Меню

Какое окончание у глагола учись



Разбор по составу слова «учиться»

уч корень
и суффикс
ть глагольное
окончание
ся постфикс

Сходные по морфемному строению слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова фасонный (прилагательное):

Ассоциации к слову «учиться&raquo

Синонимы к слову «учиться&raquo

Предложения со словом «учиться&raquo

  • Ладно, назовём фотку – в каком классе они там вместе учились?

Цитаты из русской классики со словом «учиться»

  • Я даже кончил рисовальную школу, три года учился.

Сочетаемость слова «учиться&raquo

Значение слова «учиться&raquo

УЧИ́ТЬСЯ , учу́сь, у́чишься; прич. наст. уча́щийся; несов. 1. (сов. выучиться и научиться). Усваивать, приобретать какие-л. знания, навыки. Учиться музыке. Учиться английскому языку. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «учиться&raquo

УЧИ́ТЬСЯ , учу́сь, у́чишься; прич. наст. уча́щийся; несов. 1. (сов. выучиться и научиться). Усваивать, приобретать какие-л. знания, навыки. Учиться музыке. Учиться английскому языку.

Предложения со словом «учиться&raquo

Ладно, назовём фотку – в каком классе они там вместе учились?

– Надеюсь, все вы будете учиться хорошо, и станете дедушке добрыми помощниками. Сейчас я перережу эту красную ленточку – и для вас прозвенит первый звонок…

Я бы ещё поняла, если бы ты не мог, но ведь ты просто не хочешь хорошо учиться.

Синонимы к слову «учиться&raquo

Ассоциации к слову «учиться&raquo

Сочетаемость слова «учиться&raquo

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Личные окончания глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы, кото­рые выра­жа­ют кате­го­рию лица и чис­ла. Личные окон­ча­ния гла­го­лов зави­сят от того, к како­му спря­же­нию при­над­ле­жит гла­гол.

Узнаем, какие окон­ча­ния име­ют гла­го­лы 1 и 2 спря­же­ния, какой алго­ритм при­ме­нить, что­бы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов.

Грамматический тер­мин «окон­ча­ние» по отно­ше­нию к гла­го­лам ука­зы­ва­ет, что сло­ва этой само­сто­я­тель­ной части речи изме­ня­ют­ся. В рус­ском язы­ке гла­го­лы изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам в фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни. Что это зна­чит? Разберемся, что такое лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов.

Лицо и окончания глаголов

Глагол как само­сто­я­тель­ная часть речи обо­зна­ча­ет дей­ствие или про­цесс по отно­ше­нию к дей­ству­ю­ще­му лицу или пред­ме­ту. Каждый гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни мож­но соот­не­сти с опре­де­лен­ным лицом, выпол­ня­ю­щим то или иное дей­ствие, или с участ­ни­ком речи:

Грамматическая кате­го­рия лица выра­жа­ет­ся с помо­щью окон­ча­ний гла­го­лов, кото­рые назы­ва­ют­ся лич­ны­ми. Личные окон­ча­ния гла­го­лов сопря­же­ны с место­име­ни­я­ми, с помо­щью кото­рых мож­но обо­зна­чить лицо, выпол­ня­ю­щее дей­ствие или участ­ву­ю­щее в нём.

В рус­ской грам­ма­ти­ке раз­ли­ча­ют три фор­мы лица гла­го­ла в един­ствен­ном и мно­же­ствен­ном чис­ле:

1. Первое лицо обо­зна­ча­ет непо­сред­ствен­но­го субъ­ек­та дей­ствия

2. Второе лицо обо­зна­ча­ет дей­ствие собе­сед­ни­ка

3. Третье лицо ука­зы­ва­ет на того, о ком идет речь

  • он, она, оно пла­ва­ет — они пла­ва­ют;
  • он, она, оно кра­сит — они кра­сят.

Спряжение и личные окончания глаголов

Форма лица, соот­не­сен­ная с дея­те­лем, выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся у раз­ных гла­го­лов.

Читайте также:  Глагол это действие 4 класс

Способность гла­го­лов изме­нять­ся по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем.

В зави­си­мо­сти от систе­мы лич­ных окон­ча­ний боль­шин­ство гла­го­лов рус­ско­го язы­ка отно­сят к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию.

Таблица

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спря­же­ния

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узна­ем 2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узна­ешь иде­те, узна­е­те 3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узна­ет идут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спря­же­ния

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им слав­лю, научу сла­вим, научим 2-е -ишь -ите сла­вишь, научишь сла­ви­те, научи­те 3-е -ит -ат (-ят) сла­вит, научит сла­вят, научат

Личные окончания глаголов 1 спряжения

Спряжение гла­го­ла мож­но опре­де­лить по лич­ным удар­ным окон­ча­ни­ям. Первое спря­же­ние объ­еди­ня­ет гла­го­лы, кото­рые име­ют лич­ные окон­ча­ния:

  • 1 лицо -у/ю (ед.ч.) — -ем/ём (мн. ч.)
  • 2 лицо -ешь/-ёшь (ед.ч.) — -ете/-ёте (мн. ч.)
  • 3 лицо -ет/-ёт (ед.ч.) — -ут/-ют (мн. ч.)

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол «беречь»:

  • 1 лицо я берег у́ — мы береж ём
  • 2 лицо ты береж ёшь — вы береж ёте
  • 3 лицо он береж ёт — они берег у́т

Глаголы пер­во­го спря­же­ния в лич­ных окон­ча­ни­ях име­ют удар­ные глас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «ё», «у», «ю».

Личные окончания глаголов второго спряжения

Ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся гла­го­лы, име­ю­щие удар­ные лич­ные окон­ча­ния:

  • 1 лицо -у/-ю (ед.ч.) — -им (мн. ч.)
  • 2 лицо -ишь (ед.ч.) — -ите (мн. ч.)
  • 3 лицо -ит (ед.ч.) — -ат/-ят (мн. ч.)

Посмотрим, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол «кро­ить»

  • 1 лицо я кро ю́ — мы кро и́м
  • 2 лицо ты кро и́шь — вы кро и́те
  • 3 лицо он кро и́т — они кро я́т

Итак, гла­го­лы вто­ро­го спря­же­ния име­ют лич­ные окон­ча­ния с глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «и», «а», «я».

Безударные личные окончания глаголов

У мно­гих гла­го­лов лич­ные окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ют сомне­ния в выбо­ре букв «и» или «е», «у» или «а», «ю» или «я».

Как пра­виль­но пишут­ся лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов:

  • ты пля́ш е шь или пля́ш и шь;
  • снег сы́пл е т или сы́пл и т;
  • мы гуля́ е м или гуля́ и м;
  • муравьи тащ а т или тащ у т;
  • зер­но се́ ю т или се́ я т?

Если у гла­го­ла без­удар­ное лич­ное окон­ча­ние, сле­ду­ет опре­де­лить его спря­же­ние. Спряжение гла­го­ла с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми выяс­ня­ют по неопре­де­лен­ной фор­ме.

Ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся все гла­го­лы с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ить, кро­ме слов «брить» и «сте­лить»:

В эту груп­пу доба­вим семь гла­го­лов с конеч­ным -еть (смот­реть, видеть, нена­ви­деть, вер­теть, зави­сеть, тер­петь, оби­деть) и 4 гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать (гнать, дер­жать, дышать, слы­шать). Их мож­но запом­нить с помо­щью стишка-подсказки:

К пер­во­му спря­же­нию, невзи­рая на конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ить, отне­сем глаголы-исключения «брить» и «сте­лить» и все сло­ва, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся соче­та­ни­я­ми -ать, -ять, -еть, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь, напри­мер:

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов, вос­поль­зу­ем­ся без­оши­боч­ным алго­рит­мом.

Алгоритм написания безударных личных окончаний

В опре­де­ле­нии без­удар­но­го лич­но­го окон­ча­ния гла­го­ла дей­ству­ем поша­го­во:

  1. ста­вим гла­гол в неопре­де­лен­ную фор­му;
  2. выяс­ним, какая глас­ная бук­ва обо­зна­ча­ет суф­фикс гла­го­ла перед окон­ча­ни­ем -ть ( а ть, о ть, у ть, и ть и пр.);
  3. по этой глас­ной опре­де­ля­ем I или II спря­же­ние, учи­ты­вая глаголы-исключения;
  4. выби­ра­ем глас­ную бук­ву «е» или «и», «а»/»я» или «у»/»ю» в без­удар­ном окон­ча­нии.
Читайте также:  Правописание безударных окончаний глаголов суффиксов глаголов прошедшего времени

Образец рассуждения

Неопределенная фор­ма гла­го­ла «мол о ть» име­ет суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­вой «о». По конеч­но­му бук­во­со­че­та­нию -оть отне­сем этот гла­гол к I спря­же­нию. Следовательно выбе­рем бук­ву «е» в напи­са­нии без­удар­но­го окон­ча­ния гла­го­ла 3 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни:

Ты как сле­ду­ет разгон…шься и быст­ро спуст…шься с горы.

Слово «раз­го­нишь­ся» (что сде­ла­ешь?) име­ет началь­ную фор­му «разо­гнать­ся». В этом при­ста­воч­ном гла­го­ле сле­ду­ет уви­деть про­из­во­дя­щее сло­во «гнать»:

гнать → разо гнать → разо­гнать ся .

Значит, это глагол-исключение, кото­рый окру­жен сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми: при­став­кой и пост­фик­сом. Наличие этих мор­фем не меня­ет спря­же­ния гла­го­ла.«Разогнаться» — это гла­гол II спря­же­ния, как и про­из­во­дя­щее сло­во «гнать».

Напишем бук­ву «и» в окон­ча­нии фор­мы 2 лица един­ствен­но­го чис­ла гла­го­ла буду­ще­го вре­ме­ни «разго́н и шь ся».

Слово «спу­стишь­ся» (что сде­ла­ешь?) име­ет началь­ную фор­му «спу­стить­ся». Наличие воз­врат­но­го пост­фик­са -ся не вли­я­ет на спря­же­ние гла­го­ла. В неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла «спуст и ться» выявим суф­фикс -и- перед окон­ча­ни­ем -ть. Слово закан­чи­ва­ет­ся на -ить. Значит, это гла­гол II спря­же­ния.

Выберем бук­ву «и» в без­удар­ном окон­ча­нии фор­мы 2 лица един­ствен­но­го чис­ла буду­ще­го вре­ме­ни — спу́ст и шь ся.

Презентация «Правописание личных окончаний глаголов»

Видеоурок

Источник

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания глаголов» (Программа «Школа-2100»)

Цели:

  • ознакомить с изменением глаголов по лицам и числам;
  • формировать умение спрягать глаголы и распознавать лицо и число глагола;
  • правильно писать личные окончания; развивать умение сравнивать и делать выводы;
  • воспитывать внимание и интерес к предмету.

Оборудование:

  • карточки для индивидуальной работы по уровням трудности;
  • ребус-картинка “Местоимение”;
  • грамматические человечки “Глагол” и “Местоимение”.

Ход урока

1. Орг. момент.

Запись даты в рабочей тетради.

2. Упражнение в чистописании.

Посмотрите, какие буквы мы сегодня будем писать, какой у них общий элемент?

Какие части речи начинаются на эти буквы?

Дайте определение глаголу, местоимению.

Пишите красиво, соблюдайте наклон и высоту букв, обратите внимание на нижнее соединение буквы М.

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1. (Базовый уровень).

Запишите глаголы в три столбика: замашет, будут летать, сидит, подует, пошёл, будет светить, хрустнула, вспомню.

Карточка № 2. (Уровень 2 – повышенной трудности).

Укажи время и число глаголов.

Пробежала и пискнула мышь. Стукнулся о берёзу и упал жук. На макушке ели кукует кукушка. На вершине дуба заворковал дикий голубь. На закате солнца заухает в лесу филин.

(По Соколову – Микитову И.)

Работа у доски.

Задание 1. (1 уровень).

Напиши глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени: бегать, трогать.

Задание 2. (2 уровень).

Исправь ошибки: врачь, прилеч, силач, кирпичь, припрячь, трубач, царевич, выстричь, мячь, скрипачь, жеч, стереч.

Коллективная работа.

Прошу, терплю, соберу, пойму, бегу, тру, подниму, ловлю, берегу.

К какой части речи они относятся?

Какое местоимение можно подставить к каждому глаголу?

Кто догадался, в каком лице употреблён глагол?

Запишите эти глаголы в неопределённой форме.

(Один ученик у доски записывает слова в клеточки).

про с ить
тер п еть
соб р ать
пон я ть
бе ж ать
тер е ть
под н ять
лов и ть
бер е чь

Проверяем работу у доски.

Читайте также:  Вид глагола после слов пора

(Ответы учащихся). Приготовьте сигнальные карточки, оцените работу.

4. Постановка проблемного вопроса.

Посмотрите внимательно на столбик слов, найдите спрятавшееся слово .

(Ответ детей: “спряжение”).

С какой частью речи оно связано?

Вы хотите узнать, что такое спряжение?

Сформулируйте вопрос, над которым мы будем работать?

(Что такое спряжение глаголов?).

1. Составление таблицы.

К грамматическому человечку Глаголу пришёл в гости его друг. Отгадайте кто?

Правильно, Местоимение. Но у него горе, он потерял лицо. Если ответите на все вопросы, то поможете Местоимению.

(На доске закрыта таблица, и она постепенно открывается).

Ед. ч. Мн. ч.
1 л. (я) (мы)
2 л. (ты) (вы)
3 л. (он,

— Какие вы знаете местоимения?

На какие группы их можно разделить?

Как называются все эти местоимения?

От какого слова образовалось прилагательное “личное”?

Молодцы! Помогли вы Местоимению, и он получил своё лицо, так обрадовался, что пригласил в свою таблицу Глагола.

Давайте возьмём глагол “учить” и поместим его в таблицу.

(Ученик записывает на доске, а дети в тетрадях).

Как вы изменили глагол?

(По лицам и числам).

Какая часть слова изменялась?

Вспомните, на какой вопрос мы отвечаем на уроке?

Кто догадался, что такое спряжение глаголов?

(Изменение глаголов по лицам и числам).

2. Работа по учебнику.

Прочитайте в учебнике определение (с. 158).

Что значит “проспрягать глагол”?

(Изменить по лицам и числам).

1. Упр. 248, с. 157 (первая часть устно, вторая часть по вариантам письменно).

Проспрягайте глаголы, выделите окончания:

(По одному ученику у доски, остальные в тетрадях).

Проверка работы у доски (сигнальные карточки).

Кто допустил ошибки, исправьте их.

Физ. минутка “Сам себе я помогу. Я здоровье берегу!”

Сравните окончания глаголов “плести” и “кричать” с окончаниями глаголов “идти” и “стоять”. Что вы заметили?

В каком лице у глаголов самые длинные окончания?

Чем интересно окончание

Какая буква в конце?

3. Работа с учебником.

Чтение вывода (с. 158).

Гимнастика для глаз по таблице Базарного.

4. Самостоятельная работа.

I в. II в.
Запишите глаголы в форме 2-го лица, ед. ч. Не забудьте про букву “ь” после “ш”. Обозначьте окончания. Запишите глаголы в форме 2-го лица, мн. ч. Не забудьте, что вторая гласная в окончании – всегда “е”. Обозначьте окончания.
Расти

Цвести Запасти

(Два ученика у доски).

Проверка: оценивание работы уч–ся. Исправление ошибок.

Как определить лицо и число глагола?

(По местоимению и окончанию или только по окончанию).

5. Поиграем в игру “Измени слово”.

дует 2 л., ед. ч. дуешь
ревёт 3 л., мн. ч. ревут
свистит 2 л., мн. ч. свистите
качает 3 л., мн. ч. качают
срывает 2 л., ед. ч. срываешь
стучит 1 л., мн. ч. стучим

К какому существительному можно отнести эти глаголы.

6. Развитие речи.

Придумайте предложения с этим существительным и глаголами.

7. Итог урока.

Напоследок наши грамматические человечки приготовили вам сюрприз. Если вы справитесь с заданием, которое они предлагают, то узнаете с каким настроением они покидают наш урок. Для этого запишите цифру правильного ответа в тетрадь.

а) Глаголы …

  • склоняются
  • спрягаются

б) У глаголов при спряжении изменяются …

  • окончание
  • основа

в) Выберите глагол 2-го лица ед. ч. …

  • летит
  • бродишь

г) Лицо глагола определяется …

  • по местоимению
  • предлогу

Проверяем 2, 1, 2, 1. Переворачиваю табличку, и дети читают: Мы рады!

Домашнее задание.

Проспрягать глаголы: говорить, сочинить, нести.

Источник