Меню

карточки 2 класс собственные и нарицательные имена существительные 2 класс



Урок русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». 2-й класс

Класс: 2

Планируемые предметные результаты:

  • понимать суть понятий “имена собственные”, “имена нарицательные”,
  • уметь различать имена существительные собственные и нарицательные,
  • уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы,
  • подбирать примеры; классифицировать имена существительные собственные и нарицательные

Планируемые метапредметные результаты:

  • личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
  • регулятивные: актуализировать свои знания для решения учебной задачи
  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий, осуществлять проверку, коррекцию
  • познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, классифицировать; анализировать и делать выводы на основе проведенного анализа;
  • коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

  • уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
  • уметь осуществлять самооценку результатов;
  • уметь планировать учебное сотрудничество в паре,;
  • уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение;
  • выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
  • формулировать понятные высказывания, используя термины;
  • уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию;

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Прозвенел звонок, ребята. Сегодня на уроки я вам желаю удачи. Ведь даже с маленькой удачи начинается путь к большому успеху.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Начнем мы, как всегда, с орфографической минутки. Запишите слова, лексическое значение, которых я вам буду называть.

[В году их 12, белоствольное дерево; животное, ловко лазающее по лианам, первый месяц год; столица нашей родины, спит зимой в берлоге] (Взаимопроверка/ cамопроверка под документ-камерой. Самооценивание.)

Учитель: Что общего у всех слов, которые мы с вами записали?

Дети: Являются существительными).

Учитель: Докажите.

Дети: Все эти существительные отвечают на вопрос кто? Или что? И обозначают предмет.

Учитель: На какие 2 группы мы можем разделить эти существительные, задав к ним вопрос.

Дети: Одушевленные и неодушевленные.

3. Работа по теме урока

Учитель: Почему одно из этих существительных написано с заглавной буквы?

Дети: Это название города.

Учитель: Вспомните из первого класса, какие еще существительные мы будем писать с заглавной буквы

Дети: Имена, отчества, фамилии, клички, названия городов, рек.

Учитель: Может кто-нибудь из вас знает, как называются такие имена существительные? Откройте учебник на стр.51 и прочитайте тему урока. (Дети читают название темы урока)

Давайте разбираться, как же отличить имена нарицательные от имён собственных.

Учитель: Скажите, предметов с каким названием больше: город или Москва? Река или Пахра? Девочка или Маша? Корова или Буренка?

Дети.

Учитель: Зачем Маше, Пахре, Буренке, Москве дали название?

Дети: Чтобы отличить Машу от других девочек и т.п.

Учитель: Правильно, чтобы отличить их от множества других, похожих или как говорят ученые подобных предметов: городов, рек, девочек.

Учитель: Делаем вывод: города, реки, коровы, – названия предметов однородных. Это имена нарицательные. Чтобы отличить единичные предметы от множества подобных предметов, им дают названия. Это имена собственные.

Учитель: Проверим по учебнику, правильно ли мы дали определение именам нарицательным и собственным.

Читайте также:  слова на правило о е после шипящих в окончаниях существительных

Работа по учебнику стр. 52, 53.

Учитель: Понаблюдаем: посмотрите еще раз на мою запись, назовите имена нарицательные, назовите имена собственные.

Учитель: Обратите внимание, как записаны имена собственные и нарицательные, в чем особенность.

Дети: Имена собственные написаны с заглавной буквы, а имена нарицательные – со строчной).

Учитель: Сделайте вывод.

Дети: Имена существительные собственные пишутся с заглавной буквы, а имена существительные нарицательные – со строчной.

Работа по упражнению в учебнике

Учитель: Составьте из слов словосочетания и запишите их в тетрадь. (Работа выполняется с комментированием. Дети: Существительное “. ” — это имя собственное, поэтому пишу с заглавной буквы. Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма, эту орфограмму я подчеркиваю. И т.п.)

Проблемная ситуация.

Учитель: Одна ученица рассказала мне, что когда она читала книгу, то она встретила слово “лев”, написанное со строчной буквы, а потом она увидела это слово, написанное с заглавной буквы. Могло ли так быть?

Дети: Да. “Лев” может быть именем мальчика и названием животного.

Учитель: Сделаем вывод: От чего же зависит выбор заглавной или строчной буквы?

Дети: От значения.

Дети: Составьте предложения, в одном из которых слово “лев” нарицательное имя существительное, а в другом собственное.

Работа на доске и в тетради.

Вместе записываем предложения: “Лев Николаевич Толстой – известный русский писатель. Громко рычит лев.”

Учитель: Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.

Карточки:

ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ. ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.

ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА. НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ. У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.

САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ. ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.

КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ. ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ.

КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ. НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.

ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ. ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.

ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА.

Проверка работы (Под документ-камерой. Самооценивание.)

Учитель: Перед вами письмо, переведенное с немецкого языка. В немецком языке пишутся все существительные с большой буквы. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами русской орфографии. Исправьте ошибки в работе своего немецкого друга. Как вы думаете, почему он сделал эти ошибки?

Письмо, переведенное с немецкого:

За моим Окном стоит золотая Осень. Я люблю это Время Года. В Октябре во Франкфурте бывает книжная Ярмарка. В прошлом Году я купил здесь Книгу на Русском Языке.

4. Итог урока.

Учитель: Чему мы научились сегодня на уроке? Расскажите, что вы узнали об имени существительном сегодня.

Дети.

Домашнее задание: правило на стр. 52, 53.

Источник

Карточки для учащихся начальной школы «Имена существительные собственные и нарицательные»

Пурклова Наталья Сергеевна
Карточки для учащихся начальной школы «Имена существительные собственные и нарицательные»

Карточка 1: посмотрите на слова

и исправьте ошибки.

Карточка 1: посмотрите на слова

и исправьте ошибки.

Карточка 1: посмотрите на слова

и исправьте ошибки.

Карточка 1: посмотрите на слова

и исправьте ошибки.

Карточка 1: посмотрите на слова

и исправьте ошибки.

Карточка 1: посмотрите на слова

Читайте также:  предложение с именем существительным пила

и исправьте ошибки.

Карточка 1: посмотрите на слова

и исправьте ошибки.

Карточка 1: посмотрите на слова

и исправьте ошибки.

Карточка 1: посмотрите на слова

и исправьте ошибки.

Карточка 1: посмотрите на слова

и исправьте ошибки.

Карточка 2: Найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно.

Шоколад «Дневной Дозор”. Яхта “Беда”.

Город Свежий ветер Карточка 2: Найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно.

Шоколад «Дневной Дозор”. Яхта “Беда”.

Город Свежий ветер

Карточка 2: Найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно.

Шоколад «Дневной Дозор”. Яхта “Беда”.

Город Свежий ветер Карточка 2: Найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно.

Шоколад «Дневной Дозор”. Яхта “Беда”.

Город Свежий ветер

Карточка 2: Найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно.

Шоколад «Дневной Дозор”. Яхта “Беда”.

Город Свежий ветер Карточка 2: Найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно.

Шоколад «Дневной Дозор”. Яхта “Беда”.

Город Свежий ветер

Карточка 2: Найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно.

Шоколад «Дневной Дозор”. Яхта “Беда”.

Город Свежий ветер Карточка 2: Найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно.

Шоколад «Дневной Дозор”. Яхта “Беда”.

Город Свежий ветер

Праздник к 23 февраля и к 8 Марта для учащихся начальной школы Цель: содействовать воспитанию добрых, уважительных отношений между детьми и родителями, способствующих сплочению семьи, взаимопониманию.

Конкурс на 8 Марта для учащихся начальной школы «А ну-ка, девочки!» Цель: воспитывать уважительное и бережное отношение к матери Оборудование: рисунки к Международному женскому дню 8 Марта, Праздничные панно.

Конспект открытого внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «9 мая» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя образовательная школа № 553 с углублённым изучением английского языка Фрунзенский.

Конспект урока по математике для учащихся начальной школы «Умножение на 7» Тема: «Таблица умножения и деления на 7». Цель урока: способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 7,.

Сценарий праздника для учащихся начальной школы «День рождения класса» День рождения класса. Цель: развивать познавательный интерес, расширять представление о временах года и о календаре; добиваться участия.

Сценарий праздника для учащихся начальной школы «Банные сражения» БАННЫЕ СРАЖЕНИЯ Ведущий: Конец недели, банный день Помыться в баньке нам не лень Нам надо баньку затопить Пора дровишек наносить 1 конкурс:.

Конспект занятия «Хочу или надо?» для учащихся начальной школы Контингент: (возрастная категория: 7-8 лет) Цель: учащиеся должны иметь представление о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены,.

Утренник для учащихся начальной школы «Золотая осень» с Айболитом Цель: развитие творческих способностей учащихся. Подготовительная работа: разучивание песен, стихотворений. сценки рисунки, поделки на тему.

Конспект урока для учащихся начальной школы «В. Ю. Драгунский «Друг детства» Цель: воспитание любви и уважения к слову, передача духовного опыта в активной форме; вовлечение учащихся в написание текста на основе знакомства.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы «Звёздный час» Звёздный час. Цели: 1. Обобщить, систематизировать знания детей по окружающему миру, литературному чтению, русскому языку в игровой форме.

Источник

Имена собственные и нарицательные. Карточки.

Карточки с заданиями по теме: » Имена собственные и нарицательные».

Просмотр содержимого документа
«Имена собственные и нарицательные. Карточки.»

Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко, суп и хлеб. Скоро он стал большой собакой. Часто друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку за куст. Бим несет мальчику палку.

Выпишите все имена собственные.

Выпишите имена нарицательные.

Вот река Окуньки. Утро. Дует теплый ветерок. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и Алеша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку дали коту. Васька был рад.

Читайте также:  составить слова на тему не с существительными

Выпишите все имена собственные.

Выпишите имена нарицательные.

1. Выписать имена существительные собственные.

Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;

Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.

1. Выписать имена существительные нарицательные.

Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;

Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.

Источник

Карточки для проверки знаний «Имена собственные»

Карточки контроля в удобной форме помогут осуществить проверку знаний по теме: «Большая буква в именах собственных».

Просмотр содержимого документа
«Карточки для проверки знаний «Имена собственные»»

для проверки знаний по теме

«Большая буква в именах собственных»

Московченко Наталья Михайловна,

учитель начальных классов

КГУ СШ №19,г.Усть-Каменогорск

Внимательно прочитай текст, добавь недостающие имена собственные, спиши текст, подчеркни орфограммы.

Братья _______ и _______ живут в селе _______. Днём мальчики пошли на речку ________. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот _______. ________ поймал окунька. Эту рыбку дали ________. Вторую рыбку поймал _______.

Составь и запиши предложения по картинке. Придумай животным клички.

1) Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.

Летом и жили в … .

По утрам кормила …, а … .

Во дворе у … жили … , … и .

Имена ребят спрятались внутри весёлых подписей.

Найди их и запиши в тетрадь.

В подвал я шёл без страха!

На даче малина уже поспела.

На метро лягушки не ездят.

Осла в автобусе не возят.

Турист до города шагал три часа.

Принёс черновик, а тетрадь забыл.

Купил фен сестре, а бигуди – маме.

Почему же снег оранжевым не бывает?

Маленький был щенок, а тявкал громко.

Комары жужжали в палатке до рассвета.

Нарисовал в овале – розу, а в круге – мак.

На столе – груши, яблоки, абрикосы, сливы.

Не приходи никогда на урок с ананасом в портфеле.

Археологи в земле нашли клад с золотыми монетами

Ответ: Валя, Алина, Оля, Слава, Даша, Вика, Дима, Егор, Катя, Света, Вова, Олег, Оксана, Лена.

Найди фамилии писателей и поэтов и запиши их в тетрадь

Сева Барт о себе ничего не рассказывал.

Ловить рыбу Нина никогда не любила.

Хороших спортивных игр очень много. Гольф – одна из них.

Дети уходили все дальше в лес.

Много прошло с тех пор зим, вёсен и ничего не изменилось.

Вдруг видит богатырь: лежит кованый меч.

Этот мальчик Ризо щенков очень любил.

Кольцо в его руке сверкало под лучами солнца.

Снегом укрыло все деревья и кусты.

Доброму старику принцесса подарила прекрасную розу.

Мы долго сидели в полной темноте, но сова так и не появилась.

Сейчас оркестр играет марш, а кадриль уже исполняли.

Володя-шутник и Тина-хохотушка весь вечер веселили гостей.

Холодный собачий нос тёрся о руку хозяина.

Не опирайся на стол, стой смирно.

Приехали наши друзья: поляк и чех. О Ване никаких новостей не было.

Ответ: Барто, Бунин, Гоголь, Даль, Есенин, Житков, Зощенко, Кольцов, Крылов, Куприн, Носов, Маршак, Никитин, Остер, Толстой, Чехов.

Источник