Меню

Карточки про глаголы 3 класс



Карточки по теме «Глагол»

Карточки для промежуточной проверки знаний, умений по русскому языку — незамеенимый помощник учителя .

Просмотр содержимого документа
«Карточки по теме «Глагол»»

МКОУ Верхнетерешанская основная общеобразовательная школа

Составитель: Аксянова Гузель Саитовна,

учитель русского языка и литературы

Определите, из какого произведения взяты данные строчки. Выпишите отрывок. Найдите в тексте и подчеркните глаголы неопределённой формы.

Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны…

Как услышал царь-отец,
Что донёс ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить…

Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять.

1. От существительных образуйте глаголы неопределённой формы:

Коса-… обед-… игра-… бег-… пила-…. рисунок-…

2. Составьте из частей слова глаголы неопределённой формы:

Приставка: по, вс, при.

Корень: порх, черн, сматр.

Суффикс: е, ну, ива.

Окончание: ть, ть, ть.

Укажите, из какого произведения взяты данные строчки, кто автор, сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой.
Он
лежал пустой равниной,
Рос на нём дубок единый,
А теперь
стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А
сидит в нём князь Гвидон,
Он
прислал тебе поклон.
Царь Салтан дивиться чуду,
Молвит он: “Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу”.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его
пустить
Чудный остров навестить.

Выпишите отдельными столбиками глаголы 1) неопределенной формы, 2) безличные, 3) возвратные, 4) переходные, 5) непереходные, 6) глаголы условного наклонения, 7) глаголы повелительного наклонения.

1. Тираны мира! Трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.). 2. Крепни и славься в битвах веков, Красная Армия большевиков (М.). 3. Хотел бы очень сам я посудить, твое услышав пенье. (К.). 4. Приляг-ка, брат, и отдохни, да коли хочешь, так сосни (К-)- 5. Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица (К-). 6. Хочется подышать свежим воздухом. 7. Что-то нездоровится мне сегодня. 8. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею (Н.). 9. . Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин (М.).

Образуйте (и напишите) неопределенную форму и прошедшее время глаголов:

Ночую, кочую, гарцую, рассматриваю, показываю, чувствую, участвую, шествую, шефствую, командую, заведую, интересуюсь, присматриваюсь, агитирую, преследую, оканчиваю.

Спишите, вставляя, где нужно, Ь.

Сладко спит…ся у костра в лесу, на берегу реки, на палубе корабля, что плывет в открытое море. 2. Ядовитая вода должна была подвергат…ся сложной химической обработке. 3. Сколько завязывает…ся новых дружб и добрых знакомств! 4. Далеко за рекою слышат…ся веселые песни косцов. 5. Летом убирает…ся сено.

Вставьте, где нужно, Ь. найдите «четвертое лишнее».

Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся.

Собирает…ся, считат…ся, ломат…ся, гневат…ся.

Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнует…ся.

Загибат…ся, зажигает…ся, смеят…ся, прощат…ся.

Подберите видовую пару к глаголам.

Говорить, брать, класть, ловить, искать.

Выпишите глаголы, которые имеют особенности в образовании форм прошедшего времени мужского и женского рода. Образуйте эти формы от выписанных глаголов.

Унести, умолкнуть, увидеть, потухнуть, заглотнуть, крикнуть, войти, прожечь, протереть, свернуть.

Спишите. Найдите глаголы, которые употреблены в форме будущего времени. Обозначьте их вид.

В окрестностях знойного города не найдешь горсти плодородной земли, не увидишь зеленого деревца, не зачерпнешь капли студеной воды. Еще зеленеет на пастбищах подъеденная травка, такой она и под снег ляжет.

Читайте также:  Диктант 4 класс весна тема глагол

Выпишите глаголы, которые нельзя употребить в форме 1-го лица единственного числа. Составьте словосочетания, употребив эти глаголы в форме 3 лица единственного числа.

Плавать, ощущаться, переносить, чудить, задумываться, толпиться, разливаться, волноваться, чинить, подниматься.

Найдите «четвертое лишнее».

спит, бежит, добивается, разбудит

читает, просматривает, обеспечит, думает.

негодует, рассмотрит, обижается, свистит.

передает, перечитает, передвигает, перемешивает.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Произведите морфологический разбор выделенных глаголов.

У берегов нар…сла стеклянная полоска л…да. Путешественники т…рпеливо переносят неудо…ства и (не) взгоды. Река течет …квозь пустыню. Я плыву (по) реке. Пока личинки превратят…ся в стреко…, проходит несколько месяцев, а то и лет.

Перепишите слова, вставляя орфограммы и объясняя написание слов.

бежать, …добрить, …дороваться, …густить, …зывать, …грести, ни …ги, …двинуть, …жигать, …грузить, …дание, …дача, …жимать, …десь, …зади, …дравница, …двиг, …говор, …горать, …гнить, …держаться.

Перепишите слова, разбирая их по составу. Объясните удвоение согласных.

Воззвание, воззрение, восславить, воссоединить, воссоздать, восстановить, восстать.

Исследовать, иссохнуть, иссушить, иссякнуть, иззеленить, иззябнуть.

Рассказать, рассчитать, рассматривать, рассушить.

Источник

—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>

КАРТОЧКА № 1
Прочитай: Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару…
Выпиши слова, отвечающие на вопрос что делает?
Осинка (что делает?)

КАРТОЧКА № 2
Прочитай:
И п.. ля цв.. тут, И во всех концах
И леса шумят, Света белого
И л..жат в з..мле Про тебя идёт
Груды зол.. та Слава громкая.
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы.

КАРТОЧКА № 3
Образуй от данных имён существительных глаголы. Напиши.
Рассказ, разговор, крик, бег, свет, зелень, посадка.
С любым из записанных глаголов составь и запиши предложение.

.
КАРТОЧКА № 4
Выделенные имена существительные замени однокоренными глаголами.
Образец: Погрузка багажа — (что делать?) грузить багаж.
1) Доставка почты — (что сделать?)….
2) Посадка деревьев – (что сделать?)…
3) Побелка квартиры — (что сделать?)….
…………………………………………………………………………………………

КАРТОЧКА № 5
Образуй от данных имён прилагательных глаголы. Напиши.
Светлый, грустный, молчаливый, жёлтый, синий, весёлый, белый, сторожевой.

КАРТОЧКА № 6
Прочитай.
Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Загремели бубенцы. Поднялись олени. Всё живое повернулось к рассвету. Все встречали утро нового дня.
Спиши. В скобках перед глаголом напиши вопрос.

КАРТОЧКА № 7
Прочитай.
Скр..пят кл..сты. Звенят с..ницы. См..ётся кукушка. Св..стит иволга. Изумрудные лягушата прыгают под н..гами. Между к..рней л..жит ёж и стер..жёт их. Щёлкает белка. В лапах сосен м..лькает её пушистый хвост.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения. Надпиши какой частью речи они выражены.

.
КАРТОЧКА № 8
От данных глаголов при помощи приставок образуй однокоренные глаголы. Напиши их в два столбика.
Что делать? Что сделать?
Вязать, тянуть, молчать, тащить, чинить, цвести, качать, светить.
У глаголов второго столбика подчеркни безударные гласные, написание которых ты можешь объяснить.
………………………………………………………………………………………………………………
КАРТОЧКА № 9
К данным именам существительным запиши как можно больше подходящих по смыслу глаголов.
Образец: Вода капала, бежала, текла, лилась, струилась, замёрзла.
1) Солнце палило,…….
2) Ветер дул,……..
3) Река вилась,……
4) Трава выросла,……..

КАРТОЧКА № 10
Спиши глаголы. Выдели приставку.
1) Отобедать, отварить, отекать, отточить; 2) обласкать, обогреть, обежать, ободрить; 3) подпевать, подождать, подобрать, подмигнуть, подумать.
Подчеркни безударную гласную в корне, подбери проверочное слово.

КАРТОЧКА № 11
Прочитай.
1) Солнце всходит на востоке, а заходит на западе.
2) От страха бледнеют, а от стыда краснеют.
3) Надо так давать, чтобы можно было взять.
4) По одёжке встречают, по уму провожают.
5) Когда пушки говорят, соловьи молчат.
Спиши, подчеркни глаголы противоположные по значению.

Читайте также:  Что такое первое спряжение и второе спряжение глаголов

КАРТОЧКА № 12
Спиши близкие по значению устойчивые словосочетания. Рядом напиши близкий по значению глагол.
1. Водить за нос, кривить душой,…….
2. Сидеть сложа руки, бить баклуши,……
3. Молоть языком, молоть вздор,…..
4. Намылить голову, задать жару,….

КАРТОЧКА № 13
Спиши, подчеркни глаголы, определи их число.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

КАРТОЧКА № 14
Спиши, подчеркни глаголы, обозначь их число.
В конце весны появляется одуванчик. Неприхотливое растение цветёт почти всё лето.
В одних странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и с удовольствием едят. Из молодых листьев делают салат, а из сухих готовят приятный напиток.

.
КАРТОЧКА № 15
Спиши, заменяя единственное число множественным.
Соловей поёт. Жаворонок звенит. Иволга свистит. Сорока трещит. Дятел стучит. Клёст скрипит. Комар пищит.
………………………………………………………………………………………………….
КАРТОЧКА № 16
Спиши загадки, напиши отгадки. Вставь пропущенные буквы, обозначь число глаголов.
1) Весной вес..лит, летом холл..дит, осенью п..тает, зимой согр..вает.
2) Ветки носят, глину роют, на реке плотину строят. У плотины там и тут в круглых домиках ж..вут.
3) Не ест и не пьёт, а г..ворит и поёт.

КАРТОЧКА № 17
Отгадай и спиши загадки. Подчеркни глаголы, определи их время.
1) В воде она живёт. Нет клюва, а клюёт.
2) Под соснами, под ёлками ползёт мешок с иголками.
3) В воде купался, а сухим остался.
4) Не зверь, не птица, нос как спица, летит-кричит, сядет — молчит.

КАРТОЧКА № 18
Спиши, подчеркни подлежащее и сказуемое. Определи время глаголов.
Свистит косая метель. Белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах. Гонятся вихри за санями, за машинами. Тонут в белых холмах заборы.

.
КАРТОЧКА № 19
Прочитай. Выпиши глаголы будущего времени. Напиши вопросы, на которые они отвечают.
Верь, брат, времечко настанет,
Сгонит снег с полей весна,
Тихо с неба солнце глянет,
Зацветёт твоя страна.
……………………………………………………………………………………………….
КАРТОЧКА № 20
Прочитай.
Тот , кто водит самолёт Своды башен и дворцов
Дома по паркету, Выстроит, наверно.
Завтра в небо поведёт Дети нашего двора,
Самолёт – ракету. Крепнут ваши крылья.
Кто готовит для скворцов Ваша детская игра
Летний дом фанерный,- Завтра станет былью.
Выпиши в первый столбик глаголы настоящего времени, а во второй будущего.

КАРТОЧКА № 21
Спиши, вставь пропущенные буквы, подчеркни глаголы, укажи время глаголов.
П..ля опустели. Цв..ты исчезли. Ж..лтая тр..ва клонится к земле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..лёным ковром. Корешки хлеба сохранятся невредимыми. Весной они выгл..нут на свет зелёными стебельками.

КАРТОЧКА № 22
Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни глаголы, укажи их время.
Уж тает сне. б..гут руч..и,
В ..кно повеяло в..сною
Засвищут скоро солов..и,
И лес оденется л..ствою!
Чиста н..бесная лазурь,
Т..плей и ярче со..нце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
……………………………………………………………………………………………….
КАРТОЧКА № 23
Прочитай.
В марте летят к нам грачи – первые вестники весны. В апреле журчат ручьи, цветут подснежники. Плывут в небе лёгкие облака. В мае гремят первые грозы. Земля буйно цветёт.
В каком времени употреблены глаголы в тексте?
Замени данные глаголы однокоренными глаголами в будущем времени. Напиши текст.

Читайте также:  Образуйте от данных глаголов однокоренные слова разных частей речи

КАРТОЧКА № 24
Спиши. Поставь данные в скобках глаголы в прошедшем времени.
Свежая струя (пробежать) по моему лицу. Я (открыть) глаза: утро (начинаться). Ещё нигде не (румяниться) заря, но уже забелелось на востоке. Бледно-серое небо (светлеть, холодеть, синеть). Звёзды то (мигать) ярким светом, то (исчезать).

КАРТОЧКА № 25
Прочитай.
Минута час бережёт.
Мы стараемся всё делать вовремя. Мы (не) забываем с вечера уложить портфель. Никогда (не) опаздываем на уроки. Все задания выполняем аккуратно, чтобы (не) переписывать и (не) переделывать. Объяснения учителя слушаем внимательно, (не) отвлекаемся. Поэтому (не) тратим много времени на домашние задания. У нас всегда есть время для спорта и отдыха.
Спиши, раскрывая скобки.
………………………………………………………………………………………………………….

КАРТОЧКА № 26
Ответь на вопросы, используя данные в скобках глаголы с (не).Запиши.
1) Как ученики относятся к книге? (Рисуют на страницах.)
2) Как ты относишься к малышам? (Обижаю, дерусь, ссорюсь.)
3) Как вы ведёте себя на уроках? (Шумим, вертимся, разговариваем громко.)
4) Какие правила уличного движения ты соблюдаешь? (Играю на проезжей части улицы.)
5) Как ты бережёшь природу? ( Топчу траву, рву цветы, ломаю ветки.)

КАРТОЧКА № 27
Прочитай. Выпиши глаголы неопределённой формы. Выдели в них суффикс. Напиши вопросы, на которые они отвечают.
Надо говорить правильно. Прежде думать, чем говорить. Говорить не думая – что стрелять не целясь. Тщательно подбирать слова, чтобы лучше выразить свою мысль.

Источник

Индивидуальные карточки по русскому языку в начальных классах по теме «Глагол»

Индивидуальные карточки по русскому языку в начальных классах по теме «Глагол» можно применять и как дополнительный материал с учётом индивидуальных способностей обучающихся, и как материал для определения глубины усвоенных знаний по изучаемой теме.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальные карточки по русскому языку в начальных классах по теме «Глагол»»

От глаголов , прилагательных и от имен существительных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

шью – . , белый – . , нес – . , пишу – . , черный – . , помог – . ,зелень – . , крик – . , поливка – . , свет – . , погрузка – . , корм – . бег – . , сад – . , смотр – . , корм – . , пение – . , посадка – .

Спиши глаголы. Рядом напиши эти же глаголы во 2-м лице единственного числа в настоящем, прошедшем и будущем времени.

лететь – . , нарядить – . , шептать – . ,стоять – . , петь – . , блестеть – .

От этих же глаголов с помощью приставок образуй новые. Запиши их.

Исправь где надо ошибки и определи время глаголов.

Процвитает, переварить, вытинут, выскользнул, нарядился, смиялся, потиплело, поглядел, удиржал, стаяли, измильчить.

Поставь данные глаголы в неопределённую форму.

Играют — шагает — колышет — охраняют —

От глаголов , прилагательных и от имен существительных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

шью – . , белый – . , нес – . , пишу – . , черный – . , помог – . ,зелень – . , крик – . , поливка – . , свет – . , погрузка – . , корм – . бег – . , сад – . , смотр – . , корм – . , пение – . , посадка – .

С помощью приставок образуй глаголы будущего времени. Запиши, выдели окончания.

учу – выучу, выучишь, выучит, выучат

Спишите. Подчерните глаголы. Определите время глагола.

В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья. Над цветами летает бабочка. Птицы выведут птенцов.

Запишите глаголы в два столбика (по временам).

Рисует, говорит, плясал, слушает, смотрел, кричал, летает, качались, выходит, зеленеют , закроют , тащится , пробудился , подпрыгнул , поднялось.

Источник