Меню

Какие есть на земле глаголы



Какие есть на земле глаголы

Мы предлагаем Вам перевод слова земля на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • land — суша, почва
    • святая земля — holy land
    • жизнь на земле — life on earth
    • уровень земли — ground level
    • родная земля — native soil
  • Terra — терра
  • territory — территория
    • исконные земли — ancestral territories
  • dirt — грязь
    • свежая земля — fresh dirt
  • sod — дерн
  • Erde — почва, местность, заземление, основание
    • крейсер земли — Land Cruiser
    • родная земля — heimischer Boden
  • Länderei — угодье
  • Bundesland — федеральная земля
  • Erdboden — почва
  • Grund und Boden
  • Erdkugel — земной шар
  • Erdkreis
  • Gelände — территория
  • Terra
  • Grundbesitz — земельная собственность
  • E
  • Festland — суша
  • Terre — почва
    • недра земли — entrailles du sol
  • terrain — почва
    • гектары земли — hectares de terrain
  • pays — территория
    • земля иерусалимской — pays de jérusalem
    • азербайджанские земли — territoires azerbaïdjanais
  • globe — земной шар
  • fonds — почва
  • parterre — пол
  • glaise — почва
  • parquet — площадка
  • univers — мир

Связь с другими словами

Слова содержащие -земля- :

Слова начинающиеся на земля- :

Какой бывает земля (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

Что может земля? Что можно сделать с землёй (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

Источник

Какими бывают глаголы:
(определения приводятся в именительном падеже)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова обезземелить (глагол), обезземелили:

Ассоциации к слову «глагол&raquo

Синонимы к слову «глагол&raquo

Предложения со словом «глагол&raquo

  • Различные временные формы глаголов помогают автору передать связь между прошлым, настоящим и будущим.

Цитаты из русской классики со словом «глаголы»

  • — Кончал базар купец. Странно: вчера был веселый, интересный, как всегда, симпатичный плутяга… Это я — от глагола плутать.

Значение слова «глагол&raquo

ГЛАГО́Л , -а, м. 1. Высок. устар. Слово, речь. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «глагол&raquo

ГЛАГО́Л , -а, м. 1. Высок. устар. Слово, речь.

Предложения со словом «глагол&raquo

Различные временные формы глаголов помогают автору передать связь между прошлым, настоящим и будущим.

Если в студенческие времена стены туалета у неё в квартире были увешаны таблицами спряжения неправильных глаголов, немецких и итальянских, то теперь их заменили разнообразные кулинарные рецепты.

Хотя у меня-то по английскому пятёрка и я замечаю, что она не всегда правильно времена глаголов употребляет.

Источник

Подборка правил: глагол

Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие (идти, брать, хвалить, сделать).

Признаки

1. Постоянные:

  • вид (совершенный/несовершенный);
  • спряжение I или II;
  • переходность (переходный/непереходный);
  • возвратность (глаголы, которые без -СЯ не употребляются).

2. Непостоянные

  • наклонение (изъявительное, условное, повелительное);
  • число (единственное(иду, шёл, пойду), множественное (идём, шли, пойдём);
  • время (прошедшее, настоящее, будущее);
  • род (мужской, женский, средний);
  • лицо (первое, второе, третье);
  • возвратность (глаголы, имеющие возвратные и невозвратные формы).

Неопределённая форма глагола

Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, оканчиваются на -ТИ, -ТЬ или -ЧЬ, не имеют признаков времени, числа, лица и рода (идти, печь, стричь).

Вид глагола

В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.

  • совершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что сделать? и обозначают уже совершённое действие или действие в начальной стадии исполнения (решить, прочесть, спеть, запеть);
  • несовершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что делать? (решать, читать, петь, запевать).

ЗАПОМНИ!

  • Только несовершенный вид:заискивать, перекликаться, перестреливаться, поглядывать, подсвистывать, подсевать, покашливать, приговаривать, принадлежать, разгуливать, сожалеть.
  • Только совершенный вид: грянуть, допроситься, загреметь, зашагать, отшуметь, очутиться, перепортить, побежать, полежать, полить, помечтать, понадобиться, попридержать, пораздумать, посидеть, хлынуть.

Спряжение глаголов

Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.

Выделяют 2 спряжения глагола:

I спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -УТ, -ЮТ (петь, прятать, колоть, тянуть, веять, мыть);

II спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ИТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -АТ, -ЯТ (возить, пилить, тратить).

ИСКЛЮЧЕНИЯ!

  • Эти глаголы относятся к I спряжению: брить, стелить, зиждиться, зыбить.
  • Эти глаголы относятся ко II спряжению: гнать, дышать, держать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть.

Способ определения спряжения глагола

  • Если личное окончание ударное , то определяем по личному окончанию:
    1. Если -У/-Ю, -ЁШЬ, -ЁТ, -ЁМ, -ЁТЕ, -УТ/-ЮТ, то это I спряжение.
    2. Если -У/-Ю, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ, то это II спряжение.
  • Если личное окончание безударное , то определяем по неопределённой форме
    1. Если неопределённая форма оканчивается на -ИТЬ (кроме брить, стелить), если это один из 7 глаголов на -ЕТЬ (смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть), если это один из 4 глаголов на-АТЬ (слышать, гнать, дышать, держать), то это II спряжение.
    2. Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

ЗАПОМНИ!

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.

  • Переходные — обозначают действие, которое переходит на какой-либо предмет, обозначаемый существительным, в винительном падеже без предлога (если действие переходит на часть предмета, винительный падеж заменяется родительным) — провожать сестру, рубить берёзу, читать книгу, шить костюм, выпить молока.
  • Непереходные — обозначают действие, которое не переходит на другие предметы (глаголы с суффиксом -СЯ – непереходные) — гулять в саду, спешить на поезд, заниматься спортом, купаться в море.

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы – это непереходные глаголы с суффиксом -СЯ.

Многие глаголы в русском языке имеют возвратные и невозвратные формы: мыть(ся), драть(ся), валять(ся), умывать(ся), стучать(ся), гнуть(ся).

Некоторые глаголы без -СЯ не употребляются: смеяться, надеяться, стараться, бояться, гордиться, сомневаться.

Наклонение глагола

В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.

  • изъявительное наклонение — обозначает действие, которое происходило, происходит или произойдёт (спал, сплю, буду спать).
  • сослагательное (условное) наклонение — обозначает действие желаемое или возможное, образуется с помощью формы прошедшего времени глагола и частицы БЫ (я написал бы, вы пришли бы).
  • повелительное — обозначает побуждение к действию, приказ, просьбу (принесите, стойте, встань).
Читайте также:  Как разбирается морфологический разбор слова глагола

Время глагола

Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.

  • Прошедшее время относится к действиям, которые к моменту речи уже завершились. Отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делало? что делали?

Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).

  • Настоящее время относится к действиям, которые происходят в момент речи. Отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?

Изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).

  • Будущее время относится к действиям, которые произойдут в будущем. Отвечают на вопросы: что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем?что сделаете? что сделают?

Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).

Формы будущего времени

  • простая (от глаголов совершенного вида: увижу, увидишь, увидит, увидим, увидите, увидят).
  • сложная (от глаголов несовершенного вида: буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать).

Правописание НЕ с глаголами

ЗАПОМНИ!

НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (Не спать! Он не боялся идти в лес.).

ЗАПОМНИ!

Глаголы, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ

ЗАПОМНИ!

Чтобы узнать, пишется у глагола -ТСЯ или -ТЬСЯ, нужно поставить вопрос. При вопросах что делать?/что сделать? пишется -ТЬСЯ, а при вопросах что делает?/что сделает? пишется -ТСЯ.

  • Что делать?купаться, смеяться, возиться, лениться, учиться.
  • Что делает?купается, смеётся, возится, ленится, учится.

Источник

Глагол.
материал по русскому языку на тему

Глагол. Правила по русскому языку.

Скачать:

Вложение Размер
Глагол 36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Глагол — это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие ( читать ), состояние ( болеть ), свойство ( хромать ), отношение ( равняться) , признак ( белеться ).

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

Начальной формой глагола является его неопределенная форма, или инфинитив.

Глагол в инфинитиве отвечает на вопросы что делать? или что сделать? и имеет только постоянные признаки переходности ( читать — перех., спать — неперех.), возвратности ( мыть — мыться ) и вида ( решать — несов. вид, решить — сов. вид).

Инфинитив может быть любым членом предложения: подлежащим ( Учиться всегда пригодится ), сказуемым ( Быть грозе великой !), дополнением ( Все просили ееспеть ), определением ( У меня возникло непреодолимое желание поспать ), обстоятельством ( Я пошел пройтись ).

Переходность/ непереходность глагола

Переходность — способность глагола управлять существительным со значением объекта в В. п. без предлога ( читать книги ). При отрицании форма В. п. меняется на Р. п. (не читать книг); к переходным также относятся глаголы, присоединяющие Р. п., совмещающий значение объекта и количества ( выпить воды ). Глаголы, которые могут управлять существительными в указанных формах, называются переходными.

К непереходным относятся остальные глаголы ( лежать ), в том числе глаголы, которые иногда называют косвенно-переходными, — присоединяющие существительное со значением объекта в В. п. с предлогом или в другом падеже с предлогом или без ( руководить заводом ), а также глаголы типа хотеть : в конструкции хочу мороженое пропущен инфинитив: хочу съесть мороженое .

Возвратными называются глаголы со словообразующим суффиксом — ся : учиться, смеяться. Большинство из них образовано от глаголов без -ся ( готовить готовиться ), но есть и не имеющие этого соответствия возвратные глаголы ( бояться, гордиться, лениться, надеяться, нравиться, смеяться, сомневаться и др.).

Возвратные глаголы могут передавать следующие значения:

1) действие субъекта направлено на себя: мыться, причесываться, настраиваться, унижаться ; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с себя;

2) направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться ;

3) действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для себя дом), укладываться (укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции с для себя, себе;

4) действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться; беспокоиться ;

5) потенциальный активный признак субъекта: собака кусается (может укусить);

6) потенциальный пассивный признак предмета: стекло бьется (может разбиться);

7) безличность — нравиться, нездоровиться, смеркаться .

Обычно возвратные глаголы являются непереходными — за редким исключением: бояться, стесняться маму.

Вид как морфологический признак глагола

Вид — постоянный морфологический признак глагола, обобщенно указывающий на характер протекания действия или распределение действия во времени.

Все глаголы имеют видовую характеристику — относятся к совершенному виду (СВ) или несовершенному виду (НСВ).

Глаголы СВ отвечают в инфинитиве на вопрос что сделать? и обозначают законченное действие (прочитать) или действие, достигшее определенного предела ( похудеть ).

Эти глаголы описывают действие как факт ( Наступила осень, листья пожелтели и опал и.). Очень редко, преимущественно в разговорной речи, глаголы СВ могут обозначать факт как пример повторяющегося действия ( С ним так бывает: остановится и задумается ).

Глаголы НСВ отвечают в инфинитиве на вопрос что делать? и не обозначают законченного действия ( читать ) действия, достигшего определенного предела ( худеть ).

Сфера употребления глаголов НСВ шире, чем глаголов СВ: глаголы НСВ обозначают действие как процесс ( Приближалась поздняя осень, листья быстро желтели и опадали ), повторяющееся действие ( Он иногда останавливается и задумывается ), постоянное отношение ( Параллельные прямые не пересекаются ). В ситуации, когда обозначается факт совершения действия, а не характер его протекания, глагол НСВ может быть употреблен синонимично глаголу СВ; ср.: Я уже читал эту книгу = Я уже прочитал эту книгу.

Большинство непроизводных глаголов русского языка имеют характеристику НСВ ( читать, менять, кричать ). Для образования от них глаголов СВ необходимо прибавить приставку ( читать пере-читать ), приставку и суффикс ( менять с-мен-и-ть ) или суффикс -ну- со значением однократности ( кричать крик-ну-ть ).

Не происходит изменения видовой характеристики только у 17 глаголов разнонаправленного движения при прибавлении к ним приставки с пространственным значением, например : летать у-летать .

Два глагола, различающиеся только видовым значением (завершенность действия, достижение действием предела), составляют видовую пару : делать — сделать, читать — прочитать .

У большинства глаголов приставка, помимо видового значения, привносит также иной дополнительный смысловой компонент: начинательность ( петь за-петь ), смягчительность ( болеть при-болеть ), интенсивность ( бить из-бить ) и др.

Если к глаголу СВ прибавить суффиксы -ива-/-ыва-, -ва-, -а-, то от них образуется глагол НСВ: перечитать перечит-ыва-ть, избить изби-ва-ть, решить реш-а-ть . Эти суффиксы, как правило, привносят только видовое значение (незавершенность действия, отсутствие достижения предела). При прибавлении этих суффиксов образуются видовые пары; исключения немногочисленны (см., напр., заблудиться — заблужд-а-ться ).

Некоторые глаголы имеют супплетивные (образованные от другой основы) видовые пары: говорить — сказать . В некоторых случаях глаголы в видовой паре внешне различаются только местом ударения ( разр?зать — разрез?ть ).

Обычно видовая пара одна ( делать — сделать, перечитать — перечитывать ), но в некоторых случаях у одного глагола СВ может быть две видовых пары, образованные на обеих ступенях видообразования: слабеть — о-слабеть — ослабе-ва-ть .

Видовая пара может быть различна для разных значений одного глагола:

учить (что) — выучить,

учить (кого) — научить .

В русском языке есть двувидовые глаголы : значение вида они приобретают в контексте. Это глаголы казнить, женить, крестить, обещать (Вчера он наконец женился — СВ. — Он женился несколько раз — НСВ), глаголы на -ировать: телеграфировать, оперировать (Ему еженедельно телеграфировали об успехах предприятия — НСВ — Он решил телеграфировать о своем приезде — СВ).

В русском языке есть глаголы, не участвующие в видообразовании, поскольку их значение чуждо описанию протекания действия: они обозначают не действие, а факт ( стоить, иметь — НСВ) или моментальный переход из одного состояния в другое (вскрикнуть, очнуться — СВ).

Наклонение как морфологический признак глагола

Наклонение — непостоянный морфологический признак глагола, представленный у спрягаемых форм глагола и выражающий противопоставлением форм изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения отношение действия к реальности.

Изъявительное наклонение выражает реальное действие в прошлом, настоящем или будущем. Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам ( пишу — писал — буду писать ).

Повелительное наклонение (императив) выражает побуждение к действию в форме просьбы или приказа. Глагол в повелительном наклонении не изменяется по временам.

Формы повелительного наклонения в основном образуются от основы настоящего времени с помощью суффикса -и или без суффикса. Нулевое окончание — показатель формы единственного числа, а окончание — те образует форму множественного числа ( бег-и — бег-и-те, режь — режь-те ).

Условное (сослагательное) наклонение обозначает действие, возможное при определенных условиях, а также само это условие. Условное наклонение образуется присоединением к совпадающей с прошедшим временем форме частицы бы: Если бы он пришел , мы пошли бы в кино.

Время как морфологический признак глагола

Время — непостоянный признак глагола, обозначающий время совершения действия по отношению к моменту речи о нем.

В русском языке у спрягаемых форм глагола представлены три времени: прошедшее, настоящее и будущее .

Прошедшее время обозначает предшествование действия моменту речи о нем. При этом сам момент речи (речемыслительной деятельности) может находиться не только в настоящем ( Я опоздал .), но и в прошлом ( Я понял, что опоздал .) или будущем ( Он опять придет раньше назначенного срока и будет говорить, что я опоздал. ).

При образовании форм прошедшего времени используется суффикс — л- ( видеть — виде-л ).

Настоящее время есть только у НСВ. Оно формально выражается личными окончаниями глагола ( нес-у, нес-ешь, нес-ет, нес-ем, нес-ете, нес-ут ).

Настоящее время может обозначать действие, протекающее в момент речи. При этом сам момент речи может находиться не только в настоящем ( Он идет впереди меня.), но и в прошлом ( Он думал, что идет впереди меня ) или будущем ( Он опять убежит вперед, но будет думать, что идет лишь немного впереди меня ).

Кроме того, настоящее время может обозначать:

1) постоянное отношение: Волга впадает в Каспийское море .

2) повторяющееся действие: Он всегда занимается в библиотеке .

3) потенциальный признак: Некоторые собаки кусаются .

Будущее время обозначает действие, которое будет иметь место после момента речи о нем ( Я вечером пойду в кино / Вчера утром я думал, что вечером пойду в кино, но не смог ).

Будущее время есть и у глаголов НСВ, и у глаголов СВ, но выражается оно различно. У глаголов НСВ представлена составная форма будущего времени : спрягаемая форма глагола быть + инфинитив ( буду читать ), у глаголов СВ будущее время выражается личными окончаниями ( прочита-ю ).

Формы времени могут иметь переносное употребление.

Настоящее время может употребляться:

1) в значении будущего:

а) действие воспринимается как обязательное и реальное: Завтра еду на дачу;

б) настоящее воображаемого действия: Вообрази: ты встречаешь его на улице, а он тебя не замечает;

2) в значении прошедшего (для образной актуализации событий): Иду я вчера по улице и вижу.

Прошедшее время может употребляться:

1) в значении будущего предрешенного: Ну, я пошел ;

2) в значении настоящего при отрицании: Всегда он так: ничего не видел, ничего не слышал.

Будущее время может переносно употребляться в значении настоящего: Что-то я газету никак не найду .

Лицо как морфологический признак глагола. Безличные глаголы

Глаголы в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении имеют непостоянный морфологический признак лица .

Лицо указывает на производителя действия.

Форма 1 лица указывает, что производителем действия является говорящий (один или с группой лиц): иду, идем .

Форма 2 лица указывает, что производителем действия является слушающий / слушающие: идешь, идете, иди, идите.

Форма 3 лица указывает, что действие осуществляется лицами, не участвующими в диалоге, или предметами: идет, идут, пусть идет / идут .

С точки зрения отношения к морфологической категории лица глаголы можно разделить на личные и безличные .

Личные глаголы обозначают действия, у которых есть производитель, и могут выступать как сказуемые двусоставных предложений (Я болею ).

Безличные глаголы обозначают действие, у которых нет производителя ( Смеркается ), или действие, которое мыслится как происходящее помимо воли субъекта (Мне нездоровится ). Это состояния природы ( Вечереет ), человека (Меня знобит ) или субъективная оценка ситуации ( Хочется этому верить). Безличные глаголы не могут быть сказуемыми двусоставных предложений и выступают как главный член односоставного безличного предложения.

В изъявительном наклонении морфологический признак лица выражается личными окончаниями и при наличии в предложении подлежащего является согласовательной категорией: личные местоимения я и мы требуют постановки глагола в форму 1 лица, личные местоимения ты и вы требуют постановки глагола во 2 лицо, остальные местоимения и все существительные, а также слова, выступающие в функции существительного, требуют употребления глагола в форме 3 лица.

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам .

Окончания настоящего/простого будущего времени называются личными окончаниями глагола (так как передают в том числе и значение лица).

Глаголы I спряжения имеют окончания — ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).

Глаголы II спряжения имеют окончания — ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Если личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям. Так, глагол спать относится к II спряжению ( сп-ишь ), а глагол пить — к I спряжению ( пь-ешь ). К тому же спряжению относятся производные от них приставочные глаголы с безударными окончаниями ( выпь-ешь ).

Если окончания безударные, то спряжение определяется по тому, какой вид имеет инфинитив глагола: к II спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться , а также 11 исключений: 7 глаголов на -еть ( смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть ) и 4 глагола на -ать ( слышать, дышать, гнать, держать ). Остальные глаголы относятся к I спряжению.

В русском языке есть глаголы, у которых часть личных окончаний относится к первому спряжению, а часть — ко второму. Такие глаголы называются разноспрягаемыми. Это хотеть, бежать, чтить и все глаголы, образованные от приведенных.

Глагол хотеть имеет окончания I спряжения во всех формах ед. числа и окончания II спряжения во всех формах мн. числа.

Глагол бежать имеет окончания II спряжения во всех формах, кроме 3 лица мн. числа, где он имеет окончание I спряжения.

Глагол чтить может либо быть разноспрягаемым, либо относиться ко II спряжению, что зависит от формы 3 лица мн. числа чтут/чтят.

Кроме того, есть глаголы, часть личных окончаний которых не представлена ни в I, ни во II спряжениях. Такие глаголы имеют особое спряжение. Это есть и дать и все образованные от них ( съесть, передать ), а также глаголы, связанные с данными по происхождению ( надоесть, создать ).

У большинства глаголов представлены все возможные формы лица и числа, но есть также глаголы, у которых отсутствуют вовсе или обычно не употребляются те или иные формы. Так, у глаголов победить, очутиться, чудить отсутствуют формы 1 лица ед. числа, у глаголов столпиться, сгруппироваться, разбрестись не употребляются формы ед. числа, у глаголов жеребиться, кристаллизоваться — формы 1 и 2 лица.

Род. Число. Взаимосвязь глагольных категорий

Род глагола является словоизменительной морфологической характеристикой таких глагольных форм, как формы единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, формы единственного числа условного наклонения, причастные формы. Родовая характеристика глагола служит для согласования глагола с существительными и местоименными существительными и является внесловным показателем их родовой характеристики (Мальчик пришел — Девочка пришл — а ). Средний род может также указывать на безличность глагола ( Вечерел — о) .

Число — морфологическая характеристика, присущая всем глагольным формам. Число глагола служит для согласования глагольных форм с существительным или местоименным существительным ( Пришел человек — Пришл — и люди). Множественное число глагола в односоставном предложении указывает на неопределенность субъекта (В дверь стучат ), а единственное может указывать на безличность (Меня знобит ).

Морфологический разбор глагола

Разбор формы инфинитива производится по следующему плану:

I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (инфинитив).

II. Морфологические признаки.

Постоянные признаки: а) вид; б) переходность; в) возвратность; г) спряжение.

Непостоянные признаки: а) наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное); б) время (если есть); в) число; г) лицо (если есть); д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец морфологического разбора глагола .

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, — сказал Балаганов, — пусть знает в другой раз, как нарушать конвенцию.

— Что за конвенция такая?

— Подождите, потом скажу. Вошел, вошел! (И. Ильф и Е. Петров)

I. Предостеречь (что сделать?) — глаг., начальн. форма предостеречь.

II. Постоянные признаки: перех., невозврат., СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в форме инфинитива.

III. (Что сделать?) нужно предостеречь (сказуемое).

I. Пусть знает (что делает?) — глаг., начальн. форма знать.

II. Постоянные признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: в повелит. накл., 3 лице, ед. числе.

III. (Что делает?) пусть знает (сказуемое).

I. Нарушать (что делать?) — глаг., начальн. форма нарушать

II. Постоянные признаки: перех., невозврат., НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: в форме инфинитива

III. (Что делать?) нарушать (сказуемое).

I. Подождите (что сделайте?)— глаг., начальн. форма подождать.

II. Постоянные признаки: перех., невозвр., СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в повел. накл., 2 лице, мн. числе.

III. (Что сделайте?) подождите (сказуемое).

I. Вошел (что сделал?)— глаг., начальн. форма войти.

II. Постоянные признаки: неперех., невозврат., СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в изъяв. накл., пр. вр., муж. роде, ед. числе.

III. (Что сделал?) вошел (сказуемое).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок актуализации знаний детей о глаголе. В уроке используются различные методы и приёмы работы на уроке.

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време.

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

Данную разработку можно использовать на уроке русского языка в 3 классе.

Источник