Меню

какие существительные относятся к разносклоняемым в чем их особенность



Разносклоняемые имена существительные

Цели урока:

    повторить склонение имен существительных; окончание существительных в 1, 2, 3 склонениях;
  • дать понятие о разносклоняемых именах существительных;
  • научить учащихся склонять разносклоняемые существительные и правильно употреблять их в речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

На доске записано предложение:

Дед Мороз с метелью ходит в поле чистом, обросли все ели инеем пушистым.

1) Спишите предложение.
2) Подчеркните имена существительные, определите у них склонение.
3) Существительных, какого склонения нет в предложении.
4) Назовите имена существительные 1 склонения на тему: “Зима”.
5) К слову метель подберите синонимы. Запишите их. Определите склонение записанных слов.
6) Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям?
7) Какое значение для правильного написания падежных окончаний существительных имеет склонение?

Учитель записывает на доске:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

8) У всех ли существительных можно определить склонение?

III. Новый материал.

1) Оказывается, склонение есть не у всех существительных. И тема нашего урока: “Разносклоняемые имена существительные”. Разносклоняемые имена существительные, т.е. склоняются по-разному. На уроке мы должны ответить на два вопроса:

а) Какие это существительные?
б) В чем особенность их склонения?

Есть 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на —мя и существительное мужского рода путь.

Запишите их в тетрадь:

Бремя
Время
Вымя
Знамя
Имя
Пламя
Племя
Семя
Стремя
Темя
Путь

Объяснение лексического значения слов бремя, вымя, племя, семя, стремя, темя сначала учащимися, а потом сравнить по толковому словарю Ожегова.

2) Давайте выясним, в чем же особенность их склонения и просклоняем существительные 2 склонения, 3 склонения, существительные на -мя и существительное путь.

Источник

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

В 6 классе, в курсе русского языка, учащиеся сталкиваются с новым правилом о том, что такое разносклоняемые существительные. Не для всех слов данной части речи подходит стандартный способ определения склонения по роду и соответствующему окончанию.

Почему определенную группу существительных называют разносклоняемыми

При склонении существительных прослеживается закономерность в написании окончаний. Как известно, в правилах русского языка существует 3 склонения:

  1. муж.р. и жен.р. на -а, -я (баня, станция, судья);
  2. мужск.р. и средн.р. с нулевым окончанием и на -о, (-е) (растение, принтер, короб, колесо);
  3. женск.р. (все, кроме I скл.), (лошадь, мочь).

Само определение «разносклоняемые» намекает, что такие имена существительные отличаются особенностями изменения по падежам. Слова данной группы нельзя отнести ни к одному из существующих склонений, они имеют падежные окончания разных типов.

Согласно правилам, выделяют десять разносклоняемых имен существительных ср.р. на -мя:

Таблица склонения существительных на -мя

Особенности склонения существительных данной категории:

  1. В ед.ч. Р.п, Д.п., П.п. они имеют окончание , как сущ. III скл. (нет чего? Род.п. – имени, племени, семени; чему? Дат.п. – стремени, пламени, вымени).
  2. В ед.ч. Т.п. – окончание -ем, как сущ. II склонения (чем? Тв.п.- бременем, знаменем, семенем).
  3. У существительных ср.р. на -мя, в форме множ.ч. появляется суффикс -ен (-ён), (имена (Им. п. что?), времён (Род.п. чего?), племена (В.п. вижу что?), о временах (П.п. о чем?).
  4. У сущ. ср.р. на -мя, в форме единст.ч. появляется суффикс -ен (-ён), кроме И.п. и В.п. (темя (И.п. что?) –темени (Р.п. нет чего?), пламя (В.п. вижу что?) – о пламени (П.п. о чем?).
  5. У слов семя и стремя в Род.п. множ.ч. добавляется формообразующий суффикс -ян (что? И.п. – семена, стремена; нет чего Р.П. – семян, стремян).
  6. Такие слова на -мя, как темя, вымя, пламя и бремя не имеют формы множ.числа, а если быть точнее, употребление в устной и письменной речи в таком виде этих слов устарело.
Читайте также:  как найти собственное имя существительное

Пример изменения разносклоняемого существительного по падежам в ед.ч.:

Склонение слов путь, дитя

Для существительного м.р. путь, в результате манипуляций с падежными изменениями, свойственно присвоение окончаний III склонения, кроме формы Твор.п. в ед.ч., характерной для II склонения.

Правило для слова «путь»

В склонении слова дитя в единственном числе имеются следующие особенности:

  • в Род.п., Дат.п., Предл.п. представлено в архаичной форме – дитяти, с окончанием , как у сущ.III склонения;
  • в Тв.п. – окончание -ей (ею), дитятей (дитятею).

Слово дитя в косвенных падежах в современном русском языке употребляется редко. Обычно его заменяют на слово ребенок:

Как запомнить разносклоняемые существительные

Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:

Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд (используя мнемотехнику).

Источник

Разносклоняемые существительные

В русском языке есть 11 слов, которые не относятся ни к одному из склонений, но изменяются по падежам. При изменении они берут окончания разных склонений, поэтому их называют разносклоняемыми. К ним относят: слово путь и 10 слов, заканчивающихся на -мя — время , бремя , имя , стремя , семя , племя , вымя , знамя , темя , пламя .

Склонение разносклоняемых существительных:

падеж существительные на -мя существительное «путь»
И. п. пламя путь
Р. п. пламени пути
Д. п. пламени пути
В. п. пламя путь
Т. п. пламенем путём
П. п. о пламени о пути

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Урок русского языка «Разносклоняемые существительные»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок по теме «Разносклоняемые существительные» разработан для учащихся 5 класса. Иногда учителю сложно разработать урок с элементами исследования так, чтобы, один раз научив способу исследования, использовать этот способ на уроках по разным темам. В данной разработке показан один из способов исследовательской работы на уроке.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_raznosklonyaemye_sushchestvitelnye.doc 107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разносклоняемые существительные

Тип урока: Урок-исследование

Предметная: помочь учащимся сформулировать понятие «Разноскллоняемые существительные», выявить их особенности;

Метапредметные: научить учащихся ставить цели и планировать последовательность действий при изучении новой темы.

Предметные: понять какие существительные относятся к разносклоняемым и почему.

  • умение ставить и формулировать цель деятельности,
  • планировать последовательность действий (задачи);
  • искать пути решения проблемы.
  • строить логическую цепь рассуждения;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
  • слушать речь других;

На уроке используется таблица для фиксации поставленных задач и выводов.

Запись под диктовку: Мороз с метелью ходит в поле чистом, обросли все ели инеем пушистым.

Задание: сгруппировать существительные по склонениям

Учитель: С помощью чего вы определили склонение существительного? (род и окончание)

Изучение нового материала

Учитель: Я прочитаю вам сказку, а вы после прослушивания ответите на мои вопросы. Они на слайде:

  • Какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению
  • Какие существительные внесли смуту? Почему?
  • Как их назвал король? Почему?

Жила-была на свете одна страна. Называлась она Существительное. И было ней было три города: Первое склонение, Второе склонение и Третье склонение. Всеми жителями Существительного управлял король. Он относил всех к мужскому, женскому или среднему роду, а затем решал, кто в каком городе будет жить.

В первый город он заселял жителей мужского и женского рода, чьи имена оканчивались на А и Я. Самые известные в Первом склонении были Мама, Папа, Тетя и Дядя.

Во второй город король заселял жителей мужского рода, имена которых были с нулевым окончанием, и среднего рода, чьи имена заканчивались на О и Е. Во Втором склонении жили и Окно, и Море, и Конь, и другие.

А в третий город король заселял только дам. Их имена были с нулевым окончанием. Всем были известны девушки с именами Печь и Степь.

Жили все счастливо, не ссорились, пока однажды в страну не приехали новые жители. Их было двенадцать: Бремя, Время, Вымя, Знамя, Имя, Пламя, Племя, Семя, Стремя, Темя, Путь, Дитя. Расселил их король по трем городам, и жизнь продолжилась. Но недолго страна была в покое. Участились ссоры, скандалы, конфликты. По стране ходили различные слухи. И виной всему были новоселы. Король был сильно обеспокоен тем, что случилось. Раньше была тихая, мирная страна, а сейчас даже гражданские войны начались!

Король понял, что все дело в неверном расселении. И решил он создать село Разносклоняемое, куда отправил двенадцать новоселов. С конфликты между жителями прекратились. И стали они жить-поживать да добра наживать.

Учитель: Вернемся к вопросам:

  • Какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению? Ответы детей
  • Какие существительные внесли смуту? Почему? Ответы детей
  • Как их назвал король? Почему? Ответы детей

Учитель: Мы не можем ответить на два вопроса: Почему их так назвали и почему из-за них начались проблемы в королевстве. Что будем делать?

Учитель: Какую цель мы поставим на урок? Ответы детей

Цель урока : узнать, почему эти существительные называются «разносклоняемые», в чем их особенность.

Учитель: (корректирует цель) Нам надо сформулировать понятие «Разносклоняемые существительные» и выявить их особенности .

Запишем на доске: Бремя, Время, Вымя, Знамя, Имя, Пламя, Племя, Семя, Стремя, Темя, Путь, Дитя

Учитель: Как будем достигать цели? Ответы детей

Таблицу с задачами предлагает учитель. Задачи решаются постепенно и записываются по ходу урока, одна задача вытекает из другой (логика рассуждения)

Учитель: Предлагаю вам сегодня использовать такую таблицу. (Таблицу с задачами записываем в «Словарик» и заполняем по ходу урока) Данная таблица поможет нам фиксировать задачи, СПОСОБ их решения и выводы.

Учитель: Что надо сделать в первую очередь? Правильно, узнать почему эти существительные так называются.

У: Каким способом мы можем это узнать? Нам поможет морфемный разбор.

Ученик у доски разбирает слово «разносклоняемые». Делает вывод (в слове два корня, которые обозначают «разное склонение»

Узнать, почему так называются

Два корня обозначающие «разное склонение»

У: Эти существительные имеют разное склонение? Относятся к разным склонениям? К каким? Какие склонения бывают у имен существительных? Ответы детей

У: Как проверить к какому склонению относятся данные существительные? Какой будет следующая задача? А какой способ ее решения?

Узнать, почему так называются

Два корня обозначающие «разное склонение»

Выясним особенности разносклоняемых существительных

Определим род и окончание. Таблица

Не у всех смогли определить, т.к. не знаем ЛЗ

У: Заполним такую таблицу. Для того, чтобы правильно определить род надо знать лексическое значение слова. Вы знаете лексическое значение всех слов? Нет.

Источник

Разносклоняемые имена существительные

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные — это 10 слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -мя (бре­мя, вре­мя, вымя, зна­мя, имя, пла­мя, пле­мя, темя, семя, стре­мя), суще­стви­тель­ные «путь» и «дитя», кото­рые име­ют сме­шан­ное скло­не­ние.

Узнаем, что такое раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке., рас­смот­рев осо­бен­но­сти их изме­не­ния по паде­жам.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные невоз­мож­но отне­сти ни к одно­му из трех типич­ных скло­не­ний слов этой части речи. Эта неболь­шая груп­па суще­стви­тель­ных име­ет падеж­ные окон­ча­ния раз­ных типов скло­не­ния.

Особенности склонения разносклоняемых существительных

Слова, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -мя, и суще­стви­тель­ное «дитя» име­ют кате­го­рию сред­не­го рода, а суще­стви­тель­ное «путь» с нуле­вым окон­ча­ни­ем — муж­ско­го рода (срав­ним: сло­во «стол» с нуле­вым окон­ча­ни­ем муж­ско­го рода явля­ет­ся суще­стви­тель­ным вто­ро­го скло­не­ния). Все же эти сло­ва не явля­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми вто­ро­го скло­не­ния.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные изме­ня­ют­ся по паде­жам по-особому:

  • р.п. наступ­ле­ние (чего?) ноч и ; древ­ко (чего?) зна­мен и ;
  • д.п. раду­юсь (чему?) ноч и ; зна­мен и ;
  • п.п. думаю (о чём?) о ноч и , о зна­мен и .

Склонение слов «время» и «путь»

Посмотрим, как изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные «вре­мя» и «путь»:

  • и.п. (что?) врем я , вре­мен а
  • р.п. мно­го (чего?) вре­мен и , вре­мён
  • д.п. (чему?) вре­мен и , вре­мен ам
  • в.п. (что?) врем я , вре­мен а
  • т.п. рас­по­ла­гаю (чем?) вре­мен ем , вре­мен ами
  • п.п. забо­чусь (о чём?) о вре­мен и , о вре­мен ах
  • и.п. (что?) путь, пут и
  • р.п. направ­ле­ние (чего?) пут и , пут ей
  • д.п. иду (по чему?) по пут и , по пут ям
  • в.п. вижу (что?) путь, пут и
  • т.п. любу­юсь (чем?) пут ём , пут ями
  • п.п. нахо­жусь (в чём?) в пут и , (о чём?) о пут ях

Сравним:

  • т.п. любу­юсь (чем?) мор ем , огн ём ;
  • т.п. иду (чем?) пут ём ; гор­жусь (чем?) зна­мен ем , имен ем , пла­мен ем и т.д.

При изме­не­нии суще­стви­тель­ных, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -мя, в фор­мах роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жей един­ствен­но­го чис­ла и во всех паде­жах мно­же­ствен­но­го чис­ла к кор­ню при­бав­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ен/-ён:

  • зна­мя — знам ен и, знам ён
  • имя — им ен и, им ён
  • пле­мя — плем ен и, плем ён

В мор­фем­ном соста­ве слов «семя» и «стре­мя» в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла к кор­ню при­бав­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ян-:

  • семя — сем ен и, сем ян ;
  • стре­мя -стрем ен и, стрем ян .

Склонение существительного «дитя»

Это сло­во име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла «дети». В его изме­не­нии по паде­жам в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла име­ют­ся неко­то­рые осо­бен­но­сти.

Существительное «дитя» в роди­тель­ном, датель­ном и пред­лож­ном паде­же име­ет фор­му «дитя­ти», как суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния, а в тво­ри­тель­ном — «дитя­тей» (дитя­тею).

Сравним:

  • ули­ца — улиц ей ,
  • армия — арми ей

Понаблюдаем за изме­не­ни­ем по паде­жам сло­ва «дитя» в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла:

  • и. п. (кто?) дит я
  • р. п. голо­сок (кого?) дитят и
  • д. п. иду (к кому?) к дитят и
  • в. п. колы­шу (кого?) дит я
  • т. п. любу­юсь (кем?) дитят ей (дитят ею )
  • п. п. рас­ска­жем (о ком?) о дитят и

Видеоурок

Источник