Меню

Какой род у глагола возникает



Род глаголов в русском языке: как определить форму

Глаголы играют немаловажную роль в русском языке. В нашей речи практически нет предложений, где бы не встречались такие слова.

Род глаголов ­– морфологический признак, характеризующий эту часть речи, наряду с другими постоянными и непостоянными признаками, такими как время, вид, наклонение, залог, возвратность, число и др.

В данной статье мы рассмотрим некоторые изменяемые признаки глаголов, особенно те, у которых определяется род.

В каких формах можно выделить

Изменяющаяся категория под названием род (сокращённо – р.) выполняет три основных функции:

  1. Указывает на грамматический (грамм.) р. существительных, с которыми согласуется глагол (коротко – глаг. или гл.);
  2. Определяет пол субъекта действия – мужской (м. р.), женский (ж. р.).
  3. Представляет объект в безличной форме – среднего рода (с. р.).

Непостоянность категории выражается в том, что она проявляется не во всех формах глагола.

Вспомним известные формы времени:

  1. прошедшее время (прош. вр.) ­– признак действия, которое произошло до начала речи: журавли прилетели;
  2. настоящее (наст. вр.) – обозначает действие, происходящее сейчас, в данный момент: ласточка летит;
  3. будущее (буд. вр.) – значит, действие совершилось после того, как о предмете было сказано: я вернусь.

Для наст. и буд. времён характерно спряжение – изменение по лицам и числам (единственное число – ед. ч., и множественное – мн. ч.). Ну а категории, которые характерны для прошедшего времени глаголов – это число и род. Последняя определяется исключительно в ед.ч. и прош.вр. Пример на таблице 1:

Изменение глаголов прошедшего времени

Мы уже знаем, какие формы глаголов обладают категорией рода. Теперь важно научиться их образовывать и выделять окончания.

Процесс формирования происходит следующим образом. Суффикс «-л-» подставляется вместо «-ть» или «-ти» у глагола начальной формы (инфинитива). В итоге, у слова остаётся основа, меняется суффикс и добавляется окончание.

Преобразование инфинитива

Внимание! В некоторых случаях, после образования гл. прош. вр., суффикс «-л-» может отсутствовать: сжечь – сжёг, стеречь – стерёг, везти – вёз, нести – нёс. А возвратные формы глаг. имеют постфиксы «-сь» и «-ся», которые прибавляются после окончаний.

На табл. 2 видны изменения в столбцах М.р., Ж.р. и С.р.: присутствуют окончания [ ], «-а», «-о», показывающие принадлежность к одному из родов.

Проверить их образование можно задавая вопросы что «делала? что делал? что сделало?» и т.п. к связанным по смыслу существительным или местоимениям.

  • дуть – ветер (муж. р., что делал?) дул [ ];
  • прыгать – девочка (жен. р., что делала?) прыгала;
  • пролететь – время (ср. р., что сделало?) пролетело.
  • мешать – они (мн. ч., что делали?) мешали.

Последний пример доказывает, что определить род глагола во множественном числе невозможно, так как в данной форме слово обозначает действие нескольких лиц или предметов. Любое из слов будет иметь окончание «-и» (волки выли, вьюги выли).

Только в прош. вр., ед. ч., изъявительного наклонения мы сможем точно сказать, что:

  • у глаголов женского рода всегда окончание «-а»;
  • у среднего – окончание «-о»;
  • мужскому – соответствует окончание [ ] – нулевое.

Алгоритм определения рода глаголов

На примерах ниже рассмотрим, как по окончаниям глаголов можно определить род.

Первый способ

Если заданные слова находятся в тексте упражнения:

  1. Выявим глаголы, которые стоят в форме прош. времени и в ед. ч.
  2. Задавая вопросы, найдём слова, от которых зависит число и род глаг. (существительные, местоимения).
  3. Выделим окончания у гл.
  4. Определим, какому из родов соответствуют найденные окончания.
Читайте также:  Раскройте скобки употребив глаголы в нужном времени тест

Второй способ

Если категорию рода нужно определить самостоятельно, предварительно поставив гл. в прош. врем. Например, когда дано предложение:

  • (Попросить) его невестка: «Сходи, Емеля, за водой!»

Здесь поможет метод образования глаг. в прош. вр. из его начальной формы. Зададим вопрос к связанному слову:

Невестка (что сделала?) – попросила.

В полученном слове окончание «-а», ­значит – это ж.р.

В статье был рассмотрен важный признак глагола – категория рода. Для его изучения потребовалось вспомнить и о других формах: о временах действия, о числах. Теперь известно, какие окончания в прошедшем вр., как образуются такие формы слова, какие есть закономерности и др.

И если когда-нибудь снова потребуется определить в упражнении род глагола – возвращайтесь для восполнения знаний!

Источник

Интегрированный урок (русский язык и природоведение) по темам «Изменение глаголов прошедшего времени по родам», » Закаливание организма, или Всё зависит от тебя»

Цели урока:

  • Совершенствовать знания детей об изменении глаголов по родам.
  • Развивать умения правильной постановки вопросов к глаголу и сопоставления окончаний глаголов в мужском, женском, среднем роде.
  • Развивать умения употреблять глаголы прошедшего времени в устной и письменной речи.
  • Учить детей бережно относится к своему здоровью.
  • Обобщить знания детей об устройстве организма человека.

Оборудование: индивидуальные карточки, тестовые задания.

1. Организационный момент

2. Вводная беседа

– Мы живём в удивительное, динамическое время. Изменения происходят быстро и затрагивают практически все стороны нашей жизни. Нам требуется много сил и энергии, чтобы быть прекрасными работниками, внимательными детьми. Здоровье становиться всё более значимым фактором успешной и полнокровной жизни. Отчего же всё зависит?

Вывод: всё зависит от тебя.

3. Чистописание

Всё зависит от тебя – это девиз нашего урока. Запишите это предложение в тетрадь. Старайтесь писать безотрывно и красиво.

4. Сообщение темы и целей урока

– Наш урок сегодня необычный. На нём мы будем говорить сразу о двух темах. По русскому языку наша тема: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам», а по природоведению: «Закаливание организма». Здоровье нашего организма, в том числе и закаливание, зависят от нас. Здоровья мы желаем, когда говорим: «Здравствуйте». И словарная работа будет посвящена этому слову.

5. Словарная работа

Здравствуйте, здравие, здравствовать.

– Какая орфограмма в этом слове? Подберите однокоренные слова. (Здравие, здравствовать)
– Здравствуйте – обозначает приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым.
– Что вы узнали о прошлом слова «здравствуйте»?
– Слово здравствуй очень древнее, оно связано со словом дерево.
– Когда-то люди, произнося это слово, желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево Получается, что и теперь, когда это слово произносим, желаем быть здоровым, сильным, крепким.
– Что же для этого нужно делать?
– Послушайте стихотворение Семёнова: «Всем, кто хочет быть здоров» и ответьте на этот вопрос. (Два ученика читают стихотворение.)

Крепыш:

Говорил я им зимой:
Закалялись бы со мной.
Утром бег и душ бодрящий.
Как для взрослых, настоящих!
На ночь окна открывать.
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Не послушались – болеют!

Мальчик:

Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться.
Кончим кашлять и чихать –
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной.

Крепыш:

Погодите! Ой-ой-ой!
Крепким стать нельзя мгновенно
Закаляйтесь постепенно.

Учитель: Как же нужно закаляться?

Читайте также:  От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия прошедшего времени

Дети: Нужно закаляться постепенно. (Предложение записано на доске.)

Учитель: Найдите в предложении глагол.

6. Актуализация знаний о глаголе как части речи

– Что такое глагол? (Глагол – это часть речи.)
– Что обозначает глагол? (Глагол обозначает действие предмета.)
– На какие вопросы отвечает? (Глагол отвечает на вопросы: что делает? что сделает?)
– Чем является в предложении? (Глагол в предложении является главным членом предложения – сказуемым.)
– Как изменяются? (Глаголы изменяются по временам)
– Оказывается, глагол изменяется и по родам.

7. Изучение новой темы

На доске записано предложение: Встало солнышко.

Задания:

  • Найдите глагол.
  • Определите время глагола.
  • Как вы определили?
  • Какие окончания вы написали? Почему?

Правило на схеме.

«Род глагола зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу»

Выводы:

– Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
– На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в мужском роде? Женском роде? Среднем роде?
– От чего зависит род глагола?

8. Закрепление изученного. Игра «Не подводи свой ряд»

1 ряд выписывает глаголы мужского рода;
2 ряд – глаголы женского рода;
3 ряд – среднего рода.

Встало, разбудило, выбежал, побежала, написал, купала, блестел, унесло, блестела, рисовало, мечтал.

9. Физкультурная минутка

Дружно встали. Раз, два, три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

10. Обобщение знаний об организме человека

Закаливание организма зависит от вас. Но для того, чтобы правильно закаливаться, нужно хорошо знать свой организм. Вот эти знания мы проверим с помощью текста.
У вас на столах листочки с заданием. Нужно кружочком отметить правильный ответ.

(Взаимопроверка)

  • Одеваться по погоде и не кутаться.
  • Делать зарядку и заниматься спортом.
  • Обтираться влажным полотенцем и принимать холодный душ.

– Ну, а теперь подготовимся закалять себя для плавания в море грамматики.

11. Орфографическая минутка

– Возьмите карточки. Показываем, какую вставите пропущенную букву.

Р-бята, выб-жит, сп-ртивный, пл-щадка, х-р-шо, проб-жаться, р-ка, зап-слись, б-льшой, зд-р-выми.

12. Самостоятельная работа

Здра-ствуй утро! Встанет солнышко и разбудит ребят в летнем лагере. Выб-жит Коля на сп-ртивную пл-щадку. Лена побежит к р-ке искупаться. Всё зависит от вас. Нужно бегать, плавать, прыгать, загорать. И тогда вы будете зд-р-выми.

Задания:

1. Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
2. Как бы вы озаглавили текст?
3.Спишите текст. Поставьте выделенные глаголы в форме прошедшего времени.
4. Вставьте пропущенные гласные.
5. Определить род глагола, выделить окончания.

Итог: Какие окончания пишем у глагола прошедшего времени в мужском, женском, среднем роде.

Читайте также:  Как пишется глагол клеет или клеит

13. Творческая работа

– Мы много говорили о закаливании организма. Используя словосочетания составьте предложения о том, как нужно закаливаться.

Обливаться водой, плавала в бассейне, бегал по дорожке. обтирался полотенцем, занимался спортом.

14. Дифференцированнаяработа по карточкам разного уровня сложности

1 в. Написать глаголы в прошедшем времени.

Солнце свети…, ребёнок гуля…,Оля плава…

2 в. Заменить глагол в будущем времени на глагол в прошедшем времени.

Мальчик бежит, облако плывёт, ветер гуляет.

3 в. Составьте предложение из слов, употребляя глагол в прошедшем времени.

Пограничники, дальней, на, выходят, границе, зарядку, на.

15. Домашняя работа

Составить рассказ о том, как вы начинаете свой день, используя глаголы прошедшего времени.

16. Итог урока

– Какие окончания пишем у глагола прошедшего времени в мужском роде? В женском роде? В среднем роде?
– От кого же зависит наше здоровье?

Источник

Лицо, число и род глагола

Формы лица глагола выражают отношение действия, обозначенного глаголом, к говорящему лицу.

Различаются три лица глаголов: первое, второе и третье.

Форма первого лица единственного числа обозначает действие говорящего: пою, зайду.

Форма первого лица множественного числа обозначает действие группы лиц, в которую входит и говорящий: поём, зайдём.

Форма второго лица единственного числа обозначает действие собеседника: поёшь, зайдёшь.

Форма второго лица множественного числа обозначает действие группы лиц, в которую входит и собеседник: поёте, зайдёте.

Формы третьего лица единственного и множественного числа обозначают действия того или тех, кто не участвует в диалоге, т.е. не является говорящим или собеседником: поёт, зайдёт, поют, зайдут.

Категорию лица и числа глаголы имеют только в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Глаголы в прошедшем времени и в условном наклонении не имеют категории лица, но изменяются по числам и родам: (я, ты, он) вёл — мужской род, (я, ты, она) вела — женский род, (я, ты, оно) вел-о — средний род, (мы, вы, они) вел-и — множественное число.

Не все глаголы русского языка имеют полный набор личных форм.

В русском языке существуют так называемые недостаточные и избыточные глаголы.

Недостаточные глаголы не имеют полного набора форм по тем или иным причинам. Некоторые глаголы не имеют формы 1-го лица ед. числа, так как они затруднительны Для произношения: победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить и др. В тех случаях, когда всё-таки необходимо употребить форму 1-го лица этих глаголов, прибегают к описательному способу; должен победить, хочу убедить, могу очутиться.

У ряда глаголов не употребляются формы 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по смысловым причинам (эти глаголы называют процессы, происходящие в природе или в мире животных): телиться, щениться, ржа­веть, брезжить, белеться, светлеться, раздаться (о звуке), разгореться и т. п.

В современном русском языке имеет место и противоположное явление, когда у некоторых глаголов образование форм лица настоящего (или простого будущего) времени идёт двумя разными способами: брызгатьбрызжет/ брызгает, капатькаплет/капает, плескатьпле­щет/плескает, тыкатьтычет/тыкает, махатьмашет/махает и др.

Источник