Меню

Какого грамматическое значение имени прилагательного



Глава 8. Морфология. Имя прилагательное

§1. Общая характеристика имени прилагательного

Имя прилагательное – это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение – «признак предмета».
К прилагательным относятся слова, отвечающие на вопросы: какой?, чей?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные – разряд по значению, для качественных: полная /краткая форма и степени сравнения,
  • изменяемые – падеж, число, в единственном числе — род.

3. Синтаксическая роль в предложении: у полных форм качественных прилагательных, а также у относительных и притяжательных прилагательных – определение, у кратких форм качественных прилагательных – часть составного именного сказуемого.

§2. Морфологические признаки прилагательных

У прилагательного, как и у других частей речи, есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, напротив, непостоянные (или изменяемые). Так, к примеру, прилагательное сладкий — это качественное прилагательное, полная форма, положительная степень сравнения. В предложении это слово может быть в разных падежах и числах, а в единственном числе — в разных родах. На иллюстрации линии из точек ведут к изменяемым признакам. Способность быть в полной или краткой форме, в положительной — сравнительной — превосходной степени лингвисты относят к постоянным признакам. Разные постоянные признаки выражаются по-разному. Например:

слаще — сравнительная степень прилагательного сладкий выражена суффиксом -ще- и отсутствием окончания,
менее сладкий — сравнительная степень прилагательного сладкий выражена сочетанием менее + сладкий,
сладок — краткая форма прилагательного в ед.ч. м.р. имеет нулевое окончание, в то время как полная форма сладкий имеет окончание -ий.

Непостоянные признаки: падеж, число, род (в единственном числе) выражены окончаниями: сладкий, сладкому, сладкие, сладкая и т.п.

§3. Разряды прилагательных по значению

В зависимости от характера значения имена прилагательные делятся на:

  • качественные: большой, маленький, хороший, плохой, весёлый, грустный,
  • относительные: золотой, завтрашний, лесной, весенний,
  • притяжательные: лисий, волчий, папин, мамин, отцов.

Качественные прилагательные

Качественные прилагательные обозначают такие признаки, которые могут быть выражены в бо ´ льшей или ме ´ ньшей степени. Отвечают на вопрос: Какой?
У них есть:

  • полные и краткие формы: хороший – хорош, весёлый — весел
  • степени сравнения: маленький – меньше – наименьший и самый маленький.

Большинство качественных прилагательных — непроизводные слова. Основы качественных прилагательных – производящие основы, от которых легко образуются наречия: плохо ← плохой, грустный ← грустно.
Значения качественных прилагательных таково, что большинство из них вступают в отношения

  • синонимии: большой, крупный, огромный, громадный
  • антонимии: большой – маленький.

Относительные прилагательные

Относительные прилагательные соотносятся по значению со словами, от которых они образованы.Поэтому они так названы. Относительные прилагательные – это всегда производные слова: золотой←золото, завтрашний←завтра, лесной←лес, весенний←весна. Признаки, выражаемые относительными прилагательными, не имеют разных степеней интенсивности. У этих прилагательных не бывает степеней сравнения, а также полных и кратких форм. Отвечают на вопрос: Какой?

Притяжательные прилагательные

Эти прилагательные выражают идею принадлежности. Они в отличие от качественных и относительных прилагательных отвечают на вопрос: Чей? Притяжательные прилагательные не имеют степеней сравнения, а также полных и кратких форм.
Суффиксы притяжательных прилагательных: лисий — -ий- [ий’], мамин — -ин-, синицин – [ын], отцов — -ов-, Сергеев -ев-.
Набор окончаний у притяжательных прилагательных особый. Даже из приведённых примеров видно, что в начальной форме (им.п., ед.ч., м.р.) у них нулевое окончание, в то время как у других прилагательных – окончания -ый, -ий, -ой.

Формы им.п. и в.п. притяжательных прилагательных ед. и мн.ч., как у существительных, а остальные — как у прилагательных:

Единственное число

Им.п. ж.р. — а : мамина, лисья, м.р.- : ,мамин, лисий ср.р. – о, е: мамино, лисье.

Род.п. ж.р. – ой, ей : маминой, лисьей, м.р. и ср.р. — ого, его: маминого, лисьего.

Дат.п. ж.р. – ой, ей : маминой, лисьей, м.р. и ср.р. – ому,ему: маминому, лисьему.

Вин.п. ж.р. — у,ю : мамину, лисью, м.р. и ср. р. – как им.п. или р.п.

Тв.п. ж.р. – ой, ей : маминой, лисьей, м.р. и ср.р. — ым, им: маминым, лисьим.

П.п. ж.р. — ой, ей : маминой, лисьей, м.р. и ср.р. — ом, ем: мамином, лисьем.

Множественное число

Им.п. – ы, и: мамины, лисьи.

Род.п. – ых, их: маминых, лисьих.

Дат.п. – ым, им: маминым, лисьим.

Вин.п. – как им.п. или в.п.

Читайте также:  Что такое причастие перешедшее в прилагательное

Тв.п. – ыми, ими: мамиными, лисьими.

П.п. – ых, их: маминых, лисьих.

Прилагательные могут переходить из одного разряда в другой. Такие переходы обусловлены особенностями контекста и связаны, как правило, с использованием прилагательных в переносных значениях. Примеры:

  • лисья нора — притяжательное прилагательное, а лисья хитрость — относительное (не принадлежит лисе, а как у лисы)
  • горькое лекарство — качественное прилагательное, а горькая правда — относительное (соотносится с горечью)
  • лёгкая сумка — качественное прилагательное, а лёгкая жизнь — относительное (соотносится с лёгкостью)

§4. Полная и краткая формы качественных прилагательных

Качественные прилагательные имеют обе формы: и полную, и краткую.
В полной форме они склоняются, т.е. изменяются по числам, по родам (в ед.ч.) и по падежам. Полные прилагательные в предложении могут быть определением или частью составного именного сказуемого.

Поздней ночью они вышли из дома.

Поздний — качественное прилагательное, положит. степень, полное, в форме ед.ч., ж.р., тв.п.

В краткой форме прилагательные не склоняются. Они не изменяются по падежам. Краткие прилагательные изменяются по числам и родам (в ед.ч.). Краткие формы прилагательных в предложении обычно бывают частью составного именного сказуемого.

Больна — качественное прилагательное, положит. степень, краткая форма, ед.ч., ж.р. В современном языке в роли определений краткие прилагательные бывают в устойчивых лексических сочетаниях, например: красна девица, средь бела дня.

У некоторых качественных прилагательных в современном языке есть только краткие формы, например: рад, должен, горазд.

Относительные и притяжательные прилагательные имеют только полную форму. Обратите внимание: у притяжательных прилагательных с суффиксом -ин- в им.п. совпадающей с ним формой в.п. окончание — как в кратких формах.

§5. Степени сравнения

Качественные прилагательные имеют степени сравнения. Так выражается в языке то, что признаки могут иметь большую или меньшую степень. Чай может быть сладким в большей или меньшей степени, правда? И язык передаёт это содержание.
Степени сравнения, таким образом, передают идею сравнения. Они делают это системно. Степеней три: положительная, сравнительная, превосходная.

  • Положительная — это значит, что признак выражен без оценки степени: высокий, веселый, теплый.
  • Сравнительная определяет большую или меньшую степень: выше, веселее, теплее, более высокий, более весёлый, более тёплый, менее высокий, менее весёлый, менее тёплый.
  • Превосходная выражает наибольшую или наименьшую степени: высочайший, веселейший, теплейший, самый высокий, самый весёлый, самый тёплый.

Из примеров видно, что степени сравнения выражены по-разному. У сравнительной и превосходной степеней значение передаётся либо с помощью суффиксов: выше, веселее, высочайший, веселейший, либо с помощью слов: более, менее, самый. Поэтому сравнительная и превосходная степени сравнения могут быть выражены:

  • простыми формами: выше, высочайший,
  • составными формами: более высокий, менее высокий, самый высокий.

Среди простых форм в русском языке, как и вдругих языках, например, в английском, бывают формы, образованные от другой основы.

  • хороший, плохой — положительная степень
  • лучше, хуже — сравнительная степень
  • лучший, худший — превосходная степень

Слова в простой и сложной сравнительной и превосходной степенях изменяются по разному:

  • Сравнительная степень (простая): выше, ниже — не изменяется.
  • Сравнительная степень (сложная): более низкий, более низкому, более низкими — изменяется само прилагательное, изменение возможно по падежам, числам, а в единственном числе — по родам.
  • Превосходная степень (простая): высочайший, высочайшему, высочайшим — изменяется по падежам, числам, а в единственном числе — по родам, т.е. как в положительной степени.
  • Превосходная степень (сложная): самый высокий, самому высокому, самые высокие — оба слова изменяются по падежам, числам, а в единственном числе — по родам, т.е. как в положительной степени.

Прилагательные в простой сравнительной форме в предложении бывают частью сказуемого:

Анна и Иван брат и сестра. Анна старше Ивана. Раньше она была выше, а теперь выше Иван.

Остальные формы сравнения бывают и в роли определения, и в роли сказуемого:

Я подошла к более взрослым ребятам.
Ребята, были более взрослыми, чем я думала.
Я обратилась к самым взрослым ребятам.
Эти ребята самые взрослые из тех, кто занимается в кружке.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Источник

Грамматическое значение имени прилагательного

Цели урока:

  1. Выявить общее грамматическое значение имени прилагательного как части речи.
  2. Помочь учащимся осознать различие между лексическим значением прилагательного и его общим грамматическим значением.
  3. Совершенствовать навыки анализа связного текста.
  4. Развивать умение пользоваться приемом сопоставления при анализе языкового материала.
Читайте также:  Текст описание цветка розы с прилагательными

Ход урока

1. Слово учителя:

Мы продолжим работу над широкой темой «Знаменательные слова», сегодня будем говорить о словах со значением «признак предмета». В этой работе нам поможет рассказ Николая Ивановича Сладкова.

Н.И. Сладков—автор многих книг о природе. Он поворачивает читателя лицом к ней, призывает не просто любоваться красотой лесов, гор, полей, а хранить, ценить и беречь их. С детства Сладков интересовался природой, был членом кружка юных натуралистов, которым руководил знаменитый Виталий Бианки. Сладков усвоил его уроки, но выбрал свой путь в литературе. Он показывает читателю тайны природы, открывает двери в её укромные уголки. И мы из читателей превращаемся в участников удивительных событий и необычных встреч.

2. Чтение рассказа учителем.

–На столах у вас текст одного из красивейших рассказов Николая Ивановича Сладкова:

Раннее утро на отмели у реки. Перед восходом над горизонтом висело большое, длинное, лиловое облако с огненным ободком. Разгорелась заря: красная, ветреная, тревожная. Потом вплыло нестерпимое красное солнце и все вокруг: землю и небо—окрасило в красный цвет. И сразу гнусаво и громко закричали в тростниковых зарослях фазаны, и раздались птичьи голоса.

Стою под развесистой ивой с красными листьями. Над головой пронеслись утки с красными брюшками. На песчаной косе дремлют розовые цапли. Над тростниками пролетают сороки—черные с розовым. Через реку летит огромная стая черных грачей с красными от зари носами. Промельтешил гурток багряных стрепетов. И я записал об этом на порозовевшем листке блокнота.

Красная река текла в розовых берегах. Из воды прыгали черные рыбки, а их хватали черные против солнца чайки.

Потом все стало желтеть, тускнеть, и вот стало привычным, обыкновенным. Стоило проспать это утро, и я бы никогда не узнал, что вода может быть красной, а чайки—черными.

Беседа по вопросам:

— Понравился ли вам рассказ?

— Лексическое значение каких слов, по вашему мнению, требует объяснения? (Гурток, стрепеты)

— К какому словарю следует обратиться за помощью при объяснении лексического значения слов? (К толковому словарю).

— Какие картины можно представить, слушая этот рассказ?

— В какой форме—монологической или диалогической—написан данный текст? (Монолог)

— Какова тема этого текста? (Утро на реке).

— Какова основная мысль этого текста?(Автор хочет показать, как необычно может выглядеть ранним утром привычный пейзаж)

—Как можно озаглавить этот рассказ? (Учащиеся предлагают название—«Необыкновенное утро».

3. Орфографическая работа.

Учитель предлагает выделить в тексте орфограммы, назвать их опознавательные признаки, виды орфограмм и условия выбора написания.

4. Стилистический анализ текста. Беседа по вопросам.

– Мы знаем, что первое и последнее предложения очень важны для понимания текста. Прочитайте первое предложение. Почему оно очень важно? (Это экспозиция, которая сообщает о месте и времени).

— Прочитайте последнее предложение. Какова его роль в тексте? (Оно выражает авторскую позицию)

— Какие микротемы можно выделить в этом рассказе? (Начало зари, птицы на озере, река на заре, все стало обычным, утро было необыкновенным).

— Что же объединяет эти микротемы? (Они последовательно ведут к исполнению авторского замысла и связаны между собой по смыслу. Они являются частями одной большой темы)

— В каком стиле написан текст? Аргументируйте свой вывод. (Это художественный текст, так как основная цель автора—вызвать у читателя сопереживание, заразить его своими впечатлениями. В тексте используются средства речевой выразительности.)

—Почему автор так часто повторяет слово красный? Он не может подобрать синонимы? Ведь у слова красный их очень много. Давайте обратимся к словарю синонимов. (Обучающиеся находят в словаре синонимов словарную статью с заголовочным словом красный). Почему же Сладков не старался разнообразить свою речь синонимами? (Писатель хотел показать, что везде господствует красный цвет. Повторение одного и того же слова здесь не от бедности словаря, а для того, чтобы показать, как много было в картине утра одного и того же цвета.)

Учитель подводит шестиклассников к выводу: повтор одного и того же слова—это тоже изобразительно-выразительное средство, называющееся лексическим повтором

—Каков тип данного текста? Аргументируйте свой вывод. (Этот текст сочетает в себе повествование и описание. Повествование, так как происходящее описывается в определенной последовательности. Но здесь речь идет не столько о событиях, сколько об изменении картины, поэтому описание).

Читайте также:  Angry 3 формы прилагательного

5. Изучение нового материала.

–Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со знаменательной частью речи—именем прилагательным. Тема сегодняшнего урока—«Грамматическое значение имени прилагательного». Откройте 141 страницу учебника. Ознакомьтесь с вопросами, на которые предлагается ответить. Почему нужно ответить на эти вопросы перед началом изучения данной темы? (Для того, чтобы вспомнить, что у каждого слова есть лексическое и грамматическое значение, а также вспомнить, в какой морфеме заключено это значение).

Выпишите из рассказа Сладкова прилагательные, сгруппировав их по лексическому значению. (Обучающиеся вспоминают материал предыдущего урока, на котором речь шла о лексическом значении прилагательного, и распределяют прилагательные на тематические группы, которые им известны. Работа выполняется на доске и в тетрадях).

Получается следующая запись:

Признак по

времени форме размеру принадлежности цвету
раннее длинное большое птичьи лиловый
развесистый огромный огненный
красный
розовый
багряный
черный

—Каково лексическое значение этих прилагательных? (Обучающиеся комментируют, обращаясь при необходимости к толковому словарю).

–Встретились ли вам прилагательные, которые вы не отнесли ни к одной из известных вам групп? (ветреная, тревожная, тростниковые, привычный, обыкновенный)

—Значит, существуют и другие группы прилагательных, кроме уже рассмотренных нами. А как вы думаете, все ли группы прилагательных, выделяемые по лексическому значению, встретились нам в этом тексте? Почему? (Нет, далеко не все. В русском языке много различных групп прилагательных, выделяемых по признаку лексического значения, так как прилагательные отображают все разнообразие мира.)

—Какова роль прилагательных в данном тексте?( Прилагательные «расцвечивают» текст, а так как встретилось много прилагательных с самым разнообразным лексическим значением, то все они делают картину более выразительной).

—Какими общими признаками обладают все прилагательные? Что их объединяет при таком лексическом многообразии? (Все прилагательные имеют общее грамматическое значение—«признак предмета», отвечают на вопросы какой? чей?

Выпишем из второго предложения прилагательные с существительными, к которым они относятся. (Работа выполняется на доске и в тетрадях одновременно: большое, длинное, лиловое облако; с огненным ободком). Определим непостоянные морфологические признаки прилагательных: род, число, падеж. Как вы определили род, число, падеж у этих прилагательных?(Обучающиеся указывают на то, аналогичные значения существительных помогают установить и грамматические значения прилагательных).

—Давайте изменим у одного прилагательного род, а у другого — падеж. (Большой, большая; у огненного—огненному). Какая морфема при этом изменилась? Выделим её графически. (Обучающиеся выделяют окончания прилагательных).

—Сделайте вывод—что же является показателем грамматической формы у имени прилагательного?(Окончание, которое выражает грамматическое значение рода, числа и падежа).

—Изменилось ли лексическое значение слова, когда мы изменили его форму? (Осталось неизменным, лексическое значение выражено основой слова)

—Зачем нужно у прилагательного менять значения рода, числа и падежа? (Таким способом образуются различные грамматические формы прилагательных, которые могут соединяться с существительными в такой же форме).

—Мы сделали целый ряд выводов на уроке. Проверим по учебнику, верны ли эти выводы. (Обучающиеся читают теоретические положения на стр.142 учебника и делают вывод).

6. Закрепление.

Задание 1. А теперь выполним одно интересное задание. Для его выполнения мы должны вспомнить все, что знаем об имени прилагательном. Определите «лишнее» слово в каждой группе, обоснуйте свое решение.

  1. Белая, беловатая, беленькая, белизна.
  2. Твердый, твердого, твердые, твердокаменный.
  3. Стальной, золотой, медный, веселый.

Составьте с «лишними» словами словосочетания. Графически обозначьте формальный показатель грамматических значений у существительных и прилагательных. На какие признаки он указывает у существительных и прилагательных? Докажите правильность написания окончаний у прилагательных.

Задание 2. Сегодня мы читали красивый рассказ Н.И.Сладкова. у каждого из вас есть любимый уголок природы. Представьте его себе сейчас. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: 1 вариант: Что ты видишь и слышишь, представляя свой любимый уголок природы? 2 вариант: Какие чувства вызывает у меня любимый уголок природы?. Употребите прилагательные разных лексических групп. Графически обозначьте показатели формы прилагательных и существительных.

Учащиеся выполняют задание и выборочно читают свои работы.

Задание 3. Каковы ключевые слова сегодняшнего урока? Запишите их.

7. Подведение итогов урока.

8. Задание на дом.

Параграф 28, упр.250. Составьте небольшое описание пейзажа за окном дома. Используйте прилагательные с лексическим значением размера, цвета, материала, формы. Определите грамматические значения прилагательных и обозначьте их показатели.

Источник