Меню

Какой глагол может быть как совершенного так и несовершенного вида



Совершенный и несовершенный вид глагола

Что такое вид глаголов в русском языке?

Вид в русском языке – это грамматический признак глаголов. Он указывает на то, как определенное глаголом действие протекает во времени: завершенное оно и единовременное (сделал, прожил) или незавершенное и повторяемое (живет, делает). Вид является постоянным грамматическим признаком глаголов, присущ спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям.

Виды глаголов в русском языке

В русском языке существует два вида глаголов: несовершенный и совершенный вид глагола.

  • Глаголы совершенного вида (СВ) обозначают завершенное, доведенное до результата действие, состояние или процесс (вышел, построил, влюбился, продумал).
  • Глаголы несовершенного вида (НСВ) обозначают незавершенное, не доведенное до результата, продолжающееся действие, состояние или процесс (бежать, играть, чувствовать, размышлять).

Как определить вид глагола?

Самый простой способ определить вид глагола – это поставить к глаголу вопрос:

    Что делать? (обедать, читать, верить, штопать) – несовершенный вид глагола;

Кроме того, глаголы совершенного и несовершенного вида различаются по количеству спрягаемых личных форм и грамматической сочетаемости:

Источник

Виды глаголов

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Виды глаголов различаются по значению.

Таблица совершенных и несовершенных глаголов

Несовершенный вид Совершенный вид
Инфинитив Что делать?
играть
Что сделать?
поиграть
Прошедшее время Что делал?
играл
Что сделал?
поиграл
Настоящее время Что делаю?
играю
Будущее время Что буду делать?
буду играть
Что сделаю?
поиграю

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?:

сидеть, говорить, играть.

Глаголы несовершенного вида имеют три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее сложное время. В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено. Например:

(что делал?) толкал – прошедшее время, возможно, действие повторялось несколько раз и неизвестно, был ли достигнут нужный результат;

(что делают?) читают – настоящее время, продолжающееся действие, так как неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;

(что буду делать?) буду рисовать – будущее сложное время, возможно, действие будет повторяться и нет указания на то, что оно будет доведено до конца.

Подробнее про каждую временную форму глаголов вы можете посмотреть в теме Времена глаголов .

Глаголы несовершенного вида также могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться:

зажигал, зажигаю, буду зажигать.

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?:

присесть, поговорить, прочитать.

Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие. Например:

(что сделал?) присел – прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;

(что сделают?) поговорят – будущее простое время, действие будет сделано полностью и не повторится.

Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться:

Образование видов

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:

удва ивать – удво ить,

Заменой суффиксов и чередованием букв в корне:

Видовые пары глаголов

Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.

Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:

Некоторые видовые пары имеют разные основы, но обозначают одно и то же действие:

Несовершенный вид Совершенный вид
брать
ловить
класть
искать
говорить
взять
поймать
положить
найти
сказать

Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:

Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:

Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда
(настоящее время, несовершенный вид).

Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде
(будущее время, совершенный вид).

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.

Источник

Глагол несовершенного вида: примеры и как отличить от совершенного вида

Вид глагола — это одна из тем в школьной программе, которая у учеников забывается или вообще “пролетает”. Вне сомнений, если не понять легкие правила этого раздела, не получится разобраться и с другими, более сложными. Ученики часто путают глагол несовершенного вида с видом совершенным, однако они даже не представляют, настолько все легко и просто, нужно лишь четко разложить по полочкам, что есть что.

Вид — это такая единица, без которой ни один глагол в русском языке существовать не может. Стоит запомнить, что его можно определить всегда! В некоторых случаях ответ находится на поверхности, а в некоторых приходится покопаться. В нашем языке существует два вида глаголов: совершенный (СВ) и несовершенный (НСВ).

Читайте также:  Как ведет себя глагол в словосочетании

Совершенный вид

Это такой вид, который обозначает уже законченное действие, чаще всего мы используем его в прошлом времени. Если проводить параллель с английским языком, там завершенное действие может обозначаться такими временами, как Past Simple и Present Perfect. Нужно учесть, что глаголы СВ направляют нас на результат, конец действия или его начало. К примеру: “Он прочитал книгу”. Как можно узнать, что это не глагол несовершенного вида? Нужно просто задать вопрос: “Что сделал?”. Такую подсказку дают учителя детям практически во всех школах, поясняя, что если в вопросе у сказуемого имеется приставка “с”, то это глагол совершенного вида.

Данный тип также может использоваться в будущем времени, вопросы для проверки: “что сделает (сделают)?” и т. д.

Следует учитывать тот факт, что у СВ полностью отсутствует настоящее время, поэтому если вы увидели глагол этого времени — знайте, что он НСВ.

Несовершенный вид

Глагол несовершенного вида обозначает длительность действия, не подчеркивая результат. Процесс может быть регулярным, то есть кто-то делает что-то каждый день. Или просто повторяющимся, иными словами, кто-то делает что-то нечасто. В английском языке также имеются времена, обозначающие процесс, к примеру, Present Continious. Наречия, стоящие в предложении, также могут “выдать” несовершенный вид глагола. Примеры: постоянно, часто, всегда, регулярно, обычно, долго — все они указывают на отсутствие окончания действия.

Чтобы легко определить глагол несовершенного вида, стоит только задать к нему вопрос: “Что делать?” (в вопросе отсутствует буква “с”, указывающая на СВ, следовательно, это НСВ). Например: Марина любит петь (что делать?).

Глаголы данной группы могут быть как настоящего времени (что делает (делаю)? и т. д.), так и будущего (что будет делать (буду делать)? и др.) и прошедшего (что делал (делали)? и т. д.).

Одновидовые глаголы и глаголы с двумя формами

У многих глаголов в русском языке есть пара противоположного вида (давать(СВ) — дать(НСВ)). Они образуются при помощи чередований гласных и согласных букв и слогов:

  • о/а — опоздал/опаздывает (СВ/НСВ);
  • о/ы — вздохнули/вздыхают (СВ/НСВ);
  • я/им — подняла/будет поднимать(СВ/НСВ);
  • у/им — вынуло/вынимало (СВ/НСВ);
  • д/ж — проводил/провожает (СВ/НСВ);
  • т/ч — ответила/будет отвечать (СВ/НСВ);
  • п/пл — укрепил/ укреплял (СВ/НСВ);
  • ст/щ — угостила/ будет угощать (СВ/НСВ).

Помимо таких глаголов также существуют одновидовые, у которых ни в коем случае не может быть пары, они имеют только одну форму из двух: несовершенную или совершенную. Среди них: быть, присутствовать, отсутствовать, бездействовать (только НСВ), а также: закричать, понадобиться, хлынуть, очутиться (только СВ).

Примеры глаголов несовершенного и совершенного вида

Как оказалось, НСВ и СВ достаточно легко найти по вопросу, однако чаще всего ученики начинают понимать тему только после того, как учитель разберет ее на примерах.

Несовершенный вид: кипит, берет, заботиться, будут играть, стригла, искали, пилил, мешала, буду спать и т. п.

Совершенный вид: полью, забить, уберу, купил, исчезло, сместили, открыла, сяду и т. п.

Это лишь некоторые примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

Источник

Совершенный и несовершенный глагол в русском языке. Примеры

Несовершенные глаголы или глаголы несовершенного вида указывают на продолжающееся, незавершенное действие. Отвечают на вопрос что делать?

Примеры несовершенных глаголов:

идти, бежать, думать, покупать, отвечать

Совершенные глаголы или глаголы совершенного вида указывают на законченное, завершенное действие. Отвечают на вопрос что сделать?

Примеры совершенных глаголов:

прийти, прибежать, придумать, купить, ответить

Глагол — часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например: ходить, размышлять, читать, двигаться, любить, испытывать.

У некоторых глаголов есть лишь один вид.

Например, принадлежать и присутствовать — только несовершенный вид. Они обозначают незавершенное действие.

А очутиться, уцелеть или грянуть — только совершенный вид. Они всегда означают завершенное действие.

Что такое двухвидовые глаголы

Некоторые глаголы не имеют разных форм несовершенного и совершенного вида, они совмещаются в одной форме. Например, глаголы атаковать, воздействовать, завещать, казнить, обещать, ранить, использовать .

Такие глаголы называются двухвидовыми.

Примеры совершенных и несовершенных глаголов

Многие глаголы в русском языке составляют пары: совершенный и несовершенный вид.

Глаголы могут быть однокоренными и отличаться лишь суффиксами или приставками:
Что делать? Бросать. Рубить . Это глаголы несовершенного вида.
Что сделать? Бросить. Срубить . Это глаголы совершенного вида.
Встречать — встретить
Обижать — обидеть
Готовить — приготовить
Звать — позвать

Читайте также:  Все глаголы временных форм пассив

Отдельные видовые пары могут различаться только ударением:
Разрез а́ ть — разр е́ зать
Засып а́ ть — зас ы́ пать

Также в корне могут чередоваться согласные или гласные:
Оп а здывать — оп о здать
Ст и рать — ст е реть
Взд ы хать — взд о хнуть
Изл а гать — изл о жить

Бывают видовые пары, которые отличаются корнями:
Ловить — поймать
Класть — положить
Брать — взять
Искать — найти

Как определить совершенные и несовершенные глаголы?

Представим, что в учебнике вам встретилось задание: «определите вид глагола — совершенный или несовершенный». Как это сделать?

Задать вопрос
Если к глаголу подходят вопросы что делать? что делает? что делали? — это несовершенный глагол. Летали, рисовали, танцевали .
Если к глаголу подходят вопросы что сделать? что сделает? что сделали? — это совершенный глагол. Прилететь, нарисует, потанцевали .

Добавить слово «буду»
Перед глаголом несовершенного вида можно поставить слово буду — буду играть, буду танцевать, буду радоваться .
К глаголам совершенного вида добавить это слово нельзя: буду сыграть, буду станцевать, буду порадоваться — это уже ошибка.
Вывод: если перед глаголом легко поставить слово буду , то это несовершенный глагол.

Времена глаголов совершенного и несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида могут употребляться в настоящем, прошедшем и будущем времени, а вот глаголы совершенного вида — только в прошедшем и будущем (форма настоящего времени у них отсутствует).

Разберем это на примере глаголов купить и покупать .

Формы времени глаголов несовершенного вида

У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.

Что делал? Покупал — прошедшее время. Возможно, действие повторялось несколько раз.

Что делаю? Покупаю — настоящее время. Действие длится, но неизвестно, давно ли оно началось и долго ли будет продолжаться.

Что буду делать? Буду покупать — будущее сложное время. Действие также может повторяться и непонятно, будет ли оно доведено до конца.

Формы времени глаголов совершенного вида

Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее простое время.

Что сделал? Купил — прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз.

Что сделаю? Куплю — будущее простое время, действие будет завершено и не повторится.

Образовать настоящее время от глагола купить невозможно.

Источник

Совершенный и несовершенный вид глагола — правило как определить и примеры

Виды глаголов

В русском языкознании выделяют 2 вида: совершенный и несовершенный. Различить их довольно просто:

  1. Несовершенный вид (НВ). К ним можно отнести все глаголы, которые обозначают незаконченное, невыполненное до конца действие, процесс или состояние. Определить несовершенность довольно просто. Достаточно задать вопрос к глаголу и посмотреть, есть ли в вопросе приставка «с». У глаголов несовершенного вида вопросы будут без приставок: «что делать?», «что делаю?», «что делал?» Например: рисовать, рисую, рисовал.
  2. Совершенный вид (СВ). Это глаголы, которые обозначают до конца завершённое дело или процесс. Совершенный вид глагола отвечает на вопросы «что сделать?», «что сделаю?», «что сделал?». Например: нарисовать, нарисую, нарисовал. Из приведённых примеров видно, что в данной видовой категории в словах также появляется приставка.

Также несовершенность или совершенность можно определить следующим образом: подставить слово «буду». У глаголов несовершенного вида оно легко подставляется. Например, «рисовать» — «буду рисовать». А вот глаголы совершенного вида такое сочетание не приемлют. Например, к слову «нарисовать» нельзя подставить «буду». В этом случае теряется смысловое и грамматическое значение.

Исключение — «купить!» Без приставки глагол относится к СВ, а с приставкой к НВ. Что делать? Покупать.

Совершенная и несовершенная форма глаголов, причастий и деепричастий отличаются по временной принадлежности, спрягаемым личным формам и грамматической сочетаемости. При определении вида не имеет значения, какие это глаголы — переходные или непереходные, возвратные и невозвратные.

Способы образования

Определить видовую принадлежность можно по формальным признакам. Например, по способу образования.

Так, НВ образуется от СВ с помощью присоединения следующих суффиксов, представленных в таблице:

Суффиксы Примеры
1. -ива-, -ыва- опоздать — опаздываю; рассказать — рассказываю
2. -ва- напеть — напеваю; созреть — созреваю
3. -а-, -я- спасти — спасать; сообщить — сообщать.

В данных примерах производящий глагол — совершенного вида, а производный уже несовершенного.

  1. Также можно образовать СВ путем отбрасывания суффикса: давать — дать.
  2. Заменой суффиксов. Например: решать — решить, обидеть — обижать.
  3. Сменой суффиксов и чередованием звуков в корне: прощать — простить, утомить — утомлять.
  4. С помощью суффикса и приставки одновременно: чертить — вычерчивать, рисовать — вырисовывать.
Читайте также:  Правописание не с существительными прилагательными причастиями наречиями глаголами и деепричастиями

А вот глаголы СВ можно получить от НВ следующим образом:

  • с помощью приставок на-, про-, до-, по- и других, например, любить — полюбить, учить — проучить, читать — почитать, плыть — приплыть;
  • с помощью суффикса -ну-, проникать — проникнуть, промокать — промокнуть.

В этих видовых парах совершенный вид образуется от несовершенного. При этом стоит отметить, что, кроме грамматических признаков, меняется и лексическое значение слов.

Отдельные видовые пары могут различаться только ударением:

Несовершенный Совершенный
отрезать отрезать
засыпать засыпать
отрезать отрезать
выходить выходить

Также в русском языке бывают пары слов, которые обозначают одно действие, но имеют совершенно разные корни. Это явление называют супплетивизмом:

  • положить — класть;
  • накладывать — наложить;
  • брать — взять;
  • поймать — ловить;
  • искать — найти.

Временные формы

Изучая категорию вида, нужно помнить, что глаголы НВ имеют все три формы времени: прошедшую, настоящую и будущую. Поэтому вопросы можно поставить следующие: «что делал?», «что делаю?» и «что буду делать?» Ответ: строил — строю — буду строить.

А вот слова СВ будут иметь только прошедшее и будущее время. И вопросы, соответственно, будут такие: «что сделал?» и «что сделаю?» Ответ: построил и построю.

Здесь нужно отметить, что форма будущего времени у глаголов СВ простая, то есть состоит из одного слова. А у слов НВ — составная, состоящая из двух слов.

А также СВ не может сочетаться со вспомогательными словами, такими как «начинать» и «продолжать», в то время как глаголы НВ отлично сочетаются вместе. Например: начинаю рисовать, продолжаю работать.

Форма прошедшего времени может изменяться по числам. Совершенный вид: побежал — побежали. Несовершенный: рисовал — рисовали.

Одновидовые и двувидовые глаголы

К категории вида относятся также одновидовые и двувидовые. Отличить их довольно просто.

Одновидовые — это слова, которые имеют только один вид — совершенный или несовершенный. И образовать второй невозможно. Например, слова «грянуть», «очутиться» — СВ. А слова «сожалеть» и «присутствовать» — только НВ. Двувидовые — это слова, которые пишутся одинаково, но вид определяется только по контексту, в зависимости от смысла предложения.

Примеры двувидовых глаголов:

  • Это слово может больно (что сделать?) ранить — СВ.
  • Не нужно (что делать?) ранить меня такими словами — НВ.
  • Михаил (что делает?) телеграфирует о своём приезде — НВ.
  • Он завтра (что сделает?) телеграфирует о своём приезде — СВ.
  • Я (что сделаю?) велю вам приготовить постель — СВ.
  • Я (что делаю?) велю вам сесть — НВ.

Самыми распространёнными двувидовыми можно назвать следующие:

Таким образом, в зависимости от речевой ситуации слова могут иметь два вида.

Алгоритм определения

Совершенную и несовершенную форму можно легко определить в любом упражнении, используя следующий алгоритм. Он поможет понять не только видовую принадлежность, но и укажет на способ образования слов:

  1. Нужно взять слово в контексте и поставить к нему вопрос.
  2. Посмотреть, есть ли в вопросе приставка с-.
  3. Узнать способ образования слова.
  4. Сделать вывод.

Лучше всего рассмотреть данный алгоритм на конкретном примере: Оля научилась играть на фортепиано, и теперь она сможет выступать на концертах. Алгоритм для этого предложения будет следующим:

  1. Необходимо взять слово «научилась» и подставить к нему вопрос. Оля (что сделала?) научилась. В конкретном примере видна завершённость действия и в вопросе присутствует приставка с-.
  2. Глагол образован приставочным способом от глагола несовершенного вида: училась — научилась.
  3. Значит, слово «научилась» — СВ.

Тренировочные упражнения

Какой вопрос поставить: «что делать?» или «что сделать?» Правило русского языка поможет правильно задать вопросы и отработать навыки определения категория в тренировочных упражнениях. Цель таких заданий — понять алгоритм и научиться определять видовую принадлежность слов, обозначающих действие.

Задание. Поставить вопрос к выделенному слову и определить его вид.

  • Солнце светит очень ярко (что делает? — НВ).
  • Ласточки низко летают — к дождю (что делают? — НВ).
  • Мальчики прыгнули в огромную лужу (что сделали? — СВ).
  • Кошка испуганно отпрыгнула в сторону (что сделала? — СВ).
  • Мама всё отлично слышит (что делает? — НВ).
  • Брат останется ночевать в городе (что делать? — НВ).
  • Необходимо поймать этого опасного преступника (что сделать? — СВ).
  • Мы сыграли в футбол очень хорошо (что сделали? — СВ).

Изучив эту постоянную грамматическую категорию, можно научиться без труда определять вид, законченность или незавершённость действия, а также овладеть навыками словообразовательного разбора.

Источник