) первая буква — это согласная в последнем слоге слова «КОМНАТА»
2) вторая буква — это согласная, два раза встречающаяся в слове «КВАРТИРА»
3) третья буква — это безударная гласная в слове «ЗАВТРАК»
4) четвертая буква — это первый звук в слове «МАЛИНА»
5) пятая буква — с неё начинается второй слог в слове «ОВЕС»
6) шестая буква — это последний гласный звук в слове «СОЛОМА»
7) седьмая буква — это согласный звук, который всегда зв., мяг. В слове «УРОЖАЙ»

— Какое слово зашифровано? «ТРАМВАЙ»

— Что общего у всех слов? (Сущ.). Прочитайте полученное слово по слогам, с ударением, выделяя каждый звук. Что можете сказать об этом слове? Какие ещё виды транспорта вы знаете?

АВТОБУС ТРОЛЛЕЙБУС МАШИНА АВТОМОБИЛЬ

— Чтение слов разными способами.

— Назовите одним словом ( , пассажирский, наземный).

ТРАНСПОРТ

— Какие ещё группы транспорта вы знаете? (Водный, воздушный).

— Составьте предложение с одним из новых словарных слов по схеме:

прил. Сущ. гл. где? или как?

-Найдите и подчеркните главные члены предложения. Назовите свои главные члены предложения. Назовите свои словосочетания. Чем отличается предложение от словосочетания?

4. Обобщение по частям речи.

— Какие части речи вы знаете?

— Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. А как же определить, к какой части речи относится слово? (Задать вопрос).

4.1. Повторение имени существительного.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Саша?

Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, слона, конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю название предметам.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Обозначает предметы). Правильно ребята:

Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы «КТО?» и «ЧТО?»
Отвечать оно должно.

б) коллективная работа по рисунку 5.

— Назовите, что вы видите? Что обозначают все эти слова? Назовите, одним словом. («МЕБЕЛЬ»). Задайте вопрос. Какой частью речи являются слова? Запишите в тетрадь общий вопрос, общее слово, два слова-предмета на выбор:

Пример: Что? — Мебель: шкаф, кровать.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 6,7,8).

-У каждого ряда есть карточка. Задание: напишите по два слова с общим вопросом и общим словом для всех слов. Что обозначают все ваши слова? (Предметы). Какой частью речи являются слова?

г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

собака-шерсть
щука — ?
щука оса девочка
р н ?
вечер — д лошадь- ?
кефир — ?
шиповник, смородина -?
клён, тополь — ? ?

— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К какой части речи относятся все слова? Что вы знаете об имени существительном.

4.2. Повторение имени прилагательного.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Снежана?

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Украшает речь). Правильно ребята:

Чудное прилагательное знает весь свет,
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
«КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».

б) Коллективная работа по схеме.

— Что может описывать имя прилагательное у предмета? (Признак). А какие признаки? (Форму, цвет, вкус, вещество, размер, запах, качество, характер…)

— Опишите предметы по вкусу:

По вкусу селёдка
Мёд
лимон
клюква

— Что получили, описывая предметы? (Словосочетания). Какие части речи использовали? Какая часть речи главная? Запишите одно словосочетание и укажите графическую связь.

Пример: Солёная селёдка.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 9,10,11).

-У каждого ряда есть карточка. Задание: опишите предметы по своему признаку и запишите одно словосочетание в тетрадь, укажите графическую связь. Какой частью речи является главное слово? Какой частью речи является зависимое слово?

г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

Стул – деревянный
Игла — ?
… руки
… осень
Сулит … горы
Холодный – горячий
Бедный — ?

— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К каким частям речи относятся слова? Слова какой части речи вы вставляли? Что вы знаете об имени прилагательном?

4.3. Повторение глагола.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Денис?

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Всё в действие придёт).

— Правильно, ребята. Знаете ли вы «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»? От чего умерла царевна? Кто искал её повсюду? К кому за помощью обращался королевич Елисей? Отгадайте, к кому обращается Елисей в строчках, которые вам расскажет Даниил?

…, …! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Ветер)

— Правильно. А что же такое ветер? (Это движение воздуха).

б) Коллективная работа по схеме (рисунки 12,13,14,15).

— Назовите, какие действия выполняет ветер по рисункам?

— Составьте предложение, используя схему. Запишите одно предложение на выбор. Подчеркните главные члены предложения.

Пример: Ветер надувает паруса.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 16,17,18).

-У каждого ряда есть карточки. Задание: составьте предложения, запишите одно на выбор, подчеркните главные члены предложения.

г) самостоятельная работа по нахождению глаголов в тексте.

— Приготовьте ладошки. Услышав глагол, хлопните в ладоши. Итак, внимательно слушайте стихотворение, которое вам расскажет Ксюша. (Глаголы ребёнок выделяет голосом).

В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.

— С какой частью речи вы сейчас работали? Что же обозначают глаголы?

д) творческое задание в работе с глаголом.

-Назовите животных по схеме. Что скажите о них? Изобрази звуки животных, запиши действия предметов в схеме:

вороны (что делают?) …

свиньи (что делают?) …

лягушки (что делают?) …

коровы (что делают?) …

е) логическое задание в работе с глаголом.

-Замени каждый фразеологический оборот одним глаголом.

уносить ноги — ?

чесать языки — ?

-С какой частью речи вы сейчас работали? Что вы знаете о глаголе?

ж) инсценировка стихотворения.

-Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажут Влад и Давид о том, как нельзя учить глаголы.

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» — кричу,
«Вертеть» — верчу,
«Двигать» — двигаю,
«Прыгать» — прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываю наш сосед…
(Он живёт над нами.)
Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
-Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
-Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…

-О какой части речи говорилось в стихотворении?

5. Закрепление по изученным частям речи.

-С какими частями речи мы сегодня работали? С какой частью речи связано имя прилагательное? А глагол? Что образуется при данных связях?:

Существительное + прилагательное Существительное + глагол
Словосочетание предложение

— Приведите примеры. Чем отличаются схемы? А что такое словосочетание? А что такое предложение?

5.1. Работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

белить — г

— Что обозначают буквы второго столбика? (Части речи).

5.2. Самостоятельная работа по образованию от корня трёх изученных частей речи.

— Образуйте от корня сущ., прил., гл. (работа по вариантам).

— Что за слова у вас получатся? (Однокоренные). Какие условия необходимы для однокоренных слов? Итак, пробуйте свои силы.

— сказ — — сад —

-Сегодня наши первые уроки по частям речи закончились, но эти части речи имеют ещё множество секретов, которые нам предстоит открыть в следующих классах. А в заключение, Максим и Лиза расскажут вам стихи о весёлой и занимательной грамматике.

Грамматика, грамматика, —
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным — весёлый
Новый школьный день пришёл.

— На этом наш урок закончен, всем спасибо. Выставление оценок.

Источник

Читайте также:  Форма повелительного наклонения глагола жаждать