Меню

Какое спряжение у глагола осветить



Морфологический разбор глагола «Осветить»

Для слова «осветить» найден 1 вариант морфологического разбора

  1. Часть речи. Общее значение
    Часть речи слова «осветить» — глагол
  2. Морфологические признаки.
    1. осветить (инфинитив)
    2. Постоянные признаки:
      • 2-е спряжение
      • переходный
      • совершенный вид

      Непостоянные признаки:

      • изъявительное наклонение.
  3. Нет, дремучесть моего ожидания не могут осветить редкие вспышки твоего появления.

    Выполняет роль сказуемого.

    План разбора глагола

    1. Часть речи. Общее значение
    2. Морфологические признаки.
      1. Начальная форма (инфинитив)
      2. Постоянные признаки:
        • Вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)
        • переходный (употребляется с сущeствительным в винительном падеже без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
        • Спряжение

        Непостоянные признаки:

        • Наклонение в зависимости от вопроса:
          • Изъявительное — что делал? что делает? что сделает?
          • Повелительное — что делай?
          • условное — что делал бы? что сделал бы?
        • Число
        • Время (если есть)
        • Лицо (если есть)
        • Род (если есть)
    3. Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом педложения)

    План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.

    Если морфологический разбор глагола «осветить» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.

    Источник

    Как писать правильно: «освещать» или «освящать»?

    Многие ошибаются в написании безударной гласной в корне глаголов «освещать» или «освящать». Эти два слова в разговорной речи произносятся одинаково, что затрудняет выбор гласной «е» или «я» на письме. Зачастую лексемы ошибочно заменяются друг другом. Обратимся к правилам орфографии русского языка, чтобы навсегда уяснить верное правописание.

    Как правильно: «освещать» или «освящать»?

    Исходя из данных современных словарей, оба варианта являются нормативными – «освещать» и «освящать».

    Какую из представленных форм выбрать, подскажет контекст. Значение каждого из глаголов разнится, поэтому нужно быть очень внимательными. Чтобы определить, какой из рассматриваемых глаголов грамотно писать в конкретном предложении, первым делом необходимо проанализировать контекст и установить лексическое значение слова.

    Использование слова «освещать»

    Известно, что глагол «освещать» употребляется в двух основных лексических значениях:

    1. «Сделать светлым, обеспечить светом с помощью лучей, направить свет».
    2. «перен. Истолковывать что-либо, проинформировать, рассказать о чём-либо».

    Проверить слово «освещать» можно с помощью родственного существительного «свет». Укажем на чередование согласных «т» – «щ» в корне. Значит, в рассматриваемой лексеме напишем гласный «е».

    Морфемный разбор слова «освещать»

    Сделаем полный морфемный разбор глагола «освещать», чтобы определить, из каких частей он состоит:

    • «о» – префикс;
    • «свещ» – корень;
    • «а» – суффикс;
    • «ть» – окончание (по школьной программе) или формообразующий суффикс (по университетской программе)

    При выделении основы не включаем в неё ни окончание, ни формообразующий суффикс – «освеща».

    Спряжение глагола «освещать»

    Слово «освещать» – это непереходный глагол несовершенного вида. Выясним, как он изменяется по лицам и числам, ниже:

    Примеры предложений

    Понять, когда следует писать «освещать», помогут приведённые контексты:

    1. Вчера в парке установили высокие фонари, которые должны хорошо освещать все улицы.
    2. Продавец сказал, что этот ночник будет плохо освещать комнату, поэтому я купила другой.
    3. Даже в минуты грусти улыбка продолжала освещать лицо дедушки, а глаза излучали спокойствие.
    4. Репортёр, который должен был освещать последние события в мире, уволился по состоянию здоровья.
    5. Мы купили несколько свечей, чтобы освещать дом во время отключения электроэнергии.
    6. Журналист отказался освещать темы, связанные с политическим шантажом.
    7. Освещатьподъезд с помощью электричества стали совсем недавно.
    8. Фары автомобиля слабо освещали ночную дорогу, поэтому Влад сразу вызвал мастера.
    9. В каждой лекции преподаватель старался освещать разные темы, которые были интересны студентам.

    Использование слова «освящать»

    Глагол «освятить» используется в трёх лексических значениях:

    1. «Совершать над чем-либо церковный обряд по приданию святости».
    2. «перен. Делать священным и почитаемым».
    3. «перен. Признание незыблемости и неизбежности чего-либо».

    Чаще всего слово используется в своём прямом значении.

    Докажем, что глагол «освящать» нужно писать с «я» в корне с помощью проверочных слов «святость», «святить».

    Морфемный разбор слова «освящать»

    Проведём морфемный анализ глагола «освящать», чтобы понять, в какой части находится проблемная орфограмма:

    • «о» – префикс;
    • «свящ» – корень;
    • «а» – суффикс;
    • «ть» – окончание (по школьной программе) или формообразующий суффикс (по университетской программе)

    При выделении основы не включаем в неё ни окончание, ни формообразующий суффикс – «освяща».

    Спряжение глагола «освящать»

    Слово «освящать» – это непереходный глагол несовершенного вида. Посмотрим, как его правильно спрягать, ниже:

    Настоящее
    время
    Прошедшее
    время
    Повелит.
    наклонение
    Я Освящаю Освящал
    Освящала
    Освящало
    Ты Освящаешь Освящал
    Освящала
    Освящало
    Освящай
    Он/Она Освящает Освящал
    Освящала
    Освящало
    Мы Освящаем Освящали
    Вы Освящаете Освящали Освящайте
    Они Освящают Освящали

    Примеры предложений

    Определить, когда нужно использовать «освящать», помогут приведённые ниже предложения:

    1. В праздники к нам всегда заходили освящать квартиру священнослужители.
    2. Многие россияне приходят в храм освящать воду, а некоторые просят окропить святой водой автомобиль, мобильный телефон и даже школьный дневник.
    3. Священники призывают освящать церковные праздники добрыми делами и мыслями.
    4. На Пасху горожане дружно понесли освящать куличи в церковь.
    5. Мария не стала освящать эту компанию своим присутствием, поэтому сразу ушла.
    6. В нашем городе стали освящать новые церкви.
    7. В этом году вербу в нашем храме хотят освящать большое количество прихожан.
    8. Через неделю собираются освящать памятник Неизвестному Солдату.
    9. Многие храмы собирались освящать эту старинную икону.
    10. Жители не знали, что освящать часовню возле сквера будут только через месяц.

    Неправильное написание слов «освещать» и «освящать»

    Оба варианта «освещать» или «освящать» могут не соответствовать орфографическим правилам, если будут использованы в неподходящем контексте.

    Заключение

    Из сказанного выше следует, что два рассмотренных глагола «освещать» и «освящать» – правильные.

    Несмотря на это, люди часто используют один глагол вместо другого, что делает написанное некорректным. Чтобы не допускать ошибок на письме, необходимо в первую очередь изучить контекст. Также нужно знать лексическое значение каждого слова в отдельности. В случае затруднения лучше обратиться к словарю.

    Источник

    Урок-зачет по теме «Спряжение глагола». 4-й класс

    Класс: 4

    дифференцированный контроль знаний, проверка умения учащихся:

    • писать безударные личные окончания глаголов;
    • правильно обосновывать написание безударных окончаний;
    • определять у глаголов спряжение, лицо, число, время;
    • правильно писать суффиксы глаголов в прошедшем времени.

    Оборудование:

  4. зачетные материалы в трех вариантах по степени сложности;
  5. карточки с дополнительными упражнениями каждого уровня;
  6. опорные карточки и таблицы для учащихся первого уровня.
  7. Работа ведется по зачетным карточкам, дифференцированным по уровню сложности, исходя из индивидуальной нормы или относительной успешности каждого ученика.

    Ребята, выбравшие материал II-го и III-го уровня, работают в парах. Ученики III-го уровня принимают теоретическую часть зачета у учеников II-го уровня, консультируя отвечающего по вопросу, на который он ответил неверно или затруднился ответить. Далее приступают к выполнению практической части, каждый по своим карточкам.

    Ученики, выбравшие материал I-го уровня, сдают устную часть зачета учителю.

    Отработав основной зачетный материал, ученик может взять дополнительные упражнения, которые так же, как и зачетные карточки имеют разную степень сложности. Какого уровня взять дополнительную карточку ученик также определяет сам.

    Зачет по теме “Глагол” I уровень.

    I. Ответь на вопросы:

    1) Глаголы в каком спряжении имеют окончания -ем; -ет; -ете; -ут (-ют)

    а) в I спр. б) во II спр.

    2) Глаголы в каком спряжении имеют окончания: -им; -ит; -ите; -ат (-ят)

    а) в I спр. б) во II спр.

    3) Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

    а) по лицам и числам;
    б) по родам;
    в) по числам.

    4) Как определить спряжение глагола?

    а) по имени существительному, с которым оно связано;
    б) по неопределенной форме;

    5) Как узнать, какой суффикс пишется у глаголов прошедшего времени перед суффиксом “Л”

    а) поставить в неопределенную форму;
    б) изменить по числу;
    в) проспрягать.

    II. Подчеркни глаголы I спряжения:

    полоть, крыть, бросить, бросать, купить, считать, надеть, стрелять, учить, любить, украшать, украсить

    III. Подчеркни глаголы-исключения. Сверху укажи спряжения.

    Вращать, вертеть, ударить, ударять, обидеть, стелить, крутить, лепить, брить, гнать, рвать, держать, мазать, видеть, обещать, душить, ненавидеть.

    IV. Вставь окончания, укажи спряжения.

    Мы уч…м, вы груз…те, они ход…т, ты слома…шь, они чист…т, ты жале…шь, мы се…м, вы слыш…те, они вид…т, ты бре…шь, он гон…т, он завис…т, мы зева…м, они кол…т, мы замороз…м, он сине…т, они готов…т.

    V. Вставь нужный суффикс:

    выуч…л, плак…л, удар…л, покрас…л, кле…л, раста…л, исправ…л, стро…л, увид…л, слыш…л, обид…л, законч. л, насып…л, выслед…л, пад…л, нач…л.

    VI. Проспрягай глаголы:

    _______________________________________________________________________
    _______________________________________________________________________
    _______________________________________________________________________
    _______________________________________________________________________
    _______________________________________________________________________

    Зачет по теме “Глагол” 2 уровень.

    I. Ответь на вопрос

    1) Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?___________________
    2) В каком времени глаголы изменяются по родам?____________________________
    3) Какие глаголы относятся ко второму спряжению?_________________________
    4) Какие глаголы относятся к первому спряжению?___________________________
    ________________________________________________________________________
    5) Назови глаголы-исключения II спряжения:_________________________________
    _________________________________________________________________________
    6) Назови глаголы-исключения, которые относятся к I спряжению______________
    ________________________________________________________________________
    7) Какой суффикс пишется у глаголов прошедшего времени перед суффиксом “Л”?
    _______________________________________________________________________

    II. Укажи спряжения глаголов:

    копать; крутить; рисовать; ходить; бродить; знать; таять; колоть; лепить; задеть; убирать; выводить; кружить; летать; мазать.

    III. Найди глаголы-исключения, подчеркни, укажи спряжения:

    смотреть; строить; терпеть; сушить; полоть; выскочить; увидеть; гнать; обидеть; сеять; чесать; вертеть; крошить; держать; прятать; паять; играть; бороться; видеть; топтать; зависеть; кроить; слышать; будить; вытерпеть; прогнать; шептать; дышать; мочить; платить; услышать; посмотреть.

    IV. Вставь окончания, укажи спряжения. Подчеркни глаголы будущего времени.

    Зимой солнце свет…т, но не гре…т. Мама свяж…т тебе теплый свитер. Легкий ветерок круж…т и верт…т в воздухе последние снежинки. Весной солнышко пригре…т жарче, растоп…т снега, согре…т землю, разбуд…т все живое. Мы часто ход…м в наш парк, гуля…м по липовым аллеям, брод…м по извилистым дорожкам.

    V. Вставь нужный суффикс прошедшего времени.

    С неба сып…л моросящий дождик. Ве…л легкий ветерок. Туман та…л над полем. Я двиг..лся в сторону леса. Где-то ла…ла собака. Под ногами хлюп…ла вода. Она скле…ла опавшие листья. Послыш…лся крик ночной птицы. Вдалеке я увид…л огонек. Нач…лся сильный дождь.

    VI. Проспрягай глаголы:

    _____________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________

    Зачет по теме “Глагол” 3 уровень.

    I. Зачеркни неправильное высказывание:

    – Глаголы в прошедшем и настоящем времени изменяются по лицам.
    – Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам.
    – Все глаголы изменяются по лицам.
    – Все глаголы изменяются по родам.
    – Глаголы прошедшего времени изменяются по родам
    – Глаголы настоящего времени изменяются по родам.
    – Глаголы бывают I, II и III спряжения.
    – Глаголы бывают I и II спряжения.

    II. Выбери верное утверждение:

    1. В предложении глагол чаще является главным членом.
    2. В предложении глагол чаще является второстепенным членом.
    3. Глагол не имеет формы настоящего времени, если отвечает на вопрос
      – что делать?
      – что сделать?

    III. Укажи, в каких словах пишется окончание -ем:

    перебира…м, слыш…м, се…м, усво…м, вид…м, гон…м, бре…м, стел…м, гуля…м, смотр…м, копа…м, гоня…м, перебира…м, стреля…м.

    IV. В каких глаголах пишется суффикс –и?

    кле…л, ла…л? увид…л, успоко…л, раста…л, спор…л? помн…л.

    V. В каких словах пишется “Ь”?

    доч…, борщ…, леч…, грач…, без задач…, береч…, печ…

    VI. В каких случаях верно определено спряжение?

    Глядят – I, решать – I , услышать – II , бросать II, видеть – I , ненавидеть – II , вертеть – I , замечать – I , крушить – II , любят – I , стелить – II , чуять – II , шагать – I.

    VII. Укажи, в каких случаях верно определено время глагола.

    Зеленел – пр вр; работает – б вр; нарисует – б вр; встречает – н вр; дремать – б вр.

    VIII. Укажи, в каких словах пишется гласная “Е” в окончании.

    Уч…шь, чист…шь, шага…шь, счита. шь, бре…шь, держ…шь, стел…шь, зашива…шь, черт…шь, игра…шь, мо…шь, реж…шь, вар…шь, име…шь, бел…шь, ро…шь, дыш…шь, раду…шься, удивля…шься, ход…шь.

    IX. Образуй глаголы из других частей речи, поставь их во 2 лицо множественного числа, определи спряжение, выдели окончание.

    X. Вставь пропущенные буквы:

    Мы ненавид…м мороз. Он щипл…т и куса…т нос и уши, заставля…т надевать теплые вещи, гон…т с улицы домой. Сильный холод держ…т нас в квартире. Мы подход…м к окну, грустно смотр…м в него и вид…м, как метель намета…т сугробы. Мы слыш…м вой сердитого ветра. Но многое в нашей жизни завис…т от нас. Мы зна…м, что мож…м привыкнуть к холодам. Мы закаля…м свое тело. Для этого принима…м холодный душ, а потом растира…м тело до красноты.

    XI. Проспрягай глаголы:

    _______________________________________________________________________
    _______________________________________________________________________
    _______________________________________________________________________
    _______________________________________________________________________

    Дополнительные карточки для индивидуальной работы I, II и III уровней сложности к зачету по теме “Спряжение глаголов”

    Источник

Читайте также:  Происхождение слова глагол в русском языке