Меню

какие сочетания имен существительных с прилагательными употреблены



Презентация «Сочетание имен существительных с именами прилагательными» 2 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

ТЕМА: «Сочетание имен существительных с именами прилагательными»

Общая средняя школа №23

Подготовила: Касымбекова О.А.

Урок русского языка

Сквозная тема: Традиции и фольклор

ТЕМА: «Сочетание имен существительных с именами прилагательными»

Сквозная тема: Традиции и фольклор

«У Прилагательных был очень добрый, забавный, покладистый характер.

Но вот беда: не было у прилагательных собственного рода и числа.

— А если нам попросить их у Существительных, ну хоть бы на время, — мечтали Прилагательные.

Отправились скромные просители к Существительным, и те одолжили Прилагательным свои формы рода и числа. Так и живут до сих пор Прилагательные, согласуясь во всем с Существительными.

Вместе служба, вместе и дружба.»

Высшая мудрость – различать добро и зло.

1. Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами…

2. В чаще он лесной живет,

Летом ест малину, мёд,

Лапу зиму всю сосёт.

Может громко зареветь,

  • отгадывают загадки;
  • записывают отгадки и название сказки.

3. Зёрна в норку собирает.

От котов злых убегает.

Всех пугается малышка,

4. Внешность собаки,

В сереньком фраке,

В лесу под кустами

  • отгадывают загадки;
  • записывают отгадки и название сказки.

5. Знаешь ты ее из сказки.

Ох и хитренькие глазки!

Ну а мех ее – краса!

6. Быстро плавает в пруду,

Ловит целый день еду.

«Кто же ты? Шепни на ушко».

  • отгадывают загадки;
  • записывают отгадки и название сказки.

Упр 1. Подобрать к именам существительным имя прилагательное. Задайте вопрос, выделите окончания, определите род и число.

— подбирают имена прилагательные к именам существительным;

— определяют их род и число.

Какая пословица больше всего подходит к сказке «ТЕРЕМОК»?

А. В тесноте да не в обиде.

В. Знает сорока где зиму зимовать.

С. Согласие крепче каменных стен.

— подбирают подходящую пословицу к сказке;

Упр 2. Работа в паре.

Подберите к именам прилагательным имена существительные. Определите их род и число.

Источник

Тест. Культура речи. Морфологические нормы.
тест по русскому языку (10 класс) по теме

Тестовые задания на повторение морфологических норм. Имя существительное.

Скачать:

Вложение Размер
test.kulturrechi.morfol.normy_.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тесты по культуре речи. Морфологические нормы. Имя существительное.

  1. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:
  1. полученный бандероль
  2. молодая картофель

3. больная мозоль

4. яичная шампунь

2…Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:

  1. концертная рояль
  2. свежий овощ
  3. красивая тюль
  4. вкусный фасоль

3…Из перечисленных слов: а) бродяга, б) бедняга, в) симпатяга, г) дворняга — к именам существительным общего рода относятся:

4. Из перечисленных отрицательных оценочных наименований людей: а) шляпа, б) змея, в) лиса, г) соня – к именам существительным общего рода не относятся:

5. Большинство неодушевленных несклоняемых существительных имеют род:

1. мужской 2. средний 3. женский 4. общий

6. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с несклоняемым существительным:

1. серьезное жюри 2. красивая бра 3. зеленый такси 4. вкусная какао

7. Укажите существительное среднего рода:

1. маэстро 2. кутюрье 3. коммюнике 4. кофе

8. Выберите существительное мужского рода из перечисленных слов:

1. жалюзи 2. мозоль 3. евро 4. бра

9. Найдите предложение с ошибкой:

1. Интервью с актером близилось к концу

2. Свои знания подросток почерпнул со страниц Псалтыря

3. В универмаге продается красивая тюль

4. Кофе готовился недолго

  1. Найдите предложение с ошибкой:
  1. Мы подъехали к многоводному Миссисипи
  2. И на покорный рояль властительно ложились руки
  3. Жаркое солнце смотрит на зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль
  4. Белая клавиша в рояле западала.
  1. Найдите предложение с ошибкой:
  1. Токио встретило нас радушно
  2. Дели утопал в зелени
  3. Туапсе славился как замечательный курорт
  4. Солнечный Сочи будет встречать зимние Олимпийские игры в 2014 году
  1. Родовая принадлежность составных существительных, имеющих в своем составе несклоняемое существительное (кафе-столовая, автомобиль-такси) :
  1. определяется по первому слову
  2. определяется по второму слову
  3. определяется по роду несклоняемого слова
  4. не может быть определена

13. Найдите существительное, имеющее следующую характеристику : ср.род, несклоняемое, неодушевленное, нарицательное, конкретное:

1. кашне 2. пенальти 3. шимпанзе 4. маэстро

14. Из перечисленных слов : а) рельс, б) клавиш, в) студень, г) ставень –к существительным, имеющим параллельные родовые формы, относятся:

1. а, б, г 2. а, в 3. б, в, г 4. а, б

15. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. белила 2. дары 3. сплетни 4. беспорядки

16. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. мысли 2. дворяне 3. перила 4. ссоры

17. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. недра 2. деревни 3. галактика 4. крестьяне

18. Отметьте существительное, которое имеет форму только един.ч. :

1. листва 2. поэма 3. аптекарь 4. порт

19. Отметьте существительное, которое имеет форму только един.ч. :

1. якорь 2. квартал 3. синева 4. адрес

20. Укажите существительное, которое имеет нормативное окончание –а (я) в И.п. мн.ч.

1. инженер 2. шофер 3. профессор 4. ректор

21. Укажите существительное, которое имеет вариативное окончание в Им.п. мн.ч.:

1. доктор 2. сторож 3. слесарь 4. агрессор

22. Найдите слово с грамматической ошибкой в образовании формы Им.п. мн. Ч. :

1. веера 2. жемчуга 3. паспорта 4. торта

23. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн.ч : а) вафель, б) лимонов, в) ясель, г) ампер – к числу нормативных относятся :

1. а, б, г 2. б, в 3. б, г 4. а, б

24. Из перечисленных форм существительных, сочетающихся со словом ПАРА в Р.п. мн.ч. :а) сапог, б) носок, в) ботинок, г) валенков, — к числу нормативных относятся :

1. а, Б, в, 2. а, в 3.б, в 4. в, г

25. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. Ч. : а) помидор, б) яблок

в) абрикосов, г) мандарин – к числу нормативных относятся :

1.в, г 2. б, в 3.б, г 4. а, б

26. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. Ч. : а) осетин, б)монголов,

в) эллин, г) башкиров – к числу нормативных относятся :

1.а, б, г 2. а, б 3. б, г 4. б, в, г

27. Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч :

1. нет ананасов 2. нет патиссонов 3.нет армян 4. нет чулков

28. Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч :

1. несколько грузин 2.несколько серег 3.несколько туфель 4. несколько ясель

29. Форма Тв. П. Одинцовом употребляется при склонении сочетания:

1. село Одинцово 2. Петр Одинцов

30.Выберите правильную форму Им. п ед.ч. слова с суффиксом –ИЩ-, образованного от существительного ПЫЛЬ :

1. пылища 2. пылище

Ответы по культуре речи. Имя существительное.

Источник

Сочетаемость слова «прилагательное»

С прилагательными

Ассоциации к слову «прилагательное&raquo

Синонимы к слову «прилагательное&raquo

Предложения со словом «прилагательное&raquo

  • Потом имя прилагательное – дети какие? Смешные. У них толстые щёки и круглые глаза.

Цитаты из русской классики со словом «прилагательное»

  • Знаешь, я хотел высчитать, сколько каждый автор употребил имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий, затем, сколько у него главных предложений и придаточных, многоточий, знаков восклицаний и т. д.

Значение слова «прилагательное&raquo

1. грам. в ряде языков — часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность предмета и в зависимости от языка могущая изменяться по падежам, числам и родам (Викисловарь)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «прилагательное&raquo

1. грам. в ряде языков — часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность предмета и в зависимости от языка могущая изменяться по падежам, числам и родам

Предложения со словом «прилагательное&raquo

Потом имя прилагательное – дети какие? Смешные. У них толстые щёки и круглые глаза.

Будучи по значению относительным прилагательным, оно сочеталось с определённым кругом слов типа строй, граница, учреждение.

Впрочем, характеризуя то или иное общественное лицо, современники иногда использовали прилагательное либеральный,имея в виду всего лишь отличие этого деятеля от большинства, стоявшего на консервативных позициях.

Источник

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 19

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Начинаем исследование второстепенных членов предложения, выявляемых на основе словосочетаний.

Урок 20. Словосочетания в составе предложения. Словосочетания простые и сложные; синтаксически свободные и синтаксически несвободные Виды грамматической подчинительной связи между компонентами простых словосочетаний: согласование, управление, примыкание. Части речи, которыми выражены компоненты словосочетаний

I. Чтобы разбирать словосочетания и устанавливать по ним второстепенные члены предложения, необходимо научиться выделять словосочетания в предложении. Рассмотрим предложение
Вчера на тропинке сада серый кот с пушистым хвостом гонял мышь.

Попытаемся на основании двух условий, обозначенных в определении словосочетания — смысловой сочетаемости и подчинительной связи между главным и зависимым компонентом, — выявить в этом предложении словосочетания.

Итак, грамматическая основа данного предложения кот гонял.

Далее из соединённых подчинительной связью самостоятельных частей речи у нас получатся сочетания:

кот (какой?, с чем?) с хвостом;

с хвостом (каким?) пушистым;

гонял (где?, на чём?) на тропинке;

на тропинке (какой?, чего?) сада.

Все ли из представленных сочетаний слов словосочетания?

Помня о том, что словосочетания компонуются на основе логической связи, можно сделать вывод, что первое сочетание кот с хвостом не словосочетание. Действительно, лексическое значение слова кот уже вмещает в себя понятие животного с шерстью, когтями, усами и, естественно, хвостом. А вот с точки зрения реализации грамматических значений существительное кот, стоящее в именительном падеже, допускает соединение с зависимой формой существительного в творительном падеже с хвостом (сравните, например, другие слова в подобной грамматической ситуации: мальчик с мячом, женщина с ведром и т. д.).

Второе сочетание с хвостом пушистым будет словосочетанием. Здесь налицо выполнение всех требований: и по смыслу хвост может быть пушистым, и грамматически зависимое прилагательное употреблено в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (Определите род, число и падеж обоих компонентов.)

Какой можно сделать вывод? По смыслу и грамматически всё словосочетание с хвостом пушистым будет определять слово кот. В результате возникает словосочетание кот (какой?) с пушистым хвостом. Такие нечленимые с точки зрения смысла словосочетания, когда от главного слова ставится вопрос ко всей группе зависимых компонентов, называются сложными.

Задание. Определите, какие из следующих словосочетаний относятся к сложным: ехать по железной дороге, любоваться горными вершинами, слон с длинным хоботом, спать в мягкой постели.

Следующее сочетание из нашего столбика кот серый — словосочетание: и по смыслу эти слова соотносятся, и грамматически существительное согласуется с данным прилагательным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже.

Четвёртое сочетание гонял мышь тоже словосочетание: есть и смысловая связь компонентов, и грамматическая — глагол часто имеет при себе зависимое существительное в винительном падеже (ср.: читать книгу, смотреть фильм и т. д.).

Словосочетания, подобные разобранным третьему и четвёртому, состоящие только из двух компонентов — главного и зависимого, — называются простыми.

ВАЖНО! Определять, какое — простое или сложное — перед вами словосочетание, нужно только исходя из контекста. Так, наше сложное словосочетание кот с пушистым хвостом может делиться на два простых, если в зависимой группе появятся своё главное слово и свой зависимый компонент. Это возможно в таком, например, контексте: По дорожке бежали два кота. Один куцый, а другойкот с пушистым хвостом. Здесь хвост — определяющий признак, по которому один кот отличается от другого. Следовательно, выделенная группа будет члениться на словосочетания кот (какой?, с чем?) с хвостом и с хвостом (каким?) пушистым.

Задание. Посмотрите на оставшиеся три сочетания слов в нашем предложении и, руководствуясь рассуждениями, приведёнными выше, определите, относятся ли они к простым словосочетаниям.

Нет сомнений, что вы отнесли все три оставшихся сочетания к словосочетаниям. Обратите, однако, внимание, что в последних двух словосочетаниях допускается постановка двух вопросов между компонентами. Первый вопрос определяет смысловые отношения и называется логическим — он указывает на то, каким членом предложения выступает зависимая часть речи (об этом следующие занятия); второй вопрос называется грамматическим — по нему устанавливается падеж зависимого существительного и тип синтаксической связи между компонентами (об этом ниже).

Таким образом, в нашем предложении из представленных сочетаний шесть словосочетаний:

1) кот (какой?) с пушистым хвостом;

5) гонял (где?, на чём?) на тропинке;

6) на тропинке (какой?, чего?) сада.

Все разобранные простые словосочетания (2-6) синтаксически свободны. Это значит, что их компоненты способны вступать в лексическую связь с широким кругом слов: гонять можно мышь, мяч, шайбу и т. д., соответственно, мышь можно преследовать, ловить, пугать и т. д. Эти словосочетания противостоят синтаксически несвободным, в которых лексическая самостоятельность компонентов ослаблена и главное слово логически тесно связано с зависимым. К синтаксически несвободным словосочетаниям относятся уже упоминаемые нами два ученика, несколько человек, ряд вопросов и т. п. Особо выделяются среди синтаксически несвободных словосочетаний особые лексические единицы — фразеологические обороты (бежать во все лопатки и т. д.).

II. В соответствии с логическими и грамматическими отношениями между компонентами простых словосочетаний различаются три вида синтаксической подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Иногда грамматические отношения не совпадают с логическими — именно в таких случаях к зависимому компоненту допускается постановка двух вопросов: логического и грамматического, из которых грамматический как раз и указывает на синтаксическую связь.

Рассмотрим все три вида подчинительной связи на основе простых словосочетаний из нашего предложения
Вчера на тропинке сада серый кот с пушистым хвостом гонял мышь:

гонял (где?, на чём?) на тропинке;

на тропинке (какой?, чего?) сада.

1. Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в форме рода, числа и падежа.

Опираясь на морфологию, можно сделать вывод, что при такой связи главное слово всегда имя существительное, зависимое — часть речи, изменяемая вместе с существительным, а именно: имя прилагательное в полной форме или часть речи, грамматически изменяющаяся как прилагательное.

В нашем примере согласованием соединены компоненты кот (какой?) серый (кота серого, котом серым и т. д.).

Рассмотрите также примеры других словосочетаний, где зависимые компоненты — части речи, изменяющиеся по принципу имён прилагательных.

Причастие: поезд (какой?) движущийся.

Не перебегайте улицу перед движущимся (каким?) поездом;

Местоимение: игрушка (какая?) своя.

Катя очень дорожила своей (чьей?) игрушкой;

Порядковое числительное: класс (какой?) второй.

Миша учится во втором (каком?) классе.

В представленных примерах зависимое слово согласуется с главным во всех грамматических формах — рода, числа и падежа. Такое согласование называется полным.

Из примеров видно, что при полном согласовании изменяют свою грамматическую форму оба компонента словосочетания.

Существует также неполное согласование, когда зависимое слово согласуется с главным не во всех грамматических формах, а только в некоторых, например в падеже: И. п. дерево (какое?) дуб, Р. п. дерева дуба и т. д. Зависимый компонент при неполном согласовании выражается именем существительным.

2. Управление — вид подчинительной связи, при которой лексико-грамматические свойства главного слова словосочетания предопределяют наличие при нём зависимого компонента в грамматической форме существительного в косвенном падеже.

Из определения вытекает, что в качестве зависимого компонента при управлении всегда выступает существительное в косвенном падеже (а также любая часть речи, употреблённая в значении существительного).

По главному слову различают следующие виды управления.

1) глагольное, когда главное слово:

а) глагол — примеры из нашего предложения гонял (кого?) мышь (гоняю мышь, гоняешь мышь, гоняем мышь и т. д.) и гонял (где?, на чём?) на тропинке (гоняю на тропинке, гоняешь на тропинке и т. д.);

б) форма глагола причастие: говорящий (что?) правду.

Я знаю мальчика, всегда говорящего правду;

в) форма глагола деепричастие: двигаясь (куда?, к чему?) к лесу.

Отряд быстро шёл, двигаясь к лесу;

2) именное, когда главное слово:

а) имя существительное — пример из нашего предложения на тропинке (какой?, чего?) сада (тропинкой сада, у тропинки сада и т. д.);

б) краткая форма имени прилагательного: полон (чего?) радости.

Сегодня наш дом полон радости;

в) количественное числительное в именительном и винительном падеже: шесть (чего?) книг.

Я взял в библиотеке шесть книг;

3) наречное, когда главное слово наречие: далеко (от чего?) от дома.

Малыш отошёл далеко от дома.

Из примеров видно, что при управлении грамматическая форма главного слова может изменяться, а зависимый компонент (существительное или заменяющая его часть речи) при этом остаётся в форме косвенного падежа.

3. Примыкание — вид подчинительной связи, при которой зависимость подчинённого слова только смысловая.

Из определения понятно, что зависимым компонентом в этом случае выступают неизменяемые части речи:

1) наречие: из нашего примера гонял (когда?) вчера;

2) деепричастие: делать (как?, каким образом?) не задумываясь.

Я часто делаю дело не задумываясь;

3) неизменяемое прилагательное: платье (какое?) беж.

Женщина была в красивом платье беж;

4) неопределённая форма глагола: желание (какое?) учиться; просить (что?) спеть, отправиться (куда?) спать.

1) У Пети появилось желание (какое? что сделать?) учиться.

2) Все меня просили (что?, что сделать?) спеть.

3) Уставший отец отправился (куда? что делать?) спать.

В качестве главного слова при примыкании могут выступать:

1) глагол: из нашего предложения гонял (когда?) вчера (гоняю вчера, гоняешь вчера и т. д.);

2) существительное: плащ (как?) нараспашку (плаща нараспашку, плащом нараспашку и т. д.).

В автобус вошёл пассажир в плаще нараспашку;

3) прилагательное: заботливый (каким образом?) всегда (заботливого всегда, заботливому всегда и т. д.).

У всегда заботливых родителей дети под приглядом;

4) числительное: третий (где?) справа (третьего справа, третьему справа и т. д.).

На третьем справа месте сидел мой знакомый;

Семья рано утром собралась на дачу.

Из примеров видно, что при примыкании грамматическая форма главного компонента может изменяться, а форма зависимого компонента остаётся без изменения.

Задание. В нашем предложении есть, как вы помните, сложное словосочетание кот с пушистым хвостом. Словосочетание представляет собой лексическое целое, однако его компоненты связаны между собой грамматической связью: кот (с чем?) с хвостом и с хвостом (каким?) пушистым. Определите в каждом случае тип связи.

Источник

Читайте также:  укажите род существительного какао

Какие сочетания имен существительных с прилагательными употреблены



Имя прилагательное

Предлагаемые дидактические материалы рассчитаны как на школьников, обучающихся по учебнику русского языка для 5-го класса общеобразовательных учреждений (авторы – Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.), так и на тех школьников, которые работают по учебному пособию для 5-х классов под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. В пособии тема «Имя прилагательное» дана несколько шире, чем в указанном выше учебнике (например, пятиклассники знакомятся с разрядами, степенями сравнений прилагательных и пр.). Упражнения и задания к этим материалам даны со значком « ++ ».
Предлагаемые дидактические материалы – разной степени сложности. Учитель может использовать их с учетом уровня подготовленности своих учеников по предмету. Многие задания к упражнениям идентичны вопросам, включенным в единый государственный экзамен по русскому языку (например, о средствах выразительности языка, типах речи и т.д.).
В материалах сделан акцент на развитие речи учащихся, совершенствование умения точного, уместного и выразительного употребления прилагательных в устной и письменной речи.

Упражнение 1. В названии части речи – имя прилагательное – уже содержится подсказка: оно «прилагается» к каким-то словам. Эти слова – имена существительные, и прилагательные обозначают их признаки.
Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Янсон «В счастливой долине муми-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собрались играть в пуговицы.

Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов.
– Одной пуговицы хватит!
– Пожалуйста! – обрадовался Шнырек. – Какую лучше? Костяную, плюшевую, деревянную, стеклянную, металлическую, перламутровую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или.
– Можно обыкновенную брючную пуговицу, – сказал Юксаре.

Признаки какого предмета обозначают в тексте имена прилагательные? С каких сторон охарактеризован с их помощью этот предмет?

Упражнение 2. Сначала прочитайте текст с именами прилагательными, затем – без них. Можно ли без имен прилагательных представить себе именно эту собачонку, узнать о ее особенностях?

Это была маленькая, но очень умная собачка. У нее были большие черные глаза и длинные, как у принцессы, ресницы и еще аккуратный хвостик, которым она обмахивалась, как веером.

Упражнение 3. Прочитайте тексты. Слова какой части речи несут в них основную смысловую нагрузку?
Определите тип речи. Какие словосочетания – глагольные или именные – чаще используются в текстах подобного типа?

а) Сойка – самая цветастая из наших оседлых птиц. Куда иному заморскому попугаю до нее! В одном крыле до семи цветов – тут и белый, и сизый, и серебристый. Башка с крепким, каменным клювом, грудь птицы почти огненная, спина и брюхо в нежно-пепельном пуху, вокруг глаз и на щеках радуги.

б) Как он был хорош, весь освещенный солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни – рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.

О каком звере идет речь?
Выпишите по 2–3 словосочетания, в которых прилагательные обозначают признаки предмета: 1) по форме, размеру; 2) по цвету.

Упражнение 4. Прочитайте тексты. Определите роль имен прилагательных в них.

а) В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Хорошо лежать в чистой траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому летнему небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

б) Весеннее утро в лесу. Роса еще не обсохла. Крошечные водяные капли повисли на листьях, на цветах, на стеблях травы. Из-за вершин деревьев выглянуло солнце, и в тот же миг в каплях росы будто зажглись яркие фонарики. Они были разные – синие, розовые и голубые. Но больше всего розовых. Весь лес сиял розовым светом.

Упражнение 5. Опишите (в 5–6 предложениях) место, в которое вы попали впервые и которое чем-то вас поразило. Сможете ли вы обойтись без имен прилагательных?

Упражнение 6. Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Мальчики». С какой целью использованы в нем имена прилагательные?

Три сестры Володи сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не такой пухлый и белый, а худой, смуглый, покрытый веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые. Был он очень некрасивый. По наружности его можно было принять за кухаркина сына, если б на нем не было гимназической куртки.

Определите тип речи.

Упражнение 7. Какие имена прилагательные в сочетании с данными существительными могут быть использованы в описании внешнего вида человека, какие – для отражения его внутреннего мира?

Лицо: узкое, злое, приятное, умное, румяное, загорелое, смуглое, добродушное, широкоскулое.
Глаза: карие, лукавые, печальные, круглые, выразительные, злые, пустые, грустные, серые, огромные.
Старик: седой, добрый, невысокий, худощавый.

Составленные словосочетания запишите в два столбика:

описание
внешнего вида
человека

отражение
внутреннего мира
человека

Составьте (устно) 3–4 предложения, в которых дается описание человека, привлекшего ваше внимание.

Упражнение 8. Допишите, с какими животными обычно сравнивается человек

по его внешним качествам:
неуклюжий, как ___________;
толстый, как ______________;
длинноногий, как __________;
выносливый, как ___________;
здоровый, как _____________;

по его внутренним качествам:
храбрый, как _____________;
хитрый, как ______________;
коварная, как _____________;
трусливый, как ____________;
верный, как _______________.

Упражнение 9. Прочитайте текст. Найдите в нем однокоренные слова различных частей речи, с помощью которых передается цвет осеннего дня. Выпишите их, укажите, к каким частям речи они относятся.

Иной раз в начале осени выдается редкий денек. Он весь будто вылит из голубого стекла. Прозрачно синеет дальний лес, а березки на косогоре стоят тонкие и прямые, как белые свечки. Синева неба, синяя даль, блеск солнца и разноцветный убор лесов – все это походит на какой-то сказочный праздник, на последний привет уходящего лета.

Только ли имена прилагательные передают яркость, многоцветье мира?

Упражнение 10. Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу.

В русском языке существуют разные способы обозначения цвета. Сравните: белеть (глагол), белизна (существительное), белый (имя прилагательное). И все же чаще всего для этого используются имена прилагательные. Многие из них дают представление о цвете через предмет, который является носителем этого цвета: малиновый – цвет малины, салатный – цвет салата, вишневый – цвет вишни, бирюзовый – цвет бирюзы, песочный – цвет песка. Подобные имена прилагательные появились в нашем языке в середине XVIII – начале XIX века.
Но синий, красный, желтый – прилагательные с собственным цветовым значением. У славян красный обозначал «красивый, хороший» (красна девица, красно солнышко) и символизировал радость, красоту, любовь. В праздники обычно парни надевали красные рубахи, а девушки – красные сарафаны. Белый цвет символизировал чистоту, добродетель (вспомните белое платье невесты), желтый – неверность.
Многие прилагательные, обозначающие цвет, пришли к нам из других языков. Так, из французского – оранжевый (orange – апельсин), палевый (pale – бледный, бледно-желтый, с розовым оттенком), лиловый (lilas – сирень), фиолетовый (от названия цветка – violette – фиалка).

Упражнение 11. Прочитайте текст.

Имена прилагательные как бы расцвечивают окружающий нас мир. Как правило, понятие «цвет и его оттенки» может быть представлено множеством имен прилагательных. Возьмем, к примеру, синий – это васильковый, голубой, небесно-голубой, бирюзовый, сапфировый, лазурный; серый – это и дымчатый, и пепельный, и мышиный.

Подберите имена прилагательные, обозначающие зеленый цвет и его оттенки, запишите их вместе с существительными. С 2–3 словосочетаниями составьте и запишите предложения.

Читайте также:  литература по теме какого рода существительное чебурашка

Упражнение 12. Прочитайте текст, определите его основную мысль.

Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
– Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, – вздыхало Небо.
– А ко мне привязалось слово ровная, – чуть не плакала Дорога.
– Эх, подруга! Тебе еще ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда интересная, – безнадежно говорила Сказка.
– А я только звонкая, – сказала Песня.
– Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе.

Подберите имена прилагательные к существительным, о которых идет речь в тексте, а также к словам трава, лес, друг, солнце. Запишите их.

Упражнение 13. Допишите по 5–7 прилагательных, обозначающих: цвет (белый, оранжевый, . ), вкус (соленый, терпкий, . ), температуру (холодный, . ), качества характера (щедрый, умный, . ).

Упражнение 14. Запишите по 3–4 существительных к данным прилагательным: круглый, сладкий, веселый, храбрый, грустный.

Упражнение 15. Составьте с данными в скобках существительными словосочетания, запишите их в два столбика:

прямое значение переносное значение

черствый (хлеб, человек), холодный (день, взгляд), скользкий (пол, человек), яркий (огонь, пример), высокие (помыслы, сосны), сладкий (чай, сон), косой (шов, взгляд), золотой (характер, браслет), ленивая (девочка, поза), узкие (интересы, тропинки), бледный (мальчик, рассказ), железная (решетка, дисциплина), твердый (грунт, характер), жаркие (денечки, споры), свежая (мысль, булка).

Упражнение 16. Запишите существительные с прилагательными, расположив синонимы по степени возрастания или уменьшения признака.

Запах (благоуханный, приятный, ароматный), закат (алый, багровый, розовый, малиновый, красный, пунцовый), ответ (превосходный, хороший, прекрасный), боец (отважный, храбрый, бесстрашный, смелый), пианист (способный, гениальный, талантливый), стройка (большая, грандиозная, огромная), вода (ледяная, холодная, прохладная), лучи (жаркие, теплые, знойные, горячие), шаг (быстрый, поспешный, стремительный, торопливый).

Упражнение 17. Допишите к данным существительным постоянные эпитеты, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества. Слова какой части речи используются при этом?

Молодец, поле, море, конь, сокол, степи, ключи, лес, солнце, девица, вода, гусли.

Упражнение 18. Вспомните и запишите названия сказок, в которых встречаются имена прилагательные.

Упражнение 19. Дополните ряд фразеологизмов, в состав которых входят имена прилагательные. Объясните значения этих фразеологизмов.

Авгиевы конюшни, __________ пята, __________ меч, _________ слезы, ________ труд

Упражнение 20. Составьте словосочетания «прилагательное + существительное»: а) которые могут быть использованы в сообщении о сводке погоды; б) где прилагательные обозначают признак предмета, воспринимаемый зрением, слухом; в) где прилагательные являются эпитетами.

Ветер: заунывный, ураганный, шквалистый, порывистый, северный, сонный, ласковый, яростный, сердитый, бешеный.
Дождь: бесшумный, беспрерывный, бойкий, вялый, грозовой, кратковременный, затяжной, надоедливый, проливной, тихий, стремительный, шумный, унылый, хмурый, болтливый, монотонный, звонкий, обильный, ленивый, тоскливый.
Снег: белый, искристый, чистый, яркий, мокрый, алмазный, свежий, вчерашний, ранний.

Составьте текст из 5–6 предложений о снеге или дожде, используя словосочетания, содержащие эпитеты.

Упражнение 21. Замените прилагательное в словосочетании подходящим по смыслу синонимом.

Свежий воздух, свежая рубашка, свежая мысль, свежая зелень, свежий хлеб, свежее лицо.
Высокий дом, высокий человек, высокий урожай, высокий голос, высокие гости.

Упражнение 22. Выразительно прочитайте стихотворение Н.Рубцова.

Осень! Летят по дорогам
Осени стужа и стон!
Каркает около стога
Стая озябших ворон.
Скользкой неровной тропою
В зарослях пасмурных ив
Лошадь идет с водопоя,
Голову вниз опустив.
Мелкий, дремотный, без меры,
Словно из множества сит,
Дождик знобящий и серый
Все моросит, моросит.

Выпишите из стихотворения два словосочетания «прилагательное + существительное», в которых прилагательные являются эпитетами.
Найдите сравнение. Какие еще сочетания слов показались вам необычными? Как вы думаете, для чего их использует автор?
Выпишите выделенные слова, объясните выбор орфограмм – согласных в их корнях.
Сделайте фонетический разбор слов
стая, озябших.

Упражнение 23. (Устно.) Подготовьте связный рассказ на тему «Роль имен прилагательных в речи». Для доказательства выдвинутых положений приведите свои примеры.

Упражнение 24. Составьте с данными существительными словосочетания по образцу. Укажите род, число, падеж главного и зависимого слов.

Роза, снег, книг, полю, туч, карандашей, к деревне.

Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы они отвечают? От чего зависят род, число, падеж прилагательных?

Упражнение 25. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

а) 1. На рыбалку мы отправились ранним летним утром (Д.Мамин-Сибиряк). 2. Тихий ветер в травах ш_лестел (Б.Олейник). 3. Шу_ка у зайца белая. 4. Белая шу_ка зайца сл_вает_ся со снегом.

б) Черный аист – скрытная, нелюдимая птица. Она очень осторожна. Статью аист похож на своего белого собрата. В высоком полете они почти одинаковы.

Сделайте вывод о синтаксической роли полных и кратких прилагательных в предложении.
Выделите окончания в прилагательных. На что они указывают? Чем отличаются краткие прилагательные от полных?

Упражнение 26. Вспомните и запишите выражения из народных сказок, которые доказывают, что в древнерусском языке краткие прилагательные изменялись по падежам.

По белу свету, от мала до велика, __________.

Упражнение 27. Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, буквы. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Зимой сад белый, сонный. Но под весенним со_нцем (з,с)бегут снега и тогда вспыхнет сад розовым огнем. Пч_лы зажужжат в цветоч_ной глуш_. К лету закружит_ся цветоч_ный снегопад чтоб к осени на каждой ветк_ _вилось чудо!

Разберите по составу слово розовым. Выпишите из текста прилагательное с таким же составом. Выпишите однокоренные слова и разные формы одного слова.
Составьте схемы второго и последнего предложений.

Упражнение 28 ++ . Выпишите из текста в три столбика прилагательные:

качественные | относительные | притяжательные

Укажите их грамматические признаки. Добавьте по 2–3 своих примера.

Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья – ждали зимней одежды. Ели и сосны стали еще зеленее.
По первой пороше охотники пошли на охоту, и целыми днями слышался по лесу заливистый собачий лай.

Докажите, что выделенное слово – имя прилагательное.
Составьте схему последнего предложения.

Упражнение 29. Просклоняйте. Выделите окончания в вопросе и в имени прилагательном.

Тонкий длинный прутик, трудная дальняя дорога, тихое туманное утро.

Упражнение 30. Укажите, какие грамматические признаки выражают следующие окончания прилагательных. Докажите примерами.

Упражнение 31. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Я шел по узк_ тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнат_ бел_ ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю т_жел_ хлопьями. Долго еще др_жала в морозн_ воздухе снежн_ пыль.

Составьте схему предложения с союзом и.

Упражнение 32. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

К вечеру пошел снег. Крупн_ мохнат_ снежинки закружились в воздух_. С каждой минутой они становились все больше и больше. Наконец снег пов_лил хлопьями, зат_нул окрес_ность мутн_ пеленой. В один миг крыльцо лесной сторожк_ и ветви стар_ сосен (с,з)делались бел_, пушист_. Воздух был чист и свеж_. Наступила такая тишина, которая бывает только зимой в стар_, глух_ лесу перед наступлением ночи.
Из мглист_ вечерн_ неба сыпал и сыпал на землю бел_ пух зимы.

Найдите предложение с краткими прилагательными. Определите их синтаксическую роль в предложении.

Составьте с выделенным словом словосочетания, в которых прилагательные выступали бы в качестве эпитетов.

Упражнение 33. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных.

а) О тих_ весенн_ ночи; развесист_ высок_ дуба; зимн_ ясн_ днем; светл_ голуб_ неба; свеж_ осенн_ утром; в стар_ соснов_ лесу; в лесн_ таинственн_ глуши; по глух_ дремуч_ тайге; под тепл_ летн_ дождем; в русск_ народн_ песне; красив_ мелодией; в дальн_ дорогу; в син_ море; под низк_ деревьями; на утренн_ прогулку; у спокойн_ речки.

Выпишите два качественных прилагательных. Какие признаки предмета они обозначают?

Читайте также:  фамилия может быть именем существительным

б) Ранн_ прогулка по осенн_ лесу; морозн_ январск_ день; молод_ красив_ дуба; по чист_ светл_ воде; у желт_ душист_ акации; около белоствольн_ березки; в син_ дымке; сквозь прошлогодн_ листву; тих_ вечерами; весенн_ порой; поздн_ осенью; из дремуч_ леса; в дальн_ плавании; об осенн_ дождлив_ погоде; ясн_ вечерн_ зарю; тих_ задумчив_ природу; о дальн_ приятн_ прогулке; в густ_ тенист_ аллее; после вчерашн_ дождя; в горяч_ печь; длинн_ осенн_ ночью.

Выпишите два относительных прилагательных. На какие признаки предмета они указывают?

в) ++ Собач_ нюх; собач_ чутья; волч_ след; волч_ пасть; лис_ хитрость; в лис_ норе; по лис_му следу; ребяч_ голосов; медвеж_ берлога; олен_ мех; на олен_ меху; рыбач_ поселок; рыбач_ лодок; тюлен_ пастбище; в помещич_ усадьбе; медвеж_ услуга.

Найдите словосочетания, в которых одно и то же прилагательное в одном случае выступает как притяжательное, в другом – приобретает значение качественного. Составьте с ними и запишите предложения.

Упражнение 34. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных.

1. Тихо кр_дется заяц по мягк_ снегу (Д.Мамин-Сибиряк). 2. В Нов_ Зеланд_ об_тают два вида летуч_ мышей (И.Акимушкин). 3. Лес и теперь был хорош_ (Д.Мамин-Сибиряк). 4. Огромный пес был похож_ на могуч_ льва. Он прихрамывал на задн_ лапу. 5. Побелел син_ снег. 6. Задремавшая река отр_жает обл_ка, тих_, бледн_ свод небес, тих_, темн_, сонн_ лес (К.Бальмонт). 7. С моря слышен смутн_ гул. 8. Со_нце пахнет травами, свеж_ купавами, пробужденною весной и смолистою сосной (К.Бальмонт). 9. Лосенок был мал_ньк_, ж_лт_ньк_, с больш_, как у осла, ушами (В.Чаплина). 10. Птиц_ одна за другой больш_ кругами поднимались над горн_ хре_том навстречу утренн_ ветру (Н.Сладков). 11. Отара овец на склон_ горы пох_дила на весенн_ курчав_ обл_ч_ко.

++ Выпишите по два словосочетания с относительными и качественными прилагательными.
++ Подчеркните главные члены во втором предложении.

Упражнение 35. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания прилагательных.

1. За легк_ туманн_ дымкой мы разгл_дели холмист_ дальн_ берег. 2. Лес начинался за крайн_ избами, засл_нял деревню и не позв_лял шквальным ветрам разгуливат_ся по задворкам. 3. Поз_н_ осенью стали белить пожухлую траву первые заморо_ки. 4. В тиши зимн_ леса вдруг зашуршит что-то совсем рядом. 5. Из кроны соседн_ ольхи дон_силось воркование. 6. Весенн_ лес пронизан трелями зябликов.

Перечитайте третье предложение. Какое средство выразительности языка использовал автор?

Упражнение 36. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Озеро ш_рок_, привольн_, в (не)погоду хмур_, будто свинцов_, а в ясн_ дни ласков_ и приветл_в_. В прозрач_н_ глубине отр_жают_ся ле_к_ обл_ка, в прибрежн_ воды опрокинутые лесист_ острова.

Прочитайте выразительно описание Онежского озера, составленное по книге Н.Иониной «100 чудес света». Найдите в тексте смысловые синонимы, антонимы.
Укажите прилагательные, использованные в переносном значении. Какие еще средства выразительности языка использует автор, чтобы ярко, образно описать озеро?
++ Выпишите по два качественных и относительных прилагательных. Докажите (устно) принадлежность их к данному разряду.
Разберите по составу выделенные слова. Приведите примеры 2–3 прилагательных с такими же суффиксами (письменно).

Упражнение 37. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Преображенск_ церковь на Кижах пор_жает. Чешуйчат_ одежда ее куполов _делана русск_ мастерами из осиновых пластин. Ш_лковист_ на ощ_пь, они со временем ст_новятся седыми, приобр_тают с_зоват_ глянец и как бы з_ркальн_ свойства. В этой деревянн_ церков_ есть что-то от сказоч_ных теремов, и в то же время от нее веет богатырск_, былинн_ силой и уд_вительн_ пр_стотой крестьянских построек.

Выразительно прочитайте текст. Определите тип и стиль речи.
++ Найдите «новое» и «данное» в тексте. В чем особенности «данного»?
++ Выпишите имена прилагательные со значениями: а) «немного, слегка»; б) «принадлежности». Допишите по 2–3 подобных прилагательных, выделите в них суффиксы.

Упражнение 38. Сравните два текста, составленных по рассказу О.Перовской «Васька».

1) Мы хорошо рассмотрели Ваську. Это был неуклюжий маленький тигренок. У тигренка были большая, широкая голова с круглыми зелеными глазами, широкий лоб и короткие уши. Передние лапы были толстые и сильные, а задние – тоньше и слабее. Туловище у тигренка было худощавое и щуплое, а хвост был длинный, как змея.

2) Мы хорошо рассмотрели Ваську. Это был неуклюжий маленький тигренок с большой, широкой головой, с круглыми зелеными глазами, широким лбом и короткими ушами. Передние лапы у него толстые и сильные, задние – слабее и тоньше. Туловище у Васьки худощавое и щуплое, хвост длинный, как змея.

Какой из текстов вы считаете более удачным? Перечитайте его и ответьте на следующие вопросы.
Определите тип речи. Укажите признаки, характерные для данного типа речи.
++ Какие из способов правки сделали текст лучше: 1) замена синонимичным для данного текста словом; 2) исключение повтора слова в «данном»; 3) замена существительного местоимением?
++ Выпишите прилагательные в сравнительной степени. Образуйте и запишите превосходную степень этих прилагательных.

Упражнение 39. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Исследователи говорят о существовани_ в Кени_ необыкновенного вида бур_ медведя – керита.
Керит — самое загадочн_ страшилище Африк_. Он крупнее бур_ медведя, густ_ темн_ шерсть покрывает плечи и лапы зверя.
Предпол_гают, что ж_вет он в густ_ лесах и ведет ночной образ жизн_. Нап_дает он на людей и зверей всегда ночью. При нап_дени_ (не)перескакивает заборов, а проб_вает в них дыры. Колюч_ кусты и изгороди для него не помеха.
Ученые пока (не)дают ответа на вопрос о том, что такое керит – неизвес_ный хищ_ник или просто миф?

(На основе книги И.Акимушкина «Следы невиданных зверей»)

Сделайте морфологический разбор любого прилагательного.
++ Образуйте от выделенного прилагательного формы сравнительной и превосходной степени. Если невозможно образовать простую форму, образуйте составную.
++ Найдите в тексте прилагательные сравнительной и превосходной степеней и подчеркните их как члены предложения.

Упражнение 40. В написании каких частей речи возможно окончание -ие? Запишите 3–4 примера.
В написании каких частей речи возможно -ии на конце слов? Приведите 4–5 примеров.

Упражнение 41 ++ . Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

1. Обыч_ная белич_ пища семена хвойн_ деревьев. 2. Я шел по волч_ следу. 3. Теперь возле нашего домика я не вижу заяч_ следов. 4. Я не раз любовался чудес_н_ грамотой птич_ следов. 5. Тетерев красивейшая из охотнич_ птиц. 6. В холодн_ зимн_ ночи мы часто слышали голодн_ волч_ вой. 7. Среди кошач_ и собач_ следов на окраин_ города на бульварах можно увидеть и лис_и следы. 8. Опытные охотники знают, что в медвеж_ охоте прежде всего нужен порядок. 9. Длинн_ строч_кой тянется лис_ след. 10. Заяч_ лис_ птич_следами расписана бел_ скатерть снегов. 11. У мос_тика плещется рыбач_ лодка.

++ Найдите в предложениях имя прилагательное в превосходной степени, выпишите его, разберите по составу; приведите 2–3 примера прилагательных с таким же составом.

Упражнение 42. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

1. Лесн_ тропинка пов_рнула и я вышла на отлог_ мыс. 2. Осенн_ ветер дул и капли дождев_ л_ниво падали (А.Апухтин). 3. В нижн_ дупле жила горихвостка а верхн_ этажи занимали летуч_ мыши (Г.Корольков). 4. Летом ласка была в летн_ одежде а осенью перел_няла и оделась в бел_ шу_ку. 5. Индия древн_ родина син_ птицы (Н.Сладков). 6. Сипы огромн_ птицы горных высот (Н.Сладков). 7. Беркут самый крупн_ орел (Н.Сладков).

Выпишите два словосочетания «прилагательное + существительное», сделайте их разбор.
Составьте схемы первых двух предложений.
++ Выпишите прилагательное в превосходной степени. Запишите сравнительную степень этого прилагательного.

Упражнение 43. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных.

1. Сквозь плотн_ стену кустов ольхи я протиснулся к воде. 2. В проснувшемся от зимн_ дремы ельнике я встретил белку. 3. Люблю я слушать соловьев ясн_ майск_ днями. 4. Ранн_ весной по_вляется зорянка. 5. Даже в полноч_ в летн_ лесу бывает совсем тихо. б. Ноч_ растворилась в потоке утренн_ зари. 7. В неярк_ свете обозн_чились оч_ртания ветх_ сарая, низеньк_ забора и молод_ клена с резн_ листьями.

Читайте также:  урок русский язык род имени существительного 2 класс

(По Г. Королькову)

Подберите синонимы к выделенным словам.
Выпишите прилагательное с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Упражнение 44. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1. После сумрач_н_ ночи ярк_ красками разгорался поздн_ осенн_ рассвет. 2. Тонк_ водян_ пыль влажн_ и холодн_ слоем лежала над размокшей землей (Л.Андреев). 3. За снежн_ полями син_ полоса ельника отделила сер_ небо от бел_х полей (А.Чапыгин). 4. Туман серебрился колюч_ искрами (А.Чапыгин). 5. Под стар_ сосной муравьи выстроили огромн_ лесн_ дворец.

Подберите антонимы к выделенному слову первого предложения.
Подберите синонимы к выделенному слову последнего предложения, расположив их в порядке усиления признака.
Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Упражнение 45. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

В зимн_ тумане вст_ет холодн_, тускл_ со_нце. Спит заснеженный лес. Кажет_ся, будто все замерло от этой стуж_.
Я выхожу на лесн_ поляну. Вижу густ_ стар_ ельник. Все деревья в крупн_ шишках.
Вдруг словно весенн_ ветерок прошумел над лесом. Это стайка весел_ клестов пронеслась над поляной. Птич_ки ухв_тились за шишки цепк_ коготками и вытаскивают из них вкусн_ семена.

Сделайте морфологический разбор выделенного слова.
Составьте схему последнего предложения.

Упражнение 46. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания прилагательных.

1. Неприветл_в_, пасмурн_ день в разноцветн_ стекла гл_дит_ся (А.Апухтин). 2. С дерева с легк_м свистом слетает прохладн_ лист (Н.Рубцов). 3. Сиз_м ин_ем тих_й лен цв_тет (Б.Олейник). 4. Цепями льдист_ покорный пруд окован и син_м зеркалом сравнялся в берегах (П.Вяземский). 5. В безм_тежн_й тишине песни птич_ки говорлив_ разд_ют_ся в вышине (Я.Полонский). 6. Уже над ельником из-за вершин колюч_х сияло золото вечерн_х обл_ков (Я.Полонский). 8. Над свинцов_ми тучами альбатросы летят, за волнами кипуч_ми с поднебесья гл_дят (К.Бальмонт). 9. Вдоль по улиц_ по узк_ чистый мчит_ся ветерок (Н.Рубцов). 10. Бел_х лилий цветы серебрист_ выр_стают с глубок_ дна, где не светят лучи золотистые (К.Бальмонт). 11. За прибрежн_ кустами спит реч_ной хрусталь (С.Клочков).

Какие средства выразительности языка использованы в отрывках из стихотворений разных авторов?
Разберите по составу выделенные слова. Выпишите из предложений прилагательные с такими же суффиксами.
Сделайте синтаксический разбор 2-го предложения.
Составьте схему 10-го предложения.
++ Выпишите по два словосочетания «прилагательное + существительное» с качественными и относительными прилагательнымиРазберите эти словосочетания.

Упражнение 47. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора орфограммы.

Медведь неуклюж_; хлеб пахуч_; ландыш_ свеж_; мороз трескуч_; еж_ колюч_; бор дремуч_; борщ_ горяч_; день пригож_; похож_ на брата; ужасная суш_.

Упражнение 48 ++ . Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Объез_ик распустил шнуроч_к мешка и вынул из него мал_ньк_ др_жащий комоч_к. Это был лисенок. Совсем крошеч_н_, с пушист_ хвост_ком и парой остр_ньк_ уш_к. Туловище мал_ньк_, щупл_ньк_ и очень ле_кое+. Шея тон_ньк_+ . Голова больш_, с остр_ нос_ком. Весел_, кругл_, как пуговки, глазенки и ч_рн_ мокр_ кон_ч_к носа. Шкурка серовато-ж_лт_, а щ_ки, горло и живот бел_.

Выразительно прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. Назовите признаки этого стиля.
++ Как автор текста сумел избежать повтора – недочета в «данном»?
++ Выпишите по два прилагательных и существительных, суффиксы которых имеют уменьшительно-ласкательное значение.
В отмеченных значком «+» предложениях подчеркните прилагательные как члены предложения.
Найдите в тексте синоним и антоним к выделенному слову
.

Упражнение 49. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Я попал на Светл_ озеро уже поздн_ осенью когда выпал первый снег. Кое-где на березах еше ост_вался ж_лтый лист. Сух_ осенн_ трава выгл_дела из-под снега ж_лт_ щеткой. Мертв_ тишина ц_рила кругом. Прозрач_н_ вода потемнела и в берег с шумом била т_желая осенн_ вода.

Сделайте морфологический разбор любого прилагательного.
++ Выпишите два словосочетания «прилагательное + существительное», в которых одно прилагательное качественное, другое – относительное.
Подберите антонимы и синонимы к выделенному слову.
Составьте схемы первого и последнего предложений. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Упражнение 50. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

В лесу дремуч_ стояла избушка. Вокруг нее улыбались разные цветы: красн_, син_, ж_лт_. Т_нулись к солнцу голуб_ травы. На серебрян_ кустах красн_ белки щ_лкали орешки+.
Возле крыльца избушк_ стояла очень стар_ сосна. Ее в_рхушка доросла до неба. По ночам в ней играли в прятки маленьк_ звездоч_ки, а по утрам на ней др_мали устал_ обл_ка. Вечером из ч_рн_ дуба выглядывал ушастый дядя Филин и рассказывал лесн_ люду сказки.

Составьте схему второго предложения.
Сделайте синтаксический разбор отмеченного значком «+» предложения.
Из последнего предложения выпишите служебные части речи. Запишите их названия и рядом по 2–3 своих примера.
Найдите в тексте слова, строение которых соответствует схемам:

Запишите по 2–3 примера с таким же составом слов.

Упражнение 51 ++ . Подберите к существительным имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета.

Образец: темно-золотистый колос, огненно-красная искра, иссиня-голубой снег.

Иней, небо, трава, заря, звезда, запах, закат, дым, море, вода, туман.

Упражнение 52 ++ . Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

1. В (бело)синеватых вспышках молний то и дело возникал из тьмы летуч_м видением угрюм_ хребет. 2. (Темно)син_ море горит изменчивыми красками (М.Горький). 3. Камень засв_тился (синевато)голубоват_м мерцанием. 4. (Синевато)светел блеск реки там, где она выб_гает в д_лину, покрытую (густо)син_ туманом.

Выпишите два прилагательных, строение которых соответствует схеме Какое значение придают эти суффиксы прилагательным?

Упражнение 53 ++ . Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Янтарь застывшая смола хвойн_ деревьев. С древн_ времен приметили его люди. Этот солнеч_ный камень бывает разных оттенков: от (светло)прозрач_н_ до (темно)ж_лт_. Иногда встречаются кусоч_ки облач_н_ янтаря с причудлив_ узорами, которые напоминают то кучев_ обл_ка, то языки пламени. Янтарь бывает (лучисто)прозрачным, (ж_лто)корич_невым, (светло)лимонным. Из этого самоцвета были _деланы стены извес_н_ Янтарной комнаты, которую фашисты вывезли с территори_ Росси_. С тех пор она пропала. Сейчас она восстанавливается русскими мастерами.

(По материалам книги «100 чудес света»)

Подберите к выделенному слову синонимы.

Упражнение 54. (Устно.) Подготовьте связный рассказ на тему «Имя прилагательное как часть речи».

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

I. Найдите верные формулировки:

А. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

1) признак, но как предмет;
2) признак предмета;
3) состояние предмета;
4) действие предмета.

Б. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

В. Имя прилагательное:

1) в полной форме согласуется с существительным в роде, числе и падеже;
2) относится к одному из трех родов;
3) в предложении в полной форме может быть сказуемым или определением;
4) в краткой форме изменяется по числам.

Г. Краткие прилагательные:

1) изменяются по родам, числам, падежам;
2) склоняются, изменяются по родам;
3) не склоняются, изменяются по числам, в единственном числе – по родам;
4) в предложении обычно являются определением или сказуемым.

II. Каким членом предложения является выделенное слово?

А. Зима в этом году холодная.

1) Подлежащим; 2) сказуемым; 3) определением; 4) обстоятельством.

Б. Осенние дни короче летних.

1) Подлежащим; 2) сказуемым; 3) определением; 4) обстоятельством.

III. Укажите прилагательные с окончанием:

V. Найдите слова с мягким знаком на конце:

1) из-за туч_; 2) рож_; 3) слышиш_; 4) хорош_.

V. Найдите прилагательные, строение которых соответствует схемам:

VI. Найдите ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных:

1) красивше всех; 2) более тоньше; 3) наименее удачный; 4) прекраснее всех; 5) отличнейший.

Источник