Меню

Какой из перечисленных признаков отличает причастие от глагола



3.8.1. Понятие о причастии. Разряды причастий. Образование причастий

1. Как уже отмечалось (см. п. 3.1. Части речи. Слово и его формы), причастие характеризуется в лингвистике по-разному. Одни языковеды считают причастия особой формой глагола, другие – самостоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делать? что сделать?

Основные признаки причастия

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это значение признака предмета по действию. Думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый.
Б) Морфологические признаки Примеры
Сочетание в одном слове признаков глагола и прилагательного.
Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:

  • вид,
  • переходность,
  • возвратность,
  • время.
В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида. Ср.: думать (несовершенный вид) – думающий, думавший; подумать (совершенный вид) – подумавший.
Причастия имеют следующие признаки прилагательных:
  • причастия, как и прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам (в полной форме);
  • Бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие.
  • причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже;
  • Потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени.
  • страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы.
  • Допитый – допит; потерянный – потерян.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого. Ср.: Увлечённые , мы позабыли обо всём; Всё вокруг казалось погружённым в задумчивость.
    Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого. Книга раскрыта на восьмой странице.
    Полные причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.

    2. Начальная форма причастия такая же, что и у прилагательного, – единственное число, мужской род, именительный падеж.

    Бежавший, строивший, раскрытый.

    3. В составе причастий выделяются два разряда: действительные и страдательные.

    Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета.

    Читающий мальчик – тот мальчик, который сам читает ; читавший мальчик – тот мальчик, который сам читал .

    Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у одного предмета действием другого предмета.

    Прочитанная мальчиком книга – книга, которую прочитал мальчик ; построенный рабочими дом – дом, который построили рабочие .

    Страдательные причастия обладают рядом особенностей:

      страдательные причастия образуются только от переходных глаголов;

    Построить дом – построенный дом; читать книгу – читаемая книга.

    От непереходных глаголов образовать страдательное причастие нельзя!


    страдательные причастия имеют полную и краткую форму;

    Построенный дом – дом построен, допитое молоко – молоко допито.

    Ср.: построенный (кем?) рабочими дом ( рабочие построили дом); рассказанная (кем?) бабушкой сказка ( бабушка рассказала сказку).

    4. Образование причастий – причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов.

    Время Действительные причастия Примеры Страдательные причастия Примеры
    Настоящее время Основа наст. вр. + суффикс: Основа наст. вр. + суффикс:
    -ущ- (-ющ-) – I спр. Решающий -ом- (-ем-) – I спр. Решаемый
    -ащ- (-ящ-) – II спр. Строящий -им- – II спр. Строимый
    Прошедшее время Основа инфинитива + суффикс: Основа инфинитива + суффикс:
    -ш- Нёсший -нн- (-н-) Прочитанный
    -вш- Решавший -енн- (-ен-) – от глаголов на -и(ть) – II спр. Построенный
    -т- Взятый

    Причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени. Для того чтобы выделить эту основу, необходимо отбросить личное окончание глагола в настоящем времени:

    а) действительные причастия:

    решать (I спряжение): реша- ют → реша- + -ющ- + -ий ( решающий );
    строить (II спряжение): стро- ят → стро- + -ящ- + -ий ( строящий );

    б) страдательные причастия:

    решать (I спряжение): реша- ют → реша- + -ем- + -ый ( решаемый );
    строить (II спряжение): стро- ят → стро- + -им- + -ый ( строимый ).

    Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени):

    а) действительные причастия:

    решать (основа на гласную): реша- ть → реша- + -вш- + -ий ( решавший );
    нести (основа на согласную): нес- ти → нес- + -ш- + -ий ( нёсший );

    б) страдательные причастия:

    написать (основа не на -ить ): написа- ть → написа- + -нн- + -ый ( написанный );
    построить (основа на -ить ): постро/ и-ть → постро- + -енн- + -ый ( построенный );
    взять : взя- ть → взя- + -т- + -ый ( взятый ).

    Источник

    Тест на тему причастия 7 класс

    а) светлеющая полоска; б) светлый день; в) серебристый снег; г) серебряная ложка.

    2. Определите причастие в форме творительного падежа ед. числа:

    а) виснущий; б) посмотревшему; в) нависшим; г) звенящую.

    3. Определите причастие в форме винительного падежа ед. числа:

    а) сберегаемого; б) замечаемую; в) сохранившем; г) закрутившего.

    4. Выделите причастие:

    а) думая; б) прописанный; в) спиши; г) читая.

    5. Какого морфологического признака нет у причастия:

    а) лицо; б) число; в) возвратность; г) падеж.

    6. Какой из перечисленных признаков отличает причастие от глагола:

    а) время; б) вид; в) наклонение; г) возвратность.

    1. Найдите причастие:

    а) светлеющая полоска.

    2. Определите причастие в форме творительного падежа ед. числа:

    3. Определите причастие в форме винительного падежа ед. числа:

    4. Выделите причастие:
    б) прописанный.

    5. Какого морфологического признака нет у причастия:

    6. Какой из перечисленных признаков отличает причастие от глагола:
    в) наклонение;

    1.выучи СУФФИКСЫ причастий
    2.помни: причастия образуются от глаголов
    3.проверка: причастие можно заменить словосочетанием «который+глагол»
    Например, 1.светлеЮЩая (суф. ЮЩ)
    2.от глагола светлеть
    3.полоска, КОТОРАЯ СВЕТЛЕЕТ
    Во 2-ом задании поставь рядом сущ. Напр., небом (каким?) нависшим (Т. п. )
    Ты справишься.

    Источник

    Основные признаки причастия

    У при­ча­стия име­ют­ся при­зна­ки гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го. В послед­нее вре­мя при­ча­стие интер­пре­ти­ру­ет­ся по-разному: само­сто­я­тель­ная часть речи и осо­бая фор­ма гла­го­ла.

    Дадим опре­де­ле­ние, что такое при­ча­стие.

    Причастие явля­ет­ся ребен­ком гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го, что сле­ду­ет из его опре­де­ле­ния. Ведь оно обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, как и при­ла­га­тель­ное, но в то же вре­мя это при­знак дей­ствия, а дей­ствие свя­за­но с гла­го­лом, напри­мер:

    • (какая?) зре­ю­щая пше­ни­ца — пше­ни­ца, кото­рая ( что дела­ет?) зре­ет;
    • (какие?) гони­мые вет­ром листья — листья, кото­рые ветер (что дела­ет?) гонит;
    • маль­чик, (какой?) кле­ив­ший само­ле­тик — маль­чик, кото­рый (что делал?) кле­ил само­ле­тик;
    • (какое?) запа­ян­ное отвер­стие — отвер­стие, кото­рое (что сде­ла­ли?) запа­я­ли.

    Признаки прилагательного у причастия

    Как и при­ла­га­тель­ное, при­ча­стие

    1. обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие?

    • маль­чик (какой?) бегу­щий;
    • листва(какая?) опав­шая;
    • поле (какое?) сжи­га­е­мое солн­цем;
    • рас­сказ (какой?) услы­шан­ный впер­вые.

    Отличие при­ча­стия от при­ла­га­тель­но­го состо­ит в том, что при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак, при­уро­чен­ный ко вре­ме­ни, и име­ет соот­но­си­тель­ные вре­мен­ные фор­мы:

    Прилагательное «ходя­чий» обо­зна­ча­ет посто­ян­ный при­знак пред­ме­та, не огра­ни­чен­ный вре­мен­ны­ми рам­ка­ми.

    2. Причастие изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам , то есть скло­ня­ет­ся:

    • и.п.кош­ка какая? мурлычущ-ая ;
    • р.п. нет кош­ки какой? мурлычущ- ей ;
    • д.п.подой­ду к какой кош­ке? к мурлычащ- ей ;
    • в.п.возь­му на руки кош­ку какую? мурлычущ- ую ;
    • т.п.любу­юсь кош­кой какой? мурлычущ- ей ;
    • п.п.напи­шу о какой кош­ке? о мурлычущ- ей .

    3. Эта гла­голь­ная фор­ма изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам , как и при­ла­га­тель­ное.

    Сравним:

    • син- ий цвет, син -яя лен­та, син -ее море, син -ие небе­са;
    • увидевш- ий ежи­ка маль­чик, увидевш- ая ежи­ка девоч­ка, увидевш- ее ежи­ка дитя, увидевш- ие ёжи­ка дети.

    Синтаксическая роль при­ча­стия обыч­но такая же, как и у при­ла­га­тель­но­го — согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние (сов­па­да­ет в роде, чис­ле и паде­же с суще­стви­тель­ным), напри­мер:

    Приятно смот­реть на голу­бой ковер раз­рос­ших­ся неза­бу­док.

    Незабудок каких? раз­рос­ших­ся — согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние, выра­жен­ное при­ча­сти­ем в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла.

    Признаки глагола у причастия

    Причастие, как и гла­гол,

    1. свя­за­но с дей­стви­ем. Оно обо­зна­ча­ет при­знак по дей­ствию, напри­мер:

    • гро­хо­чу­щий состав = состав, кото­рый гро­хо­чет;
    • види­мый изда­ли = тот, кого видят изда­ли;
    • гром­ко лаяв­шая соба­ка = соба­ка, кото­рая гром­ко лая­ла;
    • заме­шен­ное тесто = тесто, кото­рое заме­си­ли.

    2. име­ет возвратность/невозвратность:

    • оза­ря­ю­щий свет — оза­ря­ю­щий ся мол­нией;
    • собрав­ший вещи — собрав­ший ся в поход.

    3. вид совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный:

    • (что делать?) спе­шить — спе­ша­щий, спе­шив­ший;
    • (что сде­лать?) поспе­шить — поспе­шив­ший.

    4. вре­мя (насто­я­щее и про­шед­шее)

    5. Причастия име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию зало­га . Причастия быва­ют дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные.

    Видеоурок «Причастие и его грамматические признаки»

    Источник

    Тест по теме «Причастие»

    Учитель русского языка и литературы: Федосеева О.В.

    Причастие. Тестовая работа 7 класс.

    1.Укажите, какого из названных глагольных признаков нет у причастия:

    Б) наклонение Г) возвратность

    2. Определите, какой из признаков отличает причастие от прилагательного:

    А) роль в предложении;

    Б) согласование с существительным;

    В) изменяемость по родам, числам, падежам;

    Г) наличие форм времени.

    3. Какие окончания нужно дописать? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно помещенные окончания соответствуют пропущенным в данных словах окончаниям.

    В бушующ…м море им ем ем им

    К думающ…му ученику иму иму ему ему

    В скрывающ…хся птенцах ех их их ех

    У неувядающ…го цветка его иго его иго

    4. Определите падеж причастий. Выберите группу: А, Б или В, в которой последовательно расположенные указания на падеж соответствуют падежам причастий в данном предложении :

    Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни входивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома.

    5) Найдите предложение, где причастный оборот выделяется запятой (знаки препинания не расставлены).

    А) Дующий с яростной силой ветер мешал идти.

    Б) Хорошо работают умеющие самостоятельно мыслить люди

    В) По утрам железо покрывалось лёгкой изморозью тающей под рукой.

    6. Укажите предложения, где причастный оборот не выделяется запятой (знаки препинания не расставлены).

    А) Уральцы отрезанные от всего мира с честью выдержали осаду.

    Б) Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком.

    В) За столом рылся в бумагах приехавший недавно из станицы счетовод.

    7) Найдите предложение, где есть причастие, перешедшее в существительное.

    А) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и всё чаще она похожа на маленького человека, размахивающего руками.

    Б) Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.

    В) Над поблёкшей травой, от нечего делать, носятся грачи: все они похожи друг на друга и делают степь ещё более однообразной.

    8) Укажите словосочетание с действительным причастием настоящего времени:

    А) спасённый ребёнок

    Б) вертевшийся вал

    В) прерываемый доклад

    Г) вертящий волчок

    9) Найдите словосочетание со страдательным причастием настоящего времени:

    А) гонимый ветром

    Б) любящий путешествовать

    В) стелющийся кустарник

    Г) спасённый в море

    10) Вставьте нужные суффиксы в действительные причастия настоящего времени. Укажите столбик: а),б),в) или г), в котором последовательно расположенные суффиксы соответствуют пропущенным в данных словах суффиксам :

    Клее…иё игрушку ющ ящ ящ ящ

    Ро…ий траншею ащ ящ ющ ющ

    Пряч…ийся в кустах ущ ущ ущ ащ

    Стел…щийся по земле ющ ящ ющ ящ

    Бор…щийся с недугом ящ ющ ющ ящ

    11. Выберите нужные суффиксы страдательных причастий настоящего времени. Задание аналогичное заданию 10.

    Уважа…ый им ем ем ем

    Оканчива…ый ем ем им им

    Слыш…ый им им им ем

    Невивид…ый ем им ем им

    12) Вставьте нужные гласные в причастия. Укажите столбик: а),б),в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

    Задерж…нный е а е а

    Просмотр…нный и е е е

    Зауч…нный а а е е

    Высме…нный я я е я

    Застрел…нный е и я е

    13) Н или НН надо вставить на месте пропуска? Выберите правильный ответ.

    1) Дочь избалова…а матерью.2) Дочь избалова…а и упряма.

    А) В 1-м случае нужно вставить Н, во 2-м – НН.

    Б) В 1-м случае нужно вставить НН, во 2-м – Н

    В) В обоих случаях нужно вставить Н

    Г) В обоих случаях нужно вставить НН

    14) Определите, какая форма действительного причастия настоящего времени 1) мучащий или 2) мучающий образована правильно:

    А) только 1; б) только 2; В) и 1, и 2;

    15) Укажите, от какого глагола образовано причастие движимый

    А) двигаться; Б) движити (устар.); В) двинуться; Г) двинуть

    За 15 правильных ответов – «5»; 13-14 – «4»; 10-12 – «3»; 7-9 – «2»

    Ключ: 1 б; 2 г; 3 в; 4 в; 5 в; 6в, 7 б, 8г, 9 а; 10 в; 11 б; 12 г, 13а; 14 б; 15 б.

    Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

    для дошкольников и учеников 1–11 классов

    Оргвзнос: от 15 руб.

    Идет приём заявок

    Номер материала: ДБ-1308929

    38 000 репетиторов из РФ и СНГ

    Занятия онлайн и оффлайн

    Более 90 дисциплин

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Источник

    Читайте также:  Что обозначает морфологический разбор глагола