Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова фасонный(прилагательное):
Ассоциации к слову «учиться»
Синонимы к слову «учиться»
Предложения со словом «учиться»
Ладно, назовём фотку – в каком классе они там вместе учились?
Ладно, назовём фотку – в каком классе они там вместе учились?
– Надеюсь, все вы будете учиться хорошо, и станете дедушке добрыми помощниками. Сейчас я перережу эту красную ленточку – и для вас прозвенит первый звонок…
Я бы ещё поняла, если бы ты не мог, но ведь ты просто не хочешь хорошо учиться.
Синонимы к слову «учиться»
Ассоциации к слову «учиться»
Сочетаемость слова «учиться»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник
Личные окончания глаголов
Личные окончания глаголов — это словоизменительные морфемы, которые выражают категорию лица и числа. Личные окончания глаголов зависят от того, к какому спряжению принадлежит глагол.
Узнаем, какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения, какой алгоритм применить, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов.
Грамматический термин «окончание» по отношению к глаголам указывает, что слова этой самостоятельной части речи изменяются. В русском языке глаголы изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. Что это значит? Разберемся, что такое личные окончания глаголов.
Лицо и окончания глаголов
Глагол как самостоятельная часть речи обозначает действие или процесс по отношению к действующему лицу или предмету. Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом, выполняющим то или иное действие, или с участником речи:
Грамматическая категория лица выражается с помощью окончаний глаголов, которые называются личными. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, выполняющее действие или участвующее в нём.
В русской грамматике различают три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо обозначает непосредственного субъекта действия
2. Второе лицо обозначает действие собеседника
3. Третье лицо указывает на того, о ком идет речь
он, она, оно плавает — они плавают;
он, она, оно красит — они красят.
Спряжение и личные окончания глаголов
Форма лица, соотнесенная с деятелем, выражается с помощью личных окончаний, которые различаются у разных глаголов.
У многих глаголов личные окончания являются безударными, из-за чего возникают сомнения в выборе букв «и» или «е», «у» или «а», «ю» или «я».
Как правильно пишутся личные окончания глаголов:
ты пля́ш е шь или пля́ш и шь;
снег сы́пл е т или сы́пл и т;
мы гуля́ е м или гуля́ и м;
муравьи тащ а т или тащ у т;
зерно се́ ю т или се́ я т?
Если у глагола безударное личное окончание, следует определить его спряжение. Спряжение глагола с безударными личными окончаниями выясняют по неопределенной форме.
Ко второму спряжению относятся все глаголы с конечным буквосочетанием -ить, кроме слов «брить» и «стелить»:
В эту группу добавим семь глаголов с конечным -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть, обидеть) и 4 глагола, заканчивающихся на -ать (гнать, держать, дышать, слышать). Их можно запомнить с помощью стишка-подсказки:
К первому спряжению, невзирая на конечное буквосочетание -ить, отнесем глаголы-исключения «брить» и «стелить» и все слова, которые заканчиваются сочетаниями -ать, -ять, -еть, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь, например:
Чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов, воспользуемся безошибочным алгоритмом.
Алгоритм написания безударных личных окончаний
В определении безударного личного окончания глагола действуем пошагово:
ставим глагол в неопределенную форму;
выясним, какая гласная буква обозначает суффикс глагола перед окончанием -ть ( а ть, о ть, у ть, и ть и пр.);
по этой гласной определяем I или II спряжение, учитывая глаголы-исключения;
выбираем гласную букву «е» или «и», «а»/»я» или «у»/»ю» в безударном окончании.
Неопределенная форма глагола «мол о ть» имеет суффикс, обозначенный буквой «о». По конечному буквосочетанию -оть отнесем этот глагол к I спряжению. Следовательно выберем букву «е» в написании безударного окончания глагола 3 лица единственного числа настоящего времени:
Ты как следует разгон…шься и быстро спуст…шься с горы.
Слово «разгонишься» (что сделаешь?) имеет начальную форму «разогнаться». В этом приставочном глаголе следует увидеть производящее слово «гнать»:
гнать → разо гнать → разогнать ся .
Значит, это глагол-исключение, который окружен словообразовательными морфемами: приставкой и постфиксом. Наличие этих морфем не меняет спряжения глагола.«Разогнаться» — это глагол II спряжения, как и производящее слово «гнать».
Напишем букву «и» в окончании формы 2 лица единственного числа глагола будущего времени «разго́н и шь ся».
Слово «спустишься» (что сделаешь?) имеет начальную форму «спуститься». Наличие возвратного постфикса -ся не влияет на спряжение глагола. В неопределенной форме глагола «спуст и ться» выявим суффикс -и- перед окончанием -ть. Слово заканчивается на -ить. Значит, это глагол II спряжения.
Выберем букву «и» в безударном окончании формы 2 лица единственного числа будущего времени — спу́ст и шь ся.
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания глаголов» (Программа «Школа-2100»)
Цели:
ознакомить с изменением глаголов по лицам и числам;
формировать умение спрягать глаголы и распознавать лицо и число глагола;
правильно писать личные окончания; развивать умение сравнивать и делать выводы;
воспитывать внимание и интерес к предмету.
Оборудование:
карточки для индивидуальной работы по уровням трудности;
ребус-картинка “Местоимение”;
грамматические человечки “Глагол” и “Местоимение”.
Ход урока
1. Орг. момент.
Запись даты в рабочей тетради.
2. Упражнение в чистописании.
Посмотрите, какие буквы мы сегодня будем писать, какой у них общий элемент?
Какие части речи начинаются на эти буквы?
Дайте определение глаголу, местоимению.
Пишите красиво, соблюдайте наклон и высоту букв, обратите внимание на нижнее соединение буквы М.
Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1. (Базовый уровень).
Запишите глаголы в три столбика: замашет, будут летать, сидит, подует, пошёл, будет светить, хрустнула, вспомню.
Карточка № 2. (Уровень 2 – повышенной трудности).
Укажи время и число глаголов.
Пробежала и пискнула мышь. Стукнулся о берёзу и упал жук. На макушке ели кукует кукушка. На вершине дуба заворковал дикий голубь. На закате солнца заухает в лесу филин.
(По Соколову – Микитову И.)
Работа у доски.
Задание 1. (1 уровень).
Напиши глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени: бегать, трогать.
Посмотрите внимательно на столбик слов, найдите спрятавшееся слово .
(Ответ детей: “спряжение”).
С какой частью речи оно связано?
Вы хотите узнать, что такое спряжение?
Сформулируйте вопрос, над которым мы будем работать?
(Что такое спряжение глаголов?).
1. Составление таблицы.
К грамматическому человечку Глаголу пришёл в гости его друг. Отгадайте кто?
Правильно, Местоимение. Но у него горе, он потерял лицо. Если ответите на все вопросы, то поможете Местоимению.
(На доске закрыта таблица, и она постепенно открывается).
Ед. ч.
Мн. ч.
1 л.
(я)
(мы)
2 л.
(ты)
(вы)
3 л.
(он,
— Какие вы знаете местоимения?
На какие группы их можно разделить?
Как называются все эти местоимения?
От какого слова образовалось прилагательное “личное”?
Молодцы! Помогли вы Местоимению, и он получил своё лицо, так обрадовался, что пригласил в свою таблицу Глагола.
Давайте возьмём глагол “учить” и поместим его в таблицу.
(Ученик записывает на доске, а дети в тетрадях).
Как вы изменили глагол?
(По лицам и числам).
Какая часть слова изменялась?
Вспомните, на какой вопрос мы отвечаем на уроке?
Кто догадался, что такое спряжение глаголов?
(Изменение глаголов по лицам и числам).
2. Работа по учебнику.
Прочитайте в учебнике определение (с. 158).
Что значит “проспрягать глагол”?
(Изменить по лицам и числам).
1. Упр. 248, с. 157 (первая часть устно, вторая часть по вариантам письменно).
Проспрягайте глаголы, выделите окончания:
(По одному ученику у доски, остальные в тетрадях).
Проверка работы у доски (сигнальные карточки).
Кто допустил ошибки, исправьте их.
Физ. минутка “Сам себе я помогу. Я здоровье берегу!”
Сравните окончания глаголов “плести” и “кричать” с окончаниями глаголов “идти” и “стоять”. Что вы заметили?
В каком лице у глаголов самые длинные окончания?
Чем интересно окончание
Какая буква в конце?
3. Работа с учебником.
Чтение вывода (с. 158).
Гимнастика для глаз по таблице Базарного.
4. Самостоятельная работа.
I в.
II в.
Запишите глаголы в форме 2-го лица, ед. ч. Не забудьте про букву “ь” после “ш”. Обозначьте окончания.
Запишите глаголы в форме 2-го лица, мн. ч. Не забудьте, что вторая гласная в окончании – всегда “е”. Обозначьте окончания.
Расти
Цвести
Запасти
(Два ученика у доски).
Проверка: оценивание работы уч–ся. Исправление ошибок.
Как определить лицо и число глагола?
(По местоимению и окончанию или только по окончанию).
5. Поиграем в игру “Измени слово”.
дует
2 л., ед. ч.
дуешь
ревёт
3 л., мн. ч.
ревут
свистит
2 л., мн. ч.
свистите
качает
3 л., мн. ч.
качают
срывает
2 л., ед. ч.
срываешь
стучит
1 л., мн. ч.
стучим
К какому существительному можно отнести эти глаголы.
6. Развитие речи.
Придумайте предложения с этим существительным и глаголами.
7. Итог урока.
Напоследок наши грамматические человечки приготовили вам сюрприз. Если вы справитесь с заданием, которое они предлагают, то узнаете с каким настроением они покидают наш урок. Для этого запишите цифру правильного ответа в тетрадь.
а) Глаголы …
склоняются
спрягаются
б) У глаголов при спряжении изменяются …
окончание
основа
в) Выберите глагол 2-го лица ед. ч. …
летит
бродишь
г) Лицо глагола определяется …
по местоимению
предлогу
Проверяем 2, 1, 2, 1. Переворачиваю табличку, и дети читают: Мы рады!